Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

А вот печальная сказка о мздоимстве – пороке вечном, неискоренимом.


2006-10-14
Номер выпуска: 37

Articulus

Владимир Шкода

Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на черный день, когда заболеет и не сможет ходить по стойбищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.

Однажды, когда слепой музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошел к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперед, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими черными глазами. На пришельце был шелковый халат, а поверх него зеленая плисовая куртка; на ногах - добротные кожаные гутулы; шапка из черного шелка сдвинута набок.

Когда музыкант кончил играть и народ разошелся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музыканта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:

‑ Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!

Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.

‑ Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! - возмущались они. Бедного слепого музыканта. Позор тебе!

А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.

‑ Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? - кричал он. - Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять!

Народ еще пуще возмутился.

‑ Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! - закричали люди и повели его к нойону.

Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.

‑ Встань на колени! - приказал он. - Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?

‑ Мой нойон, ответил мошенник. - Я из самой благородной семьи. Мой отец - знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?

‑ Как смеешь ты говорить, будто вышел из знатного рода? - вскипел нойон. - Будь это так, ты бы не обворовал этого бедняка!

‑ Мой нойон! Смею уверить вас, отец имеет почти такой же титул, как и вы, - стоял на своем мошенник. - Во всех четырех сторонах света нет человека, который не знал бы моего отца.

Еще пуще разозлился нойон и говорит:

‑ Кто может знать недостойного отца, который воспитал такого дурного сына?

‑ Мой нойон! Вы тоже знаете имя моего отца.

‑ Придется и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! - закричал нойон.

Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:

‑ Лицо моего отца бугристое, спина горбатая. А имя ему Старый Сребреник.

Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:

‑ Придется завтра заняться вашим запутанным делом.

И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности.

Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку - тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.

Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на слепого музыканта.

‑ Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека?

Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь, словно прислушиваясь.

<Что делает этот слепой черт?> - удивился нойон, а вслух спросил:

‑ Эй, вор, ты что, с ума сошел?

‑ Мой нойон, - ответил слепой музыкант. - Только вчера здесь говорил закон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю провалился. Вот я и рою, может найду закон, а может быть, монеты.

Нойон изменился в лице и приказал поскорее прогнать слепого музыканта.

 

Комментарий

 

Взяточничество в любом государстве, даже самом правовом распространено в большей или меньшей степени, а исчезнуть ему вообще, по-видимому, невозможно. И судьи подвержены этому пороку, судьи особенно. Хотя от века повторяют люди, что вершиться дела в судах должны не ради мзды, а ради правды. Кстати, странное, на первый взгляд, слово <мзда> происходит от <возмездия>.

Проходимец все хорошо рассчитал. Выследил слепого музыканта, проведал про мешочек с деньгами, щегольски оделся и совершил грабеж. В ясный день, под золотыми лучами солнца, как поэтически выражаются и музыкант, и нойон, т.е. князь. Одежда грабителя описана подробно: шелковый халат, куртка из плиса - ткань вроде бархата, кожаные сапоги с загнутыми носками - признак шика, и шапка из черного шелка. Действительно, станет ли такой человек грабить бродячего музыканта? И потом, откуда у бедного слепого такие деньги?

Но грабитель схвачен и приведен к князю на расправу. Тот настроен решительно, и его отношение к участникам дела не вызывает сомнений: слепого музыканта он усадил, а грабителя поставил на колени. Любопытна логика князя и грабителя. Князь использует факт грабежа как аргумент, опровергающий все положительное, что незнакомец говорит о себе. Ты грабитель, а потому не можешь выйти из знатного рода и иметь известного отца. Незнакомец, напротив, выставляет свое знатное происхождение (щегольская одежда), и известность отца, чтобы опровергнуть обвинение в грабеже. Разве не видно, что я из знатного рода, а потому не могу быть грабителем слепого музыканта? Обратим внимание на изображенный грабителем портрет его отца. Бугристость лица означает неровность, не прямоту характера, плутовство. Вспомним, плутать, значит блуждать, сбившись с прямого пути. Слово <право> происходит от <прямо>. Кривда - неправда, несправедливость, ложь. Горбатая спина - тот же символ неровности. А устремленность взора в землю может означать сосредоточенность на земном. Возможно, горб - следствие нежелания смотреть людям в глаза. В общем, далеко не знатного происхождения этот незнакомец.

Однако в ходе допроса положение меняется. Незнакомец намекает на взятку, и судья откладывает разбирательство на завтра. А утром роли переменились. Ограбленный музыкант считается теперь клеветником, грабитель - ограбленным. Закон, еще вчера грозно осуждавший грабеж, онемел. Все эти превращения совершились благодаря взятке в тридцать сребреников. Если рассуждать по справедливости, то судья-взяточник - участник преступления. Он ведь получил часть денег, отнятых у слепого. Можно сказать, что на суде спонтанно возникла преступная организация, состоящая из проходимца, который совершил грабеж, и судьи, ставшего для него, как говорят, крышей. Слепого музыканта, знающего правду, прогоняют подальше от глаз. Бывает и так.

Когда появились первые взяточники? В одной из старейших книг Библии сказано: <огонь пожрет шатры мздоимства> (Иов 15, 34). Хотя слово <мзда>, первоначально не имело негативного оттенка и означало плату, награду. Взятка - это неправедная мзда, подношение с целью незаконного получения желаемого. Возможно, истоки мздоимства в жертвоприношении, но не самом по себе, а деформированном неискренностью приносящего жертву. Не Каин ли первый взяточник? Почему Бог не принял его дар? От жертвоприношения тянется линия к обмену дарами между людьми, и, возможно, к торговле. Короче говоря, феномен этот уходит в глубь времен.

В современных государствах коррупция и взяточничество проникла в высшие эшелоны власти. Взятки берут не только правительственные чиновники, но министры и президенты. Это происходит в международном бизнесе, когда фирмы конкурируют за получение заказов, финансируемых государством. Там, где не развита демократия, не свободна пресса, должностные лица почти беспрепятственно используют властные возможности для личного обогащения. Впрочем, принимаются меры. В 1996 году лидеры 21государства Латинской Америки и США заключили договор о сотрудничестве в борьбе с коррупцией и приняли соответствующий закон. По этому закону обвиняемые выдаются в страну, где они совершили преступление, отменяется тайна банковского счета, если информация необходима для международного расследования. Но самая радикальная статья, из-за которой делегация США не подписала договор, состоит в следующем. Считается преступным должностное лицо, которое не может разумно объяснить появление средств, не соответствующих его законным доходам. Эта статья противоречит конституционному принципу - бремя доказательства лежит на стороне обвинения, подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. А в самих Соединенных Штатах Америки еще в 1977 году был принят Акт о запрещении подкупа иностранных представителей.

Наш комментарий, пожалуй, затянулся. От старой монгольской сказки мы перешли к реалиям современной жизни. Факты тревожны. Судя по всему, коррупция разрастается подобно раковой опухоли. Выдюжит ли общественный организм?

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное