Большой проект наделяет жизнь индивида полнотой смысла.
2006-05-21
Номер выпуска:
16
Articulus
ЖИВУЩИЕ БОЛЬШИМ ПРОЕКТОМ
Владимир Шкода
Иногда за вечерним чаем
мы с супругой обсуждаем политические процессы, происходящие в нашем
замечательном обществе. Касаемся и товарищей, которые не покидают свои ряды и
все еще пользуются значительной поддержкой электората. Для нас это – загадка.
Почему идеология, по нашему мнению, совершенно утопическая, экономически
абсолютно неэффективная, ни во что не ставящая личность, - почему эта идеология
до сих пор привлекает столь многих людей? Ответ со ссылкой на темноту народа,
инерционность общественного сознания и т.п., которым и я до недавнего времени
довольствовался, хотя и имеет основание, но все-таки не может быть признан
исчерпывающим. Прежде всего, потому, что, отвечая так, мы уповаем на формальную
рациональность, на чистое знание, т.е. умствуем и игнорируем ценностное
измерение сознания. Вообще, вопрос этот уже настала пора поставить. Мы
отдалились от того времени, когда идеология, о которой идет речь, была
тотальной, государственной. Мы находимся вне той жизни, а только, находясь вне,
можно спокойно и внимательно всматриваться в то, что подлежит пониманию.
Короче, размышления о
странной, ничем, на первый взгляд, неоправданной задержке общественного интереса
на феномене коммунизма, привели меня к теме Большого проекта. Речь идет о важных
вещах, важных не вообще, а для каждого отдельного индивида. Ибо Большой проект
наделяет жизнь индивида полнотой смысла. Проект зиждется, если хотите, на
метафизической картине мира. Это значит, что человек, даже не будучи ученым, и
не умея объяснить конкретные явления, исполнен ясным пониманием мира в целом и в
его основах. Из этого понимания следуют и стратегия личного поведения, и способы
разрешения конкретных задач. Живя Большим проектом, человек всегда знает, что
ему делать. Разве это не важно? Далее я опишу, стараясь быть объективным,
конкретные виды Больших проектов.
Думаю, что идея
коммунизма привлекает человека потому, что он действительно чувствует себя
причастным к Большому Проекту. Он чувствует себя созидающим справедливое
общество в глобальном масштабе. Он – активный участник исторического процесса,
он делает Историю. Вы скажите, что ничего он не созидает и никакой истории не
делает, а просто обманут функционерами. Во-первых, ваше утверждение – это
выражение вашей жизненной позиции. Вы просто не включены в Большой проект, и
расписываетесь в этом. А хорошо это или плохо – еще вопрос. Во-вторых, даже если
вы и правы, речь ведь не о факте, а о том, что человек чувствует. С этим
чувством, если оно есть, он не может расстаться просто так. Оно не исчезнет ни в
ходе интенсивных убеждений, ни при столкновении с суровой реальностью. И оно,
это чувство, имеет, по-видимому, способность ни с того, ни с сего вселяться в
некоторые души. Для такого человека коммунизм становится, как выразился бы,
Пауль Тиллих, предметом предельного интереса.
По-видимому, осознание
того, что ты участвуешь в Большом проекте вместе с миллионами людей, дает мощную
эмоциональную поддержку. Есть быт, с его мелкими, раздражающими проблемами. Есть
болезни, гадкие думы о бремени бытия и его конечности. Все это отвратительно,
подло и достойно только отрицания. А есть Идея – светлый вестник иного мира.
Прекрасного, чистого мира. Для голодного это – мир, где все сыты. Для обиженного
это – мир, где все милосердны. Для одинокого это – мир, где все люди живут
единой дружной семьей. Каждый, кто страдает здесь и теперь, но кого посетило
чувство причастности к Большому Проекту, надеется, что если и не он лично, но
те, кто будут жить после него, найдут в этом будущем мире избавление от
страданий. Людям, возражающим на это тем, что они хотят счастливой жизни сегодня
и для себя, надо напоминать о старике, закладывающем сад.
Массы живут скорее
чувствами. Однако идея коммунизма имеет рациональные основания и оправдана всем
ходом европейской истории. Труд и Разум – вот ценности, давшие ей жизнь. Причем
Труд – главное. Труд есть сила природы (К.Маркс). В человеке сила эта обрела
изощренный характер, породила разум. Осмысленное, планируемое освоение природы и
осмысленное устроение жизни всего человечества – таков смысл коммунистической
идеи. И ничего здесь не возразишь. Разве что спросишь: а только ли коммунизм
проистек из этих ценностей – Труда и Разума? Но об этом позже.
Нашей культуре известен
и другой Большой проект – иудео-христианская религиозная традиция. Человек,
верой и умом освоивший эту традицию, не может, по-видимому, не чувствовать
глубокий смысл своей собственной жизни и жизни мира. Великую задачу,
поставленную перед ним. Он знает, с чего все началось, и чем все закончится в
конце времен, т.е. перед тем, как наступить вечности. Такому человеку понятен
разумно сотворенный мир и вполне ясно, что делать ему самому. Во всяком случае,
он понимает, что все проблемы могут быть разрешены при надлежащем исполнении
ясных предписаний. Такой человек в значительной мере избавлен от чувства
тревоги, одиночества, попранной справедливости и социальной незащищенности. Ибо
он любим и защищен Творцом. Здесь могут указать на проблему страдания невинного
младенца или проблему Иова. Ответ на это, по-видимому, таков: коль эта проблема
возникает и серьезно беспокоит, значит разум вопрошает о том, о чем он вопрошать
не должен. Разум превышает свои полномочия из-за недостатка веры.
Два проекта, схематично
здесь обозначенные, весьма схожи. Во-первых, тем, что люди, захваченные ими
настолько, чтобы стать их профессиональными исполнителями, ясно представляют
себе конечную цель. Во-вторых, они понимают, сколь трудна стоящая перед ними
задача – донести благую весть до каждого или, применительно к другому проекту,
трансформировать сознание людей в масштабе всего мира. Отсюда исключительная
роль миссионерства или пропаганды. Наконец, оба проекта запечатлены в
канонических текстах, без чего невозможно длительное сохранение в неизменном
виде основных принципов учения.
На эти общие признаки
необходимо указать здесь потому, что, приступая к описанию третьего проекта, я
чувствую затруднение. Закрадывается сомнение в том, является ли этот проект
Большим, и является ли он вообще Проектом. Хотя, с другой стороны, может
оказаться так, что это действительно Проект - самый современный и потому особо
впечатляющий. Речь идет о либерализме – идеологии, тоже рожденной ценностями
Труда и Разума. Перечисленные выше признаки здесь отсутствуют. Нет людей,
отдавшихся Проекту настолько, чтобы все другое их не интересовало, нет конечной
цели, нет специального института пропаганды, нет текстов, вызывающих
благоговение. И все-таки… «Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде
всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».
Это – Френсис Фукуяма, 1989 год. Чувствуется в этом высказывании необходимое для
Проекта эпохальное и общечеловеческое измерение. И присутствует намек на
окончательно одержанную победу как достигнутую цель. Закончилась история как
борьба идеологий. Мы наблюдаем, считает Ф.Фукуяма, «завершение идеологической
эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как
окончательной формы правления». По всему видно, что либерализм, как он здесь
изображен, можно все-таки отнести к Большому проекту.
Да, объективно это,
пожалуй, так. И, тем не менее, сомнения остаются. Большой проект предполагает
страсть и предельную самоотдачу. Метафизику, а не только здравый смысл.
Сознательное и организованное участие в общем деле, а не невидимую руку, ведущую
каждого независимо от других. Напряженность, конфликты и борьбу, а не вялость и
компромиссы. Есть ли вообще в либеральных потребительских обществах люди,
живущие Большим проектом? И не является ли альтернативой этой жизни духовная
пустота? Да, пустота. Согласно Ф.Фукуяме, духовная пустота - удел сообществ, для
которых история закончилась. «Конец истории печален. Борьба за признание,
готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба,
требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого – экономический
расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение
изощренных запросов потребителя». Нет, Большой проект не под силу расслабленным
и доверчивым. В «эру пустоты» (Жиль Липовецки) Большие проекты не зарождаются.
Идея коммунизма
притягивает беднейшие массы. Именно в этой среде складывались социальные утопии,
усовершенствованные затем теоретиками. И христианство живет века не столько
усилиями клира, сколько тихим энтузиазмом паствы, простого в большинстве своем
нуждающегося люда. Человек, которому нечего терять, который чувствует
обреченность в земной жизни, такой человек – легко увлекается Большим Проектом,
не им, разумеется, изобретенным, но им с фанатичным упорством осуществляемым.
Именно здесь сердце Проекта, необходимая ему социальная энергия. Чувство
рядового исполнителя для осуществления Проекта важнее, нежели рассудок
руководителя.
Ответом Ф.Фукуяме стала
книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового
порядка»[1].
Основная идея известна: история не заканчивается, она делает опасный поворот. Ее
драмы будут разыгрываться теперь на новой сцене – на границе культуры Запада и
культуры незападных цивилизаций, там, в частности, где соприкасаются «западное
высокомерие» и «исламская нетерпимость». На мой взгляд, общепринятое
истолкование терроризма тривиализирует ситуацию. Да, терроризм – зло, это
очевидно каждому здравомыслящему человеку. И здесь нечего особо рассуждать. Ибо
задержавшись на терроризме – явлении, лежащем на поверхности, мы можем упустить
нечто более существенное. То, что соприкасающаяся с Западом цивилизация
располагает Большим проектом.
[1]Когда
эта книга вышла в русском переводе, я обратил внимание на несовпадение
ее названия в моей статье и на обложке книги. На обложке отсутствовала
вторая часть – «преобразование мирового порядка». Обеспокоившись
возможной неточностью, я стал искать в книге название оригинала. Нет,
всевпорядке
– «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order». Ну, сократили название издатели перевода, ну, упростили. И вспомнились
другие случаи, намечалась даже тема о культуре публикации переводных
изданий. А случаи такие. Книга Отфрида Хёффе, название которой
невозможно перевести с немецкого иначе как «Политическая справедливость»
была опубликована под несуразным названием «Политика. Право.
Справедливость». Возможно, по коммерческим соображениям. Книге
американца Гарольда Дж.Бермана «Право и революция: формирование западной
правовой традиции» дали название «Западная традиция права: эпоха
формирования». Видимо, в 1994 году интеллектуальную атмосферу Москвы
решили не портить словом «революция». Но самое забавное переименование
случилось с книгой Пола Фейерабенда «AgainstMethod».
На русском языке она вышла под названием «Против методологического
принуждения». То было время (1986 год), когда уже можно было бы
написать, как у самого автора – «Против метода». Но научный редактор,
слывший человеком весьма осторожным, решил, что еще не время. Ну,
как у нас можно против метода, никак нельзя.