Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Большой проект наделяет жизнь индивида полнотой смысла.


2006-05-21
Номер выпуска: 16

Articulus

ЖИВУЩИЕ БОЛЬШИМ ПРОЕКТОМ

Владимир Шкода

 

Иногда за вечерним чаем мы с супругой обсуждаем политические процессы, происходящие в нашем замечательном обществе. Касаемся и товарищей, которые не покидают свои ряды и все еще пользуются значительной поддержкой электората. Для нас это – загадка. Почему идеология, по нашему мнению, совершенно утопическая, экономически абсолютно неэффективная, ни во что не ставящая личность, - почему эта идеология до сих пор привлекает столь многих людей? Ответ со ссылкой на темноту народа, инерционность общественного сознания и т.п., которым и я до недавнего времени довольствовался, хотя и имеет основание, но все-таки не может быть признан исчерпывающим. Прежде всего, потому, что, отвечая так, мы уповаем на формальную рациональность, на чистое знание, т.е. умствуем и игнорируем ценностное измерение сознания. Вообще, вопрос этот уже настала пора поставить. Мы отдалились от того времени, когда идеология, о которой идет речь, была тотальной, государственной. Мы находимся вне той жизни, а только, находясь вне, можно спокойно и внимательно всматриваться в то, что подлежит пониманию.

Короче, размышления о странной, ничем, на первый взгляд, неоправданной задержке общественного интереса на феномене коммунизма, привели меня к теме Большого проекта. Речь идет о важных вещах, важных не вообще, а для каждого отдельного индивида. Ибо Большой проект наделяет жизнь индивида полнотой смысла. Проект зиждется, если хотите, на метафизической картине мира. Это значит, что человек, даже не будучи ученым, и не умея объяснить конкретные явления, исполнен ясным пониманием мира в целом и в его основах. Из этого понимания следуют и стратегия личного поведения, и способы разрешения конкретных задач. Живя Большим проектом, человек всегда знает, что ему делать. Разве это не важно? Далее я опишу, стараясь быть объективным, конкретные виды Больших проектов.

Думаю, что идея коммунизма привлекает человека потому, что он действительно чувствует себя причастным к Большому Проекту. Он чувствует себя созидающим справедливое общество в глобальном масштабе. Он – активный участник исторического процесса, он делает Историю. Вы скажите, что ничего он не созидает и никакой истории не делает, а просто обманут функционерами. Во-первых, ваше утверждение – это выражение вашей жизненной позиции. Вы просто не включены в Большой проект, и расписываетесь в этом. А хорошо это или плохо – еще вопрос. Во-вторых, даже если вы и правы, речь ведь не о факте, а о том, что человек чувствует. С этим чувством, если оно есть, он не может расстаться просто так. Оно не исчезнет ни в ходе интенсивных убеждений, ни при столкновении с суровой реальностью. И оно, это чувство, имеет, по-видимому, способность ни с того, ни с сего вселяться в некоторые души. Для такого человека коммунизм становится, как выразился бы, Пауль Тиллих, предметом предельного интереса.

По-видимому, осознание того, что ты участвуешь в Большом проекте вместе с миллионами людей, дает мощную эмоциональную поддержку. Есть быт, с его мелкими, раздражающими проблемами. Есть болезни, гадкие думы о бремени бытия и его конечности. Все это отвратительно, подло и достойно только отрицания. А есть Идея – светлый вестник иного мира. Прекрасного, чистого мира. Для голодного это – мир, где все сыты. Для обиженного это – мир, где все милосердны. Для одинокого это – мир, где все люди живут единой дружной семьей. Каждый, кто страдает здесь и теперь, но кого посетило чувство причастности к Большому Проекту, надеется, что если и не он лично, но те, кто будут жить после него, найдут в этом будущем мире избавление от страданий. Людям, возражающим на это тем, что они хотят счастливой жизни сегодня и для себя, надо напоминать о старике, закладывающем сад.

Массы живут скорее чувствами. Однако идея коммунизма имеет рациональные основания и оправдана всем ходом европейской истории. Труд и Разум – вот ценности, давшие ей жизнь. Причем Труд – главное. Труд есть сила природы (К.Маркс). В человеке сила эта обрела изощренный характер, породила разум. Осмысленное, планируемое освоение природы и осмысленное устроение жизни всего человечества – таков смысл коммунистической идеи. И ничего здесь не возразишь. Разве что спросишь: а только ли коммунизм проистек из этих ценностей – Труда и Разума? Но об этом позже.

Нашей культуре известен и другой Большой проект – иудео-христианская религиозная традиция. Человек, верой и умом освоивший эту традицию, не может, по-видимому, не чувствовать глубокий смысл своей собственной жизни и жизни мира. Великую задачу, поставленную перед ним. Он знает, с чего все началось, и чем все закончится в конце времен, т.е. перед тем, как наступить вечности. Такому человеку понятен разумно сотворенный мир и вполне ясно, что делать ему самому. Во всяком случае, он понимает, что все проблемы могут быть разрешены при надлежащем исполнении ясных предписаний. Такой человек в значительной мере избавлен от чувства тревоги, одиночества, попранной справедливости и социальной незащищенности. Ибо он любим и защищен Творцом. Здесь могут указать на проблему страдания невинного младенца или проблему Иова. Ответ на это, по-видимому, таков: коль эта проблема возникает и серьезно беспокоит, значит разум вопрошает о том, о чем он вопрошать не должен. Разум превышает свои полномочия из-за недостатка веры.

Два проекта, схематично здесь обозначенные, весьма схожи. Во-первых, тем, что люди, захваченные ими настолько, чтобы стать их профессиональными исполнителями, ясно представляют себе конечную цель. Во-вторых, они понимают, сколь трудна стоящая перед ними задача – донести благую весть до каждого или, применительно к другому проекту, трансформировать сознание людей в масштабе всего мира. Отсюда исключительная роль миссионерства или пропаганды. Наконец, оба проекта запечатлены в канонических текстах, без чего невозможно длительное сохранение в неизменном виде основных принципов учения.

На эти общие признаки необходимо указать здесь потому, что, приступая к описанию третьего проекта, я чувствую затруднение. Закрадывается сомнение в том, является ли этот проект Большим, и является ли он вообще Проектом. Хотя, с другой стороны, может оказаться так, что это действительно Проект - самый современный и потому особо впечатляющий. Речь идет о либерализме – идеологии, тоже рожденной ценностями Труда и Разума. Перечисленные выше признаки здесь отсутствуют. Нет людей, отдавшихся Проекту настолько, чтобы все другое их не интересовало, нет конечной цели, нет специального института пропаганды, нет текстов, вызывающих благоговение. И все-таки… «Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Это – Френсис Фукуяма, 1989 год. Чувствуется в этом высказывании необходимое для Проекта эпохальное и общечеловеческое измерение. И присутствует намек на окончательно одержанную победу как достигнутую цель. Закончилась история как борьба идеологий. Мы наблюдаем, считает Ф.Фукуяма, «завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления». По всему видно, что либерализм, как он здесь изображен, можно все-таки отнести к Большому проекту.

Да, объективно это, пожалуй, так. И, тем не менее, сомнения остаются. Большой проект предполагает страсть и предельную самоотдачу. Метафизику, а не только здравый смысл. Сознательное и организованное участие в общем деле, а не невидимую руку, ведущую каждого независимо от других. Напряженность, конфликты и борьбу, а не вялость и компромиссы. Есть ли вообще в либеральных потребительских обществах люди, живущие Большим проектом? И не является ли альтернативой этой жизни духовная пустота? Да, пустота. Согласно Ф.Фукуяме, духовная пустота - удел сообществ, для которых история закончилась. «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя». Нет, Большой проект не под силу расслабленным и доверчивым. В «эру пустоты» (Жиль Липовецки) Большие проекты не зарождаются.

Идея коммунизма притягивает беднейшие массы. Именно в этой среде складывались социальные утопии, усовершенствованные затем теоретиками. И христианство живет века не столько усилиями клира, сколько тихим энтузиазмом паствы, простого в большинстве своем нуждающегося люда. Человек, которому нечего терять, который чувствует обреченность в земной жизни, такой человек – легко увлекается Большим Проектом, не им, разумеется, изобретенным, но им с фанатичным упорством осуществляемым. Именно здесь сердце Проекта, необходимая ему социальная энергия. Чувство рядового исполнителя для осуществления Проекта важнее, нежели рассудок руководителя.

Ответом Ф.Фукуяме стала книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»[1]. Основная идея известна: история не заканчивается, она делает опасный поворот. Ее драмы будут разыгрываться теперь на новой сцене – на границе культуры Запада и культуры незападных цивилизаций, там, в частности, где соприкасаются «западное высокомерие» и «исламская нетерпимость». На мой взгляд, общепринятое истолкование терроризма тривиализирует ситуацию. Да, терроризм – зло, это очевидно каждому здравомыслящему человеку. И здесь нечего особо рассуждать. Ибо задержавшись на терроризме – явлении, лежащем на поверхности, мы можем упустить нечто более существенное. То, что соприкасающаяся с Западом цивилизация располагает Большим проектом.


 

[1]Когда эта книга вышла в русском переводе, я обратил внимание на несовпадение ее названия в моей статье и на обложке книги. На обложке отсутствовала вторая часть – «преобразование мирового порядка». Обеспокоившись возможной неточностью, я стал искать в книге название оригинала. Нет, все в порядке – «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order». Ну, сократили название издатели перевода, ну, упростили. И вспомнились другие случаи, намечалась даже тема о культуре публикации переводных изданий. А случаи такие. Книга Отфрида Хёффе, название которой невозможно перевести с немецкого иначе как «Политическая справедливость» была опубликована под несуразным названием «Политика. Право. Справедливость». Возможно, по коммерческим соображениям. Книге американца Гарольда Дж.Бермана «Право и революция: формирование западной правовой традиции» дали название «Западная традиция права: эпоха формирования». Видимо, в 1994 году интеллектуальную атмосферу Москвы решили не портить словом «революция». Но самое забавное переименование случилось с книгой Пола Фейерабенда «Against Method». На русском языке она вышла под названием «Против методологического принуждения». То было время (1986 год), когда уже можно было бы написать, как у самого автора – «Против метода». Но научный редактор, слывший человеком весьма осторожным, решил, что еще не время. Ну, как у нас можно против метода, никак нельзя.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное