Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 5


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




Глава 5. Буддистская система понимания человека

Не зря, не зря по всем дорогам
Судьба вела меня сюда,
Здесь нервы нашей связи с Богом
Обнажены, как провода.
И.Губерман

Древнейшая мировая религия, буддизм, получила свое название от слова будда, «пробужденный», то есть существо, достигшее просветления и обретшее нирвану, состояние высшего блаженства. Согласно известному буддистскому ламе Анагарике Говинде, различие между телом обыч­ного человека и телом Просветленного состоит в том, что «тело Просветленного — это результат его сознательного творческого труда, в то время как тело обычного человека является порождением его подсознательных желаний и стремлений. И то, и другое — майя, иллюзия, но одно—сознательная, а другое нет.

Идея преображения тела при достижении Просветления станет для нас более обычной, если мы укажем на похожее утверждение в христианстве, в частности, у Святого Григория Паламы: «Когда святые мужи видят в самих себе этот божественный свет, они видят одежды своего обожения, потому что благодать Слова наполняет их ум славой и сиянием высшей красоты, как на Фаворе Божество Слова прославило божественным светом единое с Ним тело». Он же пишет, что «у восходящих к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания». Следует подчеркнуть, что идея телесного преображения, обожения в христианстве тесно связана с идеей света, просветления, озарения, в чем с несомненностью усматривается общий ход мысли в обеих традициях — как в христианстве, так и в буддизме.

Любое из четырех тел будды каждый человек может и должен испытать на собственном опыте, ибо иначе это знание лишено смысла. Знание в этом учении понимается вовсе не как некоторая информация или теоретическая конструкция, но как нечто, преобразующее умст­венный мир индивида. Такое преобразование возможно лишь через личностный опыт, через личное переживание. Не так ли и в мистической ветви христианства, когда делание и созерцание в христианском познании друг от друга неотделимы, и познание есть личный и сознательный опыт вещей духовных? И если в буддизме первое условие сознательного пути — формирование установки на безграничное сострадание ко всем живым существам, то и в христианстве «любовь неотделима от познания».

Такое испытание может быть естественным процессом, через который каждый проходит в цикле жизни, смерти и перерождения. Но только при этом принимаются на себя не актуальные тела будды, что достижимо лишь при полном Просветлении, но лишь основания этих тел, что дает, однако, некоторое представление об опыте принятия актуального тела будды. Так, во время пробуждения от сна человек попадает в основание нирманакайя, во время сна со снови­дениями — в основание самбхогакайя, в тело, состоящее из очень тонких энергий и тонкого сознания, во время сна без сновидений — в основание дхармакайя.

Дхармакайя может рассматриваться как тело смерти, точнее, здесь умерший вступает в основание дхармакайя, в основании же самбхогакайя он пребывает в промежуточном состоянии между смер­тью и новым рождением, в бардо, где тело также состоит из тонких энергий и сознания, облаченных в «тонкое тело», и где естественным образом присутствуют сверхобычные способности. Здесь всякая мысль немедленно реализуется, такие же способности характерны для наших снов. Тело же вновь обретенного перерождения рассматривается как основание нирманакайя.

Любое из этих тел можно искусственно принимать на себя в течение жизни, используя определенные техники медитации. Благодаря средствам духовной практи­ки, которые в конечном счете являются техниками медитаций, в то время, когда человек находится уже на пути, но еще не стал буддой, «достигается точное воспроизведение тех тел будды, которые обретают природу актуальных тел будды при полном просветлении».

Подобно тому, как в христианстве «Троица дает познание о себе через свои природные энергии» в акте творения, так и с каждым телом будды связана определенная энергия, являющаяся качеством его элемента. Согласно учению буддизма, в мире, равно как и в человеке, существуют пять основных и пять дополни­тельных энергий. Точно так же, как и в христианстве, эти «Божественные энергии во всем и вне всего», они пронизывают все. Каждый человек, место или событие связаны с тем или иным телом будды благодаря доминированию в них энергии опре­деленного вида.

Дело в том, что по учению тибетского буддизма, сознание вовсе не базируется на чувственных данных. Базой чувственных данных является  четыре великих элемента — земля, вода, огонь и воздух. Когда человек умирает, его материальные элементы растворяются друг в друге: элемент земли растворяется в элементе воды, вода — в огне, огонь — в воздухе, воздух — в сознании, которое уже нерастворимо ни в чем. Эти четыре великих элемента и являются основой чувственных данных, и в процессе смерти с уходом элемента земли уходит способность зрения, с уходом элемента воды пропадает способность слышания, при растворении огня растворяется способ­ность обоняния, с растворением воздуха в сознании уходит способ­ность ощущать прикосновение.

С этого момента все телесные ощущения отсутствуют, утратив свою базу, и продолжает существо­вать только сознание. Это тело уже может быть схвачено в мысли и слове, оно предназначено для коммуникации с земным миром, реагируя на мысли, мольбы и поступки людей, отвечая на них. Согласно описанию традиций буддистской системы в ходе специальной медитации человек испытывает четыре типа радости, дающие возникновение соответственно четырем телам будды.

Первый тип радости, возникает, когда капля «белой бодхичитты», жизнетворной сущности, спускается из чакры макушки в чакру между бровями, испытываемый при этом вид радости ведет к возникновению нирманакайя. Затем, когда белая бодхичитта спускается в чакру сердца, возникает второй тип радости, высшая радость, что ведет к достижению тела наслаждения, самбхо­гакайя. Третья, экстраординарная радость возникает при третьем посвящении, посвящении мудрости, когда белая бодхичитта нисхо­дит из чакры сердца к чакре гениталий, и эта специальная радость дает возникновение истинному телу мудрости будды. Подлинное же посвящение мудрости, четвертое посвящение, приходит с переживанием непосредственной, спонтанной радости, когда белая бодхичитта достигает кончика генитального органа, но при этом не испускается, а удерживается силой энергии, сохраняя способность вновь подняться к исходной чакре макушки. Эта радость дает возникновение телу истинной природы будды.

Освобождение не может быть достигнуто только посредством знания слов будды и священных текстов. Быть освобожденным — значит испытать «тонкое тело» или «иллюзорное тело». Именно его и достегает человек при четвертом посвящении, испытав все четыре тела будды и приняв на себя истинное буддство - Просветление. Фактически в этой медитации человек последовательно растворяет друг в друге различные элементы, после чего непосредственно испы­тывает пустоту и идентификацию с дхармакайя. Осознав испытывае­мое как дхармакайя, он становится недоступен никому, кроме других будд, но, поскольку движущей силой медитации является безграничное сострадание и любовь, у человека возникает мотивация выйти из этого состояния в самбхогакайя. Затем он осознает, что как самбхогакайя он все-­таки недоступен многим существам, и это порождает в нем мотивацию к проявлению в более грубой форме, в виде нирманакайя.

В основе буддистских учений лежит представление о том, что и мир в целом, и человек как часть этого мира, обладают Природой будды, но эта всеобщая буддовость обычно не осознается, а потому и не проявляется. Человек, и только человек способен осознать в себе свою истинную природу, то есть природу будды, и задача буддизма состоит в том, чтобы помочь ему в таком осознании. Но осознать в себе природу будды — значит тем самым отождествиться, слиться с ней, соединиться со своей истинной сущностью, что и составляет конечную цель всех духовных практик, предлагающих различные средства для последовательного слияния со всеми четырьмя телами будды.

В соответствии с таким воззрением для буддиста причинить зло человеку, оскорбить его — значит повредить будде. Но и для христи­анина обидеть человека — значит обидеть живущего в нем Христа. Вот слова апостола Павла: «Наше же жительство на небесах, оттуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразует так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет себе все». И это возможно потому, что, по словам апостола Павла, «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». Зародыш духовного тела пребывает в каждом человеке, он развива­ется сознательными усилиями в течение жизни, полной святости, и Бог имеет силу преобразовать наше тело.

В буддизме же вся тяжесть переносится на самого человека. Здесь считается, что в нас присутствует изначальный ум, это очень тонкий ум, сопровождаемый очень тонкой энергией, всегда пребывающий с человеком. Эта сопровождающая ум очень тонкая энергия рассмат­ривается как изначальное тело. Именно этот изначальный ум и это изначальное тело мы должны превратить в природу божества, чье тело состоит только из энергии и сознания. На такое превращение направлена вся йога. Основной принцип йоги иллюзорного тела звучит так: «внутри грубого и кармического человеческого тела лежит чистая сущность тела будды, скрытая человеческими привязанностями и заблуждениями, но когда сияюще-пустая муд­рость будет осознана, праны (жизненные силы, энер­гии), нади (тонкие нервы) и бинду (капли белой и красной бодхичитты) очищаются и тело человеческое транформируется в подобное радуге иллюзорное тело буддства».

В этом случае человек достигает такого сознания, которое одновременно и непосредственно испытывает все феномены и само по себе является по природе великим блаженством. При таком достижении он становится полностью просветленным буд­дой. И тогда достигается четверичное тело будды: тело эманации, тело наслаждения, тело мудрой истины и тело природной истины.

Носитель таких достижений становится обладателем тела, кото­рое иногда называют «алмазным телом», и еще «телом четвертого измерения». Это — тот результат, который должен быть «недифференцированным единством феноменального существования (которое есть просто дрожание ума) и того, что превосходит его». Земной человек становится «нирманакайя», в котором все тела будды существуют и переживаются одновременно. И тогда все учения об элементах, энергиях, буддах и бодхисаттвах будут относиться уже непосредственно к этому телу, которое рассматрива­ется как несомненная реальность.

В этом теле можно совершать путешествия к дальним мирам, получать учения непосредственно от божеств, проповедовать учение одновременно в разных местах, как это сделал будда Гаутама Шакьямуни, проповедуя одновременно в теле бога в Южной Индии, и одновременно, проявив себя в другом месте и в другом теле. В этом теле можно танцевать на крышах домов и на вершинах гор, как это делал знаменитый лама из Долпо вместе со своим Учителем, можно читать мысли других и совершать массу необыч­ных вещей. Например, будда Шакьяьмуни, приняв облик Верховного целителя, проявил себя в виде учителя, дающего медицинское учение, и одновременно в образе его ученика, это учение выслушивающего перед собравшейся публикой.

Все это кажется моему обычному современнику невообразимой мистикой и фантастикой, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Однако это не совсем так. В сущности, по отношению к древнему знанию и древним текстам существуют всего две возможные позиции. Первая исходит из пре­зумпции собственного превосходства, считая, что все, что не прием­лет современный научный здравый смысл, просто лишено смысла. Вторая позиция предполагает доверие к исследуемому материалу, освященному авторитетом традиции, значительно более длительной, нежели научная традиция, да к тому же прошедшей испытание временем. Тогда причины непонимания материала приходится видеть в самом себе, а выход искать в совершенствовании собственного мышления, вернее, в расширении своего сознания.

Выбор позиции — дело чрезвычайно субъективное. Я стою на позиции доверия к постепенно открывающемуся перед нами знанию, и с этой позиции отчетливо видно, что, например, учение тибетской медицины тесно связано, вернее, основано на учении о телах будды, и на знании о том, как на эти тела воздейст­вовать на уровне человеческого организма. А раз на них можно воздействовать, то можно и трансформиро­вать все связанные между собой телесные уровни, очищая и изменяя их, возвращая к их изначальной природе, так что тела будды оказываются вовсе не метафизическими понятиями, но реальными физическими структурами.


продолжение в следующем выпуске.


Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное