Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 4


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




Глава 4 (окончание)

Система энергетических каналов раскинула свою густую сеть в пространстве человеческого тела, связывая в единое целое соседние органы и удаленные друг от друга системы. Каналы мо­гут пересекаться, переплетаться, объединяться в параллельные пучки и образовывать узлы. Три замечательных наиглавнейших энергетических канала: Сушумна, Ида, Пингала — нашли свой общий исток в промежности, в корневом лотосе. Далее, поднимаясь вверх к своим конечным точ­кам, каналы Ида и Пингала обвиваются вокруг Сушумны и попадают еще в 6 узлов. К этим уз­лам подключаются и другие каналы, убегая на периферию тела человека. Подобного рода узлы, расположившиеся вдоль Сушумны, представля­ют собой энергетические центры, впитывающие космическую энергию и распределяющие ее с помощью каналов по всему телу. Центры эти называют чакрами. Чакра — кольцо, вихрь, пуль­сирующий сгусток энергии. Чакра, как антенна, настроена на определенные тонкие вибрации. Поэтому чакры так заметно отличаются друг от друга по своей энергетической сути.

Йоги представляют чакры в виде распустив­шихся цветков лотоса. Каждый лотос имеет свой размер, определенное количество лепестков, доминирующий цвет, и это уже не цветок, а целый город, населенный разными животными, божествами ведийского пантеона богов, которые облачены в одежды определенного цвета и фор­мы, украшены атрибутами в виде жезлов, мечей, цветков, четок и т. п. Когда энергия Кундалини поднимается из своей спячки в корневом лотосе, по мере прохождения ею соответствую­щих энергетических центров чакры раскрывают­ся, и весь спектр их энергий начинает работать. Человек при этом переживает разнообразные со­стояния, управляемые конкретными чакрами, овладевает новыми, недоступными до сего мо­мента качествами и энергиями, внутренние стра­сти, желания, пороки становятся управляемы­ми и контролируемыми, человек  может просто освобож­даться от них. Высшая свобода единения души человека с Высшим духом происходит, когда энергия поднимается до тысячелепесткового ло­тоса на макушке. Самадхи, так называют йоги это состояние, когда человек становится ничем и одновременно всем. Он теряет свою земную инди­видуальность, проявляющуюся в особенностях его характера, и оказывается вне времени и прост­ранства, соединяясь со всей Вселенной.

У обычного человека энергетические центры полностью не раскрыты, поэтому у него так мало энергии, чтобы жить на Земле тысячу лет в гар­монии и согласии с окружающим миром. Зато есть неуправляемые энергией желания иметь и то, и это, и нет энергии трудиться, добиваться, бо­роться за то и это. Нет энергии обуздать свои жадность, раздражительность, обидчивость, гневливость, даже на внутреннюю честность не хватает энергии, чтобы признаться себе в обла­дании всеми этими качествами. Не хватает энер­гии на доброту и нежность, на отзывчивость и внимательное отношение к себе и окружающим. Да и окружающих-то он вос­принимает как источник энергии, только очень искусно маскирует свои энергетические притя­зания под заботу и внимательность.

Чакры, как и каналы, имеют точный анато­мический адрес на физическом теле человека. Но они не являются принадлежностью физическо­го тела. И энергетические каналы, и энергети­ческие центры - порождение вибраций «тонких тел». Но дейст­вие свое эти тонкие субстанции распространя­ют на всего человека без исключения, в том числе и на его плотную физическую оболочку.

Для удобства работы с энергетическими цен­трами йоги визуализировали их с помощью спе­циальных символических картинок-образов, ко­торые называются янтрами. Изобра­жения янтр — чакральных символов, что бе­рутся из канонических ведических источников, современному человеку, да еще живущему на другом краю земли, там, где медведей всегда было больше, чем слонов, малопонятны в своем символизме. Ведь символ должен рождать опре­деленный образ. К тому же даже самые древние книги писались все-таки людьми, а самые искренние учителя должны были лавировать в реальных об­стоятельствах конкретной эпохи, поэтому иска­жения, привнесенные несовершенством отдель­ных личностей — хранителей тех традиций — не­избежны.

В нашу далекую от первоначал эпоху ожидать чистоты и незамутненности от источни­ков не приходится. Поэтому, разбирая такой не­простой раздел индуистской Йоги, как знание о чакрах, возьмем только фактический материал о харак­терах чакр и их распределении. А на символах и порожденной ими системе образов, которая была приемлема для индийских йогов, акцентиро­ваться не будем. Йога существует во Вселенной для всех. И ни один из народов не может претендовать на единоличное владение этим Знанием. Ведь нет сегодня задачи сделать всех землян индусами, а есть задача, дав людям в массовое пользование такой мощный инструмент, как Йога, подвигнуть человечество на путь духовного развития.

1. Муладхара чакра

Корневая, опорная чакра. Находится в облас­ти промежности между половыми органами и ану­сом. В этом узле сходятся четыре энергетичес­ких канала, и прежде всего Сушумна. Отсюда начинает подниматься скрученная пружиной энер­гия Кундалини. Эта чакра связана с развитием фи­зического тела человека, питанием и выводом отходов. Концентрация на чакре дает усиление жизненной энергии, бодрость, выносливость. Эмоции этой чакры: жадность, расчетливость, гневливость, чувственность, ложные установки, устремленность к упрочению богатства.

Янтра чакры изображается в виде лотоса с четырьмя бордовыми лепестками, по числу ка­налов, сходящихся в чакре. Желтый квадрат, вписанный в круг, символизирует четыре стороны света, а также прочность, основательность. Треугольник, опущенный вершиной вниз, сим­волизирует женское начало, а в нем лингам - мужской детородный орган, вокруг которого в три с половиной оборота свернулась змея — Кун­далини с опущенной вниз головой. Она дремлет у истока Сушумны.

2. Свадхистана чакра

В этой чакре пребывает жизненная сила. На­ходится она на уровне лобковой кости. Шесть каналов растекаются из этого центра. Центр сек­суальных энергий, производства потомства, пло­довитости и процветания. Вода и луна делают эту чакру подвижной, непостоянной в своих проявлениях. Она оказывает большое влияние на эмо­циональную, чувственную сферу. Концентрация на чакре даст освобождение от эгоизма, ревности, зависти, управление сексу­альными эмоциями. Овладевший энергиями этой чакры - спокойный созерцатель, мягко рассеи­вающий свой свет вокруг. Эта чакра дает погру­жение во внутренний мир, мир эмоций, чувств и фантазий.

 

Свадхистана чакра

Янтра чакры изображается в виде лотоса с шестью алыми лепестками вокруг белого круга, внизу которого помещен полумесяц.

3. Манипура чакра

В этой чакре пылает огонь, а еще она назы­вается «город драгоценных камней» и призывает человека открыть свое тело, как драгоценный камень. Расположена она в области пупка или солнечного сплетения. Десять каналов приходят сюда с десятью вида­ми энергий. Эта чакра способствует перевариванию пищи, увеличивает защитные силы организма. Ее энергии действуют на человека импульсивно, рез­ко. Это чакра волевого начала, действия, силы. Концентрация на чакре дает физическое здо­ровье через понимание процессов в физическом теле и в тонких планах, развивает конкретность и реалистичность. Человеку становятся подвла­стны желания, он овладевает силой творить и разрушать.

Янтра чакры изображается в виде лотоса с десятью лепестками цвета дождевых облаков,

4. Анахата чакра

Чакра, именуемая неразбиваемой, распола­гается в области сердца, двенадцать каналов схо­дятся в этом лотосе. Эта чакра дает контроль над дыханием, тон­кость ощущений, наполняет глаза чистотой и маг­нетизмом, помогает обуздывать страсти и про­буждает совесть. Чакра возвышенной, божествен­ной любви, любви отстраненно-неконкретной. Концентрируясь на чакре, человек постигает собственное Я, становясь мудрым и честным. Уравновешиваются мужская и женская энергии и обретается контроль над чувствами. Милосер­дие и вселенская любовь вселяются в сердце овладевшего энергиями этой чакры. Человек по­стигает свое предназначение.

Янтра чакры изображает лотос с двенадцатью малиновыми лепестками и серо-зеленую шестико­нечную звезду, состоящую из двух треугольников. Треугольник, направленный вверх, символизирует мужское начало, направленный вниз — женское.

5. Вишудха чакра

Чакра чистоты и совершенной формы, распо­лагается в области горла, шестнадцать каналов сходятся в этом лотосе. Чакра помогает работать со звуком, речью. Выводит человека на видение эфира, в котором растворяются все более грубые стихии (земля, вода, воздух, огонь). Освоение энергий этой чакры дает знание природы материального мира. У человека вырабатываются такие качества, как доверие и терпимость. Память, разум, интуи­ция и сон — это все горловой лотос. Концентрация на чакре дает человеку спокой­ствие, чистоту помыслов, ясность действий и кра­сивый голос, совершенство проявлений и форм.

Вишудха чакра

Янтра изображает лотос с шестнадцатью ле­пестками дымчато-багрового цвета, а внутри бе­лого круга помещен серебристый полумесяц.

6. Аджна чакра

Чакра мудрости — место пребывания тонко­го проницательного ума, авторитета и силы, расположена между бровей. Эта чакра — третий глаз Шивы, открываю­щий видение тонких планов. Концентрация на этом лотосе ведет к осво­бождению от всех желаний, человек преодоле­вает преграды времени и видит настоящее, про­шлое, будущее. Всякое знание становится ему доступно. Через Аджну человек постигает свою божественную природу и освобождается от стра­хов, от кармы, освобождается от грехов.

Янтра изображает лотос с двумя светящими­ся лепестками и белым кругом. Внутри круга — опрокинутый треугольник, в вершине которого находится лингам. Ида и Пингала сходятся в этом лотосе.

7. Сахасрара чакра

Тысячелепестковый лотос расположен в верх­ней части черепа. Через раскрытие этой чакры достигается по­стижение духовной природы человека, познание своего истинного Я. Это состояние носит назва­ние самадхи. Пребывающий в ней сливается с Абсолютом, но при этом не исчезает для земной жизни. У человека просто меняется видение мира, все предметы и явления раскрывают ему свою божественную природу. Человек вне вре­мени, вне бытия, вне пространства, и в то же время он везде и всюду. От него исходит сама Божественная любовь, ибо он переполнен ею.

Янтра чакры представляет собой тысячелепестковый лотос, в центре которого — чистый круг, олицетворяющий полную луну.

Таковы основные семь энергетических цент­ров человека, семь чакр. Есть еще много более мелких центров, второстепенных чакр, но мы на них акцентироваться не будем. По сути, каж­дая точка акупунктуры является мини-чакрой, через которую организм человека, как и через любую чакру, обменивается энергией с окружающим его пространством, населенным многими энергиями и такими же, как и сам че­ловек, энергетическими сущностями.

Обычный человек в своей жизни совершает многие энергообмены с окружающим его миром, но происходят эти процессы спонтанно, не­управляемо для него. Из внешнего мира частенько приходит управляющий импульс, настойчи­во требующий от человека перераспределения энергии. Иногда через чакры приходит подпиты­вающий поток, иногда от человека требуют по­делиться энергией. Причем все это выглядит ес­тественно и до обыденности привычно. Так люди сегодня и живут, выкачивая друг у друга энергию и выплескивая друг на друга же, что самим не нужно, при этом разрешения на совершение та­кого энергетического нападения никто ни у кого не спрашивает. К определенному критическому возрасту у человека возникает стойкая убежден­ность в несовершенности этого мира, который почему-то отбирает больше, чем дает. И все меньше в жизни радостей, а все больше про­блем. Но надо тянуть эту лямку, потому что умереть все-таки страшно.

А между тем мир уст­роен очень разумно. Энергия не потечет никуда, если для этого не созданы соответствующие ус­ловия. Условия для потерь собственной энергии и ненужных энергетических вливаний человек со­здает сам. Он просто держит соответствующую ситуации чакру открытой и теряет энергию, либо раскрывается и принимает болезненные для себя потоки, потому что совершенно не умеет созна­тельно управлять энергетическими центрами для восприятия чистой космической энергии.

Йоги разработали специальные техники, ко­торые позволяют человеку управлять своей энер­гетикой. Они добиваются свободного прохождения через чакры нужной энергий в нужном направлении. Йога, таким образом, является способом жизни, свободным от неразумных энергетических затрат. Йоги исследуют свое тело, чтобы научить его отправлять свои естественные функции легко и без напряжения, чтобы всегда поддерживать его в тонусе. Они исследуют свой эмоциональный мир для того, чтобы горе не угнетало, а радость не стала разрушительной в своей чрезмерности.

Учатся йоги управлять и потоком мыслей. Они стремятся к тому, чтобы человек обращался раздумьями к чему-либо, когда ему это необходимо, а не мысль терзала его своей однообразной назойливостью. Тогда, действительно, для жизни надо энергии немно­го, и есть возможность использовать «сэконом­ленную» энергию на подъем ее, например, по каналу Сушумна вверх для раскрытия всех энер­гетических центров, для обретения свободы и счастья единения с Богом.

 

 


Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное