Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Российский средний класс


Здравствуйте, уважаемый читатель.

Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогли около 2000 российских интернет-пользователей, принявших участие в исследовании "Люди среднего класса", проведенном информационным каналом Subscribe.ru.

К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88%), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%), возможность брать кредиты и возвращать их (61%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%), один или больше автомобилей на семью (54%), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (57%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%). Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне, в обеспеченной старости (66%), возможности иметь много детей, обеспечив их будущее (41%).

В качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%), высокую профессиональную квалификацию (53%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%).

Лишь около 3% опрошенных утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 4% затруднились оценить его долю среди населения России. Примерно 28% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 29% оценивают его долю в 11-20%, 19% оценивают его долю в 21-30%, а около 18% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Большинство опрошенных (62%) уверены в том, что за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди населения России росла. Лишь 17% полагают, что она оставалась неизменной, а 13% - что эта доля уменьшалась.

Оценивая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61%), бизнесменов, предпринимателей (60%), менеджеров (58%), экономистов, бухгалтеров (49%), банкиров (31%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, а также госслужащие (31%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники.

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу себя причисляют 43% опрошенных российских интернет-пользователей. При этом, большинство (84%) среди них, утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, а 69% отмечают рост доли среднего класса среди населения России за это время. Каждый второй представитель этой группы, оценивает долю российского среднего класса на уровне 11-30%.

Напротив, около 46% опрошенных не причисляют себя к среднему классу. Соответственно, среди них преобладает более скромная оценка как личных достижений (только 57% улучшили свое социальное положение за последние пять лет), так и структурных изменений в российском обществе (только 55% отметили рост среднего класса в России). Каждый второй представитель этой группы, оценивает долю российского среднего класса не более 20%.

Ведущую роль в классовой самоидентификации российских интернет-пользователей играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего" (43%) и "средний" (45%). Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" (31%) и "средним" (53%).

    
Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное     
положение? (доля в % по столбцу)    
                             Вы лично относите себя к среднему классу?      
    
                                  Отношу   Затрудняюсь    Не     
                                            ответить    отношу    
    
- Высокий                          6,5%       1,8%       1,4%    
- Выше среднего                   36,3%      29,1%      13,8%    
- Средний                         44,8%      50,9%      52,7%    
- Ниже среднего                    9,0%      11,4%      20,4%    
- Низкий                           1,7%       4,5%      10,7%

Более содержательно данную ситуацию можно описать следующим образом: 50% от числа всех опрошенных указали, что их доходов хватает на питание, одежду и товары длительного пользования, но не достаточно для покупки машины, квартиры, дачи и др. В этой группе доходов около 39% респондентов относят себя к среднему классу.

Если доходов хватает на питание, одежду, товары длительного пользования, покупку машины, за исключением покупки недвижимости, то идентифицировать себя со средним классом готовы уже 62%, а по мере снятия ограничений на покупку недвижимости, 77% представителей соответствующих групп доходов.

Напротив, если доходов хватает на питание и одежду, но не хватает на покупку необходимых товаров длительного пользования, то лишь 26% готовы идентифицировать себя со средним классом, а при еще более скромных материальных возможностях - не более 12% представителей соответствующих групп доходов.

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73%), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%), руководителем подразделения (53%), индивидуальные предприниматели (47%), профессионалы, ведущие частную практику (47%), а также учащиеся (56%) и домохозяйки (46%) из обеспеченных семей. Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общественное питание и гостиничное обслуживание (61%), финансы и страхование (52%), органы государственного или муниципального управления (51%), строительство (48%), оптовая и розничная торговля (47%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%), информационные, юридические услуги, реклама (46%).

Среди всех опрошенных российских интернет-пользователей, кто причислил себя к среднему классу, 28% проживают в Москве, а 11% - в Санкт-Петербурге. Среди прочих регионов наибольший вклад в данный результат принесли такие федеральные округа, как Приволжский (15%), Сибирский (12%), Центральный (11%), Уральский (8%) и Южный (7%). В целом, практически половина (52%) представителей среднего класса проживают в российских городах с населением более 1 миллиона жителей; 15% - в городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей; 19% - в городах от 100 тыс. до 500 тыс. жителей.

В заключение добавим еще один, психологический штрих к портрету российских интернет-пользователей, причисляющих себя к среднему классу. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 55% склонны отождествлять себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 80% не отождествляют себя со средним классом.

    
Как Вы думаете, в какой степени изменение вашего положения зависит от     
ваших собственных усилий?(доля в % по строке)    
                                 Вы лично относите себя к среднему классу?      
    
                                      Отношу   Затрудняюсь    Не     
                                                 ответить   отношу     
    
- Совсем не зависит                   18,5%       4,6%      76,9%    
- Зависит в определенной степени      37,6%      12,1%      50,3%    
- Зависит только от Вас самих         54,4%      10,2%      35,4%

Другой важный момент самоидентификации лежит в области самооценки представителями среднего класса своих личных достижений, реальных или мнимых. Особенность этой самооценки заключается в восприятии средним классом своего статуса, как положения в социальной иерархии, при котором пробиться "наверх" в элиту совершенно или почти невозможно, а для многих и не нужно, но зато можно находиться над большинством тех, кто не смог выйти из "низов" в люди. И мы видим, что среди респондентов, которые полагают, что большинство людей в России живут хуже, 52% склонны отождествлять со средним классом себя. Напротив, среди тех, кто оценивает положение других по сравнению со своим как более выигрышное или хотя бы как аналогичное, 53% не отождествляют себя со средним классом.

    
Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже     
вас, так же, как вы, или тех, кто живет лучше вас?     
    
                             Вы лично относите себя к среднему классу?      
    
                                  Отношу   Затрудняюсь    Не     
                                            ответить    отношу     
    
- Тех, кто живет лучше меня       36,8%       9,8%      53,4%    
- Тех, кто живет также, как я     37,0%       9,4%      53,5%    
- Тех, кто живет хуже меня        51,7%      12,0%      36,2% 

НОВЫЙ ОПРОС: "Домашний Интернет"

Принять участие в данном опросе Вы можете на сайте "Гласа Рунета"

Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Компьютеры и комплектующие
  • Маркетинг
  • СМИ
  • Программное обеспечение
  • Интернет
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.


В избранное