Безенчук
и нимбы
Похоронных дел мастер Безенчук. Илья Ильф, Евгений Петров. "12 стульев"
Линор Горалик
Это первое имя, которое читатель встречает в романе. Первая глава романа так и называется:
"Безенчук и "Нимфы". Однако, продолжая чтение, читатель с легкостью может прийти
к выводу, что справедливее было бы назвать эту главу "Девушка и Смерть"┘
Это первое имя, которое читатель встречает в романе.
Первая глава романа так и называется: "Безенчук и `Нимфы`".
Однако, продолжая чтение, читатель с легкостью может прийти к выводу, что справедливее
было бы назвать эту главу "Девушка и Смерть".
Если мадам Петухову можно назвать девушкой весьма условно, то
Безенчук представляет собой самого что ни на есть настоящего ангела Смерти - не только
в силу своей профессии, но и в силу характерного для таких персонажей поведения.
Безенчук ходит вокруг дома умирающего, подстерегает момент, мозолит глаза близким
несчастного, возникая то тут, то там, нашептывая горькие слова о гробе, похоронах,
вечном покое. Он отвечает смертным на печальные вопросы о заупокойном мире и говорит
о грядущем горе как об эпизоде, несущем в себе освобождение и надежду.
Злые люди считают, что Безенчук и "Нимфы" подобны мерзким грифам,
с клекотом кружащимся над истощенным болезнью путником, ползущим вперед из последних
сил. Эти люди неправы. Безенчук всего лишь заботится о том, чтобы отходящие в мир
иной были окружены красотой, комфортом, всем, что необходимо бренному телу для того,
чтобы с наслаждением отдыхать, погрузившись в последний сон. Он заботится о том,
чтобы покойника окружали орех и дуб, кисти и глазет, весь тот трогательный уют, который
совершенно необходим разлагающемуся телу усопшего - а особенно душам его близких
родственников, внезапно почувствовавшим к покойнику тихую симпатию. Недаром Воробьянинов
соглашается на кисти и глазет только после того, как теща рассказывает ему о тех
самых брильянтах. А кому же и делать этот самый глазет, как не доброму человеку Безенчуку?
Нимфа - она разве товар дает, туды ее в качель?..
Безенчук, как ему и положено по ангельской должности, и распоряжение
похоронами Клавдии Ивановны любезно берет на себя, и вообще старается всегда находиться
к покойникам поближе. Одна лишь охота за хлебом насущным вряд ли заставит немолодого
человека поехать в Москву в неспокойное, смутное время, да еще и с грузом из восьми
гробов, - только потому, что некто рассказал ему об эпидемии "гриба" и о том, что
в Москве люди мрут и хоронить их не в чем. Тут дело даже не в любви к своему занятию
- дело в осознании высшей миссии: где смерть - там и Безенчук. В таких местах Безенчук
чувствует себя при деле, уверенно, спокойно и свободно. По всей видимости, даже массовое
пищевое отравление в рамках одной отдельно взятой улицы могло бы сделать его счастливым,
а доведись ему попасть в Лондон времен Великой Чумы, он, скорее всего, умер бы от
нее совершенно счастливым.
Я сомневаюсь в том, что сам Безенчук смертен, - кажется, ангелы
расстаются со своими сущностями другими путями, - но если да - представляю себе,
как вдохновил бы Мастера роковой диагноз! Меж приступами лихорадки, сотрясающей тело,
мысль его томилась бы не менее мучительно: какой выбрать гроб? Кисти не положены
по рангу, простой недостоин специалиста, а с глазетом "Нимфа", как известно, не управится.
Безенчук философски вздыхал бы о том, как чудесно общее дело все-таки объединило
старых конкурентов, и жалел бы, что похоронная контора "Милости просим!" больше не
существует, потому что "против их глазету ни одна фирма, даже в самой Твери, выстоять
не могла"...
Наконец, появление где-нибудь Безенчука, как и любого ангела смерти,
воспринимается людьми в качестве недоброй приметы, вестницы грядущих бед. Они не
только говорят: "Помрет старуха. Недаром Безенчук по городу сам не свой бегает",
- они видят его в недобрых снах, плюс он возникает у них перед глазами в тяжелых
ситуациях. Например, Ипполиту Матвеевичу в первую ночь после знакомства с Остапом
снился "гробовых дел мастер Безенчук, в смокинге, но небритый", а когда измученный
Киса брел за своим безжалостным командиром по Военно-Грузинской дороге, блистающие
вершины гор напоминали ему "лучшие глазетовые гробы мастера Безенчука".
Если же смотреть на роль Безенчука в романе с точки зрения глобальной,
то надо сказать, что "12 стульев" всегда виделись мне, как некий русский аналог "Унесенных
ветром". Остап - это такая Скарлетт, отложившая совесть куда подальше и начавшая
выжимать новую жизнь из сложившихся обстоятельств всеми правдами и неправдами. Киса
же - это такой Фрэнк Кеннеди, существо, понимающее, что минувшее ушло безвозвратно,
но совершенно не умеющее оседлать преобразившуюся реальность, довольствующееся заштатной
должностью - и это после всех роскошеств дворянской молодости!1* С этой точки зрения Безенчук олицетворяет собой старое доброе время
- в противоположность нуворишской "Нимфе", с ее зелеными стеклами и серебристыми
гробами, товар у него старый, добрый, пыльный, качественный. Мне легко представляется
такая картина: вот Каин сидит на пеньке, обдумывая свое черное дело; и вот Безенчук
- стоит за развесист!
ым библейским деревом и шепчет еле слышно: "Кисти... Глазет... Дуб полированный...
По первому разряду... Кисти... Глазет... Дуб полированый... По первому разряду...
Кисти... Глазет... Дуб полированый...", - и желтые глаза его мерцают в тени листвы
неземным все-таки сиянием.
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе
и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов
почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте,
при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные
в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".