Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Вернется ли качественное вино в Узбекистан?



Вернется ли качественное вино в Узбекистан?
2016-09-18 12:30 ferghana@ferghana.ru (Сид Янышев)

В Узбекистане до 1985 года, по официальным данным, выращивалось 1474 сорта винограда. Сейчас же, как уверяют фермеры, за счет всевозможных селекционных гибридов количество сортов превысило две тысячи, из которых примерно 30 процентов - винные сорта и 70 – столовые, то есть употребляемые населением в «чистом» виде. До обретения республикой независимости это соотношение было обратным. Корреспондент «Ферганы», побывавший на презентации нового проекта Агентства по международному развитию США (USAID) «Создание цепочек ценности в сельском хозяйстве», пытался выяснить, как развивается винное производство в республике, и когда на столы узбекистанцев вернутся утраченные не так давно марочные сорта вин.


Еще 15-20 лет назад на витринах каждого вино-водочного магазина в Узбекистане можно было увидеть и приобрести огромное количество марочных вин отечественного производства. Любители хорошего вина помнят такие названия десертных вин, как «Алеатико», «Ширин», «Узбекистан», венгерский бренд «Токай», херес – «Чимган» и «Чехра». А потом все они исчезли. Продавцы магазинов на вопрос об этих винах лишь недоуменно пожимали плечами: «Не завозят. Наверное, не производят».

Тщетно на протяжении часа я пытался найти ответ на этот вопрос и на презентации нового проекта USAID, которая проходила на территории НИИ садоводства, виноградарства и виноделия имени Махмуда Мирзаева. Специалиста, готового мне помочь, не было. В конечном итоге нашелся некий распорядитель, который, куда-то позвонив, заверил меня, что сейчас для меня везут специалиста из находящегося поблизости винзавода. Не довезли.

Потолкавшись среди фермеров, я чудом нашел способного ответить на мои вопросы специалиста. Им оказался не просто фермер, но и селекционер винограда, неоднократно побывавший с командировками в Италии - Курбанали Парпиев из Ферганы.


- Курбанали-ака, почему, на ваш взгляд, с прилавков магазинов исчезли все десертные марочные сорта вин, за исключением кагора? Не связано ли это с вырубкой винных сортов винограда во времена сухого закона, принятого в Советском Союзе во второй половине восьмидесятых годов прошлого века? – спросил я его.

- Честно говоря, я не сильно в это верю. В Узбекистане даже после сухого закона многие винные плантации сохранились. В июле 1992 года был принят закон «О фермерском хозяйстве», который в апреле 1998 года был дополнен и улучшен. До 1998 года государство само определяло, что из фруктов и овощей можно сажать фермеру на землях, свободных от производства хлопчатника, существовал госплан, но с появлением нового «Закона о фермерских хозяйствах» это право перешло к фермерам. А им сажать технические (винные) сорта показалось невыгодным.

То есть, все дело в нежелании самих фермеров выращивать технические сорта винограда. Столовые сорта выгоднее – они быстрее продаются. Да и сами хокимы (главы администраций) говорили фермерам: пожалуйста, выращивайте те виды фруктов и овощей, которые лучше реализуются. Это привело к тому, что за последние 10-15 лет экспорт наших вин за рубеж, равно как и их поставки для внутреннего потребления, резко сократились.


- Получается, нашим потребителям больше не видать на витринах магазинов качественных десертных вин. Вернутся ли в Узбекистан «золотые» винные времена?

- Да, разумеется. Вот в прошлом году вышло постановление, я не помню его название, но суть его в том, что фермерам необходимо сделать акцент и на технических сортах винограда. После этого открылась «Агробиржа», нацеленная на экспорт вин за рубеж. Планируется открыть в республике винзаводы с итальянскими технологиями производства. Но одними указами дела не решишь – необходима массовая агитация, то есть каждого дехканина нужно убедить, что винные сорта выращивать выгоднее. Например, столовые сорта винограда он может реализовать по цене в 500-600 сумов за килограмм, а винные сорта при хорошем качестве – за 1500-2000 сумов. Затраты те же, а прибыль в несколько раз больше.


Наш виноград считается одним из самых лучших в мире, потому что, если, скажем, в России его сахаристость равна 15-16 процентам, у нас – 22-23. Во всем мире лучшим техническим сортом винограда считается шардоне. У нас в 1960-е годы он тоже выращивался, но потом его производство свернули из-за нерентабельности, так как его урожайность очень мала: если, выращивая другие сорта, с гектара можно получить 60-70 тонн, то шардоне – всего около 10 тонн винограда. Но именно вина из этого сорта лучше всего отправлять на экспорт: вино из него, я уверен, занимало бы на западных ярмарках и выставках только первые места. Поэтому необходимо, чтобы наши фермеры выращивали в первую очередь шардоне. Да, цена его будет значительно выше, но оно и гораздо прибыльнее.

О сути нового проекта USAID мне рассказал специалист по связям с общественностью Камиль Якубов:

«Проект стоимостью 14 миллионов долларов рассчитан на три года, но у нас есть возможность его продлить. Он создан для того, чтобы оказать содействие нашему сельскохозяйственному сектору в цепочке ценностей. Речь идет о том, чтобы на каждом этапе производства сельхозпродукции ее ценность увеличивалась. Это не означает, что она будет дорожать - будет расти ее качество. То есть, на каждом этапе выращивания продукции будет отслеживаться, чтобы ее компоненты, а именно семена, саженцы, средства и инструменты по уходу за ними, были наилучшими. Наш проект ориентирован на 11 областей Узбекистана и Каракалпакстан. В него не вошла лишь Сурхандарьинская область, потому что там сейчас работает другой наш большой проект.

В чем новизна проекта? В нем существует, например, маркетинг и образовательный аспект. Если в прошлых наших проектах мы работали преимущественно над улучшением качества и объемов производства, теперь планируем заниматься позиционированием сельхозпродукции за рубежом.


Раньше традиционными рынками сбыта овощей и фруктов большей частью считались Россия и Казахстан, теперь же мы работаем над тем, чтобы о нашей продукции узнал весь мир. Мы уже определили, что наша черешня хорошо может продаваться в Южной Корее, виноград – в Индии. Все это в не меньшей степени востребовано в странах Прибалтики, Азии. Мы разрабатываем руководство для наших экспортеров, чтобы они знали, кому, в каких объемах, за какую цену продавать и насколько им это выгодно.

Проект заработал некоторое время назад (во время презентации прозвучало, что с февраля 2016 года. - Прим. автора), просто презентовали мы его лишь сегодня. Наш маркетинг касается не только зарубежных стран, но и внутреннего рынка, чтобы местный потребитель смог в ближайшем будущем питаться максимально качественной и разнообразной плодоовощной продукцией.


Что означает образовательный аспект? Он поможет нам связать науку и производство, чтобы молодежь, которая только вливается в этот сектор, уже знала о принципе существующей цепочки. Мы сотрудничаем с двумя НИИ – имени Мирзаева, где мы находимся, и растениеводства, а также с аграрными институтами в Ташкенте, Самарканде и Андижане.

Среди наших партнеров – фермерские хозяйства, пока преимущественно в Ферганской долине, которым мы предлагаем наши технологии. Они сами решают, нужно им это или нет. Но могу точно сказать, что наши консультации уже используются.


Кроме прочего, планируем внедрить в Узбекистане технологию так называемой холодной цепи: рекомендуем нашим партнерам, да и сами поможем приобретать холодильные установки, в которых их продукция на протяжении длительного времени, без заморозки, сохраняла бы свой внешний вид и вкусовые качества, чтобы люди ели свежие фрукты и овощи круглый год, а не только в сезон, и недорого».

Сид Янышев



Чтобы помнили. Русский Душанбе
2016-09-18 23:30 ferghana@ferghana.ru (Нигора Бухари-заде)

В 1920-е годы маленький кишлак в Восточной Бухаре, в котором по понедельникам раскидывался самый большой в Центральной Азии базар, четырежды становился столицей – сначала эмирата, затем халифата, потом автономии и, наконец, республики в составе СССР. За столетие кишлак с населением в тысячу человек вырос в почти миллионный город. Город-понедельник, город-сад, город-сказка – именно так называли уютный, теплый и зеленый Душанбе в советские времена.

Сегодня столица Таджикистана стремительно меняет свой внешний вид. Ежегодно городские власти сносят в центре Душанбе малоэтажные здания советского периода, и на их месте, стирая память о прошлом, возводят жилые многоэтажки и торгово-развлекательные центры. Чиновники считают, что таким образом они создают облик современного города. Душанбинцы же говорят, что милый сердцам многих людей старый Душанбе с его теплыми зданиями в стиле ампир нещадно уничтожается. Так, последним потрясением для коренных душанбинцев стал снос в самом центре столицы здания Русского драматического театра имени Маяковского – его не спасли ни петиции жителей, ни заявления политиков. Уходят люди, уходят здания, меняются имена улиц, площадей, учреждений…

В Душанбе сейчас осталось всего несколько тысяч русских. А еще совсем недавно лицо каждого третьего душанбинца было славянским, и столица была наполнена русской речью. Молодые поколения столичных жителей должны знать этот период истории, поскольку город, в котором они живут – этот город-сад, город-сказку, – строили русские люди, отмечает историк и душанбинец Гафур Шерматов. Но будут ли знать и будут ли помнить?

Вместе с Гафуром Шерматовым, который рассказал мне о любопытных страницах истории Душанбе, я с удовольствием погрузилась в далекое и близкое прошлое родного города.

- Недавно, в 2014 году, Душанбе отпраздновал свое 90-летие, то есть его истории, как города, нет еще и века. Как и почему именно Душанбе из небольшого кишлака превратился в столицу таджикской республики?

- Давайте представим, что собой представлял Душанбе сто лет назад. Это был далеко не самый большой таджикский кишлак Восточной Бухары – его население составляло около 1000 человек. Вокруг него располагались кишлаки Сари Осие, Шохмансур – они были больше, чем Душанбе, но именно в Душанбе находился самый большой в регионе базар, и вся Восточная Бухара торговала здесь. Душанбе был центром торговли и пересечения народов. Здесь был огромный скотный рынок, шла торговля тканями, кожевенными, жестяными изделиями, оружием. Веселые и разговорчивые худжандцы, стройные горцы Гарма, Шугнана, Язгулема, Калаи-Хумба, суровые локайцы и коренастые широкоплечие наездники из Бальджувана приезжали на душанбинский базар. Восточную Бухару в основном населяли таджики и узбеки. Узбеков Восточной Бухары в те годы называли локайцами, а район, где они проживали – территории нынешних Курган-тюбе, Явана, Кокташа, Султонабада – назывался Локай.


Душанбинский базар, 1924 год

Душанбе также был единственным местом в Восточной Бухаре, где проживали бухарские евреи. Около 30 зажиточных бухарско-еврейских семей фактически выполняли функции банкиров – они кредитовали людей и вели активную торговлю. Скажу больше: в 1921 году, во время осады Душанбе войсками Энвер-паши – одного из лидеров басмаческого движения, когда были боеприпасы, но не было еды, была амуниция, но не было корма для лошадей, Красную армию спасли именно евреи. Они финансировали те закупки, которые делались у жителей дальних кишлаков Варзоба, верхнего и нижнего Харангона, обеспечивая тем самым отражение атак войск Энвер-паши и другого басмаческого предводителя Ибрагим-бека.

Это малоизвестный факт – в советские времена о нем не упоминали, но, прежде чем стать столицей Таджикской АССР, Душанбе в 1921 году был объявлен столицей Бухарского эмирата самим эмиром Алимханом. Правда, с оговоркой «временная» – на время оккупации большевиками Западной Бухары. Затем, в 1922 году, Энвер-паша провозгласил Душанбе центром халифата, а себя объявил Верховным главнокомандующим войсками Ислама, зятем Халифа и наместником Мухаммада. Он просуществовал всего полгода, став первым самопровозглашенным халифатом на территории Центральной Азии.


Вид на Душанбе, 1924 год. В 1924 году было произведено национально-территориальное размежевание среднеазиатских республик, и Таджикистан обрел статус автономной республики в составе Узбекской ССР. Но в стране полыхала гражданская война, Дюшамбе (таким было первое название таджикской столицы) был почти полностью разрушен, и в городе осталось всего 40 кибиток, пригодных для жилья

Энвер-паша спровоцировал безжалостную братоубийственную войну, которая развернулась на территории всей Восточной Бухары. Этому во многом способствовали англичане, снабжавшие басмачей оружием. Сюда шли караваны с оружием. Причем, около половины басмачей, а их были тысячи – это были афганские наемники, которые пришли оказывать помощь братьям по вере. Гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, зверствами. Она была скоротечной, но очень жестокой. Об этой гражданской войне на территории Восточной Бухары, к сожалению, до сих пор написано очень немного, многие ее детали и факты не исследованы.

И, честно говоря, историография Советского Таджикистана 20-х годов прошлого века в описаниях советских авторов, по справедливому мнению многих современных таджикских историков, страдает однобокостью и политизированностью. С другой стороны, писать честно и откровенно о том времени, анализировать и делать объективные выводы о тех или иных событиях в условиях тотальной идеологической цензуры и политического давления было просто невозможно.

В советские годы, когда провозглашалась дружба между народами, о том, что многие таджикские и в том числе локайские кишлаки были уничтожены отрядами Ибрагим-бека, что отряды басмачей, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти, были укомплектованы локайцами и афганскими наемниками, предпочитали молчать. Как, например, и о том, что Хатынь сожгли не немцы, а бандеровцы. Но я убежден, что современным людям нужно знать правду о прошлых событиях, хотя бы потому что история, как известно, часто повторяется.


Красноармейцы Гиссарского экспедиционного отряда на подступах к Дюшамбе 20 февраля 1921 года

- А как местное население восприняло приход в Восточную Бухару Красной армии, ведь, в отличие от тех же басмачей, это были люди совсем другой культуры?

- Русские люди были не совсем уж неизвестны местному населению – ранее на эти территории приходили отдельные российские путешественники, врачи, географы, военные. Но с приходом Красной армии в 1921 году русские начали массово сюда приезжать. К русским людям я отношу всех, кто приехал в нашу республику, неважно какой национальности – татарин или украинец, белорус или еврей, все вместе они – русские.

Как бы сейчас не оценивали исторические события того времени, но очевидным является то, что с приходом русских на территорию Восточной Бухары начался ренессанс таджикской культуры. Если бы сюда не пришла Красная армия и советская власть, то ни о каком возрождении таджикского народа не могло быть и речи. Ведь многие века таджики находились под властью тюркских правителей. И на заре социализма в этом регионе насаждался пантюркизм – он проповедовался и младобухарцами, его принес сюда и Энвер-паша. Только с приходом Советской власти начинается развитие таджикского народа.

Таджики Восточной Бухары, восприняли советскую власть как дар божий, избавление от гнета бухарского эмира, его вассалов – беков (тюркский дворянский титул. – Прим. «Ферганы»). Русские принесли в Восточную Бухару идеи социальной справедливости, равноправия, национального равенства, непринятия местничества. Первые добровольческие отряды краснопалочников были таджикскими. Эти люди палками сражались с басмачами и отбивали у них оружие. Конечно, многие из них погибли в боях за советскую власть.

Восточная Бухара фактически была заповедником бухарского эмира – здесь не было ни одной больницы, никаких учебных заведений. Первую больницу здесь построили в 1914 году по приказу императора Николая II на пожертвования русских людей. Ее успели только построить, но она так и не заработала и выполняла роль то резиденции Эмира Бухарского, то гарнизона Красной армии, то штаба басмачей во время нахождения здесь Энвер-паши.


Военный лазарет Гиссарского экспедиционного отряда, открытый в кишлаке Дюшамбе в 1921 году

Об этом факте тоже мало знают, но, когда сюда окончательно пришла советская власть, сюда привезли большое количество денег, чтобы рассчитаться за те продукты, которые Красная армия брала у местного населения. Привезли также очень много товаров, зерна. Власть понимала, что одних коммунистических лозунгов мало – измученным войной людям нужно что-то дать. Чтобы склонить людей на сторону советской власти, сюда начались поставки товаров в огромных количествах. Между прочим, самой первой техникой, которую увидели в Таджикистане, были самолеты. Первый самолет долго кружил над глинобитным кишлаком, не на шутку перепугав его жителей. Душанбинцы увидели автомашины только через 4 года после того, как сюда прилетели первые самолеты.

К 1924 году Душанбе становится кишлаком наркоматов (народных комиссариатов), говоря современным языком – министерств. Летом того же года в Москве решают сделать поселок Душанбе столицей Таджикской АССР. Для ведения государственного делопроизводства сюда направляют сотни людей из Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины. Кроме того, в молодую республику прибывают первые врачи, учителя. Началось строительство больниц, школ, воинских казарм, клубов.

Для таджиков приход русских стал лучом света – он принес с собой бесплатное лечение, образование, безземельным крестьянам – землю. Представьте, что это было для таджикских дехкан, которые ничего не имели, кроме налогов и пошлин за пользование землей, водой, передвижение по дорогам, за покупку или продажу скота. Как писал Айни, в Бухарском эмирате только воздух не облагался налогами. И вдруг – все налоги отменены, людям дают землю, столько воды, сколько они хотят, и не надо за все это платить. Врач лечит бесплатно, учитель учит тоже бесплатно. Люди это просто восприняли, как сказку.


Учим русский язык. Сталинабад, 1930-е годы

- Первые русские люди, которые сюда приехали, безусловно, были подвижниками...

- Это были в какой-то степени миссионеры, и, конечно, подвижники. Их можно сравнить с Альбертом Швейцером. Да, они приехали проповедовать коммунизм, но ведь для многих Ленин тогда был новым пророком. Конечно, кто-то приезжал за длинным рублем – здесь хорошо платили. Да и вообще, в те годы, когда в Поволжье или на Украине был голод, Таджикистан многим казался раем – это была теплая, благодатная республика с очень приветливым народом, и русские, как самый подвижный народ того времени, ехали сюда с удовольствием. А работа для них здесь находилась всегда – все время открывались новые заводы, фабрики, колхозы, везде нужно было чинить технику, прокладывать дороги, ставить линии связи, тянуть телеграфные столбы, строить здания, проводить трубопроводы, рыть каналы, поэтому русские специалисты были очень востребованы. И та культура, которую они с собой везли, во многом повлияла на облик Душанбе.

Гафур Шерматов
Более 100 тысяч человек приехали в Таджикистан в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. Представляете, жители голодного Ленинграда, западных частей России выходят на вокзале в Сталинабаде (название Душанбе в 1929-1961 годах. – Прим. «Ферганы») и видят хлеб в свободной продаже. Сталинабад в годы войны был одним из немногих городов Советского Союза, где свободно продавался хлеб.

В тяжелые годы войны с полной силой проявились лучшие качества характера душанбинцев – милосердие, доброта, сострадание. За первые полгода войны в Сталинабаде было развернуто 5 эвакуационных госпиталей. А всего в годы ВОв в городе размещалось 17 эвакогоспиталей. Десятки тысяч раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии прошли здесь лечение. В городе катастрофически не хватало зданий для больниц, ощущался острый дефицит жилья, поэтому эвакогоспитали размещались в административных зданиях и школах. Это школы №№1, 4, 5, 11, 19, 20, а также здания гостиницы «Вахш» и факультета инженерного бизнеса и менеджмента Таджикского технического университета. Если бы существовало такое звание, как город военно-медицинской славы, то Душанбе, безусловно, получил бы его. Я помню, что еще в середине 1970-х годов в Душанбе было полно инвалидов-фронтовиков без ног, которые перемещались по городу на деревянных дощечках на колесиках – их были сотни.


Здание гостиницы «Вахш», где в годы ВОв размещался эвакогоспиталь. Фото Гафура Шерматова

В августе 1942 года в Сталинабаде открылся красавец-театр оперы и балета, а в это время немцы стояли под Сталинградом, Красная армия отступала. Тогда же достраивался и был сдан в эксплуатацию Большой Гиссарский канал, который спроектировал и построил замечательный человек Николай Свириденко, чью улицу, к сожалению, переименовали. Простым проектировщиком, инженером-гидромелиоратором приехал он в Таджикистан поднимать народное хозяйство. Николай Свириденко прожил всего 43 года. Он отдавал себя Таджикистану без остатка, поэтому рано ушёл из жизни. Но за свою короткую жизнь Николай Свириденко оставил большое наследие таджикскому народу – сотни объектов гидромелиоративного значения, в том числе Большой Ферганский канал, Большой Гиссарский канал, воды которых и сегодня несут добрую память об их создателе и строителе.

Нисколько не принижая национальной гордости и достоинства таджикского народа, скажу, что русские люди в силу исторических обстоятельств сыграли выдающуюся роль в истории современного Таджикистана. Вообще, наш Душанбе начали строить русские специалисты – архитекторы, строители, инженеры. И финансирование полностью шло из советской России.

Первым архитектором Душанбе, человеком, составившим первый план-схему города, был Петр Ваулин, который приехал в республику в 1925 году. Осмотрев базар, огромную степь, разрезанную протоптанными пыльными караванными дорогами, он принял решение: вот здесь будет улица Комсомольская, здесь – Коммунистическая, а здесь будет улица Ленина. И по этому плану началась разбивка улиц и кварталов города. Беда Душанбе в том, что у людей короткая память. Казалось бы, первый архитектор! Но у нас нет ни улицы его имени, ни памятника, ни мемориальной таблички.


Одна из улиц Душанбе, 1926 год

- Вы сказали, у нас короткая память – мы чтим героев древней истории, но забываем о личностях из нашего недавнего прошлого.

- Когда мы не видим людей, которые живут с нами рядом, которые делают что-то хорошее, это называется близорукость. Так же в истории – начинаем искать реперные точки в далекой-далекой древности, не замечая, что в новой истории у нас было столько положительных примеров. Мы забыли стольких людей, которые строили современный Таджикистан.

Я руковожу группой «Память-201». Мы ищем и ухаживаем за могилами бойцов Красной армии, умерших в госпиталях Сталинабада в годы ВОв. Только на центральном городском кладбище в Душанбе – более полутора миллионов православных могил – больше, чем сегодня жителей города. Нынешнее поколение молодежи уже не застало те времена, когда Душанбе был многоязычным и интернациональным городом. Как-то мы работали на городском кладбище, ухаживая за могилами воинов-интернационалистов, и помогавший нам мальчик-таджик, 2002 года рождения, вдруг сказал мне: «Здесь столько русских могил, значит, все русские, что жили в Душанбе, уже умерли?». Парень был потрясен – он не ожидал, что здесь когда-то проживало столько русских людей. Сейчас ведь русскоязычных граждан в городе увидишь нечасто.


Здание Главпочтамта в центре Душанбе, 1937 год. Было снесено в 2013 году

- Как вы относить к тому, как сейчас меняется облик Душанбе?

- Двойственно. Конечно, новостройки нужны – город должен развиваться, и многие новые объекты действительно впечатляют. Но, как коренной житель Душанбе, я очень переживаю за то, что происходит снос исторических зданий, таких как театр имени Маяковского, Главпочтамт, жилых домов по проспекту Рудаки. Для нас – родившихся и выросших в Душанбе – эти здания, словно точки отсчета нашей жизни и хранители ландшафтов памяти наших душ.

Министерство культуры Таджикистана определило, что в Душанбе всего 4 здания имеют архитектурную ценность и не подлежат сносу: это Таджикский государственный академический театр оперы и балета имени Садриддина Айни, бывшее здание Национальной библиотеки имени Фирдавси (ныне здесь расположена Счетная палата страны), здание парламента и здание исполнительного аппарата президента республики (Президентский дворец). По какому принципу были отобраны именно эти сооружения среди десятков подобных (по стилю и времени возведения) зданий, расположенных в центральной части столицы, неизвестно. Как и не поддается логическому объяснению то, что разрушается именно исторический центр, когда в городе довольно много кибиток и барачных построек.
Я переживаю за то, что люди уехали и продолжают уезжать – это самое печальное. Переживаю за нашу молодежь, которая уезжает за границу, за то, что русский язык уходит и гораздо чаще, чем раньше, можно увидеть молодых людей, уже не говорящих на русском. Больно за то, что переименовываются улицы, что исчезают памятники советского периода, не упоминаются имена людей, приехавших в Таджикистан и внесших большой вклад в становление республики – ученых, архитекторов, военных, врачей, государственных деятелей. Хотя русские люди стали частью истории нашего города, страны, народа.

Но, наверное, нужно время для того, чтобы произошла переоценка исторических и культурных ценностей, мы смогли подняться над самими собой и посмотреть на происходящее со стороны. А у нас пока, к сожалению, кому-то сильно мешают именно те постройки и памятники советского периода, с которыми связаны исторические события и судьбы выдающихся людей эпохи Таджикской ССР.


Здание Академического театра оперы и балета имени Айни в Душанбе. Построено в 1942 году. Фото Гафура Шерматова


Душанбе был задуман как зеленый город, город-сад. Такие тенистые тоннели из чинар летом спасали душанбинцев от палящего солнца. Сегодня, увы, многие из них вырублены. Фото Гафура Шерматова


Новые высотки постепенно вытесняют с душанбинских улиц архитектурные сооружения прошлого века. Фото Гафура Шерматова

В материале использованы фотографии из Центрального государственного архива Таджикистана и личного архива Гафура Шерматова

Подготовила Нигора Бухари-заде



Кыргызстан: Спецслужбы активно ищут «этнический» компромат на Розу Отунбаеву и членов Временного правительства
2016-09-19 00:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Атамбаев и Отунбаева
Вопрос о поправках в Конституцию Кыргызстана окончательно испортил отношения бывших соратников по «революционной» борьбе
Как стало известно «Фергане», несколько дней назад высокопоставленные сотрудники Государственного Комитета национальной безопасности Кыргызстана провели ряд встреч с представителями узбекской общины юга республики. Целью своеобразных «переговоров», прошедших в Оше, было склонение родственников активистов узбекской общины, эмигрировавших из страны, к даче компрометирующих показаний на Розу Отунбаеву, временного президента страны после второй революции 2010 года, и некоторых ее коллег.

Впрочем, попытками давления на родственников «сепаратистов» дело не ограничилось — оперативная работа продолжилась за рубежом. В первых числах сентября группа киргизских чекистов, сопровождаемая авторитетным аксакалом-этническим узбеком, бывшим депутатом парламента Кыргызстана Бурибаем Жураевым, прибыла в Ташкент. Делегация, посланная из Бишкека, встретилась с осужденными на родине по обвинению в экстремистских и сепаратистских преступлениях лидерами узбекской общины юга Кыргызстана — Каромат Абдуллаевой, Иномжоном Абдирасуловым, Жалалиддином Салахутдиновым, возможно, другими.

Активисты узбекской общины услышали от киргизских гостей настойчивое предложение выступить с компроматом на Розу Отунбаеву и Эдиля Байсалова, в 2010 году - руководителя ее аппарата. Опальным представителям узбекской общины было предложено выступить с официальным видеообращением о том, что они «организовали межэтнический конфликт в июне 2010 года только потому, что пошли на поводу у Розы Отунбаевой».

Источник «Ферганы» не сообщает о том, согласились ли представители узбекской общины Кыргызстана на сделку с киргизскими спецслужбистами.

Месть Атамбаева?

«Переговоры», больше похожие на шантаж или попытку заключить сделку, прошли вскоре после того, как отношения между соратниками по революции — действующим главой киргизского государства Алмазбеком Атамбаевым и другими бывшими членами временного правительства — окончательно испортились.

Напомним, 30 августа Роза Отунбаева вместе с другими членами бывшего временного правительства, в том числе, Азимбеком Бекназаровым, Исмаилом Исаковым, Эмилбеком Каптагаевым, Омурбеком Текебаевым, Болотом Шерниязовым и другими, выступила против внесения поправок в Конституцию страны, укрепляющих полномочия президента и ущемляющих права и свободы граждан.

Тридцать первого августа, выступая на торжественном собрании по случаю 25-летия независимости Кыргызстана, президент Атамбаев в ответ обвинил «временное правительство» во лжи, клевете, зависти, злобе и ненависти к нему. После чего стоявшая на сцене рядом с ним Роза Отунбаева покинула площадь Ала-Тоо.

А 15 сентября Алмазбек Атамбаев поручил провести расследование причастности членов Временного правительства к выезду из страны в 2010 году лидера узбекской общественности Киргизии, бывшего депутата парламента Кадыржана Батырова, которого киргизские власти называют «лидером сепаратистов».

«То, как снова поднимают вопрос о бегстве Кадырова и что в этом ему якобы помогали члены временного правительства, похоже на откровенную месть со стороны нынешнего президента страны Алмазбека Атамбаева, - говорит «Фергане» на условиях анонимности один из бишкекских аналитиков. - Весь вопрос - в изменениях в Конституцию и попытке группы лиц снова узурпировать власть. Нынешние правители забыли вчерашнюю дружбу и готовы на любые действия, чтобы приструнить своих критиков».



Кыргызстан-Узбекистан: Ситуация на приграничной горе Унгар-Тоо существенно разрядилась
2016-09-19 08:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В воскресенье, 18 сентября 2016 года, сотрудники милиции МВД Узбекистана покинули вершину горы Унгар-Тоо, расположенной на территории Кыргызстана, на спорном участке вблизи узбекской границы. Об этом официально заявлено в ходе переговоров пограничных представителей Кыргызстана и Узбекистана, сообщает пресс-релиз Отдела по связям с общественностью и СМИ Государственной пограничной службы Кыргызстана.


Напомним, десант узбекских милиционеров высадился на спорной горе Унгар-Тоо 22 августа 2016 года, что внесло существенную напряженность в отношения двух стран, а также взволновало общественность юга Кыргызстана. Текущей разрядке предшествовала, по всей видимости, продуктивная встреча главы узбекского МИДа Абдулазиза Камилова с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым, состоявшаяся 15 сентября в Бишкеке.

Подробнее о том, что стоит за конфликтом вокруг горного участка на приграничной территории -в статье «Ферганы» «Гора преткновения».



В избранное