Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Жители Ташкента прощаются с телом президента Ислама Каримова (фото)



Узбекистан: Жители Ташкента прощаются с телом президента Ислама Каримова (фото)
2016-09-03 13:33 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ташкент, 3 сентября 2016 года. Жители столицы Узбекистана выстроились вдоль дорог, чтобы проститься с кортежем, сопровождающим тело скончавшегося президента страны Ислама Каримова.

Фотографии сделал и разместил в группе «Здоровье Каримову» на Фейсбуке Хикматулла Убайдуллаев-Пулатов.


По информации, поступившей ранее от наших источников, самолет с телом скончавшегося 29 августа президента Узбекистана был доставлен в Самарканд вчера, 2 сентября. По официальным данным, Ислам Каримов умер 2 сентября вечером.

















Узбекистан: Гульнара - старшая дочь Ислама Каримова - не присутствовала на похоронах, она все еще под домашним арестом
2016-09-03 14:01 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

По информации «Ферганы», Гульнара Каримова, старшая дочь скончавшегося президента Узбекистана Ислама Каримова, не получила возможности попрощаться со своим отцом и не присутствовала на его похоронах. По крайней мере, она не появлялась на публике в последние дни. Уже более двух лет она находится фактически под домашним арестом, в добровольной или принудительной изоляции от Интернета, не появляется в социальных сетях.


На церемонии прощания в Ташкенте, 3 сентября 2016 года. Скриншот государственного телеканала Узбекистана. Слева — супруга Ислама Каримова — Татьяна Акбаровна. Справа — младшая дочь Лола.

В настоящее время рядом с Гульнарой находится ее дочь Иман. А сын Ислам, известный тем, что неоднократно выступал в защиту своей матери, по-его мнению, оболганной врагами, живет в Лондоне. На похороны дедушки он не приехал.



«Спасибо вам за это чувство, Ислам Абдуганиевич!»
2016-09-03 14:35 ferghana@ferghana.ru (Санджар Янышев)

Тридцатого августа две тысячи шестнадцатого года после двухмесячных каникул в России моя мама возвращалась в Ташкент. Компания «Узбекистон Хаво Йуллари» задержала вылет сначала на два часа. Потом объявили посадку, пассажиров впустили в самолет - и ещё шесть часов мучительного ожидания со сканвордами и очередями в туалет.

Вроде бы ждали важного ГРУЗА (какой такой ещё «груз» может лететь обыкновенным гражданским рейсом, скажите на милость?). И у пассажиров, и у нас, болеющих за их скорейший благополучный перелёт, всё это время в голове циркулировало одно слово: «Каримов».

Я не знаю, как связана эта задержка в «Домодедово» с состоянием здоровья президента Узбекистана, однако некая параллель, хотите - прямая, хотите - метафорическая, здесь напрашивается: летим, не летим - живой, не живой…

Существует ещё одна параллель - многажды подмеченная, и оттого не менее явная.

Узбекистанский путь развития общества, начиная с взаимоотношений граждан и власти и заканчивая ограничениями в отношении потока информации или оборота иностранных валют, - это такая лабораторная, испытательная модель для общества российского.

Там - вырубка деревьев и снос гаражей, здесь - «ночь длинных ковшей». Там - 27 лет президентства (треть человеческой жизни!), здесь - 16, а будет 27, и очень скоро. И тут, и там - на свой, особый, манер понятая демократия: большинство (народ) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет - и такого президента и такой «стабильности», даже если это противоречит действующей Конституции.

Зачем, в самом деле, ориентироваться на Запад с его мультяшными ценностями; у нас на Востоке (и в Узбекистане, и в России) другие темпы: за четыре года человека разве узнаешь? А нам хочется узнавать человека, взрослеть с ним, стареть, а Бог даст - и умереть при нем; не чужой ведь, почти родственник, а родственников, как известно, не выбирают.

Кстати, о родственных чувствах. Легитимность/нелигитимность той или иной власти - штука внешняя, институционная - существует внутренняя, имманентная связь народа с его главным представителем. Отсюда частые высказывания о «коллективном путине», «коллективном каримове».

Президента Узбекистана в республике иначе, как «папой», не зовут вот уже лет двадцать. Путин - тоже «наше всё». Подобно тому, как домашние питомцы и их хозяева с годами приобретают общие черты и повадки, сходство государственного мужа номер один - и шире: устройства власти - и выдвинувшего его общества - шире: нации - мистическим образом прописывается в истории подобно генетическому коду.

Все эти годы, глядя в экран или наблюдая за многочисленными другими эманациями президента Каримова Ислама Абдуганиевича, я узнавал характер моего народа, проявленный зеркально.

Главная наша черта: мы до ужаса толерантны. То есть терпимы. На свой, восточный, манер. Готовы терпеть бесконечно долго: ложь, манипуляции, поборы. Даже если понимаем, что нами правит дракон. Как в пьесе Евгения Шварца, написанной в 1942-1944 гг. в Сталинабаде (так тогда назывался Душанбе - в честь ещё одного «отца народов»): «Пока он здесь - ни один другой дракон не осмелится нас тронуть… Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного».

У такой виктимности (жертвенности) есть своё объяснение, данное когда-то психологами; она зовётся «выученная беспомощность». Отсутствие возможности что-либо контролировать рождает привыкание: мы будем терпеть бесконечно долго, пока не сдохнем, потому что от наших действий всё равно ничего не зависит. Об этом тоже есть у Шварца - в пьесе «Обыкновенное чудо»: «Во мне вдруг проснулся дед с материнской стороны… Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а всё надеялся на лучшее. Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть, всё обойдется!»

Это ведь и наш портрет - не только во время андижанского расстрела, но и за все «тучные» каримовские четверть века.

День Независимости - главный наш праздник. При этом никакой независимости нет: мы смотрим российские телеканалы, мы болеем за российских спортсменов, мы зависим от российских заработков: половина дееспособного населения трудится на стройках и во дворах у могучего соседа; мы, что греха таить, любим президента России почти так же сильно, как своего собственного, и захоти он завтра сделать Узбекистан частью «русского мира» - на прежних условиях или на любых других - никакой референдум не понадобится.

Имперский синдром пустил в нас корни очень глубоко; избавиться от него гораздо труднее, чем срубить чинару, посаженную при российском генерал-губернаторе.

На абсурд мы реагируем как слепой на солнечный свет: никак. Нет, мы любим удивляться: чем проще предмет, тем больше радость и удивление. Например, дыня. Или лепёшка. Новое пугает. Поэтому ничего нового нас не ждёт. Отцом народа по-прежнему будет Мумкинэмас Керакэмасович (в вольном переводе на русский - «Непозволяй Неразрешаевич»).

Сюрпризы в ближайшие четверть века нам не светят. Зато и крупных разочарований не будет. Помните, как с падишахом Изумрудного города Гудвином: все думали, что он волшебник и чародей, а он… просто хороший человек. Вот это действительно было бы чудом. Но такое бывает только в сказках.

Уже пораженный инсультом, в состоянии клинической смерти, наш вождь написал слова, которые меня по-настоящему тронули, которые не могут не тронуть: «Напути кдостижению поставленных нами перед собой великих целей- построить свободное, демократическое государство, перейти крыночной экономике, сформировать гражданское общество, войти вряд развитых государств мира- мынепринимали скоропалительных решений, недопускали опрометчивых шагов инеобдуманных действий, изучали передовой мировой опыт, нонекопировали при этом других. Мы избрали единственно верный для нас путь, нацеленный на далёкую (курсив мой. - С.Я.) перспективу, полностью соответствующий менталитету нашего народа, особенностям иусловиям страны, получивший признание намеждународной арене как "узбекская модель" развития… Заисторически короткий период Узбекистан изотсталой, неспособной содержать изащищать себя республики с…крайне низким уровнем жизни населения, превратился вдинамично истабильно развивающееся мощное государство, занимающее достойное место вмировом сообществе».

«Узбекская модель», о которой пишет президент, очень древняя (не напрасно ее перенимает - уже переняла! - Россия), она зовется оксюморон. «Белые ночи» (исконно наше, родное выражение для слабо заваренного чая), «умная глупость», «убогая роскошь», «живой труп» (простите, ничего конкретного не имел в виду)…

Уж давно, кажется, можно было отсмеяться; мы противоречивы - тем и интересны. И всё-таки при чтении этого текста (по сути - завещания) меня не оставляло чувство причастности Великим Свершениям. Спасибо вам за это чувство, Ислам Абдуганиевич. А ещё за то, что оставили после себя крохотную надежду на выздоровление.

Дорогие мои земляки, узбекистанцы, поправляйтесь! Это не просто, но всё-таки возможно. Мы-то ведь живы. Мы всё ещё живы.

Санджар Янышев, писатель, поэт



В избранное