Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Исследование: Настроения русских, живущих в Казахстане



Исследование: Настроения русских, живущих в Казахстане
2015-07-30 18:38 ferghana@ferghana.ru (Алексей Гончаров, Игорь Савин )

Набор марок «Народы Казахстана»

Республика Казахстан - девятая по площади страна мира. Однако численность населения в сравнении с территорией здесь совсем невелика (63 место в мире), лишь недавно она перевалила за 17 млн. человек. Территория республики - это земли, традиционные для расселения казахов на протяжении веков, но в ХХ столетии были моменты, когда казахи становились этническим меньшинством. Сейчас казахи составляют примерно 65% населения страны. Но в целом Казахстан – типичное полиэтничное государство, в котором вторым по численности этносом являются русские. И хотя за годы независимости численность русских в Казахстане сократилась примерно в 2,5 раза, по различным данным, они составляют от 20 до 25 процентов населения.

Кем видят себя русские Казахстана в современных политических реалиях? Как они соотносят себя с русскими России? Вопрос для республики не праздный. Но до сих пор в Казахстане мало распространены специальные исследования на эти темы.

Между тем осенью 2012 года Научный Центр «История и этнология» Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауэзова участвовал в социологическом опросе Института истории им.Ш.Марджани АН Республики Татарстан среди русского населения трех казахстанских городов. Самого южного и самого северного областных центров, Шымкента и Петропавловска, и столицы - Астаны, географически расположенной в центре страны. При небольшом объеме выборки (всего около 500 человек) это исследование чрезвычайно интересно уже потому, что другие попросту редко встречаются, а опоздание с публикацией объясняется длительным периодом обработки данных, которые стали доступны только в 2015 году.

Может показаться, что данные этого опроса потеряли свою ценность, так как за истекшие 2,5 года столько всего случилось: события на Украине и их резонанс в Казахстане, образование ЕАЭС, различное отношение к этому внутри страны и т.д. Разве не могло все это настолько изменить ситуацию, чтобы сделать неактуальным анализ мнений, высказанных в 2012 году?

Ответ на этот вопрос представляется не столь однозначным. Прежде всего, посмотрим, как цифры реальной миграции отразили миграционные настроения граждан страны. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономки РК в 2012 году за пределы страны выехало 22.047 граждан Казахстана русской национальности, в 2013-ем – 17.072, в 2014-ом – 20.287 человек. За первый квартал 2015 года выехало 3.138 русских, что позволяет предполагать, что объем внешней миграции русских остается на уровне предыдущих лет. Как видим, порядок цифр существенно не изменился и после бурных событий 2013 года.

Это говорит о том, что за последние годы не произошло событий, резко изменивших самоощущение людей и повлиявших на формирование реальных миграционных намерений. Тогда как на основании наблюдений за ситуацией в СМИ и дискуссиями в социальных сетях можно было представить себе иную картину. К тому же, как смогут убедиться читатели, цифра в 20 тысяч в год выезжающих за пределы страны не составляет и процента от общего числа русских жителей Казахстана, хотя от 18 до 27% респондентов в разных городах заявляли о своем желании выехать из страны. К тому же, вопреки заявленным мнениям, гораздо большее число русских выезжает из Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, а вовсе не из Южно-Казахстанской.

Это говорит о том, что в момент ответа на вопрос респондент проецирует свои ощущения и ожидания, не всегда напрямую связанные с темой опроса. Не следует ожидать в ответах буквальное отражение того, что происходит вокруг, и отголоски событий, которые представляются архиважными в пространстве СМИ и активных пользователей социальных сетей. Вне дискуссий, которые охватывают не столь большое количество людей, люди предпочитают действовать в рамках логики повседневных потребностей, а не политических лозунгов.

К примеру, значительная часть опрошенных показала, что на решение выехать из страны влияют «особенности национальной и языковой политики», которая, несмотря на, казалось бы, бурные дебаты на эту тему в политически ангажированных кругах, мало изменилась за прошедшие два года. После событий марта 2014 года (присоединение Крыма к России – ред.) приостановилось обсуждение выдвинутых чуть ранее новых идеологических концептов («Мангелiк ел», «Казак елi»), адресованных в новых демографических условиях к казахскоязычной части общества, и последовало несколько уверенных заявлений власти по поводу недопустимости языковых перегибов. Но уже к началу 2015 года плакаты, пропагандирующие «Мангелik ел», вновь появились на улицах городов страны, что вместе с активным обсуждением предстоящего празднования 550-летнего юбилея образования Казахского государства позволяет предположить сохранение прежней повестки языковой и культурной политики. В этих условиях вряд ли можно ожидать резкого изменения настроений русских граждан Казахстана.

Но прежде чем обратиться к описанию этих настроений, несколько слов об особенностях проживания русского населения в различных регионах страны.

Русские с разной историей

Русские расселены по территории страны очень неравномерно. В некоторых приграничных с Россией регионах севера они до сих пор составляют большинство населения. В южных регионах, за исключением Алма-Аты, русских всегда было мало.

Попадали русские в Казахстан разными путями и в разное время, начиная с XVII века.

Соответственно, и отношение к стране проживания было и остается самым разным. По этому признаку русских можно условно разделить на три категории. Первая - те, кто считал Казахстан продолжением России и своим временным местом проживания. Эта категория в значительной мере стала покидать страну после распада СССР. Вторая - те, кто Казахстан продолжением России не считал, но и не был к нему привязан духовно. Они некоторое время колебались, а потом тоже стали ориентироваться на эмиграцию. И, наконец, третья: русские, которые срослись с Казахстаном и либо считают его своей родиной, либо не считают эмиграцию лучшей для себя альтернативой. Ментальность этой категории несколько отлична от российской русской ментальности. Представители этой группы если и уезжают, то зачастую возвращаются назад, При этом бывает, что они рассказывают о своих российских соотечественниках разного рода нелицеприятные вещи, указывая на алкоголизм, завистливость, недоброжелательность и т.д.

Региональные различия

В трех городах, где производился опрос, ситуация, в которой живет русское население, различается и с географической, и с исторической, и с демографической точек зрения.

В Северо-Казахстанской области проживает 288 тыс. русских, которые составляют большинство населения региона (общее количество жителей области - 576 тыс. человек). Эта приграничная с Россией область никак не отделена от нее географически. А первые русские поселения появились здесь 300 лет назад.

В столице страны Астане, при общем населении города более 800 тыс. человек, русских насчитывается 132 тыс. Географически Астана ближе к Омску, чем к Алматы или Шымкенту. Первые русские поселились здесь с образованием города в тридцатых годах XIX века.

Южно-Казахстанская область, центром которой является Шымкент, - самая густонаселенная в стране (2,7 млн. человек). Русских здесь столько же, сколько в Астане, и проживают они на 95% в областном центре. Географически русские юга страны отрезаны от России. А первые русские поселения появились в регионе лишь в 1860-х годах.

Каковы же настроения русских в столь разных регионах страны?

Отношение к эмиграции

На вопрос, хотели бы они сменить место жительства, ответили положительно 57% шымкентцев, 50% жителей Петропавловска и, как ни странно, 43% астанчан. И это на фоне устойчивого притока жителей регионов в столицу, которая дает больше возможностей для роста. Реально собираются менять место жительства значительно меньшее количество опрошенных: 28% шымкентцев, 22% астанчан и 18% петропавловцев. При этом северяне в подавляющем большинстве хотят переехать в Россию, а среди южан 25% хотели бы уехать куда-то «вне России».

Главной побудительной причиной к переезду является, по мнению опрошенных, «национальная и языковая политика РК». Но здесь есть региональные нюансы. Среди южан эту причину назвали 52%, что вполне естественно, поскольку именно этот регион стремительно теряет русскоязычное пространство. 24% южан отметили также «ухудшение межэтнических отношений». В Петропавловске и Астане такая проблема не стоит. Но и здесь «национальную и языковую политику» как побудительную причину к отъезду назвали 32 и 29 процентов соответственно. Северо-Казахстанская область - один из регионов с наиболее низкой средней заработной платой в стране, поэтому здесь 23% опрошенных хотели бы уехать «по причине неустойчивого экономического положения, в том числе и угрозы безработицы». В двух других регионах этот фактор не существенен.

При этом большинство жителей всех регионов объединяет уверенность, что Россия не создает достаточно комфортных условий для переезда.

Языки и браки

Подавляющее большинство опрошенных состоят в браке с русскими. Но не видят проблемы в том, что их дети могут жениться или выйти замуж за человека другой национальности. Категорически не одобрили бы это в Петропавловске лишь 6%, в Шымкенте 16% и в Астане 24% опрошенных. Возможно, это связано с тем, что в Петропавловске и Шымкенте люди имеют дело с более стабильной ситуацией в плане брачного рынка: на севере он еще не изменился, тогда как на юге изменился давно, и к этому уже привыкли. А вот в Астане серьезные социально-демографические изменения происходят стремительно в последние 20 лет, что и отразилось в мнениях респондентов. Большинство опрошенных не считают, что межнациональные браки «размывают» народ. Таким образом, опрос показал достаточно высокий уровень межэтнической толерантности.

Очень интересные моменты выявил опрос в части, касающейся языковых проблем. Свободно владеют казахским языком лишь два процента опрошенных шымкентцев и один процент астанчан. В Петропавловске таких нет. При этом частично понимают казахский 66% южан, 42% астанчан и 33% северян. Что логически вытекает из демографической ситуации в этих регионах.

Незнание государственного языка заставляет русских испытывать дискомфорт. Прежде всего, это, конечно, относится к шымкентцам (81% респондентов). Сфера применения русского языка на юге страны в последние годы резко сузилась. Среди жителей столицы таких, как ни странно, еще больше - 85%, при том что в Астане языковое законодательство соблюдается достаточно строго. В Петропавловске 62% опрошенных русских испытывают дискомфорт из-за незнания казахского языка – и это в самом русскоязычном регионе страны.

Но вот парадокс. Отвечая на вопрос, какими языками должны, в первую очередь, владеть их дети, более 80% респондентов во всех трех городах назвали европейские языки, прежде всего, английский. Казахский в качестве приоритетного в Петропавловске выбрали лишь 30%, в Астане - 31% и только в Шымкенте таких более половины - 53%. Так что, несмотря на весь дискомфорт от незнания государственного языка, большинство казахстанских русских не считают его изучение средством изменения ситуации для себя в положительную сторону.

Русские и русскость

Относительно русских в Казахстане существуют два мнения. Одни уверены, что они те же, что и русские России. Другие считают, что казахстанских русских можно выделить в особый суб-этнос, как поморов или казаков.

Истина, вероятно, как всегда, - посередине. И хотя прямого ответа на этот вопрос в данных опроса не найти, какие-то отдельные штрихи выделить можно.

Национальная кухня - это один из значимых критериев этничности. Во всех трех городах опрошенные среди любимых национальных блюд назвали борщ и блины. Хотя борщ – блюдо, скорее, украинское. А вот относительно третьего любимого национального блюда мнения разделились: в Шымкенте и Астане это пельмени, а в Петропавловске - окрошка.

Относительно любимых блюд казахской кухни все дружно назвали бешбармак. Но если для жителей севера и столицы оно единственное, то шымкентцы прибавили к нему шурпу, каурдак, казы и баурсаки. Южане вообще наиболее тесно срослись с особенностями казахского быта и в большей степени его переняли. Вошли в их рацион и узбекские и корейские блюда, из которых в других регионах назвали только плов.

Большинство опрошенных отметили, что они соблюдают свои национальные обычаи, обряды и традиции при рождении ребенка, на свадьбах и похоронах. К сожалению, не ясно, что именно под этим имелось в виду.

Среди народных праздников были отмечены, прежде всего, Пасха и Рождество. Праздники бывшего СССР очень немногие считают народными, еще меньшее число опрошенных готовы признать таковым праздником Наурыз (Навруз). Подавляющее большинство опрошенных заявили, что знают русские народные песни.

О степени религиозности

Принято считать, что в условиях иноэтничного окружения религия становится консолидирующим этнос фактором. В этом аспекте опрос выявил довольно противоречивую картину.

78% шымкентцев и 72% петропавловцев однозначно считают себя верующими людьми. В столице этот показатель оказался неожиданно низким - 49%. Возможно, это связано с тем, что русские астанчане в массе своей - потомки комсомольцев-целинников, которые верующими, конечно, не были. При этом 70% астанчан заявили, что посещают церковь. В двух других городах этот показатель еще выше.

Но посещения эти в большинстве происходят «от случая к случаю». Что в общем противоречит тенденции религиозной консолидации русских казахстанцев, но характерно для городского населения в большинстве стран мира. Это, скорее, не религия, а определенная атрибутика, ритуал, призванный обозначить этническое происхождение человека.

Этничность и Родина

Каково отношение русских Казахстана к своей этнической принадлежности? Здесь опрос показал несколько парадоксальные данные. В Петропавловске, где русские составляют большинство населения, 47% опрошенных заявили, что их национальность и национальность окружающих значения для них не имеют, и в тоже время 53% никогда не забывают, что они - представители своего народа. В Астане, где русские в явном меньшинстве, эти цифры составили соответственно 70 и 30 процентов. Хотя казалось бы, должно быть наоборот. Для Шымкента таких данных нет. Таким образом, русские, оказываясь в меньшинстве, не изолируют себя от общества в своих внутриэтнических переживаниях.

Примерно половина опрошенных во всех трех городах вообще заявила, что «современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какой-то нации». Но другая половина уверена в обратном: «частью своей национальной группы ощущать себя необходимо».

Своей родиной считают именно Казахстан 49% опрошенных астанчан, 39% шымкентцев и лишь 19% петропавловцев. Если учесть, что в опросе было предложено 11 вариантов ответа, то это высокий показатель. Только у жителей СКО есть вариант более популярный: 23% указали, что родиной считают именно Петропавловск.

О равенстве и братстве

В советское время Казахстан называли лабораторией дружбы народов. Сейчас официальная пропаганда внушает гражданам, что именно в Казахстане созданы наиболее гармоничные межэтнические отношения, и именно Казахстан многие мультиэтничные страны берут в качестве примера. Подтверждает ли это опрос?

Подавляющее большинство респондентов во всех городах выразили уверенность, что в Казахстане национальность человека влияет «на его возможности устроиться на самую лучшую работу». Как ни странно, более других в этом уверены петропавловцы: 75 процентов.

Приходилось сталкиваться с ущемлением своих прав или возможностей из-за национальной принадлежности 76% опрошенных в Шымкенте, 66% в Петропавловске и 51% в Астане. Такие ответы, конечно, не радуют.

Но в чем это проявлялось конкретно? На первое место опрошенные шымкентцы (34%) ставят госучреждения. Это, судя по всему, связано с тотальным переводом их работы на юге на казахский язык и игнорированием чиновниками соответствующей статьи конституции (о переводах на русский язык). Этот показатель высок и для Астаны – 31%. А петропавловцам больше дискомфортно на работе - 28%.

С открытым нежеланием общаться с русскими сталкивались немногие: от 8 процентов в Петропавловске до 17% в Астане. Оскорбления и угрозы по национальному признаку тоже слышали относительно немногие: от 10% в Астане до 18% в Чимкенте. Зато советовали «уехать к себе на историческую Родину, если что-то не устраивает» сорока процентам русских шымкентцев, 35 процентам астанчан и 26 процентам петропавловцев. В принципе, такого рода советы в повседневной жизни легко нейтрализуются напоминаниями о соответствующих статьях Уголовного кодекса.

Гораздо хуже другое: «чувствуют негативное отношение» 45% опрошенных в Шымкенте, 37% в Петропавловске и 51% - в Астане. Распространенность этого мнения можно списать как на ограниченную выборку, так и на свойство людей весьма избирательно трактовать свои негативные ощущения, «нагружая» их подсказанными самим опросом аргументами. Более важно, что примерно треть респондентов во всех трех городах заявили, что для них «есть ограничения в получении желаемой работы». Это тревожный признак. Но и здесь надо знать казахстанскую специфику, где большую роль играют клановые связи. А это бьет по русским примерно в той же мере, что и по казахам, не имеющим обширных связей в госаппарате или в бизнесе.

* * *

Конечно, материалы подобных опросов еще ждут более глубоких интерпретаций и сопоставлений с результатами исследований в других странах. Но самые первые выводы можно сделать уже сейчас.

Во-первых, заметно, что разница географических и социально-культурных условий проживания разных сообществ русских в Казахстане в наибольшей степени сказалась на тех сферах их жизни, которые связаны с непосредственным взаимодействием разных категорий жителей страны: отношение к межнациональным бракам, реальное демографическое поведение, культурная адаптация, пищевые предпочтения и т.д. Тогда как языковая сфера, пространство взаимоотношений с политическими институтами, социальное самочувствие и т.д. предстают в высказываниях респондентов из разных городов более выровненными. Здесь они чувствуют себя наиболее похожими друг на друга и наименее уверенными.

В то же время, и это во-вторых, неуверенность и неудовлетворенность не перешли пока в стремление к самоизоляции или массовой эмиграции, что заставляет рассчитывать на еще не реализованные возможности интеграции русских в казахстанский социум 21 века.

Алексей Гончаров, Игорь Савин



Узбекистан: В Ташкенте продолжают изоляцию «президентской трассы». Жители недовольны
2015-07-30 19:04 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Президентская траса. Фото «Фергана»
В Ташкенте продолжается работа по изоляции так называемой президентской трассы - дороги, по которой президент Узбекистана Ислам Каримов ездит в свою резиденцию.

В среду, 29 июля, были перекрыты все выезды на проспект Мустакиллик, имеющиеся на территории от станции метро «Буюк Ипак Йули» (Максима Горького) до станции «Хамида Алимджана». В итоге, например, оказались отрезанными от путей коммуникаций структуры Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли (МВЭСИТ), в подземные гаражи которых машины заезжали с этой улицы.

Выезд с улицы Сайрам, который был перекрыт двумя рядами преград - бетонными блоками и решеткой, «перекрыли» и третьим: здесь разрушили асфальт и посадили ели. У некоторых пешеходных переходов установили калитки с щеколдой. Вероятно, местные власти считают такие решение эффективным способом остановить гипотетических террористов.


Установка третьей преграды. Фото «Фергана»

Ели высажены и на месте снесенных магазинов в районе магазина «Светлана». Причем к деревцам не подвели источники орошения. Это свидетельствует о том, что столичную власть не волнует вопрос, как выживут елки, высаженные в жару и оставленные без влаги.

На месте снесенного магазина канцелярских товаров и принадлежностей для художественного творчества установили билборд с символичной надписью: «Ты неповторим, ты уникален, родина моя - Узбекистан». Фасад дома обнесен щитами с изображением синего неба, снежных гор и зеленых лесов.


На месте магазина высажены елки. Фото «Фергана»

В доме, где находилась «Светлана», начались ремонтные работы, жильцам велено сломать их застроенные балконы. Людей заверили, что их любимый магазин откроется после реконструкции фасада, но причины такой капитальной и скоропостижной реконструкции им не сообщили. И сейчас по городу циркулирует несколько слухов: 1) Узбекистан стал председателем ШОС и в Ташкенте ожидается саммит, «поэтому все должно быть красиво»; 2) поменялось руководство районного хокимията (администрации), и те, кто «крышевал точки», уже там не работают; 3) некая «тетка на Нексии» выехала прямо на президентский кортеж, «а ведь могла быть террористкой».


Новый фасад. Фото «Фергана»

А 30 июля один из читателей «Ферганы» сообщил, что в Ташкенте будет снесено находящееся у у метро «Буюк Ипак Йули» здание, в котором располагается учебный центр Easy English. «Позвонили и дали два дня на вывоз всей аппаратуры, техники и мебели. Что делать предпринимателям, арендующим эти помещения, ученикам центра, а их, по меньшей мере, 300 человек, работникам центра?.. Единственное, что мы смогли узнать - снова хотят посадить елки, так как рядом проходит трасса, по которой проезжает всеми любимый президент. Ни о каком возмещении речи вообще не идет. Вы представляете, что это значит - за один день потерять дело, на которое было потрачено больше десяти лет жизни? А про деньги уже и говорить нечего. Несешь добро людям, обучаешь детей английскому, а взамен получаешь елки!!!», - пишет возмущенный житель Ташкента.


Здание учебного центра Easy English, Ташкент. Фото прислано читателем «Ферганы»

Ко всем этим неприятностям добавилась еще одна: как сообщает 30 июля Газета.Uz со ссылкой на источники в компаниях «Тошкент трамвайи» и «Тошшахартрансхизмат», через несколько дней трамвайная линия по проспекту Мирзо Улугбека (часть «президентской трассы») будет ликвидирована, а трамвайное депо №3 закроется. По этой линии пока еще ходит трамвай №13, который соединяет друг с другом массивы ТТЗ и Куйлюк. С августа «тринадцатый» будет ездить от Куйлюка лишь до вокзала «Ташкент» (Северный вокзал). В качестве альтернативы власти намерены изменить маршрут автобуса №96. Но вряд ли сможет этот автобус восполнить потерю 13-го маршрута, учитывая проблемы с горюче-смазочными материалами.

Отметим, что 13-й маршрут протяженностью 21,63 километра - самый протяженный и востребованный трамвайный путь в узбекской столице. Неудивительно, что новость о его сокращении вызвала негодование у ташкентцев: «Это большая катастрофа для трамвайной сети Ташкента», «Население г.Ташкента постепенно лишают общественного транспорта», «Жалуются на нехватку топлива и сокращают графики движения автобусов, а сами сокращают самый экологичный вид транспорта. Хотя во всём мире он развивается», «Сегодня утром не поленился и проехал на 13-ом от ТТЗ до Куйлюка и обратно и убедился в очередной раз, что этот маршрут самый хлебный, самый злачный трамвайный маршрут в Ташкенте, так зачем его сокращать??? Люди, ехавшие в трамвае, мягко говоря, недовольны этим решением властей. Многие хотят собирать подписи в хокимият, кабмин, суд куда угодно, но чтобы мнение народа было услышано!!!»


Трамвай №13, Ташкент. Фото Transphoto.ru

Прочувствовать значимость проблемы людям, не знакомым с Ташкентом, поможет выдержка из комментария читателя «Газеты.Uz» Максима Черникова, который сообщил, что отправил обращение по поводу сокращения маршрута трамвая №13 в Кабинет Министров, хокимият (администрацию) и на предприятие «Ташгорпасстранс»:

«Как можно убирать трамвайный маршрут №13, который связывает такие густонаселённые районы, как массив ТТЗ, ул. Юзработ, ул. Феруза, ул. Кадырова, институт акушерства и гинекологии с центром города, и который является экологически чистым видом транспорта? Автор этой идеи хоть раз ездил утром с ТТЗ в центр города на работу? По ул. Юзработ, ул. Феруза и ул. Кадырова проходит автобусный маршрут №110 и трамвайный маршрут №13, которые в часы пик постоянно заполнены. Маршрут №13 проходит через такие ключевые и пересадочные остановки как:

«Магазин Чимган», где происходит пересадка пассажиров едущих на Юнус-Абад и Карасу;

«Институт Культуры», куда едут студенты на учёбу,

«Дом быта», где расположена ГНИ и колледжи;

«Академ-городок», где расположены институт электроники, институт ботаника, филиал государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, институт востоковедения;

«Институт химии», где расположен сам институт химии и министерство обороны РУз;

«Художников», где расположена поликлиника и Райсобес;

«Метро БИЙ» [«Буюк Ипак Йули»], где расположено само метро, и эта остановка является ключевым местом пересадки граждан;

«Университет мировой экономики и дипломатии», где расположен сам университет, РУВД;

«Паспортный стол», где расположен ОВИР, прокуратура, химико-технологический институт, Райгаз;

«Институт усовершенствования врачей», где расположен сам институт, и эта остановка является ключевым местом пересадки граждан;

«Машиносозлар» - эта остановка является ключевым местом пересадки граждан;

«ТашМИ», где расположен медицинский институт».

Судя по комментариям жителей узбекской столицы, они верят, что обращение, отправленное через «Единый портал интерактивных государственных услуг» (ЕПИГУ), будет обязательно рассмотрено властями и те отреагируют. Будем надеяться, что их реакция обрадует население Ташкента.



В Узбекистане обнаружен новый очаг сибирской язвы. Госпитализировано 19 человек
2015-07-30 19:26 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото RFE/RL
Девятнадцать жителей села Исламобод в Пастдаргомском районе Самаркандской области Узбекистана 25 июля были госпитализированы с диагнозом «сибирская язва». Как сообщил ««Озодлику» (узбекская служба Радио Свобода) сотрудник районной санитарно-эпидемиологической станции на условиях анонимности, все 19 попавших в больницу жителей села заразились сибирской язвой после употребления в пищу мяса зараженного скота.

«Мясники, забивая скот, не обратили внимания на то, что он был болен сибирской язвой. Употребление мяса, не прошедшего достаточной термической обработки, привело к заражению людей. Сейчас состояние больных оценивается как средней тяжести. Мы взяли ситуацию под эпидемиологический контроль. Областным управлением МЧС, областной санитарно-эпидемиологической станцией и другими ответственными органами создан специальный штаб», - сообщил источник.

Представители районного отдела здравоохранения подтвердили, что несколько человек в Пастдаргомском районе были госпитализированы с подозрением на сибирскую язву. «У всех у них на теле имеются полутора-двухсантиметровые пятна, схожие с пятнами при сибирской язве. Состояние больных удовлетворительное, но диагноз «сибирская язва» пока полностью не подтвержден», - сообщила врач районной больницы.

Местные власти пытаются скрыть от общественности информацию о случаях сибирской язвы, однако она уже распространилась по всей области. По словам мясников, дюди перестали покупать говядину, опасаясь заражения. Власти уверяют, что в Пастдаргомском районе проверяются мясные лавки, фермы и компании, занимающиеся поставкой мяса. Однако местные жители убеждены, что частный скот не проходит тщательную проверку. «В годы независимости работа ветеринарной службы ухудшилась. Случаи инфекционных заболеваний скрываются. Например, две недели назад в Пастдаргомском районе был выявлен случай бешенства, его скрыли», - рассказал «Озодлику» местный житель.

Это уже второй случай заражения сибирской язвой от мяса больного скота в Узбекистане за последний месяц. В середине июля в Амударьинском районе Каракалпакстана были госпитализированы отец и сын, которые заразились сибирской язвой при забое соседского скота.

Вспышки заболевания были зарегистрированы и в предыдущие годы. К примеру, в июле 2014 года в Узунском районе Сурхандарьинской области после забоя скота с подозрением на сибирскую язву были госпитализированы более 20 человек. В июне того же года в Хавастском районе Сырдарьинской области сибирской язвой заразились более 30 человек, а в Ургутском районе Самаркандской области – 8 человек. В июне 2012 года в Камашинском районе Кашкадарьинской области 4 человека были госпитализированы с диагнозом «сибирская язва». Они также заразились при забое больного скота.

Сообщения о случаях госпитализации заболевших сибирской язвой периодически поступают и из других стран региона – Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. В частности, по данным Роспотребнадзора, в 2013 году вспышки сибирской язвы среди людей были зафиксированы в Кыргызстане, где были госпитализированы 17 человек, еще восемь человек заболели в Таджикистане.

Сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь сельскохозяйственных и диких животных всех видов, передающаяся человеку. Характеризуется интоксикацией, развитием серозно-геморрагического воспаления кожи, лимфатических узлов и внутренних органов; протекает в кожной или септической форме.



В избранное