Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Афганистан: Среди новоизбранных министров - четыре женщины. Кресло министра обороны пустует до сих пор



Афганистан: Среди новоизбранных министров – четыре женщины. Кресло министра обороны пустует до сих пор
2015-04-20 11:27 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Нижняя палата парламента (Волуси Джирга) Афганистана 18 апреля утвердила на посты в правительстве 16 кандидатов, среди которых – четыре женщины.

Как сообщает Афганистан.Ру, министром по борьбе с наркотиками назначена Саламат Азими, министром по делам женщин - Дильбар Назари, министром высшего образования - Фарида Мохманд, министром труда и социальных вопросов - Насрин Оряхел.

Остальные посты в правительстве распределились следующим образом: министерство экономики возглавил Абдул Сатар Мурад; юстиции - Абдул Басир Анвар; городского развития - Саид Мансур Садат Надери; торговли и промышленности - Хомаюн Раса; информации и культуры – Абдул Бари Джахани; сельского хозяйства – Асадулла Замир; по делам племен и границ – Гулаб Мангал; общественных работ — Махмуд Балиг; транспорта и гражданской авиации - Мохаммадулла Баташ; образования - Асадулла Ханиф; информационных технологий - Абдул Разак Вахиди; энергетики и водных ресурсов - Али Ахмад Османи.

Ранее, 28 января, были утверждены глава министерства иностранных дел Салахуддин Раббани; внутренних дел - Нуруль Хак Улуми; финансов - Эклиль Хакими; здравоохранения - Ферозуддин Фероз; по делам беженцев - Саид Хусейн Алеми Балхи; по делам хаджа и религии - Фаиз Мохаммад Османи; шахт и горной промышленности - Дауд Шах Саба; восстановления и развития села - Насир Дуррани.

Таким образом, из 25 постов в правительстве заняты 24. Вакантным остается лишь кресло министра обороны. В январе 2015 года на этот пост предлагался представитель пуштунов Шермухаммад Карими, но парламент не одобрил его кандидатуру. Следующего претендента президент Афганистана Ашраф Гани назвал лишь в начале апреля – выбор пал на генерала Мохаммада Афзала Лудина, ранее занимавшего различные должности в оборонном ведомстве. Однако Лудин сразу же отказался от предложения.



Правозащитники: Правительство Туркменистана вводит тотальный запрет на спутниковые антенны
2015-04-20 13:21 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Как сообщает Гражданская платформа Civic Solidarity, правительство Туркменистана приняло решение ликвидировать частные спутниковые антенны в стране. От жителей требуется их демонтировать – независимо от того, установлены они на многоквартирных домах или в частных. Информация об этом решении поступила к правозащитникам из неназванных правительственных источников.

Власти желают полностью блокировать доступ жителей Туркменистана к независимым международным СМИ, в том числе к ведущим независимым новостным телеканалам, вещающим на разных языках. Главной целью кампании по борьбе с тарелками является туркменская служба радио «Свобода» - радио Azadliq. Правозащитники утверждают, что это единственный источник независимой информации о Туркменистане, который вещает на туркменском языке и очень популярен в стране, поскольку его можно было слушать через спутниковые тарелки. Другие независимые СМИ, в том числе правозащитные и диссидентские ресурсы, заблокированы в Туркмении.

Подавляющее большинство жителей Туркмении имело возможность слушать независимое радио и смотреть иностранные телеканалы благодаря спутниковым тарелкам, которые они легально покупали последние двадцать лет. Все дома в Туркмении оснащены спутниковыми антеннами: за 100 долларов можно было получить свободный доступ и к телевидению, и к радио, и к интернету. Такова была реакция общества на правительственную цензуру и пропаганду государственного телевидения и радио.

Кампания по демонтажу тарелок началась в конце марта. Правда, за несколько недель до этого местные коммунальщики пытались требовать от людей демонтировать тарелки – иначе угрожали снести. Однако жители отказывались и переставляли тарелки на крыши, кроме того, организовывали дежурства для защиты своей собственности. Местные власти не предъявляли никаких законных оснований для сноса, не предъявляли официальных документов – ссылались лишь на некое решение вышестоящих органов власти. Теперь же правительство стало использовать новую тактику: сезонные рабочие, нанятые муниципальной властью, приходят днем, когда жители находятся на работе, и ломают оборудование.

В Ашхабаде кампания по сносу спутниковых тарелок идет полным ходом, за последние две недели уничтожены тысячи устройств в разных районах города.

Взамен власти предлагают «пакет кабельного ТВ», который включает , в основном, развлекательные телеканалы России, Турции и Индии. Все новостные и радиоканалы исключены из этого «пакета». Кроме того, власти заявляют, что имеют право прекратить кабельное вещание в любой момент, как уже случилось в 2011 году, когда во время взрывов в Абадане в стране был заблокирован доступ в интернет. Интернет полностью контролируется Ашхабадом через государственного провайдера «Туркментелеком».


Спутниковыми антеннами облеплен каждый дом в Ашхабаде. Больше фото — в Галерее.Ферганы.Ру

Вся эта «кабельная кампания» является как прямым нарушением права человека на доступ к информации, так и пиратством государственного уровня, поскольку никаких официальных контрактов с производителями контента из России, Турции и Индии подписано не было, утверждают правозащитники. Речь, очевидно, идет о нарушении авторского права.

Главный аргумент властей – тарелки «искажают архитектурно—градостроительный облик столицы».

Это не первая попытка правительства избавиться от частных спутниковых антенн. В 2007 году, когда Гурбангулы Бердымухамедов пришел к власти, он первым делом потребовал снести антенны. Однако это не получилось: поднялась сильная волна критики со стороны международного сообщества и независимых международных СМИ, которые писали о цензуре и нарушении права человека на доступ к информации. Тогда власти снесли антенны только на домах, стоящих вдоль главных проспектов Ашхабада, - там, где проходит официальный маршрут президента и его гостей. «Молодой президент», как Бердымухамедов называл себя в то время, не решился испортить репутацию и стать врагом СМИ.

Вторая попытка была предпринята летом 2011 года, когда власти попытались скрыть информацию о взрывах боеприпасов в Абадане, в результате которых погибли люди (по официальным данным, 15 человек, по неофициальным – около полутора тысяч). И только громкая реакция иностранных СМИ, международных организаций, включая ОБСЕ, и правительств других стран, в первую очередь, США, заставили власти отступить.

Эксперты полагают, что нынешняя попытка борьбы со спутниковыми тарелками предпринята в ожидании президентских выборов 2017 года, чтобы обеспечить полный контроль над информацией. Кроме того, в 2017 году в Ашхабаде пройдут Пятые Азиатские игры боевых искусств, и, как свидетельствует источник в правительстве, власти хотят заблокировать любую возможность утечки информации, если на Играх произойдут неприятные инциденты. Судя по активным действиям, предпринимаемым в Ашхабаде, на этот раз власти серьезно настроены.

Если новая кампания по ликвидации тарелок окажется успешной, радио Azatlyq потеряет почти все аудиторию в Туркменистане. Жители опасаются, что окажутся полностью отрезаны от независимой информации: Azatlyq освещало вопросы прав человека, исчезновения в тюрьмах Туркменистана, проблемы безопасности на южной границе, снос домов и другие важные для жителей проблемы.

Независимые эксперты и правозащитники считают, что только незамедлительная и серьезная реакция правительств демократических государств и международных организаций могут остановить эту кампанию. Международное сообщество должно немедленно вступить в диалог с правительством Туркменистана и объяснить, что подобные действия являются прямым и очевидным нарушением права человека на доступ к информации и что такая кампания окажет негативное воздействие на перспективы участия Туркменистана в международных проектах. Речь должна идти, в том числе, и о сотрудничестве с Ашхабадом в сфере энергетики и в вопросах безопасности, считают правозащитники.



«Да разве это победа?» В Ташкенте поставлена повесть Чингиза Айтматова «Материнское поле»
2015-04-20 14:05 ferghana@ferghana.ru (Сид Янышев)

Семнадцатого апреля в Национальном Академическом драматическом театре Узбекистана с успехом прошел общественный показ спектакля «История Толганой» по известной повести классика русской и киргизской литературы Чингиза Айтматова «Материнское поле». Как правило, так называемые общественные показы или генеральные прогоны проходят перед премьерами, и вход на них бесплатный. Зрителями этого показа стали учащиеся ташкентских колледжей – народ, в большинстве своем, к театру не приученный и поэтому неблагодарный. Но «История Толганой» вызвала у юных зрителей бурю эмоций.

Что же их зацепило в этой далеко не детской трагедии о войне и женщине, потерявшей всю свою семью? Думается, в первую очередь - необычность воплощения этой, казалось бы, вполне реалистичной повести. Спектакль - из той же серии, что и советский мультфильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». То есть, были в нашем детстве вполне нормальные и поэтому понятные мультики типа «Ну, погоди!», которые нравились всем без исключения. А «Ёжик» был наполнен каким-то ирреальным, непонятным, но волшебным, притягивающим светом, который не давал оторваться от экранов и навсегда остался в нашей детской памяти, в отличие от сюжета этого мультфильма.

Так и здесь. Монолитный спектакль с минимумом декораций, вернее - со всего лишь просыпанным на небольшом участке сцены сеном, с постоянно играющей волшебной музыкой и меняющейся палитрой театрального света. И всё понятно детскому глазу и уму: перед ними - мать, потерявшая на войне мужа и троих сыновей, по которым она убивается, а в конце, не вынеся своей тоски, умирает.


Сцена из спектакля «История Толганой»

Раньше на ташкентских подмостках было, как говорят местные театральные старожилы, всего две постановки по произведениям Айтматова: в начале 90-х прошлого века в русском ТЮЗе (ныне Молодежном театре) шел спектакль по притче «Пегий пёс, бегущий краем моря», еще раньше - в советские времена (никто не помнит, в каком именно году) в Узбекском музыкальном театре имени Мукими можно было посмотреть спектакль по повести «Материнское поле». Перевод с киргизского языка на узбекский тогда осуществил известный писатель Асл Рашидов.

Так вот, та постановка «Поля» была совершенно традиционная, в стилистике соцреализма: на сцене было задействовано множество актеров, которые обычным образом обменивались репликами. И сюжет был последовательным: вот детство главной героини Толганай, в котором присутствует дед-пахарь, вот ее юность, знакомство с будущим мужем Суванкулом, рождение трех сыновей, их взросление, уход всех мужчин на войну, их гибель. Далее - конец войны, невестка Толганой, также ставшая вдовой, неожиданно от кого-то беременеет, во время родов умирает, а главная героиня принимает новорожденного как родного внука, воспитывает его, тот вырастает и становится комбайнером.


Сцена из спектакля «История Толганой»

В нынешней же «Истории Толганой» молодого и прогрессивного режиссера Гафура Мардонова от советского спектакля остался лишь перевод Асла Рашидова. Разумеется, композиционно перекроенный, поскольку в постановке нет ничего традиционного для узбекской сцены. Сюжет непоследователен - как в известной опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», он галопом скачет из настоящего в будущее, затем в далекое прошлое, потом опять в будущее, в финальную смерть. Но не невестки, а самой Толганой.

По сути, это моноспектакль, в котором, по задумке режиссера, все роли исполняет, причем блестяще, лишь один человек – народная артистка Узбекистана Малика Ибрагимова. Есть еще один персонаж – безмолвный: молодой парень (подающий большие надежды Ихтиёр Атаджанов), который олицетворяет собой одновременно всех мужчин - мужа Толганой, сыновей и, в конце, ее внука.


Сцена из спектакля «История Толганой»

Этот герой - словно тень, призрак, постоянно находящийся рядом с убивающейся женщиной. Поэтому хоть мы, зрители, его и видим, но его нет – он существует лишь в воображении Толганой и ее воспоминаниях.

Во время всего часового монолога Толганой, то нежно шепчущей сказки своим сыновьям, то срывающейся от невыразимой боли потерь на истошный крик, между ней и «призраком» постоянно происходит странный танец: даже когда герои не рядом и не синхронны в своих движениях, зритель интуитивно понимает, что это не просто произвольная смена мизансцен, это именно танец, безумная пляска смерти. С помощью такой вот изломанной пластики. Потому что иной, традиционной, пластики здесь быть не может. В этом безумном танце периодически возникает образ скорбящей матери, памятники которой сегодня в огромном количестве стоят по всему Узбекистану.


Сцена из спектакля «История Толганой»

Музыка, которая не прерывается ни на секунду, мастерски подобрана вровень каждому такту этой пляски: то играет ансамбль киргизской музыки «Самуэл», то звучит сербо-хорватский композитор-этнограф Горан Брегович, а то и совершенно неожиданный здесь Бетховен.

И все это, как я писал выше, в постоянно чередующейся гамме света – от радужного голубого до кроваво-багряного, преломляющегося в периодически с шипением врывающемся на сцену дыме. Сено, на котором все и происходит, исполняет свои роли: поначалу оно олицетворяет собой нескошенное поле, которому женщина вверяет свои счастливые и горькие воспоминания, а затем – землю, которой в финале спектакля внук засыпает могилу навсегда успокоившейся Толганой…


Сцена из спектакля «История Толганой»

«Спектакль приурочен к будущему Дню победы, который в Узбекистане именуется Днем памяти и почестей, - рассказывает исполнительница главной роли Малика Ибрагимова. – То есть, прежде всего, это спектакль о войне, которая нам по сей день – на примере современной Украины – показывает, что это полная бессмыслица, необъяснимая и чудовищная вещь».

В общем-то, тема эта извечная, и сюжет Айтматова, несмотря на оригинальность постановки, нашел в ней свое отражение. Хочу подчеркнуть, что в «Истории Толганой» нет ни слова отсебятины, но Малика Ибрагимова своей игрой и интонацией особо подчеркнула два айтматовских момента, на которых акцентировал внимание известный кинорежиссер Алишер Хамдамов, помогавший в процессе работы Гафуру Мардонову.


Сцена из спектакля «История Толганой»

«Первый акцент, который я попросил добавить, такой - в какой-то момент героиня Ибрагимовой восклицает: «Да разве это победа? Столько мужчин ушло на войну, а вернулся только один!» То есть, в начале войны женщины на перроне провожали полный эшелон солдат, а в конце, когда на станцию прибывает такой же эшелон, из него выходит только один мужчина, - поясняет Хамдамов. - Второй момент: согласно нашему менталитету, если женщина, став вдовой, забеременела от другого мужчины, то ее предают позору. Здесь же Толганой вместо осуждения не то, что прощает свою невестку Алиман, которая как бы предала память ее сына, а наоборот - даже боготворит ее и принимает затем новорожденного как своего родного внука».

Итак, общественный показ спектакля прошел с успехом. Однако, как выяснилось, это вовсе не гарантирует, что его премьера обязательно состоится: сначала так называемый художественный совет – пережиток советского прошлого, все еще существующий во многих узбекских театрах, - должен вынести свой вердикт, быть спектаклю или не быть. А если быть, то в каком виде.


Сцена из спектакля «История Толганой»

С моей точки зрения, спектакль профессионален и замечателен абсолютно во всем. Но мало ли, какую крамолу могут в нем углядеть зачастую непредсказуемые члены худсовета...

Создатели «Истории Толганой» все же надеются, что постановка прочно войдет в репертуар театра, и именно в том виде, в каком ее в минувшую пятницу посмотрел молодой ташкентский зритель.

Сид Янышев



Таджикистан: В Раште неизвестные угрожают учителям и требуют прекратить работу
2015-04-20 14:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Раштский район – в центральной части Таджикистана, граничит с Киргизией
Вечером 18 апреля 2015 года группа неизвестных вошла в здание средней общеобразовательной школы №44 селения Бокм Рахимзода Раштского района (Таджикистан), были сожжены карты и школьная стенгазета, а также оставлено угрожающее письмо директору и учителям школы, в котором неизвестные требовали прекратить работу, сообщает Озоди. В письме также говорилось, что это последнее предупреждение. «В течение месяца должны определиться, если же нет, то сильно пожалеете», - рассказал о содержании письма председатель сельсовета Камароб Рахматжон.

Глава сельсовета рассказал, что в Раштском регионе активизировались неконтролируемые группировки.

Напомним, что в сентябре 2010 года в Раштском районе произошли боестолкновения: на колонну военнослужащих МВД в ущелье Камароб, чтто в 200 километрах восточнее Душанбе, напали вооруженные люди, тогда погибло около 25 военных, в том числе семь офицеров, 14 человек было ранено. Тогда сообщалось, что нападение было совершено боевиками Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов) и Аловуддина Давлатого, известного как Али Бедаки. В ответ в районе была проведена боевая масштабная операция, которая длилась несколько месяцев, в результате Мулло Абдулло и Али Бедаки были убиты.

О Мулло Абдулло писали, что он воевал на стороне «Талибана» в Афганистане (другие источники указывают, что ответственность за нападение в Раште на себя взяло Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое является союзником «Талибана»). Напомним, что «Талибан» жестко выступает против светских школ (особенно – против образования для девочек), и самой громкой акцией талибов против образования стало покушение на пакистанскую школьницу Малалу Юсуфзай (другое написание – Юсафзай), которая чудом выжила.

Можно предположить, что нападение в Раште совершили сторонники нехитрой образовательной доктрины «Талибана». Но возможно, кто-то имитирует тактику талибов, чтобы заставить именно эту школу (и именно этих учителей) прекратить работу. Милиция устанавливает личности неизвестных, педагоги уже дают свидетельские показания правоохранителям.



В избранное