Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Долгий путь к абоненту: Все ли рады возвращению МТС в Узбекистан?



Долгий путь к абоненту: Все ли рады возвращению МТС в Узбекистан?
2014-11-26 00:28 Абдурахим Юлдашев

«Наконец-то!» - хочется воскликнуть в ожидании скорого запуска сети нового оператора Universal Mobile Systems (UMS) в Узбекистане. Не прошло и двух с половиной лет, как МТС вернула, казалось бы, безнадежно утраченный актив и с 1 декабря возобновляет деятельность в составе российско-узбекского совместного предприятия UMS. Судя по пресс-релизам МТС, новый оператор будет работать целиком на базе всего оборудования обанкроченной и ликвидированной «Уздунробиты».

Узбекистанцы, не избалованные качеством связи после скандального изгнания МТС в 2012 году, с нетерпением ждут открытия офисов UMS. Неважное, если не сказать местами отвратительное качество связи в Узбекистане, особенно мобильного интернета, стало непреложным фактом нашей жизни. Остается порадоваться возвращению МТС, однако, у меня – активного абонента одного из местных мобильных операторов (не буду называть какого), возникают вопросы: будет ли успешен бизнес МТС в Узбекистане; обеспечит ли новый оператор заявленное качество связи; не будет ли попыток помешать его работе? Попытаемся проанализировать ближайшие перспективы недавно созданной компании, отталкиваясь от официальных пресс-релизов, сообщений информагентств, публикаций в интернете, а также слухов и информации, циркулирующих на улице и среди приближенных к узбекскому телеком-сообществу.

Для начала разберем условия, на которых МТС вернулась в Узбекистан после подписания мирового соглашения с правительством республики и отзыва иска в международном арбитраже при Всемирном банке. Во-первых, ООО «UMS», в отличие от ООО ИП «Уздунробита» - это не стопроцентная дочерняя компания инвестора. Теперь в уставном капитале UMS российскому партнеру принадлежит 50,01%, остальное - Государственному унитарному предприятию «Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения» при Госкомитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана. Из этого можно сделать вывод, что при нынешней структуре участия инвестор получает контроль, но разделяет риски от возможных «наездов» с самим государством. Это, скорее, плюс, чем минус как для самого инвестора, так и для клиентов UMS.

Минус, который при определенных обстоятельствах может быть конвертирован в плюс. Согласно постановлению Кабинета Министров Узбекистана №208 от 31 июля 2014 года, которое оговаривает условия деятельности UMS, оператору на первое время предоставлено всего 2,5 миллиона абонентских номеров. Это не так много, так как в конце первого квартала 2012 года «Уздунробита», еще до момента отключения сети, будучи крупнейшим сотовым оператором, обслуживала более девяти миллионов абонентов или 38% от всех пользователей услуг сотовой связи в республике с почти 30- миллионным населением.

Получилось, что с закрытием «Уздунробиты» ее абонентская база досталась основным конкурентам – дочерним компаниям российского Vimpelcom Ltd (Билайн) и скандинавской TeliaSonera (Ucell). Если в марте 2012 года Билайн и Ucell обслуживали соответственно 7,9 миллиона и 7,3 миллиона абонентов, то в конце третьего квартала 2012 года после отзыва лицензии у «Уздунробиты» у Билайна было уже 9,2 миллиона, а у Ucell – 9,5 миллиона абонентов. Впоследствии Ucell уступил первенство Билайну – в марте 2014 года Билайн обслуживал уже 10,4 миллиона, а Ucell – 8,5 миллиона абонентов.

У других двух операторов - Rubicon Wireless Communications (торговая марка Perfectum Mobile) и Uzbektelekom Mobile ("Узмобайл") – размах бизнеса не столь масштабен. На долю этих CDMA-операторов приходится около трех процентов от всей 20-миллионной армии пользователей услуг мобильной связи в республике.

Но если посмотреть на динамику абонентской базы «большой узбекской двойки», то очевидно одно – с момента вынужденного ухода «Уздунробиты» проникновение услуг сотовой связи в Узбекистане с третьего квартала 2012 года по первый квартал 2014 года колебалось в пределах 65%-69%, составляя в среднем 66%, при том, что в первом квартале 2012 года этот показатель составлял 87,4%. Из этих сравнений следует, что с ликвидацией «Уздунробиты» проникновение сотовой связи в Узбекистане снизилось более чем на 20 процентных пунктов или примерно на 5 миллионов SIM-карт. Это значит, что потенциальный спрос на услуги UMS может превысить выделенную новому оператору номерную емкость в 2,5 миллиона номеров.

Неужели новым абонентам UMS придется выстаивать длинные очереди или за переплату «доставать» номера? Вряд ли. Если верить циркулирующей информации, UMS будет позиционировать себя как премиальный оператор с лучшим, чем в среднем по рынку, качеством услуг связи. Следовательно, и цены у UMS будут выше, что предотвратит массовый наплыв низкодоходных абонентов. А учитывая, что у компании UMS как наследницы всего оборудования «Уздунробиты» при 2,5 миллионах абонентов будет более чем троекратный запас по емкости сети и пропускной способности каналов, то можно предположить, что новый оператор действительно сможет предложить качественную без обрывов и «бульканий» голосовую связь, и нормальный, без тормозов и зависаний мобильный интернет.

Если UMS действительно сможет предложить более качественную связь, то в сеть нового оператора начнут перетекать самые высокодоходные абоненты. Из этого следует, что в самом ближайшем будущем мы будем свидетелями обострения конкурентной борьбы за клиента и его деньги на узбекском телеком-рынке. И, как это часто бывает не только в Узбекистане, редкая конкурентная борьба (т.е. дележ рынка) обходится без использования сомнительных пиар-технологий и административного ресурса. Не удивлюсь, если очень скоро в узбекской части интернета появятся не поддающиеся подтверждению сообщения о неблаговидных действиях нового игрока.

В пользу этой версии говорит и первый факт - в начале ноября на одном из интернет-ресурсов была опубликована заметка о якобы имевшихся случаях вымогательства взяток при трудоустройстве в одном из областных филиалов UMS. Заголовок гласил: «МТС еще нет, а взятки уже есть». Правда, вскоре материал был снят с сайта и прочитать его сейчас не представляется возможным. Сейчас среди потенциальных претендентов на трудоустройство в UMS распространяются слухи, что один из недавно назначенных российских менеджеров UMS якобы ВИЧ-инфицирован и вскоре его «попросят» из страны. И что по этому поводу якобы готовится очередной информационный вброс. В воздухе может запахнуть несвежим и вряд ли от таких компроматов будет укрепляться доверие партнеров по совместному предприятию. Получается, что СП, еще не начав работу на узбекском рынке, уже сталкивается с негласным противодействием.

Оставлю в стороне дискуссионный вопрос, кому это выгодно. Не исключено, что в скором времени ответ на этот вопрос будет напрашиваться сам собой. Хотелось бы ошибаться, однако в связи с этим возникают другие вопросы. Так ли рады в Узбекистане возвращению МТС? Или репутация Узбекистана и интересы миллионов его жителей, которые нуждаются в надежной мобильной связи, опять не в счет? И что же тогда ожидать в следующем году, когда на узбекский рынок начнет выходить четвертый по счету игрок – национальный оператор мобильной связи, создаваемый на базе "Узмобайла" - филиала акционерной компании "Узбектелеком"? Неужели не обойдется без войны компроматов? Или мы опять будем лицезреть драму в нескольких актах с полагающимися по этому поводу проверками, арестами, отзывами лицензий и миллионами невольных «зрителей», оставшихся в один прекрасный день с неработающими SIM-картами? Не хочется гадать, какая компания может оказаться следующим кандидатом «на вылет». Хотелось бы надеяться, что на этот раз 30-миллионный рынок удастся поделить без эксцессов, в рамках цивилизованной конкурентной борьбы.

Абдурахим Юлдашев

Международное информационное агентство «Фергана»



Бывший вице-премьер Ирландии: «Азимжан Аскаров должен быть освобожден»
2014-12-10 13:42 Екатерина Иващенко

9 декабря, накануне Международного дня прав человека, что отмечается сегодня, бывший вице-премьер и бывший министр иностранных дел Ирландии Эймон Гилмор (Eamon Gilmore) по предложению Front Line Defenders посетил осуждённого на пожизненное заключение правозащитника Азимжана Аскарова. Аскаров подробно рассказал господину Гилмору о своем деле, а тот, в свою очередь, обсудил его с киргизскими чиновниками.

По итогам своей поездки Эймон Гилмор намеревается не только встретиться с представителями Европейского Союза и ООН, чтобы еще раз поднять тему несправедливо осужденного Аскарова, но и направить письмо президенту Кыргызстана с просьбой о содействии в освобождении известного всему миру правозащитника. По итогам своей поездки в Кыргызстан Эймон Гилмор дал эксклюзивное интервью «Фергане».

- Нашему изданию неоднократно отказывали в посещении Азимжана Аскарова. Были ли у вас сложности с получением разрешения на посещение его в тюрьме?

Эймон Гилмор: - Дело Азимжана Аскарова очень хорошо известно международному сообществу, со стороны которого было предприняты различные действия для его освобождения. Еще в 2011 году, когда я занимал пост министра иностранных дел Ирландии, а также председательствовал в ОБСЕ, я заинтересовался этим делом и поднимал вопрос освобождения Аскарова перед представителями кыргызстанских властей.

После того, как я покинул эти посты в июле 2014 года, организация Front Line Defenders, которая активно занимается защитой правозащитников, попросила меня заняться этим делом. Они также спросили, могу ли я съездить в Кыргызстан и посетить его в тюрьме? Я согласился, и мне подготовили визит. Насколько мне известно, сложностей в получении разрешения на посещение тюрьмы не было, нас достаточно хорошо приняли.

Встреча продлилась почти полтора часа, за это время Азимжан рассказал об обстоятельствах его ареста, что его избивали, к нему применяли пытки, пока он находился под следствием и во время судов на юге. Он также заверил, что невиновен и что он занимался мирной правозащитной деятельностью.

Ему также было важно знать, что международное сообщество не забыло о его деле.

Кроме того, мы обсудили его состояние здоровья. Как известно, у Азимжана есть проблемы со здоровьем. Лично я впервые видел его, но мои коллеги, которые встречались с ним до этого, сказали мне, что за эти годы он сильно сдал. В связи с этим я буду просить официальные лица Кыргызстана применить в отношении него правила гуманитарного права и освободить из тюрьмы.


Азимжан Аскаров и Эймон Гилмор

- Кто еще присутствовал при вашей встрече, и насколько открыто разговаривал с вами Азимжан Аскаров?

- Встреча проходила в присутствии двух сотрудников администрации тюрьмы, которые никак не вмешивались в нашу беседу. У меня не сложилось впечатления, что Аскаров как-то себя сдерживал. Он говорил очень убедительно.

Даже находясь в заключении Азимжан Аскаров ведет активный образ жизни, изучает языки и пишет картины. При помощи правозащитников его супруга Хадича несколько раз организовывала выставки работ своего супруга (и тут)
- Говорили ли вы о его жизни в тюрьме?

- Он не говорил, в каких условиях живет. Для него было важно рассказать про арест, как проходил суд, который он считает несправедливым. Он ясно подчеркивал свою невиновность и уверен, что несправедливо находится в заключении.

- С кем из официальных лиц Кыргызстана вам удалось встретиться?

- Сразу после посещения Аскарова я встретился с депутатом, председателем комитета по международным делам Жогорку Кенеша (парламента) Каныбеком Иманалиевым. Я ему рассказал о своем посещении Аскарова и отметил, что что лучшим выходом было бы освободить его на гуманитарных основаниях. Также я думаю, что по итогам своей поездки напишу письмо президенту Атамбаеву с аналогичной просьбой.

У международного сообщества большой интерес к этому делу, и мы постараемся любыми способами поддержать Аскарова, поэтому я расскажу об этом визите своим коллегам и подготовлю отчет.

Я уже рассказал о своем видении этого дела представителям офиса ОБСЕ в Бишкеке, также намерен обсудить его кейс с представителями Европейского Союза и в структурах ООН.

- Что вам ответил Иманалиев?

- Это вам лучше спросить у него. В своем ответе он изложил позицию, касающуюся юридической стороны дела Аскарова. («Фергана» созвонилась с Каныбеком Иманалиевым. Депутат сказал, что пока ни о каком итоге встречи с Гилмором говорить нельзя, что в ближайшее время ему передадут документы по делу Аскарова, он с ними ознакомится и только потом даст комментарий - ред.)

Также важно, что жалоба Аскарова в Комитет ООН по правам человека уже подана, и надеюсь, ответ ООН мы еще услышим.

Однако даже если не брать юридическую сторону дела, нужно помнить: у человека серьезные проблемы со здоровьем, он сильно сдал, и это и есть гуманитарные основания для его освобождения.

- После решения Верховного суда, которое является окончательным, и отказе в пересмотре дела вы верите, что его освобождение возможно?

- Да, для этого достаточно посмотреть на другие подобные дела. Я могу привести примеры кейсов, с которыми лично знаком, потому что в рамках разрешения конфликтов в Северной Ирландии было много дел, когда юридическая сторона оставалась в стороне, а люди были отпущены на свободу на гуманитарных основаниях. Некоторые из-за того, что прошло много времени с момента их заключения, другие – так как начался процесс мирного урегулирования конфликта. Поэтому я верю, дело только за проявлением воли властей.

Кроме того, я верю, что такой великодушный жест со стороны киргизского правительства поможет улучшению имиджа страны на международном уровне.

- А как вы оцениваете настроение самого Аскарова?

- У него непростая ситуация. Он пожилой человек. Его здоровье ухудшается. Тем не менее, я думаю, что он реалист, который продолжает надеяться.

* * *

Вместе с Эймоном Гилмором во встрече с Аскаровым участвовала координатор по защите и исследователь Front Line Defenders Мария Шищенкова. Это была не первая встреча Марии и Азимжана. Увидев ее, Азимжан заплакал…

«Он нам прямо сказал, что сидит, потому что он узбек, - рассказывает Шищенкова. - Рассказал, что в других случаях людей отпускали, а его дело встало. Он рассказывал, как плохо с ним обращались, как чуть не довели до самоубийства. Было очень тяжело это слушать. Я присутствовала на суде первой инстанции в Ноокене, и судебный процесс произвел на меня удручающее впечатление. Но в то время для нас был главным даже не сам суд, потому что после расследования, которое длилось всего пару месяцев и к задержанным применялись недозволенные методы дознания, надежды на справедливость не было. Нам казалось важным как можно скорее вытащить Аскарова с юга. Мы надеялись, что пройдет время и будет начат процесс урегулирования конфликта. И тогда появится надежда на справедливое судебное разбирательство и на расследование заявлений о применении пыток. Согласно международным стандартам сам факт пыток – уже основание для пересмотра дела. Однако этого не произошло. Тем не менее, мы продолжаем верить, что это дело рано или поздно разрешится в лучшую сторону».

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



  • Россия - Узбекистану: Долг невелик, да тянуть не велит
    2014-12-10 14:04 Подготовила Феруза Джани

    Фото пресс-службы Кремля

    Десятого декабря президент России Владимир Путин прилетел в Узбекистан. Статус визита – официальный, но в аэропорту Путина встретил лично президент Ислам Каримов. Афишированная цель – обсудить двустороннее сотрудничество, проблемы региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане, и утвердить четыре документа, среди которых наиболее интересным представляется межправительственное соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

    Как пояснил журналистам помощник президента России Юрий Ушаков, соглашение уже предварительно согласовано, оно предусматривает скидку российской стороны к сумме задолженности Узбекистана, который затем, как надеется российская сторона, погасит остатки долга единовременным платежом.

    «По состоянию на ноябрь сумма просроченных платежей составляла около 890 миллионов долларов: 500 миллионов — основной долг и где-то 388 миллионов — начисленные проценты», — цитирует Ушакова РИА Новости.

    По словам помощника президента, наличие долга тормозило развитие двусторонних торгово-экономических связей, особенно сотрудничество в финансовой сфере. Но после подписания соглашения все взаимные претензии в этом вопросе будут окончательно урегулированы и у стран появятся новые возможности для наращивания торгово-экономических связей. К примеру, Россия сможет увеличить свое военно-техническое присутствие в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.

    Каким же образом образовался этот долг? Как рассказал «Независимой газете» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов, госдолг возник в первой половине 1990-х годов. Тогда Узбекистан, как и другие постсоветские республики, вынужден был выйти из рублевой зоны и получал российские товары и технику в рассрочку. В тот период на всем постсоветском пространстве реформировалась экономика, из-за чего быстро менялись формы собственности и условия хозяйствования. «На этом обстоятельстве Ташкент решил сыграть. В конце 90-х годов Олий мажлис (парламент) Узбекистана на своей очередной сессии принял решение не признавать долги российских предприятий как единый государственный долг и оставить его на уровне корпоративного», – пояснил Куртов. По его мнению, узбекские власти рассчитывали на то, что Москва спишет этот долг, ведь прощала же она куда более крупные, многомиллиардные долги Афганистану, Анголе, Монголии, Алжиру, Ираку и многим другим странам.

    В 2000-х годах после сверки долгов выяснилось, что Узбекистан должен России около $550 млн. Ташкент заговорил было о реструктуризации долга, но Москва жестко потребовала выполнения узбекской стороной принятых обязательств. Тогда Узбекистан отказался выплачивать большую часть долга, сославшись на то, что парламент не ратифицировал кредитные соглашения.

    Меж тем проценты продолжают набегать, долг Узбекистана перед Россией растет примерно на $10 млн в год. По словам источников «Коммерсанта» в российском правительстве, Ташкент не раз обращался к Москве с просьбой списать этот долг. «Мы в ответ игнорируем все просьбы Узбекистана о кредитах, которые по закону не можем выдать Ташкенту, пока за ним есть этот долг», - пояснил источник.

    На третьем десятке лет стопора в этом вопросе стороны, видимо, нашли-таки устраивающий обеих вариант.

    Галопом по союзам

    Узбекистан и Россия очень заинтересованы в развитии двусторонних отношений и росте взаимного товарооборота. Москве важно если не вовлечь Узбекистан в орбиту своего влияния, то хотя бы поддерживать союзнические отношения, по поводу которых в 2005 году даже был заключен договор. Узбекистан интересен России, в частности, как один из ключевых субъектов Центральной Азии, важное звено пояса региональной безопасности, обладатель больших запасов углеводородов и другого ценного сырья, поставщик дешевой рабочей силы, значимый рынок сбыта товаров и услуг.

    Узбекистан, в свою очередь, пытается держаться независимо, избегая попадания под диктат более сильных государств, заинтересованных во влиянии на Центральную Азию. Лавируя с этой целью, страна то и дело дает поводы упрекать ее в непостоянстве.

    Напомним, в начале 1990-х годов Узбекистан стал членом военно-политического союза ДКБ (Договор о коллективной безопасности), где солировала Россия, но, обманувшись в своих ожиданиях, в 1999-м вышел из него и объединился с Грузией, Украиной Азербайджаном и Молдавией в межгосударственное объединение ГУУАМ: Ташкенту импонировала ориентация этого союза на Европу и НАТО, в которых Ислам Каримов усмотрел гарантов своей безопасности и вероятных инвесторов. Вскоре после начала в соседнем Афганистане антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» узбекский президент Ислам Каримов заявил, что «решающую роль в снятии напряженности и опасности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные вооруженные силы, а не участники Договора о коллективной безопасности». К тому времени уже было подписано соглашение о присутствии американских военнослужащих на военном аэродроме в узбекском городе Ханабаде. При этом связи с Россией не терял.

    Очень скоро Каримов осознал, что стремление Запада к демократизации может лишить его президентского кресла. «Цветные» революции в Грузии и на Украине укрепили эти опасения, и узбекский президент решил сменить политический вектор. Альтернатива же была одна – сближение с Россией.

    В мае 2005 года Узбекистан распрощался с ГУУАМ, тем самым сократив название союза на одну литеру «У», и вскоре постучался в ДКБ, который к тому времени превратился в ОДКБ (Организацию договора о коллективной безопасности). Попутно Каримов выгнал из страны американских военнослужащих – в ответ на санкции Запада, введенные в отношении Ташкента в связи с трагическими событиями в Андижане. ОДКБ охотно приняла Узбекистан, оформив ему в 2006 году полноправное членство в организации. В том же году республика вступила в другую пророссийскую структуру - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Однако и в новых союзах Узбекистан стал вести себя, как ранее в ГУУАМ: прогуливать заседания и саммиты, затягивать подписание документов или визировать их с оговорками. В 2008 году Узбекистан покинул ЕврАзЭС, заявив, что он дублирует другие объединения и неэффективен, а спустя четыре года объявил и об уходе из ОДКБ. Говоря о причинах такого решения, генсек ОДКБ Николай Бордюжа пояснил, что «Узбекистан был против совместных усилий по Афганистану, они считают, что могут работать только на двусторонней основе. Узбекистан против координации внешнеполитической деятельности, взаимодействия с международными организациями, такими как ОБСЕ, против совместных военных учений. Много было таких особых позиций, которые, в конечном счете, стали критической массой, приведшей к такому решению».

    Особые позиции Узбекистан демонстрирует и в качестве члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда вступил в июне 2001 года. К примеру, регулярно отказывается от участия в антитеррористических учениях ШОС «Мирная миссия».

    В последние годы Ташкент налаживает отношения с США, ожидая от них помощи в сфере безопасности, которая актуализировалась в связи с выводом из Афганистана сил антитеррористической коалиции и активизацией исламистских радикальных организаций и движений, в частности, ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванты»). По словам помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал, побывавшей на днях в Ташкенте, с декабря 2013 года Узбекистан посетили 60 американских правительственных делегаций, что свидетельствует об остром обоюдном интересе.

    Зачем Узбекистану Россия?

    И все же Ташкенту от сотрудничества с Москвой никуда не деться. Хотя бы потому, что Россия является главным экономическим партнером Узбекистана. В Узбекистане действуют 902 предприятия с участием российского капитала, аккредитованы представительства 102 компаний. В России же работают 489 предприятий с участием узбекского капитала. За последние пять лет российские компании инвестировали в экономику Узбекистана более $6 млрд. В 2013 году товарооборот между странами увеличился на 9,4 процента и достиг $4 млрд. По словам посла России в Узбекистане Владимира Тюрденева, в 2013 году Узбекистан закупал у российских производителей древесину и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты, продукты химической промышленности, каучук. Россия импортировала узбекские машины, оборудование и транспортные средства, текстиль и изделия из него, обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы, продукцию химической промышленности.

    «Двусторонний товарооборот в последнее время постоянно растет. По нашим данным за 2013 он составил $4,6 млрд, по узбекской статистике — $7 млрд. Эта разница объясняется тем, что в нашей статистике не учитывается узбекский газ: «Газпром» засчитывает его как транзитный», — приводит слова Юрия Ушакова Газета.Uz. Таким образом, Узбекистан получил от «Газпрома» выручку за газ в размере $2,4 млрд.

    Кроме прочего, Россия является крупным рынком сбыта узбекских автомобилей, хотя в последнее время продажи заметно снизились. Если в 2012 году Узбекистан реализовал на российском рынке 88.254 единиц автомобилей, то в 2013 году удалось продать на 30 процентов меньше – 60.839 экземпляров. За 11 месяцев 2014 года в России продано лишь 35.355 машин узбекского производства. Если в ноябре 2013-го было реализовано 5619 автомобилей, то ровно через год – всего 1883, продажи рухнули на 66 процентов. Несмотря на грустную тенденцию, российский автомобильный рынок остается важным для узбекских производителей. Как и сельскохозяйственный: после введения Путиным антизападных санкций Россия заинтересована в увеличении поставок узбекских фруктов и овощей.

    Но куда больше доходов Узбекистану приносят трудовые мигранты, большая часть которых - 2.275.290 человек по данным ФМС на 4 декабря 2014 года - работает в России. В 2013 году только посредством систем денежных переводов работающие на российской территории узбекистанцы отправили на родину $6,633 млрд, что равнялось почти 12 процентов ВВП Узбекистана. Но до последнего времени республика фактически не признавала существование узбекских трудовых мигрантов, не занималась их проблемами в отличие от соседних Таджикистана и Кыргызстана, представители которых старались добиться для своих граждан преференций на российском рынке труда. Но хотя Ислам Каримов отзывается об этих людях с презрением, он не может не понимать, что огромное количество этих его соотечественников не только серьезно поддерживает узбекскую экономику, но и, будучи занято делом, да еще и находясь за рубежом, не имеет времени и сил для дестабилизации узбекского режима. В этом смысле российский рынок труда просто спасение для Каримова.

    Визит Путина - однодневный

    Первый визит Владимира Путина в Узбекистан состоялся ровно пятнадцать лет назад - 9-10 декабря 1999 года. Тогда он прибыл в Ташкент в качестве премьер-министра России. Как президент Путин впервые посетил Узбекистан в мае 2000 года. Сегодняшний визит стал ответом на приглашение Каримова, сделанное в сентябре на саммите ШОС в Душанбе. По завершении всех встреч в Ташкенте Владимир Путин вылетит в Индию.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Ислам Каримов предложил Владимиру Путину «в условиях нашей современности определиться по перспективам»
    2014-12-10 14:20 ИА Фергана.Ру

    Владимир Путин и Ислам Каримов
    Владимир Путин и Ислам Каримов. Фото пресс-службы Кремля
    Пресс-служба президента России начала публиковать стенограмму беседы Владимира Путина с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Напомним, встреча лидеров двух стран проходит в Ташкенте.

    * * *

    И.КАРИМОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены делегации! Мне доставляет большое удовольствие приветствовать Вас в Ташкенте и в Вашем лице отдать дань уважения народу России.

    Ваш настоящий визит, Владимир Владимирович, мы воспринимаем как продолжение политического диалога, который сегодня особенно востребован, а также как хорошую возможность для того, чтобы обсудить вопросы двустороннего и многостороннего характера; определиться по вопросам, по которым надо внести коррективы, и, что особенно важно в условиях нашей современности, определиться по перспективам, определить общие позиции и перспективы в том смысле, чтобы Договор о стратегическом партнёрстве, союзнический договор, был наполнен конкретным содержанием.

    Востребованность Вашего официального визита в Узбекистан объясняется и обуславливается прежде всего (тут пояснять не надо, то, что происходит в мире, называется большой напряжённостью, известным противостоянием и, мало того, конфликтами, которые продолжаются в различных частях нашего мира) необходимостью не только отвечать на эти вызовы, но и прежде всего сопоставлять позиции сторон, определяться по тем вопросам, по которым у нас общие цели, задачи и, я бы сказал, позиции.

    С этих позиций мне кажется, что возможность обменяться мнениями с Вами, Владимир Владимирович, по ключевым вопросам, прежде всего двустороннего порядка, а также по вопросам, которые имеют большое значение с позиций обеспечения мира и стабильности в нашем непростом регионе – Центральной Азии.

    Тем более что афганская проблема ещё далеко не решена. С этой позиции интересы России, которая всегда присутствовала в Центральной Азии, и эти позиции всегда являлись стабилизирующим фактором, с этих позиций, мне кажется, обмен мнениями о том, что завтра последует после вывода войск АСЕМ, мне кажется, представляет интерес для всех стран этого региона. И, разумеется, она не может решаться без участия России. Вот те ближайшие, я бы так сказал, самые острейшие вопросы, по которым мы сегодня должны обменяться мнениями.

    И самое главное, что я хотел бы ещё раз сказать, Узбекистан всегда был открыт и сегодня открыт для России. Мы всегда гордились тем, что тысячами связей, тысячами нитей связаны наши народы. И если кто-то хочет или ставит перед собой цель игнорировать эту общность, мне кажется, это бесполезное занятие.

    Тем более домыслы, всякие разговоры, когда строят различные вариации, мне кажется, они для тех людей, которым просто нечем заниматься. Я думаю, что здесь трудиться над этим очевидно не следует – это пустое занятие.

    Спасибо за то, что Вы выбрали время для приезда в Ташкент. Убеждён, что Ваш визит оставит заметный след в наших двусторонних отношениях.

    В.ПУТИН: Большое спасибо, уважаемый Ислам Абдуганиевич, за соглашение. Для меня всегда большое удовольствие побывать в Ташкенте в такой радушной обстановке, которую Вы всегда создаёте в ходе наших контактов. У вас в ближайшее время начинается избирательный цикл, будут выборы в Законодательное собрание, а затем главы государства. И я в начале нашей беседы хотел бы пожелать успехов в проведении этих важнейших мероприятий.

    Что касается наших отношений, то не могу не согласиться с Вами, что они играют значительную роль для наших стран. Мы руководствуемся основополагающими документами, выстраивая отношения друг с другом.

    Один из них – это Договор о союзничестве. Большой смысл вкладываем в это слово. И политические контакты постоянно развиваются практически на всех уровнях: и на парламентском уровне, и на уровне Правительства, на нашем с Вами уровне.

    Россия уверенно занимает первое место среди торгово-экономических партнёров Узбекистана. И мы постараемся эту высокую планку сохранить. А Узбекистан, разумеется, является одним из приоритетных партнёров в регионе. Это и для России само собой разумеется, имея в виду, что Узбекистан – крупнейшая страна региона.

    Ни для вас, ни для нас не безразлично, как складывается ситуация в регионе в целом. Поэтому я очень рад возможности встретиться с Вами и поговорить по всему этому большому комплексу вопросов. Спасибо большое за приглашение.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Россия простила Узбекистану «тело» долга в 890 миллионов долларов
    2014-12-10 15:47 ИА Фергана.Ру

    Путин и Каримов
    Встретившись 10 декабря в Ташкенте, лидеры России и Узбекистана провели сначала беседу один на один, а затем провели переговоры с участием членов делегаций. В делегации с узбекской тороны присутствовали вице-премьер Рустам Азимов и министр иностранных дел Адулазиз Камилов, с русской - министр иностранных дел Сергей Лавров и вице-премьер Дмитрий Козак.

    По итогам российско-узбекистанских консультаций в присутствии президентов был подписан ряд документов: межправительственное соглашение об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015–2019 годы, соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, протокол о сотрудничестве в сфере борьбы с наркотиками и программа сотрудничества по линии внешнеполитических ведомств двух стран, сообщает пресс-служба Кремля.

    Как сообщает ТАСС, Москва спишет Ташкенту более $860 млн долга. «Размер общей задолженности составляет 890 миллионов долларов, из которых 500 миллионов - тело основного долга. Из этого тела узбекская сторона нам погашает 25 миллионов. Все остальное идет на облегчение государственного долга (Узбекистана)», - пояснил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

    По завершении встречи Владимир Путин и Ислам Каримов сделали заявления для прессы.

    Документы, подписанные по итогам российско-узбекистанских переговоров

    1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015–2019 годы

    2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств

    3. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на 2015 год

    4. Протокол между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан об обмене результатами исследований наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота

    Международное информационное агентство «Фергана»



  • В избранное