Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

И тут мне повезло... <<Акын-опера>> в московском Театре.doc



И тут мне повезло… «Акын-опера» в московском Театре.doc
2012-06-22 14:07 Мария Яновская

Фото © Анастасия Патлай

Кто приходил на плов-party «Ферганы» в Хохловском переулке, тот уже слышал, как они поют и играют, - эти строители и уборщица, приехавшие в Москву с Памира. За каждым из них - история, которая похожа на миллионы таких же историй гастарбайтеров: как добрался до Москвы, как искал работу, как обманывали, как хотелось есть - а может, и умереть, - и как, в конце концов, «повезло», и через 12 лет мытарств у них уже есть работа и зарплата…

Режиссер Всеволод Лисовский придумал проект «Акын-опера», премьера которого намечена в московском Театре.doc на осень. На сцене - три человека, которые в прошлой жизни, у себя на Памире, были актерами, а сегодня работают в Москве. Абдулмамад Бекмамадов и Аджам Чакобоев, музыканты и аритисты, выступавшие когда-то на сцене Дома культуры в Хороге, сейчас по двенадцать часов в день, без выходных, работают отделочниками на стройке. «Я сначала подумал: как я возьму шпатель после аккордеона? Но ничего, жизнь заставила, - говорит Абдулмамад. - Повезло». Покизо Курбонасенова в прошлом - актриса театра в Хороге и певица душанбинского фольклорного ансамбля «Ганджина» - сейчас уборщица в офисе: «Встаю в четыре тридцать, чтобы на первом поезде метро приехать на работу. В шесть тридцать я уже на работе, и так до вечера. А после работы приехала в театр, к вам. Я всегда хотела быть актрисой, звездой… Но мне не повезло - я рано вышла замуж…».


«Повезло» или «не повезло» - так актеры называют причины своих злоключений или удач, о которых очень дозировано рассказывают московской публике. Ни обид, ни обвинений. Новеллы чередуются с песнями, которые Покизо поет на таджикском, на фарси и на шугнанском языках, Аджам подыгрывает ей на торе, Абдулмамад выстукивает ритм на дойре. «Это наши песни, старинные, мы их с детства знаем», - говорит Абдулмамад.

Протяжно, в покачивающемся ритме каравана, поет Покизо о тоске по дому, завершая историю Абдулмамада, как он несколько дней ехал из Таджикистана до Саратова, и их встретили «наши друзья милиционеры». «Мы с другом показались им странными - а мы не ели четыре дня, конечно, были подозрительными… Пока все в милиции выяснили, наш поезд на Москву уже ушел», - Абдулмамад улыбается, музыка тихо играет. «Мы думали - надо ехать домой. Сидели на вокзале. Подошел человек, спросил, что случилось. Я сказал, что нужна работа. Он сказал - есть нормальная работа. Мы обрадовались. Приходим - нужно разобрать подвал, там работы на четыре часа с перекурами. Мы радовались. Через два часа все готово, выходим - а где Руслан? Нет Руслана. Только охрана вокруг. Руслан забрал все наши деньги»…

Абдулмамад улыбается - зачем его жалеть, у него все хорошо, он играет на сцене, у него есть работа. «Такие истории со всеми происходят, а мне повезло». Повезло, да. Он в 1999 году уехал из Таджикистана, сразу, как кончилась война. Его сыну в день, когда он уезжал, исполнилось три дня, - но он уехал, и вряд ли кому нужно объяснять, зачем. У Абдулмамада трое детей.


Приехал в Москву - встречали его «милиционеры с тёплыми душáми», забрали паспорт, все деньги, а в паспорте был адрес человека, который обещал помочь устроиться на работу… Он ночевал сначала на лавке возле вокзала, потом к нему подошла землячка, предложила ночлег и сказала: пойдем, вымоешься, поешь. Он думал, повезло. А она жила в подвале, и вместо теплой ванны - ведро нагретой воды. Все равно повезло. Повезло!

Потому что через день он пришел к воротам стройки, и у него не было там никаких знакомых. Но охранник, узнав, что Абдулмамад - таджик, сказал: «Тут много ваших работает», - и позвал кого-то. И этот кто-то оказался музыкантом. «Мы обнялись - и жизнь начался похорошее». Звучит веселая песня. Зал ритмично хлопает.

Покизо принарядилась к спектаклю: на ней розовая кофта с надписью RoccoBarocco вдоль предплечий, на ногах - лосины в крупную сетку, в ушах блестящие серьги. Она сидит на стуле, выпрямив спину и глядя в зал, нарядная, и поет, прищелкивая прямыми пальцами, - я первый раз вижу, чтобы человек так умел.


«Я вышла на стену…» - начинает свою историю Покизо. Я вздрагиваю и напряженно вслушиваюсь. Нет, не на стену - на сцену. По-русски актеры «Акын-оперы» говорят, как умеют. Мы понимаем, как можем. Достаточно, чтобы услышать главное.

«Я мечтала быть на сцене, петь, я думала - буду звездой. Хотела учиться в Институте Искусства - но мне не повезло, я вышла замуж, мне не было восемнадцати лет. Родители хотели. У нас так принято - если родители хотят - ничего сделать не можешь…»

«Да, не можешь», - кивает Абдулмамад, постукивая на домре в ритм рассказа Покизо.

«Полтора года жила с мужем, больше не смогла. Как слышала музыку - было так больно, тяжело! Сын родился - и мы развелись. Я отдала сына маме и сказала, что хочу поступать в Институт Искусства. Я выучилась и поступила в Областной городской театр имени Рудаки, в городе Хорог». Повезло. Но потом в Таджикистане началась гражданская война.


Режиссер и автор проекта Всеволод Лисовский:

«Никто точно не знает, сколько трудовых мигрантов из стран Южного Кавказа и Центральной Азии живет в России и Москве. Очевидно, что их миллионы. Помимо того, что эти люди живут в режиме постоянного нарушения своих человеческих прав, подвергаются безжалостной экономической эксплуатации, они еще находятся в ситуации культурной изоляции. Со своей национальной традицией они разделены территориально, а с традицией страны пребывания ментально.
Нам представляется, что отсутствие нормального культурного взаимодействия между «старыми» и «новыми» жителями нашей страны опасно для обеих сторон.
Наши «актеры» - сами мигранты, они реально работают на стройках и автомойках (по 12 часов в день без выходных), но при этом они владеют секретами импровизации. Спеть о своих проблемах для них важнее, чем просто рассказать об этом прозой. Цель проекта – создать действо, равно интересное и россиянам и мигрантам. И принципиально важно - с помощью самих мигрантов, используя методы национальных культур стран Центральной Азии и Южного Кавказа».
Покизо не рассказывает про войну, коротко сказала - не было перспективы. А ведь она уже посмотрела, какая бывает жизнь, - с душанбинским ансамблем «Ганджина» Покизо ездила на гастроли во Францию. «Я смотрела Францию, французские башни, - Покизо не хвастается, она с удовольствием делится самым лучшим воспоминанием. - Я была Амстердам, Германия. Очень чистый город». Покизо рассказывает, как уснула в транспорте (а может, на остановке, или на скамейке в парке, - не важно), положила сумку рядом, а проснулась - сумки нет. А в сумке - и деньги, и документы: «И я полтора дня была в полиции. Очень хорошее воспоминание!» Покизо не шутит. Ей есть с чем сравнивать и ту полицию, и те города, и те страны.

Она приехала в Москву в 2001 году: «Я работаю. Уборщицей. После артистки уборщицей очень тяжело». Но сын вырос, выучился в Душанбе, сейчас приехал в Москву, тоже на заработки. Работает в магазине. А в Душанбе у сына - жена и маленький сынок, трехлетний. «Я бабушка», - говорит Покизо. Зал аплодирует.

Снова звучит веселая песня. «Чай попей», - протягивает ей кружку Абдулмамад. «Сладкий, - говорит Покизо. - Сейчас жизнь сладкая у меня».

«Вы же не обо всем рассказываете», - подхожу к Покизо после спектакля. «Нет, конечно, - отмахивается. - Один раз упала, под дождем, в больницу попала, не понимала, где я…» Но она не хочет об этом рассказывать. Она - артистка, RoccoBarocco, с блестящим «крабиком» в волосах. «У вас очень красивый голос», - говорю я. «Мне не повезло», - отзывается Покизо.

Абдулмамад рассказал, как ездил домой - единственный раз за все четырнадцать лет эмиграции. Собрался в 2004-ом, купил билет на самолет, который вылетал в 12.30. И часов до 11 брился, одевался, - и конечно, опоздал. Позвонил - мол, не надо встречать. Невестка не поверила в такую причину, стала ругаться: это, мол, все отговорки, ты не хочешь домой. И предложила условие: если в аэропорту Душанбе узнаешь сына, - покупают тебе обратный билет. И Абдулмамад полетел.

«Прилетаю - смотрю, стоит брат с женой, и возле них двое мальчишек. Один вертится, и видно, что ему ничего не интересно, потому что и папа, и мама тут, с ним. А другой - подался вперед, смотрит на меня. И я его узнал, и он меня узнал, мой сын. И мы обнялись…»

Но тот визит был единственным, больше Абдулмамад дома не был: билет стоит дорого, важнее отправить домой деньги. В Таджикистане у него подрастает сын и взрослеет дочь, которая учится в университете в Хороге. Вторая дочь уже приехала в Москву и учится в аспирантуре Института этнологии и антропологии РАН. Это очень круто.

И здесь бы хорошо запеть какую-нибудь песню, в которой бы говорилось о доме, любви, тоске и о том, что все будет хорошо. Что нам всем повезет.


Московский театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC был создан в 2002 году несколькими драматургами. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект. Многие работы выполняются волонтерами, на добровольной основе.

Документальные пьесы, созданные для театра, опубликованы в журналах «Новый мир» («Первый мужчина»), «Октябрь» («Красавицы»), «Дружба народов» («Месяц мертвого солнца»), «Искусство кино» («Война молдаван за картонную коробку»), «Отечественные записки» («Бомжи», «Погружение»), и др.

Большая часть спектаклей ТЕАТР.DOC - в жанре документального театра. Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми, на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности. Используются свидетельства реальных людей, техника verbatim, «глубокая импровизация», театральные игры и тренинги.

О спектаклях театра написано множество статей, им присуждены самые различные призы. Они были приглашены на престижные театральные фестивали в Польше, Франции, Германии, Венгрии, странах Балтии, в крупных российских городах. Театр получал премии «Самый креативный театр» журнала «Креатив», 2003 г., кинофестиваля «Сталкер», 2005 год.

Адрес театра: Москва, Трехпрудный переулок, дом 11/13 стр. 1 (м. Тверская, Пушкинская, Маяковская). E-mail: teatr-doc@yandex.ru


Подготовила Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Бывшего мэра Бишкека Наримана Тюлеева все же взяли под стражу
2012-06-24 11:36 ИА Фергана.Ру

Нариман Тюлеев
Нариман Тюлеев
Вечером 23 июня 2012 года в столице Кыргызстана сотрудниками Государственного Комитета национальной безопасности (ГКНБ) был задержан депутат Жогорку Кенеша и бывший мэр Бишкека Нариман Тюлеев. Он помещен в изолятор временного содержания (ИВС) управления внутренних дел Бишкека.

Нариман Тюлеев, ныне член фракции «Ата-Журт» парламента Кыргызстана, подозревается в коррупции в свою бытность мэром Бишкека в 2009-2010 гг. Прокуратура обвиняет его в нанесении ущерба в размере 1,4 млн долларов США при покупке автобусов в Китае, сообщает АКИpress. По заявлению Генпрокуратуры, этот вид преступления относится к особо тяжким, поэтому не имеет сроков давности и депутатский иммунитет в этом случае не действует.

Как сообщает агентство Интерфакс со ссылкой на окружение депутата, в сизо Нариман Тюлеев объявил голодовку. На такие меры задержанный депутат решился ввиду «незаконности действий Генпрокуратуры». «Генпрокурор Аида Салянова обещала, что никакого ареста или задержания не будет, пока не завершит свою работу депутатская комиссия по расследованию обстоятельств предъявленного ему обвинения по статье 303 Уголовного кодекса ("коррупция"). Однако глава надзорного органа свое слово не сдержала, из-за чего Тюлеев и объявил голодовку», - сообщили в окружении депутата.

Н.Тюлеева могут держать в сизо до трех суток, пока суд не изберет ему дальнейшую меру пресечения. Когда это произойдет, пока неизвестно.

Первый раз Тюлеева задержали вечером 21 июня. По информации источника «Ферганы» в Бишкеке, Тюлееву была послана повестка с требованием прибыть на допрос 21 июня в 17 часов, но он не явился, после чего было принято решение доставить его принудительно. Через несколько часов, после допроса, Тюлеева отпустили, однако, вчера задержали снова.

Какую именно угрозу для общества, находясь на свободе, может представлять бывший мэр столицы, власти Кыргызстана не поясняют.

Ситуацию специально для «Ферганы» прокомментировал известный бишкекский юрист Нурбек Токтакунов. «В соответствии с главным законом страны, Конституцией, привлечь депутата к уголовной ответственности можно только с согласия большинства депутатов парламента. При этом Жогорку Кенеш должен рассматривать вопрос о том, есть ли основания предполагать, что преследование депутата связано именно с го высказываниями, с его депутатской деятельностью. В этом случае на депутата распространяется его иммунитет. У нас же рассматривается существо обвинения, статья, по которой обвиняется человек. То есть, чтобы депутата лишить неприкосновенности, обвинения как-то называют, в данном случае статьей «коррупция».

Возникает вопрос: почему тогда Тюлева не привлекли к ответственности раньше? В нашей стране, если копнуть поглубже, то на любого чиновника можно завести дело по статье «коррупция». А генпрокуратура извращает трактовку Конституции. Дело ведь не в тяжести статьи, тогда человеку можно предъявить все, что угодно. Тогда и смысл депутатского иммунитета, который предназначен для тех депутатов, которые критикуют и высказываются, теряется», - говорит Нурбек Токтакунов.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное