Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Каримов поговорил с Путиным и договорился с НАТО



Каримов поговорил с Путиным и договорился с НАТО
2012-06-05 03:41 Фергана

4 июня 2012 года в Ташкенте состоялась встреча президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Ислама Каримова. Часть беседы двух лидеров, которая состоялась в присутствии журналистов, процитировал официальный веб-сайт главы России Kremlin.ru.

Глава Узбекистана был многословен. Однако его довольно путаная речь содержала всего два тезиса - о том, что он соскучился по Путину, и что его очень беспокоит ситуация в Афганистане.

«Владимир Владимирович, - сказал Ислам Каримов, - я искренне рад Вашему официальному визиту в Узбекистан! Приветствую Вас в городе Ташкенте. Хотел бы ещё раз сказать о том, что мы чувствовали все эти годы, что Вас не хватает в Ташкенте. Давно Вы не были. Я задал Вам вопрос, сколько лет Вы не были, вы сказали, что около пяти лет. Думаю, что наш счёт примерно совпадает. Именно поэтому в Узбекистане искренне рады Вашему визиту, и от визита есть свои ожидания».

Посчитав до пяти и признавшись, что совпадение счёта с В.Путиным радует не только его самого, но и весь Узбекистан, Ислам Абдуганиевич практически сразу заявил, что его тревожит ситуация в Афганистане. «Очень серьёзную проблему», по его словам, представляет запланированный вывод американских войск. И тут он надеется «на заинтересованность России в решении серьёзных и острых вопросов, которые возникают в регионе Центральной Азии».

«Те оценки, которые дают серьёзные аналитики, эксперты и наши расчёты и наши ожидания, говорят о том, что в этом вопросе быть просто оптимистом и надеяться, что всё пройдёт по накатанному или по тому, как это было сказано в Лиссабоне и Чикаго, – хочу, пользуясь нашей встречей, сказать, что это далеко не так. И в этом отношении у нас есть серьёзная озабоченность, что с выводом войск, я имею в виду миротворческих войск, и вряд ли это можно отрицать, террористическая, экстремистская деятельность, наркотрафик, их объёмы и масштабы, во-первых, увеличатся, а во-вторых, сама по себе террористическая, экстремистская деятельность не сможет остаться только в рамках Афганистана – она выплеснется за пределы Афганистана», - сказал И.Каримов.

Узбекский президент считает, что прежде, чем выводить войска из мятежного Афганистана, «надо успеть создать ту сильную армию или, как они называют, силы безопасности Афганистана, которые могли бы заменить те войска, которые выходят».

«Обратите внимание, самое большое количество иностранных войск, которые были в Афганистане, совсем недавно составляло около 150 тысяч. К концу этого года, или к концу сентября этого года по расчётам натовцев число иностранных войск составит порядка 68 тысяч. Считайте, половина войск выходит. Скажите, может ли ситуация измениться, если количество войск уменьшается, финансирование тех операций и всего, что связано с умиротворением Афганистана, решением вопросов социально-экономического порядка и так далее, будет уменьшаться? И сегодня они уменьшаются. А ситуация может двигаться в обратную сторону. Это алогично. И если эту проблему не решить, не ставить её в полной своей наготе, в таком виде, как она есть на самом деле, мне кажется, многое раскроется чуть позже, мы просто упустим время», - заключил Ислам Каримов.

Владимир Владимирович Путин, в отличие от своего азиатского коллеги, был довольно краток. Поблагодарив Ислама Абгуниевича за приглашение, он заявил, что Узбекистан для России - «один из самых приоритетных партнёров в регионе». «У нас особые отношения с Узбекистаном. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в потенциальных возможностях страны и будем строить отношения с Узбекистаном в соответствии с его потенциалом и в соответствии с глубокими корнями отношений между нашими народами».

Путин также заявил, что полностью согласен с оценками Ислама Каримова по Афганистану. «Здесь есть над чем подумать, потому что всё это происходит в непосредственной близости от наших границ», - сказал он.

В результате встречи лидеров России и Узбекистана было подписано два документа, полные тексты которых широкой публике не представлены. Это таинственная «Декларация об углублении стратегического партнерства» и странный «Меморандум о взаимопонимании о дальнейших совместных мерах по присоединению Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли».

Отметим, что в тот же день, 4 июня, произошло еще одно важное событие, которого, в частности, давно ждали в Ташкенте, Бишкеке и Алма-Ате. Руководство НАТО заключило специальные соглашения с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией об использовании территорий этих стран для вывоза техники и военного оборудования из Афганистана. Об этом заявил сам генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен.

Во время пресс-конференции журналист немецкого радио задал генсеку НАТО вопрос о том, будет ли альянс платить своим центральноазиатским партнерами за возможность наземного транзита. Тот отвечать отказался. Впрочем, сказал следующее: «Само собой разумеется, что заключенные договоренности взаимно удовлетворяют вовлеченные стороны».

Напомним, свою наземную территорию и свое небо уже давно предоставляет странам НАТО и Россия. Транзит грузов в направлении Афганистана через вышеупомянутые страны осуществляется также довольно длительное время, и Узбекистан здесь — едва ли не самый ключевой игрок.

По сути, факт подписания соглашений лишь свидетельствует о том, что стороны окончательно договорились о цене за «обратный транзит» по Северной сети поставок, а также об экономических, политических и военных преференциях, которые получат страны региона за скорый вывод войск союзников из Афганистана. За тот самый вывод, который так пугает Ислама Каримова.

Международное информационное агентство «Фергана»



НАТО подписала с Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном соглашения о транзите афганских грузов
2012-06-05 10:04 ИА Фергана.Ру

Организация Североатлантического договора (НАТО) заключила с Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном соглашения о сухопутном транзите через их территории грузов и оборудования из Афганистана. Об этом 4 июня сообщил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, передает Associated Press.

Ранее НАТО подписала такой договор с Россией. Эта сделка позволит Альянсу провезти в Европу десятки тысяч транспортных средств, контейнеров и других грузов в обход Пакистана, который раньше был основным маршрутом транзита. Но НАТО испортила отношения с этой страной: в 2011 году американские войска по ошибке разбомбили лагерь пакистанских военных, после чего власти Пакистана заблокировали транзит грузов НАТО в Афганистан и выдворили со своей территории американскую военную базу. НАТО пришлось всерьез готовиться к переброске своих грузов через Северную сеть поставок (ССП), в которой участвуют страны постсоветской Средней Азии.

Напомним, ССП состоит из трех наземных маршрутов: один идет из черноморского порта Поти через Баку в Азербайджане по Каспию в Центральную Азию; второй – из латвийского порта Рига по территории России, Казахстана и Узбекистана; третий маршрут берет начало в Латвии, проходит транзитом по территории России, Казахстана, Кыргызстана и приводит в Афганистан через Таджикистан.



Сообщение Расмуссена о подписании соглашений со странами постсоветской Средней Азии может свидетельствовать о том, что НАТО смирилась с невозможностью полностью возобновить пакистанский транзит, который обходился ей раз в шесть дешевле ССП. Не исключено также, что таким образом НАТО намерена оказать давление на Пакистан, чтобы облегчить проведение переговоров по транзиту, отмечает Associated Press.

Расмуссен отметил, что новые соглашения дают НАТО «целый ряд новых возможностей» в период вывода войск из Афганистана, а транзитный договор с Россией сделает транспортировку грузов еще эффективнее.

Международное информационное агентство «Фергана»



Казахстан: Нашелся единственный выживший пограничник с поста «Арканкерген» («Горный»)
2012-06-05 10:48 ИА Фергана.Ру

5 июня 2012 года в Казахстане нашелся единственный уцелевший пограничник с поста «Арканкерген» («Горный») в Алакольском районе Алматинской области, сообщает Интерфакс. «Вчера он сам пришел к посту. При нем был пистолет. По всей видимости, у него нарушена психика, он в ступоре», - сообщил источник в областном акимате (местном органе исполнительной власти). Солдат срочной службы вышел к сгоревшему посту, где в то время работала следственная группа. По словам военнослужащего, все это время он прятался в пещере неподалеку.

Напомним, что 31 мая пограничный наряд погранзаставы «Сары Боктер» Ушаралского пограничного отряда регионального управления пограничной службы "Шыгыс" (Восток) обнаружил в горах сгоревшее здание пограничного поста «Арканкерген», на котором в летнее время несут службу 15 пограничников. На месте трагедии были обнаружены тела 14 пограничников, неподалеку, в охотничьем домике, было обнаружено тело егеря. Экспертиза установила отсутствие алкоголя в крови погибших пограничников и егеря. Позже было обнаружено оружие, которое считалось пропавшим.

Пресс-служба пограничной службы КНБ Казахстана уточнила, что тело часового было обнаружено в 100 метрах от поста.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал случившееся терактом, своим указом от 4 июня объявил однодневный национальный траур по погибшим.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: У семьи осужденного правозащитника Азимжана Аскарова пытаются конфисковать дом
2012-06-05 12:04 ИА Фергана.Ру

Супруге осужденного на пожизненное заключение правозащитника Азимжана Аскарова власти Базар-Коргона велели освободить жилой дом - на основании приговора о «конфискации имущества» ее мужа, сообщает Голос свободы.

О «деле Аскарова» – подробно:

- Начался суд над правозащитником А.Аскаровым
- А.Аскарову официально предъявлены обвинения
- Amnesty International сообщает о применении пыток к А.Аскарову
- Призывают соблюсти законность в деле А.Аскарова
- Джалал-Абад: Жизнь после войны
- Генпрокуратура не собирается снимать обвинения с А.Аскарова
- Human Rights Watch: А.Аскарова необходимо немедленно освободить
- Генпрокуратура не собирается снимать обвинения с А.Аскарова
- А.Аскаров приговорен к пожизненному заключению
- Начались апелляционные слушания по делу Азимжана Аскарова. Свидетелей защиты нет, пострадавшие требуют смертной казни
- Нашли виноватого (Lenta.Ru)
- Апелляционный суд оставил приговор правозащитнику Азимжану Аскарову без изменений
- Комитет по защите журналистов обеспокоен сообщениями о состоянии Азимжона Аскарова
- Азимжан Аскаров: Непарадный портрет правозащитника
Сотрудница правозащитной организации «Кылым шамы» Гульлола Ташкенова рассказала, что после ареста Азимжана Аскарова в доме жили его жена Хадича и мать. Но 26 мая мать правозащитника скончалась от сердечного приступа, и теперь Хадича живет там одна.

Начальник Джалал-Абадского областного управления Судебного департамента Зарыл Мамбетов обратился 30 мая в СМИ с заявлением о том, что «правозащитники препятствуют в конфискации имущества осужденного Азимжана Аскарова». Он сообщил, что по решению районного суда от 15 сентября 2010 года о конфискации недвижимости и имущества Аскарова возбуждено производственное дело.

«По данным Госрегистра, на имя Аскарова зарегистрирован частный дом. Его не удается конфисковать, так как правозащитники, ссылаясь на разные нормативно-правовые акты и законы, заступаются за него», — сказал Мамбетов.

Между тем, как пояснил адвокат Аскарова Валериан Вахитов, согласно киргизскому законодательству, единственный жилой дом конфискации не подлежит. Он заявил, что сотрудники Судебного департамента сами не соблюдают законных процедур: «Они должны были вначале произвести опись имущества, потом представить жене Аскарова и мне, как его адвокату, исполнительный лист на добровольное исполнение судебного решения».

Глава правозащитного центра «Граждане против коррупции», ведущего защиту Аскарова в суде, Толекан Исмаилова выразила уверенность, что «дом никто не заберет». «Куда пойдет жить жена Азимжана, если дом конфискуют? Ей что, в воздухе жить? Если хотят что-то забрать – пусть офис сгоревший забирают! А мы позаботимся, чтобы об этой мелочности и позоре наших властей узнал весь мир», — заявила Исмаилова. И добавила, что если приставы «начнут официальную процедуру конфискации, правозащитники по всему Кыргызстану и по всему миру встанут на его защиту».

По словам Ташкеновой, помимо дома и офиса Аскарову принадлежал автомобиль Mersedes E 230 1996 года выпуска, он находится в Базар-Коргонском РОВД с момента задержания правозащитника.


Азимжан Аскаров и его офис после погрома во время июньских событий 2010 года. Фото «Голос свободы»

Напомним, известный правозащитник и журналист Азимжан Аскаров (по национальности - узбек) был задержан 16 июня 2010 года по подозрению в организации массовых беспорядков и доставлен в изолятор временного содержания Базар-Коргонского РОВД (Джалал-Абадская область Кыргызстана). 17 июня ему было предъявлено официальное обвинение в организации массовых беспорядков, призывах к свержению власти и возбуждении национальной вражды. Ноокенский районный суд 15 сентября 2010 года приговорил правозащитника к пожизненному заключению. Джалал-Абадский областной суд, состоявшийся по апелляции подсудимых, 10 ноября 2010 года оставил приговор первой инстанции в силе. Такое же решение 20 декабря 2011 года вынес и Верховный суд Кыргызстана.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Художника Вячеслава Ахунова и социолога Бахадыра Мусаева не выпускают за рубеж
2012-06-05 13:51 ИА Фергана.Ру

Известный художник Вячеслав Ахунов и социолог Бахадыр Мусаев никак не могут получить разрешение на выезд из Узбекистана.

«Никто не дает информации о причине отказа, в РОВД и ОВИРе (так в Узбекистане привыкли называть отделы въезда, выезда и оформления гражданства (ОВВиОГ). – Прим. ред.) лишь пожимают плечами. Некоторые сетуют: мол, это не в нашей власти», - рассказал «Фергане» Бахадыр Мусаев.

По его словам, 27 марта он заполнил и сдал в Хамзинский РОВД анкету, требуемую для получения выездной визы, заплатил госпошлину. Ахунов сделал это двумя днями ранее. Но до сих пор никакого ответа они не получили.

«Говорят: «На вас не пришло разрешение», имея в виду ответ из Главного Управления по борьбе с терроризмом при МВД Республики Узбекистан. Начальник этого управления является замминистра МВД, Он и ставит подпись под списками [желающих выехать], предоставляемыми ОВИРом. Очевидно, наши персоны представляют угрозу для безопасности страны, общественного порядка», - говорит Ахунов.

Он пояснил, что «черные списки» составляются неким информационным центром при МВД, который отслеживает выступления и поведение граждан страны, в том числе на интернет-сайтах.

«Мой паспорт уже третий месяц лежит в ОВИРе. По правилам, выездная виза должна оформляться в течение двадцати дней, не более… Бесполезно ходить к ним и требовать», - сетует социолог.

Напомним, Узбекистан остается единственной республикой бывшего СССР, в которой необходимость получения разрешения на выезд за рубеж закреплена законодательно. Выездная виза выдается органами МВД сроком на два года. Ее оформление не требуется только для выезда в некоторые страны СНГ.

Официальными основаниями для отказа в выдаче выездной визы являются доступ к государственным секретам; наличие невыполненных договорных обязательств; приговор уголовного суда в отношении заявителя; заявитель признан/а опасным/ной рецидивистом и находится под наблюдением правоохранительных органов; невыполнение решения суда; против заявителя имеется иск в гражданском порядке; обязанность прохождения военной службы. Однако власти всегда могут произвольно отказать в выездной визе неугодным и инакомыслящим.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Иностранцам разрешили прописываться в Ташкенте
2012-06-05 16:29 ИА Фергана.Ру

Министр внутренних дел Узбекистана Б.Матлюбов утвердил Инструкцию о порядке постоянной и временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) в городе Ташкенте и Ташкентской области, сообщает Подробно.Uz.

Документ разрешает подавать документы на прописку иностранцам и ЛБГ, прожившим в Ташкенте и Ташкентской области не менее одного года. За получением разрешения на постоянное проживание в столичном регионе они могут обратиться в отдел въезда-выезда и оформления гражданства (ОВВиОГ) районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел. Если после представления заявителем всех документов ему отказано в постоянной прописке и отсутствуют другие основания для его нахождения в республике, сотрудник ОВВиОГ берет с него расписку с обязательством покинуть территорию республики по окончании срока временной прописки.

Более удачливого заявителя ОВВиОГ письменно известит в течение трех рабочих дней после получения соответствующих документов, оформит и выдаст вид на жительство, на соответствующей странице которого проставит штамп о постоянной прописке, одновременно разъясняя заявителю правила пребывания в Узбекистане, о чем возьмет с него расписку.

В постоянном проживании в Узбекистане может быть отказано:

- в интересах национальной безопасности или обеспечения охраны общественного порядка;

- если судимость заявителя не погашена или не снята в установленном порядке;

- если он причастен к террористическим, экстремистским, преступным и другим запрещенным организациям;

- если умышленно представил поддельные документы или ложные сведения о себе и своих близких родственниках;

- если на этапе рассмотрения документов от собственника жилья получен отказ в предоставлении жилой площади для постоянной прописки.

В случае отказа в выдаче разрешения на постоянное проживание и отсутствия у иностранца или ЛБГ оснований для временного проживания в стране они должны покинуть территорию Узбекистана в установленные для них сроки.

Основанием для временного проживания заявителя в городе Ташкенте или Ташкентской области являются:

- постоянная прописка родителей, супруга (супруги), детей, кровных братьев, сестер заявителя;

- наличие своего жилья в указанных регионах;

- работа по трудовому договору в организациях, расположенных в столице или области;

- обучение в расположенных здесь образовательных учреждениях.

Временная прописка иностранцев, прибывших в Ташкент или Ташобласть на учебу, осуществляется с выпиской из прежнего места проживания на период учебы.

Ранее «Фергана» сообщала о правилах прописки в столичном регионе Узбекистана, установленных для граждан этой страны.

Международное информационное агентство «Фергана»



Канат Ибрагимов: «Я объявил персональный художественный джихад»
2012-06-05 16:44 Фергана

Канат Ибрагимов. Фото © «Фергана»

Современного художника из Казахстана Каната Ибрагимова и раньше знали во всем мире - и искусствоведы, и профессиональные критики актуального искусства, и любители нестандартных творческих акций и перформансов. Сегодня Канат известен еще более, но уже как гражданский активист. Он - участник самых громких политических акций в Алма-Ате и в Москве. За последние два месяца Канат уже дважды отсидел по пятнадцать суток административного ареста и каждый раз держал голодовку в знак протеста против репрессий со стороны властей. В начале июня Канат побывал в Москве, где с ним встретился и побеседовал главный редактор «Ферганы» Даниил Кислов.

* * *

«Фергана»: - Канат, скажи: что сегодня должен делать художник?

- Замечательный ответ на этот вопрос я получил от контемпорари-художников (Канат часто использует это слово, производное от английского словосочетания «contemporary art» - «современное искусство». - Здесь и далее примечания редакции) в Казахстане, в Алма-Ате, когда я пытался прочитать им лекцию о гражданской активности, что в результате вылилось в истерику с моей стороны и абсолютное непонимание со стороны художников. На мой вопрос о том, что должен делать художник в ситуации нестабильности и политических волнений, они ответили, что «художник ничего и никому не должен».

- И что ты заявил в ответ?

- На этот случай я нашел подходящую цитату из Владимира Ильича Ленина. Когда он, вероятно, сталкивался с такими эгоистами в лице интеллигенции, художников, поэтов, он говорил (из письма Войтинскому в 1913 году): «Интеллигенция ушла прочь (туда этой б... и дорога)». Вот так. То есть, Владимир Ильич прекрасно понимал все эти колебания интеллигенции, что она не имеет никакой платформы под собой, что это самая слабая прослойка в обществе. Художники, интеллигенция, интеллектуалы - за ними масса не идет. Более того, часто они выступают с уклонистской и оппортунистической платформы. Невозможно никак мобилизовать художника в общественную жизнь, потому что его самомнение и самовлюбленность - выше всех.

В XXI веке два таких неразрывных понятия, как карьера художника и стратегия художника, конечно, разошлись, хотя на протяжении всей предыдущей истории они шли нога в ногу...

- Разве Ван-Гог заботился о том, чтобы делать карьеру?

- Скорее, это было исключение. Художники, в большинстве своем, стояли в очереди перед церквями...

- То есть, на рынке.

- Да, на рынке, и так же, как д'Артаньян свою шпагу и свою смелость, художники продавали свою кисть. Ван-Гог, Гоген и Сезанн как раз-таки и пытались прервать эту порочную цепь «карьера-стратегия», и у них это получилось. В XX и XXI веке, как никогда, оказались востребованы камикадзе, самоубийцы, шахиды, то есть, художники, которые осуществляют свою стратегию вопреки своей карьере.

- Можешь ты привести примеры такой стратегии, которые тебя вдохновляют?

- Их очень много. Это те же «венские акционисты», тот же интернационал ситуационистов, которые поддержали молодежное движение в 1968 году. Еще раньше — это движение дадаистов...


2 июня 2012 года Канат Ибрагимов возложил цветы к памятнику Абая в Москве, на Чистых прудах. Он принес белые розы и выкрасил их в чёрный цвет

- Связаны ли, на твой взгляд, процессы, которые происходят сегодня в политике, с тем, что происходит в искусстве?

- Прежде всего, «арабская весна», события в России и в Казахстане - это звенья единой цепи. Конечно, это космические процессы (к слову сказать, академик РАН Голицын не исключает, что социальные волнения вызывают вспышки на Солнце). В Казахстане вся системная оппозиция оказалась бессильна перед олигархическим фашизмом Назарбаева. В арабских странах этой оппозиции даже не существовало — народ сам вышел на улицы, отказавшись от институций, от вождей. Примерно то же самое происходит и в современном искусстве, когда художники хотят отказаться от услуг так называемых «кураторов», прекратить унизительную практику, когда их работы отбирают для каких-то биеннале. Так что процессы, которые вроде бы шли исподволь, начинают вырываться наружу и мы, как говорил Чапаев, должны осознавать их «в мировом масштабе».

В этом плане мне близка позиция Воротникова и группы «Война», которые выбрали для себя «безблядный» путь, то есть, поставили стратегию художника выше собственного рыночного успеха. Это прекрасный пример самоотверженности и искренности.

По-моему, это Марат Гельман придумал, что у современного художника должно быть четыре качества. Первое: художник должен быть культурно вменяемым, знать историю искусства, чтобы не изобретать велосипеды и писсуары, не рисовать заново Энди Уорхола. Второе: современный художник должен быть аутентичным, то есть, он обязательно должен быть прислонен к чему-либо — к культурной или национальной традиции, или к сексуальным меньшинствам. Он должен, говоря на блатном жаргоне, «определиться». Третье: художник должен иметь только ему присущий месседж — послание миру.

В современном мире искусства все эти три позиции обязательны. Однако, по мнению Марата (если он сам не забыл, ведь он давно это говорил), существует четвертая позиция. Это - искренность или «драйв». Так вот, самое прикольное заключается в том, что, имея драйв, ты в принципе можешь пренебрегать первыми тремя факторами. Но, если ты имеешь первые три позиции, то четвертая, которая, в свою очередь, может их заменить, для тебя необязательна. Это хорошо видно на примере рок-музыки, где многие группы были «антиинтелигентскими», полностью культурно невменяемыми, тем не менее, именно они внесли самый впечатляющий вклад в современную западную культуру. Я считаю, что искренность может списать все грехи и весь непрофессионализм. Если ты искренен — то народ тебе поверит. И искренним лучше быть тогда, когда ты находишься на какой-то позиции, а в данном случае — на стороне народа. Ты должен участвовать в «казахской весне» или «азиатской революции».


Канат Ибрагимов выступает в Москве — на акции в поддержку рабочих Жанаозена

- Какой художественный месседж и политический лозунг ты несешь в массы? Ты выступаешь против диктатуры и насилия. Было бы интересно узнать, за что ты выступаешь?

- Могу сразу огорошить тебя. С позиции троцкизма это - вообще не совсем правильный вопрос. Троцкий, как известно, исповедовал «перманентную революцию». Если учесть, что вся наша жизнь - это клеточный пожар в хаосе смерти и ужасе бытия, по выражению Гейдара Джемаля, это героический вызов вечному Ничто. Когда художник ежедневно преодолевает ужас бытия и героически противопоставляет себя смерти, то это и есть месседж. Постоянная борьба, постоянная эволюция мобилизует художника как творца и оправдывает сего существование. Вовсе не жалкая карьера или возможность получить какие-то блага, а именно возможность борьбы, в которой ты постоянно черпаешь энергию, это и есть основная цель художника.

- Это то же самое, что и джихад?

- Да! Как ты знаешь, на своем втором суде, когда мне снова дали пятнадцать суток, я сказал, что объявляю свой персональный интеллектуальный и художественный джихад. Так как я интеллектуальный или антиинтеллектуальный экстремист, я процитировал выдержку из «Правил ведения джихада». Там написано, первое: испрашивай у Аллаха смерти для себя. По-моему, это прекрасный лозунг для радикального художника — мученичество. Ведь и в мусульманском, и в христианскому дискурсе испытание и мученичество - это благо, дар. Второе: бегство с поля боя - это самое последнее преступление. Наш пророк молил Всевышнего об избавлении от трусости. Я же — трусливый человек, поэтому для меня это принципиально важно. И третье: если ты не можешь вести джихад оружием, то веди его языком и пером. Я избрал третий путь: объявил свой персональный джихад против власти мунафиков (лицемеров). Я веду его по возможности художественным, интеллектуальным путем. Как это получается — не мне судить, да мне это и безразлично.

Теперь дальше. Меня иногда называют «трусливым эгоистом». Сначала я возмущался, а потом понял, что это правда. Эгоист, если это человек, который себя уважает, то он постарается и других не унижать. Уважение к себе — это значит и уважение к окружающим. Потом эгоист — это безусловно трус. И я очень боюсь того, что эти фашизоидные, людоедские проявления, которые мы видели в Жанаозене, распространятся на весь Казахстан. Что какой-нибудь полицейский сможет пристрелить и меня, и моего сына, и моих близких, а какой-нибудь вор-судья-казнокрад сможет осудить нас, поэтому я делаю это из чувства самосохранения. Одна из теорий возникновения искусства, и довольно убедительная, на мой взгляд, гласит, что искусство вообще возникло из чувства самосохранения. Расшифровываю. Почему самки выбирают себе красиво сложенных самцов? Чтобы создать качественное потомство. Чувство прекрасного — это чувство самосохранения. Мы генетически тянемся к прекрасному, к здоровому, а не ущербному. Так из трусости и чувства самосохранения казахский художник выходит на улицу. И во всех странах, где я буду выставляться, я буду поднимать тему казахской революции.

- Фаллос на мосту в Питере от твоей любимой группы «Война» - разве это эстетично, разве это красиво?

- Еще Роден говорил, что если вы хотите узнать, как не надо делать искусство, ступайте на итальянские кладбища. Там много «красивостей», которые сегодня называются «китчем». А искусство не создано для того, чтобы «украшать». Искусство должно быть искренним и характерным. И безобразное имеет свою красоту, потому что страдания человеческие искренни. Все, что искренно, все, что характерно - это и есть искусство. Быть в созвучии с событиями на своей родине - это и есть задача художника. Группа «Война» - это настоящая, истинная, аутентичная русская группа художников, потому что они не бегут от проблем.

- Что для тебя значит рифма «оккупай-Абай»?

- Мне как казаху «рифма» российских протестных движений с Абаем кажется восстановлением исторической справедливости и для казахского, и для российского народа. Значение Абая в том, что он написал «Кара соз» - «черные слова» о несправедливости и произволе, царящих в степи, о том, что казахи занимаются наветами и сплетнями, воровством скота, делятся на жузы...

- И это диагноз сегодняшнего дня?

- Да, именно так. Абай оказался и через сто пятьдесят лет так же актуален, он оказался самым протестным, самым радикальным казахским поэтом. Это и гордость, и честь, но вместе с тем и глубокое разочарование — в моем поколении, в моих современниках. Кроме Болата Атабаева (театрального режиссера и оппозиционного активиста) и Каната Ибрагимова, к моему стыду, никто не выходил на митинги. Я предъявляю большой счет казахской интеллигенции и казахским интеллектуалам, людям творчества - за то, что они не поддержали протестное движение. Они лишь «прикалываются» над нами.

В этом смысле Абай Кунанбаев оказался куда более радикальнее наших современников.


Канат Ибрагимов у памятника Абаю в Москве

- Не является ли Абай для казахстанцев символом казахского национализма?

- Абай как раз-таки выступал за дружбу казахского и российского народов. Он считал, что в феодальном Казахстане русский язык, русская научная и художественная мысль являются просветительскими. И это правда. Существует даже народная казахская песня, представляющая собой перевод письма Татьяны из пушкинского «Евгения Онегина». Этот перевод сделал Абай. Он уважал русскую культуру, которая в определенном смысле была прогрессивной для казахов.

Меня тоже часто называют «националистом», но представьте себе, что я как радикальный художник состоялся в Москве и сейчас тут нахожусь благодаря Марату Гульману, который фактически выхватил меня из надвигающегося ареста (наша прокуратура, как обычно, проводит перед митингами превентивные задержания). И Казахстан для России сегодня - сигнал для России. Потому что если в Казахстане будут допускаться такие жестокие и бесчеловечные расправы над рабочими, над активистами, то и лучший друг Нурсултана Абишевича переймет у него опыт методов воздействия на несогласных. Мы - соседи, и психологически - как вид «хомо советикус», «хомо евроазиатикус» - очень близки. А если совсем уже рассуждать спекулятивно-конспирологически, то Россия является как бы наследницей империи Чингизхана. Все военачальники Золотой Орды являлись представителями русских княжеских родов...

- Что бы ты пожелал русскому и казахскому народам?

- Помощи извне не будет. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если наши народы не найдут в себе сил и возможностей мобилизоваться, преодолеть этот кризис, а это явно кризис, то, что происходит в наших государствах, то мы можем впасть в хаос. Для Казахстана это хаос архаики и мрачного, жесточайшего деспотизма. И предпосылки к этому существуют, потому что большинство населения промолчало, проглотило расстрел. Это сигнал верхушке, которая завтра захочет придушить нас еще сильнее. Поэтому я бы пожелал нашим народам солидарно противостоять натиску мира потребления, наживы, жестокости. Сегодня, как и сто лет назад, казахский и русский народ должны солидаризироваться, несмотря ни на какие разногласия и претензии.

- Расскажи о том, что планируется в Перми.

- Шестого июня в Перми откроется выставка современного казахстанского искусства. Марат Гельман давно вынашивал эту идею. Сначала была совсем другая задумка, но события в Жанаозене и последующие репрессии в отношении меня лично подвигли Марата поменять мою экспозицию. Я выставлю две работы, выполненные сусальным золотом на акриле. Это два больших черепа, в глазницу одного воткнут кинжал, а из другого выползает змея. Между этими большими полотнами расположится видеопроекция кадров знаменитого расстрела в Жанаозене. Это две маски смерти, выполненные в гламуре, и между ними — безобразная, чудовищная сцена расстрела рабочих...

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное