Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

<<Московская правда>>: Нужны ли столице России новые мечети?



«Московская правда»: Нужны ли столице России новые мечети?
2011-08-26 10:40 ИА Фергана.Ру

«Современная Москва, как и любой европейский мегаполис, представляет достаточно пестрое в этническом плане образование. Прежде всего, особенно в последние годы обращает внимание рост удельного веса представителей азиатских народов. Оглядевшись вокруг, легко заметить, что мусульманский Восток сегодня стал частью столичной действительности и нашего каждодневного бытия», - пишет в сегодняшнем выпуске «Московской правды» член Общественной палаты РФ, кандидат исторических наук Фарид Асадуллин. Его статья посвящена присутствию мусульман в жизни российской столицы. Приведем ее полностью.

«Розничная торговля, точки общепита, мелкий бизнес и сервис-услуги, не говоря уже о московских дворах, - сегодня это сфера деятельности по преимуществу выходцев из Средней Азии, Закавказья либо мусульманских регионов России. Из 160 национальностей, проживающих в столице, более 30 являются мусульманскими, т. е. этнически, культурно или духовно ассоциируют себя с исламской религией: от градообразующего татарского народа, корни происхождения которого восходят к моменту возникновения столицы, и до динамично развивающихся общин азербайджанцев, народов Северного Кавказа, центрально- азиатских государств - таджиков, киргизов, узбеков и казахов, а также турок, арабов, персов, афганцев, боснийцев. По самым приблизительным подсчетам, их число колеблется от 1,5 до 2 миллионов человек. Мэр столицы Сергей Собянин во время встречи с журналистами в начале июня отметил, что в Москве существуют районы, где число русскоговорящего населения всего 25%. Речь шла о трудовых мигрантах из южных стран СНГ, которые, часто испытывая языковой барьер, нуждаются в адаптации к современным реалиям московской жизни, социальной акклиматизации к условиям нового многонационального и многоконфессионального бытия. Отметим, что Москва в этом смысле не исключение; аналогичные процессы с разной степенью остроты и интенсивности происходят во всех крупных европейских столицах - Берлине, Лондоне и Париже. Мононациональных и моноконфессиональных городов-заповедников ни в Европе, ни в других уголках мира сегодня практически не осталось.

Между тем заметим, что Москва как столица многонационального государства сама изначально была многонациональной. Финно-угорские народы, восточные славянские племена - поляне и древляне, выходцы из Волжской Булгарии (нынешний Татарстан), а позднее греки, поляки, немцы и другие иноземцы из западноевропейских государств составляли население этого края начиная с раннего Средневековья. Например, в "Повести о начале Москвы" - произведении, датируемом концом XVI - начала XVII в., есть ссылка на одного из первожителей столицы Степана Кучку, предположительно обрусевшего волжского булгарина, жившего одновременно с официальным основателем столицы Юрием Долгоруким. Непривычное для слуха "кучка" может восходить к словам тюркского корня "кучюк" - "небольшой", "маленький" либо, как и имя Кучум, "кучу" - "перемещение, переезд, кочевье". Такая версия выглядит вполне правдоподобной, если учитывать, что к этому времени между Владимиро-Суздальским княжеством, куда входила Москва, и Волжской Булгарией в силу географической близости и постоянно расширявшихся торговых связей происходили активные миграционные процессы. Следствием чего было образование смешанных браков и смешанного русско-булгарского населения. Из их числа с большой долей вероятности был Степан (Стефан) Кучка. Золотая Орда привнесла новые краски в восточный облик средневековой Москвы. Внутри Московского Кремля вплоть до начала XVI века существовал Татарский двор - официальная резиденция ордынских баскаков. В "татарской Московии" (так иногда в Европе называли Московскую Русь из-за сильных позиций татарской политической элиты - мурз и беков) социальная престижность всего ордынского, как отмечают многие историки, носила абсолютный характер. По этому поводу Н. М. Карамзин "В истории государства Российского" писал: "Москва обязана своим величием ханам". А автор "Евгения Онегина", рисуя московский быт начала XIX века, упоминает "бухарцев" - нынешних выходцев из Средней Азии. Восточные следы обнаруживаются, когда изучаешь историю Татарской слободы в Замоскворечье - возможно, самого первого московского поселения, где расположена Историческая мечеть, построенная еще в начале XIX века. Вся топонимика исторического центра столицы связана с татарскими названиями, включая и слово "кремль" от татарского "корылма" - сооружение. Древнейшая московская улица Балчуг происходит от татарского "глина". Вспомним не нуждающиеся в комментариях Арбат, Остоженка, Ордынка, Таганка, Басманные, Черкизовские улицы и переулки, Кадашевская набережная и Крымский мост, село Татарово, которое сегодня стало частью Крылатского. Все это говорит о том, что татары либо постоянно жили в Москве, либо частенько сюда наведывались. Только так можно объяснить, почему эти названия, закрепившись в исторической памяти москвичей, вошли в обиход русского языка, не вызвав отторжения. Не случайно этот период российской истории по классификации известного русского мыслителя Н.А.Бердяева получил название «татарского».

В Москве сегодня насчитывается пять мечетей. Мечеть в Выползовом переулке рядом с проспектом Мира носит название Соборной. Этому мусульманскому храму 107 лет. В отличие от тысяч российских мечетей, разрушенных или закрытых в советское или досоветское время, Московская Соборная мечеть, которую в народе называют "татарской", всегда оставалась и остается для своих прихожан открытой. Именно отсюда начиная с середины 90-х годов прошлого века на всю страну ведутся прямые телетрансляции крупных религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, проводимых Председателем Совета муфтиев России Равилем хазратом Гайнутдином. Московская Соборная мечеть за сто с лишним лет видела многих представителей арабо-мусульманского мира - первого президента Индонезии, президента Египта, здесь участвовали в богослужениях президент Исламской Республики Иран, премьер-министр Малайзии, наследный принц Королевства Саудовская Аравия, генеральный секретарь организации "Исламская конференция" (ОИК), премьер-министр Ливана. Может быть, поэтому ее еще называют главной мечетью России.

Из других мусульманских достопримечательностей столицы можно назвать Дом Асадуллаева, построенный в 1913 году на средства бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева, здесь сегодня располагается Национально-культурная автономия татар Москвы. Присутствие в Москве 32 посольств арабо-мусульманских государств и стран СНГ также подчеркивает важность ислама в жизни столицы.

После вхождения России в ОИК в 2005 году в качестве наблюдателя интенсивность контактов РФ с арабо-мусульманским миром заметно выросла. Поэтому строительство в Москве новых мусульманских храмов, халяльных магазинов, центров ритуальных услуг, молельных сооружений сегодня необходимо для полноценной организации религиозной жизни московских мусульман с учетом их количественного роста и внимания государства к развитию связей с мусульманскими странами. Решение этих вопросов требует от государственной власти и мусульманского сообщества мер, которые бы способствовали сохранению межрелигиозного и межнационального мира в столице и в стране.

Московская правда, N174, 26.08.2011, с. 3



Посол США поздравил народ Узбекистана с двадцатилетием государства и «древней историей»
2011-08-26 11:39 ИА Фергана.Ру

25 августа 2011 года на веб-сайте Посольства США в Узбекистане опубликовано поздравление главы дипломатической миссии Соединенных Штатов Америки в Ташкенте Джорджа Крола по случаю Дня независимости Республики Узбекистан, отмечаемого 1 сентября.

Узбекистан
О том, что государство Узбекистан образовалось не в «глубокой древности», и не двадцать лет назад, уже мало кто вспоминает. Тем не менее, временем рождения республики можно уверенно считать период с 1924 по 1956 годы, когда сначала в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика, а через несколько десятилетий страна сформировалась в современных границах. Подробнее
«Наряду с тем, что народ Узбекистана славится своей древней историей и богатым культурным наследием, Узбекистан - молодое государство, которое продолжает своё развитие с момента появления на мировой арене двадцать лет назад», - говорится в поздравлении.

«За прошедшие двадцать лет Узбекистан достиг многого в укреплении государственности, общества и экономики в качестве суверенной, независимой республики», - считает посол США в Узбекистане.

«Народ Узбекистана развивает собственные национальные ценности, основанные на своей древней истории, обычаях и традициях интеллектуального совершенства, упорной работы и общественной толерантности».

Поздравление, текст которого, несомненно, утверждался в Вашингтоне, отражает суть новой политики США по отношению к Узбекистану - своему «стратегическому партнеру» по борьбе с терроризмом в регионе.

В последнее время администрация США старается «не замечать» того, что в Узбекистане отсутствует всякий прогресс в области соблюдения прав человека, а принцип невмешательства государства в бизнес нарушается даже применительно к иностранным инвесторам.

Вместо этого Штаты при каждом удобном случае стремятся потрафить узбекским властям громкими фразами о «древней истории» и «собственных национальных ценностях».

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Гражданин России, полковник Юрий Корепанов не может покинуть Узбекистан
2011-08-26 11:49 Фергана

Осужденный в Узбекистане на 16 лет лишения свободы по обвинению в шпионаже гражданин Российской Федерации Юрий Корепанов освобожден из места заключения. Однако у него нет возможности выехать в Россию. Власти Узбекистана не выдают ему надлежащие документы, сообщила на своем веб-сайте президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (Париж, Франция) Надежда Атаева.

Напомним, осужденный в январе 2011 года на 16 лет лишения свободы Военным трибуналом Узбекистана, 29 июня 2011 года Юрий Корепанов был освобожден из тюремной больницы. Последние два месяца он живет в Ташкенте у родственников. Справка об освобождении ему еще не выдана. Инвалид второй группы Корепанов вынужден ждать, когда узбекские службы оформят документ, удостоверяющий его личность. Срок окончания этой процедуры пока неизвестен. К слову сказать, приговор по его уголовному делу не был отменен.

ВСЕ О Ю.КОРЕПАНОВЕ

- Российского гражданина Корепанова приговорили к 16 годам за шпионаж и измену «родине»
- Официальный Ташкент не ответил ни на один запрос Москвы по делу осужденного гражданина Ю.Корепанова
- Власти Узбекистана отвечают на ноты российского МИДа о судьбе осужденного Юрия Корепанова неопределенно и уклончиво
- Сергей Миронов и посол Узбекистана обсудили судьбу Юрия Корепанова. Пикет у посольства отменен
- За осужденного в Узбекистане Юрия Корепанова вступилось прокремлевское движение «Наши»
- Осужденный Юрий Корепанов перенес инфаркт, он переведен в другую тюрьму
- Полковник в отставке Юрий Корепанов освобожден из ташкентской тюрьмы
Юрий Корепанов родился 20 марта 1947 года в селе Покровское Алапаевского района Свердловской области. В 1967 году с отличием закончил Ташкентское танковое командное училище. Прошел путь от командира взвода курсантского батальона до командира батальона обеспечения учебного процесса военного училища в Ташкенте. Окончил Военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского. После этого был переведен в Ташкент, на военную кафедру Института ирригации и механизации сельского хозяйства Узбекистана.

В 2002 году закончил военную службу в звании полковника и в должности начальника военной кафедры этого института. Пенсионер Министерства обороны России. Награжден многочисленными орденами и медалями Министерства обороны СССР и Министерства обороны Узбекистана.

В 2004 году полковник Юрий Корепанов получил российское гражданство и переехал в Екатеринбург. Однако официальный Ташкент продолжает считать его гражданином Узбекистана.

30 октября 2010 года на узбекско-казахской приграничной станции Келес узбекская пограничная служба задержала Юрия Корепанова. Затем он был приговорен к 1 году заключения по статье 223-й Уголовного кодекса Узбекистана («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и к 15 годам заключения по статье 157-й («Измена государству», в пользу Российской Федерации).

То, что с 2004 года он имеет российское гражданство, всячески игнорируется властями Узбекистана. До сих пор - в нарушение статьи 475 Уголовно-процессуального кодекса Узбекистана («Вручение копии приговора осужденному») - Корепанов приговора на руки не получил.

По наблюдениям Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», власти Узбекистана фактически принуждают людей оставаться гражданами этой страны. Цель - поставить их в условия правовой неопределенности и затем оказывать на них политически мотивированное давление. В Уголовном Кодексе Узбекистана есть статья 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан»). Она создает институциональный правовой механизм дискриминации и преследования национальных меньшинств, в том числе русских. Объектом политических репрессий и вымогательства со стороны спецслужб Узбекистана становятся представители разных национальностей, которые получают гражданство других стран и выезжают на постоянное место жительства за рубеж, чтобы улучшить качество своей жизни.

По данным Надежды Атаевой, Юрий Корепанов был освобожден из мест лишения свободы после встречи Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с главой Узбекистана Исламом Каримовым. Но вряд ли Медведев и Каримов обсуждали правовые механизмы, позволяющие людям избежать наказания из-за несовершенства законов о гражданстве обеих стран.

По мнению экспертов «Ферганы», власти Узбекистана не торопятся выпускать Юрия Корепанова за пределы страны, чтобы не «портить» себе праздник. Напомним, 1 сентября Узбекистан будет отмечать 20-ю годовщину независимости республики. Предоставить возможность выехать за пределы страны будет предоставлены Ю.Корепанову только после того, как в Ташкенте отгремят фанфары стратегического государственного торжества. Очевидно, что по прибытии в Екатеринбург отставной полковник, ставший чуть ли не героем на своей родине, будет активно раздавать интервью местным и федеральным СМИ, рассказывая о своем опыте пребывания в узбекских застенках.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное