Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Неотвратимая сила добра, или Перлы зорких <<акжоловцев>>


Кыргызстан: Неотвратимая сила добра, или Перлы зорких «акжоловцев»
2009-11-09 13:13 П.П.Шариков

Не знает преград стремление киргизских политиков творить добро. Продолжая стахановскими темпами продвигать страну к светлому будущему, местные депутаты подчас проявляют недюжинную заботу о населении страны.

Как выявлять врага народа

«Фергана.Ру» уже рассказывала о том, как парламентарии, озаботившись моральным состоянием и уровнем патриотизма народа Кыргызстана, обязали граждан петь государственный гимн на любом крупном общественном мероприятии. Исполнять главную песню страны следует непременно стоя, приложив руку к сердцу, громко, четко и, желательно, не фальшивя.

Всех, кто хоть как-то осмелился высказать сомнение в разумности подобной «обязаловки», депутаты, выражаясь фигурально, «затоптали». Больше всего досталось неугомонной (и оттого популярной) оппозиционной депутатше Ирине Карамушкиной. На свое несчастье она проговорилась, что государственный гимн – это, конечно, хорошо, но вот заставлять взрослых людей исполнять его - как-то несерьезно.

Понятно, что столь непатриотичное заявление не могло остаться безнаказанным. Депутаты (главным образом, истинные патриоты из президентской партии «Ак Жол») в лучших традициях советского прошлого дали достойный отпор гнусным поползновениям непатриотичной коллеги. Яростнее всех на Карамушкину обрушился депутат от фракции «Ак Жол» Бейшенбек Абдырасаков: зорким оком он разглядел в ней не просто вредителя, но и врага народа. «Я хочу официально, в присутствии людей сказать, что вы — враг кыргызского народа. В прошлый раз вы выступали против кыргызского языка, сегодня — против гимна <….> Не забывайте, что мандат вам дал кыргызский народ, который вас поит и кормит», - грозно промолвил Абдырасаков.

Перлы «акжоловцев», или Патент на Иссык-Куль

Не так давно депутат-«акжоловец» Рашид Тагаев призвал поднимать имидж парламента и партии «Ак Жол». Оно и понятно: мало того, что сами члены партии, коих в парламенте – около 80 процентов от всего состава, и формируют облик данного органа, так еще и партию, членами которой они являются, возглавляет не кто-нибудь, а сам президент страны.

Тут надо отметить, что, с одной стороны, Курманбек Салиевич вроде бы к партии никакого отношения не имеет - документально нигде не значится и ничего не возглавляет (об этом принято вспоминать, когда пока еще недобитые оппозиционеры пытаются обвинить главу государства в нарушении закона - в Киргизии запрещено одновременно руководить страной и быть членом партии). Но с другой стороны – президент не забывает посещать наиболее важные партийные мероприятия и оказывать ей всяческую поддержку.

Первые успехи «акжоловцев» налицо. На днях спикер парламента Кубанычбек Исабеков проявил неожиданное остроумие и выдержку, посоветовав в очередной раз протестующей и оттого заклеившей рот скотчем Ирине Карамушкиной «заклеить не только рот, но и другое место».

Уже упомянутый Бейшенбек Абдырасаков проявил себя как истинный патриот – часть сэкономленных за счет увольнения 200 сотрудников парламента денег он предложил направить не каким-нибудь сиротам или голодающим пенсионерам. Мысль его оказалась «ширше и глубже»: он считает, что надо срочно переименовать районы столицы – вместо старорежимных Октябрьского, Ленинского, Свердловского и Первомайского сделать «Эне-Сай», «Ала-Тоо», «Алтай», «Тенир-Тоо». Логика Абдырасакова ясна – пенсионеры и прочие малоимущие и социально незащищенные граждане все равно деньги проедят и следа от них не останется, а вот новые названия останутся на века (если, конечно, очередной инициативный депутат не захочет их сменить).

На этом идеи народного избранника не закончились. Вдохновленный любовью к родине парламентарий подкинул коллегам идею запатентовать все предметы национальной культуры и достояния киргизов. Среди предметов оказались озеро Иссык-Куль, долина реки Арсланбоб, урочище Саймалуу-Таш, башня Бурану, а также, по данным АКИpress, «все виды национальной одежды, юрта и музыкальный инструмент комуз».

Странное дело, но рядовые граждане рвения депутата не разделили. Интернет-пользователи вспомнили, что запатентовать можно лишь «исключительное право, авторство и приоритет в изобретении полезной модели либо промышленного образца». Соответственно, истинному патриоту Абдырасакову теперь предстоит доказать, что озеро, река с прилегающей долиной, урочище, а также башня являются либо изобретениями, либо полезными моделями, либо промышленными образцами национальной культуры киргизского народа. Кому-то эта задача может показаться неосуществимой, однако, зная киргизских депутатов, их любовь к родине и народу, можно быть уверенным, – они своего добьются.

Изгоняющий дьявола

С депутатов берут пример и те политики, которые по каким-то причинам попасть в парламент не смогли, но которым очень хочется пропиариться. 6 ноября, как гром среди ясного неба, прозвучало сенсационное заявление лидера партии «ЭрК» Шаирбека Жусуева: этот бдительный гражданин обнаружил прямо посреди города, в непосредственной близости к парламенту, Белому дому (так в Киргизии называют Дом правительства. – Ред.) и стадиону «Спартак» «большой объект в форме сатанинской символики».

По мнению лидера «ЭрК», в форме сатанинской пентаграммы разбит парк имени Панфилова. Интересно, что свое открытие Шаирбек Жусуев совершил, рассматривая планировку города с помощью ресурса Google Earth. Изучая спутниковые снимки местности, он обнаружил, что «с высоты птичьего полета, по всей площади парка имени Панфилова красовалась пятиугольная геометрическая фигура, известная как пентаграмма: «знак Сатаны» или «Знак Бафомета» - официальный символ Церкви Сатаны». То, что эта звезда не является символом советской эпохи, политик доказывает убийственной по своей бессмысленности фразой: «Фигура имеет конкретную пропорцию по расположению углов в отношении полюсов земли». Не исключено, что Шаирбека Жусуева насторожил и тот подозрительный факт, что в подобном парке работают «чертово колесо» и комната страха с известным содержимым.


Просмотреть увеличенную карту

Движимый беспокойством гражданин призвал «всех - от властей до простых жителей страны, кто неравнодушен к духовной чистоте наших сограждан, проявить волю и очистить наши города и селения от таких намеренных и случайных религиозных символик».

Приятно, что киргизские политики осваивают новые технологи и уже добрались до гугловских сервисов. Однако обидно, что политик не рассмотрел открывающийся с высоты птичьего полета вид внимательнее, в противном случае он бы обнаружил, что Белый Дом, в котором работают президент, правительство и прочие высокопоставленные чиновники, также имеет весьма символичную форму положенной на бок цифры «8». Думается, что сочетание перевернутой пентаграммы с древним символом бесконечности дало бы Шаирбеку Жусуеву еще больше пищи для размышлений.

Читателя же мы успокоим - нынешнюю «интересную» форму парк имеет потому, что распланирован он был во времена Советского Союза. Пятиконечная звезда тогда ничьих чувств не оскорбляла.

Впрочем, если в борьбе за духовную чистоту парк снесут, а на его месте построят элитные многоэтажки, особо никто не удивится. В Киргизии любовь к родине и забота о народе уже долгие годы принимают весьма затейливые, мягко говоря, формы. Зачастую добро здесь творят бессмысленно и беспощадно.

П.П.Шариков

Узбекистан: Следствие по делу об убийстве Марка Вайля завершено
2009-11-09 14:02 ИА Фергана.Ру

Марк Вайль
Траурный портрет Марка Вайля. Во время панихиды в Москве, 12 сентября 2007 года. Другие фото - здесь
В Узбекистане задержаны трое подозреваемых в убийстве основателя и художественного руководителя ташкентского театра «Ильхом» Марка Вайля, совершенном в ночь с 6 на 7 сентября 2007 года. Они дают признательные показания. Об этом «Фергане.Ру» рассказал председатель комитета защиты прав личности Узбекистана, вице-президент Международного общества прав человека Марат Захидов.

По его словам, непосредственных исполнителей было четверо молодых людей 1980-го года рождения. Один из них гражданин Таджикистана Якуб Гафуров, второй – Саттаров, внук генерала Саттарова, начальника ташкентского городского управления милиции, третий - Исхаков, уроженец Узбекистана, получивший российское гражданство, он сейчас в бегах, фамилия четвертого соучастника убийства - Пулатов.

По сведениям М.Захидова, в своих показаниях задержанные утверждают, что посмотрели спектакль «Подражание Корану» и он им не понравился, так как, по их мнению, в нем оскорбляли пророка Мухаммеда. Это и послужило поводом для убийства режиссера.

Идея расправиться с Марком Вайлем пришла в голову то ли Гафурову, то ли Исхакову, которые привлекли к ее реализации еще двух молодых людей, рассказывает М.Захидов. Они выследили режиссера. В день нападения каждый занял свое место. Основными исполнителями были Исхаков и Гафуров, Саттаров следил за обстановкой, а Пулатов ждал остальных в машине. Исхаков напал на Вайля в подъезде, начал бить по голове, возможно, арматурой. Вайль смог выскочить из подъезда. В это время к нему подбежал Якуб Гафуров и нанес смертельный удар ножом.

Следствие по этому делу уже завершено, документы готовят к передаче в суд.

Марк Вайль скончался во время проведения операции в 16-й городской больнице Ташкента. Его последние слова были такие: «Я открываю новый сезон завтра, чтобы ни случилось…» Тело режиссера было кремировано в Москве, после чего прах был переправлен в Сиэтл (США), где уже долгое время живет его семья.

Записал А.Волосевич

Афганистан: Спецназ США ведет бои с талибами близ границы с Таджикистаном
2009-11-09 17:27 ИА Фергана.Ру

В эти дни спецподразделения США и части правительственной армии Афганистана проводят крупнейшую за последние восемь лет операцию на севере страны с целью ликвидировать и рассеять группы талибов и тем самым обеспечить нормальную работу путей снабжения сил НАТО через территорию государств Центральной Азии, сообщают Известия.

Операция началась на минувшей неделе и ведется в провинциях Кундуз и Бадгиз, в непосредственной близости от государственной границы Таджикистана. Наиболее тяжелые бои идут в районе Чахар-дара, который является бастионом талибов.

По информации сайта Афганистан.Ру, талибы намеревались создать в Кундузе крупную стратегическую базу, однако планы боевиков были сорваны.

Как отмечают западные военные специалисты, талибы в последнее время усилили свое присутствие на севере Афганистана с тем, чтобы помешать нормальной работе создаваемого северного коридора по доставке грузов в страну из Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.

Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на The Wall Street Journal Europe, командующий 209-м корпусом афганской армии генерал-майор Мурад Али посетовал на то, что находящиеся в его распоряжении войска не имеют достаточно сил и средств для борьбы с боевиками. В результате командование США решило задействовать в выполнении операции американские элитные спецподразделения. Поскольку бои идут в зоне ответственности контингента Германии, он также выполняет задачу по блокированию района операции и аресту пытающихся бежать талибов.

8 ноября губернатор провинции Кундуз Мохаммад Омар сообщил журналистам, что в ходе операции было убито свыше 130 боевиков, в том числе большое количество иностранных наемников. По словам чиновника, в результате проведенной операции были убиты несколько командиров талибов, в числе которых, по словам губернатора, Кари Башир, Пир Гулям, командир Асадулла и командир Фатех Мохаммад. Как отметил чиновник, несколько дней назад в ходе атаки афганских военных был убит и командующий силами талибов в Кундузе мулла Сиддик.

Узбекистан: Школьники Ташкентской области продолжают гнуть спину на хлопковых полях
2009-11-09 17:34 ИА Фергана.Ру

Пока власти Узбекистана празднуют хлопковую победу, а Ислам Каримов поздравляет хлопкоробов, школьники Ташкентской области в тяжелых погодных условиях продолжают гнуть спину на хлопковых полях, пополняя золотой запас страны. И движет детьми уже вовсе не финансовая заинтересованность. И не по доброй воле приходится ребятам вкалывать, собирая на полях хлопок-сырец. Администрации школ до сих пор не получили приказа «свыше» об окончании хлопковой компании.

Корреспонденты «Ферганы.Ру» посетили хлопковые поля поселка Джамбул, находящегося в Ташкентской области - примерно в тридцати километрах от столицы. На протяжении всей последней недели в Ташкентской области погода оставляла желать лучшего. Легкий туман и проливные дожди отбивали любую охоту высовываться на улицу. Но именно в таких условиях дети собирают здесь хлопковый урожай - с утра до вечера, и по сей день.

На одной из улиц поселка улице мы случайно заметили несколько молодых девушек, в руках у них весело болтались свернутые мешки, подвязанные веревочкой. Мы поинтересовались, неужели до сих пор не собран весь хлопок. «Нет, там еще много нетронутых полей есть. Все собирают», - поведали девушки. Более того, они рассказали, что сами - только что с этих полей, и являются учащимися седьмого класса местной казахской школы.

Дети на хлопковых полях Ташкентской области
Дети на хлопковых полях Ташкентской области. Фото © Фергана.Ру

Пока мы фотографировали юных казахских красавиц, к ним присоединилась еще одна жительница аула, женщина лет сорока. Она поведала, что ее сын тоже учится в этой школе в шестом классе. «Мальчик у меня хиленький и слабый, я его сегодня на хлопок не пустила, холодно на улице, не дай Бог заболеет. Он вчера от усталости на грядке уснул, учительница даже не видела, а если змея укусит? Сегодня холодно, пусть лучше дома сидит», - поделилась родительница.

Оглянув местность поселка, мы убедились, что хлопковых полей отсюда не видно. Поэтому попросили собеседников указать нам на место сбора урожая, либо сопроводить нас. Женщина охотно согласилась отправить вместе с нами своего «хиленького» сына, который и стал нашим маленьким проводником. Дорога оказалась дальняя, вскоре мы вышли за пределы кишлака, дальнейший путь лежал через овраги, арыки и бескрайние поля.

Наш спутник – ученик шестого класса, с удовольствием похвастался, что каждый день он добросовестно посещал принудительные работы, собирая хлопок. К этому времени мы очутились между хлопковыми и кукурузными полями. Вероятно, недавно здесь был хороший полив, поэтому при каждом шаге наши ноги проваливались в грязь до половины ступни. Таким образом мы прошли около двух километров.

Спустя некоторое время вдали появились фигурки людей. Приблизившись, мы увидели восемь ребят лет двенадцати, собирающих белое волокно с коробочек, увязая в глиняной жиже. Дети разглядывали нас с любопытством. Не теряя времени, мы начали доставать фотоаппараты, но дети отвернулись и присев на корточки, попытались спрятаться от нас, затерявшись в хлопковых грядках.

«Кто вы такие?» - резко спросила женщина, стоявшая неподалеку. Это была преподавательница местной школы, наблюдавшая за дисциплиной учеников при сборе хлопчатника. Мы честно признались, что журналисты и приехали специально посмотреть на эксплуатацию детей на хлопковых полях. Ее реакция была для нас немного удивительной, она с пониманием отнеслась к нашей работе.

Дети на хлопковых полях Ташкентской области
Дети на хлопковых полях Ташкентской области. Фото © Фергана.Ру

«Вы только номер школы не указывайте и лица детей не снимайте, иначе у нас потом будут проблемы», - посоветовала она. Она даже просмотрела каждый кадр, чтобы в кадр не попали лица этих детей. Сами же дети, трудившиеся на поле, были учениками шестого класса местной школы. По их лицам было заметно, что им абсолютно не нравится работать в такую холодную погоду. Ветер на открытом пространстве действительно безжалостно хлестал по открытым участкам тела.

Преподавательница также посоветовала пройти дальше. «Если пройти еще несколько полей, то можно посмотреть, как собирают ученики этой и ряда других школ». Но на горизонте никого не было видно, а бродить по глиняной жиже нам больше не хотелось, поэтому мы вежливо отказались.

Учительница поведала, что у каждой школы есть свой план по сбору хлопка. «Нам нужно ежедневно собирать по полторы тонны на школу, это обязательство. При всем желании мы все равно не успеваем. Представители районо (районный отдел народного образования) обещали, что отпустят нас в конце октября. Сейчас уже ноябрь, а об окончании ничего не известно», - сетует преподавательница. На вопрос, почему они все боятся журналистов, она решила не отвечать.

Поблагодарив ее и пообещав, что не укажем номер школы, мы отправились в обратный путь. «Вы ведь журналисты, сделайте что-нибудь. Заберите ребят с полей!» - крикнула преподавательница нам в след.

Тюбетейка как символ «королевского» самосознания мусульман Средней Азии
2009-11-09 18:53 Юсуф Аскаров (Андижан)

На фото – тюбетейка «маргиланского» типа из Коллекции Сергея Алибекова. Другие фото тюбетеек – в Галерее Ферганы.Ру

Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо.

Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Так, например, в Ферганской долине тюбетейки называются дуппи, по своей форме они резко отличаются от тюбетеек других регионов Центральной Азии. О разновидностях и способах изготовления дуппи корреспонденту «Ферганы.Ру» рассказывает известный андижанский правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов, для которого этот вид головного убора на протяжении многих лет является основным источником дохода.

По словам Зайнабитдинова, массовое распространение современные дуппи получили во второй половине XIX века, после начала колонизации стран Средней Азии Россией, когда в Узбекистан из этой северной страны стали завозить качественную, дешевую ткань и столь же дешевую бумагу - основные компоненты для изготовления дуппи.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

В Ферганской долине производят два вида дуппи: Чуст-дуппи (высоко возвышающиеся над головой тюбетейки), которые в Узбекистане носят, преимущественно, жители Андижана и Самарканда, в Таджикистане - жители Худжанда и Душанбе, а в Кыргызстане – жители Ошской и Джалалабадской областей, и Маргилан-дуппи (тюбетейки, полностью облегающие голову), распространенные по всей Ферганской долине, кроме Андижана.

Впрочем, и в Андижане некоторые жители носят Маргилан-дуппи. Это зависит от вкуса человека и формы его головы – что кому больше идет. Например, уроженец Андижана певец Шерали Джураев носит Маргилан-дуппи, и она ему очень к лицу.

Саиджахон Зайнабитдинов
Саиджахон Зайнабитдинов

Андижанские ремесленники специализируются на изготовлении Чуст-дуппи, которые различаются по более чем десяти видам вышивок, называющихся в народе «гул» - «цветок». Исходя из рисунка и способа изготовления, дуппи имеют различные названия, например, «Анжан» (от названия города Андижана), «Инжик» («Капризный»), «Пахтаабад» - от слова «хлопок», «Сетара» или «Три струны», «Товус» - «Павлин», «Хилал» - «Полумесяц».

Одно из распространенных названий дуппи – «тожик», по предположению Зайнабитдинова, происходит не от национальной принадлежности, а от слияния двух слов – «тож» («корона») и «жияк» («тесьма»). Но в разговорной речи слово «Тожжияк», по всей видимости, трансформировалось в слово «Тожик» - в русской транскрипции «Таджик».

Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. К примеру, базарная цена самой распространенной дуппи для широкого потребления «Анжан» колеблется от 5 до 70 тысяч сумов ($1=1503 сума по официальному курсу), «Шахрихан» - от 10 до 20 тысяч, «Инжик» - от 30 до 80 тысяч, а «Тожик» - от 40 до 150 тысяч сумов. Однако цена дуппи, изготовленной по индивидуальному заказу, может доходить и до 300 тысяч сумов.

Качество тюбетейки можно разглядеть только вблизи, хотя некоторые знатоки «со стажем» способны определить его и на расстоянии. Самые дорогие дуппи носят в Андижане, и, возможно, поэтому здесь этот вид ремесла очень развит.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Изготовление тюбетеек для Саиджахона Зайнабитдинова – семейный бизнес: этим делом, помимо правозащитника, занимаются все пятеро его детей – четверо сыновей и дочка.

- Изготовление дуппи - от закройки до прессовки - происходит в шестнадцать этапов. Мы подключаемся на последнем этапе, - рассказывает С.Зайнабитдинов. – Прессование, то есть, придание дуппи традиционной формы – это чисто мужская работа, которая, в свою очередь, проходит в пять этапов - каждый раз с разной целью. А все предыдущие пятнадцать этапов выполняют наши надомницы. Также мы осуществляем общее руководство: закупаем ткани, бумагу, нитки, тесьму, оплачиваем работу надомниц и торгуем готовыми тюбетейками.

Одновременно изготавливается, в среднем, до пятнадцати тюбетеек. Дважды в неделю – в четверг и воскресенье – дуппи выставляются на продажу на местном базаре, этим, чаще всего, занимается дочь Саиджахона-ака. Чистый доход от продажи составляет полтора к одному, то есть, если тюбетейка продается за 15 тысяч сумов, то 10 тысяч из них уходят на покупку материалов и оплату работы мастериц, а 5 тысяч остаются в семье. Так как изготовление тюбетеек признано видом народного промысла, налогами эта деятельность не облагается.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Как предмет одежды тюбетейка имеет больше эстетическое, а в некоторых случаях культовое, нежели практическое назначение, поскольку совсем не греет и от дождя почти не спасает. По тюбетейке можно определить характер человека, его материальный достаток, культуру, степень религиозности и даже профессию. К примеру, коммерсанты предпочитают дуппи разновидности «Тожик», хозяйственники – «Сетару», обыватели – «Анжан» или «Товус», рассказывает Саиджахон-ака.

Конечно, мусульманин не всегда в качестве головного убора использует именно тюбетейку, но в некоторых случаях она для истинно верующего человека является обязательной: на похоронах, поминках, в мечети и дома во время молитвы, в дни священных праздников - Курбан и Ураза-хайит, на утреннем свадебном плове, во время свадьбы на головах жениха и его отца.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Большинство тюбетеек в Средней Азии отличает довольно стандартный узор, и он далеко не случаен. Так, верхняя часть дуппи, как правило, украшена четырьмя вышитыми изображениями стручковых перцев, которые на Востоке часто вывешиваются у входов в жилища в качестве оберега от сглаза. Так же и обладатели тюбетеек надеются, что вышитые перчики спасут их от наговора и помогут им в делах.

Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры, каждый из которых символизирует собой один из зубцов или перьев короны. Всего таких узоров шестнадцать - по четыре с каждой стороны.

Один из сыновей Саиджахона Зайнабитдинова
Один из сыновей Саиджахона Зайнабитдинова - Мумин

Но не всякий обладатель тюбетейки в Андижане знает, что носит на голове подобие королевской короны. Хотя именно андижанские тюбетейки Чуст-дуппи, будучи нарочито высокими и имея такую форму, более всего напоминают именно этот символ королевской власти.

Юсуф Аскаров


В избранное