Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: Новое соглашение по проекту «Кумтор» ратифицировано парламентом
2009-04-30 12:30 ИА Фергана.Ру

30 апреля Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) на своем заседании ратифицировал Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» между правительством Кыргызстана, открытым акционерным обществом «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк.», закрытым акционерным обществом «Кумтор Оперейтинг Компани», закрытым акционерным обществом «Кумтор голд компани» и канадской корпорацией «Камеко», которое было подписано в Бишкеке 24 апреля 2009 года.

По официальным данным, доля Кыргызстана в проекте увеличивается с 15,6 процента до 33 процентов. В правительстве отмечают, что за предыдущие 15 лет - с 1996-го по 2007 год - страна получила от проекта «Кумтор» $383 миллиона 925 тысяч (только прямые платежи в бюджет и Социальный фонд). После подписания нового соглашения кабинет министров надеется, что за период с 2009-го по 2026 год (время, когда будут исчерпаны разведанные ресурсы месторождения) Киргизия может получить $3 миллиарда 432 миллиона.

Кроме того, предприятие будет выплачивать 18 процентов от объема выработанной продукции, и в эту сумму входит также 1 процент в Фонд Иссык-Кульской области. Оно не освобождается от уплаты подоходного налога, налога с продаж, таможенных сборов, акцизов, НДС и отчислений в Социальный фонд. В бюджет республики также будет перечислен и разовый платеж в виде налогов за 2008 год в размере 950 миллионов сомов, что составляет примерно $22 миллиона 442 тысячи.

Соглашением предусмотрено безоговорочное освобождение от каких-либо ограничений имеющегося у Кыргызстана пакета из 33,9 млн. акций. Биржевые аналитики оценивают потенциал роста акций «Центерры» с 11 до 17 долларов США. Таким образом, Кыргызстан по акциям может получить дополнительно до 740 млн. долларов США.

В Совет директоров «Центерра Голд Инк.» введены два представителя от Кыргызстана. Страна станет также совладельцем золоторудных проектов канадской «Центеррры» не только на киргизском месторождении «Кумтор», но и на монгольских «Гатцуурт» и «Бороо», а также в американском «Рене» (штат Невада).

Как отметил премьер-министр Игорь Чудинов, если золото будет добываться в пределах 15-20 тонн в год, а его стоимость составит хотя бы 800 долларов за тройскую унцию, то каждый год в страну от добычи будет поступать от 70 до 90 млн. долларов.

Напомним, золоторудное месторождение «Кумтор» разрабатывается канадским инвестором по генеральному соглашению от 1992 года, когда Кыргызстан получал семьдесят процентов прибыли от добычи золота. Но в 2003 году правительство Кыргызстана под руководством Николая Танаева пошло на создание компании «Центерра Голд Инк.», в результате чего Кыргызстан стал владеть всего тридцатью процентами акций «Центерры».

Затем, после очередных решений правительства Танаева, у страны осталось чуть более пятнадцати процентов акций компании-золотодобытчика. После событий марта 2005 года новые власти Кыргызстана инициировали переговоры с канадцами, желая исправить ситуацию, оглашались промежуточные результаты, которые так и не были ратифицированы парламентом.

«Ильхом»-2009: Безотцовщина
2009-04-30 12:59 Дарья Борисова

Завершился российский театральный фестиваль «Золотая маска», а вместе с ним и программа спектаклей театров из стран постсоветского пространства – «Маска-плюс» - которая стала, по сути, отдельным фестивалем, только неконкурсным. По тому, как были расположены в расписании спектакли театра «Ильхом», было понятно, что ташкентцам тут оказан режим максимального благоприятствования: «Радение с грантатом» и «Орестея» стояли в списке «Маски-плюс» последними, т.е. игрались в дни, когда итоги основной программы были подведены, призы розданы, и московский театральный люд мог спокойно, уже вне круглосуточной фестивальной суеты, сосредоточиться на театре, от которого здесь всегда ждали новаций, глубоких впечатлений, эстетических открытий. Немаловажным был и фактор цехового сочувствия: это первые московские гастроли «Ильхома» без Марка Вайля (основатель и руководитель театра был убит в Ташкенте, в ночь с 6 на 7 сентября 2007 года, накануне премьеры «Орестеи»).

Для участия в программе «Маски-плюс» были выбраны два последних спектакля Вайля: «Радение с гранатом» (авторы драматургической основы – сам Вайль и Дмитрий Тихомиров, премьера состоялась 9 октября 2006 г.) и «Орестея» Эсхила (премьеру сыграли-таки 7 сентября 2007-го, как завещал постановщик).

Радение с гранатом
«Радение с гранатом». Салахутдин - Джахонгир Шахобитдинов, Карим - Владимир Юдин, Алишер - Денис Бойко, Махмуд - Саид Худайбергенов. Фото © с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com

В обоих сюжетах – жуткие убийства. Ни в том, ни в другом представлении нет места юмору, озорству – приметам многих прежних спектаклей Вайля. Теперь и вправду кажется, что он предчувствовал беду какой-то высшей, обостренной интуицией художника. От «Радения» к «Орестее» интонация тревоги нарастает: ноты щемящей тоски по утраченному времени перерастают в крик и спазм перед извечной, нескончаемой спиралью рока.

Тем более удивительно, что сходное звучание присуще двум совершенно разным спектаклям. «Орестее» приписывают революционность, между тем как революционно как раз «Радение с гранатом». Не формой, но содержанием. Авторы пьесы стянули покров с темы, которая в Узбекистане старательно камуфлируется, а вне пределов региона вообще никогда не выплывала.

Тема эта взята авторами не с потолка, а из истории родного края (в доказательство чего в гастрольном буклете «Ильхома» приведены выдержки из документов, газетных заметок той эпохи). В досоветском Туркестане существовала традиция особого танца, исполняемого привлекательными мальчиками-подростками, юношами, которых называли «бачи». Их творчеством могли наслаждаться только мужчины, многие из которых влюблялись в прекрасных юнцов, ревновали и даже убивали соперников. Но в спектакле поражает даже не сама тема – скрытый культ гомосексуальности в сердце мусульманского мира – а ракурс, в котором она предстает.

Радение с гранатом
«Радение с гранатом». Алишер - Денис Бойко. Фото © с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com

Задает этот ракурс главный герой – русский художник Нежданов (его реальный прототип – живописец Александр Николаев). Он пришел на туркестанскую землю в составе царского войска, будучи штатным фотографом, влюбился в старый Ташкент, оставил службу, принял ислам (в новой вере он стал Усто Мумином – Тихим Мастером).

Решающую роль в перемене его участи сыграло погружение в атмосферу одной чайханы, при которой жили и выступали бачи – воспитанники и наложники чайханщика Тахира. В их замкнутом мирке, в их затейливом танце и, наконец, в их лицах и телах Нежданов видит одну лишь красоту. Запечатлевшие бачей картины – это высокая поэзия, в которой нет намека на грех. И спектакль, названный так же, как одна из самых знаменитых картин Александра Николаева – «Радение с гранатом», является, прежде всего, гимном красоте. На многофункциональную раскладную ширму даются проекции фотографий старого Ташкента и его обитателей, картин Николаева.

Картина Усто Мумина

Это мир унесенных ветром. Советская власть и знаменитое землетрясение 1966 года почти ничего не оставили от самобытного города, которым был очарован в начале XX века русский художник. Специально для спектакля восстанавливали танец бачей, этим занимался хореограф Дэвид Руссив. Костюмы просты и изысканны одновременно. Оформление минималистское. Главный двигатель здесь – сама история. Историю рассказывают актеры. А вот как они это делают – другой разговор.

Первый раз мне довелось увидеть «Радение с гранатом» в январе 2007-го (месяца через три после премьеры), в Ташкенте. Из нескольких увиденных там и тогда спектаклей «Ильхома» этот произвел сильнейшее впечатление. Гастрольный спектакль в Москве показался мне поблекшей калькой с того яркого и страстного действа. Приглядевшись, поняла, что дело в исполнителях. Произошла странная вещь: почти все актеры играют теперь лишь внешние рисунки ролей, заданные когда-то. Из их игры испарились наполнение, глубина. Они растеряны и напоминают нестройный хор. И нет с ними человека-камертона, который настраивал ансамбль на верный лад.

Радение с гранатом
Бяльцев - Борис Гафуров, Бяльцева Елена, жена полковника - засл.арт.РУз Марина Турпищева Фото © с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com

Полковник Бяльцев в исполнении Бориса Гафурова – просто персонаж ярмарочного театра. Вместо образа – маска с нафабренными усами. В роли адъютанта Звягинцева, который со стыдом и испугом тоже замечает в себе постоянное желание бывать в «непристойной» чайхоне, выступает мачо Илья Дудочкин, чья фактура столь далека от образа мятущегося, нервного героя, что только диву даешься (в Ташкенте я видела Николая Леонова, он очень органично вписывался в образ).

Гораздо ярче, разнообразнее, жестче играл «светленького» бачу Алишера Константин Колесов; в исполнении Дениса Бойко персонаж смазан и отодвинут куда-то на десятый план. Хороший, тонкий актер Антон Пахомов почему-то стал наигрывать, словно пытаясь вывезти на себе разладившуюся партитуру всего ансамбля.

Именно возможность сравнить нынешнее состояние труппы с тем, которое я видела при жизни Марка Вайля, навела меня на мысль: «Орестея», представленная нам в Москве – вовсе не то, что поставил знаменитый режиссер. Хочется думать, что это – версия актерского коллектива, находящегося не в лучшей форме. Вайль жил в ногу со временем и был в курсе театральных тенденций и новаций – почему же увиденная нами «Орестея» кажется устарелой, провинциально претенциозной?

Марк Вайль во время репетиций
Марк Вайль во время репетиций спектакля «Орестея». Часть 2: «Жертва у гроба». Апрель 2007 года. Фото © Александр Раевский (с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com)

В какие-то моменты происходящее напоминало культовый спектакль театра им. Моссовета «Иисус Христос – суперзвезда», поставленный в 90-м году! Видимо, это сложная, мультимедийная, эклектичная постановка держалось на должном уровне только волей демиурга-режиссера. Теперь же – простор для самодеятельности. Чтобы не потерять нужный темп (спектакль длинный), актеры «гонят» действие, скачут по верхам.

Все три с половиной часа на сцене стоит равномерный ор, из-за чего постепенно перестаешь вслушиваться в текст. Грохочет живая рок-музыка, Тайлер Поламски к месту и не к месту поет на английском… Вместо обещанного саспенса – головная боль и разочарование. Не верю я в то, что так выглядел спектакль в сентябре 2007-го. Не верю, что на пике творческого пути Вайлю отказал вкус.

Сделаю отступление для единственного отрадного впечатления. В потерянной и развинтившейся актерской массе нынешнего «Ильхома» есть человек, который словно и не оттуда – Фарух Холжигитов, исполнитель ролей чайханщика Тахира в «Радении с гранатом» и Эгиста в «Орестее». Судя по его работе в «Радении» он не только удерживает роль во всей ее полноте, но еще и развивается, ищет, растет. И лукавый сутенер Тахир, и злобный царек Эгист – мерзавцы, но какие это разные мерзавцы в исполнении Холжигитова! Не в пример другим, актер собран и работает в полную силу – но это момент самодисциплины, а над этим есть недюжинный, нерядовой талант. Про таких говорят: актер божьей милостью.

Марк Вайль во время репетиций
Марк Вайль во время репетиций спектакля «Орестея». Часть 2: «Жертва у гроба». Апрель 2007 года. Фото © Александр Раевский (с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com)

Итак, «Ильхом» в кризисе. Не буду ударяться в панихидный пафос, и так ясно, что театр, похоронив своего отца-основателя, пережил шок, редко какому театру выпадавший. Проблема в том, что за полтора года осиротевшие ильхомовцы так и не определились, куда ж им плыть. Установка «театр будет жить, пока живы мы – его ученики» - общие слова. В сегодняшнем качестве театра-мемориала «Ильхом» может протянуть еще несколько лет и бесславно угаснуть. Жизнеспособность театр может проявить и доказать, лишь обретя нового харизматичного лидера-режиссера. Да, это повлечет за собой серьезные изменения во многом: репертуарной политике, общем облике спектаклей, может постепенно измениться даже школа. Но это единственный путь к выживанию. И если нет явного претендента на роль главного режиссера «Ильхома» в Ташкенте, то надо искать, охмурять и заманивать «варяга». Слава Богу, престиж «Ильхома» в мировом театральном сообществе высок, на призыв должны откликнуться. И новая, полнокровная жизнь «Ильхома» была бы лучшей данью памяти и любви к Марку Вайлю.

Марк Вайль во время репетиций
Марк Вайль во время репетиций спектакля «Орестея». Часть 2: «Жертва у гроба». Апрель 2007 года. Фото © Александр Раевский (с официального веб-сайта театра Ilkhom.Com)

Дарья Борисова - театровед, кинокритик, эксперт «Ферганы.Ру»

Узбекистан: В день рождения Узнета стартовал очередной национальный Интернет-фестиваль
2009-04-30 13:04 ИА Фергана.Ру

29 апреля – в день создания национального домена UZ – в Узбекистане стартовал очередной Интернет-фестиваль, сообщает Газета.uz.

Этот форум проводится раз в два года. Основными задачами фестиваля являются популяризация Интернета среди населения и содействие развитию национального контента. Участвовать в нем могут только сайты в домене UZ. Причем, в отличие от фестиваля 2007 года, в нынешнем использование редиректов запрещено. Есть и другие новшества: каждый сайт-конкурсант может участвовать только в одной номинации, категории «Лучший сайт традиционного СМИ» и «Лучшее интернет-издание» объединены в одну, а «Лучший сайт на государственном языке» будет специальной номинацией.

Конкурсная программа включает в себя тринадцать тематических номинаций (в 2007 году их было пятнадцать) и три специальные номинации: кроме лучшего сайта на узбекском языке будет особо отмечен сайт созданный за последние два года («Открытие фестиваля») и определен «Лучший сайт по итогам общественного голосования».

Оценивать сайты будет жюри, в которое войдут специалисты в области интернет-технологий, искусства, культуры, государственного управления и других сфер.

В каждой номинации присуждается первое, второе и третье места с вручением диплома и приза фестиваля. По решению жюри в отдельных номинациях премия может не присуждаться либо вообще, либо только за одно из мест.

Период проведения фестиваля – с 29 апреля по 25 сентября (прошлый раз стартовал 1 августа). Выдвинуть сайт для участия в конкурсе можно до 15 августа на официальном сайте Интернет-фестиваля. Подведение итогов состоится в последний день Недели информационно-коммуникационных технологий.

Организаторами мероприятия выступают журнал InfoCOM.UZ, Центр UZINFOCOM и компания Mirada Software, официальную поддержку фестивалю оказывает Узбекское агентство связи и информатизации.

Узбекистан: В мае Ташкент посетит президент Южной Кореи Ли Мён Бак
2009-04-30 14:28 ИА Фергана.Ру

В мае 2009 года президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетит Узбекистан, сообщает Газета.uz со ссылкой на The Korea Times.

Напомним, что президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Сеул в феврале 2008 года, чтобы принять участие в церемонии инаугурации Ли Мён Бака.

В преддверии визита главы Южной Кореи в Узбекистан 29 апреля в Сеуле состоялись шестое заседание узбекско-корейской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и третье заседание Совместного узбекско-корейского комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов.

Как сообщает пресс-служба узбекского МИДа, заседание межправкомиссии возглавили министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Эльёр Ганиев и заместитель министра иностранных дел и торговли Республики Корея Ли Ёнг Джун.

Стороны обсудили состояние и перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в частности, в банковско-финансовой и транспортной сферах, текстильной, электротехнической, нефтегазовой промышленности, в области машиностроения, приватизации, развития и использования трудовых ресурсов.

Участники заседания акцентировали внимание на расширение двусторонних контактов в сфере инвестиций и сотрудничества в реализации проектов по созданию свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области Узбекистана.

На третьем заседании Совместного узбекско-корейского комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов рассмотрены состояние и перспективы сотрудничества в энергетической и нефтегазовой отраслях. Особое место было уделено реализации совместных проектов в сфере добычи, переработки и реализации сырьевых ресурсов.

Сторонами достигнута договоренность о проведении следующих раундов переговоров межправительственной комиссии в 2010 году в Ташкенте.

Узбекистан: «Узбекнефтегаз» вложит в развитие нефтегазовой инфраструктуры $1,2 млрд.
2009-04-30 14:45 ИА Фергана.Ру

Национальная холдинговая компания (НХК) «Узбекнефтегаз» в 2009 году планирует вложить в развитие нефтегазовой инфраструктуры более 1,2 миллиардов долларов собственных средств, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя компании.

По словам источника, в целях увеличения добычи природного газа в первом полугодии 2009 года будут разработаны ТЭО проектов по освоению месторождений Даяхатынской группы (Даяхатын, Ходжиказган, Кульбешкак) и продолжатся работы по обустройству месторождений Южный Уртабулак и Самантепе, со строительством газопровода «Южный Уртабулак-Мубарекский ГПЗ» протяженностью 83 километра.

«Предварительная стоимость проектов - 136,4 миллиона долларов и 270 миллиона долларов соответственно. Их реализация позволит увеличить годовой объем добычи газа до двух миллиардов кубометров газа», - сообщил представитель НХК.

Кроме того, на дальнейшую реконструкцию газотранспортной сети страны и повышение ее эффективности будут направлены проекты по строительству дожимной компрессорной станции (ДКС) Газли взамен существующих. При реализации проекта предусматривается освоить 238 миллионов долларов. Это повысит отбор газа подземного хранилища газа «Газли» с 17 до 30 миллионов кубометров в сутки.

Также в текущем году начнется разработка ТЭО проекта стоимостью 145 миллионов долларов по компенсации выбывающих мощностей на унитарном дочернем предприятии «Мубарекский ГПЗ». Благодаря этому будут расширены мощности по переработке высокосернистого газа на шесть миллиардов кубометров в год с увеличением производства серы на 40 тысяч тонн к 2010 году.

В Каракалпакстане и Хорезмской области начнется разработка ТЭО проекта по строительству газопровода «Газли-Нукус» оценочной стоимостью около 429 миллионов долларов.

Азербайджан: В нефтяной академии в Баку расстреляны семнадцать человек
2009-04-30 15:12 ИА Фергана.Ру

Число погибших при стрельбе в Азербайджанской государственной нефтяной академии увеличилось до 17 человек, 13 ранены, сообщает РИА Новости со ссылкой на агентство «Новости-Азербайджан».

Ранее Минздрав республики сообщал о 13 погибших и 11 раненых.

Среди убитых и раненых есть граждане Азербайджана, Турции, Сирии и других стран. По информации МВД и Генпрокуратуры Азербайджана, имя устроившего бойню утром 30 апреля во 2-м корпусе Азербайджанской государственной нефтяной академии - Гадиров Фарда Асад оглу. Посольство Грузии в Баку подтверждает, что это был гражданин Грузии.

Как рассказывали очевидцы, некоторые студенты выпрыгивали из здания академии, где заперся убийца. Он взял большую группу заложников, но не предъявил никаких требований и покончил с собой. Ему, по предварительным данным, было 25 лет. Мотивы преступления пока неизвестны.

При застрелившемся преступнике были обнаружены три патронташа вместимостью по 40 патронов каждый, в которых находились 71 патрон, а также две обоймы к пистолету.

На месте происшествия находились высшие чиновники правоохранительных органов страны, в операции по обезвреживанию преступника участвовали спецназ «Гартал», силы МВД и МЧС. Здание института пока остается оцепленным. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело в связи с инцидентом. Расследование ЧП находится под контролем президента страны, который уже выразил соболезнования семьям погибших.


В избранное