Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Казахстан: Акежан Кажегельдин призвал создать «Гражданский союз» и выйти на демонстрацию 1 мая
2009-04-06 11:29 ИА Фергана.Ру

Один из лидеров казахстанской оппозиции Акежан Кажегельдин направил на родину открытое письмо, продиктованное, по его словам, «глубочайшей тревогой за судьбу Казахстана». Послание Кажегельдина адресовано тринадцати, на взгляд автора, самым влиятельным политикам страны - С.Абдильдину (Коммунистическая партия), Ж.Туякбаю (ОСДП), Б.Абилову («Азат»), А.Байменову («Ак жол»), Г.Касымову (Партия патриотов), А.Кожахметову («Шанырак»), В.Козлову («Алга»), А.Курманову («Соцсопротивление»), С.Медетбекову (Загранбюро казахстанской оппозиции), Н.Рахимбекову (ОМПК), И.Савостиной («Поколение»), М.Телегусову («Совет генералов»), Б.Торегожиной («Ар.Рух. Хак»).

Бывший глава правительства Казахстана, а ныне опальный политик, Кажегельдин призвал «коллег и друзей» оставить разногласия, сформировать широкую гражданскую коалицию, избавиться от премьер-министра Карима Масимова, выставить «мягкий ультиматум» Н.Назарбаеву и выйти вместе со «способными передвигаться гражданами» на улицы 1 мая 2009 года. Впрочем, Кажегельдин не рекомендовал казахстанцам «жечь чучела и разворачивать транспаранты», а только лишь – «обменяться с земляками мнениями о жизни».

Полный текст открытого письма Акежана Кажегельдина – ниже.

* * *

Акежан Кажегельдин
Акежан Кажегельдин
Wikipedia
«Уважаемые коллеги и друзья!

Мое обращение к Вам продиктовано глубочайшей тревогой за судьбу Казахстана. Положение в стране не просто тяжелое, оно чревато национальной катастрофой. Только алчность и безответственность не дают властям самим испытать ужас от осознания того, к чему они ведут государство.

Нельзя больше терпеть бездействие и некомпетентность, которые многократно усугубляют воздействие международного экономического кризиса. Происходящее в верхах не просто разрушает экономическую безопасность Казахстана, но и угрожает самому существованию государства.

Вместо того, чтобы решать важнейшие проблемы поддержания благосостояния граждан, сохранения рабочих мест и выплаты пенсий высшие чиновники и олигархи растаскивают оставшиеся государственные ресурсы. Они дерутся за влияние на главу государства и перераспределяют собственность, используя силовые органы для преследования конкурентов. В число арестованных и осужденных стали попадать банкиры, министры и руководители госкорпораций, а также десятки их сотрудников. Ожидаются новые репрессии против приближенных Н.Назарбаева. Власть буквально пожирает сама себя.

Инструментами расправы противоборствующих кланов стали силовые структуры, которые должны были бы защищать граждан и государство. Вместо этого спецслужбы и ведомства превратились в «частные охранки», которые воюют друг с другом подобно мушкетерам и гвардейцам кардинала. При этом и те, и другие полностью коррумпированы. По степени продажности с ними могут состязаться только казахстанские суды всех уровней, в которых на «правосудие» могут рассчитывать только богатые и влиятельные. В политических процессах все решает «верховный судья» из Ак-Орды, а в остальных – размер взятки и связи.

Система выдвижения кадров в бизнесе и государственных органах стала нашим национальным позором: все граждане возмущены открытой коррупцией при назначениях, отбору по принципу личной преданности и родственных связей, пренебрежению профессиональными качествами. Такие чиновники, бизнесмены и руководители государственных корпораций клинически не способны на самоотверженные и творческие действия по преодолению кризиса. Они его только усугубляют, превращая экономический кризис в кризис политический.

Патриотические силы давно уже остро критикуют президента Назарбаева и созданную им систему управления. Но теперь одной критики не достаточно. Необходимо действовать и действовать решительно. Мы не имеем права злорадно ожидать, когда конфликт разрешится революционным путем и система рухнет. Потому что она погребет под собой не только виновных в ее крахе, но и массы наших сограждан, их надежды на будущее. Под угрозой окажется территориальная целостность и суверенитет Казахстана.

Путь чрезвычайных экономико-политических преобразований через институты представительной власти (парламент и маслихаты) для Казахстана сейчас отрезан. Тоталитарная система лишила парламент власти, не только максимально урезав его полномочия, но и тем, что сформировала депутатский корпус в результате фальшивых выборов 2008-2009 гг. из представителей карманной президентской организации, которую и партией назвать нельзя.

Многие из нас, кстати, в прошлом приложили руку к становлению этой уродливой системы: я – как премьер-министр, Жармахан Туякбай – как председатель парламента, Мухтар Аблязов, Ораз Жандосов, Балташ Турсумбаев – как члены правительства. И многие другие не стояли в стороне. Поэтому мы же вместе с товарищами по патриотическому и демократическому движению должны решительно взять на себя ответственность за вывод Казахстана из кризиса.

Мы знаем, как это сделать. У нас есть ясное понимание того, какие шаги и в какой последовательности надо совершать, чтобы остановить сползание в пропасть. Для этого, помимо компетенции, требуется решительность и воля.

Обморок нынешней власти напоминает кризис начала 90-х годов. Тогда тоже происходило обвальное сокращение и остановка производства, люди теряли работу, налоги и поступления в бюджет сокращались неконтролируемо, валюта обесценивалась, росла дороговизна. Разница в том, что тогдашнее казахстанское общество было политически активно. Проходили демонстрации, на площадях индустриальных городов собирались многотысячные митинги с требованиями отставки президента и правительства. Мы не разгоняли и не запрещали эти акции протеста, а шли на них, прямо говорили с митингующими.

Тогда мы преодолели все угрозы независимости, опираясь на инициативу и трудолюбие народа, а также на экономическую помощь и займы международных институтов и стран-доноров. Сегодня на внешнюю помощь рассчитывать не приходится. Полагаться придется только на себя.

Итак, мы не можем более отговариваться тем, что мы не у власти. Общество и история спросят с нас именно за это: почему мы не у власти? Почему не берем на себя ответственность в критической ситуации? Я предлагаю немедленно создать широкое общественное объединение граждан вне зависимости от их партийной принадлежности. Это объединение должно представлять собой настоящий «народный фронт», образованный партиями, общественными организациями, объединениями самого разного свойства: от молодежных – до обманутых дольщиков, от предпринимателей – до профсоюзов.

У нас нет времени на согласование политической платформы и персоналий в руководстве. У нас есть время только на то, чтобы заявить нашу решимость взять на себя ответственность за спасение страны.

Мы создадим правительство и проведем такие преобразования, которые позволят Казахстану выйти из кризиса обновленным государством, граждане которого трудятся и процветают. Именно сейчас складываются уникальные условия для нового качественного рывка экономики, ее освобождения от унизительной доли сырьевого придатка.

Мы еще сможем завершить 2009 г. без тяжелых потерь для граждан, а 2010 г. станет не «годом выживания любой ценой», а началом модернизации экономики.

Таким образом мы даем президенту Назарбаеву шанс выйти из кризиса вместе с народом, а не за его счет, спасать экономику и социальную сферу, а не сбережения богачей. Мы разделяем вместе с ним риск и ответственность в случае неудачи. Но неудачи не может случиться, потому что мы будем опираться на реальную поддержку граждан.

Граждане - вот ключевое слово! Поэтому я предлагаю назвать новое объединение «Гражданским союзом». Оно сыграет важнейшую роль в истории Казахстана, став настоящим инструментом народовластия и успешным опытом объединения демократической оппозиции.

Уважаемые коллеги и друзья! Восемь лет мы не могли объединиться. Попытки создать единую партию ни разу не увенчались успехом. Если удавалось согласовать политическую платформу, то не удавалось согласовать вопрос лидерства. Личные амбиции и сложные отношения исключали работу в одной организации. Всякий раз власть подыгрывала этим разногласиям, а потом расправлялась с оппозиционерами по одному. Надо помнить о разногласиях Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева, а также об их общей трагической судьбе.

Народ в эти тяжелые дни смотрит на оппозиционных политических лидеров особенно пристально. Но ошибочно думать, что у кого-то есть монополия на выражение его интересов, на руководящую роль. Наступает время, когда народ вновь стал проявлять политическую активность. Возникают протестные организации граждан по социальным интересам: молодежи, обманутых вкладчиков и инвесторов, студентов и их родителей, бездомных, отчаявшихся инженеров и рабочих, не доверяющих официальным профсоюзам…

Если они не увидят в нас представителей и защитников своих интересов, то изберут себе других лидеров. Будут ли эти лидеры сторонниками ненасильственных действий – остается вопросом. Поэтому мы должны привлечь все эти организации в свой «Гражданский союз» и гарантировать им, что в ходе проводимых реформ справедливые требования будут удовлетворены.

Проблемы всех слоев общества надо решать немедленно, не ссылаясь на кризис. Поэтому по согласованию с президентом Назарбаевым мы сформируем правительство с конкретной программой, в которой будут указаны конкретные цели и сжатые сроками их достижения. Президент не сомневается в том, что именно мы вместе можем это сделать.

Предлагаю Вам как можно быстрее, буквально на следующей неделе добиться приема у президента Назарбаева, чтобы сообщить ему наше общее требование. Мы не ставим власти ультиматум, не угрожаем своими действиями в противном случае. Само кризисное развитие ситуации в стране делает это за нас. Но предлагаем для спасения страны самих себя, интеллектуальные ресурсы и опыт свой и наших товарищей.

Подчеркиваю, что после того, как будет принято решение о создании «Гражданского союза», на встречу с президентом следует идти не одному или троим представителям, а всем руководителям организаций, союз создавших.

Один из ключевых пунктов новой правительственной программы – финансовая политика. Государственное финансирование не должно больше направляться неэффективным корпорациям. Им можно помогать только когда будут гарантии, что огромные суммы не будут разворовываться и приведет к сохранению и созданию рабочих мест.

Ни в коем случае не следует санировать все банки. Мы это знаем по опыту 90-х годов. Если хозяева и менеджеры банков проторговались, набрали кредитов, которые не могут отдать, то пусть платят из личных средств, из полученных ранее дивидендов. Или пусть «закрывают лавку». Но даже если системообразующие банки придется спасать, то делать это надо не так топорно и высокозатратно, как сейчас.

Экономические успехи Казахстана в 90-х годах были обеспечены не безлимитными вливаниями, а свободой предпринимательства, которую получил народ. Потом она была отнята чиновниками под лозунгом «упорядочения» и «лицензирования». Так были взращены монстры коррупции, с которыми предстоит быстро и решительно расправиться. Отмена закона о лицензировании должна стать одним из первых шагов.

Необходимо именно сейчас пересмотреть систему образования и гарантировать средствами государственного бюджета всем желающим молодым гражданам высшее образование на уровне международных стандартов. Финансирование высшего образования будет обеспечено напрямую из бюджета каждому молодому человеку.

Нам предстоит решить вопрос о реальной поддержке сельского хозяйства. Малым и средним производителям в аулах кризис дает шанс за счет приемлемой цены вытеснить с рынка импортную продукцию. Государство должно помочь в этом так оперативно, чтобы уже на будущий год большая часть молока и мяса в Казахстане были отечественного производства.

В промышленности следует отказаться от фантастических планов в пользу реального производства. Необходимо обеспечить более глубокую переработку материалов на действующих предприятиях внутри страны. Для этого мы проведем ревизию договоров с инвесторами, которые 10 лет назад брали на себя такие обязательства. Инвесторы должны будут немедленно приступить к выполнению обязательств либо с ними придется расстаться.

Если Л. Миттал не выполняет инвестиционный договор, значит, он не видит приоритета в Карметкомбинате, и его «коренные интересы» сосредоточены в других странах. Что ж, мы же найдем для Карметкомбината других инвесторов, которые принесут с собой еще более новые технологии и прогрессивные производства. То же самое верно и для других предприятий. С господами Кимом, Машкевичем или без них, но индустрия Казахстана вырвется из унизительного положения сырьевого придатка развитых государств.

Однако мы не должны впадать в ксенофобию и подозревать всех иностранных инвесторов в злокозненности. Благодаря многим из них страной были достигнуты высокие темпы промышленного роста. Зато у нас есть серьезный источник угрозы внутри страны – пресловутый фонд «Самрук-Казына», настоящая «черная дыра» экономики. Его деятельность была абсолютно провальной, зарплаты и бонусы менеджеров – запредельными. Это уродливое порождение административно-коррупционного гения должно быть ликвидировано, директора уволены с работы, а их деятельность подвергнута самой строгой проверке.

В первую очередь речь идет об Александре Мирчеве, болгарском адвокате и американском лоббисте, который организовал целую систему перевода казахстанских денег в банки Малайзии и Сингапура. Этот иностранец с казахским дипломатическим паспортом – друг господина Масимова. Общеизвестно, что и сам фонд «Самрук-Казына» - плод трудов премьера. Он должен лично отвечать за урон, который нанесен государству.

Если назначение К. Масимова на пост премьер-министра было грубой ошибкой, то продолжать держать его на этом посту – настоящее преступление. В свое время Ленин говорил, что в будущем каждая домохозяйка сможет управлять государством. Оказалось, что не каждая. Даже не каждый банковский служащий справится с такой задачей.

Итак, еще раз повторю: никаких государственных монстров-концернов, никаких региональных корпораций. Экономикой будут управлять владельцы и менеджеры компаний. Правительство и акимы на местах будут регулировать эту деятельность и создавать условия для подъема всех производств на пользу стране. Большинству чиновников, компетентным министрам и акимам нечего бояться предстоящих реформ. Они позволят им лучше стравляться со своими задачами.

Для того, чтобы претворить в жизнь нашу программу придется пересмотреть законы и принять новые, направленные на благо страны. Тот же закон о лицензировании деятельности. Регулироваться будет только узкий круг бизнесов, вроде производства лекарств или вооружения. Все остальное можно будет делать свободно, без разрешений чиновников.

Однако пересмотром экономических законов не обойтись. Выход из кризиса обязательно упрется в модернизацию политической системы в сторону больших демократических свобод. В первую очередь - абсолютная свобода предпринимательства. Потому что только она может привести к созданию новых рабочих мест.

У нас есть конкретная программа широкой общественной занятости на время кризиса, ориентированная на ускоренное развитие инфраструктуры. Это - часть 10-летней программы преобразования страны, которая сделает ее независимой от мировых цен на сырье.

В программе одно из главных мест отведено строительству доступного жилья для граждан. Без монополий и без махинаций с землей каждая семья получит возможность купить или своими руками возвести себе крышу над головой. Земля в нашей стране принадлежит не акиматам и их конторам, а народу. Он будет на ней жить.

Бездомность, неустроенность жизни многих казахских семей – это национальный позор. Мы позвали казахов на историческую родину, а домов не создали. Когда они начали строить сами, пустили их хижины под бульдозер. Казахи стали бездомными на своей земле. Надо будет прописать в конституции право на землю под строительство своего дома, а также провести амнистию и легализовать все строения. Бездомные граждане не будут защищать свою страну, от нищих и голодных нельзя требовать патриотизм.

Возвращаясь к организационным заботам, хочу поддержать идею создания мощной демократической партии. Я сам был не раз ее инициатором. Но это задача на долгий срок, к следующим выборам. К тому времени страна выйдет из кризиса, будут воссозданы законодательные предпосылки для демократического выборного процесса.

Пока же параллельно этому надо резко и принципиально отзываться на все нарушения конституции и международных норм, которые допускаются властями Казахстана. Нельзя злорадно следить за тем, как вопреки праву расправляются с людьми, даже если они - из окружения Назарбаева.

Дела Куликеева и Буркетбаева – вопиющие случаи беззакония. Одно из них вообще рассматривалось военным трибуналом без формального слушания, хотя подсудимый был человеком штатским. Так мы скоро дойдем до военно-полевых судов и «троек»… Мы не должны молчать, когда произвол творится против людей, даже если они были далеки от оппозиции. Иначе в следующий раз военно-полевым судом будут судить журналиста или участника демонстрации.

Нам всем надо реально вступить в бой за спасение журналиста Р. Есергепова. Его действия– образец профессионального журнализма. Он ничего не разглашал и не давал подписки о сохранении ведомственных тайн Джамбульского ДКНБ. Судить должны тех, кто утратил документы, допустил утечку информации. Но Р. Есергепова похищают и увозят в другой город, а демократические партии молчат, не выводят к залу суда своих сторонников и не называют поименно всех тех, кто творит произвол

Мне кажется большой ошибкой то, что вопреки ранее достигнутому пониманию, оппозиционные силы так до сих пор и не наладили мониторинг и оповещение западных посольств и международных организаций по поводу персоналий тех, кто конкретно замарал свои руки и совесть преследованиями демократов. На каждого из них: следователей, судей, чиновников, депутатов-латифундистов, кто нарушает закон, совершает провокации, раздувает травлю – надо составлять подробную справку и передавать правительствам зарубежных государств с просьбой не выдавать этим людям и членам их семей визы на въезд в страны Евросоюза, США, Канаду, Японию. Белорусской оппозиции удалось таким способом добиться существенного ослабления репрессий.

Хочу отдельно обратиться к делегатам собрания, приехавшим из регионов. Приходится признать, что даже наши оппозиционные партии все эти годы не всегда были демократическими по своему устройству. Центральные органы нередко оставляли свои региональные представительства без ясной стратегии, тянули время, как раз тогда, когда надо было действовать решительно. Сейчас обстановка складывается так, что именно Вы становитесь главными фигурами. Мы говорим, что представляем народ, и нам необходим ясный сигнал того, что народ нас поддерживает. Только Вы сможете обеспечить эту поддержку.

Предлагаю 1 мая 2009 г. организовать общенациональную акцию гражданской солидарности – против бедности и безработицы, за справедливость и равные возможности. Все граждане Казахстана, способные передвигаться, призываются в 10 утра 1 мая 2009г. выйти на 10 минут из квартир во дворы, из своих домов – за калитки, на дачных участках - на дороги. Не надо разворачивать транспаранты и жечь чучела! Надо просто всем одновременно выйти и поприветствовать друг друга, обменяться с земляками мнениями о жизни. Так каждый гражданин Казахстана выразит свое отношение к происходящему в стране, поддержит политиков, которые борются за благо народа.

Обращаюсь к главным редакторам независимых СМИ: оповестить своих читателей и слушателей об этой акции, сообщить очень подробно и неоднократно о ее задачах и способе проведения. Если весь мир нашел силы на час выключить свет, чтобы показать свою озабоченность сохранением окружающей среды, то неужели 15 миллионов казахстанцев не найдут в себе силы выразить озабоченность условиями своей жизни?!

Дорогие друзья и коллеги! Мы договорились с Булатом Абиловым, что он даст Вам возможность ознакомиться с этим письмом и высказать свое мнение. Прошу Вас помнить о том, что счет идет на недели и дни. Мы все стоим на пороге важнейших событий. Давайте станем их активными творцами, а не только свидетелями!

Ваш Акежан Кажегельдин».

06.04.2009

Казахстан: Акежан Кажегельдин призвал создать «Гражданский союз» и выйти на демонстрацию 1 мая
2009-04-06 11:29 ИА Фергана.Ру

Один из лидеров казахстанской оппозиции Акежан Кажегельдин направил на родину открытое письмо, продиктованное, по его словам, «глубочайшей тревогой за судьбу Казахстана». Послание Кажегельдина адресовано тринадцати, на взгляд автора, самым влиятельным политикам страны - С.Абдильдину (Коммунистическая партия), Ж.Туякбаю (ОСДП), Б.Абилову («Азат»), А.Байменову («Ак жол»), Г.Касымову (Партия патриотов), А.Кожахметову («Шанырак»), В.Козлову («Алга»), А.Курманову («Соцсопротивление»), С.Медетбекову (Загранбюро казахстанской оппозиции), Н.Рахимбекову (ОМПК), И.Савостиной («Поколение»), М.Телегусову («Совет генералов»), Б.Торегожиной («Ар.Рух. Хак»).

Бывший глава правительства Казахстана, а ныне опальный политик, Кажегельдин призвал «коллег и друзей» оставить разногласия, сформировать широкую гражданскую коалицию, избавиться от премьер-министра Карима Масимова, выставить «мягкий ультиматум» Н.Назарбаеву и выйти вместе со «способными передвигаться гражданами» на улицы 1 мая 2009 года. Впрочем, Кажегельдин не рекомендовал казахстанцам «жечь чучела и разворачивать транспаранты», а только лишь – «обменяться с земляками мнениями о жизни».

Полный текст открытого письма Акежана Кажегельдина – ниже.

* * *

Акежан Кажегельдин
Акежан Кажегельдин
Wikipedia
«Уважаемые коллеги и друзья!

Мое обращение к Вам продиктовано глубочайшей тревогой за судьбу Казахстана. Положение в стране не просто тяжелое, оно чревато национальной катастрофой. Только алчность и безответственность не дают властям самим испытать ужас от осознания того, к чему они ведут государство.

Нельзя больше терпеть бездействие и некомпетентность, которые многократно усугубляют воздействие международного экономического кризиса. Происходящее в верхах не просто разрушает экономическую безопасность Казахстана, но и угрожает самому существованию государства.

Вместо того, чтобы решать важнейшие проблемы поддержания благосостояния граждан, сохранения рабочих мест и выплаты пенсий высшие чиновники и олигархи растаскивают оставшиеся государственные ресурсы. Они дерутся за влияние на главу государства и перераспределяют собственность, используя силовые органы для преследования конкурентов. В число арестованных и осужденных стали попадать банкиры, министры и руководители госкорпораций, а также десятки их сотрудников. Ожидаются новые репрессии против приближенных Н.Назарбаева. Власть буквально пожирает сама себя.

Инструментами расправы противоборствующих кланов стали силовые структуры, которые должны были бы защищать граждан и государство. Вместо этого спецслужбы и ведомства превратились в «частные охранки», которые воюют друг с другом подобно мушкетерам и гвардейцам кардинала. При этом и те, и другие полностью коррумпированы. По степени продажности с ними могут состязаться только казахстанские суды всех уровней, в которых на «правосудие» могут рассчитывать только богатые и влиятельные. В политических процессах все решает «верховный судья» из Ак-Орды, а в остальных – размер взятки и связи.

Система выдвижения кадров в бизнесе и государственных органах стала нашим национальным позором: все граждане возмущены открытой коррупцией при назначениях, отбору по принципу личной преданности и родственных связей, пренебрежению профессиональными качествами. Такие чиновники, бизнесмены и руководители государственных корпораций клинически не способны на самоотверженные и творческие действия по преодолению кризиса. Они его только усугубляют, превращая экономический кризис в кризис политический.

Патриотические силы давно уже остро критикуют президента Назарбаева и созданную им систему управления. Но теперь одной критики не достаточно. Необходимо действовать и действовать решительно. Мы не имеем права злорадно ожидать, когда конфликт разрешится революционным путем и система рухнет. Потому что она погребет под собой не только виновных в ее крахе, но и массы наших сограждан, их надежды на будущее. Под угрозой окажется территориальная целостность и суверенитет Казахстана.

Путь чрезвычайных экономико-политических преобразований через институты представительной власти (парламент и маслихаты) для Казахстана сейчас отрезан. Тоталитарная система лишила парламент власти, не только максимально урезав его полномочия, но и тем, что сформировала депутатский корпус в результате фальшивых выборов 2008-2009 гг. из представителей карманной президентской организации, которую и партией назвать нельзя.

Многие из нас, кстати, в прошлом приложили руку к становлению этой уродливой системы: я – как премьер-министр, Жармахан Туякбай – как председатель парламента, Мухтар Аблязов, Ораз Жандосов, Балташ Турсумбаев – как члены правительства. И многие другие не стояли в стороне. Поэтому мы же вместе с товарищами по патриотическому и демократическому движению должны решительно взять на себя ответственность за вывод Казахстана из кризиса.

Мы знаем, как это сделать. У нас есть ясное понимание того, какие шаги и в какой последовательности надо совершать, чтобы остановить сползание в пропасть. Для этого, помимо компетенции, требуется решительность и воля.

Обморок нынешней власти напоминает кризис начала 90-х годов. Тогда тоже происходило обвальное сокращение и остановка производства, люди теряли работу, налоги и поступления в бюджет сокращались неконтролируемо, валюта обесценивалась, росла дороговизна. Разница в том, что тогдашнее казахстанское общество было политически активно. Проходили демонстрации, на площадях индустриальных городов собирались многотысячные митинги с требованиями отставки президента и правительства. Мы не разгоняли и не запрещали эти акции протеста, а шли на них, прямо говорили с митингующими.

Тогда мы преодолели все угрозы независимости, опираясь на инициативу и трудолюбие народа, а также на экономическую помощь и займы международных институтов и стран-доноров. Сегодня на внешнюю помощь рассчитывать не приходится. Полагаться придется только на себя.

Итак, мы не можем более отговариваться тем, что мы не у власти. Общество и история спросят с нас именно за это: почему мы не у власти? Почему не берем на себя ответственность в критической ситуации? Я предлагаю немедленно создать широкое общественное объединение граждан вне зависимости от их партийной принадлежности. Это объединение должно представлять собой настоящий «народный фронт», образованный партиями, общественными организациями, объединениями самого разного свойства: от молодежных – до обманутых дольщиков, от предпринимателей – до профсоюзов.

У нас нет времени на согласование политической платформы и персоналий в руководстве. У нас есть время только на то, чтобы заявить нашу решимость взять на себя ответственность за спасение страны.

Мы создадим правительство и проведем такие преобразования, которые позволят Казахстану выйти из кризиса обновленным государством, граждане которого трудятся и процветают. Именно сейчас складываются уникальные условия для нового качественного рывка экономики, ее освобождения от унизительной доли сырьевого придатка.

Мы еще сможем завершить 2009 г. без тяжелых потерь для граждан, а 2010 г. станет не «годом выживания любой ценой», а началом модернизации экономики.

Таким образом мы даем президенту Назарбаеву шанс выйти из кризиса вместе с народом, а не за его счет, спасать экономику и социальную сферу, а не сбережения богачей. Мы разделяем вместе с ним риск и ответственность в случае неудачи. Но неудачи не может случиться, потому что мы будем опираться на реальную поддержку граждан.

Граждане - вот ключевое слово! Поэтому я предлагаю назвать новое объединение «Гражданским союзом». Оно сыграет важнейшую роль в истории Казахстана, став настоящим инструментом народовластия и успешным опытом объединения демократической оппозиции.

Уважаемые коллеги и друзья! Восемь лет мы не могли объединиться. Попытки создать единую партию ни разу не увенчались успехом. Если удавалось согласовать политическую платформу, то не удавалось согласовать вопрос лидерства. Личные амбиции и сложные отношения исключали работу в одной организации. Всякий раз власть подыгрывала этим разногласиям, а потом расправлялась с оппозиционерами по одному. Надо помнить о разногласиях Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева, а также об их общей трагической судьбе.

Народ в эти тяжелые дни смотрит на оппозиционных политических лидеров особенно пристально. Но ошибочно думать, что у кого-то есть монополия на выражение его интересов, на руководящую роль. Наступает время, когда народ вновь стал проявлять политическую активность. Возникают протестные организации граждан по социальным интересам: молодежи, обманутых вкладчиков и инвесторов, студентов и их родителей, бездомных, отчаявшихся инженеров и рабочих, не доверяющих официальным профсоюзам…

Если они не увидят в нас представителей и защитников своих интересов, то изберут себе других лидеров. Будут ли эти лидеры сторонниками ненасильственных действий – остается вопросом. Поэтому мы должны привлечь все эти организации в свой «Гражданский союз» и гарантировать им, что в ходе проводимых реформ справедливые требования будут удовлетворены.

Проблемы всех слоев общества надо решать немедленно, не ссылаясь на кризис. Поэтому по согласованию с президентом Назарбаевым мы сформируем правительство с конкретной программой, в которой будут указаны конкретные цели и сжатые сроками их достижения. Президент не сомневается в том, что именно мы вместе можем это сделать.

Предлагаю Вам как можно быстрее, буквально на следующей неделе добиться приема у президента Назарбаева, чтобы сообщить ему наше общее требование. Мы не ставим власти ультиматум, не угрожаем своими действиями в противном случае. Само кризисное развитие ситуации в стране делает это за нас. Но предлагаем для спасения страны самих себя, интеллектуальные ресурсы и опыт свой и наших товарищей.

Подчеркиваю, что после того, как будет принято решение о создании «Гражданского союза», на встречу с президентом следует идти не одному или троим представителям, а всем руководителям организаций, союз создавших.

Один из ключевых пунктов новой правительственной программы – финансовая политика. Государственное финансирование не должно больше направляться неэффективным корпорациям. Им можно помогать только когда будут гарантии, что огромные суммы не будут разворовываться и приведет к сохранению и созданию рабочих мест.

Ни в коем случае не следует санировать все банки. Мы это знаем по опыту 90-х годов. Если хозяева и менеджеры банков проторговались, набрали кредитов, которые не могут отдать, то пусть платят из личных средств, из полученных ранее дивидендов. Или пусть «закрывают лавку». Но даже если системообразующие банки придется спасать, то делать это надо не так топорно и высокозатратно, как сейчас.

Экономические успехи Казахстана в 90-х годах были обеспечены не безлимитными вливаниями, а свободой предпринимательства, которую получил народ. Потом она была отнята чиновниками под лозунгом «упорядочения» и «лицензирования». Так были взращены монстры коррупции, с которыми предстоит быстро и решительно расправиться. Отмена закона о лицензировании должна стать одним из первых шагов.

Необходимо именно сейчас пересмотреть систему образования и гарантировать средствами государственного бюджета всем желающим молодым гражданам высшее образование на уровне международных стандартов. Финансирование высшего образования будет обеспечено напрямую из бюджета каждому молодому человеку.

Нам предстоит решить вопрос о реальной поддержке сельского хозяйства. Малым и средним производителям в аулах кризис дает шанс за счет приемлемой цены вытеснить с рынка импортную продукцию. Государство должно помочь в этом так оперативно, чтобы уже на будущий год большая часть молока и мяса в Казахстане были отечественного производства.

В промышленности следует отказаться от фантастических планов в пользу реального производства. Необходимо обеспечить более глубокую переработку материалов на действующих предприятиях внутри страны. Для этого мы проведем ревизию договоров с инвесторами, которые 10 лет назад брали на себя такие обязательства. Инвесторы должны будут немедленно приступить к выполнению обязательств либо с ними придется расстаться.

Если Л. Миттал не выполняет инвестиционный договор, значит, он не видит приоритета в Карметкомбинате, и его «коренные интересы» сосредоточены в других странах. Что ж, мы же найдем для Карметкомбината других инвесторов, которые принесут с собой еще более новые технологии и прогрессивные производства. То же самое верно и для других предприятий. С господами Кимом, Машкевичем или без них, но индустрия Казахстана вырвется из унизительного положения сырьевого придатка развитых государств.

Однако мы не должны впадать в ксенофобию и подозревать всех иностранных инвесторов в злокозненности. Благодаря многим из них страной были достигнуты высокие темпы промышленного роста. Зато у нас есть серьезный источник угрозы внутри страны – пресловутый фонд «Самрук-Казына», настоящая «черная дыра» экономики. Его деятельность была абсолютно провальной, зарплаты и бонусы менеджеров – запредельными. Это уродливое порождение административно-коррупционного гения должно быть ликвидировано, директора уволены с работы, а их деятельность подвергнута самой строгой проверке.

В первую очередь речь идет об Александре Мирчеве, болгарском адвокате и американском лоббисте, который организовал целую систему перевода казахстанских денег в банки Малайзии и Сингапура. Этот иностранец с казахским дипломатическим паспортом – друг господина Масимова. Общеизвестно, что и сам фонд «Самрук-Казына» - плод трудов премьера. Он должен лично отвечать за урон, который нанесен государству.

Если назначение К. Масимова на пост премьер-министра было грубой ошибкой, то продолжать держать его на этом посту – настоящее преступление. В свое время Ленин говорил, что в будущем каждая домохозяйка сможет управлять государством. Оказалось, что не каждая. Даже не каждый банковский служащий справится с такой задачей.

Итак, еще раз повторю: никаких государственных монстров-концернов, никаких региональных корпораций. Экономикой будут управлять владельцы и менеджеры компаний. Правительство и акимы на местах будут регулировать эту деятельность и создавать условия для подъема всех производств на пользу стране. Большинству чиновников, компетентным министрам и акимам нечего бояться предстоящих реформ. Они позволят им лучше стравляться со своими задачами.

Для того, чтобы претворить в жизнь нашу программу придется пересмотреть законы и принять новые, направленные на благо страны. Тот же закон о лицензировании деятельности. Регулироваться будет только узкий круг бизнесов, вроде производства лекарств или вооружения. Все остальное можно будет делать свободно, без разрешений чиновников.

Однако пересмотром экономических законов не обойтись. Выход из кризиса обязательно упрется в модернизацию политической системы в сторону больших демократических свобод. В первую очередь - абсолютная свобода предпринимательства. Потому что только она может привести к созданию новых рабочих мест.

У нас есть конкретная программа широкой общественной занятости на время кризиса, ориентированная на ускоренное развитие инфраструктуры. Это - часть 10-летней программы преобразования страны, которая сделает ее независимой от мировых цен на сырье.

В программе одно из главных мест отведено строительству доступного жилья для граждан. Без монополий и без махинаций с землей каждая семья получит возможность купить или своими руками возвести себе крышу над головой. Земля в нашей стране принадлежит не акиматам и их конторам, а народу. Он будет на ней жить.

Бездомность, неустроенность жизни многих казахских семей – это национальный позор. Мы позвали казахов на историческую родину, а домов не создали. Когда они начали строить сами, пустили их хижины под бульдозер. Казахи стали бездомными на своей земле. Надо будет прописать в конституции право на землю под строительство своего дома, а также провести амнистию и легализовать все строения. Бездомные граждане не будут защищать свою страну, от нищих и голодных нельзя требовать патриотизм.

Возвращаясь к организационным заботам, хочу поддержать идею создания мощной демократической партии. Я сам был не раз ее инициатором. Но это задача на долгий срок, к следующим выборам. К тому времени страна выйдет из кризиса, будут воссозданы законодательные предпосылки для демократического выборного процесса.

Пока же параллельно этому надо резко и принципиально отзываться на все нарушения конституции и международных норм, которые допускаются властями Казахстана. Нельзя злорадно следить за тем, как вопреки праву расправляются с людьми, даже если они - из окружения Назарбаева.

Дела Куликеева и Буркетбаева – вопиющие случаи беззакония. Одно из них вообще рассматривалось военным трибуналом без формального слушания, хотя подсудимый был человеком штатским. Так мы скоро дойдем до военно-полевых судов и «троек»… Мы не должны молчать, когда произвол творится против людей, даже если они были далеки от оппозиции. Иначе в следующий раз военно-полевым судом будут судить журналиста или участника демонстрации.

Нам всем надо реально вступить в бой за спасение журналиста Р. Есергепова. Его действия– образец профессионального журнализма. Он ничего не разглашал и не давал подписки о сохранении ведомственных тайн Джамбульского ДКНБ. Судить должны тех, кто утратил документы, допустил утечку информации. Но Р. Есергепова похищают и увозят в другой город, а демократические партии молчат, не выводят к залу суда своих сторонников и не называют поименно всех тех, кто творит произвол

Мне кажется большой ошибкой то, что вопреки ранее достигнутому пониманию, оппозиционные силы так до сих пор и не наладили мониторинг и оповещение западных посольств и международных организаций по поводу персоналий тех, кто конкретно замарал свои руки и совесть преследованиями демократов. На каждого из них: следователей, судей, чиновников, депутатов-латифундистов, кто нарушает закон, совершает провокации, раздувает травлю – надо составлять подробную справку и передавать правительствам зарубежных государств с просьбой не выдавать этим людям и членам их семей визы на въезд в страны Евросоюза, США, Канаду, Японию. Белорусской оппозиции удалось таким способом добиться существенного ослабления репрессий.

Хочу отдельно обратиться к делегатам собрания, приехавшим из регионов. Приходится признать, что даже наши оппозиционные партии все эти годы не всегда были демократическими по своему устройству. Центральные органы нередко оставляли свои региональные представительства без ясной стратегии, тянули время, как раз тогда, когда надо было действовать решительно. Сейчас обстановка складывается так, что именно Вы становитесь главными фигурами. Мы говорим, что представляем народ, и нам необходим ясный сигнал того, что народ нас поддерживает. Только Вы сможете обеспечить эту поддержку.

Предлагаю 1 мая 2009 г. организовать общенациональную акцию гражданской солидарности – против бедности и безработицы, за справедливость и равные возможности. Все граждане Казахстана, способные передвигаться, призываются в 10 утра 1 мая 2009г. выйти на 10 минут из квартир во дворы, из своих домов – за калитки, на дачных участках - на дороги. Не надо разворачивать транспаранты и жечь чучела! Надо просто всем одновременно выйти и поприветствовать друг друга, обменяться с земляками мнениями о жизни. Так каждый гражданин Казахстана выразит свое отношение к происходящему в стране, поддержит политиков, которые борются за благо народа.

Обращаюсь к главным редакторам независимых СМИ: оповестить своих читателей и слушателей об этой акции, сообщить очень подробно и неоднократно о ее задачах и способе проведения. Если весь мир нашел силы на час выключить свет, чтобы показать свою озабоченность сохранением окружающей среды, то неужели 15 миллионов казахстанцев не найдут в себе силы выразить озабоченность условиями своей жизни?!

Ваш Акежан Кажегельдин».

06.04.2009

Кыргызстан: Лидер патриотов Н.Нышанов стал первым официальным кандидатом в президенты
2009-04-06 12:40 ИА Фергана.Ру

6 апреля лидер Патриотической партии Кыргызстана Назарбек Нышанов подал в Центризбирком заявление о выдвижении своей кандидатуры на пост президента на предстоящих 23 июля 2009 года выборах главы государства. Таким образом, он стал первым официально заявившим о себе претендентом на высший пост в стране.

Теперь выдвиженец должен представить в ЦИК списки своих полномочных представителей и получить анкеты установленного образца для сбора 50 тысяч подписей граждан, поддерживающих его кандидатуру.

Назарбек Нышанов скандально известен тем, что на прошлых президентских выборах тоже выдвигал себя, но не смог представить полный комплект необходимых документов, в связи с чем не был зарегистрирован ЦИК кандидатом.

Кроме того, Нышанов известен тем, что ведет непрекращающуюся борьбу с коррупцией, и периодически публикует список самых коррумпированных, на его взгляд, чиновников. По словам самого Нышанова, в настоящее время его партия собирает подписи под предложением об объявлении импичмента президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву.

Напомним, что ранее о свом намерении побороться за президентское кресло заявляли действующий глава государства Курманбек Бакиев и бывший омбудсмен Турсунбай Бакир уулу, но официально по этому поводу в ЦИК они пока не обращались.

Другие известные политики, от которых ожидали, что они будут выдвинуты кандидатами в президенты, взяли самоотвод. Это - бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов, лидер партии «Ата-Мекен», бывший спикер парламента и один из самых влиятельных оппозиционных деятелей страны Омурбек Текебаев, экс-генпрокурор, глава революционного комитета по отставке К.Бакиева Азимбек Бекназаров.

Лидеры объединенной оппозиции обещают озвучить имя своего единого кандидата в президенты после 10 апреля.

Россия: Количество случаев проявления агрессивной ксенофобии выросло на 15–20 процентов
2009-04-06 12:42 ИА Фергана.Ру

1 апреля 2009 года эксперты Московского бюро по правам человека опубликовали доклад о проявлениях агрессивной ксенофобии в России в январе-марте текущего года. Как считают правозащитники, по сравнению с 2005 годом нападения неофашистов участились в 4 раза, а свое несомненное влияние на распространение ксенофобских настроений в обществе оказал и экономический кризис.

За период с января по март 2009 года было совершено 67 нападений и попыток нападений на почве ксенофобии, итогом которых стали 21 погибший и 65 пострадавших. Наибольшее количество нападений зафиксировано в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Нападениям подвергались узбеки (8 погибших, 2 пострадавших), киргизы (4 погибших, 9 пострадавших), вьетнамцы (2 погибших), выходцы из Африки (1 погибший, 14 пострадавших), азербайджанцы (1 погибший, 5 пострадавших), китайцы (1 погибший, 2 пострадавших), таджики (1 погибший, 2 пострадавших), армяне (1 погибший и 1 пострадавший), чеченцы (1 погибший), русские (4 пострадавших), дагестанцы (4 пострадавших), евреи (2 пострадавших), калмыки, бангладешцы, буряты, курды (по 1 пострадавшему).

За период с января по март 2009 г. было зафиксировано не менее 24 случаев вандализма.

За период с января по март 2009 г. за преступления на почве ксенофобии были осуждены 65 человек. 5 человек приговорены к исправительным работам, 2 назначены воспитательные меры воздействия, 1 приговорен к 2 суткам ареста, 4 – к заключению в колонии-поселении, 24 – к условному сроку заключения, 12 – к заключению на срок от 1 до 5 лет лишения свободы, 1 – к 6 годам лишения свободы, 7 – к заключению на срок от 10 до 20 лет лишения свободы, 6 – к штрафу, 2 – освобождены от ответственности в связи с истечением срока давности. Еще один подсудимый был полностью оправдан.

Корейцы Узбекистана отметили Хансик – День поминовения усопших предков
2009-04-06 12:49 Алексей Волосевич

Пятого апреля корейцы стран СНГ справляют традиционный родительский день - один из трех дней в году, в которые, согласно древним обычаям, им разрешается посещать кладбища, чтобы привести в порядок могилы и помянуть умерших родственников. Этот день поминальных обрядов наступает на 105-е сутки после зимнего солнцестояния. Несмотря на то, что ввиду его близости к празднику Пасхи, многие именуют его «корейской Пасхой», к иудео-христианской мифологии он никакого отношения не имеет.

С самого раннего утра корейские семьи направляются на кладбища – считается, что делать это желательно до обеда. Вначале они занимаются уборкой и расчисткой пространства вокруг надгробия - пропалывают сорняки, сгребают накопившийся за зиму мусор, листву, если необходимо, то подкрашивают оградку, сажают цветы и деревья. Наведя порядок, накрывают скатерть и раскладывают на ней еду. Отдельно расставляется угощение для поминаемого.

После этого родственники становятся лицом к памятнику и совершают три глубоких поклона. Затем наполняют несколько рюмок водки и выливают их на землю возле изголовья могилы. Это подношение духу земли – хозяину могилы - за предоставление места и сохранение покоя усопшего (многие, впрочем, ошибочно полагают, что это угощение непосредственно для самого покойника). Потом все приступают к совместной трапезе, поминая умершего родственника. Ее обязательно должны разделить все присутствующие. Считается, что таким образом покойные предки участвуют в ней наряду с остальными, принимая свидетельства уважения от не забывающих о них потомков.

Основным кушаньем поминального обеда является вареная курица, обязательно целая, неразрезанная, с ножками и крылышками. Кроме нее на столе присутствуют корейские салаты, блинчики из рисовой муки, рыба, мясо, овощи, фрукты, печенье и, обязательно, водка. Число отдельных единиц того или иного продукта обязательно должно быть нечетным. Один, три или пять - яиц, бананов, пряников.

Фото Фергана.Ру

Горячую пищу в родительский день, согласно канонам традиции, готовить не принято - чтобы задобрить огонь, символизирующий наступление весеннего тепла. Его в этот день вообще не положено разводить, поэтому по-корейски этот день еще называется Хансик - день холодной пищи. Вообще же обычай отмечать 5 апреля День поминовения усопших пришел в Корею из Китая, где он называется Цинмин – «Праздник чистого света» и является главным весенним праздником. В старину китайцы верили, что нарушение запрета разводить огонь и есть горячую пищу в праздник Цинмин навлечет на них всевозможные природные бедствия, которые нанесут ущерб будущему урожаю. В настоящее время День поминовения в Китае объявлен нерабочим. Его отмечают также в Гонконге, Макао, на Тайване и в Малайзии.

Для корейцев, живущих в странах СНГ, пятое апреля – не единственный родительский день в году, хотя и самый главный. Бывшие советские, а ныне постсоветские корейцы придерживаются мнения, что посещать могилы предков необходимо трижды в год: весной, в Хансик, затем летом, и, наконец, осенью, в Чхусок – праздник осеннего урожая (и летний и осенний дни поминовения не имеют какой-либо твердой даты, и отмечаются по передвижному лунному календарю). Приезжать на кладбище можно лишь в эти три дня в году.

Узбекистанские корейцы, как правило, отмечают только первый родительский день - Хансик. Впрочем, самого этого слова многие из них не знают, или слышали краем уха, так что легко путают его с другими днями поминовения. Большинство считает его корейским аналогом русского родительского дня.

- Это просто родительский день. Он всегда бывает пятого апреля. А в високосный год – четвертого апреля, - пояснил мне пожилой кореец, вместе с семьей приехавший на Домбрабадское кладбище, крупнейшее в Ташкенте.

- Этот день мы называем «завтрак». Летом идет «обед». И осенью – «ужин», - дает разъяснения женщина из другой корейской семьи, разместившейся за железным столиком возле надгробия. - На «завтрак» все должны ходить на кладбище, это обязательно. В остальные поминальные дни – по возможности.

Под этими наименованиями – «завтрак», «обед» и «ужин» – череда поминальных дней и известна большинству узбекистанских корейцев. Но нередко встречаются и другие объяснения.

- Мы этот день всегда так и называли – «Пятое апреля», по дате. Хансик – это, наверное, в Южной Корее, а мы ведь в основном переселенцы из Китая и Северной Кореи. Там и названия праздников, и диалект – всё другое…

О том, что, согласно канонам, в день поминовения не следует есть горячую пищу, большинство узбекистанских корейцев не имеет ни малейшего понятия. Главное, пояснили мне, когда приносишь пищу на кладбище, чтобы она неразрезанная была. И обязательно угостить покойника.

- Накрываем стол как будто живому человеку, еду ставим ему отдельно, рюмку или две на землю выливаем – это значит, что он как бы принимает участие в угощении вместе с нами…

В одном месте кладбища я услышал неожиданные для этого дня песнопения. Перед гранитным надгробием выстроились в ряд несколько мужчин, распевавших какие-то христианские гимны, и, по всей видимости, принадлежавших к одной из протестантских конфессий. Древний языческий день поминовения им легко удалось втиснуть в рамки христианской традиции…

Можно констатировать, что изначальное символическое значение этого дня в сознании корейцев Узбекистана сильно видоизменилось: большинство из них с трудом могут объяснить, что символизируют выполняемые ими ритуалы и дают этому свое толкование, как правило, не имеющее отношения к действительному происхождению этого обычая. Тем не менее, выполнить этот ритуал хотя бы раз в год корейцы почитают своей святой обязанностью (и в этом ничем не отличаются от представителей других народов бывшего СССР).

После завершения поминальной трапезы корейцы обязательно оставляют часть угощения персоналу кладбища – сторожам, уборщицам, а также среднеазиатским таджикоязычным цыганам-люли. Группы люли с большими клетчатыми «челночными» сумками – это непременный атрибут любого дня, когда им выпадает возможность чем-нибудь поживиться. Часто они усаживаются неподалеку, с нетерпением ожидая момента, когда хозяева могилы, наконец, соизволят удалиться. Своего рода санитары кладбища…

Сами корейцы к цыганам относятся снисходительно.

- Вы не в обиде на них?

- Нет, мы еду для них и оставляем – накрываем только.

Цыгане-люли на кладбище. Фото Фергана.Ру
Цыгане-люли на кладбище. Фото © «Фергана.Ру»

Корейские могилы разбросаны по разным картам христианской части кладбища. Поэтому столпотворения нет - то в одном месте возле памятника собирается несколько человек, то в другом видна большая семья. Приходят взрослые, старики, молодежь, дети. По ощущению, на глаз, их довольно много.

В Средней Азии корейцы живут уже 72 года: в сентябре 1937-го по распоряжению Сталина вся корейская община Дальнего Востока – около 170 тысяч человек – была депортирована в некоторые районы Казахстана и в Ташкентскую область Узбекистана. В конце 1980-х, по данным переписи, в Узбекистане их насчитывалось уже около 350 тысяч, а по неофициальным сведениям - более полумиллиона. Как правило, они носят русские имена и корейские фамилии, в быту говорят по-русски и по-корейски и, по крайней мере, формально, считаются христианами. Сегодня в Узбекистане по-прежнему существует корейская диаспора, численностью в сотни тысяч человек, но, в связи с тем, что страна все глубже погружается в пучину нищеты и коррупции, корейцы, как и другие представители нетитульной нации, в массовом порядке из нее выезжают. Сколько их остается в Узбекистане на сегодняшний день, неизвестно.

Алексей Волосевич

Корейцы Узбекистана отметили Хансик – День поминовения усопших предков
2009-04-06 12:49 Алексей Волосевич

Пятого апреля корейцы стран СНГ справляют традиционный родительский день - один из трех дней в году, в которые, согласно древним верованиям, им следует посетить кладбища, чтобы привести в порядок могилы и помянуть умерших родственников. Этот день поминальных обрядов наступает на 105-е сутки после зимнего солнцестояния. Несмотря на то, что ввиду его близости к празднику Пасхи, многие именуют его «корейской Пасхой», к иудео-христианской мифологии он никакого отношения не имеет.

С самого раннего утра корейские семьи направляются на кладбища – считается, что делать это желательно до обеда. Вначале они занимаются уборкой и расчисткой пространства вокруг надгробия - пропалывают сорняки, сгребают накопившийся за зиму мусор, листву, если необходимо, то подкрашивают оградку, сажают цветы и деревья. Наведя порядок, накрывают скатерть и раскладывают на ней еду. Отдельно расставляется угощение для поминаемого.

После этого родственники становятся лицом к памятнику и совершают три глубоких поклона. Затем наполняют несколько рюмок водки и выливают их на землю возле изголовья могилы. Это подношение духу земли – хозяину могилы - за предоставление места и сохранение покоя усопшего (многие, впрочем, ошибочно полагают, что это угощение непосредственно для самого покойника). Потом все приступают к совместной трапезе, поминая умершего родственника. Ее обязательно должны разделить все присутствующие. Считается, что таким образом покойные предки участвуют в ней наряду с остальными, принимая свидетельства уважения от не забывающих о них потомков.

Основным кушаньем поминального обеда является вареная курица, обязательно целая, неразрезанная, с ножками и крылышками. Кроме нее на столе присутствуют корейские салаты, блинчики из рисовой муки, рыба, мясо, овощи, фрукты, печенье и, обязательно, водка. Число отдельных единиц того или иного продукта обязательно должно быть нечетным. Один, три или пять - яиц, бананов, пряников.

Фото Фергана.Ру

Горячую пищу в родительский день, согласно канонам традиции, готовить не принято - чтобы задобрить огонь, символизирующий наступление весеннего тепла. Его в этот день вообще не положено разводить, поэтому по-корейски этот день еще называется Хансик - день холодной пищи. Вообще же обычай отмечать 5 апреля День поминовения усопших пришел в Корею из Китая, где он называется Цинмин – «Праздник чистого света» и является главным весенним праздником. В старину китайцы верили, что нарушение запрета разводить огонь и есть горячую пищу в праздник Цинмин навлечет на них всевозможные природные бедствия, которые нанесут ущерб будущему урожаю. В настоящее время День поминовения в Китае объявлен нерабочим. Его отмечают также в Гонконге, Макао, на Тайване и в Малайзии.

Для корейцев, живущих в странах СНГ, пятое апреля – не единственный родительский день в году, хотя и самый главный. Бывшие советские, а ныне постсоветские корейцы придерживаются мнения, что посещать могилы предков необходимо трижды в год: весной, в Хансик, затем летом, и, наконец, осенью, в Чхусок – праздник осеннего урожая (и летний и осенний дни поминовения не имеют какой-либо твердой даты, и отмечаются по передвижному лунному календарю). Приезжать на кладбище можно лишь в эти три дня в году.

Узбекистанские корейцы, как правило, отмечают только первый родительский день - Хансик. Впрочем, самого этого слова многие из них не знают, или слышали краем уха, так что легко путают его с другими днями поминовения. Большинство считает его корейским аналогом русского родительского дня.

- Это просто родительский день. Он всегда бывает пятого апреля. А в високосный год четвертого апреля, - пояснил мне пожилой кореец, вместе с семьей приехавший на Домбрабадское кладбище, крупнейшее в Ташкенте, а возможно и во всем Узбекистане.

- Этот день мы называем «завтрак». Потом, летом, идет «обед». И осенью – «ужин», - дает разъяснения женщина из другой корейской семьи, разместившейся за железным столиком возле надгробия. - На «завтрак» все должны ходить на кладбище, это обязательно. В остальные поминальные дни – по возможности.

Под этими наименованиями – «завтрак», «обед» и «ужин» – череда поминальных дней и известна большинству узбекистанских корейцев. Но нередко встречаются и другие объяснения.

- Мы этот день всегда так и называли – «Пятое апреля», по дате. Хансик – это, наверное, в Южной Корее, а мы ведь в основном переселенцы из Китая и Северной Кореи. Там и названия праздников, и диалект – всё другое…

О том, что, согласно канонам, в день поминовения не следует есть горячую пищу, большинство узбекистанских корейцев не имеет ни малейшего понятия. Главное, пояснили мне, когда приносишь пищу на кладбище, чтобы она неразрезанная была. И обязательно угостить покойника.

- Накрываем стол как будто живому человеку, еду ставим ему отдельно, рюмку или две на землю выливаем – это значит, что он как бы принимает участие в угощении вместе с нами…

В одном месте кладбища я услышал неожиданные для этого дня песнопения. Перед гранитным надгробием выстроились в ряд несколько мужчин, распевающих какие-то христианские гимны, и, по всей видимости, принадлежавшие к одной из протестантских конфессий. Древний языческий день поминовения им легко удалось втиснуть в рамки христианской традиции…

Можно констатировать, что изначальное символическое значение этого дня в сознании корейцев Узбекистана сильно видоизменилось: большинство из них с трудом могут объяснить, что символизируют выполняемые ими ритуалы и дают им свое толкование, как правило, не имеющее отношения к действительному происхождению этого обычая. Тем не менее, выполнить этот ритуал хотя бы раз в год корейцы почитают своей святой обязанностью (и в этом ничем не отличаются от представителей других народов бывшего СССР).

После завершения поминальной трапезы корейцы обязательно оставляют часть угощения персоналу кладбища – сторожам, уборщицам, а также среднеазиатским таджикоязычным цыганам-люли. Группы люли с большими клетчатыми «челночными» сумками – это непременный атрибут любого дня, когда им выпадает возможность чем-нибудь поживиться. Часто они усаживаются неподалеку, с нетерпением ожидая момента, когда хозяева могилы, наконец, соизволят удалиться. Своего рода санитары кладбища…

Сами корейцы к цыганам относятся снисходительно.

- Вы не в обиде на них?

- Нет, мы еду для них и оставляем – накрываем только.

Цыгане-люли на кладбище. Фото Фергана.Ру
Цыгане-люли на кладбище. Фото © «Фергана.Ру»

Корейские могилы разбросаны по разным картам христианской части кладбища. Поэтому столпотворения нет - то в одном месте возле памятника собирается несколько человек, то в другом видна большая семья. Приходят взрослые, старики, молодежь, дети. По ощущению, на глаз, их довольно много.

В Средней Азии корейцы живут уже 72 года: в сентябре 1937-го по распоряжению Сталина вся корейская община Дальнего Востока – около 170 тысяч человек – была депортирована в некоторые районы Казахстана и в Ташкентскую область Узбекистана. В конце 1980-х, по данным переписи, в Узбекистане их насчитывалось уже около 350 тысяч, а по неофициальным сведениям - более полумиллиона. Как правило, они носят русские имена и корейские фамилии, в быту говорят по-русски и по-корейски и, по крайней мере, формально, считаются христианами. Сегодня в Узбекистане по-прежнему существует корейская диаспора, численностью в сотни тысяч человек, но, в связи с тем, что страна все глубже погружается в пучину нищеты и коррупции, корейцы, как и другие представители нетитульной нации, в массовом порядке из нее выезжают. Сколько их остается в Узбекистане на сегодняшний день, неизвестно.

Алексей Волосевич

Путешествия режиссера-суфия Овлякули Ходжакули
2009-04-06 14:57 Люция Расмус (Ташкент)

«Вы понимаете, какое это событие? Приглашение театра из Узбекистана, да еще не столичного, а областного – каршинского - на фестиваль «Золотая маска»?!» – театральный критик Камариддин Артыков горячится, пытаясь объяснить «группе товарищей» значимость события. Но с ним никто и не спорит. Все всё понимают.

Да, «Золотая маска». Да, пригласили областную труппу. К тому же – полупрофессиональную. Но для тех, кто знаком с творчеством руководителя театра «Эски масжид» Овлякули Ходжакули, сей факт не является сенсацией. Скорее, наоборот: удивляет то, что до сих пор режиссера не приглашали. Ни на «Золотую маску», ни на международный фестиваль моноспектаклей, который проводится в той же Москве. А ведь моноспектакль «Король Лир» с неподражаемым Анна Меле стал театральным потрясением в Бишкеке еще в 1998 году. Но об этом, похоже, знают только в Центральной Азии и некоторых европейских странах. Замечу, что самого режиссера это мало волнует. Он просто работает – для одного зрителя, для двух, для тех, кто может стать единомышленником. Таких зрителей становится все больше. К примеру, они появились в Индии, где странствующий режиссер осуществил два театральных проекта.

«Фергана.Ру»: - После Франции и Украины – Индия. Кто пригласил Вас в Дели, и какие проекты Вами там были реализованы?

О.Ходжакули: - Директор Национальной школы драмы (Нью-Дели) доктор Анурадха Капур и декан Абхилаш Пиллаи предложили сотрудничать с ними и осуществить постановку спектакля «Король Лир» с выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, мне было предложено провести мастер-классы со студентами второго курса на основе пьесы «Вакханки» Еврипида. Итогом мастер-класса стала постановка читок пьесы «Вакханки».


«Вакханки», Индия

«Фергана.Ру»: - Вы почувствовали удовлетворение от работы со студентами школы?

О.Ходжакули: - Мне было легко и интересно работать с ними в постановке «Король Лир». Они полны желания работать, творить. Мне также очень понравилась система обучения в этой школе. Параллельно с актерами выпускался и курс сценографов, они тоже участвовали в постановке спектакля. Надо отметить, что в этой школе студентам созданы все необходимые условия для творчества.


«Вакханки», репетиция.

«Фергана.Ру»: - Кто финансировал эти проекты?

О.Ходжакули: - Все расходы покрыла сама школа.

«Фергана.Ру»: - Практическим итогом Вашей работы стали спектакли, но был еще и теоретический итог – встреча узбекских и индийских специалистов.


Сцена из спектакля «Король Лир», Индия

О.Ходжакули: - Да, после просмотра читок «Вакханок» прошла театральная дискуссия, в которой приняли участие театральный критик К.Артыков и музыковед А.Джумаев - с узбекской стороны, с индийской - доктор Анурадха Капур и профессор Ромеш Шандер - один из наиболее уважаемых театральных критиков Индии. В 2002 году он был награжден премией «The Sangeet Natak Akademi Award 2002» за вклад в театральное искусство.


Ромеш Шандер – один из старейших театральных критиков Индии

На индийско-узбекской дискуссии также присутствовали преподаватели школы, студенты и просто любители театра. К.Артыков и А.Джумаев рассказывали о центральноазиатских театрах, показали отрывки из разных спектаклей - для общего ознакомления.


Узбекско-индийская дискуссия

Индийские коллеги поведали о современном состоянии индийского театра. Доктор Анурадха Капур предложила ежегодно устраивать подобные творческие встречи.


Узбекско-индийская дискуссия, в перерыве

«Фергана.Ру»: - Овлякули, у Вас все происходит в режиме нон-стоп. Вчера проекты в Индии, сегодня уже в полную силу идет подготовка проекта «Жирау-рок. 21 век» в Ташкенте. Что отличает этот проект от его предшественников – «Рэпши», «Мавриги»? У Вас уже сложилась определенная «режиссерская схема», которая оправдала себя ранее и сейчас Вы тоже будете ей следовать, или это будет нечто совсем новое?


Сцена из спектакля «Король Лир», Индия

О.Ходжакули: - Проект «Жирау-рок. 21 век» будет совершенно другим. И дело не только в соединении пения жирау (каракалпакские сказители героического эпоса (дастан), который исполняется особым «горловым» способом (жирлау) в сопровождении игры на традиционном каракалпакском музыкальном инструменте - кабузе. - Прим. ред.) с рок-музыкой. Для этого концерта был специально собран из архивных материалов «Каракалпак-фильма» видеоряд об истории, традициях и обычаях каракалпакского народа. Видеоряд будет демонстрироваться на концерте, его цель - дополнять, иногда даже иллюстрировать тематику дастанов жирау.

«Фергана.Ру»: - Что лично Вас привлекает в подобных акциях?

О.Ходжакули: - Прежде всего, тем, что они не коммерческие, нацелены на просвещение молодого поколения.

«Фергана.Ру»: - Сложилась ли уже определенная творческая команда, которая помогает осуществить такие проекты?

О.Ходжакули: - Мои творческие команды - это ансамбль «Омнибус», театр–студия «Эски Масжид», театр «Ильхом».


Сцена из спектакля «Король Лир», Индия

«Фергана.Ру»: - Данный проект, как и упомянутые «Рэпши» и «Мавриги», организуется в рамках Региональной программы по культуре и искусству Швейцарского Бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии. Как долго и насколько успешно Вы сотрудничаете с этой гуманитарной организацией?

О.Ходжакули: - Уже несколько лет я сотрудничаю со Швейцарским Бюро. Мне интересно работать с ними потому, что они поддерживают инновационные проекты, направленные на духовное обогащение, а не на материальное. Еще раз подчеркну, что все мои проекты - не коммерческие, они не «приносят деньги» и многим невыгодно их поддерживать.


Во время репетиции спектакля «Король Лир», Индия

«Фергана.Ру»: - На фестиваль «Золотая маска» Вы везете «Медею». Многими это приглашение воспринимается как нечто сенсационное.

О.Ходжакули: - Мы приглашены на «Золотую маску» в качестве гостей. Да, для нас было сделано исключение – Фестиваль взял на себя расходы на авиа-перелет и проживание. Материальную помощь актерам театра оказало Швейцарское Бюро по сотрудничеству.


Фрагмент из спектакля «Медея»

«Фергана.Ру»: - Что это приглашение значит лично для Вас?

О.Ходжакули: - Участвовать в московском фестивале - это как побывать в театральной Мекке. Для меня и всех актеров - это вдохновение, праздник, удовольствие, конечно, это потрясающая возможность для творческого обмена... Сразу после «Маски» мы летим с двумя спектаклями - «Раксу Съамо» и «Медея» - в Тюмень на фестиваль «Золотой конек».

Люция Расмус


В избранное