Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Туркмения: Цены на бензин выросли в восемь раз
2008-02-11 10:39 ИА Фергана.Ру

В понедельник, 11 февраля, в Туркмении розничные цены на бензин выросли почти в восемь раз: один литр самого популярного 95-го бензина теперь стоит 3,1 тысячи манатов (около 16 центов), раньше он реализовывался по 400 манатов (около 2 центов), сообщает РИА Новости.

Новая, коммерческая цена на горючее установлена кабинетом министров страны в соответствии с постановлением президента Туркмении Курбанкули Бердымухаммедова об упорядочении бесплатного обеспечения бензином или дизельным топливом владельцев частных автотранспортных средств.

Данное постановление глава государства принял в пятницу, 8 февраля, на расширенном заседании правительства. Согласно этому документу, владельцы легковых автомобилей получают в месяц бесплатно 120 литров бензина или дизельного топлива, а владельцы автобусов и грузовых машин - 200 литров горючего. Топливо сверх этих лимитов отныне продается на автозаправках страны по рыночным ценам.

Теперь один литр бензина марки 80 стоит 2,7 тысячи манатов (около 12 центов), марки 92 - 2,9 тысячи манатов (около 13 центов), столько же стоит один литр дизельного топлива.

Обеспечение бесплатным горючим прибавилось к ряду льгот, установленных государством для граждан страны. Граждане Туркмении также бесплатно пользуются газом, электричеством, водой и пищевой солью.

Узбекистан: «Ташгортранссервис» покупает очередную партию автобусов Mercedes-Benz
2008-02-11 11:27 ИА Фергана.Ру

Ассоциация «Ташгортранссервис» потратит €35 млн. на закупку автобусов Mercedes-Benz у германского концерна EvoBus GmbH Mercedes-Benz Bus, сообщает пресс-служба ассоциации.

На счету концерна уже 579 машин, поставленных в Ташкент с 1994 года, когда власти столицы Узбекистана начали замену морально и технически устаревших единиц общественного транспорта, представленных, в основном, автобусами Daewoo.

Согласно контракту, в 2008 году немцы поставят в Узбекистан автобусы Mercedes-Benz Conecto Low Floor класса «Евро-3», а также запасные части к ним, специальное оборудование и технику для обслуживания машин.

Кредит профинансирует Фонд реконструкции и развития Узбекистана. До сих пор финансирование закупок пассажирских автобусов, которые обошлись казне Ташкента в €80 млн., происходило за счет кредитов германских банков, выданных под страховое покрытие немецкого экспортного кредитного агентства Hermes и гарантию правительства Узбекистана, а также за счет средств Ташкентского хокимията (мэрии) и республиканского бюджета.

Между тем, несмотря на регулярное пополнение парка городского пассажирского транспорта, проезд в ташкентских автобусах не стал комфортнее: в утренние и вечерние часы пик автобусы, переполненные людьми, как и прежде, проезжают мимо остановок, не беря новых пассажиров. На претензии ташкентцев кондукторы и водители автобусов раздраженно бросают: «Автобусы купили и тут же продали, а на городских линиях в год выбывает машин больше, чем поступает новых».

Как сообщил на условиях анонимности источник в ассоциации «Ташгортранссервис», комфортабельные Mercedes-Benz Conecto сдаются в аренду частным перевозчикам, обслуживающим туристические компании. «Доходы ассоциации от аренды автобусов составляют почти половину дохода от их эксплуатации на городских маршрутах, где много льготников и просто «зайцев». К тому же руководство получает за это [сдачу в аренду]«откаты». А чтобы узаконить такое нецелевое использование автобусов создаются частные компании – пассажирские перевозчики, которые по документам работают на городских маршрутах. На самом же деле – через них просто оформляется аренда автобусов», - сообщил собеседник ИА «Фергана.Ру».

Вышедшие из строя Mercedes-Benz все чаще заменяют микроавтобусы Isuzu производства Самаркандского автозавода, которые поначалу были предназначены для использования в качестве маршрутных такси на наиболее загруженных направлениях. Однако предприимчивое руководство «Ташгортранссервиса» пустило их и по автобусным маршрутам, час пик на которых длится, практически, в течение всего дня.

Казахский внук кыргызского президента
2008-02-11 11:44 Гульмира Абакирова

Говорят, случайность и совпадения - запасной фонд Господа Бога. В истории двух стран - Казахстана и Кыргызстана - два этих фактора стали судьбоносными...

“Эсимде” на два голоса

“Таков закон безжалостной игры: не люди умирают, а миры” - драматичный закон жизни лирик сформулировал до гениальности просто. Но есть особый вид бытия, где эти миры в одночасье воскресают. Это - прошлое. Cтоит только дать волю всем этим “А помните...”, и оно блекнет. Неправда. Мы убедились в этом, когда встретились с нашими сегодняшними гостями. Разделенные расстоянием - одни живут в Бишкеке, другие - в Алматы, не видя друг друга много лет, они вспоминали об одном и том же времени и об одном и том же человеке - Айткеше Тойганбаеве. Это имя вновь объединило их, как и 60 лет назад, когда они были слушателями Высшей партийной школы в Москве...

Бывшего министра культуры Киргизии, а ныне председателя Республиканского общества охраны памятников истории и культуры Кулуйпу Кондучалову на откровенный разговор вызвать не так-то просто. Но на этот раз обычно строгая женщина улыбнулась и дала волю эмоциям. Ведь речь шла о самом счастливом времени в ее жизни. Счастливом, несмотря на то, что была война.

Айткеш Тойганбаев с внуком
Айткеш Тойганбаев с внуком

- В партийной школе 40-х учились представители всех союзных республик - молодые работники партийного аппарата, - рассказывает Кулуйпа Кондучалова. - Все были искренни, открыты, не испорчены высокими постами. Мы, конечно, общались со всеми, но особенно дружили с казахами. Наши народы исторически близки, поэтому и там, в Москве, у нас была одна компания. И ее душой, вне всяких сомнений, считался Айткеш - высокий красивый казах, обходительный, деликатный, вежливый. Мне очень нравились его манера разговора и красивый баритональный голос.

Помню, когда мы собирались, его всегда просили: “Давай-ка, Айткеш, “Бекежан”. Он прекрасно исполнял эту арию из оперы “Кыз-Жибек”. Еще помню, как он разучивал знаменитую кыргызскую народную песню “Эсимде”. Впервые он ее услышал, когда запел первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Турдакун Усубалиев. Айткешу Тойганбаеву очень понравились слова и мелодия, и вскоре он ее включил в свой репертуар. У нас была шестидневка, напряженный график, поэтому редко удавалось вот так душевно посидеть.

- Потом, уже через много лет, когда я приехала в Алма-Ату, мы вновь оказались с ним в одной компании, и я слышала, как он поет эту песню друзьям, - продолжает Кулуйпа Кондучалова. - Снова вспомнилась наша жизнь в Москве - яркая, насыщенная, несмотря на то, что время было тяжелейшее. Но мы умели украсить свой быт: знали репертуар всех московских театров, не пропускали ни одной премьеры. Сейчас любят критиковать минувшее время, подсмеиваться над его идеалами, и напрасно. В Высшей партийной школе готовили настоящих интеллигентов. Мы проучились в ней два с половиной года - это огромный жизненный капитал.

Кого только мы ни видели, с кем только ни встречались! Для нас читал свои монологи знаменитый актер МХАТа Качалов, пели Иван Козловский и Нина Русланова. Кстати, Айткеш и сам многое цитировал наизусть, любил рассказывать притчи, знал много легенд. Его слушали с таким же интересом, как союзных знаменитостей, потому что в нем удивительным образом сочетались озорство и интеллигентность, дисциплинированность и обаяние. И можно без преувеличения сказать, что эти годы дали нам больше, чем вся последующая жизнь, там мы получили “высококалорийную” духовную пищу.

- Да, когда удавалось выкроить время для дружеского общения, это был просто подарок. Я тоже хорошо помню Айткеша и его голос, он единственный голосистый был на нашем курсе, - вспоминает Турдакун Усубалиевич. - Айткеш притягивал своей простотой - ни капли заносчивости. Он был общительный, очень тактичный, эрудированный. Верно говорят о нем - душа компании.

Пироги от Марьям, или Победный салют

Кстати, в то время действовала карточная система, и слушатели Высшей партийной школы не были исключением, они тоже получали продукты по купонам. Многие из них с тех пор ненавидят картошку, потому что только на ней и сидели. Но никогда не голодали, потому что умели делиться. И еще у них в группе была казашка, она прекрасно пекла пироги, которые всегда были главным украшением скромного застолья. Кулуйпа Кондучалова и Турдакун Усубалиев все старались припомнить, как звали эту девушку, но так и не смогли.

Имя искусной кулинарки мы узнали в Алматы, когда были в гостях у Абдраима Джаймурзина, который в 1943 году был первым секретарем Алматинского горкома комсомола. Аксакал тут же произнес имя соотечественницы, которая потчевала их своими ставшими знаменитыми пирогами, - Марьям Кожамратова. “Айткеш бы тоже ее вспомнил, он знал толк в хорошей еде”, - улыбается ветеран.

Но Марьям запомнилась не только своими вкусными пирогами. Именно эта девушка разбудила Кондучалову, когда по радио объявили, что Советский Союз одержал победу над фашистской Германией. Для бывших учеников-партийцев это время навсегда останется особенным, ведь они вместе встретили Великую Победу в Москве.

- Отчетливо помню этот момент: 2 часа 15 минут, и, как сейчас, слышу голос Левитана по радио. Тогда он казался божественным, - вспоминает Кулуйпа Кондучалова. - А потом к нам вбежал Айткеш - дыхание учащенное, глаза горят, он светился от счастья и все время, без остановки возбужденно кричал: “Победа! Победа!”. Народ тут же хлынул на улицу, все обнимались, целовались, плакали от радости. И, не сговариваясь, потоком двинулись на Красную площадь. Представляете, нам было чуть за тридцать, но тогда мы увидели салют впервые?!

- У нас было 9-этажное общежитие, и Айткеш Тойганбаев, не поверите, обежал все этажи, чтобы оповестить о Победе, - дополняет рассказ нашей бишкекской собеседницы алматинец Абдраим Джаймурзин.

Когда они поступили в ВПШ, он, как мы уже сказали, был первым секретарем Алматинского горкома комсомола, а Айткеш Тойганбаев - заместителем редактора газеты “Социалистик Казакстан”, которая сейчас носит название “Егемен Казакстан” (“Суверенный Казакстан”). После окончания школы их обоих оставили работать в Москве в Управлении пропаганды и агитации ВКП(б). Через три года первым секретарем горкома Алма-Аты стал Жумабай Шаяхметов. Он по делам приехал в столицу. Конечно, не упустил случая встретиться с земляками: “Ну что, молодые люди, так и будете сидеть в кабинетах? Приезжайте-ка в Алма-Ату, будете заниматься партийной работой”. Первым вернулся Абдраим Джаймурзинович. Чуть позже его направили в Гурьев (ныне Атырау) секретарем обкома партии. А через три месяца вернулся и Айткеш Тойганбаев, который занял аналогичный пост в Чимкенте.

- Уже мало кто помнит, что именно благодаря усилиям Айткеша в Чимкенте были открыты педагогический и политехнический институты, - говорит Адбраим Джаймурзинович. - Я тогда тоже, честно скажу, воспользовался его опытом и открыл в своей области педвуз. Республиканский полиграфкомбинат и издательство тоже были созданы по инициативе Тойганбаева. Он очень заботился о подготовке журналистских кадров и сам отбирал их. Главным принципом для него оставался один - чтобы человек любил свою работу и стремился овладеть именно этой специальностью.

Айтеке: тезка из будущего

...Казахстанские коллеги Айткеша Тойганбаева по партийной линии тоже вспоминают о нем как о душе компании. В Алматы мы сидели в уютном доме его давнего друга Хайдара Арыстанбекова, бывшего министра сельского хозяйства Казахстана. Он унес нас по волнам своей памяти в те далекие советские времена, где они были молоды и счастливы. И вдруг по пустым комнатам эхом пронеслось до боли родное... Аксакал запел их с Айткешем любимые песни “Элимай” и “Гаку”.

Хайдар Арыстанбекович - удивительный типаж. Недавно ему исполнилось 85: “Но как истинный казах я не отмечаю свои дни рождения, - гордо заявил аксакал и снова взял самую высокую ноту. Потом откашлялся и с досадой добавил? - Нет, так, как Айткеш, я спеть не смогу. Он в вокале мастером был”.

Нам удалось полистать личное дело Айткеша Тойганбаева, хранящееся в Архиве Президента Республики Казахстан. Пятьдесят две страницы. Первый личный листок в 1948 году Айткеш Тойганбаев заполнил собственноручно. Тогда он был секретарем Южно-Казахстанского обкома компартии по пропаганде и агитации.

Здесь мы нашли интересную запись: “Я, Айткеш Тойганбаев, родился в селе Кызыл- Чилик в семье батрака. Мой отец Тойганбай Мынжасаров с 15-летнего возраста работал по найму у четырех баев Акаевых”. Надо же, какое совпадение! В начале прошлого века в далеком казахском селе жили однофамильцы президента Кыргызской республики, и у них работал человек, который в начале XXI века станет прадедом первого внука Аскара Акаева - Айтегина Тойганбаева. Кстати, родные и близкие называют первенца Айтеке. Именно так в своем кругу ласково называли и Айткеша Тойганбаева. В их семейном альбоме есть фотография, на которой Айткеш держит на руках маленького Адиля - отца Айтегина. “Это я!” - всякий раз восклицает малыш, когда смотрит на этот снимок. Из таких маленьких забавных подробностей и строятся потом легендарные семейные истории.

Хотя прадед Айтегина никогда и не помышлял о славе. Он был человеком из народа в самом прямом смысле слова. Родители - простые крестьяне, поэтому сын сызмальства знал цену труду. Сам начинал землекопом в Караганде, затем был грузчиком в Кемерово. В мае 1930 года райком комсомола направил его на почту экспедитором, в то же время он учился в школе ФЗУ связи в Семипалатинске.

В этом месте личного дела любопытная дописка: “в порядке коренизации”, - то есть, как объяснила нам директор Архива Нурсултана Назарбаева Людмила Дегетаева, на работу принимали определенное количество местных жителей и среди них был жесточайший отбор, потому что работа на телеграфе требовала безукоризненной репутации.

Единение

До того как прийти в журналистику, Айткеш Тойганбаев был и финансовым агентом, и массовиком среди рабочих химзавода. В Высшую партийную школу он поступил, будучи замом ответственного редактора газеты “Социалистик Казакстан”.

В семидесятых годах, когда он по делам приезжал во Фрунзе, выпускники-партийцы снова встретились, их пригласил к себе в гости академик Алтымышбаев. К тому времени все они стали высокопоставленными людьми. Айткеш Тойганбаев тогда работал в Совете министров Казахской ССР. Друзья снова вспомнили свои студенческие годы, походы в театры, победный салют и, конечно, незабвенную “Эсимде” в исполнении все того же “красивого казаха” - Айткеша. Никто тогда не знал, что эта встреча будет последней...

Как замечательно, что наши собеседники, волей судьбы оказавшиеся в разных странах, сегодня дали волю всем этим “А помните...”. Благодаря этому прошлое не поблекло, а наоборот, ожило. Потому что это особый вид бытия, где воскресают миры.

И как удивительно, что на примере только одной семьи так явственно проступают уходящие в историю корни и связи между двумя братскими народами - казахами и кыргызами. Мы ведь все родом из одного государства, и в том самом запасном фонде Господа Бога наверняка припасена еще масса удивительных случайностей и совпадений...

Бишкек - Алматы

Вопреки цензуре: Брежнев и Тойганбаев
Вопреки цензуре: Брежнев и Тойганбаев

Фото 70-х г.г., на котором запечатлены видные деятели того времени: «Визит Леонида Брежнева в КазССР. Леонид Ильич пожимает руку секретарю Южно-Казахстанского обкома партии, известному общественному деятелю и журналисту Айткешу Тойганбаеву. Редкий снимок из личного архива семьи Тойганбаевых: Брежнев почти не появлялся в кадре с сигаретой – врачи категорически запрещали ему курить. Обычно такие снимки отбраковывались цензурой».

Источник – «АиФ-Казахстан»

Гульмира Абакирова, «Новое поколение»

Кыргызстан: МВД будет фильтровать своих сотрудников по языковому признаку
2008-02-11 12:04 ИА Фергана.Ру

Как сообщает ИА «24.kg», министр внутренних дел Кыргызстана генерал-майор милиции Молдомуса Конгантиев издал приказ, согласно которому служащие младшего офицерского состава, не знающие государственного языка, не смогут занимать те или иные должности.

Соответствующий приказ глава ведомства подписал еще на прошлой неделе, а «новаторские» нововведения в системе МВД Кыргызстана начались со служащих Центра оперативного реагирования, больше известного как Служба «102». Согласно решению министра, отныне здесь должны работать только те, кто в совершенстве владеет русским и киргизским языками.

Сотрудники милиции, сообщившие ИА «24.kg» о новом приказе главы правоохранительной структуры, опасаются, что без работы останутся практически все русскоязычные сотрудники системы МВД республики.

Кроме того, Конгантиев рекомендовал всем подразделениям МВД перевести делопроизводство на киргизский язык, несмотря на то, что, согласно Конституции Кыргызстана, официальным языком в республике является русский. Следует отметить, что Основным законом Киргизской Республики запрещается ущемлять права граждан по языковому признаку.

Казахстан: Власти Астаны намерены пересадить жителей с авто на трамваи
2008-02-11 12:09 ИА Фергана.Ру

Зарубежные эксперты, изучив транспортные проблемы столицы Казахстана, предложили Астане пересадить жителей города с автомобилей на легкорельсовый трамвай. Местным жителям идея понравилась, а власти уже начали претворение ее в жизнь. 11 февраля первый заместитель Акима (градоначальника) казахской столицы Ерик Султанов сообщил, что разработка технико-экономического обоснования проекта «Новая транспортная система Астаны» будет завершена на этой неделе.

Программа, разработанная в 2005 году, предусматривает строительство в Астане легкорельсового трамвая. Проект будет реализовываться в два этапа. Первый кольцевой маршрут протяженностью в 26,7 км. свяжет железнодорожный вокзал и левый берег. Его строительство будет завершено в 2011 году. На втором этапе проекта, протяженностью около 30 км., будет проведения вторая линия - от левобережья и до аэропорта. В IV квартале текущего года будет проведен конкурс на выбор концессионера проекта.

По данным заместителя акима Астаны, на первом этапе проекта предполагается запустить три состава по 30 вагонов каждый, с интервалом 2-3 минуты. Проект обойдётся в 262 миллиона долларов, 225 из которых будет привлечены в качестве инвестиций по кредиту Европейского банка реконструкции и развития.

Для Астаны новый вид транспорта очень актуален – ведь население города в связи с переносом столицы буквально за несколько лет выросло с 300 до 700 тысяч жителей, в разы увеличилось и количество транспорта – до 200 тысяч автомобилей, а на неприспособленных улицах ежедневно образовываются километровые заторы. Маленький город в мегаполис в одночасье не превратишь.

Международные специалисты провели в столице Казахстана почти годичные исследования и пришли к выводу, что строить в Астане монорельс или метро не выгодно. Во-первых, это слишком дорогостоящий проект. Но самое главное - такие виды общественного транспорта смогут окупиться, когда население столицы увеличится как минимум в четыре раза.

Легкорельсовый транспорт легче железнодорожного или поездов метро, поэтому он может быстрее разгоняться или тормозить. Трамваи питаются электричеством от контактной сети и могут конкурировать с метро по скорости и провозной способности, при существенно меньшей стоимости строительства и эксплуатации (средняя стоимость строительства 1 км. метро – 150 млн. евро, 1 км трамвайных путей – 15 млн. евро). К тому же, это самый экологически чистый вид транспорта.

Правда, есть один нюанс: трамвайный путь, ширина которого составляет 12 метров, пустят по центру автодороги. А ширина общегородских магистралей равна 22 метрам; если 12 из них займет легкорельс, то остальному транспорту попросту негде будет ездить, а без заторов в этом случае уж точно не обойдется. Кроме того, эксперты «Астанагенплана» предлагают изменить маршрут трамвая и направить его по второстепенным улицам Астаны, где транспортный поток не такой интенсивный. На что представители компании «ТransTec» (именно они занимались исследованиями и разработкой ТЭО нового проекта) еще раньше возразили:

– Наша задача - переориентировать людей с частного транспорта на общественный. Мы должны принять во внимание пропускную способность всех видов транспорта. Так, личный транспорт позволяет перевозить порядка одной-двух тысяч пассажиров в час, в то время как общественный – от шести до десяти тысяч.

Зарубежные профи представили еще один аргумент в пользу своего решения: оказывается, в Европе дороги намного уже, а значит, «легкий» трамвай и прочий транспорт вполне «уживутся» на центральных магистралях Астаны.

Казахстан: На юге страны под классы перепрофилировали школьный туалет и больничные палаты
2008-02-11 13:17 ИА Фергана.Ру

В густонаселенной Южно-Казахстанской области остро не хватает школьных кабинетов, дети учатся в переполненных классах по три смены. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, под школьные кабинеты стали приспосабливать больничные палаты и даже ученический туалет, сообщает казахстанское Интернет-издание Литер.

В одном из районов области строители не успели сдать новую школу в срок, поэтому детям приходится заниматься здании старой больницы. В другом учебном заведении под класс отдали учительскую, а в средней школе №52 города Чимкента под кабинет переоборудовали школьный туалет.

В школе №52 учатся 2345 детей, однако по проекту здание рассчитано всего на 1170 мест. Чтобы решить проблему с помещениями здесь организовали третью ученическую смену, а затем решили переделать под кабинет один из бездействующих школьных туалетов. Его отремонтировали и поставили парты.


В избранное