Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

 

"Музыка на компьютере своими руками".

Выпуск #12 Пятница, 26 мая, 2000 года.

Добрый день господа подписчики.


Сегодня в выпуске:
1) О звуке и форматах его хранения (продолжение).
2) Как избавиться от цифрового шума компьютера?
3) Вопрос об электронных барабанах.


О звуке (начало в #11).

AU

44100 Гц. Многие коды звукового формата используются исключительно в специальных форматах NeXT и Sun и фактически не встречаются на других платформах.

Формат ц-Law 8000 Гц соответствует поддержке аппаратных средств в некоторых популярных Unix-подобных системах. Для устройства /dev/audio на рабочих станциях Sun, Linux, FreeBSD и некоторых других системах по умолчанию используется этот формат. На этих системах, чтобы воспроизвести файлы AU, достаточно просто передать их на устройство /dev/audio. Обычно соответствующая команда выглядит так: cat funny.au >/dev/audio (unix-подобные операционные системы управляются из командной строки).

Взгляд на AU

Имена: AU, AU Sun, SND NeXT

Расширения: аи, .snd

Используется для: обмена звуковыми данными

Формат файлов AU - на сегодняшний день один из наиболее распространенных звуковых форматов в Интернете. Этот формат довольно прост. Небольшой заголовок определяет основные параметры звука и звуковых данных: частоту дискретизации, разрядность дискретизации, число каналов и метод кодирования. Главная сложность заключается в том, что эти файлы известны как файлы AU на системах Sun и файлы SND на NeXT. Путаница усугубляется тем фактом, что старые файлы AU Sun вообще не имели никакого заголовка, а расширение SND активно используется в других форматах.

Несмотря на эти проблемы, файлы AU широко распространены и несложны, а потому могут воспроизводиться на большинстве систем. Наиболее распространенные файлы AU - файлы p-Law, рассчитанные на один канал 8000 Гц. Также часто встречаются файлы с 16-разрядным линейным стереозвуком, имеющим частоту дискретизации 22 050


WAVE

С ростом популярности Windows широко распространился и звуковой формат этой операционной системы - WAVE. Фактически WAVE - это специальный тип файла RIFF, поэтому прежде чем перейти непосредственно к формату WAVE, я хотел бы сказать несколько слов о RIFF.

Как работает RIFF

RIFF (Resource Interchange File Format) - это формат файла, позволяющий сохранять произвольные данные в структурированном виде. Файлы RIFF могут содержать блоки с различными типами данных. Они весьма похожи на те блоки, которые используются в первоначально разработанном для систем Amiga формате IFF Electronic Arts. Файл RIFF составлен из блоков (chunk), некоторые из них могут, в свою очередь, содержать другие вложенные блоки. Как показано на рисунке 3, каждый блок имеет четырехсимвольный идентификатор и длину.

Взгляд на WAVE

Имя: WAVE RIFF Microsoft Windows

Расширения: .wav

Используется для: хранения аудиоданных Windows

Форма WAVE

Файл RIFF целиком представляет собой фактически одиночный блок. Блок RIFF служит для объединения и группировки других блоков. Как показано на рисунке 4, первые четыре байта данных в блоке RIFF - идентификатор формы (form identifier). В данной главе речь пойдет о форме WAVE, которая хранит информацию об оцифрованном звуке.

Форма WAVE может состоять из нескольких блоков, хотя обычно имеется только один блок формата и один блок данных. Фактически большинство программ, работающих с

файлами WAVE, предполагают, что файлы имеют жестко структурированный формат, который показан в таблице 1. Хотя такое предположение на практике допустимо, подобные программы не смогут работать с файлами WAVE, содержащими необязательные блоки комментария или другие данные. С другой стороны, хорошо написанные программы для работы с файлами WAVE будут просто пропускать те блоки, которые они не понимают.

Почти все файлы WAVE в Интернете имеют формат РСМ. Число каналов (Number of channels) и частота дискретизации (Samples per second) - основные параметры звука. Среднее число байт в секунду (Average number of bytes per second) приводится, чтобы помочь программе воспроизведения выбрать подходящие размеры для буферов. Многие звуковые системы буферизуют в каждый момент времени одну секунду звука.

Каждое измерение, занимающее 20 бит, хранится в трех байтах. Так как мы используем два канала, дискретные значения появляются парами: первое для левого канала, второе -для правого. Группа значений для каждого канала образует блок. Значение выравнивания в блоке формата определяет полный размер блока (шесть в нашем примере); это значение приводится, чтобы помочь программам чтения WAVE оптимизировать передачу данных.

Чтобы дополнить 20-битовое измерение до 24 и поместить его в три байта, в младший разряд добавляются четыре

Вы также должны знать, как обработать положительные и отрицательные значения. Звуковые данные всегда имеют знак - либо положительный, либо отрицательный. Один из подходов работы с числами со знаками известен как двоичное дополнение (two's complement). Он представляет нулевое значение звука в виде байта 0. Другой подход использует смещение (offset). Так, при работе с однобайтовыми числами можно использовать смещение 128. Тогда нулевое значение звука будет соответствовать 128. Метод двоичного дополнения часто называют форматом со знаком , в то время как метод смещения известен как формат без знака . Таблица 3 показывает соотношение между значениями звука и этими двумя форматами для восьмиразрядных величин.

WAVE-формат данных РСМ использует беззнаковое представление для значений дискретизации до восьми бит и знаковый формат для больших величин.

Типы дополнительных блоков

WAVE поддерживает, хотя и не часто использует, разнообразные дополнительные блоки. Блок fact хранит дополнительную информацию о сжатых звуковых данных, напри-мер, общее число дискретных значений в файле. Блок cue позволяет отмечать определенные позиции в потоке звуковых данных. Эта информация оказывается полезной в том случае, кода звуковой файл должен быть синхронизирован с другими событиями, такими как последовательный показ изображений или фильм. Блок pist указывает, в каком порядке будут воспроизводиться разные части звукового файла. Другие блоки позволяют включать текстовую информацию.

WAVE поддерживает некоторые формы сжатых данных, но ни одна из них часто не используется. IBM зарегистрировала коды форматирования для u-Law, A-Law и сжатия ADPCM. Кроме того, файлы WAVE PCM могут заменять одиночный блок data, содержащий данные PCM, блоком LIST. Блок LIST имеет ту же структуру, что и блок RIFF, и содержит код формы и набор других блоков. Файлы WAVE используют блок LIST с кодом формы wavl для хранения закодированных пауз PCM. Подблоки - блоки данных, содержащие в обычном виде данные PCM и блоки sine, указывая протяженность пауз. Данные блока sint - одиночное 32-разрядное целое число, указывающее число дискретных отсчетов, которые оно замещает.

(Продолжение следует...)


Как избавиться от цифрового шума компьютера?

Если вы не обладатель качественной профессиональной звуковой карты, то вам не избежать шума компьютера в своих композициях. Но это можно исправить. Ниже публикуем совет Андрея Ивановского.

Цифровой шум от компьютера практически полностью лечится "одеванием" карты в медный экран, посаженый на "землю". У нас в городе так на радио поступили. И заметьте - никто не жалуется! Практически никто не подозревает даже, как там всe: на радио сделано. Просто всех устраивает, то что они слышат в эфире.
Это применимо ко всем звуковым картам.
Если у Вас есть существенная разница между уровнем шума на "Line Out" и "Speakers" - известная беда многих ESS - то желательно пользоваться "Line Out", а встроенный усилитель мощности вообще выдрать. Это именно он шумит, в том числе и на "Line Out". Но этот метод - для особо продвинутых электронщиков!!! Кстати, если Вы собрались писать с микрофона, обязательно выключите AGC (Automatic Gain Control - автоматический регулятор уровня) - эта штука на большинстве плат сильно шумит. Еще лучше в таких случаях использовать внешний предусилитель или микшерский пульт, подключенный к "Line In".
Теперь - как сделать экран. Для этого потребуется тонкий фольгированый текстолит - тоже, что и материал печатных плат, но толщиной с полмиллиметра. Площадь и размеры требуемого куска, думаю, в состоянии определить самостоятельно. Только учтите, что должен получиться короб, а не две пластинки по плоскости саундкарты :-) После одевания короба на саундкарту, он должен сидеть на ней плотно, закрывать ее всю, но не касаться материнки. Итак, делаете выкройку и по ней режете фольгированый текстолит ножницами. Должно получиться: два куска по площади карточки; один кусок по длине карточки с шириной, равной высоте карточки, если положить ее плашмя на стол; еще один кусок такой же ширины с длиной, равной короткой стороне карточки; и, возможно, еще один кусочек такой же ширины с длиной, равной расстоянию от верхнего обреза платы саундкарты (когда она стоит в машине) до верхнего же крепления пластины, за которую плата крепится в компьютере. Последний кусочек необходим , если между платой карточки и этой самой пластиной есть большой зазор (см. рис.).
Далее зачищаете от изоляции и режете на отрезки по 1 сантиметру медную проволоку. Толщина любая (в разумных пределах), число кусочков 10-12 (по 3 на длинную сторону, по 2 на короткую и по 1 на последний кусочек текстолита возле крепежной пластины, если он есть). Отрезки проволоки согнуть пополам под 90 градусов.
Используя тиски, руки, деревянные прищепки и другие подручные средства, при помощи паяльника, припоя, канифоли и проволочных уголков напаиваете на одну из самых больших пластин текстолита полоски текстолита, которые будут меньшими гранями будущего короба. Аналогично припаиваете оставшуюся большую пластину - короб готов!
ВНИМАНИЕ! Короб должен быть собран так, чтобы фольга была СНАРУЖИ, а изоляция ВНУТРИ!
Завершающий этап. Припаять к готовому коробу провод заземления, который при установке саундкарты подсунуть (оголенным концом, естественно) под крепежный винт. Желательно, чтобы компьютер был заземлен. Заземлять только короб не пробовал - лень отключать заземление от компа.

Андрей Ивановский (Hopter)


Вопрос об электронных барабанах.

Пишет вам из Новосибирска музыкант-любитель Плотников Андрей, я играю на таком редком для вашей рассылки инструменте как ударная установка, но тем не менее есть вопросы актуальные и для этой категории инструментов. Ввиду того что мне приходится заниматься в условиях очень стесненных, то наиболее приемлимым остается использование электронных барабанов, заодно можно работать и с компьютером, используя 16 битный семплерный модуль для уд. инструментов Alesis D4. Проблема в том, что я хочу сделать своими руками эл. барабаны. Нет ли у вас схем таких инструментов и что можно использовать в качестве датчиков кроме микрофонов? Мне нужно получать на входах сэмплера сигнал, который бы менялся в зависимости от силы удара, т.к. вышеназванное устройство чувствительно к уровню сигнала.

Вот такой вопрос. Если у кого-то есть информация по данному вопросу - напишите, думаем она пригодится многим.


Выражаем искреннюю благодарность всем приславшим свои замечания, соображения и описания. Ни одно письмо не пропадает, вся почта обрабатывается, все используется в рассылке. Если что-то и не подлежит публикации - то все равно дает возможность правильно ориентировать рассылку, выбирать нужное направление. Эту рассылку мы делаем вместе с вами, мы оказываем помощь друг другу, а значит мы на верном пути. Если у вас есть свои наработки, вопросы и замечания - мы всегда рады узнать о них и сообщить о них другим.

Авторы рассылки и сайта


Если вы бываете в Интернете, то на нашем сайте вы найдете много полезной информации для себя. Он разместился на midi.ru (можно зайти с главной странички midi.ru по ссылке "Уроки музыки" или по адресу http://www.midi.ru/lesmus/


Обновления в разделах уроков музыки.

25.05.00. Пополнение библиотечки баяниста-аккордеониста.

24.05.00. На "Уроках теории" закончена тема "Лад и тональность". Даны вопросы для повторения и упражнения для закрепления. На следующих занятиях по "Теории музыки" уже вплотную перейдем к изучению аккордов.

23.05.00. Несколько упражнений и знакомство с записью нот для ударных инструментов - на занятии-2.

22.05.00. Наши читатели делятся своим опытом в разделе "Помощь" по созданию музыки. Причем, не только MIDI. Весьма интересно и поучительно. Желающие могут присылать нам свои секреты и наработки в этой области.

19.05.00. В музыкальном архиве новые работы наших читателей.

О всех обновлениях, которые случаются почти каждый день - вы узнаете очень подробно на первой странице сайта - http://www.midi.ru/lesmus/
Вам не придется долго искать то, что вам нужно, надо просто кликнуть на необходимую ссылку в новостях и все.

И не забывйте, если у вас есть мидишки, сделанные вами, и вы не против выложить их для общего пользования на сервере midi.ru в разделе Архив музыки нашего сайта, присылайте.


Рассылки Subscribe.Ru
Рекомендуем следующие рассылки:
LinuxRSP. Новости, обзоры, ПО, статьи - сайт


e-mail:




Удачи всем, до следующего выпуска.
Все вопросы, комментарии, пожелания
и отзывы направляйте по адресу:
Mail: aserge@mailru.com
Вопросы по урокам музыки направляйте
по адресу gur@irk.ru
Ждем вас на сайте и на форуме
Web: http://www.midi.ru/lesmus/

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное