(пособие для математиков, физиков и программистов,
конструкторы могут не читать этот текст, чтобы себя не беспокоить)
(продолжение 10)
Про программистов и программы. В последнее время активно рекламируется Clo. Некоторые даже считают ее программой конструирования. Направлению 3Д достаточно много лет, тут много программ, особенно у конструкторов занимающихся твердотельным конструированием. И периодически эти программы пытаются адаптировать под конструирование лекал. Заметных успехов достигла визуализация статическая и динамическая. Хотя если приглядываться более тщательно, то часто возникают вопросы к точности визуализации, например свойствам ткани. Хоть и в целом выглядит захватывающе. А вот конструкторская часть, которую обычно представляют как "3Д в 2Д" пока явно недотягивает. Так что тем, кто хочет заниматься 3Д конструированием придется подождать пока появится что-то реально работающее.
Не рассматривая и не претендуя на какой-либо обзор в этой области поясню что есть у нас. Где-то в 2004 году предложили концепцию 2.5Д конструирования: вокруг 3Д манекена строится 3Д сетчатая модель изделия и при разработке 2Д лекал (обычное плоскостное конструирование) используется информация с этой 3Д сетчатой модели (длины, пропорции). Это работает быстро, на уровне обычного 2Д конструирования и дает дополнительную информацию для плоскостного конструирования. Этот подход мы используем в некоторых наших моделях, в основном, где плотное прилегание изделия. Так же мы работаем над разверткой 3Д поверхностей. Для того, чтобы развернуть 3Д поверхность ее нужно сначала построить-описать. Причем не просто описать какую-то поверхность, а описать поверхность близкую к реально разворачиваемой. А для этого нужно эффективно управлять поверхностью - не только границами, но и выпуклостью, поведением на границах. И при развертке нужно так же управлять процессом развертки, вводить дополнительные ограничения и условия. То есть процесс описания поверхностей и развертка становятся как бы микропрограммами. Мы даже готовились начать у себя внедрение этой технологии, но потом задались вопросом - а зачем точно строить лекала на 3Д манекен и делать точную 3Д развертку, если мы не может получить точный 3Д манекен пользователя (на тот момент мы использовали 4 ведущих размерных признака). Поэтому пришлось отложить развертку лекал и переключиться на задачу получения онлайн более точного описания фигуры от пользователя. Для этого добавили 2 ведущих размерных признака: обхват под грудью рз_17 и обхват бедер без учета выпуклости живота рз_20, ввели дополнительные не обязательные размерные признаки обхват шеи рз_13 и обхват плеча рз_28, добавили 11 характеристик фигуры - качественная оценка. Все это работает онлайн и в бесплатной программе print-lk. Мы даже сделали оболочку экспертной системы (ЭС ИИ) для обработки и уточнения информации от пользователя. И при преодолении определенного порога квалифицированных пользователей, которым нужна более точная посадка и которые готовы прилагать дополнительные усилия для ее получения мы продолжим разработку и внедрение развертки поверхностей для получения плоских лекал. Все описанное выше уже есть в нашей программе, технологией 2.5Д можно пользоваться, развертка лекал так же работает, но описание не выложено. Для эффективной работы с разверткой требуется более производительный компьютер и более эффективная работа программы. Поэтому мы переписали свою программу на языке Интел Фортран, провели оптимизацию расчетов, ввели распараллеливание процессов. Новые десктопные процессоры 2021 года (i7, i9 - 10 и 11 поколения) уже обеспечивают приемлемую реакцию в несколько секунд при развертке поверхностей основы. Так что активное внедрение разверток поверхностей в конструирование лекал не за горами.
Еще замечание. Обычному пользователя все равно по какой технологии создано лекало: ручное построение, 2Д графическое конструирование, 2Д компьютерное (параметрическое) конструирование, 3Д развертка. Его интересует соотношение цена/качество/скорость/удобство получения-работы. Поэтому разные подходы будут конкурировать именно по этим критериям. Ручное – перейдет в дорогую маргинальную область, 2Д графическое конструирование будет оставаться на предприятиях (как более долгое), 2Д компьютерное-параметрическое конструирование будет преобладающим, 3Д развертка – будет развиваться только если станет более быстрым-дешевым-качественным. На сегодняшний день 3Д развертка пока ничем похвастаться не может – мощности обычных компьютеров не хватает для эффективной разработки, т.е. ни скорость разработки ни цена разработки меньше не станут. Может на отдельных проектах 3Д развертки будут давать более высокое качество лекал – но это еще нужно получить.