(пособие для математиков, физиков и программистов,
конструкторы могут не читать этот текст, чтобы себя не беспокоить)
(продолжение 4)
Использование угловой информации более удобно при расчетах, но крайне затруднительно при ручном построении (когда вы видели транспортир и таблицу синусов углов у конструктора ручника ?). Поэтому для работы с углами требуется компьютер. Наличие компьютера с соответствующей программой позволяет решить еще много полезных задач конструирования. Одна из самых главных - запись методики в форматизированном машиночитаемом виде - в виде программы. Методики в книжках могут быть с опечатками, ошибками, неточными, недосказанными, противоречивыми и так далее - бумага все стерпит. Программа такого не допускает - текст должен быть синтаксически и семантически правильным, а моментальный расчет моментально показывает ошибки методики. Поэтому построение по методике в компьютере позволяет сразу видеть результат (полный или любой промежуточный этап), позволяет вносить изменения и опять же сразу видеть результат. Это дает возможность значительно быстрей отлаживать методику, просматривать различные варианты построения, использовать более точные формулы, решать задачи недоступные при ручной работе с бумагой. С точки зрения обучения конструированию использование компьютера значительно ускоряет этот процесс - пока ручник строит одну конструкцию на компьютере можно просмотреть десятки методик, сравнить итоги построения на различные размеры, посмотреть различные варианты расчетов. Конструкторы работающие вручную обычно говорят про "прочувствовать линии". Компьютер позволяет распечатать различные варианты, собрать-сделать макет и "прочувствовать" десяток вариантов пока ручник разберется с одним. Поэтому если не хотите терять время впустую - сразу учитесь работать на компьютере.
Еще одна особенность компьютера - возможность хранения знаний. Попробуйте стросить конструктора, какие он использовал прибавки в жакете сделанном в 2005 году ? Вряд ли он вспомнит. А при компьютерной разработке нет проблем сразу это посмотреть, скопировать для новой работы, сравнить контуры лекал. Хранение, накопление, повторное использование знаний, их модификация и развитие - это одна из самых полезных функций компьютера. Причем это не просто знания, а знания в виде программ - то есть активная форма в виде программ (книги - пассивная форма, требующая участия человека). Если проникнутся этим философским подходом, то каждая построенная модель, каждое изменения приобретает более широкий смысл, чем просто подготовка к сдаче очередного заказа очередному заказчику. Конструктор с линейкой и карандашом конечно тоже копит знания - у себя в голове, что-то забывает, что-то путает, количество запомненного ограничено. И для применения знания из головы требуется достаточно много времени и ручной работы.
Большинство читающих сочтет этот текст тягомотной бредятиной - и будут по своему правы. Им быстрей взять линейку и построить конструкцию, чем думать о проблеме наименования переменных и правилах записи. Это как раз будет неким фильтром, кому стоит заниматься компьютерным конструированием, а кому можно остаться на технологиях прошлого века. Опыт внедрения-использования компьютерного подхода в учебных заведениях показал, что испортить можно любую хорошую идею. В МТИЛП в свое время сумели вызвать достаточно устойчивое отвращение к записи алгоритмов заставляя студентов записывать ЕМКО СЭВ с нуля - хотя цель компьютерных систем это повторное использование ранее сделанного. Да и сама ЕМКО СЭВ ориентированная на ручное построение нуждалась как минимум в дополнительной адаптации для компьютерного использования (там активно использовалась радиусография для обеспечения формализма и повторяемости результата - в то время как компьютер предоставляет больше возможностей при формировании кривых линий, более удобные чем радиусография). Один раз при показе программы мне довелось рассказывать о недостатках методики и моем к ней отношении, на что слушатель философски возразил, что ЕМКО СЭВ "не догма, а руководство к действию". Впоследствии оказалось что это был Медведков. Учебные заведения к методикам относятся преимущественно как к догмам, не разъясняя их сути. В этом кроется еще одна причина по которой математикам, физикам и программистам сложно осваивать конструирование одежды.