Это действительно был преимущественно купеческий город. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался важнейшей фигурой среди горожан, о которой складывались сказки и легенды. Не случайно главным героем новгородских былин был не богатырь, не воин, а именно купец — легендарный Садко.
Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими собой хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т. п.
Артели создавались не только для достижения коммерческих целей, но и для того, чтобы в их составе было легче отстаивать свои права и интересы. Члены таких купеческих артелей были, пожалуй, самыми активными участниками всех народных собраний — вече, на которых и решались важнейшие вопросы жизни города и всей Новгородской земли.
Купцы являлись на вече достаточно организованными и подготовленными, успешно влияли на формирование повестки дня и вносили на вече уже грамотно сформулированные проекты резолюций в защиту своих прав. Не секретом было и то, что купеческие артели еще до голосования на вече заранее запасались своими сторонниками из других слоев населения, откровенно подкупая их. Таким образом, лоббирование нужных для купечества решений в верховном органе власти Новгорода было поставлено на широкую ногу. И купцы в итоге добивались для себя все новых и новых привилегий.
Самые основательные новгородские купцы также в интересах защиты своих прав объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», называвшуюся тогда «Иваново сто». Она имела свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний.
На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при них находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.
Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий, выбиравшийся на вече. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.
Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.
В период феодальной раздробленности Новгород стал суверенным государственным образованием, и с 1136 года здесь утвердилась республиканская форма правления. Высшие должностные лица — посадник, тысяцкий и архиепископ — избирались на вече, на котором ведущую роль играло купечество.
Князь же приглашался, также по решению вече, и имел довольно ограниченные полномочия. Главным образом он выполнял со своей дружиной внешнюю — оборонительную функцию, т.е. нанимался для защиты города и разделял с посадником судебную деятельность. Все его полномочия были строго очерчены в отдельном договоре с новгородцами, в котором были изложены и различные ограничения, и запреты.
Так, купцы озаботились тем, чтобы пришелец князь-наемник не «осел здесь с дружиною на землю». Согласно договору, ему запрещалось приобретать землю в Новгородской республике и раздавать земли новгородских волостей своим приближенным. Он не мог вершить суд за пределами города и управлять волостями, не имел права объявлять войну и заключать мир. В случае нарушения договоров князя могли изгнать.
То, что Новгород стал самым богатым городом на Руси и превратился в своеобразную купеческую республику способствовало его уникальное и исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде одновременно могли стоять десятки купеческих кораблей.
В литературе порой называют Новгород «боярской республикой». Можно с этим согласиться, но необходимо уточнить: практически все новгородские бояре занимались торговлей. И главным в этом государстве была не земля, а капитал. Потому здесь и не было классического феодализма, на базе которого неизбежно утверждается монархическая форма правления.
То же самое географическое положение спасло новгородских купцов от вторжения монгольских завоевателей. Весной 1238 года монголы, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернули назад. О причине этого поворота до сих пор спорят историки.
В числе других версий причин отступления завоевателей от Новгорода существуют две, на наш взгляд, самые правдоподобные, которые имеют отношение именно к купеческой специфике этого города. Так, весьма вероятно, что Бату-хан, оценив крайне удобное расположение Новгорода на торговых путях, не подверг Новгород сожжению и уничтожению именно потому, что хотел оставить его в качестве связующего звена в торговле Востока с Западом, т.е. с Ганзейским союзом. А этим вопросам хан придавал большое значение.
Вторая версия тоже касается купцов: они, якобы, собрали большие суммы денег и откупились от монголов. Это так же вполне могло быть: новгородские купцы были настолько богаты, что с ними в этой части не мог сравняться ни один русский князь.
В Новгороде как нигде широко использовался свод законов «Русская правда», так как в нем достаточно детально были разработаны статьи гражданского права, регулировавшие торговые отношения. В развитие этого источника права позднее появились Новгородская и Псковская судные грамоты.
Таким образом, купечество в союзе с боярами фактически заправляло всеми важнейшими делами в Новгородской республике. Располагая огромными финансовыми средствами, имея значительное влияние в обществе и используя демократические механизмы и процедуры в законодательстве, купцы обеспечили себе надежную защиту своих прав в республике. Они находились в наиболее благоприятном положении в правовом отношении, чем их коллеги во всех других государственных образованиях Руси периода феодальной раздробленности.
Автор: кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Источник.
Мой комментарий. В той части статьи, которая шла под заголовком «Догнать и перегнать. Или самим "стать ёжиками". Или...», речь шла о разнице между империями воинов, и империями торговцев. Цитата: «в империях торговцев люди живут в разы богаче, чем в империях воинов. Но империи торговцев неизменно, раз за разом, проигрывают войны, и исчезают бесследно, тогда как империи воинов исчезают только либо из-за внутренних распрей, либо когда их население перестаёт быть воинами, и становится торговцами. И империи воинов всегда возрождаются из пепла».
Можно ли назвать Новгород Великий империей – вопрос спорный, да и в данном случае это не важно. Важно то, что, во-первых, у нас в своё время была альтернатива, и у русских было одновременно и государство торговцев, и несколько государств воинов. А во вторых то, что государство торговцев – купеческая республика «Господин Великий Новгород», – эта республика пала, не выдержав военного столкновения с Русским государством воинов.
При этом значительная часть новгородского наследия купеческих традиций и законов безвозвратно утеряна, остались только былины про купца Садко.
Тем не менее, само по себе существование в истории Отечества такого феномена как «купеческая республика» – показывает нам, что русские могут создавать не только успешные государства воинов, но и успешные государства торговцев. И перед нами стоит грандиозная интеллектуальная и организационная задача: спроектировать и создать успешное государство, в котором воины и торговцы сосуществуют, не аннигилируя друг друга.
Для решения этой грандиозной задачи нужно прежде уяснить, какими характеристиками обладают военные, а какими торговцы. Ранее мы задались вопросом «чем отличается воин от торговца?» Короткий ответ звучит так: «своим боевым духом».
Там мы отметили, что торговля и высокий боевой дух – вещи не совместимые. Однако это не значит, что торговцы люди какие-то «не такие», чем-то хуже, чем военные. У торговцев есть свои положительные качества, часть которых нет у военных. И теперь мы приступим к изучению этих качеств. Для начала берём первый источник, который попадается на глаза: 10 необходимых качеств успешного предпринимателя:
1. Решительность: даже небольшой команде нужен человек, который взял бы на себя роль лидера. Владельцам бизнеса необходимо уметь показать, что они способны нести ответственность за сложные решения. Прислушиваться к советам и быть готовым выслушать мнение других очень важно, но в конечном итоге решение останется за вами.
2. Креативность: в мире бизнеса мечтатели отнюдь не наивны. Они способны придумывать новые вещи и нестандартно мыслить, находить решение там, где его не стали бы искать обычные люди. Способность интуитивно распознать потенциально успешную идею важна в бизнесе, как ничто другое: хорошая идея и нестандартный подход, красиво упакованные и правильно преподнесенные, – вот залог успеха.
3. Смелость: даже чтобы начать планировать создание собственного бизнеса, вам уже нужно быть чуточку авантюристом. Если вы не готовы рисковать, многие возможности для роста и развития вашей компании пройдут мимо вас. Но не путайте смелость с безрассудством. Владелец компании должен продумывать всё до мелочей и уметь просчитывать риски.
4. Любовь к делу: если у вас не горят глаза при мысли о том, чем вы занимаетесь, не ждите, что сможете зажечь своей идеей других людей. Занятие бизнесом – дело, связанное с массой сложностей, и единственное, что не даст вам опустить руки и забыть о конечной цели, – это ваш собственный энтузиазм.
5. Находчивость: как правило, ничто в жизни не происходит точно по плану. Поэтому умение быстро реагировать и принимать решения в непредвиденных ситуациях жизненно необходимо для ведения бизнеса. Не думайте, что можете предугадать все, и будьте готовы импровизировать, когда это будет необходимо.
6. Честность: будьте честны со своими клиентами, партнерами, сотрудниками и всеми, с кем вам придется работать, а главное, будьте честны с собой. Не ставьте цели и сроки, которые вы не сможете выполнить, и не продавайте продукт, которого у вас нет. Лучшей маркетинговой и брендинговой стратегией будет найти то, что ваша компания действительно может предложить, а затем предоставить это в лучшем виде.
7. Общительность: совсем не обязательно быть профессиональным оратором или становиться лучшим другом каждого встречного, но вы должны уметь общаться с людьми. Занимаясь своим бизнесом, вам придется встречаться с огромным количеством людей, и, конечно, лучше, чтобы они считали вас профессионалом и человеком, который легко идет на контакт.
8. Самоотдача: нельзя делать дела наполовину. Вы должны быть готовы отдавать большую часть своего времени и усилий на ежедневные обязанности. Постарайтесь распределить свое время так, чтобы его хватало и на работу, и на личную жизнь, и следите за выполнением задач, которые вы сами себе ставите на день, неделю или месяц.
9. Умение предугадывать: если у вас есть свой бизнес, вы уже не можете позволить себе жить одним днем. Как минимум, на подсознательном уровне вы должны все планировать и готовить заранее. Как игрок в шахматы, вам следует продумывать свои действия на несколько ходов вперед.
10. Гибкость: после того, как вы уже все обсудили и подготовили, вам придется критически взглянуть на проделанную работу и проявить здоровый прагматизм. Приверженность начальному плану, не соответствующему текущей ситуации, вряд ли пойдет на пользу вашему бизнесу. В общении с клиентами, подрядчиками, потенциальными партнерами и т.д. гибкость ценится гораздо больше, чем упрямство и желание доказать свою правоту.
Продолжение следует.