Психика каждого человека уникальна, а профессиональная деятельность, будучи типовой сущностью, и накладываясь на уникальную психику, приводит к появлению людей, в какой-то степени схожих между собой. Эти люди именуются сословием, а в марксизме – классами.
С изменением либо климата, либо общественного уклада, либо техники и технологий, сословия претерпевают изменения: какие-то сословия исчезают, и появляются новые сословия. Например, ещё совсем недавно, по историческим меркам, в США существовало сословие рабов. Потом рабство было отменено, и сословие рабов в США исчезло, сохранившись только в американских тюрьмах.
Этот момент важен, и в то же время, он недостаточно осознаётся нашими соотечественниками. Поэтому, для целей повышения кругозора, теория сословий (классов) является актуальной.
Слово «класс» было введено в юридический оборот древнего Рима где-то 2,5 тысяч лет назад для разделения населения на шесть групп налогоплательщиков – от состоятельных оседлых граждан до пролетариев.
Пролетарий был низшей ступенью налогоплательщиков, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали – «дети» (пролес).
Отсюда и возникло их название – «пролетарии».
Вместе с тем, пролетарий по социальному положению был выше рабов, поскольку обладал свободой, и имел определённый круг прав, как гражданин Рима.
Пролетарии Рима были получателями социальной помощи неимущим от государства. Считается, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства – будущих граждан Рима. Однако позже их стали брать на военную службу (в случае поступления на военную службу пролетарий получал от государства оружие – щит и меч), а также и облагать налогами.
В общем, русским аналогом слову пролетарий является слово БЕДНОТА.
Отсюда можно заключить, что пролетариат – это не сословие (не класс), потому что у них нет объединяющего в сословие (или класс) признака: профессиональной деятельности.
Кто-то из бедняков трудится на себя, еле сводя концы с концами, кто-то работает по найму, кто-то ворует и занимается грабежами, кто-то попрошайничает.
Так с чем же связано столь пристальное внимание к пролетариату со стороны революционеров всех времён и народов?
Ответ: тем, что пролетариату во все века было нечего терять, и беднота всегда была готова к бунту, в расчёте поживиться во время бунта за счёт чужого имущества.
Но вернёмся к сословиям. Вот типичное определение этому слову:
Сословие – социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Это определение отражает давно исчезнувшую социальную реальность.
Так, в Русском государстве люди делились на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой) сословия, затем число сословий стало расти, поскольку жизнь всё время усложнялась, юридически регламентировать сословные привилегии становилось всё труднее. После реформ Александра II сословные различия сохранились только в существовании одного привилегированного сословия: дворянства, а после революции 1917-го года прекратились и они.
То есть, окончательно исчезли сословные привилегии. Однако, исчезли ли, при этом, сами сословия? Ответ: нет, они не исчезли. Как были в России священники, кадровые военные, крестьяне и рабочие – так они и остались.
И парадокс тут только, если опираться на то определение, которое я привёл выше. Оно не правильное, потому что объединяет людей в сословия по признаку отличий в правовом положении, а не по характеру их профессиональной деятельности. Вот правильное определение:
Сословие – социальная прослойка населения, людей, обладающих одинаковой профессиональной трансформацией личности.
Сословие – это НЕ организация, сословие не состоит из членов.
Хотя, при определенных условиях, члены одного и того же сословия могут действовать как организация, если затронуты их интересы.
Например, военное сословие, не сговариваясь, может совершить государственный переворот.
Кроме того, людей одного и того же сословия легче вовлечь в организацию. На этом принципе действуют профсоюзы. И так далее.
Сословие – это почти то же самое, что и класс у марксистов. Вот определение, например, рабочего класса:
Рабочий класс – наёмные работники, которые создают собственнику средств производства (капиталисту) прибыль.
Вместе с тем, очевидно, что типов наёмных работников очень много, и фактор найма хоть и накладывает на психику наёмного работника свой тяжёлый отпечаток (смайл), однако то, чем наёмный работник профессионально занимается, накладывает на психику отпечаток больше.
Тогда зачем марксисты теоретически объединили всех наёмных работников в понятие «рабочий класс»? Ответ: затем, чтобы обеспечить свои устремления как можно более широкой социальной базой.
Во всём мире шёл процесс индустриализации, крестьяне разорялись и шли в города наниматься на работу. Привыкшие к сельской вольнице, бывшие крестьяне, ставшие рабочими, сильно тяготились своим новым, бесправным, по их мнению, положением. На этом недовольстве разного пошиба революционеры и сыграли, дополнительно муссируя тему «пролетариата», то есть – тему бедноты. Коммунисты – только один из видов революционеров тех лет.
Вставка.
Что такое коммунизм?
Коммунизм – это утопическое «общество без классов».
Это значит, что в таком обществе, кроме рабочего класса, нет иных классов (сословий).
Может ли существовать государство без класса бюрократии, например?
Разумеется, что не может, разве что заменить бюрократов искусственным интеллектом.
То есть, если и можно обойтись без бюрократии, то лишь в том случае, если власть станет бесчеловечной. Тогда и государство станет бесчеловечным. Общество, унифицированное до одного-единственного класса-сословия, станет муравейником.
Коммунизм – это муравейник. Член коммунистического общества будет обеспечен всем – и едой, и одеждой-обувью, но лишён свободы воли: он должен будет делать только то, что нужно обществу-муравейнику.
А кто же станет определять, что нужно обществу-муравейнику? В природном муравейнике это делает записанный в генах муравьев автоматизм. В обществе-муравейнике такое не возможно, поэтому, при коммунизме решения будет принимать узкий круг людей, оставшихся людьми со свободной волей – члены некоей секты: розенкрейцеры.
Кстати говоря, все классики марксизма-ленинизма ни разу и не пролетариат, и не рабочие.
Но вернёмся к сословиям.
Нужно ли нам их выделять, и не уподобляемся ли мы коммунистам, выделяя в обществе сословия?
Нет, не уподобляемся, потому что цель коммунистов – стравить между собою разные классы, руками рабочих истребить все прочие классы, а наша цель – обеспечить всеобщее благоденствие при помощи гармонизации интересов разных сословий. Если какие-то сословия и нужно, по нашему мнению ликвидировать, то лишь такие, которые либо не приносят обществу никакой пользы (например, воровское сословие), либо устарели в силу научно-технического прогресса. Например, промышленные и сельскохозяйственные рабочие скоро отойдут в прошлое, поскольку уже начался процесс замены ручного труда роботизированными комплексами.
Гармонизация интересов разных сословий.
Почти каждое из сословий в обществе выполняет свою важную функцию: военные обеспечивают оборону страны, священники несут населению Слово Божие и оказывают ритуальные услуги, учителя воспитывают подрастающее поколение, и так далее. Вместе с тем, люди каждого сословия обладают несколько «сдвинутой» психикой, и при определённых условиях могут действовать во вред другим людям.
Один пример в прошлый раз я уже приводил: Жеглов подбросил кошелёк, и оформил на этом основании уголовное дело. В фильме это было сделано в отношении карманного вора, а в жизни полицейские всё время подвергаются искушению что-нибудь кому-нибудь подбросить, чтобы отчитаться перед начальством о раскрытии, и получить как премии, так и повышения по службе.
Другой пример: оперативники имеют своих осведомителей в преступной среде. Это позволяет им получать от них информацию, которая помогает в раскрытии преступлений. Однако за это оперативникам приходится «платить» своим информаторам тем, что они закрывают глаза на преступления своих подопечных, то есть осведомителей. В результате преступность не сходит на нет, более того, полиция заинтересована в сохранности преступного мира, иначе многие потеряют работу. Получается что-то вроде симбиоза между сословием полицейских и сословием воров.
Есть сословие врачей, которое, бывает, спасает жизни людей. Вроде бы, всё замечательно. Однако нетрудно заметить прямую заинтересованность врачей в нездоровье населения: чем больше состоятельных больных, тем врачам лучше, и наоборот. Если вдруг население страны перестанет болеть, то, что станут делать тысячи врачей?
Кроме того, рядом с врачами крутятся агенты фармацевтических компаний. Ведь врач может выписать рецепт на одно лекарство, а может и на другое, от другой фармацевтической компании. А это – многомиллиардный бизнес. Которому платит тот, кто заболел, или подумал, что заболел.
Ещё пример: сословие фермеров. Крестьянское сословие спасает население страны от голода, и это замечательно. Однако нетрудно заметить прямую заинтересованность крестьян в нехватке продовольствия, при котором крестьяне смогли бы драть с покупателя три цены.
Общество в целом заинтересовано в продуктовой безопасности и создания государственных резервов продовольствия, которые можно использовать для предотвращения скачков цен на продукты питания. А фермеры в этом не заинтересованы, они хотели бы, чтобы государство не вмешивалось в их ценовую политику, чтобы в стране был дефицит продовольствия, а государство чтоб охраняло фермеров от грабежей фермеров оголодовшими горожанами.
То, что у каждого сословия есть интерес, не совпадающий и даже противоречащий интересу всего общества, человечество на протяжении веков то внезапно обнаруживало, то благополучно забывало до следующего социального катаклизма. А забывать об этом – себе дороже.
Не так давно, лет 20-25, в России заговорили про «социально ответственный бизнес», и это хорошо, что об этом заговорили. Однако фишка состоит в том, что мы смогли осознать лишь неполное соответствие интересов бизнеса интересам общества и государства. Между тем, мимо общественного сознания проходит более масштабный феномен: феномен неполного соответствия интересам общества и государства:
– сословия работников государственной бюрократии;
– сословия работников спецслужб;
– сословия полицейских;
– и так далее, и так далее, и так далее.
Продолжение следует.