https://www.youtube.com/watch?v=ZvSXG5oj_gA
Варламов говорит о том, что за те же деньги можно строить жильё в разы лучше по уровню благоустроенности и архитектурных решений.
Скажу больше, чем Варламов: в плохой демографии в России виновна отчасти и архитектура. У нас города просто не предусматривают проживание в них семей с тремя и более детьми. Критически не хватает тротуаров, детских площадок и прочих мест, где могли бы гулять многодетные мамы и дети. Крошечные территории вокруг высотных домов плотно заняты припаркованными автомобилями. Такое ощущение, что мы живём не в самой крупной по территории суши стране, а в какой-нибудь Японии.
Теперь конструктив. Что нужно сделать, чтоб изменить положение?
Для начала нужно понять, как устроено то, что работает в настоящее время.
В настоящее время застройщик покупает территорию, и построив там жильё, затем это жильё продаёт. Соответственно, застройщик заинтересован в том, чтобы на определенных сотнях квадратных метров территории построить как можно больше дешёвых квадратных метров жилья и продать каждый квадратный метр жилья как можно дороже.
Это бизнес, ничего личного. Товаром является жильё, а тротуары и прочая инфраструктура идёт как-бы в нагрузку для застройщика, он заинтересован в минимизации всего этого, поскольку продать тротуары и прочую инфраструктуру некому.
Таким образом, ключом к решению проблемы могло бы стать преобразование тротуаров и прочей инфраструктуры в товар. Покупателем этого товара мог бы стать муниципалитет.
Следующий вопрос: откуда у муниципалитета (района) деньги на покупку всего этого, и как обойти коррупционные риски, которые возникают при таких сделках?
Первую проблему можно решить при переходе к экономической модели, при которой земля признаётся общенародной собственностью, и при которой земельная рента в жилой застройке распределяется поровну между муниципалитетом и федеральным бюджетом. Застройщик покупает участок для застройки, затем до половины этих денег возвращается застройщику в качестве платы за тротуары, дороги и прочую инфраструктуру. Сейчас эти деньги идут земельным спекулянтам, которые представлены родственниками и друзьями чиновников.
Вторую проблему, с коррупционными рисками, можно обойти путём проведения электронного голосования по альтернативным архитектурным проектам, внедрением системы автоматизированного интеллектуального анализа проектов по критериям цена/качество, внедрением системы контроля качества инфраструктуры и массовыми судебными исками со стороны жильцов к застройщику, допустившему низкое качество инфраструктуры. При этом государство, в лице федерального правительства (которое получает вторую часть земельной ренты) должно стоять на стороне жильцов, добиваясь от застройщиков оговоренного качества строительства объектов инфраструктуры.
То есть, нужно взывать не к сознательности покупателей жилья, а выстраивать целую систему, которая сама по себе будет добиваться нужного качества и жилья, и инфраструктуры.