Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вечерние новости Российской империи Праздничный выпуск



Митрополит Иоанн (Снычёв): Торжество Православия.




К 85-летию пастыря (1927 - 1995). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский о Торжестве Православия.

ИСТОРИЯ УЧИТ, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута - отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием - дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, Богоугодного жития.

Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти. Взгляните на русскую историю: в течение шести столетий после крещения Руси, ставшего отправной точкой в жизни державы, русский народ мужал и креп под сенью Креста Христова, под отеческим, пастырским надзором церковным. Шестьсот лет восходил он "от силы в силу", преодолев родовые распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служение хранителя Истины, приведя в соответствие с ней все стороны народной жизни. И лишь после всего этого, достигнув в меру высокой христианской духовности, сподобилась Русь подвергнуться огненному искушению Смуты начала XVII века.

Тогда русские люди выдержали это испытание с честью. Обновленная Россия вышла из пламени Смуты окрепшей, закаленной и очищенной. Столь прочной оказалась эта закалка, что силам зла, ополчившимся на нашу страну, потребовалось более трехсот лет непрерывной кропотливой работы для того, чтобы повторно ввергнуть Русь в кровавый водоворот социальной катастрофы. И вот сегодня мы вновь стоим перед вопросом: как быть? Каким путем идти дальше? Где искать смысл нашего бытия?

Вопросы эти - важности первостепенной, ибо то, что происходит ныне на русской земле, - не ошибка "верхов" и не случайность. Это - яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это - дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху.

Так что же - будем ли мы медлить и далее, искушая долготерпение Божие, ожидая, когда исполнится чаша гнева Его, уготованная нам, маловерным и малодушным, променявшим свое духовное первородство на чечевичную похлебку из заграничных тряпок с яркими этикетками, пепси-колы, жвачки и "гуманитарной помощи"? Или - одумаемся, наконец, очнемся от дурмана и забытья "цивилизованной" жизни, взглянем на наше бытие трезвенным и непредвзятым оком?

Тогда безрадостная картина откроется нашему взору. В русской жизни - куда ни глянь - развалины да руины, следы "цивилизаторской" деятельности приверженцев "общечеловеческих ценностей". Кажется, разрушено все, что вообще можно разрушить. Причем, особенно яростному натиску подверглась область религиозного национального самосознания, христианского мировоззрения и мироощущения народа. Губители знали, что именно здесь сосредоточен главный жизненный нерв русского бытия, отсюда, от родных святынь черпает народ волю к жизни, силу противостояния злу. Потому-то столь изощренно и настойчиво пытались - силой ли или обманом - заглушить, затоптать этот церковный источник живой воды. Ибо народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла существования, разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов, становится беспомощным и легко управляемым, сколь бы сильным и многочисленным он ни был.

Злоумышленникам-богоборцам многое удалось. Глядя из сегодняшнего нашего униженного положения на путь, пройденный Россией за десять столетий своего существования, может действительно показаться, что отечественная история "не удалась". Что тысячелетнее стремление народа воплотить в своей жизни православные идеалы праведности и благочестия оказалось невыполнимым. Что у русского человека не хватило сил, терпения, настойчивости, бдительности и самоотверженности для выполнения этой грандиозной задачи. Но так ли это?

Нынче, кажется, разочарованы все.

Разочарованы коммунисты. (Я говорю о тех рядовых "партийцах", которые искренне верили лукавым обещаниям вождей построить на земле интернациональный рай и безропотно трудились над построением вавилонской башни "светлого будущего". О вождях не говорю - они-то как раз причин для разочарования не имеют). Всемирная победа марксизма не состоялась. Зато тем, кто не утерял нравственного чутья, открылась вся бездна коварства, жестокости и бесстыдной лжи, скрывавшаяся в глубинах "единственно верного учения".

Разочарована либеральная интеллигенция. Долгожданное торжество демократии оказалось на поверку дешевым трюком, с неподражаемым цинизмом проделанным мастерами политической акробатики на глазах остолбеневшей от неожиданности публики. "Общечеловеческие ценности" безрелигиозного гуманизма потускнели и пожухли, потеряв в глазах обманутых и голодных интеллектуалов свой былой привлекательный блеск.

Разочарованы патриоты-"государственники", честные чиновники, администраторы и управленцы. Крупнейшее государство мира разрушено, по ветру пущены усилия и труд миллионов людей, нескольких поколений, вынесших на своих плечах чудовищную тяжесть большевистских экспериментов, голода, холода, повальных репрессий, самой страшной в истории человечества войны. Экономика повержена, армия деморализована, власть утеряла всякий авторитет. И это - цена вхождения в "мировое сообщество"? Не дороговато ли?

Разочарованы ревнители русской национальной идеи. Понеся неисчислимые жертвы, пережив несказанные страдания, выказав невероятную стойкость и мужество, русский народ оказался на грани вымирания. Численность русского населения сокращается. Наpодное тело оказалось pассеченным нелепыми гpаницами. Отколовшиеся "государства"-новоделы, крикливые и скандальные, бесцеремонно вытесняют русских на положение людей второго сорта. В средствах массовой информации свирепствует русофобия. Нелепо и дико, но... русские оказались никому не нужны в своей собственной стране.

Разочарованы, наконец, широкие народные массы. Не понимая еще до конца, в чем дело, где корень зла, люди тем не менее чувствуют неладное, понимают, что их опять обманули. Демократической трескотни все больше и больше, но живется день ото дня все хуже и хуже. Это заставляет задуматься даже самых доверчивых. В недрах народного сознания зреет мучительный вопрос: где же правда? Где справедливость? Кто виноват в разорении страны?

Самое страшное - то, что разочарование это беспросветно. Недовольны все, а как выбираться - неизвестно. Так в болотной трясине: завяз - не вздумай дергаться, только хуже будет. И вязнут в беспросветной сегодняшней мути благие порывы и благородные стремления...

Кто же объединит исстрадавшихся, обезверившихся людей, даст им силы жить в этом безумном, жестоком мире, укажет смысл бытия, убедит, что понесенные жертвы и страдания - не напрасны? Сегодня - как и сто, и тысячу лет назад, есть лишь одна сила, способная взять на себя решение этой тяжелейшей задачи.

Сила эта - Православная Церковь Христова.

"Объединить" - не значит командовать. Настоящее, жизнеспособное, внутренне прочное объединение происходит не внешним, "организационным" путем, не под давлением силы или выгоды. Оно происходит только на основании общего мировоззрения и миропонимания, общего толкования понятий добра и зла, того, что "можно" и что "нельзя", что допустимо в общественной, личной, семейной и государственной жизни, а что - нет. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий "единым сердцем", - неодолим.

Так вот, Церковь может - и станет - опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Присмотритесь повнимательнее: подавляющая часть тех, кто считает себя "нецерковным" и даже неверующим, на деле мыслит и чувствует в большинстве случаев вполне "православно". И это неудивительно - семена добродетелей милосердный Господь всеял в сердца всех людей без исключения. Церковь, как заботливый садовник, лишь следит, чтобы их драгоценные всходы не были заглушены тернием пороков и страстей. Другое дело, что духовное совершенствование невозможно без благодатной помощи Божией. Настоящее, искреннее воцерковление человека немыслимо без личного религиозного опыта, без осознания догматических и канонических церковных истин.

Но и это, по милости Божией, - дело наживное. И к этому - пусть не сразу - мы тоже придем, по мере того, как выявят свою несостоятельность, несоотносимость с русской действительностью все те силы, что исключают опору на Православие из своих программ.

Откуда такая уверенность? Достаточно оглянуться на наше недавнее прошлое, чтобы многое стало понятным.

На русское Православие с невиданной силой и ожесточением обрушились семь десятилетий непревзойденных по своей жестокости гонений, поддержанных всей мощью богоборческой власти, изощренно-коварные попытки разрушить Церковь изнутри, растлив духовенство и подорвав благодатные основы вероучения, провоцирование расколов в церковном управлении, мощнейшая идеологическая обработка населения в духе воинствующего безбожия. В ход был пущен весь арсенал средств и способов, накопленных тайными (и явными) богоборческими организациями за долгие века своего существования. Мировое масонство и Римский католицизм, международный Интернационал и ведущие западные державы, сионизм и марксизм явили трогательное единодушие в вопросах, касавшихся разрушения русских святынь.

И что же? Каков результат?

Результата, по сути дела, нет. Сегодня богоборческий порыв темных сил почти исчерпал свои возможности. Ценой многих миллионов жизней русский народ отстоял свое право молиться и верить так, как завещали нам наши славные предки. Стоило чуть ослабить антицерковное давление - и, казалось бы, на пустом месте, из пепла возродились к жизни тысячи (!) православных приходов. Их было бы еще больше, если бы напуганные "плюралисты" не спохватились, начав усиленно тормозить процесс дальнейшего возвращения Церкви награбленного у нее за время гонений имущества.

Социальные опросы раз за разом показывают, что, несмотря на всеобщий хаос и разочарование, Церковь - единственный общественный институт, авторитет которого в народе непрерывно растет. Растет, несмотря на титанические усилия современных средств массовой информации (сказать бы - дезинформации!) растоптать в человеке последние проблески человечности, усиленно пропагандируя самый грязный гнусный разврат как образец для подражания. Несмотря на огромные масштабы духовной агрессии, развернутой против Руси на западные деньги бесчисленными антиправославными ересями и сектами. В этом водовороте разрушения, где все, казалось бы, должно погибнуть и распасться - Церковь крепнет день ото дня.

Что это, как не торжество Православия?

Обращаясь к каждому русскому человеку, Церковь сегодня может с полным основанием повторить слова, сказанные некогда старцем Покровской Елизарьевской пустыни, вещим иноком Филофеем государеву дьяку Михаилу Мунехину. "Ведай, - говорил знаменитый старец смиренно внимавшему дьяку, - яко вся христианския царства приидоша в конец и снидошася во едино царство русское: два убо Рима (Рим и Константинополь - прим. авт.) падоша, а третий (Москва - прим. авт.) стоит, а четвертому - не быти!"

Помни, русский человек, - Отечество твое, ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих - отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов "общества потребления" пали некогда христианские государства Европы, разменяв "злато на черепки" - возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент "секс-шопов". Россия же - устояла. Сегодня она - обескровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью - осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской "демократии", "гуманизма", "прогресса".

Незыблемой основой этой русской мощи, залогом будущего воскресения Святой Руси была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает - но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия - и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство!

Хотелось бы, чтобы эти мои слова услышали все: простые россияне и политические деятели, хозяйственные руководители и научные работники, военачальники и рядовые воины нашей армии. Услышали и осознали...

Но это - дело не одного дня.

Пока же хорошо бы нам всем осмыслить несколько простых истин.

Во-первых: русское будущее немыслимо без опоры на Православие. Православная Церковь - единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее десяти веков. Церковь невредимо пережила все войны, смуты, гонения и катастрофы. Она - и это доказала сама жизнь - безмерно жизнеспособней каких бы то ни было иных гражданских, идеологических, политических и религиозных структур. Бурный поток нашей истории часто захлестывал и опрокидывал незыблемый, казалось бы, порядок вещей. Менялось все - лишь Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной, Богоданной полноте и духовном совершенстве. Об эту твердыню разбивались все попытки исказить русскую душу, изуродовать русское самосознание, упразднить русскую державность.

Как говорится - "имеющий уши да слышит". При всей противоречивости народной жизни в ее безмерном разнообразии она все же насквозь пронизана христианским мировосприятием. Его характернейшие черты - жертвенность, самоотверженность, терпение - позволили нашему народу пережить страшные испытания последних восьми десятилетий, помогают и сейчас нейтрализовать, обезвредить злонамеренные эксперименты над страной. Это - неоспоримый факт, очевидная реальность нашего бытия.

Во-вторых: не надо бояться мнимых трудностей. Мы до сих пор, как дети, живем в мире мифов. Один из них - это миф о межрелигиозной конфронтации, которая, якобы, непременно возникнет, стоит нам сказать вслух об исключительности Православия для судеб России. Нет такой опасности!

Проблема межрелигиозных конфликтов в России надуманна. Она возникает всякий раз, стоит Православию возвысить голос, напоминая русскому народу о его высоком религиозном призвании. В действительности, такая проблема может появиться лишь в том случае, если силы, управляющие страной, или совершенно некомпетентны в этом вопросе, или сознательно заинтересованы в нагнетании межрелигиозной напряженности в своих корыстных политических целях.

Судите сами: крупнейшими религиозными конфессиями в России являются Православие и ислам. Долгие столетия существуют они бок о бок, но несмотря на многочисленные политические и военные столкновения мусульманских государств с Россией, их межрелигиозные отношения всегда сохранялись ровными и корректными. Русское государство вообще (в отличие от "цивилизованной" Европы) никогда не знало внутренних религиозных войн.

Многочисленные религиозные группки и секты, усиленно внедряемые сегодня в нашу жизнь, существуют исключительно на "искусственном питании". Представьте себе, какова была бы судьба бесчисленных ответвлений протестантизма, экзотических кришнаитов в их живописных хитончиках, наших доморощенных буддистов и поклонников далеких махатм - я не говорю уж о сектах, "ихже несть числа" - если бы не текла им из-за рубежа на помощь полноводная река долларов, франков, марок и иной валюты? Что было бы, если бы в своей бурной деятельности им пришлось опираться только на собственные силы?

В самом скором времени они бы исчезли, как тени, ибо не имели и не имеют в среде русского народа сколь-либо существенной поддержки. В крайнем случае, их влияние сократилось бы до мизерных размеров этнических общин, традиционно исповедующих тот или иной культ. Иначе говоря, отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство служат надежными залогами того, что никакая межрелигиозная борьба (в случае здравой государственной политики) России не грозит.

В-третьих: здоровый, взвешенный подход к религиозным вопросам может быть основан только на объективной информации. Сведения о жизни Церкви надо получать из первых рук, а не из газетных фантазий некомпетентных журналистов. Дремучее невежество "плюралистов", берущихся громогласно рассуждать на эти темы, порой граничит с явной злонамеренностью.

Бесконечной темой для спекуляций является "раскол", существующий между Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Разделения и расколы есть, несомненно, зло. "Умоляю вас, братия, - взывает к христианам апостол Павел, - именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях". (I Кор. 1: 10).

Однако не надо причислять к изъянам церковной жизни то, что на деле является промыслительным дарованием Божиим, благотворным и врачующим. Тут сама жизнь подтверждает нам фундаментальное положение Православного вероучения: премилосердный Господь, снисходя к человеческим немощам и нестроениям, всемогущим действием благодати Своей даже зло обращает на пользу нашу, сводя недобрые начинания к благим последствиям.

В свое время ВЧК-ОГПУ-НКВД пришлось немало потрудиться, чтобы в 1927 году расколоть Церковь, противопоставив ее зарубежную часть отечественной. Но могли ли вожди богоборцев - скажем, Гершель Иегуда (Ягода), руководивший деятельностью комиссариата внутренних дел, или Миней Губельман, возглавлявший Центральный совет "Союза воинствующих безбожников" - представить себе, что терзая и дробя тело Русской Церкви, они сами, своими руками созидают основание духовного организма такой неодолимой крепости и силы, что все дальнейшие усилия по его уничтожению будут напрасны?! Воистину дивны дела Твои, Господи, и премудрости Твоей несть конца...

Разделившись административно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства. Более того - освободившись от формальной связи с "подсоветскими" структурами, зарубежная часть Церкви получила необходимую свободу для обличения зла, царившего на родине, в России. Во враждебном инославном, иноверческом окружении русские люди на чужбине явили миру подвиг стояния во истине Православия, подвиг надежды и веры - веры в то, что придет срок, кончится мука пленения нашего и Господь избавит исстрадавшуюся Русь от ига святотатцев.

В свою очередь Церковь в России, избавившись от упреков в политической нелояльности, смогла сосредоточить усилия на духовном окормлении своей паствы, шедшей путем невиданного доселе подвига - подвига всенародного исповедничества и страстотерпчества.

На многострадальной земле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучеников Российских "за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический венец приявших". Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуя миру об истинном значении того, что творилось в России.

Пастыри на Руси в тяжелейших условиях сберегли паству. Часто жертвуя собой, они упасли "малое стадо" Христово, пронеся благодатный огнь живой, ревностной веры через все испытания и муки. Зарубежное духовенство искры того же огня разнесло по всему миру, в самые отдаленные его уголки, куда вихрь социальной катастрофы забрасывал русских эмигрантов в поисках крова и пропитания.

Так и ныне: разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную части - хоть и осталось ему существовать совсем недолго - промыслительно способствует тщательному, разностороннему и подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашей Родины и нашего народа вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовный опыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателем русского возрождения.

В заключение подчеркну еще раз: причин для уныния и отчаяния у нас нет. Поводов - сколько угодно, а серьезных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий, знающий русскую жизнь не по романам истеричных литераторов и газетным передовицам, не может не понимать - именно сейчас, сегодня Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб "цивилизованного" духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси.

У нашего народа есть все для того, чтобы это возвращение состоялось. Есть привычка к напряженному внутреннему труду, готовность к самопожертвованию и терпению, нерастраченный запас державной мощи и соборной любви. И - главное - есть Святая Церковь Православная, готовая без устали врачевать его духовные недуги, наставлять, вразумлять и пестовать народ с материнской любовью и отеческой строгостью.

Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святаго! Даруй нам всепобеждающее смирение - что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем супротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла!

Сие и буди, буди! Аминь.

Конец, и Богу Слава!

Митрополит Иоанн (Снычёв)

Обсудить на форуме Российская империя >>>

С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии .






С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии



Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.

...В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Покров

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.

Обсудить на форуме Российская империя >>>

В избранное