Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастерская пресс-релизов

  Все выпуски  

Мастерская пресс-релизов Выпуск 39. Субботник. Эссе. Велика Россия, а поговорить не с


Выпуск 39. Субботник. Эссе

Велика Россия, а поговорить не с кем…

Для меня медийное пространство, общение, обсуждение, поиск истин и универсальных правил – ежедневная реальность на протяжении четверти века. А правило – «Все, что знаешь и умеешь, за плечами не носить!» - лет на 10 больше. И, чем больше я погружаюсь в эти вопросы, тем больше убеждаюсь: основная наша проблема – нежелание слышать друг друга и делать выводы.

Вспоминая Чехова

Еще на студенческой скамье, к какому-то семинару или выступлению по истории отечественной литературы я готовил небольшое эссе по рассказу Антона Павловича «Тоска».

В двух словах напомню тем, кто забыл, фабулу. Извозчик, у которого умер сын, везет то важного барина, то купца, то еще кого-то. Всех тянет по дороге поговорить с ним. Но – о СВОЕМ. Как только он переключается на актуальное для него, седоки «замыкаются» и прекращают беседу.

В итоге, горе свое извозчик смог излить только родимой «савраске», когда кормил ее сеном по окончании рабочего дня…

Аналогичная ситуация, на мой взгляд, наблюдается в современной России, несмотря на совершенствование информационных технологий – Интернета, социальных сетей, мобильной связи и т.д. Мы семимильными шагами идем к тому, чтобы свести все общение между человеческими особями к обмену короткими SMS или «твиттами» типа: «идешь туда-то?» - «нет» - «ну, ладно».

О взаимопонимании при подобном менталитете говорить совершенно бессмысленно. А результат буде тот же, что и на Западе: «душевность» – некое абстрактное понятие, настолько устаревшее, что без толкового словаря в сути его простому смертному не разобраться.

Общение скоро станет возможно лишь в четырех ипостасях: 1-деловое; 2-дежурное «Как дела?»; 3-сексуальное; 4-в состоянии опьянения, когда все всем душу изливают, но наутро никто ничего вспомнить не может.

Как в анекдоте: вечер и ночь прошли не зря, если поутру чувствуешь себя жутко виноватым, но не помнишь, перед кем и за что…

Вопрос «свободных ушей»

Как ни удивительно это прозвучит, но ни сталинские репрессии за инакомыслие, ни брежневский застой с «шепотками» на кухнях не вытравили ментально присущую россиянам неутолимую жажду общения, диспута, поиска истин и пытливость.

Все это замечательно проявилось, прорвалось и расцвело в горбачевские «перестройку, гласность, ускорение». Тогда не редкостью была особая форма «блата» - киоскер в «Союзпечати», который припасет свежий номер «Советской Молодежи», «КП», «МК», «Литературки» и др. А, уж, заполучить номер журнала «Наше наследие» было высочайшим «пилотажем»…

Потом проблемы экономического плана, размытость идей и идеологий, полная утрата ориентиров в жизни, целей, миссии как общества в целом, так и отдельных личностей привели к замечательным итогам: мы можем проговорить долго и подробно ни о чем, а о главном договориться не получается.

Именно поэтому так трудно находить толковых работников при достаточно высокой безработице, так плохо приживаются инновации и инновационное мышление в той стране, где невообразимая изобретательность – основная черта нации. Продолжать можно до бесконечности.

На этих же «китах» базируется и другой современный нам парадокс: практически каждый из нас ищет «свободные уши», чтобы поделиться «своим», наболевшим. В этом поиске он беседует с десятками и сотнями потенциальных партнеров по разговору «по душам», а выговаривается исключительно «первому встречному». И закисает, и тоскует, и начинает угасать как индивид…

Информационная инфляция

Информация, как и все, что имеет определенную цену и ценность, способна эти свои качества утрачивать под влиянием различных факторов.

Как-то: времени (12 апреля 1961 года весть о благополучном полете человека в космос облетела весь мир, а сегодня об этом факте далеко не все знают: летают себе, да и все!), политической или идеологической (все ли сейчас способны назвать день рождения Ленина или Пионерии? – а 30 лет назад в СССР это знали поголовно), экономической (кого сейчас интересует проблема, куда вложить свой ваучер?) конъюнктуры и т.д.

Иными словами, информация подвержена инфляции и даже гиперинфляции не в меньшей степени, чем бумажные деньги: ее очень много, а «выхлоп» от того, что она в наличии – мизерный.

Отсюда – чеховская «Тоска», отсюда – недоверие к подавляющему большинству информационных источников, следование «моде» и другим проявлениям «стадного инстинкта».

Отсюда – банальное нежелание впитывать информацию, фильтровать ее, и наиболее ценную – пропускать через себя и преломлять к собственной сфере деятельности.

Мне очень нравится чье-то высказывание о том, что случайных встреч не бывает. И случайная информация, которая – так или иначе – не может быть нами применена с пользой для себя, очень немного.

Я не жалуюсь!

Я убеждаюсь во всем вышесказанном, в том числе, на примере «Мастерской пресс-релизов». Да, у меня есть определенные цели, имея в виду которые я затеял и продолжаю реализовывать данный проект. Это – мониторинг потенциальных партнеров, обкатка технологий, известных мне в теории, но не опробованных на практике, упражнения в самодисциплине, выработка и кристаллизация уникальных стратегий и т.д.

Еще одна – главная цель – помощь тем, кто по самым разнообразным причинам не имеет тех знаний и навыков, которые есть у меня. Пока я отдаю это по доброте душевной – практически никому это не надо. Как только создам ажиотаж вокруг моих платных инфопродуктов, люди начнут платить за то, что можно было, в принципе, получить без затрат (за исключением времени, которое – хоть так, хоть эдак, тратить придется), просто, читая и обсуждая рассылку…

Но я не жалуюсь. У меня дефицит общения отсутствует напрочь. Наоборот, ощущается избыток общения – прямой путь к затворничеству в любой его форме и к закрытию доступа для широкого круга людей к тем ценностям, которыми я могу с ними поделиться.

Мне очень жаль других, кто постоянно упускает возможности, а, спустя годы, плачется, что бизнес, карьера, жизнь не сложились, что их не поняли и не оценили. Мне жаль…

Спасибо друзьям и коллегам!

Эссе получилось сегодня огромным – слишком накипело на душе. Но не могу не выразить благодарность моим постоянным читателям, советчикам, а в чем-то и соавторам Екатерине, Ирине, Сергею и Игорю. За «соучастие» в налаживании информационного взаимопонимания! За неравнодушие! За сохранение собственных мнений и ценностей, которые они не стесняются выражать.

Вот несколько цитат из диалогов с ними:

Сергей: «…Поскольку день выходной и к серьезным размышлизмам мало располагающий, могу лишь пополнить копилку анекдотов еще одним, правда, "бородатым", известным нам со студенческой скамьи, но так подходящим по теме слухов и недомолвок.

Итак: в Париж прибывает с официальным визитом Папа Римский. В связи с этим редактор одной бульварной парижской газетенки направляет репортера, ставя задачу: "Спроси у понтифика о его отношении к внебрачным половым связям".

Когда в аэропорту "Шарль де Голь" приземлился самолет, и Папа вступил с трапа на ковровую дорожку, его обступили репортеры. Наш коллега спросил: "Падре, а как Вы относитесь к публичным домам?"

"А разве они есть в Париже?" - вопросом на вопрос ответил глава Ватикана.

На следующий день в газете на первой полосе появился репортаж с "лидом" - "Первый вопрос, который задал Папа Римский, сойдя с трапа самолета, есть ли в Париже публичные дома?"

Весьма, на мой взгляд, полезный анекдот и для коллег-журналистов, и для сотрудников пресс-служб. Интерпретировать ситуацию или изречение чиновников-сановников можно всяко-разно. Вопрос, как это потом будет воспринято».

Екатерина: «…Подобный вид сообщений на сайтах госвласти как раз демонстрирует - что этой самой власти абсолютно пофиг, в каком виде ее сообщения отправляются в народ. Ей даже пофиг, что могут неправильно понять. Потому что, вообще-то просто все равно. Отсюда и вот такой вид коммуникации с населением. Такие "швырки". Типа - не будем себя утруждать тут еще общением внятным с вами... и так разберетесь, у нас же есть дела поважней…»

Ирина: «…Мне сложнее всего написать релиз на тему, которой я не владею... Написать - не вопрос, вопрос, как ты себя чувствуешь от того, что это не самый качественный твой продукт...»

Игорь: «…Президент может отнять или подарить надежду на лучшую жизнь. А холодильник или телевизор - это неодушевленные и всего лишь уже атрибуты лучшей жизни. Как пел А.Макаревич: "А мечта воплотилась во что-то. Но мечтой уже быть перестала…"

Сергей: «…Выборы Президента отличаются от выборов холодильника или телевизора в той же степени, в которой десять жареных обезьян отличаются от автобуса "ПАЗик"…»

Спасибо друзьям и коллегам! Продолжаем творить!

Алексей Гриценко, alepalg@yandex.ru


В избранное