Мастерская пресс-релизов Выпуск 39. Субботник. Эссе. Велика Россия, а поговорить не с
Выпуск
39. Субботник. Эссе
Велика
Россия, а поговорить не с кем…
Для меня медийное пространство,
общение, обсуждение, поиск истин и универсальных правил – ежедневная реальность
на протяжении четверти века. А правило – «Все, что знаешь и умеешь, за плечами не
носить!» - лет на 10 больше. И, чем больше я погружаюсь в эти вопросы, тем
больше убеждаюсь: основная наша проблема – нежелание слышать друг друга и
делать выводы.
Вспоминая
Чехова
Еще на студенческой скамье, к какому-то семинару или
выступлению по истории отечественной литературы я готовил небольшое эссе по
рассказу Антона Павловича «Тоска».
В двух словах напомню тем, кто забыл, фабулу.
Извозчик, у которого умер сын, везет то важного барина, то купца, то еще
кого-то. Всех тянет по дороге поговорить с ним. Но – о СВОЕМ. Как только он
переключается на актуальное для него, седоки «замыкаются» и прекращают беседу.
В итоге, горе свое извозчик смог излить только
родимой «савраске», когда кормил ее сеном по окончании рабочего дня…
Аналогичная ситуация, на мой взгляд, наблюдается в
современной России, несмотря на совершенствование информационных технологий –
Интернета, социальных сетей, мобильной связи и т.д. Мы семимильными шагами идем
к тому, чтобы свести все общение между человеческими особями к обмену короткими
SMS или «твиттами» типа: «идешь туда-то?» - «нет» - «ну,
ладно».
О взаимопонимании при подобном менталитете говорить
совершенно бессмысленно. А результат буде тот же, что и на Западе: «душевность»
– некое абстрактное понятие, настолько устаревшее, что без толкового словаря в
сути его простому смертному не разобраться.
Общение скоро станет возможно лишь в четырех
ипостасях: 1-деловое; 2-дежурное «Как дела?»; 3-сексуальное; 4-в состоянии
опьянения, когда все всем душу изливают, но наутро никто ничего вспомнить не
может.
Как в анекдоте: вечер и ночь прошли не зря, если
поутру чувствуешь себя жутко виноватым, но не помнишь, перед кем и за что…
Вопрос
«свободных ушей»
Как ни удивительно это прозвучит, но ни сталинские
репрессии за инакомыслие, ни брежневский застой с «шепотками» на кухнях не
вытравили ментально присущую россиянам неутолимую жажду общения, диспута,
поиска истин и пытливость.
Все это замечательно проявилось, прорвалось и
расцвело в горбачевские «перестройку, гласность, ускорение». Тогда не редкостью
была особая форма «блата» - киоскер в «Союзпечати», который припасет свежий
номер «Советской Молодежи», «КП», «МК», «Литературки» и др. А, уж, заполучить
номер журнала «Наше наследие» было высочайшим «пилотажем»…
Потом проблемы экономического плана, размытость идей
и идеологий, полная утрата ориентиров в жизни, целей, миссии как общества в
целом, так и отдельных личностей привели к замечательным итогам: мы можем
проговорить долго и подробно ни о чем, а о главном договориться не получается.
Именно поэтому так трудно находить толковых
работников при достаточно высокой безработице, так плохо приживаются инновации
и инновационное мышление в той стране, где невообразимая изобретательность –
основная черта нации. Продолжать можно до бесконечности.
На этих же «китах» базируется и другой современный
нам парадокс: практически каждый из нас ищет «свободные уши», чтобы поделиться
«своим», наболевшим. В этом поиске он беседует с десятками и сотнями
потенциальных партнеров по разговору «по душам», а выговаривается исключительно
«первому встречному». И закисает, и тоскует, и начинает угасать как индивид…
Информационная
инфляция
Информация, как и все, что имеет определенную цену и
ценность, способна эти свои качества утрачивать под влиянием различных
факторов.
Как-то: времени (12 апреля 1961 года весть о
благополучном полете человека в космос облетела весь мир, а сегодня об этом
факте далеко не все знают: летают себе, да и все!), политической или
идеологической (все ли сейчас способны назвать день рождения Ленина или
Пионерии? – а 30 лет назад в СССР это знали поголовно), экономической (кого
сейчас интересует проблема, куда вложить свой ваучер?) конъюнктуры и т.д.
Иными словами, информация подвержена инфляции и даже
гиперинфляции не в меньшей степени, чем бумажные деньги: ее очень много, а
«выхлоп» от того, что она в наличии – мизерный.
Отсюда – чеховская «Тоска», отсюда – недоверие к
подавляющему большинству информационных источников, следование «моде» и другим
проявлениям «стадного инстинкта».
Отсюда – банальное нежелание впитывать информацию,
фильтровать ее, и наиболее ценную – пропускать через себя и преломлять к
собственной сфере деятельности.
Мне очень нравится чье-то высказывание о том, что
случайных встреч не бывает. И случайная информация, которая – так или иначе –
не может быть нами применена с пользой для себя, очень немного.
Я
не жалуюсь!
Я убеждаюсь во всем вышесказанном, в том числе, на
примере «Мастерской пресс-релизов». Да, у меня есть определенные цели, имея в
виду которые я затеял и продолжаю реализовывать данный проект. Это – мониторинг
потенциальных партнеров, обкатка технологий, известных мне в теории, но не
опробованных на практике, упражнения в самодисциплине, выработка и
кристаллизация уникальных стратегий и т.д.
Еще одна – главная цель – помощь тем, кто по самым
разнообразным причинам не имеет тех знаний и навыков, которые есть у меня. Пока
я отдаю это по доброте душевной – практически никому это не надо. Как только
создам ажиотаж вокруг моих платных инфопродуктов, люди начнут платить за то, что
можно было, в принципе, получить без затрат (за исключением времени, которое –
хоть так, хоть эдак, тратить придется), просто, читая и обсуждая рассылку…
Но я не жалуюсь. У меня дефицит общения отсутствует
напрочь. Наоборот, ощущается избыток общения – прямой путь к затворничеству в
любой его форме и к закрытию доступа для широкого круга людей к тем ценностям,
которыми я могу с ними поделиться.
Мне очень жаль других, кто постоянно упускает
возможности, а, спустя годы, плачется, что бизнес, карьера, жизнь не сложились,
что их не поняли и не оценили. Мне жаль…
Спасибо
друзьям и коллегам!
Эссе получилось
сегодня огромным – слишком накипело на душе. Но не могу не выразить
благодарность моим постоянным читателям, советчикам, а в чем-то и соавторам
Екатерине, Ирине, Сергею и Игорю. За «соучастие» в налаживании информационного
взаимопонимания! За неравнодушие! За сохранение собственных мнений и ценностей,
которые они не стесняются выражать.
Вот несколько цитат из диалогов с ними:
Сергей: «…Поскольку день выходной и к серьезным размышлизмам
мало располагающий, могу лишь пополнить копилку анекдотов еще одним, правда,
"бородатым", известным нам со студенческой скамьи, но так подходящим
по теме слухов и недомолвок.
Итак: в Париж прибывает с официальным визитом Папа
Римский. В связи с этим редактор одной бульварной парижской газетенки
направляет репортера, ставя задачу: "Спроси у понтифика о его отношении к
внебрачным половым связям".
Когда в аэропорту "Шарль де Голь"
приземлился самолет, и Папа вступил с трапа на ковровую дорожку, его обступили
репортеры. Наш коллега спросил: "Падре, а как Вы относитесь к публичным
домам?"
"А разве они есть в Париже?" - вопросом на
вопрос ответил глава Ватикана.
На следующий день в газете на первой полосе появился
репортаж с "лидом" - "Первый вопрос, который задал Папа Римский,
сойдя с трапа самолета, есть ли в Париже публичные дома?"
Весьма, на мой взгляд, полезный анекдот и для
коллег-журналистов, и для сотрудников пресс-служб. Интерпретировать ситуацию
или изречение чиновников-сановников можно всяко-разно. Вопрос, как это потом
будет воспринято».
Екатерина: «…Подобный вид сообщений на сайтах госвласти как раз
демонстрирует - что этой самой власти абсолютно пофиг, в каком виде ее
сообщения отправляются в народ. Ей даже пофиг, что могут неправильно понять.
Потому что, вообще-то просто все равно. Отсюда и вот такой вид коммуникации с
населением. Такие "швырки". Типа - не будем себя утруждать тут еще
общением внятным с вами... и так разберетесь, у нас же есть дела поважней…»
Ирина: «…Мне сложнее всего написать релиз на тему, которой
я не владею... Написать - не вопрос, вопрос, как ты себя чувствуешь от того,
что это не самый качественный твой продукт...»
Игорь: «…Президент может отнять или подарить надежду на
лучшую жизнь. А холодильник или телевизор - это неодушевленные и всего лишь уже
атрибуты лучшей жизни. Как пел А.Макаревич: "А мечта воплотилась во
что-то. Но мечтой уже быть перестала…"
Сергей: «…Выборы Президента отличаются от выборов
холодильника или телевизора в той же степени, в которой десять жареных обезьян
отличаются от автобуса "ПАЗик"…»