Впервые самолет Президента России до последнего винтика собран на Родине
Ил-96, на котором сейчас летает Владимир Путин, был изготовлен в 1996-м для Бориса Ельцина. Начальный проект отделки тогда чем-то не устроил заказчика, и построенный в Воронеже самолет покрывали специальными материалами в Голландии, а салон оборудовали в Швейцарии - правда, по эскизам сына Ильи Глазунова. В итоге Ил-96 (длина - 55 м, вес - 230 т) оказался самым дорогим за всю историю отечественного авиастроения (по сведениям западной прессы, он обошелся почти в $300 млн., а его внутреннее убранство - в $39 млн.). В салоне ельцинского «Ила» были две спальни, зал для совещаний и даже реанимационное отделение.
Новый президент, которому реанимация пока как-то без надобности, а борт-дублер нужен «по штату», решил поддержать отечественного производителя: все детали путинского Ил-96–300ПУ(М) сделаны в России. Двигатель из Перми (ПС-90А) позволяет без дозаправки пролететь 14 тыс. км и удовлетворяет самым жестким ограничениям стран Запада по шумам. Благодаря «начинке», созданной в Омске, машина может использоваться как воздушный командный пункт Верховного главнокомандующего. Все детали и агрегаты самолета прошли спецотбор - многократно испытывались на прочность. В итоге у Путина не будет ни личного парашюта, ни катапульты - машина имеет высшую степень надежности.
Предметы интерьера салона - тоже отечественные: от гравюр на шелке на исторические темы, заказанных на Павлово-Посадской фабрике, до мебели российско-бельгийского совместного предприятия. Появившиеся же в прессе рассказы о дереве дорогих пород, двух этажах, беговой дорожке в коридоре для разминок, по мнению воронежских авиастроителей, - выдумки.
Сегодня в Воронежском акционерном самолетостроительном объединении (ВАСО) завершаются электромонтаж, установка системы кондиционеров.
Ил-96–300 ПУ(М) Президента России (кстати, ПУ - не начальные буквы фамилии Путина, а знак того, что самолет оснащен спецсвязью. Президент может звонить с борта самолета на любой высоте - разговор передается в зашифрованном виде) должен подняться в небо уже в 2002 году. Когда именно?
На этот вопрос на ВАСО отвечать категорически отказываются: мол, как бы не сглазить...
А КАК У НИХ?
Авиапарк американского президента включает в себя два «Боинга» серии 747-200B с номерами на хвосте 28 000 и 29 000. Когда глава Белого дома находится на борту одного из них, то радиопозывной обозначается как Air Force One («Президентский самолет» или «ВВС-1»).
Президент Франции летает на «Боингах» - 747 и 777-200, а также на аэробусе А-310-300. Канцлер Германии предпочитает европейский А-310-300. Премьер-министр Великобритании бороздит воздушные океаны на лайнере ВАе-146.