Внимание! Новый раздел - "ЗНАКОМСТВА с КП" «Варяг»-2 опять погибает, но не продается!
Авианосец «Варяг», купленный китайцами для развлечений, потерял буксирные концы в Эгейском море
Авианосец «Варяг» начали строить еще при СССР на Николаевском судостроительном заводе. К моменту распада Союза корабль, которому в перспективе отводилась роль флагмана советского флота, был готов на девяносто процентов. Оставалось сделать стратегическую «начинку». И поначалу Украина, которой «Варяг» достался в наследство, пыталась изыскать средства для достройки гиганта. Однако вскоре отказалась от этой идеи: слишком дорого...
Полтора года назад авианосец (разумеется, только корпус, без какого бы то ни было вооружения!) выставили на международный аукцион. «Варяг» приобрел Китай за 20 миллионов долларов и с достаточно пикантной перспективой. Китайские товарищи собирались «перепрофилировать» судно - перегнать его к своим берегам через Босфор и превратить в этакий громадный ресторан-бар-казино-магазин на воде.
Однако затея пришлась не по нраву туркам. Они не поверили в искренность китайских намерений выпивать на «Варяге», а стали подозревать, что авианосец попытаются поставить на службу вооруженных сил КНР. Более года Анкара не давала Пекину разрешения на буксировку судна через пролив. Все это время, вплоть до 1 ноября нынешнего года, «Варяг» вынужден был дрейфовать в Черном море. А когда, наконец, отправился в путь, сразу попал в шторм...
Около греческого острова Скирос буксировочные тросы оборвались, и авианосец 14 часов был один на один со стихией. Турецким спасателям удалось с помощью вертолета эвакуировать сопроводительную команду с авианосца. Благо в ней было всего семь человек: три украинца, три россиянина и один филиппинец. Ольга МУСАФИРОВА. (Наш спец. корр.). Киев.
ИЗ АРХИВА «КП»
Тактико-технические характеристики тяжелого авианосного крейсера (ТАКР) «Варяг» (до 19.06.90. - ТАКР «Рига»)
Проект 1143.4. (по классификации НАТО - «Кремль», по классификации СССР - «Орел»).
Строился на Николаевском судостроительном заводе.
Спущен на воду в 1988 году в недостроенном виде (68% готовности).
В 1992 году достройка крейсера была прекращена из-за долгов Минобороны России украинской стороне.
Водоизмещение - 60 тыс. тонн.
Длина - свыше 300 метров.
Высота - 87 метров.
Скорость - 36 узлов (около 72 км/час).
Мощность двигателя - около 90 тыс. л. с.
Способен нести на борту около 60 самолетов корабельного типа (Су-24К, Су-25К, Су-27К, МиГ-29К).
Проектом была предусмотрена система ПВО, состоящая из зенитных ракетных комплексов корабельного базирования «Оса», «Кортик», «Форт».
РЕПОРТАЖ ИЗ ПЕКИНА
Крейсер «Минск» стал главной развлекательной площадкой Шэньчженя
Весть о том, что крейсер «Варяг» терпит бедствие в Эгейском море, еще не успела долететь до его собрата «Минска», бросившего якорь в бухте южнокитайского порта Шэньчжень. Менеджер по фамилии Чжан из местной туристической компании сообщил мне по телефону, что «Минск» стал главной культурной и развлекательной площадкой города, за полтора года его посетили свыше четырех миллионов гостей и жителей города. По его словам, «Варяг» был куплен конкурирующей компанией из Макао и планировался к запуску в эксплуатацию как развлекательно-игорный центр на два года раньше, чем «Минск».
- Наши конкуренты по неизвестным причинам не смогли стать первыми на китайском рынке, первыми стали мы, шэньчжэнцы, - с гордостью сообщил Чжан. - Но у нас совсем другой профиль - мы не потакаем игорным страстям, а выполняем задачу воспитания дружественного отношения к Военно-морскому флоту России и к культуре нашего великого соседа.
У «Минска» действительно судьба сложилась более благоприятно, чем у «Варяга». Авианесущий крейсер «Минск» был перекуплен китайцами у южнокорейцев сразу после азиатского кризиса 1998 года за почти 60 миллионов долларов. Зачем его приобрели южнокорейцы - неизвестно, скорее всего, на металлолом. «Минск» доставили в Шэньчжень, привели в порядок, подкрасили, надраили и открыли для посещения широкой публики. За 12 долларов здесь можно ознакомиться с экспозицией небольшого музея, посвященного истории Российского флота, а также побывать на концерте эстрадно-фольклорных ансамблей из России. Есть еще зал электронно-игровых автоматов - это для детей. Предприятие стартовало в 2000 году и пользуется успехом у местных жителей и многочисленных туристов, наезжающих в этот уголок Китая.
В другой бухте на севере Китая недавно встал у причала еще один крейсер - «Киев». Власти города-порта Цинхуандао решили перенять опыт шэньчжэнцев и повысить уровень культурно-воспитательной работы с помощью былой гордости Российского флота.
Судьба «Варяга» выглядит драматично. По имеющимся сведениям, он был куплен за бесценок макаоской компанией с экзотическим названием Sociedade de Turismo e Diversoese de Macau (STDM). Ee владелец - известный богач Стэнли Хо, контролирующий более сорока лет весь игорный бизнес Макао. Его также величают крестным отцом макаоской и гонконгской мафии. По задумке менеджеров, «Варяг» должен стать неким южнокитайским центром русских развлечений: помимо казино, на его борту планировалось проводить балы с участием российских и украинских проституток. Александр ПЛАТКОВСКИЙ. (Наш соб. корр.). Пекин.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Говорит президент Московской региональной общественной организации «Крейсерская слава», бывший начальник корабельной авиации Тихоокеанской эскадры полковник запаса Валерий РУСАЛОВ:
- «Варяг» - четвертый российский корабль-авианосец (после «Минска», «Новороссийска» и «Киева»), который найдет пристанище в Китае. Один из них они, как известно, порезали «на иголки», два других подмарафетили и превратили в культурно-исторические центры с роскошными ресторанами. Народ туда валом валит. Китайцы в реконструкцию только одного авианосца вложили 20 миллионов долларов, а уже через полгода на 50% компенсировали расходы!
Что же касается «Варяга», то тут дело обстоит по-другому: нельзя исключать, что китайцы на сей раз могут восстановить корабль (во всяком случае, - есть ли такие условия в контракте с украинской стороной, - это держится в секрете). Виктор БАРАНЕЦ.
КОММЕНТАРИЙ МОРЯКА
Адмирал Эдуард БАЛТИН, бывший командующий Черноморским флотом, Герой Советского Союза:
- Операцию по буксировке «Варяга» в Китай уникальной я не считаю. Хотя бы потому, что прецедент был: Япония купила у Австралии списанный авианосец и транспортировала таким же образом. Саму же операцию Украина проводит из рук вон плохо. Во-первых, не было сделано конвертование корабля. Во-вторых, на него не были установлены специальные буксировочные устройства. В-третьих, все-таки надо было установить на корабль дизель-генераторы и обеспечить его таким образом всеми необходимыми огнями, чтобы предотвратить столкновение судов в море. И самое главное, необходимо было рассчитать толщину буксиров и мощность буксировщиков - тогда бы «Варяг» не сорвало с тросов. Все это предусмотрено международными нормами. А Украина всегда экономит деньги - и всегда плохо кончает! Ульяна СКОЙБЕДА. Комсомольская Правда.
Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете
на нашем сайте www.kp.ru