Минфин и ЦБ предложили создать национального конкурента Visa
Российские чиновники разработали законопроект,
предполагающий создание российской национальной платежной системы,
которая бы использовала собственные пластиковые карты. Предполагается,
что документ будет внесен на рассмотрение правительства в ноябре и
принят до конца 2009 года. Каким образом новая платежная система станет
конкурировать с доминирующими в стране Visa и MasterCard, пока не
понятно.
Большая, российская
Законопроект "О национальной платежной
системе" разработали сотрудники Министерства финансов России,
Центробанка, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
и Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ). Согласно документу,
новая общероссийская платежная система должна быть построена на базе
одной из уже функционирующих систем, имеющих расчетные центры на
территории страны.
Российская регистрация является не единственным требованием,
которому должна соответствовать действующая платежная система. Она
также обязана работать с микропроцессорными картами, обладающими
дублирующей магнитной полосой. Это условие связано с намерением
чиновников наделить будущие пластиковые карты новой платежной системы
различными социальными приложениями.
Ярким примером микропроцессорных карт является "Социальная
карта москвича", выпускаемая, однако, на базе Visa Electron. По этой
карте можно не только получать пенсию или социальные выплаты и пособия,
но также использовать ее, например, для прохода в метро. Микрочип в
такой карте "помнит" страховой номер владельца в Пенсионном фонде
России, номер полиса обязательного медицинского страхования и данные о
предоставляемых ему социальных услугах.
Согласно планам разработчиков законопроекта, новая система
должна снизить зависимость российского рынка от иностранных игроков.
Каким образом этого планируется достичь, не уточняется. В России
действуют свыше 20 платежных систем, однако доминирующее положение на
отечественном рынке занимают две - иностранные Visa и MasterCard,
которые охватывают 85 процентов рынка.
Крупнейшими российскими системами являются "Объединенная российская
платежная система" Сбербанка (занимает три процента рынка) и "Золотая
корона" (около пяти процентов рынка). Как полагают разработчики
законопроекта, именно эти две системы являются главными претендентами
на роль общенациональных. Правда, сами руководители этих систем делать
их общероссийскими пока не стремятся.
По данным на 1 сентября 2009 года, Сбербанк выпустил около 35,4
миллиона карт, однако на "Объединенную российскую платежную систему"
приходится лишь 3,5 миллиона карт, а остальные - на Visa и MasterCard.
Перевод небольшой платежной системы на общенациональный уровень
подразумевает значительные затраты на развитие и расширение сети,
совершенствование расчетного центра, эмиссию карт и установку большего
числа банкоматов, способных работать с картами новой системы.
Разработанный законопроект подразумевает выделение на создание
общенациональной платежной системы средств из федерального бюджета. При
этом ни форма, ни объем госинвестиций пока не известны. Сами же
российские системы самостоятельно профинансировать столь масштабную
модернизацию не смогут.
Реализация задуманного может обойтись дешевле, если привлечь к
процессу иностранные компании с уже готовыми и распространенными
сетями. Тем не менее, осуществить это невозможно, поскольку как раз
такой путь законопроект запрещает. Между тем сеть MasterCard уже
заявила о своей готовности участвовать в создании системы. Руководитель
представительства MasterCard в России Илья Рябый заявил газете
"Коммерсант", что компания готова зарегистрировать в стране юридическое
лицо и создать здесь расчетный центр, чтобы соответствовать всем
требованиям законопроекта. Реакция чиновников на это предложение пока
неизвестна.
Не первые
Попытки создания общенациональной платежной системы в России
предпринимаются регулярно с 1993 года. В частности, в 1993 году рабочая
группа под руководством начальника управления ценных бумаг Центробанка
России Андрея Козлова
занималась разработкой концепции платежной системы. На реализацию
проекта планировалось потратить пять миллионов долларов. Впрочем,
дальше концепции дело не пошло и система создана так и не была.
В разное время построить общенациональную платежную систему пытались на
базе STB, "Олби-Дипломат", Union Card, однако все эти попытки
завершились безрезультатно. В 2005 году Центробанк России заявил о
своих планах сделать общенациональной систему Сбербанка "Сберкарт"
(ныне "Объединенная российская платежная система"), основанную в том же
году. "Сберкарт" была создана на базе собственной платежной системы
Сбербанка, который владеет в ней 26-процентной долей.
Помимо Сбербанка в "Сберкарт" принимают участие еще 15 банков,
причем 14 из них не входят даже в сотню крупнейших финансовых
организаций России. Вторым крупным участником системы является
"Транскредитбанк", но он только принимает карты "Сберкарт" к оплате и
не занимается их выпуском. Фактически, Сбербанк занимается эмиссией
карт в одиночку. Операции по обслуживанию карт осуществляются через 9,3
тысячи пунктов выдачи наличных и 9,8 тысячи банкоматов.
В июне 2009 года "Сберкарт" изменила название на "Объединенную
российскую платежную систему". Ожидается, что ребрендинг будет
полностью завершен в начале 2010 года, но карты с новым логотипом стали
появляться уже в середине лета 2009 года. Смена названия платежной
системы была произведена для того, чтобы полностью исключить ассоциации
с ее крупнейшим собственником - Сбербанком.
Предполагалось, что смена названия поможет привлечь другие
банки к участию в системе. В частности, свою заинтересованность
высказывал ВТБ, но при этом руководство банка заявляло, что платежная
система должна быть переименована. На каком этапе сейчас находится
процесс присоединения ВТБ к системе, неизвестно.
Часть большого плана
В июне 2008 года президент России Дмитрий Медведев
пообещал превратить Москву в международный финансовый центр (МФЦ).
Спустя месяц Министерство экономического развития России приступило к
разработке концепции создания центра, которая получила одобрение
правительства в феврале 2009 года.
В одобренной правительством концепции предполагается, что
Москва сможет конкурировать с ведущими центрами "евроазиатского
пространства" к 2012 году. При этом своими главными конкурентами
российские чиновники называют Шанхай и Мумбаи. Считается, что для
полноценной конкуренции хотя бы одна российская биржа должна попасть в
Топ-12 мировых лидеров по обороту и объемам первичного размещения акций
(IPO).
Кроме того, доля иностранных бумаг в биржевом обороте
создаваемого финансового центра должна составлять не менее 10
процентов. При этом доля финансового сектора в ВВП России должна
вырасти с четырех процентов в 2009 году до шести процентов в 2012 году.
Не исключено, что построение общенациональной российской платежной
системы также может быть проведено в рамках создания МФЦ.
Впрочем, все планы относительно создания МФЦ разрабатывались в
докризисное время и учитывали тогдашний рост на российских биржах. С
приходом в Россию глобального кризиса, вызвавшего ускорение инфляции и
сокращение ВВП, сроки реализации задуманного, скорее всего,
отодвинулись на неопределенное время. Та же участь ждет, по видимому, и
создание общенациональной платежной системы.