В России снова заговорили о прогрессивной шкале
подоходного налога. Причем затронули этот вопрос представители власти.
В этот раз они ратуют не за социальную справедливость, а за наполнение
бюджетов, как федерального, так и региональных (которые получают 70%
поступлений от подоходного налога).
Счетная палата подготовила заключение на проект закона о
федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 - 2012 гг., и в
нем заявила о целесообразности внесения существенных изменений в
налоговое и бюджетное законодательство. Общая стратегия изменений, как
обрисовал ее глава ведомства Сергей Степашин, - это "постепенный
перенос тяжести налогообложения с производства на конечное потребление;
введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц (по крайней
мере, в отношении лиц с наиболее высокими доходами); совершенствование
системы межбюджетных отношений с целью расширения доходного потенциала
субъектов федерального бюджета". Ведь, как ожидается, с 2011 г.
устойчивость бюджетов всех уровней существенно снизится. Иными словами,
в них появятся большие дыры, которые надо будет как-то латать. Счетная
палата предлагает простой путь: заставить богатых поделиться своими
доходами.
Идея, конечно, далеко не новая. Как и дискуссия о пользе
нынешнего "плоского" подоходного налога в 13%. Его уже неоднократно
предлагали заменить на прогрессивную шкалу (то есть, чем выше доход,
тем больше и процент, отдаваемый государству). "Действующая налоговая
политика в отношении физлиц не только вопиюще несправедлива, она
оглушительно неэффективна", - заявил на днях лидер "Справедливой
России" Сергей Миронов, выступая в поддержку идеям Степашина. "Эсеры"
еще в мае предлагали ввести в стране прогрессивный подоходный налог.
Он, по идее, эффективнее "плоского", поскольку подталкивает
предпринимателей направлять больше прибыли на развитие производства, а
не класть себе в карман. Кроме того, он справедливее: государство
"снимает" с богатых больше денег, которые перераспределяет затем в
пользу бедных. Таким образом, и бюджету лучше, и разрыв в доходах между
богатыми и бедными сокращается.
Но это в идеале. А на практике может ведь получиться и
по-другому - как в России в 1990-е годы. Тогда существовала
прогрессивная шкала: подоходный налог доходил до 30% (плюс некая
фиксированная сумма), но бюджет получал крохи, а социальное расслоение
увеличивалось в разы. Дело в том, что состоятельные люди не хотели
отдавать государству столько денег, и нанимали целые команды
"специалистов по оптимизации налогообложения". Либо просто платили
зарплаты в конвертах.
Именно к этим временам апеллируют сейчас противники
прогрессивной шкалы. И приводят весомый аргумент: с 2001 г., когда эта
шкала была заменена "плоскими" 13%, поступления от подоходного налога
на протяжении ряда лет росли темпами в 50%. В период с 2000-го по 2006
г. эти поступления выросли в 35 раз. Конечно, в эти годы активно росла
российская экономика и благосостояние граждан, но не такими же темпами!
Просто в это время экономика выходила из тени: большинству
предпринимателей стало выгоднее заплатить государству, чем рисковать
или оплачивать труд "оптимизаторов". Конечно, существуют еще ЕСН (он,
кстати, будет заменен с будущего года страховыми платежами) и прочие
отчисления, которые сильно увеличивают налоговое бремя. Но это все
налоги на бизнес, а не на конкретного человека. Сам же бизнесмен, как и
его наемный работник, отдает государству лишь 13% своего дохода.
Несомненно, что готовых отдать 13% находится гораздо больше, чем тех,
кто отдал бы 30%.
Отсюда вытекает и другой, просто убийственный аргумент
защитников нынешнего налога: если вернуть прогрессивную шкалу, то
экономика снова начнет уходить в тень. Если государство потребует себе
уже не седьмую часть доходов граждан, а треть, люди не заплатят ему
вовсе. И бюджет, вместо увеличения поступлений, получит еще большую дыру...
Что же получается, "плоская" ставка подоходного налога -
это несомненное благо, а прогрессивная шкала - утопия? Но почему же
тогда абсолютное большинство стран (особенно развитых) применяют именно
прогрессивную шкалу? И налоги собирают, и не боятся, что их экономика
ускользнет в тень! Как заметил Александр Лившиц на страницах
"Известий", "по переулку "плоская шкала" движется не более десяти
стран. Остальные идут по проспекту "прогрессивная шкала". В том числе
все девятнадцать наших партнеров по "большой двадцатке". В Германии
максимальная ставка ПН - 53%, в Японии – 50%, во Франции - 40%. И
ничего. Собирают в полном объеме".
Здесь, конечно, автор статьи "Пора делиться" несколько
перегнул палку: все-таки и в этих странах случаются крупные и громкие
дела, связанные с уклонением от уплаты налогов. Чего стоил один только
скандал, разгоревшийся в начале прошлого года между Германией и
Лихтенштейном из-за уклонения от налогов на сотни тысяч евро более
тысячи немецких налогоплательщиков. Так что "полного объема", конечно,
не выходит. Но в целом собираемость, безусловно, куда выше, чем в
России.
Например, самый высокий в мире подоходный налог
существует в Дании: в связи с кризисом его шкала была пересмотрена, и
теперь он может достигать 65%. И ведь состоятельные датчане его платят!
В этой стране налоговые поступления составляют почти половину ВНП. Эти
средства не уходят в "тень", а используются государством, которое,
перераспределяя их, становится социальным государством, почти
социалистическим.
Почему у нас так не получается? Видимо, мы слишком долго
строили социализм "не с того конца". И что-то важное упустили, что-то
испортили. Причем в себе. Причин у несобираемости налогов, как минимум,
две. Во-первых, государство у нас не слишком-то эффективное и честное -
ему не настолько доверяют, как в Дании, и много денег давать просто не
хотят. А во-вторых, сознательность россиян оставляет желать лучшего. Вы
видели, какие толпы респектабельных с виду граждан несутся по вагонам
пригородных поездов, преследуемые контролерами? А часто ли уступают в
транспорте места пожилым людям? Увы. Причем все считают, что поступают
правильно или, по крайней мере, находят себе множество оправданий.
Какая уж тут социальная ответственность! Какое там перераспределение
доходов и помощь пенсионерам и малообеспеченным! Пока мы будем платить
лишь под давлением контролера, нам светят только плоские налоги и такие
же плоские отношения между государством и обществом. Или, как деликатно
выразился Дмитрий Медведев, отвечая на инициативу "эсеров", потенциал
плоской шкалы у нас "еще не исчерпан".