Ничего революционного от саммита главных финансистов G20 не ожидается. Основной темой станет архитектура посткризисного мира, в которой развивающиеся страны хотят играть большую роль. Главный вопрос - пора или нет сворачивать антикризисные меры? Мнения по этому вопросу разделились
Как будет выглядеть мир после кризиса? В последнее время макроэкономическая ситуация позволяет задуматься над этой проблемой. И министры финансов и главы Центробанков G20 в ходе встречи 4-5 сентября в Лондоне станут на время архитекторами, проектировщиками и художниками посткризисного мира.
Как сообщил "Интерфаксу" источник в российской делегации, министры вряд ли предложат революционные идеи развития мировой экономики, они скорее наметят основные направления формирования посткризисной финансовой архитектуры.
Как отметил собеседник агентства, "основной фокус внимания G20 сосредоточен на ситуации в мировой экономике и координации дальнейших действий в антикризисной политике".
Продолжать антикризисные меры или нет? Вот главный вопрос, который будет обсуждаться.
Например, группа стран, включая Германию, Францию и ряд развивающихся государств, считает, что пришло время детально разобраться в exit strategy. В частности, они предлагают определиться, как будет выводиться излишняя денежная масса, введенная в экономику в период активного стимулирования, как будет осуществляться "переход от докризисного и кризисного финансового регулирования к посткризисному, а также как избежать возможной высокой волатильности на рынках в этот период".
Второй подход, который активно защищает министр финансов США Тимоти Гайтнер, его поддерживает также Великобритания и Китай, заключается в необходимости продолжать политику стимулирующих мер. По мнению этой группы, отметил представитель российской делегации, необходимо повышать эффективность данных мер, а переход к exit strategy осуществлять несколько позже. "Они не видят необходимости фокусироваться на посткризисном развитии, считая, что сейчас еще время стимулирования", - пояснил источник агентства.
Россия поддерживает подход европейских стран. "Ничто не мешает сейчас лидерам, тем более финансовым регуляторам, думать о том, как выстраивать посткризисную политику, как будет выглядеть финансовая система в этот период", - отметил источник.
Министры финансов G20, по его словам, должны будут найти компромисс между этими двумя подходами, определиться с "комбинацией стимулирующих и посткризисных мер, а также со временем, когда будут запускаться последние".
Реформа международных финансовых организаций также станет одной из важнейших тем для обсуждения финансовой "двадцатки". "Приобретает конкретные очертания то, как будет выглядеть Международный валютный фонд и Всемирный банк в недалеком будущем", - отметил источник. Он напомнил, что сроки реформы уже определены - 2011-2012 годы, поэтому сейчас "должны быть приняты решающие шаги по сути реформы, в частности, какой будет сдвиг в распределении квот и голосов".
Развивающиеся страны и, в частности, страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай - ИФ) считают, что "нужно выйти на пропорцию развивающихся и развитых стран 50/50", сказал собеседник агентства. При этом он подчеркнул, что "понятие "50/50" условно, ведь сейчас в развивающийся мир попадают и Сингапур, и Южная Корея, хотя они являются членами ОЭСР и входят в группу лидирующих экономик".
В реформировании международных финансовых организаций (МФО), по словам источника, есть еще одна тема, которая активно дискутируется в последнее время - инструменты капитализации фонда и банка. Он напомнил, что конгресс США проголосовал за выделение $100 млрд на пополнение ресурсов МВФ в рамках нового соглашения о заимствованиях (New Arrangements to Borrow, NAB), согласно которому страны обязались предоставлять дополнительные ресурсы фонду, если возникает необходимость восстановления равновесия международной
валютной системы или урегулирования кризисных ситуаций.
При этом США оговорили, что данная сумма не должна превышать 20% объема всех ресурсов в рамках NAB. Таким образом, общий объем дополнительных поступлений должен быть $500 млрд. "Естественно возникает риск, что, закачав такие большие деньги в эту структуру, мы снимем остроту необходимости реформирования системы управления фонда", - отметил собеседник агентства.
"Окончательное решение по реформе МВФ и Всемирного банка, видимо, будет приниматься в октябре в Стамбуле на годовом собрании фонда и банка", - заключил он.
Лондон. 4 сентября. IFX.RU
Мировой финансовый кризис нанес ощутимый урон практически всем экномикам мира. Однако больше остальных пострадали развивающиеся страны, обязательства которых были существенно выше, чем ликвидные активы. В итоге им пришлось прибегнуть к помощи международных институтов, например, МВФ, передает Reuters.
Огромные вливания фонда в развивающиеся страны помогли остановить сильное падение их валют и спасти их экономики от дефолта. МВФ собрал более 400 млрд долл. в специальный фонд для поддержки стран, сильнее всего пострадавших от кризиса. Средства в первую очередь будут направляться на поддержку стран Центральной и Восточной Европы, где последствия кризиса "особенно серьезны".
В качестве еще одной антикризисной меры МВФ принял решение об эмиссии в объеме 250 млрд долл. в виде SDR (special drawing rights – специальные права заимствования). Эти средства будут распределены среди 186 государств - членов МВФ согласно квотам стран в фонде. Так, если Доминиканская республика получила около 11 млн долл., то Китаю было выделено порядка 10,5 млрд долл.
"Получается, что развивающиеся государства получат дополнительные 110 млрд долл. Это очень позитивно отразится на их экономиках", - говорит экономист Cheuvreux Симон Кихано Эванс. Особенно нужны эти деньги небольшим развивающимся экономикам, поскольку крупные государства (например, Китай) обычно обладают огромными золотовалютными резервами, которые помогают им успешно справляться с кризисом.
"Антикризисные программы МВФ пойдут на пользу лишь небольшим государствам с маленькими золотовалютными запасами. Деньги фонда помогут им справиться с кризисом и избежать дефолта. При этом частично средства МВФ могут пойти на поддержку их национальных валют, добавляют эксперты.
Яркий пример – Украина. Это развивающееся государство довольно сильно пострадало от мирового финансового кризиса. В итоге МВФ осенью 2008г. одобрил кредитную программу для Украины на 16,4 млрд долл. А буквально недавно в рамках распределения SDR Украина получила от Международного валютного фонда 1,3 млрд SDR. "Решение фонда о распределении SDR хорошо скажется на экономике Украины. Эти средства могут быть направлены на поддержку гривны", - отметили представители ING в аналитической записке.
Правда, некоторые экономисты уверяют, что дополнительные финансовые вливания в мировую экономику приведут к резкому росту инфляционных рисков. Особенно актуальна эта проблема для стран с небольшими резервами, поскольку резкое увеличение их золотовалютных запасов усилит инфляционное давление. Правда, экономисты МВФ уверяют, что пока инфляции можно не опасаться, поскольку 250 млрд долл. в виде SDR составляют всего лишь 0,5% от мирового ВВП.
Между тем уже на следующей неделе МВФ планирует выпустить еще 33 млрд долл. в виде SDR, которые будут распределены между странами - участниками фонда, которые вступили в МВФ уже после 1981г. Эти средства пойдут на пополнение золотовалютных резервов, и при желании могут быть проданы другим государствам. "Получается, что вырастет общая масса денег в обращении, а это хорошо отразится на развивающихся экономиках", - заключил директор Knight Libertas Ричард Сегал.
04 сентября 2009г.
TOP.RBC.RU