ГК "Автодор" планирует в ближайшие 7 лет построить 1380 км автодорог. Причем налогоплательщикам придется раскошелиться на красивые планы дважды. Из бюджета на эти цели просят более 880 миллиардов рублей
Очередной новорожденной госкомпании всего 4 месяца, а ее планам можно только позавидовать. ГК "Автодор" собирается за семь лет построить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения и затратить на это более 1,4 трлн рублей, из которых почти 62% - бюджетные средства. Компенсировать бюджетный урон и прочие привлеченные средства на строительство предлагается за счет налогоплательщиков, колесящих по автодорогам. К 2016 году за проезд по "своим" платным автодорогам компания намерена собрать более 63 млрд
рублей.
В июле 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон о государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Компания создана для поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог. То есть, призвана сделать то, чего до нее никто не смог сделать: избавить автотрассы от "пробок" и колдобин, и сделать проезд по ним сплошным удовольствием.
Осталось только подготовить "смету", по которой предстояло жить компании с 2010 по 2015 год. Она была утверждена 25 ноября 2009 г. наблюдательным советом ГК "Автодор" в виде проекта Программы ее деятельности на указанный период, сообщила пресс-служба Минтранса. Иных подробностей не раскрывается.
Как стало известно "Ведомостям", на реализацию заявленных планов потребуется 1,431 трлн рулей, в том числе из бюджета и инвестфонда - 881,1 млрд руб. Подсобят и те, кто колесит по автодорогам.
Получается, что проезд по дорогам, появившимся в рамках программы "Автодора", будет дважды не бесплатным. За построенные на бюджетные деньги, то есть на деньги налогоплательщиков, километры им же придется заплатить еще раз. Чиновники обещают, что плата по вновь построенным и отреставрированным участкам будет достаточно демократичная: 1 рубль за 1 км. Правда, она будет индексироваться каждый год. К 2016 г. госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд руб. в виде «платы за проезд».
"Повезет" тем, кто соберется путешествовать по автодороге М1 "Беларусь" (платными будут 235,1 км), при проезде по автостраде М3 "Украина" с собой надо будет иметь 122 рубля, чтобы оплатить соответствующее количество километров. Очень дорогой для проезда может получиться трасса "Дон" - там платными заявлены 671,9 км. Оплатить придется примерно третью часть автодороги М10 Москва - Санкт-Петербург (251 км), 53,9 км ЦКАД в Московской области, 54 км магистрали Казань - Оренбург - граница Казахстана. Эти дороги в
перспективе примут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей, считает госкомпания.
Ежегодно тариф будет индексироваться с учетом инфляции и изменения размера ВВП. Если не хочется выкладывать деньги за проезд "с ветерком", то к услугам для малобюджетных потребителей будут альтернативные автодороги. По крайней мере, так отмечено в программе госкорпорации.
Цель реализации программы "Автодора" благая. Наконец-то будет положено начало созданию сети скоростных автомобильных дорог, появится возможность широкомасштабного привлечения внебюджетных инвестиций.
В проекте деятельности ГК на ближайшие 7 лет указывается, что помимо бюджетных денег на строительство автодорог средства будут привлекаться и на стороне. Так, компания на 273 млрд руб. планирует разместить облигации со сроком погашения от пяти до 15 лет и купонным доходом от 12% до 8,5%. Все облигации получат 100%-ную госгарантию, надеется госкомпания, объясняет замминистра транспорта и член наблюдательного совета госкомпании Олег Белозеров. Оставшуюся часть внебюджетных средств составят пятилетние кредиты (32,9
млрд руб. под 10% годовых) и средства концессионеров (180,2 млрд руб.).
Предполагается, что в декабре проект Программы будет внесен в правительство РФ, сообщается в пресс-релизе Минтранса.
Источники получения средств расписаны. Но, как отмечает чиновник министерства, участвовавший в согласовании программы, к ней уже достаточно вопросов. По его словам, непонятен сам подход к делу, когда "Автодор" собирается строить платные дороги главным образом на бюджетные средства, а затем собирать деньги в свою пользу и "тратить непонятно на что".
"С точки зрения бизнеса - это мечта", - говорит партнер ФБК Игорь Николаев, на которого ссылаются "Ведомости": большую часть средств получаешь из бюджета и за счет, по сути, квазиоблигаций, которые предложат под гарантии государства купить госагентам вроде ВЭБа. Но к такому подходу возникает сразу несколько вопросов, отмечает он: "Почему налогоплательщики, отдавая государству налоги на строительство и ремонт инфраструктуры, должны еще раз платить за проезд по ней?" Наличие бесплатной альтернативы - не аргумент,
считает И.Николаев: дублер будет приходить в запустение и людям придется пользоваться платной дорогой.
Из программы "Автодора" следует, что строительство и обустройство 1 км автодороги обойдется более чем в 1 млрд рублей. Это почти в 5 раз больше, чем стоил километр автодороги Новгород-Усть-Луга (там оно обошлось в 190 млн рублей), но меньше чем в Сочи и Москве (2 млрд рублей за километр и 8 млрд рублей соответственно),
Москва. 30 ноября. IFX.RU