Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Шрифт мелкий, проблемы крупные


Тема дня: экономика

Выпуск N175

Сегодня - 2009-11-16

Итак, свежие новости экономики...

16 ноября 2009 г.

Шрифт мелкий, проблемы крупные

Любой договор перед подписанием надо прочесть "от корки до корки". Чтобы потом не было мучительно….
"Знал бы, где упаду, подстелил бы соломку" — именно такую нехитрую мудрость мы зачастую приводим для объяснений и оправданий какой-нибудь очередной своей неудачи. Между тем “соломка” эта давно существует и называется страхованием. Вот только в ходе нынешнего кризиса зачастую выясняется, что с “соломкой” все обстоит не так гладко.
Об обязательном страховании говорить особо нечего. Если входишь в ту категорию населения, для которой и придуманы данные программы, то тут вашего желания спрашивать никто и не станет: надо, и все тут. Есть машина, на которой ездишь, будь добр, приобретай полис ОСАГО. Правда, свобода выбора конкретной компании, например по страхованию автогражданской ответственности, остается за каждым из нас.
А вот с добровольным страхованием ситуация складывается достаточно тяжелая. Падение реальных доходов населения в кризис сократило финансовые возможности россиян подстелить соломки, а значит, и перекрыло живительный денежный приток в страховые компании. Грубо говоря, река не пересохла, но превратилась в ручей.
Федеральная служба страхового надзора не так давно опубликовала данные о деятельности 697 из 722 зарегистрированных страховых компаний России за 9 месяцев нынешнего года. Картина складывается далеко не оптимистичная.
Так, общая сумма страховых премий (будем называть их далее сборами) и выплат составила соответственно за этот период 722,4 и 529,92 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом эти показатели выросли на 1,5% и 21,9%. Но на этом хорошие новости заканчиваются. Поскольку по добровольным видам страхования сборы упали на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, а выплаты увеличились на 24,1%. Хотя в абсолютных цифрах ситуация выглядит не так страшно (страховые премии составили по этим программам 321,9 млрд. рублей, а выплаты 166,49 млрд.), тенденция к сокращению разрыва — налицо.
Как оценивают эксперты страхового рынка, падение по итогам года может быть еще более впечатляющим. Руководитель центра стратегических исследований крупнейшей отечественной страховой компании Алексей Зубец высказал мнение, что с учетом инфляции реальное падение может достигать 25%.
И не случайно, что в этих условиях выросло количество жалоб со стороны клиентов на страховые компании. По данным Федеральной службы страхового надзора, это явление уже приняло достаточно массовый характер. Если за первое полугодие 2008-го в ФССН с жалобами на страховщиков обратилось 6564 человека, то в первом полугодии нынешнего года таких недовольных оказалось уже 15691 человек. И стоит учесть, пожалуй, что реальное количество клиентов страховых компаний, не получивших того, чего хотели, существенно больше. Поскольку далеко не каждый из нас захочет тратить время на жалобы и силы на “битву за справедливость”. Чем и пользуются некоторые страховщики. К тому же уже подававшие жалобы добивались победы в редких случаях, а чаще всего со стороны чиновников жалобщики слышат лишь стандартное пожелание идти за решением проблем в суд. На что готово еще меньшее количество страхователей.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что страхователи, то есть мы с вами, до сих пор очень часто относятся к оформлению договоров с компаниями как к второстепенной процедуре. Буквально на днях мне рассказали историю про клиентку одной компании, которая из-за изменившихся личных финансовых обстоятельств решила досрочно расторгнуть договор с компанией и получить свои деньги из ранее выплаченных взносов обратно. Так называемую выкупную сумму. И для нее оказалось неприятным сюрпризом, что она не получила практически ничего. И лишь из-за того, что не обратила внимание на один немаловажный нюанс: выкупные суммы, отличные от нуля рублей, в соответствии с таблицей, приложенной к договору, появляются в ее контракте лишь с момента осуществления первого платежа после первых двух лет действия договора. Грубо говоря, если платежи осуществляются раз в квартал, то после 9-го платежа.
Для другого клиента страховой компании неприятностью стало то обстоятельство, что выкупные суммы существенно отличаются от сумм проведенных платежей. Уступают им примерно в 2 раза. И чтобы получить все деньги, да еще и с каким-то наваром, ему надо исправно выполнять условия договора до конца срока его действия.
В общем, дорогие наши сограждане, пора запомнить, что в документах, которые имеют отношение к вашим финансам, не бывает мелочей. И лучше уж отложить подписание такого контракта, чем оформлять его бегло и на ходу, доверившись устным заверениям страхового агента. Который, бывает, и сам не посвящен в тонкости столь многогранного бизнеса, каким является страхование.
МК.Ру - Гришин Александр




В избранное