Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

До кризиса предприниматели не работали


Тема дня: экономика

Выпуск N170

Сегодня - 2009-11-02

Итак, свежие новости экономики...

2 ноября 2009 г.

До кризиса предприниматели не работали

Дмитрий Потапенко: - Нет никакого кризиса в России. Если 20 лет ни фига экономику не строили, а все занимались «администрированием», то что вы от нее хотите?

Бизнесмены стонут под гнетом кризиса. Чем приходится жертвовать предпринимателям?
Снизит ли цены на продукты новый Закон «О торговле»? Кто воспользовался экономическими проблемами для передела собственности? Об этом и многом другом в интервью с бывшим гендиректором торговой сети «Пятерочка» Дмитрием Потапенко, управляющим партнером Management Development Group Inc., куда входят полтора десятка торговых сетей, рестораны и производственные предприятия с общим оборотом более $140 млн. в год.

ПЯТЬ ПЕРЕЛЕТОВ В НЕДЕЛЮ

Интервью проходило в походных условиях. В 10.30 Дмитрий Потапенко прибывал из Перми на Казанский вокзал. Встретиться договорились на соседнем - Ленинградском - у памятника Ленину. Бизнесмен собирался пересесть на электричку до Твери.
Рост под метр девяносто, вес за 100 кило. Одет в замшевую куртку и кожаные штаны. Образ дополняет короткая стрижка. У таких товарищей милиция любит проверять документы на вокзалах - ну какой это миллионер! И ни одной сумки с собой (на недоуменный вопрос вытаскивает из кармана куртки мешочек с зубной пастой и щеткой: «Передвигаюсь налегке»).
- Что это вы, Дмитрий, в Тверь на электричке собрались - кризис?
- Это все равно что сказать: москвичи ездят на метро из-за кризиса. Хотя нормальные люди обычно передвигаются на том транспорте, на каком удобно.
- «Нормальные», может быть, на самом деле ездят на чем придется. Но что-то я ни разу не видел в электричках бизнесменов с многомиллионным состоянием...
- Не считайте богатых людей шизофрениками. Многие из них покупают продукты в «Ашане», а по Москве передвигаются на метро. Девяносто процентов офисного планктона, который нужно гнать поганой метлой с любой работы, стремится к этому фетишу - машине, - благоговейно произносит Потапенко, закатывая глаза.
- У вас что, машины нет?
- И не одна - пять. Но вопрос в другом: зачем? Если разговор о престиже, то мы возвращаемся к мысли о шизофрении. С другой стороны, представьте, что вы купили «Ламборджини». Живете в поселке, где она есть у всех. Внимание, вопрос: вы выеживаетесь тем, что обзавелись «Ламборджини»?
- Нет, если в этом поселке она стоит в каждом дворе...
- Правильно. И другое дело, если выбираетесь на дорогу общего пользования, а рядом «шестерки» и «восьмерки»... Тот человек, который считает, что перед ним на «Ламборджини» выеживаются, всего лишь лох. У него комплекс неполноценности. А мне все это по барабану. Я и на метро могу ездить. - Из кармана рубашки Потапенко вытаскивает проездной на 60 поездок. - В Тверь на электричке мотаюсь 2 - 3 раза в месяц, когда там проходит заседание совета директоров одной из торговых сетей. Четыре-пять перелетов-переездов в неделю. Я так работаю всегда.

«РАБОТЯГИ ХОТЕЛИ МНЕ МОРДУ НАБИТЬ»

- Как кризис повлиял на работу ваших предприятий?
- Спрос рухнул. Продажи в наших торговых сетях упали в среднем на 16%. К кризису мы начали готовиться загодя, с мая прошлого года. С тех пор в зависимости от сети и региона сократили персонал на 40%, ассортимент - на 15 - 60%, площадь магазинов - на 5 - 40%. Пришлось лишить топ-менеджеров бонусов. Это еще примерно 0,5% от общего оборота сетей. В результате мы не только не ушли в убыток, но и значительно увеличили прибыль. А с 1 ноября сократим еще 10% персонала. Но в целом нынешний кризис ужаса на меня не наводит.
- Бывало страшнее?
- В 1998 году я - молодой хлыщ в жилетке - возглавил фабрику «Сходня-Мебель». К тому моменту работникам предприятия не выплачивали зарплату уже 8 месяцев. А мне надо наладить производство - за два месяца уволил почти 1,5 тысячи сотрудников.
- Вам в спину не плевали?
- Работяги первым делом хотели морду набить. Но это сложно. К тому же я знаю, что нужно человеку, умею улаживать конфликты.
- Ну и что нужно человеку?
- Деньги и возможность трудоустроиться впоследствии. Бузотерство до добра не доводит. Ну покипешевал человек, проел выходное пособие. А дальше что? Потенциальный работодатель скажет: «Зачем мне этот урод, который не работал, а качал права?!» Трудоустроиться будет непросто.
- Почему руководство других торговых сетей сейчас жалуется на убытки?
- Потому что до последнего времени фигово работали. Головой начали думать, лишь когда кризис пришел. Устанавливают цели, сокращают издержки на бизнес-процессы. До кризиса многие бизнес имели, чтобы перед бабами покрасоваться.

РАБОТНИКИ АВТОВАЗА НЕ ВИНОВАТЫ

- Странно получается. Кризис зародился в Америке, а, судя по темпам падения экономики, ударил в первую очередь по России... Почему?
- До начала кризиса на нашем дохлом фондовом рынке играли западные ребята. Когда у них возникли свои проблемы, сказали: «Мы пошли, жены сказали - верни деньги домой». И тут выяснилось, что российского фондового рынка не существует. Да нет никакого кризиса в России! Если мы 20 лет ни фига экономику не строили, а все занимались «администрированием», то чего вы хотите? Кто из государственных мужей ответил за АвтоВАЗ в том виде, в котором он до сих пор существует? Никто. А бабки в него вкачиваются колоссальные. И будут вкачивать, потому что предприятие со-ци-аль-но зна-чи-мое, - выговаривает по слогам бизнесмен. - Работники АвтоВАЗа, конечно, не виноваты, что производят такие машины. Виноват тот, кто отвечает за автомобильную промышленность в целом.
- Как будем выходить из кризиса?
- Через псевдонационализацию.
- А это еще что такое?
- Иногда осознанно создается негативный образ какого-то определенного бизнеса. А потом этот бизнес чиновники и силовики переводят под себя или под нужных людей. У коммерсантов останется только шелупонь из мелких предприятий. Крупняк отойдет мэрам, высоким чиновникам или их приближенным - одним словом, государству.
- Это даже коррупцией не назовешь...
- Я вам сейчас расскажу про коррупцию. На днях глава Следственного комитета Бастрыкин заявил, что если сажать чиновников нынешними темпами, то работать будет некому. То есть в открытую сказал: коррупцию побороть нельзя. Я считаю, что бороться с коррупцией в этой стране невозможно. Коррупция - это квинтэссенция власти.
Граждане и бизнесмены в России нарушают закон не потому, что хотят его нарушать. А потому, что законы осознанно написаны так, что не нарушить вы не можете.
- А точно без взяток не обойтись?
- Попробуйте открыть магазин или ресторан. Вас ждут 33 контролирующих органа и около 600 подзаконных актов. Точка заработает в лучшем случае через 9, а обычно через 14 месяцев с начала оформления документов. На протяжении этого времени необходимо платить арендную ставку за помещение, зарплату сотрудникам. А бизнесмена еще и обвинят: чего это он жалуется - бизнес-то у него все равно выгодный...
- А что, невыгодный, что ли? Это же не секрет, что торговая надбавка на товар порой достигает 100%.
- Мы так до фига зарабатываем, что от доходов карманы ломятся! - иронизирует Потапенко. - Хотя если почитать отчетность крупнейших ритейлеров, проверенную зарубежными компаниями, то увидим: чистая прибыль не превышает 1,5 - 2%.
- Вы же не побираетесь. - Показываю на дорогие часы на руке Потапенко.
- Основная часть моего бизнеса - это продовольственные магазины и недорогие рестораны вроде столовок. Зарабатываю не на наценке, а на количестве обслуженных клиентов.

ЗАКОН «О ТОРГОВЛЕ» ТОЛКАЕТ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ

- Чиновники совместно с сенаторами и депутатами Госдумы продвигают новый закон «О торговле». Документ снизит уровень цен в магазинах?
- Основное новшество: закон вводит еще одну контролирующую организацию - Федеральную антимонопольную службу. Когда в Америке цены на горючее прыгали вслед за ценами на нефть, в России литр бензина как стоил 20 рублей, так и стоит. ФАС проводил проверки, выписал штрафы. Что, цена на бензин упала?
- В законе имеется любопытный пункт. При входе в торговую сеть с производителя будут драть не 15 бонусов, как сейчас, а всего один. Цены должны пойти вниз.
- Не пойдут. Производитель просто не будет входить в торговую сеть. Представьте ситуацию. Вы - торговец. На полку размером метр двадцать претендуют 70 производителей с товарной линейкой в 100 наименований у каждого. Итого семь тысяч позиций. А вам из них нужно выбрать всего 60. Как вы лично решите эту проблему?
- Возьму марки, которые на слуху, - высказываю первое же пришедшее на ум соображение.
- Хорошо, сработала реклама. А если товар одинаковый - все рекламируются, а качество одинаково плохое?
- Не знаю...
- Нынешние бонусы - это аукционная ставка. Кто больше заплатил из производителей, тот и пробился на полку магазина. Деньги официально проходили через счета, облагались налогом. Теперь говорят: «Нет, ребята, это неправильно». Да не вопрос - платежи уйдут в тень.
- То есть проблема будет решаться взяткой торговцу?
- А как по-другому? Человек производит носки, велосипеды или молоко. Товар аналогичен уже имеющемуся на рынке. Что делать? Производитель сам достанет из кармана деньги, но это будет уже взятка.
- Что же делать?
- К проблеме необходимо подходить с другой стороны. Количество производственных мощностей в мире в 150 раз превышает необходимое к потреблению. Налицо кризис перепроизводства. Только во Франции, к примеру, государство не борется с сетями, а доплачивает производителям, чтобы они не вырабатывали лишнего. В этом случае все не внакладе. А мы делаем диаметрально противоположное. Поднимаем ввозные пошлины, «защищаем отечественного товаропроизводителя», выкручиваем руки торговым сетям...

В РОССИИ НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕСТО ГРУЗЧИКА

- В Европе цены падают, а у нас они растут...
- Растут из-за увеличения издержек. Напомню, в начале 2009 года каждый из нас - скажем, «простой человек» - молча заглотнул подорожание «коммуналки» на 30%. Естественно, это сказалось на расходах всего бизнеса.
- Еще недавно низкую зарплату россиян называли нашим конкурентным преимуществом перед Западом...
- Посмотрите объявления - москвичи хотят оклады от 1000 евро. Но даже в Европе нормальная зарплата скромнее. К примеру, среднестатистические болгарин или чех получают около 400 евро. В розничной торговле и в ресторанном бизнесе по всему миру работают гастарбайтеры. Во французском «Симпле» (сеть «Ашан») на кассе сидят вьетнамцы, которые в лучшем случае владеют несколькими фразами на французском. На кассе «Уол-Март» в Америке работают мексиканцы. А у нас говорят: нельзя, чтобы грузчик был таджиком. Но у нас нет конкуренции за место грузчика .
- Хорошо, в Москве и Питере народ на самом деле отвык от тяжелой работы, а в регионах?
- В Твери, куда мы едем, обнулили все квоты на иностранцев, то есть я не могу их взять на работу. Раньше у меня работали узбеки за 8 тысяч, и они ра-бо-та-ли, - по слогам чеканит Потапенко. - Сейчас за 14 тысяч не работают тверичане. Знают, что они незаменимы, и просто квасят.
Низшие должности должны занимать люди без образования, с низкими потребностями, но никак не местные граждане. Это международная тенденция. Замена советского слова «лимитчик» на «гастарбайтер» проблемы не решила. Тогда по лимиту набирали, и сейчас должен быть лимит. Горожане в дворники не пойдут.
- Насколько велика роль сетевых магазинов в торговле?
- Сети не являются основным каналом доведения продукции до покупателя. В Москве зарегистрировано минимум 15 тысяч розничных точек. Разного формата: палатки, сетевые магазины, еще что-то. В Москве и Подмосковье работают всего 75 сетей - не более 800 магазинов. Итак, 800 магазинов против 17 тысяч. Вопрос: если я производитель, какого фига я лезу в сеть, если существует огромное количество свободных точек?
- Ну и?..
- У 99,9% руководителей производств слово «сбыт» ассоциируется по советской привычке с Госпланом. Они не понимают, что когда производишь товар в промышленном масштабе, то первая задача - не производство, а сбыт. Это основа экономики во всем мире. Но у нас это не работает. Нашего товара нет ни в одной стране мира. И не потому, что его туда не пускают, а потому, что он стоит в три раза дороже аналогов.
- Вы сами производитель, чего же не решите эту проблему хотя бы для себя?
- У меня два производства в разных городах. Но при этом я реально понимаю, из чего произвожу товар. И все из этого производят. Когда кто-то начинает орать: «Я отечественный производитель!» - я предлагаю это доказать без популизма и политики. Чье оборудование используешь? Почему-то импортное. Рабочая сила чья? Таджики. Информационные технологии тоже не российские. Ингредиенты тоже зачастую завозятся из-за границы. Это все равно что называть собранный в России BMW отечественной машиной. Это же в целом применительно ко всей нашей экономике.

БИОГРАФИЯ

Дмитрию Потапенко 39 лет. Москвич в четвертом поколении. Чемпион мира по карате. В конце 80-х - начале 90-х годов трудился санитаром в морге, охранником в казино и телохранителем президента банка «Русский кредит». В 25 лет стал самым молодым вице-президентом в компании «Грюндиг» в странах СНГ и Балтии. Бывший директор торговых сетей «Пятерочка» и «Карусель», фабрики «Сходня-Мебель» и других предприятий.
Сейчас - управляющий партнер Management Development Group Inc., куда входят розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ», ресторанной сети «РесторанчикЪ» и другие предприятия.
В автопарке имеет Mitsubishi Pajero, Lexus и Kia Rio.
Женат, воспитывает двух дочерей.
КП.Ру - Александр ЗЮЗЯЕВ


Казна худеет, но зато - чиновник с новеньким авто

Даже в разгар кризиса госслужащие не собираются отказываться от предметов роскоши.
На сайтах госзакупок то и дело мелькают то позолоченные кровати для МВД, то очередной набор шампуров за полмиллиона рублей. И нам по-прежнему есть чему удивляться. Благо бьющая фонтаном фантазия чиновников предоставляет это делать в неограниченном количестве.

На «Мерседесе» - к гражданскому обществу

Самый важный предмет для госслужащего, конечно же, персональный автомобиль. И вовсе не важно, какой именно пост занимает этот, безусловно, нужный обществу человек. Главное - иметь статус госслужащего, который и дает право распоряжаться деньгами бюджета.
Всероссийский историко-этнографический музей не пожалеет на покупку Volvo XC70 1 миллион 640 тысяч рублей бюджетных денег. Так что теперь собирать фольклор по деревням станет еще веселее и, главное - комфортнее. Очевидно и то, что потом какой-нибудь важный мужчина с не менее важным видом отчитается на высшем уровне об «освоенных учеными бюджетах». Отчего российская наука, естественно, сделает еще один большой шаг вперед.
Российский государственный социальный университет недавно объявил о том, что закупает «Мерседес-Бенц Е350» за 2,5 миллиона рублей. Вон оно как, а мы-то считали университетских работников бедными бюджетниками... Покупку, вероятно, можно объяснить словами ректора этого вуза Василия Жукова на сайте университета: «Мы стремимся... помочь сформировать такие гражданские качества, которые ценны в условиях продвижения нашей страны к социальному государству и гражданскому обществу». Без «Мерседеса», значит, никак к этому обществу не продраться. А то на пути ухабов много, а так меньше трясти будет...
Кстати, про ухабы... Удивительное дело, но те, кто призван строить и ремонтировать дороги, похоже, и сами не очень-то верят в успех своего дела. В управлении автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства (ФДА), например, желают приобрести внедорожник «Фольксваген Туарег» за 1,5 миллиона.
Другие же их коллеги из других управлений ФДА, наоборот, свято уверены в качестве сделанного. А потому позволяют тратить себе миллионы бюджетных денег на комфортные авто. Хотя по иным дорогам, которые контролируются этими управлениями, кроме как на тракторе, и не проедешь.

«Скорая бронепомощь» по-чеченски

Медицина Чечни в опасности! А что еще нам оставалось думать, когда мы обнаружили на сайте госзаказов этой республики заявку об аукционе на покупку бронированного Lexus LX-570? И всего-то за ничего: 14,9 миллиона! Причем о безопасности своих тел озаботился... территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)! Ничего себе «Скорая помощь», подивились мы и позвонили в Грозный:
- Как же так? Война вроде кончилась, да и кризис в стране идет...
Впрочем, как сообщили нам в территориальном ФОМС по Чечне, аукцион по «Лексусу», несмотря на то, что состоялся, был отменен фондом по собственной инициативе. Мы уже хотели было поднять бокалы за совестливых медиков, но на всякий случай еще раз глянули на тот же сайт. На смену «Лексусу» здесь пришли «Мерседес-Бенц GL500» на общую сумму 22 миллиона рублей. В заказчиках значится управделами президента Чечни...

А ну-ка угадай!

Нудный процесс госзакупок решили разнообразить эскулапы из медсанчасти № 156 г. Балаково. Нам предлагается поучаствовать в некоей развивающей игре и угадать, что же именно хотят медики: в аукционной документации указана и длина машины, и ширина, и размер дисков с желаемым количеством аудиоколонок... Но ни слова о марке!
Мы этот тест прошли - под описываемые параметры подходит лишь уже знакомая нам «Тойота-Камри». А теперь представим себя на месте незнакомого с балаковскими медиками автодилера, торгующего означенными автомобилями. В попытке найти покупателя из госструктур он входит на сайт zakupki.gov.ru, вбивает в поисковую строку слово «Тойота» и... не находит этой закупки!
Еще дальше в деле камуфлирования закупок пошло Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Они выставили заказ на три «транспортных средства представительского класса» за 11,5 миллиона (поисковая машина, как вы понимаете, в данном случае реагировать на слово «автомобиль» также не будет). Но все-таки что за техника спасет природу России? Мы позвонили по указанному телефону:
- А вы кто? - напряглись на том конце трубки.
- Да вот закупкой интересуемся. Какое авто надо?
- Всякое, которое подойдет под описание...
- Но марки-то нет!
- Ну и что? Любой автомобиль, удовлетворяющий указанным требованиям...
Человек на том конце трубки явно слукавил: под «указанные требования» попадает лишь Audi A8L 3.2 Quattro - представительский лимузин премиум-класса. В среднем получается по 3,8 миллиона за штуку. Не очень дорого за спасение лесов, полей и рек...
Интересно, что еще придумают чиновники, делая информацию о закупке открытой лишь для узкого круга? Может, в следующий раз назовут автомобиль «самодвижущейся 4-колесной повозкой» или «шайтан-арбой», гадают сегодня блоггеры, наткнувшиеся на очередную головоломку.

Самый дорогой «уазик» покупают на Чукотке

Чтобы вы не подумали, что госструктуры у нас искренне ненавидят отечественный автопром, приводим пример подлинного патриотизма от Чукотского отделения Пенсионного фонда. Им необходим всего лишь «уазик». Ну не верят они в надежность всяких там буржуйских «Лэнд-Крузеров»! «Уазик» непростой, а с «мобильным пунктом управления мобильной клиентской службы, включая обеспечение резервирования каналов связи». Поэтому чукотские социальные работники и оценили чудо-технику в... 3 миллиона 606 тысяч 600 рублей!
- ОАО «УАЗ» по выигранному тендеру собрало и отгрузило 20 автомобилей, - прокомментировал руководитель производственно-технического департамента Ульяновского автозавода Дмитрий Пришвин. - В «рабочем кабинете» есть микроволновая печь, холодильник, сейф, стол. Кроме того, автомобиль оснащен кондиционером, керамическим обогревателем и др.
- Таких автомобилей у нас немного, но их значение трудно переоценить, - объяснили нам причину дороговизны в пресс-службе Пенсионного фонда РФ. - Это самодостаточная мобильная клиентская служба, которую ПФР использует для обслуживания людей, живущих в труднодоступных районах, где слабо развито или вообще отсутствует транспортное сообщение. Автомобиль оснащен всем необходимым для удаленного доступа к базам ПФР, включая спутниковую связь...

Дело было не в машине...

Тягу власть имущих к сверхдорогим автомобилям как-то объяснил прессе один крупный чиновник, комментируя оптовую закупку крутых BMW. Мол, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые машины, потому как на ремонт последних придется тратить много народных денежек.
Однако логика эта начинает хромать, когда доходим до следующего лота: МВД России в ноябре проведет «открытый аукцион на техобслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт BMW». Сумма не скрывается - 71 миллион 13 тысяч рублей. Сколько «дешевых» тольяттинских и нижегородских авто можно было отремонтировать и закупить на эти денежки, считайте сами. Так, глядишь, и АвтоВАЗ бы спасли...
Кстати, о ремонте «дешевых» отечественных авто. Порой, как оказывается, дело вовсе не в машинах, а в тех, кто в них сидит. Милиционеры Астраханского УВД, например, настолько суровы, что умудрились разбить в ДТП служебные автомобили марки «УАЗ», «ВАЗ», «ГАЗ», «ИЖ», «ПАЗ», «КаВЗ», «ЗИЛ», «КамАЗ», «Урал». Вот и ищут сейчас тех, которые за полмиллиона рублей отремонтируют эту битую технику.

«Мономах с ушками»

А вот в Приморском крае, похоже, завелась самая настоящая птица счастья. Мясо какой же еще птицы может стоить 3000 рублей за кило? Причем аборигены, не понимая всей ее ценности для науки, поступают с ней весьма утилитарно: кормят этим мясом воспитанников Екатериновского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Таким образом, счастливые дети должны скушать 79 кило этой птицы. А помимо этого - 153 кг свинины по 1300 рублей за кг и 156 кг говядины по той же цене.
Весьма довольны, надо полагать, и пациенты «Уссурийского реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью». Там приобрели 9 кг свеклы по 3000 рублей за кг! А хватит ли этого на всех, забеспокоились мы.
- Ошибочка вышла, - со вздохом прокомментировали «КП» в администрации Приморского края. - Стоимость за кило и количество кило перепутали в сводной таблице местами. Так что на самом деле больные съедят 3000 килограммов свеклы по 9 рублей за килограмм. С птицей - то же самое.
М-да, не вышло научного открытия... Хотя в области экзотических закупок переплюнуть наши психиатрические заведения пока еще никто не смог. Петербургский психоневрологический диспансер № 2 в августе решил купить для своих пациентов 100 зимних шапок. Да не простых, а почти золотых: норковых и песцовых. Цены - от 4303 рублей за фасон «мономах с ушками» до 8713 за «русскую ушанку».
- Наши пациенты выходят в город, бывают в театрах, в кафе и тоже хотят выглядеть нормально, - отмело подозрения в расточительстве руководство диспансера. - Наш диспансер женский, а женщины любят одеваться красиво. К тому же норка и песец служат дольше, чем кролик...

Новый год для мэра

В том, что в стране нет кризиса, мы еще раз убедились, внимательно ознакомившись с удивительной уральской закупкой. За 12 миллионов рублей градоначальник Екатеринбурга решил с шиком отметить «Старый Новый год» на 500 персон (заявка так и называется - «Старый Новый год у главы Екатеринбурга»). Кто эти 500 счастливчиков, догадывайтесь сами... Душа поет и пляшет, когда читаешь прайс: чего тут только нет: шарики-фонарики, огоньки-хлопушки, фейерверки-погремушки. К ним прилагаются 12 местных исполнителей плюс таинственная пока «звезда российской эстрады», официанты... Закуска-выпивка пойдет по отдельному прайсу. Ну как тут в гости не напроситься? Но нас разочаровали:
- Окончательное решение по финансированию мероприятия принимает глава города после подведения итогов конкурса, - со вздохом прокомментировал руководитель пресс-службы мэра Екатеринбурга Константин Пудов. - Но, скорее всего, будет серьезное сокращение затрат. Я вообще на 99 процентов уверен, что праздника не будет. Бюджет Екатеринбурга значительно сократился, урезаны многие статьи расходов... Штат администрации после Нового года сократят еще на 20 процентов. Вряд ли глава города устроит праздник в таких условиях. А если и устроит, праздник ведь финансируется не только из горбюджета, но и за счет спонсоров.

В Приморье нашли средство от кризиса!

«...Куда смотрел Нобелевский комитет?!!» - закипел наш разум возмущенный, когда мы рассматривали госзаказ, рожденный в недрах администрации Приморского края. Очевидная же первая премия в области экономики! Здесь изобрели уникальный метод борьбы с кризисом. Только и надо, что выпустить много социальной рекламы на тему «Меры, принимаемые Администрацией ПК и Правительством РФ по снижению влияния мирового экономического кризиса на социально-экономическую обстановку в Приморском крае». И стоит всего ничего - 7 миллионов 68 тысяч. Развесил плакаты, на которых жирными буквами известил, что кризис побежден, и все - нет больше кризиса.
Так был кризис или не был? Ответ напрашивается сам собой после прочтения пожеланий госслужащих. Ведь если бы он случился, наши руководители в первую очередь отказались бы от всего дорогого, правда?..

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Можно запретить им покупать дорогие авто. «Заработают» на туалетной бумаге...»

Игорь НИКОЛАЕВ, профессор Высшей школы экономики, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:
- Чем острее кризис, тем беспардоннее тратится бюджет. Представьте бюджетный пирог. Допустим, до кризиса четвертая его часть расходовалась, мягко говоря, нецелесообразно. Грянул кризис. Пирог сокращается, но доля уведенных средств, наоборот, растет, потому что ведь как рассуждают чиновники: непонятно, что будет завтра, поэтому надо успеть «оприходовать» выделяемые средства сегодня. Такое ощущение, что под «прозрачностью» закона о госзакупках у нас понимается разрешение наблюдать за тем, как расхищаются средства... Можно, конечно, написать указ, чтобы не покупали машины дороже некоей суммы. Ну и что? Будут покупать другое. Да на туалетной бумаге они «заработают» не меньше!
Все это говорит об одном - административная реформа у нас свелась к перетряхиванию органов власти. Ведь не меняется самое главное - мотивация чиновника, когда он хочет заработать на распределении средств и приходит во власть для этого. А значит, и начинать бороться с коррупцией нужно с изменения этой мотивации.

ОФИЦИАЛЬНО

«Руководителей штрафуют. На 30 тысяч рублей...»

Михаил ЕВРАЕВ, начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением госзаказа:
- Увы, закон 94 ФЗ - это закон, регулирующий процедуру закупок, правила торгов. И когда нас спрашивают, почему вот такое-то ведомство закупает дорогие машины, то мы отвечаем, что это вопрос к законам о бюджетах, в которых закладываются эти расходы.
...Cитуация, когда заказчик маскирует закупку, достаточно распространенная. И при условии, что описываются характеристики только одного конкретного производителя, это, разумеется, нарушение закона. Мы пытаемся отслеживать такие эпизоды. Сейчас практически разобрались с теми должностными лицами, которые набивали часть текста латинскими буквами: скажем, букву «о» в слово «автомобиль» писали латиницей. С виду то же самое, но вы же об этом не знаете и набираете это слово в поисковой строке по-русски. Как результат - вы не видите эту закупку. Некоторые должностные лица подверглись за это штрафам. Но весьма незначительным - до 30 тысяч рублей. А ведь были торги на миллиарды рублей. За такие действия должна быть уголовная ответственность. Ведь если это не коррупция, то что же тогда коррупция?
Тем не менее закон о закупках играет свою положительную роль. Он ведь обязывает еще публиковать и результаты торгов. И сразу видно, кто как проводит торги. Сейчас существуют тысячи муниципальных и региональных сайтов госзакупок, но уже с 1 января 2011 года вся информация будет размещаться на одном портале. Можно будет зайти в одно место и знать о торгах по всей территории страны. Это принципиально изменит всю сферу госзаказа.
Алексей ОВЧИННИКОВ, Наталия ЛУКИНЫХ («КП» - Екатеринбург»),
Александр ГОРЕЛИК («КП» - С.-Петербург»)






В избранное