Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N12, 20.01.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N12 (35)

20 января 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1243
 

СОДЕРЖАНИЕ

Российские экспортеры теряют из-за ограничительных мер по $2,5 млрд

Платежи ТЭК в бюджет составили 700 миллиардов рублей

М.Касьянов подписал постановление о повышении экспортной пошлины на нефть с 1 февраля до 33,9 долл/т и на нефтепродукты - с 28,1 долл/т до 30,5 долл/т

Минфин проведет в феврале аукционы по размещению ГКО на 4 млрд руб. и ОФЗ на 30 млрд руб

МНЕНИЕ: Экономические последствия расширения ЕС для России

МНЕНИЕ: Роль рынка государственных бумаг сильно изменилась – Константин Святный

 
Российские экспортеры теряют из-за ограничительных мер по $2,5 млрд
Российские экспортеры ежегодно теряют из-за ограничительных мер, введенных различными странами, $2,5 миллиарда. Об этом заявил вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. "Не секрет, что в настоящее время для российских товаров существует около 90 видов ограничений, что, по экспертным оценкам, наносит ущерб нашим экспортерам", - сказал Гордеев. Министр привел оперативные данные, согласно которым за 11 месяцев 2003 г. импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в Россию составил $9,9 миллиарда. Это означает прирост в 11%. В то же время, российский экспорт продовольственных товаров и сельсхозсырья вырос за тот же период на 23% по сравнению с 2002 г. и достиг $2,4 млрд, сообщил министр.


Как сообщает ИТАР-ТАСС, российский вице-премьер участвовал в проходившей в Берлине крупнейшей в мире агропромышленной выставке "Зеленая неделя". "С рядом стран переговоры завершены, а с другими - находятся в финальной стадии", - добавил А.Гордеев. По его словам, "среди проблемных позиций, где пока не удается достичь взаимоприемлемых договоренностей, - ряд сельскохозяйственных товаров, авиационная техника, автомобили и некоторые другие". "Особо трудными остаются расхождения насчет обязательств России по размеру государственных субсидий сельскому хозяйству", - отметил вице-премьер.
В целом Россия вступила в завершающую стадию переговоров, на которой предстоит согласовать наиболее сложные и проблемные вопросы, сказал А.Гордеев. Он считает, что "дальнейшее продвижение будет определяться готовностью партнеров России проявить конструктивный и прагматичный подход при решении вопросов, наиболее чувствительных для российской стороны". (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

Переговоры с вступающими в Евросоюз странами подтвердили опасения России относительно торгово-экономических, правовых, социальных и иных негативных перемен, связанных с приемом в ЕС 10 новых государств. Об этом сообщил вице-премьер, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, выступая в субботу на форуме в Берлине в рамках агропромышленной ярмарки "Зеленая неделя". По его словам, передает ИТАР-ТАСС, переговоры проведены со Словенией, Словакией, Венгрией, Кипром, Чехией, Эстонией, а также с Польшей и Мальтой. Вице-премьер отметил, что Россия "понимает, что в среднесрочной перспективе расширение рынка ЕС, на котором действуют единые нормы и правила, окажет благоприятное воздействие на развитие нашего торгового оборота". Однако речь идет об ущербе, который будет нанесен ряду весьма чувствительных позиций российского экспорта, прежде всего - экспортерам сельхозпродукции. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

В целом, Россия рассматривает расширение Европейского союза как процесс естественный и объективный, сказал министр, касаясь перспектив торгово-экономических связей в области сельского хозяйства. "Темпы и условия этого расширения определяют сами заинтересованные стороны - Евросоюз и государства, стремящиеся в него вступить", - сообщил Гордеев. "Объектом нашего пристального внимания является не сам процесс расширения, а его последствия для России, для ее традиционных связей со странами, присоединяющимися к ЕС" - добавил министр.
"Мы уже приступили к консультациям со вступающими в Евросоюз государствами. Переговоры уже проведены со Словенией, Словакией, Венгрией, Кипром, Чехией, Эстонией, а также с Польшей и Мальтой", - сообщил он. "Общий вывод заключается в том, что подтверждаются наши опасения относительно торгово-экономических, правовых, социальных и иных негативных перемен, связанных с приемом в Евросоюз 10 новых государств", - сказал Гордеев. "Особенно тревожно выглядит ситуация именно в торгово-экономической области", - считает вице-премьер российского правительства. (Крестьянские ведомости, 19.01.2004)


Платежи ТЭК в бюджет составили 700 миллиардов рублей
Платежи топливно-энергетического комплекса России в бюджеты всех уровней в 2003 году составили свыше 700 млрд рублей. Об этом сообщил глава Минэнерго Игорь Юсуфов на встрече с президентом РФ в Кремле. Он также сообщил, что в этом году платежи ТЭК планируется увеличить на 20-22 процента. Объем добычи всех энергоносителей в России в прошлом году увеличен, отметил Юсуфов. По его словам, это позволило обеспечить внутренние потребности экономики и укрепить позиции России на мировом энергетическом рынке.


Министр пояснил, что рост поступлений в бюджет планируется обеспечить за счет роста производства и выработки во всех сферах энергетики. При этом глава Минтопэнерго рассказал президенту о планах увеличения оплаты труда работников топливно-энергетического комплекса. "Поставлена задача больше отчислять на оплату труда работникам ТЭК. За прошлый год доходы работников газовой отрасли уже возросли на 12%. Есть рост в угольной отрасли и электроэнергетике", - сказал Юсуфов. Министр заверил президента в готовности ТЭК к реализации принятых решений по открытию новых энергетических объектов - разработке новых нефтегазовых месторождений, открытию новых шахт, необходимых для производства коксующегося и энергетического углей. Как отметил Юсуфов, это позволит увеличить занятость в отраслях ТЭК на 5,5% в 2004 году, передает "Интерфакс". (ВГТРК «Вести», 19.01.2004)

И.Юсуфов проинформировал президента России об увеличении социальных выплат работникам ТЭК. Министр подчеркнул, что в 2004 г ожидается прирост занятости работников ТЭКа на 5,5 проц. "Одна из задач, которая ставится перед правительством - скорейшее строительство энергетических объектов", разработка новых месторождений, строительство шахт. И.Юсуфов подчеркнул, что строительство "будет обеспечивать рост занятости" в ТЭКе. Президент России подчеркнул, что во время "прямой линии" с гражданами России в декабре минувшего года "нефтяники задавали вопросы, было видно в каких условиях они работают". "Как решаются социальные вопросы?", - интересовался президент у министра.
Глава Минтопэнерго подчеркнул, что ведомство уделяет "основное внимание решению социальных вопросов работников ТЭКа". В качестве задачи И.Юсуфов назвал, "чтобы больше платежей шло на оплату труда" работников отрасли. Министр отметил, что в 2003 г доходы работников газовой отрасли выросли на 12 проц, также выросли доходы нефтяников. "Этому вопросу уделяется первостепенное внимание", - подчеркнул министр. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что во время прямой линии к гражданами России в декабре минувшего года "нефтяники задавали вопросы, было видно в каких условиях они работают". "Как решаются социальные вопросы?", - интересовался президент у министра. Глава Минтопэнерго подчеркнул, что ведомство уделяет "основное внимание решению социальных вопросов работников ТЭКа". В качестве задачи Юсуфов назвал, "чтобы больше платежей шло на оплату труда" работников отрасли. Министр подчеркнул, что в 2003 году доходы работников газовой отрасли выросли на 12 процентов, также выросли доходы газовиков и нефтяников. "Этому вопросу уделяется первостепенное внимание", - подчеркнул министр. (Страна ру, 19.01.2004)


М.Касьянов подписал постановление о повышении экспортной пошлины на нефть с 1 февраля до 33,9 долл/т и на нефтепродукты - с 28,1 долл/т до 30,5 долл/т
Председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал 15 января постановление N13 о повышении экспортной пошлины на нефть с 31,2 долл/т до 33,9 долл/т, на нефтепродукты - с 28,1 долл/т до 30,5 долл/т. Об этом сообщил в понедельник департамент правительственной информации.


Ставка экспортной пошлины в размере 30,5 долл/т распространяется на легкие дистилляты и продукты, средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла, отработанные нефтепродукты, пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, а также прочие сжиженные газы. В таком же размере установлена экспортная пошлина на вазелин нефтяной; парафин, воск нефтяной микрокристаллический, гач парафиновый, озокерит, воск буроугольный, воск торфяной, прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов; кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород /код ТН ВЭД России 2709 00/, которая вводится в действие с 1 февраля 2004 г. Действие постановления распространяется на товары, вывозимые с территории России за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Экспортная пошлина на нефть устанавливается постановлением правительства РФ на основе решения правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которую возглавляет вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Размер пошлины на нефть, которая будет действовать с 1 февраля 2004 г, установлен по результатам мониторинга цены на российскую нефть за ноябрь-декабрь 2003 г. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

По действующим в настоящее время нормативам величина эскпортной пошлины составляет 31,2 доллара за тонну для нефти и 28,1 доллара за тонну для продуктов ее переработки. Напомним, что еще 1 августа 2003 года экспортные тарифы на нефть и нефтепродукты были снижены до 25,1 и 22,6 доллара за тонну соответственно. Снижение ставок было произведено по рекомендации Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Однако, уже осенью вывозная пошлина на основные энергоносители стала вновь увеличиваться. (Лента ру, 19.01.2004)


Минфин проведет в феврале аукционы по размещению ГКО на 4 млрд руб. и ОФЗ на 30 млрд руб
Минфин проведет 4 февраля два аукциона по размещению ОФЗ по 12 млрд руб. каждый, 18 февраля аукцион по размещению ГКО 4 млрд руб. и ОФЗ - на 6 млрд руб., сообщил на встрече с участниками рынка госбумаг заместитель руководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ Александр Чумаченко.


Он также сообщил, что в марте будет проведено 4 аукциона - 3 марта Минфин проведет аукцион по размещению ГКО на 4 млрд руб., ОФЗ - на 7 млрд руб., 17 марта - два аукциона по ОФЗ по 5 млрд руб. каждый. В апреле Минфин проведет аукционы по размещению ГКО на 5 млрд руб. и ОФЗ - на 13 млрд руб., в мае ГКО на 5 млрд и ОФЗ на 15 млрд руб., в июне - только аукцион ОФЗ на 27 млрд, в июле - ГКО на 5 млрд и ОФЗ на 10 млрд руб., в августе - только ОФЗ на 24 млрд руб., в сентябре - ГКО на 5 млрд руб. и ОФЗ - на 19 млрд руб., в октябре - ГКО на 5 млрд и ОФЗ на 14 млрд руб., в ноябре - ГКО на 4 млрд и ОФЗ - на 18 млрд руб., в декабре - ГКО на 4 млрд и ОФЗ на 15 млрд руб. (МФД, 19.01.2004)

Министерство финансов не ожидает значительного снижения процентных ставок по госбумагам в 2004 г. Об этом сообщила на встрече с участниками рынка госбумаг заместитель министра финансов Белла Златкис. "Мы не ожидаем безумного снижения процентных ставок", - сказала она, добавив, что у Минфина есть основания полагать, что рынок будет развиваться не меньшими темпами, чем в 2003 г. Б.Златкис отметила, что доходность на рынке госбумаг будет примерно такой, какая она сложилась в конце декабря – в январе 2004 г. Она добавила, что исходя из ожидания платежного баланса, Минфин предполагает доходность по самым длинным госбумагам в размере примерно 8 проц годовых. При этом она подчеркнула, что все может измениться и доходность на рынке госбумаг будут зависеть от общей ситуации, связанной с платежным балансом, инфляцией и состоянием рынка. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

Министерство финансов планирует в первом квартале 2004 г переоформить портфель госбумаг Банка России на сумму 70 млрд руб. Об этом сообщил на встрече с участниками рынка заместитель руководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ Александр Чумаченко. Он напомнил, что Минфин в начале 2003 г аналогично переоформил часть портфеля госбумаг ЦБ РФ. В соответствии с программой заимствований на 2004 г, одобренной правительством РФ, Минфин планирует выпустить в 2004 г ГКО на сумму 41 млрд руб, ОФЗ – на 290 млрд руб и ГСО – на 30 млрд руб. При этом из общей суммы ОФЗ на 70 млрд руб будут переоформлены ЦБ РФ. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

Министерство финансов планирует ввести институт первичных дилеров на рынке госбумаг в середине 2004 г. Об этом сообщил сегодня на встрече с участниками рынка госбумаг заместитель руководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ Александр Чумаченко.
По его словам, в ближайшие дни Банк России направит в Минфин свои предложения по созданию института первичных дилеров и после согласования проекты документов будут направлены в коммерческие банки для ознакомления. Он не сообщил, какие условия будут предложены участникам рынка для вхождения в состав института первичных дилеров, отметив, что Минфин объявит об этом не ранее середины февраля. А.Чумаченко отметил, что создание института первичных дилеров неразрывно связано с эмиссией эталонных выпусков. Так как эталонные выпуски будут иметь ограничения по объему участия одного инвестора, то данные выпуски должны торговаться при действующем институте первичных дилеров, чтобы они были ликвидными. Таким образом, и институт первичных дилеров, и эталонные выпуски будут введены после 1 июля 2004 г. (ПРАЙМ-ТАСС, 19.01.2004)

Несмотря на то что денег в бюджете страны в избытке, правительство решило в нынешнем году занять на внутреннем рынке "чистыми" в 16 раз больше, чем в прошлом. 15 января оно утвердило объем этих заимствований на 2004 год в сумме 361 млрд рублей, 290 млрд из которых придется на ОФЗ (70 млрд из которых в свою очередь пойдут на реструктуризацию портфеля Банка России), 41 млрд - на ГКО и 30 млрд - на ГСО. Что касается краткосрочных бумаг (ГКО), то всего в 2004 году по их размещению планируется провести девять аукционов, сроки обращения бумаг составят 6-12 месяцев. Ведомство Алексея Кудрина намерено увеличить в обращении объемы наиболее популярных у инвесторов ОФЗ с погашением в 2008, 2012 и 2018 годах до 50-60 млрд рублей. Если все пойдет по плану, то на рынок поступят и 20-летние бумаги в объеме 20-30 млрд рублей.
Общая выручка, по плану Минфина, должна составить 259 млрд рублей, как это утверждено федеральным бюджетом. При этом 118 млрд должно пойти на погашение бумаг. Таким образом, "чистыми" Минфин в нынешнем году планирует занять 141 млрд рублей, в то время как итог прошлого года - 9 млрд. Скорее всего, значительная часть этих средств пойдет на конвертацию внешнего долга во внутренний - в 2004 году Россия должна выплатить иностранным кредиторам около $16 млрд.
Еще одной целью увеличения объема и ассортимента госбумаг на внутреннем рынке в правительстве называют повышение ликвидности рынка в преддверии начала инвестирования средств пенсионных накоплений. До 1 апреля 2004 года 55 частных и одна государственная компании впервые должны получить в управление пенсионные накопления граждан. И в этой связи правительство приняло решение учесть "интересы различных групп инвесторов" и одновременно "снизить доминирование" на этом рынке структур с государственным участием. К таковым в первую очередь можно отнести Сбербанк, Внешторгбанк и ВЭБ. До 15 марта соответствующие предложения должны сформулировать и представить Минфин, ЦБ и другие федеральные органы. (Финанс, 19.01.2004)


МНЕНИЕ: Экономические последствия расширения ЕС для России
ИА Маркетинг и консалтинг, 19.01.2004
Главные последствия расширения Европейского Союза для России оцениваются, прежде всего, с точки зрения ее экономических интересов. Мы приводим мнения по этому вопросу двух наиболее информированных российских экспертов – замминистра экономического развития и торговли РФ Максима Медведкова, главы российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО, советника президента России по экономическим вопросам Андрея Илларионова, вице-премьера правительства РФ, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, а также члена Европейской Комиссии, курирующего вопросы промышленной политики и информационного общества, Эркки Лииканена.

Свое видение роли России в расширяющемся ЕС и перспектив развития двухсторонних отношений в интервью журналу «Европа», печатному органу Евросоюза, изложил Максим Медведков, глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО, замминистра экономического развития и торговли РФ:

- В последнее время часто приходится слышать две полярные точки зрения по вопросу расширения ЕС и влияния этого на торгово-экономические отношения Европы и России. Одни говорят, что российские промышленники понесут значительные убытки, другие - что Россия получит выгоду. Кто на ваш взгляд прав?

- Думаю, что здесь в своих оценках правы обе стороны. Наши коллеги из Европейской Комиссии правы тогда, когда говорят о положительном влиянии расширения ЕС на торговые отношения с Россией в долгосрочной перспективе. Позитивные моменты связаны с тем, что законодательство присоединяющихся стран будет адаптировано к законодательству ЕС, и это означает, что российские компании получат возможность работать в едином правовом поле. В некоторых случаях мы будем свидетелями упрощения таможенных и торговых процедур.

Но когда думаешь о хорошем, нельзя забывать, к сожалению, и о плохом. А оно заключается в том, что по целому ряду направлений мы действительно можем столкнуться с существенным усложнением условий деятельности российских компаний. Другой проблемой, с которой мы уже столкнулись, стал визовый режим, который ввели все присоединяющиеся к ЕС страны, что негативно отразилось на туристических потоках и развитии деловых контактов.

С большой степенью настороженности Россия ожидает 1 мая, когда собственно случится расширение, потому что именно тогда может испытать ряд конкретных негативных последствий. В чем эти изменения будут состоять? Поскольку присоединяющиеся страны с 1 мая возьмут на вооружение торговый режим ЕС, то по ряду товаров традиционного российского экспорта увеличатся импортные пошлины. Это касается, например, поставок алюминия, некоторых видов продовольствия. Кроме того, наши производители-экспортеры должны будут платить антидемпинговые пошлины, которые применялись до этого в отношении экспорта на территории 15 стран, но не платились на территории присоединяющихся стран.

Еще одна из проблем связана с тем, что присоединяющиеся к ЕС страны получат сельскохозяйственные субсидии. Это повысит их конкурентоспособность, соответственно приведет к увеличению их импорта в Россию и нанесет ущерб российским производителям. Другая возможная проблема связана с сохранением объема поставок обогащенного урана на европейский рынок при расширении ЕС. Таким образом, говорить о том, что от расширения ЕС будет только благо, было бы неправильно, как было бы неправильно говорить, что расширение ЕС даст только негативный эффект. Я думаю, что правда где-то посередине. Мы работаем с коллегами из Европейской Комиссии с тем, чтобы эти проблемы полностью или хотя бы частично решить.

- Какой, на ваш взгляд, может быть общая сумма ущерба для российских компаний-экспортеров?

- Общий ущерб, по некоторым оценкам, составит порядка 150 миллионов долларов в год, но это то, что можно подсчитать. Может, он будет и больше. При этом я не могу сказать, что расширение ЕС нанесет только ущерб - есть и кумулятивный позитивный эффект, который также сложно подсчитать. Но в любом случае озабоченность наша довольно велика.

Кроме того, отдельная проблема возникает с Калининградом. Ущерб от расширения ЕС, который будет нанесен российским компаниям, торгующим между Калининградом и остальной частью России, может достичь 4,5-6 миллиардов рублей ежегодно за счет того, что таможенные процедуры могут стать такими же, как и для международного транзита, в результате надо будет платить определенные сборы. Мы ведем переговоры с Европейской Комиссией и надеемся, что эту ситуацию можно будет изменить.

- Как относится Европейская Комиссия к тем проблемам, которые могут возникнуть у России при расширении ЕС?

- Все проблемы нашим партнером хорошо известны. По некоторым из них мы практически уже нашли общий язык, в частности это касается применения квот на экспорт российской стали. Наверное, мы стали лучше понимать друг друга и в вопросе применения антидемпинговых процедур. Проблема остается с увеличением тарифов для ряда российских экспортеров. В этом наши партнеры ссылаются на неучастие России в ВТО и на то, что у России нет юридических прав на получение компенсации за высокие тарифы. В итоге Европейская Комиссия практически не готова обсуждать этот вопрос.

- Бытует мнение, что с присоединением 10 стран к ЕС в торговых отношениях России с этими странами возникнет правовой вакуум.

- Совершенно очевидно, что ни в чьих интересах допустить подобный вакуум. Тем не менее, большинство будущих государств ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений. Например, денонсированы соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества, или статусе торговых представительств друг друга. Эти вопросы не входят в компетенцию ЕС. Думаю, что это было сделано по ошибке, и нам сейчас нужно понять, как можно исправить сложившуюся ситуацию. При этом необходимо принять совместные меры, которые упорядочили бы процедуру применения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС от 1994 года. Сейчас мы над такой формулой работаем. В принципе это будет правовой акт или несколько актов, которые распространят это соглашение на присоединяющиеся страны.

- Как повлияет расширение ЕС на переговорный процесс по присоединению России к ВТО?

- Мы предложили всем 10 странам - кандидатам в ЕС завершить двусторонние переговоры и заключить соответствующие соглашения об их окончании. Примерно половина стран с нашими предложениями согласилась, и с одними из них мы завершили переговоры, а с другими закончим в ближайшие месяцы и подпишем двусторонние соглашения. Некоторые страны заявили, что хотели бы, чтобы эти переговоры продолжала Европейская Комиссия.

- Как в целом идет переговорный процесс с ЕС по присоединению России к ВТО?

- Проблемы остаются, но их число постоянно уменьшается. Мы нашли некоторый алгоритм, который позволяет нам последовательно сокращать число спорных вопросов. Это касается и переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, и нетарифных мер. Поэтому я надеюсь, что договоренность, которая была достигнута в ноябре на саммите Россия - ЕС между президентом России Владимиром Путиным и председателем Европейской Комиссии Романо Проди о возможности завершения этих переговоров, в ближайшие месяцы будет реализована. Что касается переговоров по вопросам реформирования газовой отрасли, то сейчас проводится достаточный объем экспертной работы для окончательного прояснения: какие требования касаются ВТО полностью, какие - частично, какие - вообще не касаются. Мы чувствуем, что наши партнеры в ЕС понимают важность и значимость этих вопросов для России.

В заключение в очередной раз хочу повторить, что позиция России такова: мы не согласны ни в энергетической сфере, ни в какой-либо другой увеличивать объем обязательств или сокращать объем прав, которые установлены правилами ВТО. В этих рамках мы можем искать компромисс…

Одно из требований Евросоюза к России – урегулировать свои отношения с Литвой, о чем шла речь в ходе визита М. Медведкова в Вильнюс 15-16 января. Проблем, которые предстоит обсудить в самое ближайшее время - порядка 20. Речь идет о судьбе соглашений между Россией и Литвой, которые могут быть изменены после присоединения Литвы к Евросоюзу. Один из главных вопросов - транзит российских грузов через Литву на территорию Калининградской области и обратно: в этой сфере необходимо договорится о тарифах на транспортировку, а также об упрощении таможенных процедур. На сегодняшний момент потери российских компаний от транзита грузов из Калининграда через Литву составляют 6 млрд. рублей в год, что вызвано именно неурегулированностью вопросов с Литвой и Евросоюзом по таможенной процедуре.

Об экономических интересах России в сфере расширения Евросоюза советник президента РФ Андрей Илларионов рассказал в интервью "Радио Свобода"

Радио Свобода: Россия обеспокоена расширением Европейского Союза. По оценкам экспертов, от присоединения к ЕС десяти стран Центральной и Восточной Европы российская экономика может потерять миллиарды долларов. Власти России ужесточают свою позицию к будущему расширению Европейского Союза – эксперты уже говорят о том, что между Москвой и Брюсселем начинается новая холодная война. В начале декабря прошлого года группа крупных западных бизнесменов посетила российскую столицу – здесь они услышали весьма резкие заявления членов правительства, а также президента Владимира Путина. Их смысл сводился к тому, что вхождение стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз абсолютно не соответствует интересам российской экономики.

Москва исходит из того, что расширение ЕС приведет к неизбежному сокращению традиционных рынков сбыта товаров из России. Двусторонние торговые соглашения с новыми членами союза потеряют силу, в результате чего таможенные тарифы на основные товары российского экспорта значительно повысятся. Кроме того, как утверждает экономический советник президента России Андрей Илларионов, новая конфигурация объединенной Европы затрагивает интересы и простых граждан страны:

Андрей Илларионов: В течение всех последних лет во время этих переговоров между Российской Федерацией и Европейским Союзом российскими представителями постоянно обращалось внимание наших партнеров на то, что в случае расширения ЕС возникают институциональные проблемы, связанные с пересмотром двусторонних отношений новых членов ЕС с Россией, для того, чтобы соответствовать требованиям ЕС. Это касается, прежде всего, приобретения энергоресурсов у России, но также распространяется на целый ряд других товаров, кроме того, это не является ни для кого секретом, хорошо известно, что члены ЕС придерживаются единой политики в отношении виз для граждан, и, следовательно, те отношения безвизового обмена, которые существовали между Россией и целым рядом стран Восточной Европы, перестают существовать. После этого возникают проблемы и издержки, которые знакомы не только для предприятий, ведущих совместный бизнес, продающих те или иные товары в Восточную Европу. Это знакомо практически каждому гражданину, кто ездил в эти страны без визы, а сегодня вынужден обращаться в соответствующие консульства, тратить силы, время, деньги, и так далее.

Радио Свобода: Сейчас эксперты пытаются подсчитать, сколько потеряет Россия от расширения Европейского союза. Министр экономического развития и торговли Герман Греф говорит, что это сотни миллионов долларов вниз в товарообороте страны. Более мрачные оценки у Владимира Путина – он утверждает, что масштабы финансовых потерь могут достичь нескольких миллиардов в долларовом эквиваленте. В свою очередь вице-премьер Виктор Христенко называет отрасли российской промышленности, которые пострадают в первую очередь – распространение торгового режима ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, по его словам, может нанести существенный ущерб российскому экспорту энергоносителей, металлов, химической продукции, удобрений, а также ядерных материалов. Москва еще пытается договориться с европейскими государствами, но, по словам Андрея Илларионова, ее обеспокоенность там не слышат:

Андрей Илларионов: Эти проблемы не новые, они постоянно обсуждались, постоянно российская сторона слышала, что этот вопрос неважный, разберемся в ходе процесса, но вот процесс уже подходит к своему логическому завершению, однако, никаких шагов в отношении России в этом направлении не было сделано. Поэтому в очередной раз президент напомнил о том, что эта проблема существует и должна быть тем или иным образом решена.

Радио Свобода: Российские чиновники утверждают, что нынешнее отношение Европейского Союза к стране иначе как дискриминацией называть нельзя. По мнению Германа Грефа, в переговорах с ЕС Москва декларирует либерализацию торговли и постепенное строительство единого экономического пространства – по факту же происходит обратное – расширение союза приведет к еще большему ограничению в торговле. Министр экономического развития предупреждает, что Россия может решиться и на ответные действия – Греф говорит, что сегодня существует целый пакет претензий от российского бизнеса к европейским партнерам, и если его серьезно рассмотреть, то с местного рынка вполне могут исчезнуть такие товары, как финское масло или, например, немецкий йогурт.

***

Вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, выступая 17 января на международном аграрном форуме "Восток-Запад" в Берлине, заявил, что расширение ЕС негативно отразится на целом ряде позиций российского экспорта. Тема форума - "Всемирная торговля - перспективы для расширенного Евросоюза и его новых соседей". Для России эти перспективы, судя по словам Гордеева, неблагоприятны, и, в первую очередь, для российских экспортеров сельхозпродукции, так как "введенный с 1 января 2003 года режим квотирования поставок зерновых на внутренний рынок Евросоюза будет наверняка распространен на новых членов ЕС".

В России предполагают, что ЕС не намерен увеличивать размер общей квоты, подчеркнул на форуме Гордеев, отметив, что за последние два года среднегодовые объемы экспорта российского зерна в состоявший из 15 стран Евросоюз и "десятку" вновь вступающих в него государств составили в среднем 2,2 млн. тонн в год.

В рамках форума состоялся круглый стол "Новая роль России в мировой аграрной торговле - перспективы партнерства в условиях глобальной конкуренции". Выступая на нем, первый замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Данкверт конкретизировал российские убытки от расширения ЕС. По его словам, они составят более $200 млн. в год из-за изменений условий торговли сельхозпродукцией. В настоящее время объем торговли России с десятью странами, которые 1 мая станут членами ЕС, оценивается в $300 млн. в год. "Став членами ЕС, эти страны начнут жить и торговать по жестким условиям европейского сообщества, в результате чего уровень торговли с Россией может снизиться до $50-60 млн.", - отметил первый замминистра. Соответственно, из-за закрытия этих рынков Россия может потерять более $200 млн.

Член Европейской Комиссии, курирующий вопросы промышленной политики и информационного общества, Эркки Лииканен, прокомментировал журналу «Европа» свое видение интересов России в сфере расширения ЕС.

- Какое воздействие будет иметь столь масштабная трансформация политико-экономической карты Европы?

- Давайте попробуем проанализировать основные последствия этого беспрецедентного интеграционного шага. Прежде всего, каково его значение для самого Союза? Десять новых государств ЕС увеличат нашу территорию на 23 процента, а население - на 19. Что касается экономической мощи, то она повысится всего на 5 процентов. Причины этого всем понятны. Однако, я хочу подчеркнуть, что наши новые партнеры просто горят желанием догнать ветеранов в области хозяйственного развития и активнейшим образом проводят реструктуризацию экономики, наряду с промышленными и социальными реформами.

Попутно Союз решает гигантскую задачу по преобразованию своих институтов, изменению методов формулирования политики и способов принятия решений. Попробуйте представить себе, что это значит - создать отлаженный механизм согласования интересов 25 суверенных государств!

- А если рассмотреть основные моменты того, какое влияние окажет расширение ЕС на его взаимоотношения с Россией?

- Наивно было бы утверждать, что оно не поставит перед ней определенных проблем и не потребует некоторых затрат. Но я глубоко убежден: преимущества, которые в результате получит Россия, будут неизмеримо больше. Я могу проиллюстрировать это цифрами, которые, кстати, приводил в Москве, на V заседании "круглого стола" промышленников ЕС и РФ. Расширившийся Союз - это 450 миллионов потребителей и 25 миллионов фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары, причем по единым правилам и стандартам. Пример: российское изделие, ввезенное в Эстонию, может быть продано на всей территории ЕС - от Португалии до Греции - без дальнейших проверок или сертификации.

Промышленный рост в новых государствах Союза уже сейчас вдвое выше, чем в странах "пятнадцати", - 3,2 процента ВВП против 1,6. Расширение придаст этому процессу дополнительный импульс. И этот рост процветания, безусловно, скажется на соседних странах, хотя бы благодаря тому, что новички будут наращивать там объемы своих инвестиций.

- Но ведь неизбежно произойдет определенная переориентация товарных потоков и это затронет и Россию, не так ли?

- Во-первых, она уже в значительной степени произошла в рамках зоны свободной торговли в соответствии с имеющимися соглашениями. Уже сейчас Европейский Союз принимает 62 процента экспорта вступающих стран, а Россия среди их основных торговых партнеров занимает второе место. Так что изменения, как мы полагаем, не будут драматическими. А во-вторых, - торговля между ЕС и РФ будет, по нашему мнению, нарастать и дальше.

ЕС недаром считается одним из самых открытых рынков мира, превосходя в этом, скажем, США или Японию. После расширения на долю Союза придется 18 процентов мировой торговли товарами и 24 процента рынка услуг. Обобщая сказанное, я могу сделать такой вывод: опыт предыдущих этапов расширения показывает, что эффект этого шага для всех будет почти исключительно позитивным.

- К числу выигравших вы относите и тех, кто останется за пределами ЕС?

- Да. И здесь я хотел бы напомнить об одной нашей политической инициативе, которую председатель Европейской Комиссии Романо Проди назвал созданием "кольца друзей" вокруг наших внешних границ. Речь идет о концепции "Широкой Европы", к которой можно было бы отнести все государства, разделяющие наши общие цели - верховенство закона, демократию и права человека, и готовые участвовать в совместном экономическом развитии.

В цифрах это "кольцо друзей" можно представить примерно так: страны с населением 400 миллионов человек, то есть таким же, как у Союза "двадцати пяти", но с ВВП, составляющим менее 10 процентов от союзного. Страны ЕС готовы предоставить своим соседям долю европейского единого внутреннего рынка.

Я хочу подчеркнуть, что ЕС признает особую значимость своих отношений с Россией. Они очень продвинулись вперед за минувшее десятилетие, и перед нами открываются прекрасные перспективы. Достаточно упомянуть хотя бы создание Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), над которым мы сейчас совместно работаем. Его концепция была утверждена на встрече в верхах ЕС - РФ в Риме в ноябре прошлого года.

- Каковы ее основные положения?

- Если обрисовать это в нескольких словах, то основной принцип таков: для обеспечения экономической интеграции ЕС и России недостаточно просто либерализовать торговлю. РФ надо предпринять более значительные усилия для того, чтобы внедрить в свое законодательство общие нормы и правила Союза, последовательно проводить их в жизнь и тщательно соблюдать, а также теснее взаимодействовать с различными структурами ЕС.

- Вы отметили, что эффект расширения ЕС будет преимущественно положительным. Какие шаги, на ваш взгляд, надо предпринять России, чтобы максимально воспользоваться этим?

- Я бы выделил три момента - продолжение экономических реформ, углубление экономической интеграции с ЕС и либерализацию торговли. По первому направлению Россия уже прошла значительный путь. Принят значительный массив необходимых законов, создающих юридическую базу рыночной экономики. Теперь дело за тем, чтобы это законодательство последовательно и прозрачно проводилось в жизнь. Деловой мир должен быть полностью уверен в том, что законы будут применяться честно, предсказуемо, соразмерно и недискриминационно. Если этого не будет, то любые, самые тщательно проработанные стратегии попросту зайдут в тупик. Мир знает много примеров того, как прекрасные начинания были вконец загублены неэффективностью местных администраций.

Еще один аспект представляется мне чрезвычайно важным. Россия по-прежнему очень отстает в развитии малого и среднего бизнеса. А в расширяющемся ЕС этот сектор экономики - основной создатель рабочих мест. Понимаете, в Европе сегодня людей обеспечивают работой не гигантские концерны, а преимущественно малые и средние предприятия! К тому же они гибче и оперативнее реагируют на любые изменения обстановки, легче приспосабливаются к требованиям рынка. Уделив должное внимание развитию этой сферы бизнеса, Россия сумеет максимально воспользоваться выгодами расширения ЕС.

Углубления интеграции России с Союзом мы уже касались, когда говорили о концепции ОЕЭП. Добавлю только, что, по подсчетам независимых экспертов, эта конвергенция может в перспективе привести к тому, что экспорт РФ в страны ЕС вырастет вдвое.

Теперь о либерализации торговли. Важность этого вопроса иллюстрируется впечатляющими цифрами: если сейчас в ЕС направляется 38 процентов российского экспорта, то после расширения Союза этот показатель увеличится до 50 процентов. Новые государства ЕС станут членами Таможенного союза, действующего в Европе "пятнадцати". Ныне средний таможенный тариф в нем составляет 4 процента, а в 10 вступающих странах - 9, то есть в два с лишним раза выше! Разве выгода не налицо?

Разумеется, остается большой круг непростых вопросов, связанных с нетарифными барьерами в торговле. Над их снижением надо постоянно работать, что и делается.

- Здесь мы подошли к насущной проблеме взаимоотношений ЕС и РФ - переговорам о вступлении России во Всемирную торговую организацию...

- Вообще, эта тема лежит за пределами моей сферы ответственности, в Европейской Комиссии, ее курирует мой коллега Паскаль Лами. Однако, я твердо уверен, что принятие Россией правил торговли, действующих в ВТО, поможет ей шире открыть для себя европейские рынки.


МНЕНИЕ: Роль рынка государственных бумаг сильно изменилась – Константин Святный
Интервью с начальником управления операций с фиксированным доходом «ГУТА-Банка» Константином Святным

RBCDaily, 19.01.2004
Правительство одобрило предложение Минфина РФ о расширении рынка государственных заимствований. Согласно планам ведомства, в 2004 г. будет выпущено и размещено ОФЗ на сумму 290 млрд руб., ГКО - на 41 млрд руб. и ГСО - на 30 млрд руб. Из общей суммы эмиссии ОФЗ 70 млрд руб. будет размещено для реструктуризации портфеля Банка России.

В наступившем году Минфин продолжит практику выпуска долговых бумаг с длинным сроком обращения, поскольку, по словам представителя ведомства, отмечен значительный интерес инвесторов к бумагам со сроком погашения в 2012 и 2018 гг. По состоянию на 1 января 2004 г. государственный внутренний долг РФ, выраженный в ГКО-ОФЗ-ОГНЗ, составил 663,533 млрд руб. В этом году он увеличится еще на 10-15%. Таким образом, к концу 2004 г., как ранее отмечала заместитель министра финансов РФ Белла Златкис, объем внутреннего долга превысит 25% от общего объема долга России, а объем торгуемого госдолга - 600 млрд руб.

Политику Минфина РФ в отношении внутренних заимствований обозреватель RBC daily Татьяна Чаплыгина попросила прокомментировать
начальника управления операций с фиксированным доходом "ГУТА-Банка" Константина Святного.

- Как развивается рынок государственного внутреннего долга?

- Рынок внутреннего долга малоинтересен для широкого круга игроков. В основном на нем работают крупные банки и Пенсионный фонд России. Они могут позволить себе приобретать государственные бумаги по текущей доходности, которая на дальнем конце кривой составляет 7,6-7,8% годовых, на ближнем - 5,4-5,6% годовых. Низкий уровень доходности объясняется укреплением рубля по отношению к доллару, которое наблюдалось в течение последнего года. Но при обратной тенденции она может повыситься. Другим фактором, который в некоторой степени может изменить ситуацию на рынке, является завершение реструктуризации портфеля Центрального банка России. Увеличение доли рыночных бумаг в портфеле позволит ему проводить операции в определенных объемах, что, в свою очередь, повысит ликвидность рублевых государственных облигаций.

- О сберегательных облигациях для населения Минфин РФ говорит уже давно, но постоянно откладывает их эмиссию. Что Вы думаете о перспективе бумаг данного вида на отечественном фондовом рынке?

- Если говорить о сберегательном займе для населения, то его перспективы выглядят пока туманно. Думаю, Минфин понимает, что гораздо проще выпустить безналичные ценные бумаги для финансовых организаций, чем взваливать на себя многочисленные проблемы, связанные с выпуском наличных ценных бумаг для населения. Во всяком случае, пока ситуация в финансах страны складывается достаточно благоприятно, Минфин вряд ли пойдёт на масштабные заимствования у населения. Скорее всего, это будут небольшие (по меркам рынка ГКО-ОФЗ) займы, предназначенные для обкатки технологических моментов размещения.

- Как Вы оцениваете политику Минфина на рынке внутреннего долга?

- Со временем рынок может привлечь большее число участников, особенно если будут предприниматься меры по развитию инфраструктуры рынка. В настоящее время Минфин проводит правильную и аккуратную политику в отношении внутренних займов, увеличивая не количество выпусков, как это было до кризиса, а сроки их обращения, что понятно: лишние рубли ему не нужны. Политика поддержания низкой доходности также верна, поскольку рынок государственных долговых бумаг не должен давать высокую доходность. Хочу отметить, что за последние годы роль рынка государственных бумаг сильно изменилась. Он стал действительно рынком высоко гарантированных долговых обязательств и оправдывает свое предназначение - быть основным индикатором для всего рынка рублевых облигаций.

 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexsub@list.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное