Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 50


Информационный Канал Subscribe.Ru

N50  Нефтяное обозрение
14 - 19 декабря
2004 г.  

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0450.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема

Россия: Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан»
Российские бюрократические запоры — лучший способ защиты родной природы

Несмотря на высочайшие указания к 15 декабря 2004 года определиться с государственной поддержкой замечательной затеи компании «Транснефть» по созданию трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан», правительство РФ в очередной раз ничего не решило. Оно, впрочем, похоже просто не рассматривало этот вопрос.

Светлая мысль задуматься над тем, а есть ли в Восточной Сибири достаточное количество нефти, чтобы загрузить трубопроводный монстр мощностью 80 млн. т в год, посетила голову главу Минэкономразвития г-на Грефа. Представитель «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил, что пока потенциально можно говорить лишь о поставках 24 млн. т нефти в год, да и то из Западной Сибири. Для ее перевозок с целью развития китайской, корейской и прочих быстрорастущих экономик, хватит и доделанной после многолетних мучений Байкало-Амурской железной дороги. Тем более что по ней все равно возить нечего. Добавлять к этому самому длинному памятнику эпохи брежневского застоя такой же длины и безумной стоимости трубопровод Минэкономразвития считает пока преждевременным.

А посему, даже скромные запросы «Транснефти» по части льгот по налогам на прибыль, на имущество и налогу на добавленную стоимость пока остались без удовлетворения. Однако представитель проявившего твердость Минэкономразвития, замминистра г-н Шаронов на всякий случай добавил, что постановление правительства по строительству трубопровода ВСТО все-таки может быть принято до конца 2004 года.

Не иначе министр природных ресурсов г-н Трутнев поднатужится и за две недели обнаружит столь необходимые новые месторождения нефти в Восточной Сибири. Впрочем, в современной российской бюрократической действительности и не такие чудеса происходят.

Источники: «Ведомости» 15.12.2004, www.rusenergy.com 17.12.2004.
к оглавлению

Россия: Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан»
Ну купите Вайнштоку самолет. Может быть после этого он успокоится?

На фоне невнятных заявлений правительственных чиновников на тему, предоставят ли они государственную поддержку намерениям компании «Транснефть» произвести освоение 16 млрд. долларов с целью создания трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), информационные агентства распространили сообщение, которое позволяет лучше понять смысл этой затеи.

Одним из первых его запустило крупнокалиберное РИА «Новости», после чего этот шедевр демонстрации подсознания прошел по ряду более мелких информационных агентств. В заголовке значится «Компания «Транснефть» получила заключение МПР о наличии ресурсной базы для строительства Восточного нефтепровода». Но после его прочтения возникает впечатление, что за всем этим скрывается другая, гораздо более интересная интрига:

«МОСКВА, 17 дек — РИА «Новости». «Компания «Транснефть» получила заключение Министерства природных ресурсов (МПР) о наличии необходимой ресурсной базы для строительства Восточного нефтепровода, сообщил в пятницу журналистам глава «Транснефти» Семен Вайншток.

Он также отметил, что компания получила положительное заключение экологической экспертизы данного проекта.

Глава «Транснефти» сообщил, что в случае положительного решения правительства по вопросу строительства Восточного нефтепровода «Транснефть» приобретет у канадской фирмы «Бомбардье» самолет. Вайншток пояснил, что в России не производят аналогичные самолеты, способные выполнять технические рейсы.

В «Транснефти» считают, что контракт на покупку самолета может быть заключен в январе 2005 года».

Правительственные бюрократы размышляют о том, есть ли в стране достаточное количество нефти, которую собирается перекачивать по трубе ВСТО, и не лопнет ли государственный бюджет от таких аппетитов, а все дело, оказывается, гораздо проще. Главное — чтобы глава «Транснефти» г-н Вайншток имел возможность купить самолет канадской фирмы «Бомбардье». Ну хочется человеку. Дело всего-то на два-три десятка миллионов долларов.

Глава «Роснефти» г-н Богданчиков для того, чтобы иметь возможность поиграться с четырьмя новыми атомными ледоколами и не иметь дела с трубами г-на Вайнштока, готов с Ванкорского месторождения тянуть нефтепровод на Крайний Север, аж до Диксона. Представитель президента в Дальневосточном федеральном округе г-н Пуликовский — тот вообще солярку вертолетами возит (см. раздел «Другие сообщения»). И ничего. Минфин только успевает дополнительные ассигнования выделять.

Интересно, а почему бы российскому правительству просто не выдать г-ну Вайнштоку разрешение на закупку канадского самолета фирмы «Бомбардье»? Без всяких трубопроводных систем «Восточная Сибирь — Тихий океан». Ведь какая экономия будет! Целых 15.970.000.000. долларов. Более 100 долларов на каждую душу пока еще живого российского населения. На этом фоне наверно каждый обитатель России с удовольствием согласится выделить по 20 центов на новый канадский самолет для г-на Вайнштока.

Источник: РИА «Новости» 17.12.2004.
к оглавлению

Для справки:

Канадская компания «Бомбардье» (www.bombardier.ca) является одним из крупнейших в мире производителей малых и средних самолетов, в том числе бизнес-класса. В этом сегменте рынка из числа выпускаемых «Бомбардье» наиболее известны модели «Лирджет» (Learjet) стоимостью от 8 млн. долларов. Выпускаются также более крупные и дорогие «Глобал» (Global) и «Челленджер» (Challenger). В России аналогичные самолеты действительно не производятся.

Темы недели

Египет
В Суэцкий канал вылили 8 тысяч т нефти. Но движение не останавливалось

14 декабря 2004 в северной части Суэцкого канала началась утечка нефти из кувейтского танкера «Эль-Самидун» (Al-Samidoun). Ее причиной, согласно одним источникам, являлось столкновение с дночерпалкой, согласно другим — с пирсом. Представитель кувейтской компании «Kuwait Oil Tankers», которой принадлежит танкер, утверждает, что во время аварии танкер находился под управлением служащих Суэцкого канала. Представители администрации Суэцкого канала заявляет, что танкер вообще ни с чем не сталкивался, а начал протекать без каких-либо видимых внешних причин. На борту этого построенного в 1992 году судна водоизмещением 161 тыс. т. находилась кувейтская нефть, перевозимая в Европу.

В итоге в воду Суэцкого канала попало 8 тысяч т нефти. Чтобы не останавливать движение по каналу, танкер «Эль-Самидун» получил приказ двигаться к безопасному месту отстоя, что он и сделал, оставив после себя 20-километровый след в виде мощного разлива нефти. С целью разгрузки аварийного судна через некоторое время к «Эль-Самидун» подошел другой кувейтский танкер «Kathima».

Администрация Суэцкого канала организовала активные работы по локализации и уборке разлившейся нефти, что облегчается изолированностью и защищенностью его вод от волн и ветра. Кроме механических методов предполагается широко использовать химические вещества дисперсанты. Власти опасаются, что если сильное нефтяное загрязнение дойдет до находящегося на северном конце Суэцкого канала Порт-Саида, это может привести к серьезным затруднениям для его работы. Пока из-за этой аварии движение судов по Суэцкому каналу не останавливалось.

Источники: Independent Online 15.12.2004. www.planetsave.com 15.12.2004, MENA 15.12.2004, Reuters 17.12.2004, AFP-Terra Daily 15.12.2004, ABC 16.12.2004.
к оглавлению

США
Что делать с 1350 т нефтепродуктов, находящимися внутри разломившегося на две части судна?

Разломившийся две части малайский сухогруз «Селенданг Аю» продолжает создавать проблемы у берегов острова Уналяска (Алеутские острова). Обе части разломившегося пополам судна сидят на прибрежных скалах и подвергаются ударам волн. Как оказалось, пока в результате разрушения сухогруза в воду вылилось только около 150 т топлива. Остальное находится внутри остатков судна. Ситуация с носовой частью выглядит безнадежной. Работа на ней по соображениям безопасности людей невозможна. Внутри нее находится около 600 т мазута. Танк в котором он хранится, пробит, и мазут постепенно вытекает в чистые воды океана.

Какие-либо аварийно-спасательные работы можно попытаться вести на кормовой части судна. Мировой спасательный гигант, компания «SMIT International» выиграла конкурс на проведение работ стоимостью 3 млн долларов для удаления примерно 400 т мазута и дизельного топлива из кормовой части «Селенданг Аю». Однако они могут начаться не раньше начала 2005 года. Предстоит перебросить специальные насосы, которые смогут качать загустевший мазут. После этого его в контейнерах весом по 700 кг при помощи вертолетов будут вывозить на берег. Однако реализация этих планов будет серьезно зависеть от погоды.

После обсуждения сложившейся ситуации с властями штата эксперты и представители спасательных компаний пришли к выводу, что работы по снятию остатков судна с камней можно будет проводить только весной. При этом нет уверенности, что сильнейшие зимние шторма не разобьют их до этого времени полностью.

Во время кратковременного улучшения погоды на место аварии удалось перебросить несколько десятков человек, которые предпринимают попытки установить боновые заграждения для защиты наиболее ценных участков — устьев нерестовых рек, зарослей водорослей. Всего удалось поставить около 1500 м бонов. Однако они часто не способны остановить натиск волн. Кроме очень небольшой продолжительности светлого времени суток, эти работы затруднены низкими температурами воздуха и воды. Их регулярно приходится прерывать в связи с ухудшением погоды.

Выясняются все более скандальные подробности причин аварии судна, которое до выбрасывания на скалы дрейфовало, по одним источникам, 40, а по другим — 54 часа. Оказывается главный двигатель был остановлен специально. Жена погибшего главного механика судна сообщила, что он упоминал в разговорах по телефону, что с двигателем «Селенданш Аю» есть серьезные проблемы. Он также жаловался на то, что компания, владеющая судном, задерживает закупку необходимых запасных частей.

Инспектор, посетивший судно в американском порту Такома, указал, что в этот момент команда вела какие-то работы на двигателе. Однако инспектора интересовало состояние очистных устройств, с которыми проблем не было. Машинное отделение находилось в порядке и чистоте, и у инспекции не было замечаний. Впрочем, инспектор добавляет, что возможно команда занималась обычным техническим обслуживанием двигателя.

Во время рейса обнаружилось, что лопнула гильза одного из цилиндров. Чтобы отключить его, двигатель остановили. Попытки запустить двигатель снова длились почти двое суток, но не увенчались успехом. Когда стало ясно, что судно может быть выброшено на берег острова Уналяска, с него вертолетом Береговой охраны были сняты 19 членов экипажа. Машинная команда до последнего момента находилась на борту судна, пытаясь запустить двигатель. Во время ее эвакуации вертолет Береговой охраны рухнул в воду. Второму вертолету удалось спасти только членов экипажа аварийного вертолета и одного человека из команды малайского сухогруза.

Специалисты считают, что остановка двигателя в условиях сильного шторма была равноценна самоубийству. Надо было пытаться отключить аварийный цилиндр, не останавливая работу дизеля, и пытаться на оставшихся цилиндрах, рискуя окончательно вывести двигатель из строя, идти на ремонт в порт. Капитан судна по каким-то (впрочем, достаточно очевидным) причинам не пошел на это, надеясь самостоятельно справиться с проблемами.

Источники: Seattle Post Intelligencer 16.12.2004, 17.12.2004, 18.12.2004, Juno Empire 16.12.2004, 17.12.2004.
к оглавлению

США
Общественность отмывает птиц, пострадавших от разлива нефти на реке Делавер

Ситуация на реке Делавер, пострадавшей от разлива нефти с танкера «Атос 1», постепенно стабилизируется. Бригады работников продолжают убирать выброшенную на берега реки нефть. После двух недель простоя возобновили работу две атомные электростанции. Похоже, крупные сгустки разлившейся нефти не доплыли до их водозаборных устройств, которые были срочно оборудованы дополнительными фильтрами.

Заметно прибавилось работы у центров спасения птиц. Сотни пернатых погибли, еще около 200 птиц были доставлены для отмывания в «Tri-State Rescue & Research». Еще 100 загрязненных нефть птиц были доставлены во временный центр, оборудованный в одном из складских помещений в штате Нью-Джерси.

Штатные сотрудники и оказывающие им помощь добровольцы работают в три смены (с 8 до 13, с 13 до 18, и с 18 до закрытия). Отмыванием птиц занимаются 75наиболее опытных специалистов и добровольцев, имеющие специальную подготовку. Еще для 50 добровольцев организованы срочные курсы, после прохождения которых они смогут подключиться к работе с пострадавшими птицами.

Идет сбор пожертвований на приобретение средства для мойки посуды «Довн» (Dawn), которое, как показал опыт и специальная проверка наиболее подходит для отмывания загрязненных нефтью птиц. На каждую загрязненную птицу с реки Делавер приходится тратить до 3 л моющего вещества и до 600 литров теплой воды. Специалисты отмечают, что поступающие птицы очень сильно загрязнены нефтью. В начале отмывания воду приходится менять уже через минуту.

После отмывания и прохождения реабилитационного периода спасенных птиц отпускают на волю. Это делается подальше от места разлива, на одной из особо охраняемых природных территорий в штате Мэриленд. Там уже было выпущено 60 птиц с разлива на Делавер.

«Tri-State Rescue & Research» был организован преподавательницей английского языка Линн Фринк (Lynne Frink) и ее мужем Джоном. Это произошло в 1976 году, после того, как природоохранные активисты региона были вынуждены предпринимать плохо организованные и координированные попытки оказать помощь птицам, пострадавшим от разлива нефти после аварии либерийского танкера «Олимпик Геймс» (Olympic Games), также произошедшей на реке Делавер. Тогда в воду попало 450 т нефти, загрязнивших более 40 км побережья.

С тех пор «Tri-State Rescue & Research» превратился в мощную структуру, которая каждый год оказывает помощь примерно 2 тысячам раненых и больных диких животных. Эта организация располагает возможностями для развертывания широкомасштабных работ по спасению птиц и других животных, пострадавших с результате разливов нефти и нефтепродуктов. Всего в работе «Tri-State Rescue & Research» (www.tristatebird.org) принимает участие до 150 штатных сотрудников и добровольцев.

Источники: www.delawareonline.com 12.12.2004. 18.12.2004, www.nj.com 18.12.2004, Newsday 15.12.2004.
к оглавлению

Китай
Уборка разлива 1200 т нефти успешно завершена

Как оказалось, столкновение двух контейнеровозов около устья реки Жемчужной вечером 7 декабря 2004 года привело к разливу не 450, а 1200 т нефтепродуктов. Ситуация осложнялась тем, что это были сорта мазута, обладающие высокой вязкостью, утечка которых особенно опасна для окружающей среды. В результате разлива образовалось пятно шириной до 200 м длиной 17 км.

К счастью, ветер дул в направлении моря, поэтому разлившаяся нефть не была выброшена на берег. Были начаты активные очистные работы. Высота волн достигала 3 м, поэтому попытки установки боновых заграждений и уборки локализованной нефти скиммерами были малоэффективными.

В этой ситуации были использованы боновые заграждения с сорбентами. Для выполнения очистных работ привлекли более 100 рыбацких судов. Каждое из них получало за день работы около 600 долларов. Еще по 240 долларов выплачивалось за каждую тонну собранной нефти. Во время проведения очистных работ возник дефицит бонов-сорбентов, но он был оперативно решен за счет переброски необходимого оборудования из других регионов. За 8 дней упорной работы разлившийся на поверхности моря мазут был собран.

В целом Китай достаточно успешно справился с ликвидацией самого крупного разлива нефти у своих берегов. Однако власти считают, что в условиях роста морских перевозок необходимо готовится к ликвидации последствий еще более серьезных аварий.

Общая стоимость выполненных очистных работ оценивается в 6 млн. долларов, и власти страны намерены взыскать ее с виновника разлива. Общий ущерб, с учетом потерь рыбного хозяйства, составляет около 12 млн. долларов.

Источники: www.xinhuanet.com 15.12.2004, China Daily 18.12.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Компания «Лукойл»: для родных охранников ничего не жалко. Ни бензина, ни домов

Компания «Лукойл» после демонстрации в узко профессиональной среде могучего всплеска нефтеэкспортного фундаментализма, о котором мы сообщали ранее, на публику предпочла выдать несколько другую модель поведения.

После встречи с президентом РФ В.В. Путиным глава «Лукойла» г-н Алекперов до такой степени проникся социальной ответственностью, что принял решение снизить на 5% розничные цены на бензин и дизельное топливо, продаваемое на бензоколонках компании. И действительно, чего бы их не снизить, если за год удалось поднять аж на 30%.

Предполагается, что вслед за «Лукойлом», которому в России принадлежит около 1500 бензоколонок, аналогичный шаг будут вынуждены сделать и другие основные продавцы автомобильного топлива. Правда в сообщении об этом решении компания не поминала имя гаранта конституции всуе, а скромно указала, что оно «принято в связи с сезонным изменением баланса спроса и предложения, а также в рамках утвержденных правлением генеральных схем развития российских нефтеперерабатывающих заводов и организаций нефтепродуктообеспечения ЛУКОЙЛа до 2014 года». (»Коммерсантъ»).

Тем временем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжала заниматься своим любимым делом. Она обвинила трех крупнейших продавцов Челябинской области в очередном ценовом сговоре. Участниками этого самого сговора стали «Татнефть», «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт» и «Строительное инвестиционное агентство», контролирующие 70% регионального рынка нефтепродуктов. Внимание челябинского ФАС привлекло одновременное повышение цен на нефтепродукты на 20%, в августе 2004 года. Правда «как всегда» никаких серьезных мер из этого громкого заявления не последовало. Нарушителей предупредили, что уж в следующий раз их непременно оштрафуют.

В этой ситуации, видимо для демонстрации своей любви к закону и правоохранительных органам, кроме снижения цен на бензин и солярку компания «Лукойл» решила подарить правительству РФ в лице Федеральной службе охраны (ФСО) небольшой домик площадью 4111 кв. м и стоимостью 11 млн. долларов, стоящий в Москве, на улице Красная Пресня. Нужда федеральных охранников именно в этом здании изложена очень внушительно: «для обеспечения функционирования сетей специальной связи в целях реализации программы правовой информатизации».

Впрочем, оказалось, что благотворительный порыв «Лукойл» имел под собой некоторые весьма серьезные правовые основания. Еще в 1993 году «Лукойл» получил в качестве вклада в уставной капитал недостроенный комплекс зданий на Сретенском бульваре, где находится его центральный офис. Тогда этот недострой был оценен в 3,5 млн. долларов. После завершения строительства компания брала обязательство отдать Министерству финансов 4,5 тыс. кв. служебной площади. За прошедшие 11 лет законодательство существенно изменилось, и получалось, что формально «Лукойл» мог бы и не отдавать ничего Минфину, поскольку теперь тот не имел права владеть недвижимостью.

Но несколько месяцев назад компанию вдруг одолело глубокое чувство социальной ответственности. «Лукойл» по своей инициативе обратился к правительству с предложением передать государству здание на Красной Пресне. И хотя оно было несколько меньше по площади, правительство, исключительно «в целях реализации программы правовой информатизации», согласилось принять его. А заодно и отменить пункт постановления 1993 года, по которому «Лукойл» должен был вернуть Минфину 4,5 тыс. кв. м. офисных площадей.

Источники: www.oilcapital.ru 15.12.2004, 16.12.2004, «Коммерсантъ» 16.12.2004, 17.12.2004, «Известия» 16.12.2004.
к оглавлению

Россия
Генпрокуратура хочет «замочить в сортире» генерала юстиции за взятки от нефтяников. Получится ли?

Генеральная прокуратура направила в суд дело по обвинению бывшего руководителя управления Минюста по Тюменской области генерала юстиции Станислава Филипчука. Его обвиняют в нескольких преступлениях по ст. 159 и 201 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями, хищение государственного имущества путем мошенничества). До попадания в Сибирь генерал Филипчук трудился в судебных органах г. Сочи. Ввиду юридической щепетильности вопроса переходим к цитированию:

«Следствие считает, что Станислав Филипчук договорился с руководством «дочки» ОАО «Транснефть» ОАО «Сибнефтепровод» о том, что он добьется отсрочки выплаты государству долга компании в размере 30 млн. руб. Взамен «Сибнефтепровод» приобрел для него иномарку Nissan Murano стоимостью $57,5 тыс. Формально машина предназначалась для нужд управления Минюста, однако, по данным следствия, генерал Филипчук перегнал автомобиль в Сочи, где им пользовалась его семья, проживающая в этом городе. В «Сибнефтепроводе» корреспонденту «Ъ» не подтвердили и не опровергли эту информацию.

Как сообщили в пресс-службе отдела Генпрокуратуры РФ в УрФО, позже Станислав Филипчук по подложным документам добился выплаты ему компенсации за приобретение дополнительного оборудования для Nissan Murano, а также возмещения расходов на аренду жилья в Тюмени (на самом деле он проживал там бесплатно)»

Общая сумма этих финансовых шалостей генерала составила всего-то 250 тысяч рублей. Теперь генерал Филипчук сидит под подпиской о невыезде, и ему грозит лишение свободы на срок до 3 лет.

Ну чего к человеку пристали? Все-то на какие-то 60 тысяч долларов взял от «Сибнефтепровода» генерал Филипчук счастья в этой жизни. Ведь не на миллион. И не на 16 миллиардов.

Впрочем, адвокаты генерала юстиции пока полны оптимизма и намерены доказать его полную невиновность.

Источник: «Коммерсантъ» 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
Саратовские прокуроры продолжают рыть землю. До самых недр

В Саратовский облсуд поступило кассационное представление городской прокуратуры, которая протестует против оправдательного приговора, вынесенного бывшему руководителю Главного управления природных ресурсов (ГУПР) Александру Маликову. Он и его заместитель Виталий Еремин обвиняются в том, что не помешали ОАО «Саратовнефтегаз» (входит в структуру «ТНК-ВР») добывать без лицензии нефть и газ на четырех месторождениях.

Если с бывшим гендиректором ОАО «Саратовнефтегаз» Александром Косяком все понятно, он получил свои 2 года условно за незаконное предпринимательство и теперь может считать себя счастливым, то эпопея бывших чиновников из ГУПР пока не закончилась.

Уже, кажется, было выяснено, что при тотальном параличе деятельности Минприроды, достигнутом под руководством бывшего министра Артюхова, оформление лицензий на пользование недрами было делом невозможным. Пока Александр Маликов и Виталий Еремин были под судом и следствием, ГУПР был реорганизован в областное управление Федерального агентства по недропользованию. Его быстренько возглавил такой знаток саратовских недр и прочих полезных ископаемых, как бывший начальник областной ФСБ Анатолий Трегуб.

У прокуроров ничего не получилось с подсчетом якобы ущерба, который был нанесен в результате незаконной добычи полезных ископаемых ОАО «Саратовнефтегаз» государству. Оказывается, в соответствии с действующей методикой, когда предприятие платит максимальную ставку налога в 16%, никакого финансового ущерба государству не причиняется. А даже, вроде бы наоборот, оно получает доходы в виде налогов.

Теперь саратовские прокуроры пробуют в качестве ущерба заявить 7 млн. рублей, которые должны были поступить в бюджет в счет оплаты лицензии. Но, видимо, и с этим получается плохо. Конкурс на пользование недрами наконец-то был проведен. Его выиграли структуры, контролируемые «ТНК-ВР». Необходимые платежи внесены.

Тем не менее, саратовские прокуроры настаивают, что добыча нефти и газа без лицензии, оформленной должным образом, является нарушением существующего законодательства. Руководство ГУПР знало об этом, но не приняло необходимых мер для прекращения этой деятельности. Во время процесса господа Маликов и Еремин заявили, что прекращение производственной деятельности предприятий не входит в их служебную компетенцию. Суд согласился с этим, что стало основой для оправдательного приговора. Однако саратовской прокуратуре, похоже, уж очень хочется хоть кого-нибудь посадить. Хотя бы по статье 293 УК РФ (халатность).

Господа Маликов и Еремин в свое время проявили мягкость и нерешительность. Послали бы тогда официальное письмо, информирующее саратовскую прокуратуру о незаконной деятельности ОАО «Саратовнефтегаз». И теперь могли бы наблюдать, как саратовская прокуратура саму себя бы и судила по статье 293 УК. А так теперь бывшим начальникам ГУПР приходится отдуваться за всех бездельников из разных правоохранительных органов, которые многие годы сами ничего не делали, а теперь решили выслужиться.

Источник: «Коммерсантъ» 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
Башкирские прокуроры вышли из спячки и начали «мочить в сортире» компанию «Башнефть»

Башкирская прокуратура, посмотрев на эксперименты саратовских прокуроров, решила последовать их примеру и возбудила уголовное дело против ОАО «Акционерная компания «Башнефть».

Сюжет аналогичный — предпринимательская деятельность с нарушением условий лицензионных соглашений. По заявлению и. о. прокурора республики Михаила Залепукина, речь идет о превышении добычи нефти на 4,2 млн. т, на сумму более 11 млрд. рублей. Уголовное дело возбуждено по ст.171 ч.2 УК (незаконное предпринимательство), однако пока не против руководителей компании, а по факту нарушения условий лицензии. Виновные же лица будут определены в ходе расследования. Прокурор Залепукин сообщил, что виновные должностные лица могут понести наказание сроком до 5 лет лишения свободы.

Компания «Башнефть» имеет 165 лицензий на добычу нефти газа и эксплуатирует более 160 месторождений, большая часть которых находится на завершающей стадии разработки.

Если в случае со злоключениями саратовских руководителей ГУПР и ОАО «Саратовнефтегаз» неожиданно всплыло присутствие бывшего руководства областного ФСБ, то в случае с Башкирией, похоже, действует та же бригада, правда более высокого уровня:

«Башнефть» — крупная нефтяная компания, находящаяся под контролем президента Башкирии Муртазы Рахимова. По сообщениям СМИ, на последних выборах в Башкирии переход компании под контроль «Газпрома» был условием сохранения Рахимовым власти в республике. После избрания президентом Башкирии Рахимов, по мнению ряда СМИ, нарушил предварительные договоренности» (НиК).

Похоже такого рода процессы скоро станут обычным занятием. Согласно некоторым источникам, органами прокуратуры, МВД и ФСБ с середины 2003 года проводится серия расследований, направленных на выявление случаев хищения нефти при транспортировке, добыче углеводородов без лицензий, а также значительных превышений разрешенных объемов добычи. Обнаружено большое количество нарушений. Пока уголовное дело возбуждено против бывшего руководства компании «Юганскнефтегаз», которое обвиняется в превышении предусмотренных лицензией объемов добычи в 2003 году на 22 млн. т. Но, очевидно, что список нарушителей одним «Юганскнефтегазом» не исчерпывается.

Источник: www.oilcapital.ru 17.12.2004, «Ведомости» 17.12.2004, «Коммерсантъ» 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Тоталь» нарывается на битву с российской бюрократией

Компания «Тоталь» сначала хотела судиться с российским правительством, отказавшимся утвердить расходы на освоение Харьягинского месторождения в размере 146 млн. долларов за 2001 год и 178 млн. долларов за 2002 год. Потом, осенью 2004 года, передумала и собралась решить эту проблему мирным соглашением. После чего даже решила инвестировать 1 млрд. долларов в российскую экономику, купив акции компании «НОВАТЭК».

Но теперь французские нефтяники демонстрируют очередной приступ социальной безответственности, и снова решили судиться. Дело снова начало двигаться к судебному процессу, который может начаться в арбитражном суде Стокгольма уже в июле 2004 года.

Странные они, эти французы. Им уже пообещали сделать пакость, повысив тарифы за пользование услугами компании «Транснефть». А они все на чем-то настаивают. Впрочем, пока вице-премьер Виктор Христенко заявляет, что урегулирование этого конфликта мирным путем будет соответствовать интересам как «Тоталь», так и России.

Он еще не рекомендует французским инвесторам освежить воспоминания времен войны 1812 года, когда их соотечественники бежали, бросая как добытое в России, так и собственное, привезенное из Франции имущество.

Источник: www.rusenergy.com 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Шелл» ускоренно осваивает Салымское месторождение. И пока не боится прокуроров

Компания «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (СПД) на год раньше установленного лицензионным соглашением срока начала добычу нефти на Западно-Салымском месторождении. Оно является самым крупным из группы Салымских месторождений, в которую также входят Верхне-Салымское и Ваделыпское месторождения. Добыча нефти на Верхне-Салымском месторождении уже ведется, а освоение Ваделыпского месторождения запланировано на 2006 год. Пока добываемую на Западном Салыме нефть будут автоцистернами перевозить на Верхне-Салымское месторождение и оттуда поставлять в систему трубопроводов компании «Транснефть».

В дальнейшем, к 2009 году, на Западно-Салымском месторождении планируется добывать до 6 млн. т нефти в год. После подключения Верхне-Салымского и Ваделыпского месторождений мощность Салымского проекта достигнет 9 млн. т в год. Для ее транспортировки строится 90-километровый трубопровод до ЛПДС «Южный Балык» ОАО «АК «Транснефть».

Компания «Салым Петролеум Девелопмент» учреждена «Шелл Салым Девелопмент» и ОАО «НК «Эвихон» (контролируется британской компанией «Сибир Энерджи). Работы на Западно-Салымском месторождении резко активизировались в 2003 году, когда стало ясно, этот проект не будет реализовываться в рамках Соглашения о разделе продукции. Акционеры компании приняли решение вести работы в рамках действующего налогового режима и утвердили бюджет в размере 1 млрд. долларов США. За последние годы из компании со штатом в 15 человек «Салым Петролеум Девелопмент» превратилась в компанию с офисами в Москве, Тюмени, Нефтеюганске и Ханты-Мансийске, в которой сейчас работает 500 российских и иностранных специалистов.

В 2003–2004 гг. в Салымский проект было инвестировано 330 млн. долларов. По заказам проекта работает около 800 подрядчиков. В основном это российские компании. В 2005 году объем инвестиций в освоение Салыма составит 278 млн. долларов. Помимо десятков млн. долларов налогов и сборов в 2003–2005 гг. компания «Салым Девелопмент Компани» выделила на мероприятия социальной направленности в зоне реализации проекта 2,5 млн. долларов.

Источник: www.oilcapital.ru 15.12.2004.
к оглавлению

Россия
Нефтяники аборигенам Сахалина: «Денег нет и не будет. Все уже оплачено»

15 декабря 2004 года в Сахалинской областной думе прошла встреча представителей организаций коренных малочисленных народов с нефтяными компаниями, ведущими добычу нефти и газа на Сахалине. Коренное население острова настаивает на том, чтобы в 1 квартале 2005 года была проведена этнологическая экспертиза. Для ее финансирования, реализации первоочередных практических мер по снижению негативного воздействия, а также выполнения долгосрочных социально-экономических программ поддержки коренных малочисленных народов Сахалинской области должен быть создан Фонд, средства для которого выделят недропользователи. Кроме того, было предложено создать постоянно действующую рабочую группу. В противном случае представители коренного населения острова, прежде всего нивхи, с 20 декабря обещают начать массовые акции протеста с блокадами дорог и мостов.

Работающие на Сахалине компании считают, что они жителям острова больше ничего не должны. Например, компания «Эксон нефтегаз лимитед», ведущая работы по проекту «Сахалин-1», произвела компенсационные выплаты администрации Ногликского района за изъятые оленьи пастбища. Их размеры были определены на основании официально установленных методик. Эти суммы были проверены и утверждены районной администрацией.

Однако представители коренных народов Сахалина возражают:

«- Они перечислили деньги районной администрации, которая использовала эти средства на собственные нужды, в частности, на повышение зарплаты, а нивхи ничего из этих денег не получили, — возмущенно сообщил «Известиям» председатель Ассоциации коренных народов Сахалина Алексей Лиманзо. — Кроме того, они заплатили около 3 млн. рублей лишь за использование территорий оленьих пастбищ. Но при этом не был учтен ущерб, нанесенный, например, рыбному промыслу. Ведь очень резко упали запасы лососевых рыб в реках на северо-востоке Сахалина. В этих некогда богатых водоемах прекращен промышленный лов» (»Известия»).

Представители нефтяных компаний предложили дать им больше времени для ознакомления с требованиями. Они также просят подробнее обосновать претензии и уточнить размеры ущерба, нанесенного в результате добычи и транспортировки нефти и газа на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера.

Источники: «Известия» 16.12.2004, ТИА «Острова» 16.12.2004, Пресс-релиз Российской экологической партии «Зеленых» 16.12.2004.
к оглавлению

Россия
Население Камчатки протестует против намерений «Роснефти» начать освоение шельфа

На Камчатке местное население принимает активное участие в акции протеста против планов компании «Роснефть» начать разведку и добычу нефти и газа на Западно-Камчатском шельфе Охотского моря. По данным медиахолдинга «Тройка», который вместе с общественностью и представителями науки является одним из организаторов протестов, уже более 5000 человек подписались под письмом руководству страны с просьбой отказаться от реализации планов нефтегазового освоения Охотского моря у западных берегов Камчатки. Директор Камчатского института экологии и природопользования ДВО РАН Роберт Моисеев заявил, что в мире осталось лишь пять акваторий, сопоставимых по биологической продуктивности с западным шельфом Камчатки. Ни общественность, ни экологи полуострова не были привлечены к обсуждению планов нефтяников.

Лицензия на освоение этой акватории была выдана государственной компании «Роснефть». Совместно с корейскими партнерами она намерена вложить в проведение геологоразведочных работ до 150 млн. долларов. Прогнозные запасы шельфа у берегов Западной Камчатки составляют 900 млн. т условного топлива в 26 перспективных структурах. По словам руководителя «Роснефти» г-на Богданчикова, этот проект может оказаться сопоставимым по масштабам с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

В исполнительной дирекции Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки резко критикуют позицию губернатора региона Михаила Машковцева, который в средствах массовой информации заявляет, что у него нет никаких полномочий, чтобы противостоять нефтяной экспансии. В соответствии с «Законом о континентальном шельфе» федеральные программы и планы разведки и разработки минеральных ресурсов должны составляться с участием органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, если в их рамках предусматривается использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов. Кроме того, стратегии изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов должны разрабатываться с учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ.

Источники: www.regnum.ru 14.12.2004, www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Уренгойгазпром» любит коренное население Ямала

В поселке Самбург руководство Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и руководство ООО «Уренгойгазпром» обсудили дальнейшее сотрудничество в деле показания помощи местному населению. Замдиректора «Уренгойгазпрома» Николай Тучас вручил ключи от 14 благоустроенных квартир, которые будут представлены семьям коренных малочисленных народов севера. В них есть все необходимое — от телевизора до холодильника. В поселке была введена в строй новая автоматизированная котельная.

С целью развития традиционных промыслов, ООО «Уренгойгазпром» была безвозмездно передана баржа с установленным на ней холодильным и морозильным оборудованием, которая будет использоваться для переработки ценных пород рыбы, вылавливаемой в реке Пур. В 2005 году будет завершено строительство производственного комплекса, который позволит перерабатывать и хранить до 250 т рыбы. Будут также выделены средства на строительство забойного пункта оленей.

Глава Пуровского района Анатолий Острягин поблагодарил ООО «Уренгойгазпром» за безвозмездную помощь, оказываемую местному населению и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Источник: www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
Ветераны Краснодарского края обвинили «Газпром» в вандализме

Совет ветеранов Великой Отечественной войны Левокумского района Ставропольского края отправил в «Ставропольрегионгаз» письмо протеста против отключения за долги огней Вечной славы у всех имеющихся в районе памятников героям-фронтовикам. Эти действия ветераны войны назвали «актом вандализма».

Руководство «Ставропольнефегаз» заявляет, что это не вандализм, а суровая экономическая необходимость. Каждый год долг за поставляемый на вечные огни природный газ составляет 60 тысяч рублей, т.е. целых 2 тысяч долларов.

Источник: www.oilcapital.ru 16.12.2004.
к оглавлению

Россия
Генералу Пуликовскому снятся лавры г-на Вайнштока

Беспрецедентные методы перевозки нефтепродуктов осваивают чиновники Дальневосточного федерального округа под руководством представителя президента РФ генерала Пуликовского.

Несмотря на генеральское прошлое дальневосточного наместника, которое должно символизировать армейскую дисциплину и порядок, завоз топлива в Корякский автономный округ был сорван. По-военному четкий отчет о принимаемых мерах можно только цитировать: «В настоящее время топливо в Пенжинский район доставляется вертолетами до объемов, позволяющих обеспечить его энергоресурсами до открытия зимников. На подходе к данному району морской буксир в сопровождении ледокола (0,5 тыс. тонн дизельного топлива)».

Однако вертолетные перевозки солярки, а также снаряжение каравана из ледокола и буксира, чтобы доставить 500 т топлива, это еще не все.

«С восточного на западное побережье коммерческие фирмы по зимнику сейчас будут доставлять уголь через весь полуостров. Мы не дадим замерзнуть ни одному поселку в Корякском автономном округе, но, к сожалению, этот уголь будет даже не золотым, а бриллиантовым. Для финансирования завоза топлива в округ Минфином России дополнительно выделено 215 млн. рублей» — отметил полпред.

В целом по округу запас дизельного топлива составляет 28% от потребности. Особенно выдающихся результатов удалось добиться в Пенжинском районе, где запасы солярки составляют лишь 3% от нормы. В связи с этим электричество там подается лишь 3–4 часа в сутки.

Несмотря на все величие картины растранжиривания бюджетных средств, генерал Пуликовский выглядит просто ефрейтором по сравнению другим, трубопроводным, генералом, главой «Транснефти» г-ном Вайнштоком. Семь с половиной миллионов долларов, которые выделены Минфином на покрытие в лучшем случае разгильдяйства, а в худшем — воровства дальневосточных чиновников, являются мелкими карманными расходами по сравнению с 16 млрд. долларов, необходимыми для создания трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Источник: www.oilcapital.ru 15.12.2004.
к оглавлению

Россия
«ТНК-ВР» поддержит социальные программы Нижневартовска

Глава г. Нижневартовска Борис Хохряков и директор «ТНК-ВР» — Западная Сибирь Олег Нам подписали соглашение о сотрудничестве в социально-экономическом развитии города в 2005 году. «Социальное развитие» Санкт-Петербурга уже обошлось «ТНК-ВР» в 25 млн. долларов. Нижневартовск будет стоить дешевле. Компания обязуется внести на реализацию городских социально значимых мероприятий 236 млн. рублей. Эти средства пойдут на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан, поддержку учреждений, работающих с детьми и молодежью, развитие жилищной программы.

Кроме того «ТНК-ВР» направит более 642 млн. рублей на социальную поддержку своих работников. Эти средства будут использованы на негосударственное пенсионное обеспечение, медицинское страхование, содержание общежитий, столовых, здравпунктов, а также на программу «Чистая вода».

Источник: www.oilcapital.ru 15.12.2004.
к оглавлению

Россия
Какие зарплаты получают нефтяники Западной Сибири. Про учителей ничего не сказано

Комитет по статистике Ханты-Мансийского АО провел анализ заработной платы работников нефтегазового сектора региона. Оказалось, что на первом месте с показателем 39,5 тыс. рублей в месяц находятся нефтяники из г. Нефтеюганска. По скромнее, за 30,5 тысяч рублей в месяц, трудятся работники нефтегазовых предприятий Нефтеюганского района. На третьем месте (около 30 тысяч рублей в месяц) находятся труженики г. Белоярский.

Самыми «бедными», согласно данным госстатистики, являются нефтяники с предприятий г. Пыть-Ях (23,3 тыс. рублей в мес.), г. Радужный (23 тыс. рублей в мес.). г. Мегион (22,7 тыс. руб.),

Источник: www.oilru.com 16.12.2004.
к оглавлению

Россия
Нефти добываем много — буднем добывать еще больше. Если сможем

На прошедшей неделе Минэкономразвития опубликовало свою версию фантазий на тему «Среднесрочная программа социально-экономического развития России». Согласно этому творению, к 2015 году в России должно добываться 555 млн. т нефти (изумительная точность оценки. Не 550, не 560, а именно 555. Наверно так набирать проще — три раза на клавишу 5 давишь — и прогноз готов — прим. сост.).

Правда это нефтяное изобилие может быть достигнуто только при условии интенсивного освоения новых месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири и Республики Саха-Якутия. Эту суровую необходимость подтверждает и российский министр природных ресурсов г-н Трутнев, напомнивший, что выработка запасов углеводородного сырья на Северном Кавказе уже достигла 70–80%, на Урале и Поволжье — 50–70%, а в Западной Сибири — 45%. Министра Трутнева очень воодушевляют огромные запасы нефти и газа на континентальном шельфе, содержащем, по его сведениям, 136 млрд. т условного топлива. Правда, сколько придется потратить, чтобы добыть это условное топливо, г-н министр предпочел не сообщать.

Минэкономразвития было более откровенным. По его оценкам, для добычи прогнозируемого количества нефти в 2005–2015 гг. потребуются инвестиции в размере 140 млрд. долларов. С учетом дополнительных транспортных проектов эта сумма может увеличиться до 156–163 млрд. долларов.

Минэкономразвития неожиданно демонстрирует изрядную долю здравого смысла и продолжает настаивать на том, что трубопроводная система мощностью 80 млн. т в год из Восточной Сибири в направлении Находки с ответвлением на Китай должна строиться только после подтверждения наличия необходимых запасов нефти. Более того, экономисты российского правительства в качестве условия реализации этого проекта настаивают на предоставлении доказательств его окупаемости.

В среднесрочный период будет возможно также строительство нефтепровода мощностью 50–70 млн. т в год из Западной Сибири на побережье Баренцева моря (район Мурманска или порта Индига). Он позволит создать новое направление для экспорта российской нефти в Евросоюз и США, решить проблему турецких проливов, а также снизить объемы экспорта нефти железнодорожным транспортом.

Эксперты Минэкономразвития считают, что после реализации этих планов доля экспорта российской нефти трубопроводным транспортом повысится от 78% в настоящее время до 94,5% в 2015 году. О том, что получится, если какие-либо международные террористы решат подорвать парочку этих трубопроводных систем, и как после этого Россия будет выполнять экспортные контракты, эксперты Минэкономразвития ничего не сказали. Причем трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», похоже, особо и подрывать-то не понадобится. Хватит просто землетрясений, обвалов, мерзлоты, сильнейших морозов и тому подобных экстремальных природных условий на большей части его 4000-километровой трассы.

Источники: www.rusenergy.com 14.12.2004, www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
У страны есть возможность сократить энергетическое обжорство

В настоящее время на производство единицы валового внутреннего продукта Россия тратит в 2,3 раза выше, чем в среднем в мире. По сравнению с Евросоюзом энергоемкость российского ВВП выше в 3,1 раза. Эту любопытные данные сообщил замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус, выступая на российско-французском семинаре по энергоэффективности.

Правительство РФ заявляет о намерениях добиваться снижения энергоемкости российского валового внутреннего продукта к 2020 году в 2 раза по сравнению с 2000 г. Излишняя энергоемкость оценивается в 39–47% от существующего годового потребления энергии. Треть этой бесполезной траты энергии обеспечивает сам топливно-энергетический комплекс, 35–27% — промышленность, 25–27% — жилищно-коммунальный сектор.

При осуществлении мер по экономии энергоресурсов в 2020 году можно было бы уменьшить потребление энергии в стране на 360–430 млн. т условного топлива.

Источник: www.rusenegy.com 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
Величественное будущее «Газпрома»

Компания «Газпром» является крупнейшим в мире экспортером природного газа, который она поставляет в 20 стран Европы. На долю «Газпрома» приходится 26% потребления газа в Европе и 40% европейского импорта. У компании заключены долгосрочные контракты на поставку 2000 млрд. кубометров природного газа, стоимость которого при сложившемся уровне цен составляет 270 млрд. долларов. Экспортные поставки российского газа в 2004 году достигнут 143 млрд. кубометров на общую сумму 17,8 млрд. долларов.

К 2010 году ежегодный экспорт природного газа по трубопроводам в Европу увеличится до 180 млрд. кубометров. Для достижения этого показателя будут выведены на проектную мощность газопроводы «Ямал — Европа» и «Голубой поток», а также «Богородчаны — Ужгород». Особая роль в планах наращивания поставок российского газа в Европу отводится Северо-Европейскому газопроводу.

Значительные возможности увеличения экспортных поставок обеспечат производство сжиженного природного газа. Эта технология позволит начать поставки на новые для «Газпрома» рынки в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и на восточное побережье США.

Источник: www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
«ПетроКанада» определит параметры газового завода на берегу Финского залива

Представители крупнейшей канадской нефтегазовой компании «ПетроКанада» намерены в течение первого полугодия 2005 года определить параметры контракта на строительство совместно с ОАО «Газпром» завода по производству сжиженного природного газа. Он будет расположен в Ленинградской области на берегу Финского залива.

12 октября 2004 года ОАО «Газпром» и «ПетроКанада» подписали меморандум о взаимопонимании по проекту, в рамках которого уже к 2009 году должны начаться поставки российского сжиженного газа на рынок Северной Америки. Для его приема будет использоваться уже имеющаяся у «ПетроКанада» инфраструктура, а также рассмотрены возможности строительства нового терминала в канадской провинции Квебек.

Основным рынком сбыта этого газа будет США. В 2002 году импорт сжиженного газа в эту страну составил 4,8 млн. т. В 2003 году он увеличился более чем в 2 раз и достиг 11 млн. т. Согласно прогнозам, уже в 2010 году этот показатель возрастет более чем в 4 раза и составит 47 млн. т.

В настоящее время в США работают 4 терминала для приема сжиженного природного газа суммарной мощностью 18 млн. т в год. В дополнение к ним в ближайшие годы ожидается строительство десятков новых терминалов общей мощностью до 60 млн. т в год.

Источник: www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Россия
Величие «Газпрома» без Штокмана и Ковыкты не обойдется

Минэкономразвития в разработанном им прогнозе светлого среднесрочного российского будущего указало, что для увеличения объемов добычи и экспорта российского природного газа необходимо освоение Штокманского и Ковыктинского месторождений.

Без этих проектов добыча газа в 2015 году составит 690 млрд. кубометров, а экспорт — 266 млрд. кубометров. С освоением Штокманского и Ковыктинского месторождений добыча может быть доведена до 765 млрд. кубометров в год, а экспорт — до 307 млрд. кубометров.

Объем инвестиций в развитие добычи и экспорта природного газа в 2005–2015 гг. должен составить 123 млрд. долларов. При освоении Штокмановского и Ковыктинского месторождений эта сумма увеличится до 160 млрд. долларов.

Согласно прогнозам Минэкономразвития, добыча газа на Ковыктинском месторождении должна начаться в 2007–2008 гг., на Штокмановском — в 2010 г. Широкомасштабная добыча природного газа на полуострове Ямал может начаться после 2015 года.

Источник: www.rusenergy.com 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
Минприроды пока проявляет либерализм в отношении Ковыкты

Министерство природных ресурсов либерально настроено в отношении ситуации, сложившейся с освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Его эксплуатация в полном объеме, предусмотренном лицензией, возможна только после строительства экспортного трубопровода. Российская газовая монополия «Газпром» не спешит с реализацией этого проекта, поскольку у нее есть более привлекательные проекты на Сахалине.

Руководитель Минприроды г-н Трутнев пообещал компании «ТНК-ВР», что у нее не будут отбирать лицензию на освоение Ковыкты. Он проявил редкостную для нынешних российских начальников рассудительность: «Если мы отберем лицензию, от этого никому легче не будет, так как все равно нет трубы».

Впрочем, последние события показывают, что это ничего не гарантирует после того, как труба наконец будет построена. Вполне возможно, что тут-то какая-нибудь прокуратура вдруг «воспрянет ото сна» и жизнерадостно займется «мочением в сортире» очередного клиента. Пока же прокуратура тиха, а министр Трутнев гуманен. Он хочет только, чтобы поскорее начались поставки ковыктинского газа хотя бы в Иркутскую область.

Источник: www.rusenergy.com 16.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Росморпорт» принял Усть-Лугу

С 1 января 2005 года транспортная инфраструктура морского порта Усть-Луга переходит в хозяйственное ведение Санкт-Петербургского филиала федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт». Ему передаются гидротехнические сооружения, причалы, земельные участки, подоходный канал протяженностью 3,7 км и глубиной 14 м, который позволяет принимать суда дедвейтом до 50 тыс. т.

В состав Санкт-Петербургского ФГУП «Росморпорт» входит транспортная инфраструктура морских портов Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк и Приморск. В его ведении находится 64 причала и 26 судов различного назначения.

Источник: www.logistic.ru 14.12.2004.
к оглавлению

Россия
В Калининграде нефти возят много. Будут возить еще больше

Благодаря введению понижающих коэффициентов к тарифам на перевозки в направлении российских портов, грузовой поток в направлении Калининград вырос с 6 млн. т в 1999 г. до 18 млн. т в 2004 г. Из этих объемов 40% приходится на нефтяные терминалы области.

В ближайшие 2 года планируется реализация программы развития железнодорожных подходов к порту Калининград общей стоимостью 371 млн. рублей. Ее выполнение позволит увеличить объем доставляемых грузов в 2 раза.

Источник: www.logistic.ru 17.12.2004.
к оглавлению

США
Статус охраны косаток Пьюджет-Саунд повышен до федерального уровня

Долгое время киты косатки рассматривались как вредители рыбных промыслов, которых надо уничтожать любыми возможными способами. В итоге в середине 1990-х годов в водах расположенного на северо-западе США штата Вашингтон осталось лишь несколько десятков этих животных. В основном они обитали в районе Пьюджет-Саунд, проливе Хуан де Фука и в водах вокруг канадского острова Ванкувер. В 1995 году в этом стаде было 99 животных. В 2001 году их осталось лишь 79. Сейчас их число увеличилось до 85 животных.

Косатки Пьюджет-Саунд одни из самых популярных и хорошо изученных морских животных в мире. Их много раз снимали в фильмах. Каждому из этих животных присвоено имя, определен возраст, проведен генетический анализ. Тем не менее, эти животные до сих хранят много тайн. Например, до сих пор толком неизвестно, куда они уходят на зимовку.

Федеральные власти долго отказывались признавать уникальность этого стада косаток и необходимость их охраны в соответствии с «Законом об исчезающих видах». Они утверждали, что косатки Пьюджет-Саунд являются, пускай изолированной, но частью гораздо более многочисленной популяции этих животных. Многолетнее давление природоохранных групп и защитников китов в конце концов оказало воздействие. Федеральные власти согласились придать косаткам Пьюджет-Саунд статус животных, охраняемых на федеральном уровне.

Одним из главных факторов, угрожающих их существованию, являются морские перевозки нефти. При рассмотрении на федеральном уровне новых нефтегазовых проектов, их потенциальному воздействую на стадо косаток Пьюджет-Саунд теперь будет уделяться особое внимание. Компания «Бритиш Петролеум», которой принадлежит расположенный в этом регионе крупный нефтеперерабатывающий завод в Черри-Пойнт, заявила, что она всегда уделяла большое внимание проблемам охраны окружающей среды, и новые федеральные требования по охране мест обитания косаток не создадут для нее дополнительных проблем.

Источник: Seattle Times 17.12.2004.
к оглавлению

США
Рабочая группа в штате Вашингтон размышляет, что делать с разливами нефти

После очередного разлива нефти в Пьюджет-Саунд в октябре 2004 года губернатором и Береговой охраной США была создана рабочая группа. В январе 2005 года она должна подготовить доклад с анализом сложившейся обстановки и рекомендациями по решению проблемы разливов нефти и нефтепродуктов. В состав группы вошли представители властей, судовладельцев, бизнеса по уборке последствий разливов, природоохранных организаций, индейцев.

В итоге участники группы не смогли прийти в единому мнению относительно целесообразности создания отдельной независимой структуры, которая будет следить за профилактикой разливов нефти и нефтепродуктов, а также эффективностью работ по их ликвидации. Рабочая группа рекомендует властям выделить средства для проведения анализа эффективности деятельности подобных структур в других регионах. Особое внимание предлагается уделить работе Регионального общественного совета Аляски (Alaska Regional Citizens Advisory Council).

Эта структура была создана после разлива в 1989 году нефти в результате аварии танкера «Эксон Валдес». Региональный общественный совет Аляски способствовал проведению исследований для организации буксирного сопровождения танкеров, изменениям инструкций, по которым действует Береговая охрана, созданию системы обнаружения айсбергов.

Рабочая группа согласилась с необходимостью проведения более детального анализа эффективности мер по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов у берегов штата Вашингтон. Несмотря на то, что против этого предложения голосовали представители судовладельцев и компаний, занимающихся уборкой последствий разливов, оно было принято.

Источник: Seattle Post Intelligencer 18.12.2004.
к оглавлению

Украина
Российское «мочение в сортире» улучшило экологию Феодосии

Эксперименты российских властей в отношении компании «Юкос», наверно, нанесли определенный экономический ущерб, но заметно улучшили экологическую ситуацию в крымском порту Феодосия. В декабре перевалка нефти через этот порт была полностью прекращена.

Все попытки Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, располагающего мощностями для перевалки 12 млн. т нефти в год, найти других поставщиков вместо компании «Юкос», пока успехом не увенчались.

Источник: www.logisitc.ru 16.12.2004.
к оглавлению

Азербайджан
Проект «Шах-Дениз» превышает смету, но все равно очень привлекателен

Оператор проекта «Шах-Дениз» компания «Бритиш Петролеум» объявила, что затраты на него могут увеличиться на 25% и достичь 4 млрд. долларов. Однако это не изменяет высокой финансовой привлекательности проекта для участвующих в нем компаний. Акционерами «Шах-Дениз» являются «BP» (25,5%), норвежская «Statoil» (25,5%), азербайджанская государственная ГНКАР (10%), франко-бельгийская TotalFinaElf (10%), контролируемая «Лукойлом» «LUKAgip» (10%), иранская «NICO» (10%) и турецкая TPAO (9%).

Запасы месторождения Шах-Дениз, лежащего на дне Каспийского моря, оцениваются в 1000 млрд. кубометров природного газа и 300 млн. т конденсата. Первоначально затраты на его освоение оценивались в 3,2 млрд. долларов. Из этих средств 2,3 млрд. долларов должны были пойти на добычу газа и конденсата, а 0,9 млрд. долларов — на строительство магистрального трубопровода. Длина газопровода должна составить 1050 км, мощность — 15–20 млрд. кубометров газа в год. Он пройдет от Баку до г. Эрзерум на территорию Турции. В дальнейшем этот газопровод может быть продолжен до Греции и Италии. Начало поставок газа с Шах-Дениза в объеме 6 млрд. кубометров в год запланировано на 2006 год.

Основными причинами роста затрат на реализацию проекта является повышение цен на металл, а также понижение курса доллара. Несмотря на все это, никто из участников консорциума не собирается выходить из проекта. Все они продолжают считать его очень выгодным.

Источник: «Ведомости» 17.12.2004.
к оглавлению

Азербайджан — Россия
Эксперт И. Зонн — редиска

Пресс-служба министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана распространила пресс-релиз, в котором опровергает утверждения российского эксперта И. Зонна, содержащиеся в его докладе «Каспийское море — одна из горячих точек мира», с которым тот выступил на 10-й конференции участников Рамочной Конвенции ООН по глобальным изменениям климата.

Министерство считает, что проблема загрязнения Каспийского моря, конечно, достаточно серьезна. Но основным источником этих загрязнений являются впадающие в море реки, из которых великая русская река Волга обеспечивает до 70–80% от общей нагрузки. Заявления г-на Зонна о том, что затонувший в 2002 году с 16 цистернами нефти на борту паром «Меркурий» в ближайшие годы приведет к экологической катастрофе, не имеют под собой оснований.

Что касается обвинений российского эксперта в том, что Азербайджан отказывается предоставлять экологическую статистику, то обмен этой информацией активно осуществляется в рамках нескольких международных проектов, таких как Каспийская экологическая программа, Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря и другим.

Например, в рамках Комиссии по водным ресурсам азербайджанская сторона, как и все прикаспийские государства, при утверждении квот на лов осетровых ежегодно отчитывается о выпуске выращенной молоди, кормовой базе, борьбе с браконьерством. В 2003 году был введен в строй новый осетровый рыбоводный завод. Это позволило Азербайджану в 2004 года выпустить в море 20 миллионов мальков.

Остается только порадоваться, что хотя бы азербайджанские чиновники обращают внимание на выступления российских экспертов. Ах, если бы российские чиновники были бы такими же! Заявит какой-нибудь туркменский или эстонский эксперт беспокойство по поводу экологической безопасности российских нефтяных перевозок на Каспии или на Балтике — а российская Минприроды им тут же пресс-релиз с опровержением. А то пишешь им, пишешь… Ведь читают же. Но молчат, как коммунисты на допросе в гестапо (по крайне мере, в патриотических кинофильмах на военную тематику).

Источник: www.regnum.ru 15.12.2004.
к оглавлению

Азербайджан — Грузия — Турция.
Очередная акция протеста населения против строительства трубопровода «Баку — Джейхан»

Жители грузинского села Крцаниси 16 декабря 2004 года перекрыли автомобильную дорогу, по которой доставлялось оборудование для строительства нефтепровода «Баку — Джейхан». Во время строительства трубопровода выполнявшая работы компания «Петрофак» уничтожила оросительную систему, которой пользовались 44 семьи.

Оператор проекта компания «Бритиш Петролеум» обещала взамен построить новую оросительную систему, но не сделала этого.

Источник: www.rusenergy.com 16.12.2004.
к оглавлению

Казахстан
Добыча нефти и газа растет

В 2003 году в Казахстане было добыто 52 млн. т нефти и 14 млрд. кубометров природного газа. В 2004 году эти показатели выросли до 57 млн. т нефти и 16 млрд. кубометров газа. При таких темпах добыча углеводородного сырья в Казахстане к 2015 году может достичь 170–180 млн. т нефтяного эквивалента.

Источник: www.oilcapital.ru 17.12.2004.
к оглавлению

Казахстан
Проведены общественные слушания по программе освоения Кашагана

Компания Agip KCO провела в Актау консультативное совещание по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) 1 и 2 очередей «Опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган». Его целью было предоставление общественности для экспертизы полной версии документов ОВОС, включая как сами добывающие промыслы, так и трубопроводы, соединяющие их с системами экспортных трубопроводов.

В материалах ОВОС содержатся оценки воздействия, меры по снижению их негативных последствий, мероприятия по мониторингу. В документах содержатся результаты фоновых экологических и социально-экономических исследования районе воздействия проекта. Менеджер отдела внешних сношений Agip KCO Дэн Михлик заявил, что в документации ОВОС будут учтены замечания и предложения населения регионов, на территории которых будет реализовываться проект.

Общий срок эксплуатации месторождения, осуществляемой на условиях Соглашения о разделе продукции, составит 40 лет. На первом этапе, продолжительностью 4 года инвестиции в развитие проекта должны составить 9 млрд. долларов. Благодаря этому добыча нефти будут доведена до 20 млн. т в год. Половина добываемого попутного газа будет закачиваться обратно для поддержания пластового давления, в другая — проходить переработку на наземном комплексе и поступать в дальнейшее использование.

Источник: www.rusenergy.com 14.12.2004.
к оглавлению

Индия
Борцы за социалистическое будущее штата Ассам взорвали нефтепровод

Оказывается, отнюдь не только колумбийские партизаны, иракские и чеченские «международные террористы», но и индусы, с виду вполне мирные, занимаются взрывами магистральных трубопроводов. В штате Ассам это сделали боевики объединенного фронта освобождения Ассама. Звук взрыва был слышен на расстоянии 2 км. Возникший на месте взрыва пожар удалось потушить только через 7 часов.

Объединенный фронт освобождения Ассама ведет вооруженную борьбу за независимость этого штата с 1979 года. В то время конечной целью было создание суверенного социалистического государства. Сейчас говорится об избавлении от экономической, политической и культурной зависимости Ассама от Индии.

За предшествовавшие взрыву три дня боевиками было убито 8 человек и 65 получили ранения. Всего за два десятилетия активной деятельности повстанцев в Ассаме жертвами столкновений стало более 10 тысяч человек.

Источник: www.oilru.com 17.12.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное