Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 47


Информационный Канал Subscribe.Ru

N47  Нефтяное обозрение
22 - 28 ноября
2004 г.  

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0447.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Канада.
100 т нефти утекло в Атлантический океан с платформы компании «ПетроКанада»

Глубоководное месторождение нефти «Терра Нова» (Terra Nova) расположено в Атлантическом океане на расстоянии 350 км от побережья канадской провинции Ньюфаундленд. Оно было открыто в 1989 году. Добыча нефти началась в 2002 году. Оператором проекта и владельцем 34% акций является канадская компания «ПетроКанада» (PetroCanada). Остальными акционерами «Терра Нова» являются «ЭксонМобил», «Норск Гидро», «ШевронТексако» и ряд других компаний. В настоящее время мощность промысла доведена до 8 млн. т в год.

Около часа ночи в воскресенье 21 ноября 2004 года на добывающей плавучей платформе вышла из строя система управления установкой для сепарации нефти от пластовых вод. В течение примерно 4 часов недостаточно очищенные пластовые воды сбрасывались в океан. Моряки с танкера, принимавшего добытую нефть, почувствовали запах нефтепродуктов и объявили тревогу. Работа промысла была остановлена.

Первоначально «ПетроКанада» оценивала объем утечки в 35 т. Однако на следующий день оценка выросла до 120 т. Компания также сначала заявляла о готовности собрать 20–25% разлившейся нефти. Около добывающей платформы в постоянной готовности находились два вспомогательных судна-нефтесборщика. На помощь им было выслано дополнительное третье судно.

Однако ни в воскресенье, ни в понедельник, ни в первую половину вторника они не могли начать установку боновых заграждений для локализации разлившейся нефти и ее дальнейшей уборки. Этому препятствовали штормовые волны, высота которых достигала 6 м. Площадь пятна разлившейся нефти увеличивалась и достигла 57 кв. км. Постепенно нефть начала естественным образом рассеиваться в штормовом море.

После того, как волнение уменьшилось, начались работы по локализации разлива и его уборке, но они были малоэффективны. Все было собрано не более 5% от общего объема утечки.

Работа платформы «Терра Нова» была приостановлена до завершения расследования и принятия профилактических мер против возможности повторения аварии. Представители компании считают, что в данном случае причиной является техническое несовершенство конструкции, а не ошибка обслуживающего платформу персонала.

У властей возникли серьезные вопросы к эффективности системы контроля за сбросами с платформы, поскольку утечка нефти была обнаружена только через несколько часов благодаря сильному запаху. Есть проблемы и с объективностью оценки объемов утечек. Власти не выдадут разрешения на возобновление работы промысла, каждый день простоя которого приводит к потере 1,7 млн. долларов дохода, до тех пор, пока не получат ответы на эти вопросы.

По мнению специалистов, утечка нефти привела в гибели тысяч птиц. Однако число обнаруженных мертвых птиц исчислялось десятками. Большинство из попавших в пятно разлившейся нефти птиц либо улетело и погибло в другом месте, либо утонуло. Небольшое количество останков птиц, погибших в результате разлива, будет выброшено на берег вдали от платформы.

Источники: Reuters 26.11.2004, CBC 26.11.2004, 23.11.2004, Canada East 26.11.2004, CTV 24.11.2004, 22.11.2004, Canadian Press 22.11.2004.
к оглавлению

США.
100 т нефти утекло в реку Делавер

Вечером 26 ноября 2004 года во время буксировки ходящего под кипрским флагом танкера «Атос 1» (Athos 1) к причалу нефтеперерабатывающего завода компании Citgo, команда буксира заметила, что танкер внезапно накренился, после чего на поверхности реки Делавер появились признаки утечки нефти.

Всего на борту судна, принадлежащего греческой компании «Тсакос» (Tsakos), находилось более 40 тысяч т венесуэльской нефти. На судне немедленно начали перекачку нефти из аварийного в резервный отсек. Эта операция была завершена через час после начала аварии.

Ночью были предприняты активные меры по локализации утечки, однако успеха удалось достичь только к полудню следующего дня. Разлившаяся нефть распространилась на расстояние более 30 км вниз по течению. Общий объем разлива оценивается в 100 т. 15 км течения реки закрыты для движения судов. Береговая охрана привлекала несколько частных компаний для проведения работа по очистке разлива.

Завод компании Citgo расположен в городе Паульсборо, штат Нью-Джерси. На противоположном берегу Делавера расположен город Филадельфия. Ежегодно через порт Филадельфии переваливается до 50 млн. т нефти. Авария танкера «Атос 1» будет одной из крупнейших на реке Делавер. Ранее, в 1995 году, оторвался от причала танкер, с которого перекачивали нефть. Это привело к разрыву приемного трубопровода. Тогда в воду попало 130 т нефти. Наиболее крупный разлив произошел на этой реке в 1989, когда из севшего на мель танкера вылилась 1000 т мазута.

Представители компании «Тсакос» заявили, что хотя танкер «Атос 1» является довольно старым (он 1983 года постройки), он прошел докование в апреле 2004 года и не имел замечаний по техническому состоянию. Ранее это судно не было связано с авариями, которые приводили бы к разливам нефти.

Источники: Guardian 27.11.2004, CNN 27.11.2004, Reuters 27.11.2004,
к оглавлению

Россия.
Мощный пожар в резервуарном парке компании «Роснефть»

В Левокумском районе Ставропольского края на территории резервуарного парка, принадлежащего компании ОАО «НК «Роснефть-Ставропольнефтегаз» произошел крупный пожар. В результате был полностью разрушен резервуар емкостью в 2 тысяч т, который был наполнен смесью воды и нефти. Произошел разлив и возгорание нефти на площади 1200 кв. м. Высота пламени достигала 20 м.

В зоне пожара оказался ряд крупных резервуаров, а также насосная станция, узел сепарации, административное здание. Для тушения пожара были стянуты пожарные подразделения из нескольких районов края, включая 20 единиц спецтранспорта.

За 2004 год это уже четвертое крупное чрезвычайное происшествие на объектах нефтяного сектора Ставропольского края. Ведется следствие.

Источник: www.oilru.com 26.11.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

S

Россия.
В Ставропольском крае вследствие незаконной врезки разлилось 60 т нефти

На магистральном нефтепроводе «Малгобек — Тихорецк» в 25 км к северо-западу от Моздока произошла утечка нефти в объеме 60 т. Площадь разлива составила 1500 кв. м. К его уборке были привлечены 16 человек и шесть единиц техники.

Причина утечки — несанкционированная врезка.

Источник: www.oilcapital.ru 26.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Разлив на трубопроводе «Транснефти» в Иркутской области. Закон сохранения вещества не действует

Несмотря на торжественное заявление пресс-службы компании «Транснефть», что во время аварии на территории Иркутской области в районе поселка Кимельтей разлилось только 17 т нефти, спасателям, по показаниям приборов, удалось закачать обратно в трубу 1500 т нефти.

Как оказалось, это было далеко не все. Почти через две недели было сообщено, что работы по ликвидаций «разлива 17 т» наконец завершены. Было собрано 2000 кубометров загрязненного нефтью грунта. Взамен было завезено 1500 кубометров чистой земли и перегноя. Загрязненный грунт складирован на герметическую подстилку в районе станции Кимельтей. В ближайшее время его собираются обработать препаратами, разрушающими нефть. Наверно чтобы проверить, насколько бесполезными эти препараты окажутся в условиях сибирских морозов.

Но самое интересное — это насколько расходятся данные, заявляемые компанией «Транснефть» и тем, что сообщает Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС) под председательством первого заместителя главы администрации Иркутской области.

И те, и другие делают официальные заявления, полностью опровергающие фундаментальный закон сохранения вещества. Он гласит, что если из одной трубы что-то утекло, то в окружающую среду должно попасть ровно то же количество. Однако у компании «Транснефть» утекло 17 т, а к иркутским спасателям притекло в 100 раз больше, тонн так 1700–2000.

Впрочем, странные взаимоотношения «Транснефти» с законом сохранения вещества общеизвестны. Иначе откуда бы у нее каждый год образовывалось несколько сотен тысяч т непонятно откуда берущихся «излишков». Эта научная проблема явно требует внимательного исследования. Ведь коэффициент размножения нефти, утекшей от «Транснефти» и притекшей в окружающую среду, превышает 100 к одному. Это какой же источник непонятно откуда берущейся нефти в стране имеется!

Источник: www.regions.ru 26.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Воры сделали еще одну дыру в иркутской трубе «Транснефти». На этот раз маленькую

Вот написал, что дыра была маленькая, и задумался. Конечно, по сравнению с трубами г-на Вайнштока (в данном случае 1020 мм), 80-миллиметровая труба иркутской «Воруйтранснефти» выглядит маленькой. Но вообще-то, при соответствующем магистральной системе давлении, эта трубопроводная система «Транснефть»-»Куда-то налево» должна была работать весьма продуктивно. Успевай только отвозить. Тем более что, судя по состоянию металла, создана она была достаточно давно.

Интересно, что, опять-таки вопреки закону сохранения вещества, компания «Транснефть» не испытывала никаких проблем с разницей втекающей в ее трубопровод «Омск — Иркутск» и дотекающей до Ангарска нефти.

Наличие трубопроводной системы неизвестных умельцев обнаружили не бдительные охранники, не специально подготовленные сторожевые барбосы, и, тем более не компетентные органы. Сообщили об этом местные жители из поселка Саннолыжный, что в 7 км от г. Усолье-Сибирское. В расположенном недалеко от магистрального трубопровода лесном массиве они обнаружили пятно нефти.

На место выехала оперативная группа ГУ ГОЧС Иркутской области. В 13 часов 15 минут 21 ноября перекачка нефти была остановлена. Через два часа на место происшествия прибыли девять единиц тяжелой техники и 15 человек аварийно-восстановительной бригады Иркутского нефтепроводного управления, которые занялись раскопками.

Как уверяет на этот раз уже не «Транснефть», а пресс-служба Главного управления по делам ГО и ЧС по Иркутской области, объем разлива составил только 8 куб. м и занял лишь 30 кв. м. 22 ноября в 4 утра повреждение было устранено, и возобновлена подача нефти.

Информационное агентство «Регнум» со ссылкой на ИА «Байкальская служба новостей» выдало совершенно прелестный финал этой истории:

«Воровство топлива из нефтепровода стало уже обычным делом. Приборы на нефтеперегонных станциях не могут фиксировать незначительное падение давления, происходящее во время откачки нефти через несанкционированные врезки. Поэтому на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) 17 ноября подразделениям ОАО «Транссибнефть» было рекомендовано усилить наблюдение за своими объектами и довести радиус выезда пожарной и спасательной техники до 5 км, как это принято во всех цивилизованных странах, где существуют аналогичные трубопроводы».

Тут есть ряд непонятных пожеланий. Во-первых, в «цивилизованных странах», «аналогичных трубопроводов», к счастью, нет. Потому они и считаются цивилизованными. А во вторых, почему радиус до 5 км? А если дальше, то что? Воруйте, взрывайте и разливайте на здоровье?

Но все равно, сказано шикарно. Нефтяные воры будут рыдать от умиления.

Источники: www.regnum.ru 22.11.2004, http://baikalinform.ru 23.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Власти Холмска в ужасе ждут очередных последствий работ по спасению судна «Христофор Колумб»

Как оказалось, могучий шторм с волнами высотой до 6 м и скоростью ветра более 40 м в секунду не только разрушил 45 м дамбы, которую спасатели пытались возводить вокруг ранее выброшенного на берег бельгийского судна «Христофор Колумб».

Намытым (спасателями), а теперь размытым (очередным штормом) грунтом забивает ливневую канализацию города Холмска. Власти опасаются, что при первом же серьезном паводке город будет подтоплен. В числе утопленников могут оказаться судоремонтный завод, скорая помощь, больница, хлебозавод.

Власти города пытаются выведать, какие еще приключения могут ожидать их в связи с работами по спасению «Христофора Колумба», а также требуют проведения экспертизы проектов аварийно-спасательных работ. Но их призывы к спасателям сначала хоть немного думать, а уже потом что-то делать, пока успеха не имеют.

Источник: www.logistic.ru 26.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Общественность протестует против намерений «Роснефти» поискать нефть у берегов Камчатки

В резолюцию конференции «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей», завершившейся 24 ноября 2004 года, вошло указание на недопустимость начала освоения запасов нефти и газа на шельфе Западной Камчатки до тех пор, пока не будет выполнено комплексное изучение и эколого-экономическое районирование акватории и проведена независимая экологическая оценка хозяйственной деятельности. Кроме того, в резолюции выражается поддержка инициативе областного Совета народных депутатов по началу организации заказника на шельфе Западной Камчатки.

На прошедшем в это же время семинаре-совещании коренных народов по проблемам Охотского моря в резолюции было выдвинуто требование провести референдум о введении моратория на добычу нефти и газа на Западно-Камчатском шельфе Охотского моря.

Тем временем компания «Роснефть» уже получила лицензии на проведение геологоразведочных работ на участках «Камчатка 1, 2, 3». Совместно с южнокорейскими нефтяниками «Роснефть» готовится к началу этих работ. Более подробной информацией о планах компании Совет народных депутатов не располагает. По некоторым сведениям планы «Роснефти» уже прошли экологическую экспертизу. Однако на Камчатке о результатах этой работы также ничего не известно.

Источник: www.ngv.ru 26.11.2004.
к оглавлению

Россия.
Речники считают убытки от аварии на Константиновском шлюзе и призывают к бдительности

По официальным данным Министерства транспорта, авария на Константиновском шлюзе Волго-Донского судоходного канала (ВСДК) задержала движение 137 судов. Убытки ВДСК оцениваются в 100 млн. рублей. В связи с необходимостью завершения навигации, и, в первую очередь, проводки судов с опасным грузами, сроки работы ряда шлюзов на Дону, Волге, Свири и Шексне были продлены.

Судоходные компании потеряли на этой аварии 12 млн. долларов. Из них 6,5 млн. долларов пришлось на долю компании «Волготанкер», 2,1 млн. — ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» и ОАО «Северо-Западное пароходство», 1,4 млн. долларов — на ООО «Палмали».

Предварительной причиной аварии сухогруза «Си Баронесс», протаранившего нижние ворота Константиновского шлюза, является отказ рулевого устройства. «Си Баронесс» 1985 года постройки, дедвейтом 5000 т, принадлежит кипрской компании Kent Shipping Ltd и находится у бербоут-чартере у таганрогского ООО «СК «Алко».

Члены «Ассоциации судоходных компаний России» (АСК) намерены добиваться от судовладельца и страховых компаний полной компенсации причиненного им ущерба. К счастью, «Си Баронесс» была застрахована в английском P&I-клубе, у которого достаточно средств для удовлетворения претензий пострадавших сторон.

Совет «Ассоциации судоходных компаний» создаст комиссию, которая должна разработать комплекс мер по повышению безопасности на внутреннем водном транспорте.

Источники: www.logistic.ru 22.11.2004, «Коммерсантъ» 24.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» перевез водным транспортом 9 млн. т нефти и нефтепродуктов и ничего не разлил

В компании «Лукойл» прошло совещание, посвященное безопасной эксплуатации речных и морских терминалов. Водный транспорт является самым дешевым способом грузовых перевозок. К 15 ноября 2004 года «Лукойл» перевез водным транспортом 3,5 млн. т нефти и 5,7 млн. т нефтепродуктов. В связи с ростом объемов этого вида перевозок, в компании уделяют большое внимание безопасности мореплавания в зоне ответственности своих терминалов, мерам по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти.

В 2004 году ОАО «НК «Лукойл» было проведено восемь учений по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Они прошли на терминалах и нефтеналивных пунктах, расположенных в Калининградской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской и Нижегородской областях. Меры по обеспечению безопасности при проведении грузовых операций на терминалах позволили в 2004 году избежать аварийных разливов нефти на этих объектах.

В 2004 году правление компании одобрило концепцию обеспечения безопасности при эксплуатации морских и речных терминалов дочерних общества ОАО «Лукойл». В настоящее время компании реализует «Программу по совершенствованию и развитию сил и средств первого уровня реагирования при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морских и речных акваториях».

В соответствии с этой программой компаниями группы «Лукойл» было приобретено технических средств и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти на сумму в целых 9 млн. рублей.

Источник: www.oilcapital.ru 26.11.2004.
к оглавлению

Россия.
По направлению к портам Высоцк и Мурманск — могучий запор. Не рвануло бы

За 10 месяцев 2004 года перевалка нефтеналивных грузов через российские порты увеличилась на 30% и достигла 163 млн. т. Значительную часть этого роста обеспечили порты Северо-запада. Через них было перевалено 64 млн. т нефти и нефтепродуктов, что на 79% выше показателей за 10 месяцев прошлого года. Перевалка сырой нефти выросла в 2,2 раза, ее доля общем объеме отгрузки нефти и нефтепродуктов достигла 70%. Крупнейшим пунктом нефтеналива является Приморск (56% перевалки Северо-Западного региона). Через Мурманск экспортируется 13%, Петербургский нефтяной порт — 12%, терминалы ООО «Лукойл Калининградморнефть» — 5%.

Введенный в 2004 году в строй терминал компании «Лукойл» в порту Высоцк (Ленинградская область) не входит в число гигантов нефтеналива. Ожидается, что с мая по декабрь 2004 года через него будет перевалено 2,5 млн. т нефти. Однако к концу декабря 2004 года там планируется открытие нового железнодорожного комплекса, что позволит надеяться на выполнение подписанного между НК «Лукойл» и ОАО «Российские железные дороги» соглашения о перевозке к Высоцку в 2005 году уже 5 млн. т нефти и нефтепродуктов.

А пока на подъездных путях в порту Высоцк скопилось более тысячи цистерн с нефтеналивными грузами. Ежесуточно удается выгрузить 150 цистерн при норме 172. Причина — неготовность терминала к выгрузке в зимних условиях некоторых видов грузов. Особенно большие проблемы возникают с газойлем (нефть с парафином). Выгрузка таких цистерн занимает не 5–6, а до 10 часов.

Приходящие также в Высоцк составы с углем из Западной Сибири добавляют проблем. Разгрузка замерзшего угля занимает гораздо больше времени, чем планировалось. При плане выгрузки 138 вагонов в сутки удается обрабатывать лишь 90 вагонов. Вследствие этого кроме тысячи цистерн с нефтепродуктами на путях к Высоцку стоят еще 790 вагонов с мерзлым углем. Всего на этом направлении простаивает не менее 14 железнодорожных составов.

Аналогичная ситуация сложилась и на подъездных путях в Мурманску. Здесь простаивают 600 железнодорожных цистерн с нефтепродуктами. По мнению представителей железной дороги, основная причина — это то, что компании заказывают больше вагонов, чем реально могут переработать.

20 железнодорожных составов также простаивают на подходах к портам Калининград, Туапсе и Новороссийск из-за плохих погодных условий. Если с заходом судов в Туапсе ситуация, по сравнению с серединой ноября, нормализовалась, то ограничения на работу Калининградского порта сохраняются. Из-за сложнейших штормовых условий там действует запрет на вход танкерного флота, что привело к накоплению нефтяных грузов на путях железной дороги.

Источники: www.logistic.ru 26.11.2004, www.oilcapital.ru 23.11.2004, 24.11.2004, www.rusenergy.com 22.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Юкоса» вошел в альянс, занимающийся ликвидацией разливов нефти. Все-таки успел

Компания Petroval S.A, хотя и входит в группу российское нефтяной компании «Юкос», но, предусмотрительно, базируется в Швейцарии. Она занимается продажей российский сырой нефти, а также производимых на предприятиях России и Литвы нефтепродуктов. Ежегодный объем продаж Petroval составляет 11 млрд. долларов.

На фоне завершающейся агонии бывший лидер российской частной нефтяной промышленности, компания «Юкос» видимо решила подумать о прекрасном и вступила в альянс Oil Spill Response Limited (OSRL). Эта группа является крупнейшей международной компанией, созданной для ликвидации последствий разливов нефти на суше и на море. Она была учреждена 27 крупнейшими нефтяными компаниями мира. «Юкос» стал первой (и, хотелось бы надеяться, не последней) российской компанией, вошедшей в OSRL.

После заключения соглашения OSRL будет гарантировать оперативное предоставление услуг по ликвидации последствий аварийных разливов нефти, которые могут быть вызваны деятельностью компании Petroval, «Юкос» и ее дочерних предприятий, в частности, литовской «Мажейкю нафта» (Mazheikiu Nafta).

Источник: www.vsluh.ru 23.11.2004.
к оглавлению

Россия.
ОАО «РЖД» — перевозки на Китай: «Юкос» умер. Да здравствует «Лукойл»!

Несмотря на то, что домачиваемый в прокурорском сортире «Юкос» уже не может обеспечить необходимые объемы перевозок российской нефти в Китай, руководство ОАО «Российские железные дороги» полно энтузиазма. Президент ОАО «РЖД» г-н Фадеев и министр железных дорог КНР Ли Чжицзюнь подписали в Пекине соглашение об увеличении перевозок. Ожидается, что в 2005 году из России в Китай по железной дороге будет экспортировано не менее 10 млн. т, а в 2006 году — не менее 15 млн. т.

Вообще же г-н Фадеев заявил, что российские железные дороги готовы возить в Китай и до 30 млн. т нефти в год, поскольку и Транссиб, и Байкало-Амурская магистраль недостаточно загружены.

Что касается источника нефти, то на его роль после воспитательных упражнений в «Юкосом» согласился попробоваться «Лукойл». Однако заявляемые объемы как-то плохо согласуются с оптимизмом российских и китайских железнодорожников. Пока «Лукойл» готов предоставить для перевозок в декабре 2004 года 100 тысяч т нефти. В первом квартале 2005 года российские и китайские железнодорожники могут рассчитывать на 400 тысяч т нефти «Лукойла». Для достижения 10 млн. т в год этого явно недостаточно.

Похоже, основная роль поставщика по этому маршруту достанется уже новому владельцу того, что когда-то было компанией «Юкос».

Источники: www.logistic.ru 24.11.2004, www.ngv.ru 24.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпромнефть» — социально правильная компания

Правительство Санкт-Петербурга выдало разрешение на изыскательские работы для строительства нового офиса компании «Газпромнефть». Они будут проведены на участке по адресу Большеохтинский пр. участок 1.

Он находится рядом с Малоохтинским мостом и гостиницей «Охтинская», откуда открывается очаровательный вид на Смольный. А со Смольного, соответственно, будет открываться прекрасный вид на офис «Газпромнефти».

Как это трогательно, для всех, кто понимает…

Источник: www.regnum.ru 23.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сургутнефтегаз» идет на Талакан

Компания «Сургутнефтегаз» собирается регистрировать в Якутии предприятие, которое будет осуществлять освоение Талаканского газоконденсатного месторождения, чьи запасы по категории С1 оцениваются в 105 млн. т нефти и С2 — 18 млн. т нефти. В 2003 году работавшая на Талакане компания «Ленанефтегаз» добыла 240 тыс. т. нефти, что на 8% меньше чем в 2002 г.

Ранее предполагалось, что будет осуществлена комплексная сделка по продаже «Сургутнефтегазу» компании «Ленанефтегаз», осуществляющей разработку Талаканского месторождения (дочернее предприятие «Юкос»), АО «Саханефтегаз», оборудования нефтепромысла на Талакане и транспортной структуры. В октябре 2003 года «Ленанефтегазу» пришлось остановить добычу нефти, поскольку истек срок временной лицензии. Постоянную лицензию на освоение этого месторождения по итогам конкурса получил «Сургутнефтегаз». В 2004 году компания «Ленанефтегаз» вела добычу нефти на Талакане в качестве оператора на основе подряда у «Сургутнефтегаза».

Однако проблемы с управлением якутскими дочками «Юкоса», в которых активно участвовали неформальные депутатские охранные формирования, заставили «Сургутнефтегаз» пойти на формирование собственного подразделения (нефтедобывающего, а не охранного).

Источник: www.rusenergy.com 22.11.2004.
к оглавлению

Россия.
У компании «Лукойл» появился свой «Ямалнефтегаз»

В составе «Лукойл — Западная Сибирь» появилось пятое территориально-производственное предприятие (ТПП). Оно создано на базе «Находканефтегаз», «Нефтегазовая компания «Ямалнефтегаздобыча» и «Арктикнефтегаз». «Ямалнефтегаз» будет заниматься освоением месторождений Большехетской впадины Гыданского полуострова, завершением строительства пускового комплекса на Находкинском месторождении.

В районе Большехетской впадины «Лукойл» планирует добывать до 2 млн. т нефти 2 млн. т конденсата и до 25 млрд. кубометров природного газа.

Источник: www.oilru.com 25.12.2004.
к оглавлению

Россия.
Жители поселка Аган довольны компанией «Лукойл»

В процессе подготовки соглашения о социально-экономическом развитии между муниципальным образованием Нижневартовский район и ООО «Лукойл — Западная Сибирь» был проведен сход жителей поселка Аган. Их проинформировали о размещении площадок 17 скважин, которые будут пробурены на Нивагальском лицензионном участке на территории Аганского сельсовета, а также о программе компенсационных мероприятий на социально-экономическое развитие.

Благодаря этой программе Аганский сельсовет получит от компании «Лукойл» в 2005–2007гг. 71,5 млн. рублей. Это позволит перевести котельную поселка на использование газа и построить два жилых дома.

В управлении по связям с общественностью администрации Нижневартовского района сообщили, что жители поселка Аган одобрили сотрудничество в нефтяниками.

Источник: www.oilru.com 23.11.2004.
к оглавлению

Россия.
«Славнефть» бурит в Эвенкии

ООО «НК Славнефть — Красноярскнефтегаз» в 2004 году планирует завершить работы на новой скважине на Куюмбинском месторождении. Ей принадлежит лицензия на его разведку и освоение. В настоящее время здесь уже пробурены две поисково-разведочные скважины и отремонтированы пять пробуренных ранее.

Источник: www.ngv.ru 25.11.2004.
к оглавлению

Россия — Турция.
«Газпром» туркам: «Голубой поток» не хочешь — заставим

В Турции готовится судебный процесс над двумя бывшими министрами энергетики. Они обвиняются в подписании на невыгодных для Турции условиях соглашения об импорте российского природного газа, поставляемого по трубопроводной системе «Голубой поток». Прежде всего это относится к слишком высоким ценам, чрезмерным объемам поставок и слишком сильной зависимости от одного продавца.

В 2003 году Турция потребила 19 млрд. кубометров природного газа, из которых 12,8 млрд. было поставлено из России. 11,8 млрд. было доставлено по Трансбалканскому трубопроводу, а 1 млрд. кубометров — по газопроводу «Голубой поток». В соответствии с заключенным в 1997 году межгосударственным соглашением, до 2025 года Россия обязана поставить в Турцию 365 млрд. кубометров природного газа, а Турция оплатить его по цене 110 долларов за 1000 куб. м.

Еще до окончания строительства «Голубого потока» турецкая сторона, ссылаясь на экономические проблемы и снижение темпов роста, начала настаивать на снижении цены на 9% и на уменьшении объемов поставок. После строительства трубопровода Турция несколько раз прекращала прием газа, поставляемого по «Голубому потоку». Отказ от соглашения для Турции обернется необходимостью выплаты неустоек в миллиарды долларов.

Представители «Газпрома» считают, что оснований для пересмотра условия соглашения не имеется, и они сопоставимы с условиями поставки природного газа в другие страны.

Источник: «Ведомости» 25.11.2004.
к оглавлению

США.
Натиск законодателей и нефтяников на дикую природу Аляски усиливается

Результаты выборов в сенат США, прошедших одновременно с президентскими, серьезно изменили расстановку в этом последнем бастионе защиты дикой арктической природы. Взамен 4 сенаторов демократов, которые обычно голосовали против предложения разрешить разведку и добычу нефти на территории Арктического природного заповедника (Arctic National Wildelige Refuge — ANWR), пришли республиканцы, которые считают, что туда давно пора запускать добытчиков черного золота.

Арктический природный заповедник был создан в 1960 году. Он получил репутацию «Американского Серенгети» — аналога африканского национального парка, знаменитого богатством его диких обитателей. Территория Арктического заповедника является примером последнего крупного участка природы США, который практически не испытывает влияния человеческой деятельности. Здесь сохранились огромные стада северного оленя, гнездятся сотни тысяч птиц.

В 1968 году рядом с западной границей Арктического заповедника было открыто огромное месторождение нефти Прудхо Бэй (Prudhoe Bay). В 1980 году, когда Конгресс принимал решение об увеличении площади Арктического природного заповедника, в него не была включена прибрежная равнина, как потенциально хранящая в своих недрах месторождения нефти.

По мере снижения уровня добычи нефти на территории и шельфе США и роста зависимости экономики страны от импорта этого сырья, иногда весьма разорительной, желание американских законодателей пустить нефтяников территорию Арктического природного заповедника становилось все больше и больше. В 1995 года разрешение на начало бурения вошло в закон о бюджете, но находившийся тогда у власти президент Клинтон наложил на него вето.

Придя к власти, администрация президента Буша немедленно начала работу по подготовке законодательного разрешения на добычу нефти на территории Арктического природного заповедника. Однако в 2003 году это решение все-таки не смогло пройти сенат, который 52 голосами против 48 проголосовал против этой идеи. После выборов в ноябре 2004 года соотношение сил сенаторов демократов и сенаторов республиканцев поменялось на прямо противоположное. Администрация Буша заявила, что сделает попытку наконец получить согласие американских законодателей на начало разведки и добычи нефти на территории Арктического природного заповедника уже в 2005 году.

Противникам этого решения в сенате остается надеяться только на то, что партийная солидарность может быть уступит место экологической ответственности. Ведь во время голосования 2003 году 8 сенаторов из числа республиканцев также голосовали против разрешения начала работы нефтяников на территории Арктического природного заповедника. Оказалось, что умеренные сенаторы республиканцы любят дикую природу несколько больше, чем соратников по партии.

В качестве основного аргумента необходимости освоения Арктического природного заповедника указывается попытка снизить зависимость США от импорта нефти. В настоящее время страна ввозит 58% необходимой ей нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что в 2025 году этот показатель возрастет до 70%. Освоение месторождений Арктического природного заповедника могут снизить уровень зависимости от импорта с 70% до 66%. Очевидно, что проблему нефтяной зависимости надо решать каким-то другим путем, и, в первую очередь, за счет повышения топливной экономичности американского автомобильного парка, который является основным потребителем нефтепродуктов.

Освоение месторождения Арктического природного заповедника позволит продлить срок работы Трансаляскинского нефтепровода. Сейчас через него прокачивается 50 млн. т нефти в год, что вдвое меньше объемов, достигнутых на пике добычи на Прудхо Бэй. Для экономически эффективной работы через Трансаляскинский трубопровод необходимо перекачивать не менее 15 млн. т нефти в год.

Согласно имеющимся оценкам, в недрах Арктического природного заповедника с достаточно большой вероятностью может находиться до 800 млн. т нефти. Их освоение принесет компаниям не менее 30 млрд. долларов. Из них заметная часть поступит в бюджет штата Аляска, власти которого активно лоббируют предложение начать освоение месторождений Арктического природного заповедника.

Нефтяные компании «ЭксонМобил», «Бритиш Петролеум», «КонокоФиллипс» ведущих наиболее крупные нынешние проекты на северном склоне Аляски, несколько более сдержаны в своих оценках. Они осознают, что начало работы на территории Арктического природного заповедника вызовет резко отрицательную реакцию со стороны природоохранных организаций. Опросы общественного мнения показывают, что большая часть населения страны не одобряет эту идею. Результаты опроса, проведенного в марте 2004 года, говорят, что за начало добычи нефти на территории Арктического природного заповедника выступает 41% опрошенных, в то время как 55% настроены против этой идеи.

В 2002 года компания «Бритиш Петролеум» заявила, что выходит из группы лоббирования предложений начать нефтяное освоение территории Арктического природного заповедника. Представитель компании «ЭксонМобил» сообщил, что для принятия такого рода решений надо провести более детальную геологическую разведку, чтобы убедиться, что нефть там имеется в действительно больших количествах. Сейсмическая разведка на территории Арктического природного заповедника проводилась 20 лет назад, в 1984 и 1985 гг. Пришла пора обследовать ее новыми гораздо более совершенными и точными методами.

Источник: www.bloomberg.com 22.11.2004.
к оглавлению

Экваториальная Африка.
Нефтяные доходы укрепляют репрессивный, воровской диктаторский режим

Диктатор Обианг Нгуема, правящий небольшой африканской страной Экваториальной Гвинеей, продолжает усиливать репрессии. В парламенте страны из 100 мест лишь два занимают представители оппозиции. Каким-то чудом им удалось победить на выборах, которые в Экваториальной Гвинее регулярно фальсифицируются.

Полномочия народных избранников не спасают депутатов от оппозиции от регулярных посадок в тюрьму. Депутат Пласидо Мико (Placido Mico), лидер оппозиционной партии CPDS, побывал там уже 8 раз. В последний раз его выпустили на свободу в августе 2004 года по президентскому указу о помиловании. Видимо взамен в тюрьму в очередной раз были посажены ряд других лидеров партии CPDS.

Президент Обианг обвиняет их в связях с южноафриканскими наемниками, которые недавно попытались совершить в Экваториальной Гвинее переворот. Руководитель CPDS отвергает какие-либо связи с заговорщиками и заявляет, что его партия ведет политическую борьбу только мирными методами.

Президент Обианг пришел к власти в 1979 году, свергув с этого поста своего дядю. Дядя нынешнего президента Обианга, правивший Экваториальной Гвинеей с момента приобретения этой страной независимости от Испании в 1968 году, тоже отличался репрессиям по отношению к политическим оппонентам. Племянник оказался еще более кровавым диктатором. Экономика Экваториальной Гвинеи тихо разваливалась. Страны западной демократии критиковали режим Обианга Нгуемы за нарушения прав человека. Внезапно ситуация поменялась коренным образом.

В 1996 году американская компания «Мобил» объявила об открытии огромных месторождений нефти на принадлежащем Экваториальной Гвинее секторе морского шельфа. В 2001 году были обнаружены большие запасы природного газа. За несколько лет страна вышла на третьем место в Африке по объемам добычи и экспорта нефти. В настоящее время в Экваториальной Гвинее активно работают американские компании «ЭксонМобил», «ШевронТексако», «Маратон», малайская «Петронас» и ряд других.

Страна начала получать сотни миллионов долларов платежей за использованием природных ресурсов. Однако жизнь большинства из ее 500 тысяч населения Экваториальной Гвинеи от этого лучше не стала. 80% национального богатства оказалось в руках 5% населения. Самым богатым кланом стал президент Обианг Нгуема и его многочисленные родственники, друзья и просто хорошие знакомые. Сотни миллионов долларов, которые нефтяные компании по идее платили в бюджет страны, прямым ходом поступали на личные счета президента, открытые в американском банке «Риггс».

В это время система образования Экваториальной Гвинеи остается в нищенском состоянии. Во многих школах в столице страны городе Малабо нет скамеек, а потому учащиеся сидят на полу. В больницах нет лекарств, и родственники больных должны покупать их за свой счет. На фоне огромного нефтяного и газового богатства жители Экваториальной Гвинеи продолжают массово умирать от малярии и спида.

Источник: Business in Africa 22.11.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Нигерийские полицейские утверждают, что были сотрудниками нефтяных компаний

В Нигерии начался весьма любопытный судебный процесс. 15 бывших охранников от лица 800 сотрудников внештатной полиции требуют от компании «ЭксонМобил» признать, что они были ее наемными работниками. Они хотят получить от нее пенсионное обеспечение за то время, что выполняли работы по охране нефтепромыслов и трубопроводов. Сотрудники внештатной полиции настаивают на том, что их отношение к нигерийской полиции имело формальный характер — они там только числились, носили соответствующую форму и проходили обязательное трехмесячное обучение.

Компания выплачивала им зарплаты и надбавки, что в сумме в несколько раз превышало жалование обычного нигерийского полицейского. Формально внештатные полицейские не получали оружия. Однако многие их формирования отличались крайней жесткостью действий по отношению к местного населению и заслужили названия «Убил и пошел дальше» (Kill and Go). В 1999 году уже при участии армейских подразделений они участвовали в бойне в г. Оди, когда в отместку за убийство охранников было убито более 1000 местных жителей.

Имеются доказательства, что нефтяные компании платили деньги начальникам нигерийской полиции за то, чтобы они предоставляли огнестрельное оружие для снабжения им работников внештатной охраны.

Представители компании «ЭксонМобил» настаивают, что охрана ее промыслов осуществлялась на наемными охранниками, а служащими нигерийской полиции, которая и должна заботиться об их пенсионном обеспечении. Но на официальном сайте, где говорится о структуре нигерийской полиции, о внештатных охранниках также ничего не говорится. Их в этой системе нет.

Инициаторы иска утверждают, что после того, как они начали настаивать на своей принадлежности к сотрудникам компании, отношение к ним заметно ухудшилось. Теперь их выставили за заборы, ограждающие лагеря и нефтепромыслы компании, и заставляют нести охрану внешнего периметра забора, что гораздо более опасно. Охранники напоминают, что они тоже люди, и если с ними будут обращаться по-скотски, то они могут начать себя вести как скоты. Компании должны подумать, чем все это может кончиться.

Источник: Globe and Mail 22.11.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Полицейские при помощи слезоточивого газа разогнали демонстрацию протеста против «Шелл»

Перед зданием офиса компании «Шелл» в Порт-Харкоте прошла массовая демонстрация протеста. Для ее разгона полиция применила слезоточивый газ.

Участники демонстрации народность огони. Они протестовали против ввода сил безопасности на территорию, где они проживают. Этот процесс начался после массовых беспорядков в сентябре 2004 года. Их причиной стал разлив нефти из проходящего по землям огони нефтепровода компании «Шелл», который привел к серьезному загрязнению поверхностных вод и сельскохозяйственных земель. Тогда представители молодежных вооруженных группировок пообещали начать взрывать нефтепромыслы и трубопроводы компании «Шелл», которая не может обеспечить экологическую безопасность их работы и не выплачивает компенсаций за причиненный разливами нефти ущерб. Компания, в свою очередь, заявляет, что разливы являются следствие вандализма, и она не намерена платить рэкетирам.

В начале ноября 2004 года группа вооруженной молодежи из племени иджо также захватила одну их перекачивающих станции компании «Шелл» в дельте реки Нигер. Во время ее штурма силами нигерийской полиции было ранено 17 боевиков.

Компания «Шелл» отрицает свою причастность к вводу войск или сил безопасности, а также каким-либо последствиям деятельности этих структур.

Источники: Reuters 24.11.2004, AP-24.11.2004.
к оглавлению

Саудовская Аравия.
Надежно ли защищена аравийская нефть?

Одна из ведущих американских телекомпаний «Си-Эн-Эн» (CNN) провела журналистское расследование надежности защиты нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии от возможных атак террористов. Один из бывших сотрудников ЦРУ Боб Баер (Bob Baer) утверждает, что небольшая группа хорошо подготовленных людей может организовать атаку, которая на некоторое время выведет из строя большую часть нефтяного комплекса Саудовской Аравии. Следствием такой операции станет снижение поставок на мировой рынок нефти, эквивалентное 250–300 млн. т в год. При нынешних резервных мощностях мировой добычи нефти равных 100 млн. т в год, последствия такого снижения поставок для мирового рынка и экономики будут катастрофическими. Хотя кое-кто на этом сможет очень хорошо заработать.

Этот сценарий не является любительским домыслом. Известно, что такие варианты анализировались национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии «Арамко» (Aramco). Однако ее руководство исключает такого рода катастрофу. Все сооружения нефтяного комплекса Саудовской Аравии тщательно охраняются. По защищенности они не уступают военным базам. Кроме того, инфраструктура нефтяного сектора имеет огромную протяженность и сложность. Отдельные атаки не выведут ее из строя, а нанесенные повреждения будут быстро отремонтированы.

Боб Баер возражает, что нападение 11 сентября на Всемирный торговый центр в США и последние диверсии против нефтяного сектора Ирака показали, что террористы способны на сложные, хорошо координируемые операции. Значительная часть нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии, в том числе резервуары и трубопроводы, расположена над землей. Их легко повредить при помощи обстрелов из гранатометов. Ущерб, нанесенный диверсионными актами, будет многократно усилен паникой, которая неизбежно вспыхнет на мировом рынке.

До сих пор террористы не нападали на непосредственно на объекты инфраструктуры нефтяного сектора Саудовской Аравии. Однако в этой стране имели место два нападения на охраняемые поселки, где проживали сотрудники иностранных нефтяных компаний. Если террористами, начавших вести подрывную войну против нефтяного сектора Ирака удастся добиться победы и не дать ему возможности работать на полную мощность, они неизбежно перенесут свою деятельность и на территорию соседней Саудовской Аравии.

Источник: CNN 24.12.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное