Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Рефераты сообщений центральных мировых СМИ по проблемам


Информационный Канал Subscribe.Ru

N19  Нефтяное обозрение
3—9 мая 2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим фонд Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0419.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия - НАТО.
Силовики России и НАТО готовят шоу «Как мы любим Балтийское море».

В Калининград прибывает передовая группа специалистов МЧС во главе с замминистра МЧС Геннадием Курочкиным. Они будут готовить широкомасштабные учения спасателей в рамках совета «Россия - НАТО», которые пройдут на территории Калининградской области в последней декаде июня 2004 года.

С российской стороны в учениях примут участие представители всех силовых структур. Ожидается также прибытие делегаций из 48 иностранных государств. Европейские участники намерены привезти с собой большое количество представителей общественных организаций, в том числе природоохранных. Одних только представителей средств массовой информации будет не менее сотни.

Вниманию собравшихся будут предложены действия, связанные с ликвидацией аварий и чрезвычайных ситуаций на месторождении Д-6, расположенном в Балтийском море рядом с национальным парком Куршская коса. Сценарии учений разнообразны. Тут и террористический акт на месторождении, и взрыв, и множественные разливы (правда не указано, в результате деятельности террористов или сотрудников самой компании «Лукойл», работающих на Д-6), загрязнение Балтики и берега. При этом спасательные работы будут вестись как на море, так и на суше.

Правда, сообщивший об этих радостных перспективах начальник Калининградского главного управления по делам ГО и ЧС Александр Кульчицкий не сказал, что останется после этих упражнений от песчаных берегов Куршской косы. Непонятно также, где можно ознакомиться с результатами экологической экспертизы проекта широкомасштабных операций российских и натовских силовиков на территории уникального природного объекта, включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А пока, для разминки, в начале июня совместно с литовскими коллегами будет проведена тренировка на берегах реки Неман. Сценарий таков: на железнодорожном мосту у пограничного перехода в г. Советск в результате нападения террористов (по разгильдяйству, от изношенности путей) потерпел крушение состав с нефтепродуктами. Несколько цистерн свалилось в реку Неман. Надо ликвидировать последствия.

Сценарий, конечно, изящный, но можно предложить еще более красивый. И, главное, для природы гораздо более полезный. В военном порту Балтийска, в процессе подготовки учений по ликвидации последний аварии на месторождении Д-6, от террористов (разгильдяйства, ржавости, изношенности, дырявости, ветром надуло) произошел разлив нефтепродуктов. Надо ликвидировать последствия.

Базирующимся в Балтийске адмиралам не впервой обнаруживать плавающие в гавани радужные нефтяные пятна. Вот и потренировались бы в их профилактике и ликвидации.

Источник: РИА-Новости 14.05.2004.
к оглавлению

Россия.
Министр Трутнев: «Сегодня государство не ответит на вопрос, сколько у него воруют».

Эпохальное обещание навести порядок прозвучало в интервью г-на Трутнева, бывшего губернатора Пермской области, бывшего министра природных ресурсов, а сейчас не совсем понятно кого. Назначенный на эту должность после увольнения г-на Артюхова, министр Трутнев в связи с инаугурацией президента был тоже отправлен в отставку. Хочется надеяться, что скоро он снова будет назначен на этот пост.

Чиновник, обещающий навести порядок с природными ресурсами и признающий, что одна из главных проблем российского нефтяного сектора заключается в том, что государство не знает, сколько у него воруют, несомненно, достоин того, чтобы поработать на этой должности. Г-н Трутнев явно намерен внести нечто новое в процесс государственного управления российскими природными ресурсами.

Дважды кандидат в министры природных ресурсов собирается официально установить такие правила игры, чтобы субъективное мнение чиновников вообще не учитывалось, хоть при выдаче лицензий на добычу нефти, хоть при выполнении ими прочих функций. При этом г-н Трутнев, видимо, не задумывается, за счет чего руководимые им чиновники жить будут, да и зачем они вообще тогда нужны.

Похоже, мысли о том, что выполнение пожеланий и заявлений будет не столь простым делом, как это представлялось бывшему губернатору Пермской области, периодически посещают г-на Трутнева:

«Москва - жесткий город. Честно говоря, мне пока трудно здесь жить. И удрать из города здесь сложнее, чем в Пермской области. Я те края люблю. Когда на улицы выхожу, мне намного приятнее ощущать себя там, в Пермской области. Зато, когда работаю в кабинете, в общем-то, все равно, что за окном.

Для меня гораздо важнее - полезная моя работа или не полезная. Мне действительно интересно поработать в качестве министра природных ресурсов. Здесь можно принести много пользы не только Пермской области, но и всей стране».

Остается только помечтать, чтобы от деятельности г-на Трутнева еще какая-нибудь польза для охраны природы получилась. А что касается природы, то по Успенскому и Новорижскому шоссе, где селятся высокопоставленные российские чиновники, пока не все участки леса застроены роскошными виллами. Глядишь, еще для одного «домика в деревне» местечко найдется.

Так что не грустите, Юрий Петрович. Обживайтесь в жестком городе Москве - и за работу. С нетерпением ждем результатов. Нам тоже очень интересно узнать, полезная будет ваша работа или не полезная.

Источник: «Аргументы и факты» 12.05.2004.
к оглавлению

Россия.
Воруют много. Главное, чтобы не больше стоимости имеющейся нефти.

Тему воровства в российском нефтяном секторе развил депутат Сахалинской области Анатолий Черный. В 1993 году он работал генеральным директором «Сахалинморнефтегаза» и уже тогда заявлял, что экономические условия соглашений о разделе продукции, на основе которых ведутся работы по проектам «Сахалин 1» и «Сахалин 2», являются для России кабальными.

Бывший гендиректор, а теперь депутат А. Черный отмечает, что эта схема применяется в «банановых» странах, где есть ресурсы, но нет техники и технологий. Однако развитые страны вкладывают в такие проекты огромные деньги ради получения прибыли, а вовсе не для развития экономики «банановых» государств. Опыт реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», похоже, подтверждает эти оценки, несмотря на то, что на остров Сахалин до сих пор не входил в число регионов, где растут бананы.

По свежим (январь 2004 года) данным Счетной палаты, компания «Сахалин Энерджи», оператор проекта «Сахалин-2», арендует для своих сотрудников квартиры по ценам, более чем в 10 раз превышающим существующие ставки. Эти средства входят в стоимость затрат, возмещаемых за счет российской доли добываемой нефти.

Иностранные специалисты компании получают неплохие зарплаты. В среднем 17 тысяч долларов в месяц, а с учетом всех льгот - и до 25 тысяч долларов. В год получается 300 тысяч долларов - больше зарплаты Президента США, равной 225 тыс. долларов в год. Эти средства также входят в число возмещаемых затрат.

Сюда же, оказывается, входят и поступления в Фонд развития Сахалина, так называемые бонусы. Эти средства представляют собой не безвозмездные перечисления инвесторов, а своеобразный кредит.

Депутат Черный опасается, что эксперименты с соглашениями о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» могут закончиться тем, что в осваиваемых месторождениях окажется недостаточно нефти и газа, чтобы возместить все затраты иностранных компаний, участвующих в этих проектах. В качестве компенсации они могут потребовать выделить им новые месторождения.

В связи с этим депутат Черный через Сахалинскую облдуму собирается выйти с законодательной инициативой о внесении в закон, регулирующий соглашения о разделе продукции (СРП), нового пункта. Российская Федерация, в том числе и ее субъекты не должны нести ответственности, если затраты инвесторов, разрабатывающих нефтегазовые проекты СРП на территории РФ, превысят извлекаемые запасы углеводородов.

О том, кто должен нести ответственность за заключение таких замечательных соглашений, и кто должен контролировать затраты, возмещаемые за счет российской стороны, депутат Черный ничего не сказал.

Источник: НГВ 12.05.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
На «Сахалин-2» смена начальства. Что бы это значило?

В дополнение к поднятой сахалинским депутатом теме нефтяных проектов в «банановых» государствах поступило сообщение о смене начальства проекта «Сахалин-2». Прежний исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи», господин Стив Маквей, проработав три с половиной года, покидает остров. Он обеспечил управление крупным проектом на важном этапе перехода к полномасштабной реализации. При Маквее были заключены четыре контракта на поставки сжиженного природного газа в Японию общим объемом 3,4 млн. т в год.

При Маквее было также завершено проведение скандальной экологической экспертизы проекта, начались массовые выступления относительно недостаточного участия в нем российских исполнителей и перерасхода средств.

На смену Маквею придет другой менеджер из опытных кадров компании «Шелл» - Иэн Крэйг. Любопытно, что до перевода на Сахалин он руководил нефтегазовым проектом в Малайзии - стране, где в изобилии произрастают бананы.

Источник: НГВ 13.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефть» пугает японцев своими аппетитами. А 12 млрд. долларов не слабо?

По мере подготовки проекта нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток, аппетиты занимающейся этим компании «Транснефть» продолжают расти. Вначале шла речь о том, что трубопровод длиной более 4000 км обойдется в 6 млрд. долларов, потом оказалось, что этого мало, и надо 10 млрд. долларов. По последней версии стоимость очередного «проекта века» выросла уже до 12 млрд. долларов.

Правительство Японии ранее, на фазе 6 млрд. долларов США, выражало готовность финансировать это строительство. Однако, по мнению газеты «Файнэншел Таймс» новая сумма может его шокировать. С чем вряд ли можно согласиться. Ведь финансирование будет предоставляться не в виде подарков российским строителями трубопроводов, а как кредиты. Учитывая чрезвычайно сложные условия трассы, на эти средства будет закупаться самое современное и надежное оборудование, которое производят японские компании. А возвращать кредиты будут российской нефтью. Так что, если кто и должен быть шокирован, то это правительство России, а не Японии.

Но российское правительство не из пугливых. Ведь именно ему и принадлежит контрольный пакет акций ОАО «Транснефть», которая предлагает осуществить эти гигантские затраты.

Источник: НГВ 13.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Дырявая труба «Транснефти» продолжается расползаться по швам.

На магистральном трубопроводе Тихорецк-Лисичанск, в 40 метрах от ликвидированного трехметрового разрыва трубы, были обнаружены два новых аварийных участка.

Работы по ликвидации разлива, в которых задействовано 80 человек и 40 единиц техники, продолжаются. Раньше говорилось о том, что разлилось всего 300-400 кубометров. Теперь поступают сообщения об уже собранных 400 кубометрах вылившихся нефтепродуктов. Общая площадь разлива составляет 1,9 га.

Источник: «Известия» 12.05.2004
к оглавлению

Россия.
Ханты-мансийские нефтяники: полный вперед, вот только куда?

На территории Ханты-Мансийского автономного округа добывается 56% российской нефти, что составляет 6% от общемировой добычи. Здесь открыто 413 месторождений нефти и газа, действует 834 лицензии на пользование недрами. Лицензионные участки занимают треть всей территории автономного округа. Общий запас нефти в эксплуатируемых месторождениях оценивается в 14 млрд. т.

В 2004 году в Ханты-Мансийском АО планируется добыть 253 млн. т нефти. К 2010 году ожидается, что этот показатель достигнет уровня 410 млн. т нефти в год. Поскольку при таких темпах известных месторождений хватит только на 30 лет, надо будет разведывать и осваивать новые.

Потенциальные запасы нефти на территории Ханты-Мансийского АО оцениваются в 20 млрд. т. Однако по данным геологов, здесь можно ожидать открытия только одного уникального нефтяного месторождения с запасами в 300 млн. т. Остальные будут более мелкими.

Несмотря на заявление о наличии огромных запасов, рассказавший об этом заместитель председателя окружного правительства по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев почему-то добавил, что при таких темпах уже к 2006 году будет ощущаться нехватка ресурсной базы. По его мнению, основная причина этого прискорбного обстоятельства - позиция Минприроды, которая при бывшем министре Артюхове блокировала аукционы по передаче пользователям нераспределенных участков недр.

Это звучит несколько странно. Г-н Артюхов осуществлял свою блокирующую деятельность только 3 года. При публично заявляемых нефтяных богатствах Ханты-Мансийского округа это никак не могло привести к столь серьезному истощению имеющейся ресурсной базы. Резонно возникает вопрос: а каковы реальные российские запасы нефти и основного нефтедобывающего региона - Ханты-Мансийского автономного округа?

Источник: НГВ 12.05.2004.
к оглавлению

Россия.
Сведения о российских нефтяных запасах - великая государственная тайна.

Один из ведущих авторитетов в этой сфере, компания «Бритиш Петролеум», в своих ежегодных обзорах пока оценивает подтвержденные запасы российской нефти в 13 млрд. т. По официальным заявлениям, объемы добычи уже превышают 400 млн. т в год и будут доведены до 500 млн. т в год. При таких темпах этих запасов должно хватить на 20-25 лет работы. Что будет дальше - никто из государственных чиновников не знает, да и думать об этом, похоже, не хочет.

Чтобы в головы российских граждан не лезли неправильные мысли на эту тему, правительство, а затем и президент РФ В.В. Путин позаботились, чтобы сведения об имеющихся запасах российской нефти и ее добыче стали государственной тайной.

Вообще-то с тайнами российского нефтяного сектора сплошная путаница. Сначала правительство Касьянова 2 апреля 2002 года постановлением 202 отнесло к ним сведения о балансовых запасах в недрах нефти и растворенного в ней газа.

Потом президент Путин решил добавить. 11 ноября 2003 года он подписал закон ФЗ-153, вносящий изменения в другой федеральный закон - «О государственной тайне». В разряд государственной тайны внесли все, что знали: объемы запасов в недрах, добычу, производство и потребление стратегических видов полезных ископаемых. Так что теперь любой, кто что-нибудь пишет, говорит или думает на эту тему, автоматически может стать нарушителем «тяжелой» статьи уголовного кодекса, со всеми вытекающими последствиями. Посадка Игоря Сутягина, не имевшего доступа к государственным секретам, на 15 лет, показывает, что это вполне серьезно.

При этом интересно, что правительственные чиновники разного уровня продолжают открыто озвучивать данные и о запасах, и о добыче, и о потреблении российских нефти и газа. Особенно им это нравится делать во время поездок за границу, где они любят рассказывать о радужных перспективах иностранных инвестиций в российскую экономику.

И уж совсем интересно, как это требование будет выполняться на месторождениях, которые осваиваются с участием иностранных компаний. Будут ли граждане иностранных государств оформлять форму на допуск к российским государственным секретам и давать подписку о неразглашении, или как?

Статья на эту тему была опубликована на сайте общественной организации «Беллона» Александром Сутягиным еще 27 апреля 2004 года. На прошедшей неделе это сообщение было распространено по всему миру одними из наиболее мощных англоязычных российских Интернет-ресурсов «Правдой».

Источник: www.pravda.ru 12.05.2004
к оглавлению

Россия.
За счет чего обеспечивается высокая прибыль российских нефтяников.

Российские власти предпринимают активные действия для того, чтобы засекретить и сделать недоступными для граждан России сведения о том, сколько в действительности нефти осталось в закромах Родины, и когда она кончится. Но вот засекретить данные о доходах и расходах российских нефтяных компаний они пока не догадались. Особенный интерес представляют сведения о финансировании работ по воспроизводству сырьевой базы.

За последние годы российские нефтяные компании достигли фантастических успехов в снижении затрат на добычу нефти. Абсолютными лидерами являются «Юкос» и «Сибнефть», которым баррель нефти обходится меньше чем в 2 доллара. Это около 15 долларов за тонну, притом, что на мировых рынках тонна нефти сейчас продается по 300 долларов.

На уровне 2,5 долларов за баррель держатся «ТНК» и «Лукойл». Несколько подкачала «Татнефть», где затраты на добычу барреля нефти составляют около 4 долларов. Однако это не портит общей картины. Грандам мирового нефтяного сектора (»Эксон-Мобил», «Шеврон-Тесако», «Коноко-Филлипс», «Шелл») с их 4-5 долларами за баррель до экономических успехов российских нефтяников далеко как до звезд. Попытаться сравниться с ними может только «Бритиш Петролеум», которой удалось добиться 3,5 долларов за баррель.

Такие изумительно высокие показатели экономической эффективности добычи нефти дали возможность российскими нефтяными компаниями выжить даже в период резкого падения мировых цен на нефть в конце 1990-х годов. С учетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин они могли предлагать импортерам товар по цене 10-12 долларов за баррель.

Причина этих успехов заключается в том, что российским частным нефтяным компаниям в процессе приватизации и последующего перераспределения собственности достались уже освоенные месторождения. Огромные затраты по поиску, созданию инфраструктуры, строительству промыслов были оплачены трудом всего советского народа. Созданный тогда задел позволяет российским нефтяным компаниям проедать имеющиеся запасы, фактически не вкладывая средств в геологоразведочные работы.

Четыре лидера российской нефтяной промышленности - «Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз», «ТНК», получив за счет добычи нефти 53,7 млрд. долларов США, потратили на разведку новых месторождений 367 млн. долларов. Это составляет в среднем 0,7% от объема их выручки. Рекордсменом является «Сибнефть», пустившая на эти цели аж 0,2% доходов. Несколько лучше показатели «Лукойл» и «Юкос» - 0,5%. Компания «Сургутнефтегаз», претендующая на репутацию ответственного недропользователя, пустила на эти цели 2,2%.

Компания «Татнефть» ни на что не претендует. У нее просто легкодоступные запасы давно кончились. А потому приходится тратить на геологическую разведку 450 млн. долларов или 9% от объема выручки.

Тем не менее, проедание разведанных ранее запасов идет полным ходом. Компании спешат. Ведь приближается момент, когда для поддержания объемов добычи придется начинать освоение далеко не столь богатых, как гиганты Западной Сибири, месторождений Восточной Сибири и шельфа на севере и востоке России. По расчетам аналитиков, стоимость такого варианта возмещения каждого барреля добываемой сейчас российской нефти окажется уже на уровне 14 долларов. В этом случае продукция российских добытчиков нефти окажется конкурентоспособной только при мировых ценах не нефть не ниже 18-20 долларов за баррель.

Источник: «Коммерсантъ» 12.05.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сургутнефтегаз» начал считать деньги.

В 2002 году «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и администрация Ленинградской области подписали протокол о намерениях по строительству в Приморске нефтеперерабатывающего завода. При его мощности 10 млн. перерабатываемой нефти в год необходимые капиталовложения тогда оценивались в 1,3 млрд. долларов.

Два года спустя, когда у «Сургутнефтегаза» образовалось почти 5 млрд. долларов свободных средств, компания еще раз оценила стоимость реализации этого проекта. Согласно полученным результатам, затраты на строительство нового завода могут оказать гораздо выше - до 3,5 млрд. долларов. Причина - отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры.

Компания заинтересована в увеличении принадлежащих ей перерабатывающих мощностей. Во время дележки нефтяного сектора бывшего СССР ей достался только Киришский нефтеперерабатывающий завод. Из-за этого «Сургутнефтегаз» может перерабатывать лишь около трети из 54 млн. т нефти, добытых им в 2003 году. «Юкос» способен переработать на принадлежащих ему НПЗ 46%, а «Лукойл» даже 58% добываемой нефти.

Стоимость строительства нового завода в Приморске, по мнению «Сургутнефтегаза», чрезмерно высока. В этой ситуации гораздо эффективнее будет вложить средства в реконструкцию и расширение Киришского НПЗ. Вырабатываемая на нем продукция будет отправляться на экспорт через терминал в бухте Батарейная на южном берегу Финского залива.

Однако этот вариант, видимо, не вызывает энтузиазма у администрации Ленинградской области, которой ну очень хочется иметь свой (пускай и на паях) собственный керосиново-бензиновый заводик. Она даже готова расположить его в одном из самых красивых участков российской части побережья Балтийского моря.

Источники: «Ведомости» 12.05.2004, «Время новостей» 12.05.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» строит экспортные терминалы. Америка ему поможет.

Аппетиты компании «Лукойл» относительно экспортного терминала в Варандее (Ненецкий АО) растут. Президент компании г-н Алекперов сообщил, что теперь уже речь идет о повышении мощности с 1 млн. т до 15 млн. т в год. Финансированию этого проекта может оказать содействие Американская корпорация по финансированию зарубежных частных инвестиций (OPIC).

Оказывается, у компании «Лукойл» уже есть опыт сотрудничества с этой финансовой структурой при реализации проекта строительства терминала для экспорта нефтепродуктов в порту Высоцк (Ленинградская область).

Источник: «Время новостей» 13.05.2004.
к оглавлению

Россия.
Московские власти больше не будут нарушать законы.

Мэр Москвы Лужков подписал распоряжение правительства Москвы 885-РП «О строительстве и приемке автозаправочных станций в городе Москве». В нем отменяется ускоренный порядок строительства и реконструкции автозаправочных станций на территории города. Он был введен распоряжением 663-РП в 1998 году. Тогда для ускорения строительства автозаправок было разрешено готовить разрешительную документацию на них одновременно со строительством.

Почему-то за все это время ни одна из структур, контролирующих исполнение российского законодательства, не обратила внимания на тот факт, что это распоряжение московского правительства откровенно игнорирует ряд российских федеральных законов, требующих, чтобы разрешительная документация готовилась до, а не в процессе строительства. В частности, экологическая экспертиза должна проводиться до, а не в процессе и не после того, как автозаправка будет построена.

Похоже, вакханалия беззакония, порожденная распоряжением 663-РП 1998 года стала вызывать определенное проблемы у его авторов - московских властей. Оказалось, что строители автозаправок, избавленные от необходимости заблаговременно проводить экологическую экспертизу, использовали этот документ как юридическую основу для более серьезных нарушений.

Проверка построенных за последние годы объектов, проведенная после катастрофы в «Трансвааль-парке», обнаружила, что под видом небольших АЗС возводились многоэтажные торговые комплексы. При этом они часто далеко выходили за границы участков, отведенных для ускоренного строительства автозаправок.

Представитель Московской топливной ассоциации г-н Борисов видит за этим в основном бюрократические происки, подрывающие объявленную федеральными властями борьбу с бюрократизмом. Если при ускоренном строительстве АЗС для подготовки их проектов и актов государственной приемки по окончании строительства требовалось 150 подписей, то теперь их потребуется 220. Г-н Борисов заявил, что система выдачи разрешений станет в соответствующей пропорции еще более взяткоемкой, а для малого бизнеса - просто непреодолимой.

Источник: «Коммерсантъ» 13.05.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «Юкос» не будет озеленять тундру в декабре.

Компании «Юкос», попавшей в жернова процесса установления «диктатуры закона», похоже, терять уже нечего. Она пытается оспаривать в суде наиболее идиотские нападки наседающих на нее различных чиновников и иногда выигрывает.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил иск дочерних предприятий компании «Юкос» ЗАО «Уренгойл Инк» против Главного управления Минприроды по Ямало-Ненецкому автономному округу (ГУПР ЯНАО). Суд признал неправомерными решения, принятые по результатам проведенной ГУПР ЯНАО в конце 2003 году проверки этих компаний.

Тогда ГУПР ЯНАО, воодушевленное министром природных ресурсов г-ном Артюховым, совместно с местной прокуратурой вдруг обнаружило огромное количество нарушений со стороны ЗАО «Уренгойл Инк» и ОАО «Арктикгаз». По итогам было выдано 200 предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства и составлено 25 протоколов.

Наверно там было и что-то полезное, о чем в средствах массовой информации не сообщалось. Зато веселое оживление вызвало требование впавших в административный экстаз чиновников немедленно, несмотря на зиму, провести работы по озеленению участков тундры, возможно, пострадавших в результате производственной деятельности «Юкос».

Представители компаний обратились с жалобой в комиссию Минприроды по Уральскому федеральному округу, которая отменила ряд выданных предписаний. Однако юристы «Уренгойла» и «Арктикгаза» пошли дальше.

Они подали в Арбитражный суд ЯНАО 11 исков против результатов проверки. Одним из формальных оснований для их отмены должно служить то, что вопреки действующим правилам, они были оформлены без обсуждения результатов проверки с представителями компаний.

В итоге суд принял решение о том, что постановления ГУПР ЯНАО в отношении экологических нарушений «Уренгойла» и «Арктикгаза» должны быть признаны незаконными в связи с нарушением порядка оформления подобного рода документов. При этом суд подчеркнул, что его решение отнюдь не должно рассматриваться как возможный аргумент в пользу отсутствия экологических нарушений со стороны «Уренгойл» и «Арктикгаз». Вполне возможно, они были. Однако бороться с ними надо в установленном законом порядке, а не так, как природоохранным и прокурорским чиновникам вздумается.

В департаменте госконтроля МПР по УрФО подтвердили, что принятие решения по результатам проверки без участия представителей компаний противоречит всем правилам. Однако там была высказана надежда, что возможно, решение Арбитражного суда не говорит о факте столь откровенного чиновничьего беззакония. Возможно, компании участвовали в подготовке этого замечательного документа, а потом в суде представили неправильную интерпретацию сложившейся ситуации.

В таком случае представителей «Уренгойл» и «Арктикгаз» остается только поздравить с блестяще проведенной диверсионной операцией. Согласившись включить в список предписаний проведение в тундре озеленительных работ в декабре месяце, они поставили под сомнение вменяемость его чиновных авторов, и, тем самым, результаты проверки в целом.

Новому министру природных ресурсов г-ну Трутневу предстоит работать с выдающимися по интеллектуальным качествам сотрудниками. Тут не то что в Пермь, а в Гондурас убежать захочется.

Источник: «Коммерсантъ» 7.05.2004.
к оглавлению

Россия.
«Юкос» занимается благотворительностью. А что скажет товарищ Кудрин?

Компания «Юкос» объявила о проведении с августа 2004 по декабрь 2005 года очередного конкурса «СоздаЮ». Он пройдет в регионах, где компания осуществляет свою производственную деятельность - Эвенкии, Саха-Якутии, Тюменской, Самарской, Иркутской областях, Ачинском районе Красноярского края.

Грантовую поддержку получат проекты, направленные на развитие общественного участия в улучшении качества окружающей среды населенных пунктов. На проекты по благоустройству территории, в которых будет участвовать местное население, будут выдаваться гранты в размере до 300 тысяч рублей. Проекты по экологии (экологическое просвещение, экологические акции, охрана животного и растительного мира, утилизация отходов и т.д.) получат гранты до 150 тысяч рублей. Заявки принимаются до 26 июля 2004 года.

Всего на финансирование этого конкурса компания «Юкос» собирается выделить около 1,5 млн. долларов США.

Источник: НГВ 13.05.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» в Чечне. Сначала - нефть, потом - социалка.

Президент компании «Роснефть» г-н Богданчиков сообщил, что в 2004 году после пятнадцатилетнего перерыва в Чечне было начато бурение новых скважин. Кроме того, «Роснефть» собирается активно восстанавливать нефтепромыслы. В 2004 году начнут работу 48 фонтанных и механизированных скважин, а в 2005 году еще 100-150 скважин.

О динамике одной из серьезнейших проблем Чечни, хищениях нефти, г-н Богданчиков сообщил сведения, принципиально противоречащие жизнерадостным отчетам правоохранительных органов. По утверждению г-на Богданчикова, уровень хищений растет. Если в 2002 году было украдено 48 тысяч т нефти, то в 2003 году - уже 150 тысяч т, что составляет 7% от годовой добычи.

Глава «Роснефти» отметил, что проблема решается, не уточнив, однако, в какую сторону. В 2003 году совместно с правоохранительными органами было ликвидировано 1570 незаконных врезок и более 1000 мини-заводов по производству нефтепродуктов.

Что касается отчислений на финансирование чеченской социальной сферы, то в ближайшие 2-2,5 года «Роснефть» в Чечне будет заниматься повышением добычи. Через два года это позволит резко, в 4 раза, увеличить социальные выплаты. Правда, при этом г-н Богданчиков не указал, по сравнению с каким исходным уровнем будет происходить это «резкое увеличение».

Вопрос о передаче нефтяных месторождений в Чечни под управление чеченских властей по вполне понятным причинам не обсуждался. После 9 мая 2004 году, когда в результате террористического акта, осуществленного неизвестными злоумышленниками, погибли и президент Чечни и председатель Госсовета республики, говорить на эту тему временно стало не с кем.

Источник: НГВ 15.05.2004.
к оглавлению

Россия-Казахстан.
КТК скоро заработает на полную мощность.

Первая очередь нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) длиной 1510 км была запущена в октябре 2001 года. Она соединила казахское месторождение Тенгиз с морским терминалом Озерейка возле российского порта Новороссийск.

Акционерами КТК являются компания «Шеврон-Тексако» (15%), российско-британские «ЛукАрко» (12,5%) и «Роснефть-Шелл» (7,5%), а также ряд других компаний. Половина акций трубопровода принадлежит правительствам России (24%), Казахстана (19%) и Омана (7%).

До сих пор полную загрузку трубопровода, мощность которого составляет 28 млн. т в год, обеспечить не удавалось. В 2003 году через него было перекачано лишь около 15 млн. т казахской нефти. Причиной является задержка с реализацией планов увеличения добычи нефти казахско-американским совместным предприятием «Тенгизшевронойл». Акционерами этой компании являются «Шеврон-Тесако» (50%), «Эксон-Мобил» (25%), казахская государственная компания «Казмунайгаз» (20%) и «ЛукАрко» (5%).

Первоначально предполагалось достичь объемов добычи 20 млн. т еще в 2000 году. Однако из-за противоречий основного инвестора проекта, компании «Шеврон-Тексако», с правительством Казахстана в 2003 году здесь был добыто лишь 13 млн. т.

Сейчас, похоже, эти проблемы решены, и поступили сообщения о начале работ по привлечению средств инвесторов, необходимых для выхода на уровень в 20 млн. т в год. Для этого понадобится 3,5-4,0 млрд. долларов США. Вместе с тем, ряд экспертов считает, что дополнительные 7 млн. т в год не обязательно пойдут через трубопровод КТК. Возможны другие варианты вывоза этой нефти из Каспийского моря. В то же время акционеры «Тенгизшевронойл» и КТК, компании «Шеврон-Тексако» и «ЛукАрко», наверно, будут заинтересованы в том, чтобы загрузить трубопровод.

Обеспечения полной загрузки КТК можно ожидать по мере наращивания добычи нефти в северной части Каспийского моря компаниями «Лукойл» и «Роснефть». С ее транспортировкой до терминала в районе Новороссийска проблем не возникнет. В случае полной загрузки первой очереди, к 2015 году возможно повышение мощности КТК до 68 млн. т в год.

Источник: НГВ 12.05.2004.
к оглавлению

Глобально.
Всемирный банк собирается учитывать соблюдение прав человека?

На встрече, организованной при поддержке «Гринпис», президент Всемирного Банка Джеймс Вульфенсон сообщил, что намерен вынести на обсуждение Совета директоров вопрос о необходимости учитывать при выделении кредитов ситуацию с соблюдением прав человека.

В случае принятия этих предложений, предоставление средств Всемирного банка будет увязано с тем, как претендующие на них государства соблюдают права человека. Это может создать весьма серьезные проблемы для работы Всемирного банка в целом ряде стран, начиная от Демократической республики Конго и кончая Китаем.

Ряд членов Совета директоров Всемирного банка считает, что эта организация является чисто финансовой структурой, а потому должна заниматься решением экономических проблем и не касаться политически чувствительных вопросов. Кроме того, большинство стран-клиентов подписали Декларацию прав человека, поэтому формально с соблюдением прав человека там все в порядке.

Предложение Вульфенсона может получить поддержку ряда достаточно влиятельных членов Совета директоров, среди которых называют представителя Великобритании. Выступление президента Всемирного банка показывает, что публичные дебаты на эту тему начались.

Джеймс Вульфенсон ничего не сказал относительно ожидаемого решения Совета директоров Всемирного банка по рекомендациям, содержащимся в докладе «Обзор проектов добывающей промышленности» (Extractive Industry Review). Одна из них советует Всемирному банку отказываться от финансирования проектов по добыче нефти, газа, угля, за исключением тех случаев, когда их явно поддерживает местное население. Представители промышленности и ряда правительств считают, что это позволит меньшинству, проживающему в районах реализации проектов, навязывать свою волю демократически избранным правительствам.

Вокруг того, что собой представляют некоторые из этих «демократически избранных» правительств, и насколько в своем стремлении осваивать полезные ископаемые они склонны соблюдать права местного населения видимо и развернется наиболее жаркая дискуссия.

Источник: Independent 16.05.2004.
к оглавлению

США.
На заводе компании «Маратон» ударил фонтанчик нефти. Из реки собрали 50 т.

На нефтеперерабатывающем заводе компании «Маратон Эшлэнд» (Marathon Ashland) в Катлетсбурге ударил фонтан нефти. В результате был загрязнен гектар прилегающей территории, в том числе стоянка автомашин, берег реки, аллея деревьев. Общий объем разлива оценивается в 70 т, из которых 50 т удалось собрать уже с реки.

Авария произошла в результате перерыва подачи электроэнергии на одну из перерабатывающих установок. Когда она снова заработала, не загорелся факел, на который периодически сбрасывались излишки нефти. В результате, во время очередного сброса нефть не сгорела, а вылетела в атмосферу.

Источник: Herald-Dispatch 14.05.2004.
к оглавлению

США.
Вводятся более строгие требования к качеству дизельного топлива

Агентство по охране окружающей среды ввело новые требования к содержанию сажи, окислов азота и серы в выхлопных газах дизельных двигателей, используемых на внедорожных машинах. Сюда входят различное строительное оборудование, бульдозеры, сельскохозяйственные трактора и т.д.

Ключевым фактором, который к 2010 году позволит снизить на 90-95% выбросы окислов азота и сажи, является уменьшение на 99% содержания соединений серы в дизельном топливе. До последнего времени этот показатель не нормировался и в среднем был равен 0,34%. К 2007 году содержание серы в дизельном топливе должно уменьшиться до 0,05%, а к 2010 году - до 0,015%. Это позволит обеспечить работу новых дизельных двигателей, которые будут создавать гораздо меньше сажи и окислов азота.

Компания «Катерпиллер» (Caterpillar), крупнейший американский производитель внедорожников с дизельными двигателями, потратила на разработку новых моторов более 500 млн. долларов. Это была крупнейшая инвестиция в научные исследования и освоение новых технологий за все время существования компании.

Результаты реализации этих мер должны почувствовать все американцы. Снижение загрязнения воздуха выхлопными газами дизельных двигателей внедорожников позволит избежать десятков тысяч случаев преждевременной смерти, сотен тысяч заболеваний астмой.

Источники: CBS 13.05.2004, NRDC 10.05.2004.
к оглавлению

США.
Хорошим нефтяникам экология мешает

В сенате США прошли слушания о причинах высоких цен на автомобильное топливо. Его стоимость достигла рекордных 2 долларов за галлон (Это около 15 рублей за литр. Интересно, что в России при гораздо более низкой зарплате она почти такая же, но российские сенаторы никаких слушаний по этому поводу устраивать не собираются. Впрочем, толку от этого все равно никакого не будет).

Представители нефтяных компаний утверждают, что причиной дороговизны бензина и дизельного топлива являются постоянно повышающиеся экологические требования. Поэтому, вместо расширения нефтеперерабатывающих производств и наращивания выпуска автомобильного топлива, что должно сделать его более дешевым, компании вынуждены заниматься реконструкцией производств, с целью то снижения выбросов с этих заводов, то уменьшения содержания серы.

В результате количество американских нефтеперерабатывающих заводов снизилось до 149, хотя в 1981 году их было 321. Последний завод был построен еще в 1976 году. Большинство нефтеперерабатывающих заводов работают на 90% своей мощности и более. Замученная экологическими требованиями нефтеперерабатывающая промышленность просто не может своевременно удовлетворить растущий спрос.

Однако заявивший об этом президент Национальной ассоциации нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Боб Слотер не смог сообщить, какая доля в нынешнем росте цен на автомобильное топливо связана с ужесточением экологических требований. Он также затруднился прокомментировать представленную в его докладе диаграмму, показывающую, что в цене автомобильного топлива 46% приходится на стоимость сырой нефти, 24% - на налоги, 11% - на распределение и продажу. Стоимость переработки нефти дает 19% цены конечного автомобильного топлива, из которой только часть может быть связана с экологическими требованиями. Очевидно, что главным фактором роста цен на автомобильное топливо являются очень высокие цены на сырую нефть.

Нефтяным компаниям не удалось, доказать, что у них нет средств, чтобы строить новые нефтеперерабатывающие заводы, поскольку все деньги ушли на выполнение экологических требований. Данные о рекордных прибылях 2003 года и 1 квартала 2004 года показывают, что деньги у нефтяных компаний имеются в изобилии. Просто их используют на другие цели, а не на строительство новых перерабатывающих предприятий.

Источник: New York Times 13.05.2004.
к оглавлению

США.
Акционеры обращают внимание американских нефтяников на глобальные изменения климата.

Столкнувшись тем, что акционеры, того и гляди, начнут требовать от американских компаний активных действий в связи с глобальными изменениями климата, некоторые из них предпринимают кое-что добровольно. Крупнейшая в США независимая нефтеперерабатывающая компания «Валеро» (Valero) обязалась снизить к 2008 году выбросы парникового углекислого газа на 5% (1,8 млн. т в год). На сайте компании будет размещено гораздо больше сведений о выбросах предприятиями «Валеро» парниковых газов и работе по их уменьшению.

Тихим лидером в этом направлении среди вертикально интегрированных компаний является «Шеврон-Тексако». Она стала первой и пока единственной среди нефтяных компаний, опубликовавшей детальные данные по всем выбросам парниковых газов, связанным с ее деятельностью. В них включены даже последствия использования выпускаемой компанией продукции (в основном это сжигание в двигателях автомобилей выпускаемого «Шеврон-Тексако» бензина). При оценках экономической эффективности компания учитывает возможные затраты на оплату выброса углекислого газа в атмосферу (5-20 долларов за тонну углерода). Она рассматривает возможность организации крупных проектов по развитию возобновимых источников энергии. Все это должно гарантировать надежность инвестиций в акции «Шеврон-Тексако».

Другие компании пока продолжают упорствовать в своем нежелании как-то решать проблему глобальных изменений климата. Однако они сталкиваются с рекордно высокой поддержкой акционерами резолюций, требующих от руководства компаний действия. За принятие таких резолюций проголосовали 37% акционеров компании «Апаче» (Apache), 29% акционеров «Анадарко» (Anadarko) и 27% - Маратон (Marathon).

Такие мощные результаты стали возможными благодаря тому, что в поддержку этих резолюций начинали выступать не только природоохранные организации и фонды, занимающиеся социально и экологически ответственным инвестированием, но и пенсионные, и религиозные фонды, обладающие гораздо большими финансовыми возможностями. За принятие резолюций, требующих от руководства компаний начать действия в связи с глобальными изменениями климата, проголосовали акционеры, которым принадлежат активы на сумму более 250 млрд. долларов США.

Источник: CSRwire 13.05.2004.
к оглавлению

США.
Куда девается отработанное моторное масло из автомашин?

В Северной Америке ежегодно продается 2,6 млрд. литров автомобильного масла (около 2 млн. т). Половина из них используется при замене моторного масла на станциях технического обслуживания, которые должны соблюдать требования охраны окружающей среды. Оставшуюся половину используют частные лица. При этом на повторную переработку попадает на более трети от этого количества.

В результате, по самым скромным оценкам, каждый год на свалки и вообще непонятно куда, поступает до 800 млн. литров моторного масла (500-600 тысяч т). Оно является одним из наиболее мощных источников загрязнения нефтепродуктами окружающей природной среды Северной Америки.

Источник: Globe and Mail 13.04.2004.
к оглавлению

США-Эквадор.
С очистными работами «Шеврон-Тесако» не все чисто.

На ежегодном собрании акционеров «Шеврон-Тексако» подавляющим большинством голосов было отклонено предложение принять меры по разрешению проблемы загрязнений, которые остались в результате работы этой компании в Эквадоре. Однако это не избавляет «Шеврон-Тексако» от сложностей.

Судебный иск от 30 тысяч граждан Эквадора, которые считают себя пострадавшими, остался. Сумма компенсаций за причиненный ущерб может достигнуть 1 млрд. долларов США. Согласно требованиям Американской комиссии по ценным бумагам и биржам, компании должны сообщать о потенциальных размерах штрафных санкций со стороны органов государственной власти, если их сумма может превысить 100 тысяч долларов США. Компания «Шеврон-Тесако» этого не сделала.

Возможно, она полагает, что суд закончится в ее пользу. Компания, завершив работы в Эквадоре, в 1995-1998 гг. провела очистные работы стоимостью 40 млн. долларов США. Были очищены 36 мест с загрязнением почв, 161 буровой амбар и 7 мест разливов нефти, законсервировано 18 скважин.

«Шеврон-Тексако» послала в Эквадор комиссию природоохранных экспертов, обследовавших места, где проводились очистные работы. Комиссия пришла к выводу, что они были выполнены с высоким качеством и полностью соответствуют требованиям, предъявленным правительством Эквадора. Случаи продолжающегося загрязнения окружающей среды нефтью были выявлены либо за пределами бывших мест деятельности компании «Шеврон-Тексако», либо связаны с продолжающимися работами национальной компании «Петроэквадор».

Представители природоохранных организаций и двух инвестиционных фондов, которые на собрании акционеров предложили резолюцию, требующую от компании принять меры по решению проблемы эквадорских загрязнений, располагают другой информацией.

Они также посетили Эквадор и осмотрели 627 буровых амбаров и прудов-отстойников, использовавшихся «Шеврон-Тексако». На некоторых очистные работы, очевидно, проводились. Однако во многих местах признаки загрязнения нефтью присутствуют прямо на поверхности или на небольшой глубине. Национальная компания «Петроэквадор», очевидно, должна нести ответственность за те загрязнения, которые сделала после 1990 года, когда «Шеврон-Тексако» завершила добычу нефти в Эквадоре. Однако проведенных «Шеврон-Тексако» очистных работ явно недостаточно для того чтобы убрать оставленные ей загрязнения.

Источник: CSRwire 11.05.2004
к оглавлению

Уточнение:

В предыдущем выпуске «Нефтяного обозрения» мы сообщали о выступлении Бьянки Джаггер на ежегодном собрании «Шеврон-Тексако». К сожалению, при подготовке текста нами была совершена серьезная ошибка. Бьянка Джаггер была названа бывшей женой одного из участников ансамбля «Битлз». На самом деле, Бьянка Джаггер была женой Мика Джаггера, солиста «Роллинг Стоунз».

Приносим извинение за опечатку, которая могла доставить моральные страдания некоторым из наших читателей. Впрочем, судя по отсутствию лавины гневных писем, катастрофы не произошло.

Венесуэла.
Чудеса венесуэльской нефтяной отрасли.

Многие десятилетия на границе между Венесуэлой и Колумбией основной контрабандой был колумбийский кокаин. Однако в последние годы ему навстречу устремился могучий поток венесуэльского бензина. Венесуэльские автомашины, представленные в основном американскими моделями 1970-х и 1980-х годов, доверху заливают свои баки и едут в Колумбию, где бензин стоит в 16 дороже. Некоторые умельцы ухитряются прятать дополнительные бензобаки в багажниках под задними сидениями, заливая за одну заправку до 300 литров.

Причина столь резкой разницы в ценах связана с политикой режима президента Чавеса, заявившего, что нефтяной сектор страны должен работать на процветание всех граждан Венесуэлы. В связи с этим после его прихода к власти в 1999 году цена на бензин была заморожена на уровне 70 боливаров, что в то время было эквивалентно 12 центов за литр. С тех пор с процветанием получилось не очень, но цены на бензин оставались постоянными. Благодаря девальвации боливара на 80%, в переводе на американскую валюту цена бензина в Венесуэле достигла фантастических 2,3 центов за литр.

Это и стало причиной всплеска венесуэльско-колумбийской бензиновой контрабанды. Чрезвычайно низкие цены на бензин при бедности населения способствуют продолжению эксплуатации старых машин с большими расходами топлива. Государственная венесуэльская нефтяная компания PDVSA (Petroleos de Venezuela) ежегодно несет до 2 млрд. долларов убытков в год, субсидируя выпуск чрезвычайно дешевого бензина. Компания «Шелл» объявила, что не намерена торговать себе в убыток и больше не будет продавать бензин внутри Венесуэлы. Все это ведет к возникновению огромных очередей на автозаправках.

Специалисты предупреждают, что экономика компания PDVSA держится только благодаря высоким ценам на нефть на мировых рынках. Как только они снизятся, компания может обанкротиться.

Однако президент Чавес продолжает политику обеспечения стабильных внутренних цен на бензин. Ему с трудом удалось подавить серию забастовок на PDVSA. Однако он понимает, что наличие сверхдешевого бензина является одной из основ венесуэльского образа жизни. И хорошо помнит, что попытка повышения цен на бензин, переход на рыночные механизмы ценообразования в 1989 году, закончилось массовыми беспорядками, жертвами которых стали сотни людей, а также досрочной сменой президента, попытавшегося это сделать.

Источник: BBC 10.05.2004.
к оглавлению

Чили.
Столкновение судов привело к разливу нефти в Магеллановом проливе.

В самом узком месте Магелланова пролива, где его ширина составляет около 4 км, столкнулись танкер-газовоз и судно, обслуживающее местные морские нефтяные промыслы. Три моряка были ранены. В борту газовоза, длина которого составляет 200 м, возникла пробоина, как раз на месте одного из топливных танков. На борту судна, кроме примерно 30 тысяч кубометров сжиженного газа, находилось 1200 т топлива.

Несмотря на немедленную перекачку его из поврежденного в свободные танки, в проливе образовалось нефтяное пятно длиной около 9 км. Первую помощь поврежденным судам оказали корабль и вертолеты военно-морских сил Чили. Оба судна своих ходом смогли добраться до находящегося поблизости порта Пунта Аренас.

Ведутся очистные работы. Установлены боновые заграждения, вносятся дисперсанты. Представители военно-морских сил Чили ведут расследование этой аварии, которая произошла в спокойную погоду и при хорошей видимости.

Источник: Mercopress 14.05.2004.
к оглавлению

Германия-США.
Возможности снижения расхода автомобильного топлива огромны.

Компания «Мерседес-Крайслер» провела презентацию легковых моделей «Мерседес», который используют дизельное топливо «СанДизель» (SunDiesel), изготовленное из птичьего помета. Оно позволяет снижать выбросы углеводородов и токсичной окиси углерода на 90% по сравнению с самым строгими европейскими стандартами. Кроме того, «СанДизель» является нейтральным в плане выброса парникового углекислого газа. Испытание стандартного дизельного «Мерседеса» Е220, показало, что он прекрасно работает на топливе «СанДизель». Проблема заключается в том, что заправиться им можно только на единственной в Германии заправочной станции, расположенной в исследовательском центре компании в Штутгарте. Сейчас, правда, строятся еще две для обеспечения демонстрационного проекта. Пока себестоимость изготовленного из куриного помета дизельного топлива в три раза превышает цену обычной солярки, сделанной из нефти. Однако при продаже на обычных заправках цены были бы одинаковы, поскольку «СанДизель» как биотопливо в Германии не облагается налогами.

Вся эта забота о решении экологических проблем выглядела бы экзотикой, если бы не 15 млн. т птичьего помета, ежегодно образующегося на фермах США, который как-то надо утилизовать.

Есть и менее экзотические варианты резкого повышения топливной экономичности автомобильного парка. Компания «Мерседес-Крайслер» довольно скептически относится к бензиновым гибридным моделям автомобилей, выпускаемым «Тойотой» и «Хондой». Они являются более дорогими (на 5000 долларов), чем обычные модели, сложными в конструкции. Пока не проверена их надежность при долговременной эксплуатации. Есть вопросы, касающиеся стоимости замены батарей, а также перспектив вторичного рынка гибридных машин. Гибридные машины наиболее эффективны в городском цикле езды с частыми остановками и разгонами. При езде по автомагистралям обычные дизельные моторы могут оказаться более экономными.

Не секрет, что компания «Мерседес-Крайслер» в освоении гибридных моделей заметно отстает от своих конкурентов, к которым скоро присоединится и компания «Форд». Однако она не собирается дальше игнорировать эту нишу. На автомобильной выставке в Детройте уже была продемонстрирована модель S-класса с гибридной дизель-электрической двигательной установкой.

У «Мерседес-Крайслер» есть свое оригинальное техническое решение проблемы повышения топливной экономичности выпускаемых ей автомашин. В 2004 будет выпущена новая модель «Крайслер 300С», в которой предусмотрено отключение четырех из восьми цилиндров устанавливаемого на эту машину 300-сильного двигателя. Это обеспечивает снижение расхода топлива на 20%. При этом водитель практически не заметит снижения мощности и динамики машины, поскольку включение в случае необходимости в работу всех 8 цилиндров происходит всего лишь за 0,04 секунды.

По оценкам специалистов компании «Мерседес-Крайслер», выпуск в 2004 году 60 тысяч машин «Крайслер 300С» обеспечит экономию 24 млн. литров топлива. Использование гибридных моделей компаний «Тойота» и «Хонда», которые будут выпущены в 2004 году, принесет экономию 19,5 млн. литров бензина.

Источник: Globe and Mail 13.05.2004.
к оглавлению

Африка-США.
Воров и коррупционеров нужно перевоспитывать. Под ними оказалось слишком много нефти.

Когда завершилось противостояние США и СССР, американцы в значительной степени утратили интерес к Африке. Диктаторские режимы, массовые репрессии населения, оголтелая коррупция и воровство, засухи, голод сделали этот континент малопривлекательным. Казалось бы, он будет просто списан из числа представляющих интерес для американской политики. Исключениями были Нигерия и ангольский анклав Кабинда, в недрах которых была нефть.

Однако оказалось, что нефти в Африке, особенно в районе Гвинейского залива, много. Кроме традиционных Нигерии и Анголы ее разведка и добыча стала быстро увеличиваться в Экваториальной Гвинее, Чаде, Сан Тому и Принсипи. Открытие крупных новых месторождений в Гвинейском заливе совпало с обострением напряженности в районе Персидского залива и ростом исламского экстремизма. Это в корне изменило геополитическую картину.

В настоящее время африканские производители обеспечивают 17% американского импорта нефти. В 2015 году этот показатель может увеличиться до 25%. В дальнейшей перспективе эти поставки могут составить треть всей ввозимой в США нефти. Их устойчивость становится серьезной проблемой. До сих пор этот регион можно было считать относительно спокойным.

Правящим здесь, как правило, тоталитарным, режимам удавалось длительное время удерживаться у власти. Однако представители радикальных исламских организаций уже активно проникают в этот регион. Их работа с местным исповедующим ислам населением, которое на фоне нефтяных богатств живет в условиях чрезвычайно бедности, может способствовать росту экстремизма и насилия. Помимо расширения географии своего влияния, исламские экстремисты стремятся получиться средства за счет эксплуатации слабо контролируемых официальными властями природных богатств этого региона. Достаточно хорошо известна их роль в торговле «кровавыми» алмазами Сьерра-Леоне, которая осуществлялась через Либерию.

США должны принять меры для того, чтобы нефтяные доходы не разворовывалась коррумпированными чиновниками, и, тем более, не использовалась для финансирования исламского экстремизма. Эти средства должны быть использованы для подъема уровня жизни местного населения. В противном случае относительно спокойный сейчас Гвинейский залив может стать очередным регионом напряженности.

Источник: Jinsa Online 14.05.2004
к оглавлению

Нигерия.
Представитель иджав обвиняет власти страны в эскалации насилия.

Товарищ Джозеф Эва, бывший руководящий деятель Национального конгресса иджав, поделился своими впечатлениями относительно происходящих в Нигерии событий.

Недавнее убийство сотрудников компании «Шеврон-Тесако», в очередной раз остановившее работы по восстановлению нефтепромыслов, заброшенных из-за вооруженных этнических беспорядков в 2003, он считает результатом нападения обычных вооруженных бандитов. Все угрозы провести карательные акции против местного населения, которое, якобы, поддерживает и укрывает бандитов, Джосеф Эва считает необоснованными. В таком случае начинать карательные акции надо со столицы Нигерии Лагоса, где регулярно происходят убийства видных чиновников и политических деятелей. Американцы, приходя работать в Нигерию, должны осознавать, на что идут. В стране среди бела дня происходят вооруженные нападения на кортежи губернаторов и автобусы, убивают вождей и прокуроров.

Проблема вооруженного насилия со стороны нигерийской молодежи не вызвана какой-то ее особой агрессивностью и испорченностью. Оружие в руки молодых людей дают политики. Ни для кого не секрет, что успех на последних выборах действующего президента Нигерии Обасанджо определялся количеством пуль, выпущенных в его политических противников. После выборов эти боевики стали не нужны и начали зарабатывать себе на жизнь тем, что умеют - рэкетом, грабежами и убийствами. У них перед глазами текут огромные потоки нефти, средства от продажи которой не доходят до местного населения.

Власти Нигерии, похоже, заинтересованы в сохранении напряженности, которая позволяет им уходить от ответа на вопрос, куда деваются огромные средства от экспорта нигерийской нефти.

Решение проблемы будет возможно только тогда, когда работающие в Нигерии компании «Шелл», «Шеврон-Тексако», «Аджип», «Эксон-Мобил» потребуют от властей страны, чтобы выплачиваемые ими в виде налогов средства не разворовывались, а шли на создание рабочих мест. Нигерии нужна нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, которая сможет обеспечить работой местное население.

Вместо этого компании предпочитают иметь дело с проворовавшимися государственными чиновниками и пытаться охранять свои нефтепромыслы, окруженные миллионами людей, которым добыча нефти принесла много горя, но ничего хорошего. Вместо того, чтобы строить дороги и новые поселки, давать работу местным жителям, компании тратят средства на вертолетные перевозки, вооруженную охрану, плату рэкетирам, строительство охраняемых лагерей, ремонтно-восстановительные работы после очередного погрома промыслов.

Источник: Vanguard 13.05.2004.
к оглавлению

Южноафриканская республика.
Эпопея с откачкой топлива с аварийного рудовоза наконец завершилась.

Операция по перекачке 1800 т топлива в аварийного рудовоза «Кейп Африка» длившаяся почти три недели, наконец, завершилась. К счастью, погода была благоприятной и сильных штормов не было. На последнем этапе операции у огромного судна грузоподъемностью 150 т почти отвалилась носовая часть. Размер трещины составил 20 на 5 м.

Первые попытки перекачать топливо в открытом море оказались неудачными. На винт судна-спасателя намотался шланг, по которому перекачивали мазут, и оно было вынуждено возвратиться в порт для ремонта. На смену ему вышел российский спасательный буксир «Николай Чикер».

Это судно было построено в Финляндии в 1993 году. «Николай Чикер» вошел в состав Северного флота. Один из мощнейших буксиров в мире, он способен буксировать боевые крейсеры и атомные подводные лодки. Его оборудование позволяло проводить сложнейшие спасательные операции. Однако, поскольку по мнению российских адмиралов он без дела ржавел у причалов, «Николай Чикер» вывели из состава флота и передали в аренду греческой фирме. Так бывшая гордость российского военно-морского флота оказалась в Южноафриканской республике. Здесь-то и пригодились его возможности. За два подхода «Николай Чикер» откачал находящейся на «Кейп Африка» мазут.

После этого власти решили, куда направить аварийный рудовоз для ремонта. Анализ ряда факторов, среди которых приоритетным была экологическая уязвимость, начали буксировку «Кейп Африка» в залив Фальс Бэй. Здесь судно поставят на якорь, после чего займутся его ремонтом.

Возникает вопрос, как судно в таком техническом состоянии вышло в море. Оказывается, документы, подтверждающие его годность к плаванию, выдало «Американское бюро судоходства» (American Bureau of Shipping -ABS). Оно скандально известно тем, что до этого выдала сертификат годности танкеру «Престиж». Однако в отличие от старого «Престижа», «Кейп Африка» является относительно новым судном. Оно было построено в 1991 году. Специалисты обращают внимание на то, что ABS не разместило на своем сайте информацию о технических особенностях судна, которые могли привести к возникновению аварийной ситуации. Высказывается предположение, что рудовоз мог быть построен из популярных в то время высокопрочных сталей, которые позволяли сделать корпус судна более легким. Однако опыт показал, что с течением времени такие конструкции становятся склонными к внезапному разрушению. В любом случае, авария «Кейп Африка» является очередным аргументом в пользу гораздо более надежных судов с двойной обшивкой корпуса.

Источники: Business Times 12.05.2004, News24 14.05.2004, Reuters 14.05.2004, «Санкт Петербургские Ведомости» 12.01.2001.
к оглавлению

Казахстан-Китай.
Чудеса китайской предприимчивости в нефтяном секторе Казахстана.

Судом была признана обоснованность иска Управления недропользования и охраны окружающей среды к дочернему предприятию Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). Ее предприятие «CNPC - «Актобемунайнефтегаз» проявило чудеса предприимчивости при строительстве нефтепровода Кенкияк-Жанажол.

Компания ухитрилась осуществить строительство этого трубопровода длиной 30 км всего лишь за несколько недель не только без экологической экспертизы, решения государственной комиссии по вводу его в эксплуатацию, но даже без технического проекта. Для транспортировки нефти использовалась старая водопроводная линия, вообще-то для перекачки нефти первоначально не предназначавшаяся. Часть ее проходит по дну реки Эмба. Только местами старый водопровод был заменен новыми трубами. Они были проложены на глубине 40-50 сантиметров, при норме около 2 м.

Этот факт «был обнаружен» казахскими чиновниками 23 апреля 2004 года, после чего довольно оперативно были приняты меры по прекращению безобразия. Любопытно, что до этого момента почему-то никто из них ничего не видел, не знал и не слышал.

Источник: «Время новостей» 14.05.2004, Казинформ 12.05.2004.
к оглавлению

Малайзия.
Нефтяники спешат спасти черепах от нефтяных загрязнений.

На пляже в Теренггану (Terengganu), который является местом размножения черепах, появились комки нефти. Власти взяли пробы, чтобы попытаться определить источник их происхождения. Это могут быть как расположенные неподалеку морские платформы для добычи нефти, так и проходящие суда. Впрочем, представитель Департамента по охране окружающей среды заявил, что появление нефти у этих берегов является обычным явлением, особенно во время сезона муссонных дождей. Нефть разложится естественным образом в воде, либо ее выбросит на пляж. Федеральные органы будут взаимодействовать с местными властями в организации работ по очистке пляжа, а также при проведении расследования.

Тем временем сотрудники местного Центра по черепахам и морским экосистемам, а также специалисты совместного предприятия «БиПи-Петронас Ацетил» (BP-Petronas Acetyl), совместно курирующие состояние пляжа, срочно приступили к проведению очистных работ.

Источник: Star 13.04.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное