Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 16 (29)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N16  Нефтяное обозрение
12–18 апреля 
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте на адрес info@forest.ru
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0416.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели.

Другие сообщения


Темы недели.

Одной из наиболее интересных недели стало начало информационной войны группы директоров и начальников предприятий российского ВПК против «Сахалин Энерджи». Эта компания была создана мировыми гигантами «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» для реализации проекта «Сахалин-2». Одним из основных полей этой битвы стали страницы газеты «Известия».

Ранее это издание также активно участвовало в другой долгоиграющей информационной кампании - битве за Котласский ЦБК. Вокруг этого завода в бескомпромиссной схватке сошлись компании «Илим Палп Энтерпрайз» (г-н Смушкин) и «Континенталь Менеджмент» (г-н Дерипаска). Помимо достаточно увлекательного на первых порах чтения, все это способствовало финансовому обеспечению российской деловой прессы (по самым скромным оценкам стоимость размешенных на правах рекламы публикаций достигла многих миллионов долларов). В неустанных информационных раундах заметно подрос уровень российского делового пиара. Некоторые участники информационной битвы вокруг Котласского ЦБК даже поняли, насколько в такой ситуации может оказаться полезной хорошая экологическая и международная репутация компания.

Пока все это не надоело, мы периодически освещали ход процесса в рубрике «Котласский ЦБК: сериал грабь награбленное», которая распространялась по рассылке «Лесное обозрение». Кажется, теперь аналогичный сериал, «Сахалин-2», намечается и у нефтяников. Остается только смотреть и наслаждаться.

Россия.
Сериал «Сахалин-2». Процесс обмена письмами Президенту пошел.

Как и следовало ожидать, опубликованное на правах рекламы «Открытое письмо президенту РФ В.В. Путину», подписанное группой директоров и начальников бывших гигантов советского военно-промышленного комплекса (см предыдущий выпуск «Нефтяного обозрения»), в первую очередь вызвало реакцию того, на кого они жаловались, т.е. компании «Сахалин Энерджи».

Однако ее ответный опус, опубликованный также на правах рекламы все в той же газете «Известия», оказался лишенным бюрократического жалобного блеска, который присутствовал в первом послании.

Во-первых, непонятно название. «Открытое письмо. Ответ на обвинения, содержащиеся в открытом письме президенту Российской Федерации». Почему вдруг на глубоко личное, хоть и открытое, послание российских вертолето- и подводнолодко- строителей российскому же президенту вдруг отвечает какая-то компания, владельцами которой являются иностранные «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси»?

Во-вторых, страдает сама форма упоминания адресата. Главному исполнительному директору «Сахалин Энерджи» Стивену Х. Маквею неведомо, что после «президенту Российской федерации» надо обязательно вставлять на худой конец «В.В. Путину», а при претензии на бюрократическое изящество - «Владимиру Владимировичу Путину».

В третьих, в названии письма не содержится, что оно также направлено именно «Президенту В.В. Путину». Это просто публикация на правах рекламы, которую он не обязан даже читать, а не только реагировать.

Правда, в самом тексте послания необходимые реверансы сделаны. Но опять как-то неуклюже. В торжественном финале говорится о том, что реализуемый «Сахалин Энерджи» проект «Сахалин-2» - «это весьма существенный вклад в решение задачи, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным, - обеспечить за десятилетие удвоение ВВП». Здесь если с названием президента РФ не промахнулись, то допустили очередной ляп, использовав сокращение ВВП вместо «валового внутреннего продукта». Соседство удвоения ВВП с В.В. Путиным тут же вызывает ассоциации с дурацкими анекдотами о том, что для этого президента просто надо более интенсивно кормить и не давать ему слишком много двигаться. После чего ВВП и удвоится, хоть по весу, хоть в талии.

И уже совсем глупым промахом выглядит другая фраза «Обвинения том, что контракты по проекту «Сахалин-2» заключались с нарушением российского законодательства, является откровенной ложью». Во-первых, заявление, что подписанты первого Открытого послания распространили «откровенную ложь», да еще в письме Президент РФ В.В. Путину, является серьезным обвинением. Оно может нанести ущерб их репутации, а возможно - причинить им моральные страдания. Во-вторых, вопросами выдачи заключений о нарушении российского законодательства в России ведают Генеральная прокуратура, а также Басманный суд. Руководство «Сахалин Энерджи» демонстрирует избыточный оптимизм, полагая, что оно совсем ничего не нарушало из того, что содержится в обширной, запутанной и временами изумительно противоречивой системе российских законов. Один крупный нефтяной олигарх полгода назад тоже наивно так думал.

Похоже, у «Сахалин Энерджи» есть проблемы не только с бракоделами и халтурщиками по части сварки особо крупных металлических конструкций, обеспечению работников субподрядных организаций сколь-нибудь нормальными условиями существования, уборкой гор коммунального мусора, но и с PR-обслуживанием.

Однако в содержательной части рекламной публикации «Сахалин Энерджи» содержится ряд интересных и трезвых аргументов.

Как и следовало ожидать, компания напомнила господам директорам и начальникам, что на реализацию проекта «Сахалин-2» из российского бюджета средства не выделяются. Пока входящие в консорциум компании только вкладывают средства, привлеченные ими из различных других источников. Интересно, что из них в бюджет Российской Федерации уже поступило 330 млн. долларов в виде налогов. За весь жизненный цикл проекта доходы Российское Федерации в виде различных платежей могут достичь 45 млрд. долларов.

Российские предприятия участвуют в выполнении заказов по контрактам с «Сахалин Энерджи». Ими уже выполнено работ на 16 млн. человеко-часов, поставлено 625 тысяч т. материалов и оборудования. Последнее выглядит впечатляюще, но, к сожалению, не объясняет, 625 тысяч тонн чего - щебня и песка для отсыпки дорог, или сложного технологического оборудования. Тем не менее, компания считает, что по данным на конец 2003 г. на основе критериев учета, предусмотренных в Соглашении о разделе продукции, «Сахалин Энерджи» вышла на оговоренный в нем уровень участия российской стороны. Вопрос, что это за критерии и насколько они обоснованы, компания благоразумно предпочитает не обсуждать.

Проект «Сахалин-2» является первым в России, в рамках которого будут освоены крупные месторождения на континентальном шельфе и построен завод по производству сжиженного природного газа. Для решения этих задач потребуется оборудование и технологии, которые до сих пор в России отсутствовали. Тем не менее, к подготовке проекта привлечено более 30 российских проектных институтов, которые наравне со всеми выиграли международные тендеры и получили право участвовать в выполнении этих сложных работ. В финансовом плане прогнозируемая доля российского участия в проекте должна достичь 18 млрд. долларов. Большая часть этих средств будет израсходована на этапе эксплуатации объектов. Однако около 5,5 млрд. долларов будет потрачено на стадии строительства. В их освоении примут участие такие компания как ООО «Старстрой», «Технопромэкспорт», корпорация «Трансстрой», Балтийская строительная компания «Восток» и ряд других.

В концу 2003 года общая стоимость контрактов, заключенных в рамках второго этапа проекта, составила 6,4 млрд. долларов. Из них стоимость работ, выполняемых российскими предприятиями составляет 2,7 млрд. долларов, что составляет 45%. Это гораздо больше 6%, о которых писали авторы.

Итоги конкурсов показывают, что причины отказа от услуг некоторых российских компаний часто заключаются в их недостаточной конкурентоспособности по ценам, качеству и срокам выполнения работ.

Предложение отозвать Сводное заключение на ТЭО второго этапа проекта «Сахалин-2» не имеет под собой оснований. Государственная экспертиза этих материалов проводилась в течение 22 месяцев экспертами, которые были назначены государством. Все сведения о проекте были им известны и, в итоге, они все-таки приняли положительное заключение. В экспертных комиссиях работали лучшие специалисты в соответствующих областях знаний, известные не только в России, но и в мировых научных кругах.

Следует учитывать, что кроме экономического и технологического, проект «Сахалин-2» имеет значительный социальный аспект. В период интенсивных работ по строительству в них будут участвовать 12 тысяч человек, большой частью граждан России. На строительстве завода по производству сжиженного природного газа сейчас работает 2,5 тысяч рабочих, 90% которых - россияне. На стадии эксплуатации проект обеспечит создание 2,4 тысяч постоянных рабочих мест.

Источник «Известия» 22.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Сахалин-2». Новое послание Президенту, теперь на тему экологии.

Вдогонку к первому Открытому письму российских военнопромышленных начальников и генералов, 22 апреля 2004 года было направлено дополнительное послание. Оно оформлено в традиционном для таких посланий добротном бюрократическом стиле. После аккуратного «На правах рекламы» четко указан адресат «Президенту Российской Федерации В.В. Путину». Кратко и понятно звучит название: «Открытое письмо». Не достает только исходящего номера, чтобы не запутаться.

На этот раз автор один, но добротный. Это Г.Л. Кофф, доктор г-м наук, профессор, академик (правда, РАЕН), но зато заслуженный строитель России.

Начало, правда, подкачало. После сильного заявления о том, что нефтяной бум на Сахалине привел не только к финансовым и организационным, но и другим многочисленным перекосам, в первую очередь экологическим, следует трогательная, прямо-таки детская обида на директора проекта американца Грэхэма Сирла (Graham Searle). Оказывается, этот самый американский господин Грэхэм Сирл в течение двух месяцев пребывания заслуженного строителя Г.Л. Коффа в командировке на Сахалине отказывался принять его для личной деловой беседы.

Далее следуют очередное серьезное заявление о том, что представители Госстроя не включены в состав Управляющего государственного органа проекта «Сахалин-2», несмотря на то, что инфраструктура нефтегазового проекта создается в условиях 9-10 балльной сейсмичности и при наличии большого числа других опасных геологических процессов.

Автор письма утверждает, что при определении исполнителей изыскательных и проектных работ систематически не проводятся тендеры. Минэкономразвития отклонило заявленную Госстроем России федеральную целевую программу «Сейсмобезопасность России» и «Морские берега», включая все работы по Сахалину. Морские берега восточного Сахалина и Хабаровского края изучены очень слабо. Известно, что только во время одного из осенних штормов в районе Пильтунского месторождения прибоем было разрушено около 70 м суши, что привело к уничтожению части только что построенной дороги.

После чего следует очередной трогательный сюжет о том, что необходимо немедленно выделить средства для выполнения этих программ в 2004 году, по крайней мере, в части, касающейся Сахалина. Всего на это надо 40 млн. рублей. При этом указывается, что именно НИЦ «Геориск» РАЕН может обеспечить выполнение соответствующих исследований к декабрю 2005 г. Почему-то в этом случае о тендерах на проведение работ не упоминают.

Вслед за этими милыми несуразностями следует обстоятельное, состоящее из 7 разделов, изложение того, что не было выполнено во время проведения изысканий при подготовке ТЭО «Сахалин-2».

Раздел 1 «Геологическая среда» насчитывает 11 упущений. В основном они относятся к недостаточно полной и детальной оценке сейсмичности зоны проведения строительных работ, включая наведенную сейсмичность в районе установки платформ, а также анализа других опасных геологических явлений, которые могут создать серьезные проблемы для безопасности работы возводимых сооружений. Это эрозия, оползни, суффозия, явления разжижения песков, криповые движения. Каждое из них может привести к разрушению строящихся нефтепроводов.

Раздел 2 «Охрана водной среды» содержит 6 недоделок. В основном они сводятся к отсутствию экологических паспортов переходов через реки, санитарно-защитных зон, допустимых уровней сбросов и так далее.

Раздел 3 «Охрана природных объектов суши» включает 12 недостатков. Среди наиболее существенных - отсутствие четкости в определении нормы осушения торфяных почв, что может привести к их переосушению и возгоранию. Не разработаны дополнительные рекомендации по снижению воздействия трассы нефтепровода на особо охраняемые природные территории. Нет процедуры согласования оптимального в плане сведения к минимуму неблагоприятных экологических последствий времени для проведения строительных работ.

Раздел 4 «Морские и наземные биоресурсы» содержит в себе описание 6 недоработок. В основном это отсутствие программ мониторинга влияния проекта на состояние видов, имеющих охранный статус, а также конкретной программы компенсации ущерба, причиняемого рыбным запасам.

Раздел 5 «Обращение с отходами» содержит один пункт, но зато какой! Оказывается, не разработана инструкция по адаптированным к сложным геологическим условиях Сахалина способам сбора и утилизации отходов, образующихся при строительстве и эксплуатации нефтегазопроводов. Так что, похоже, будут использоваться традиционные советско-российские: в лес подальше, либо в землю бульдозером, да поглубже. Чтобы никто не видел.

Раздел 6 «Производственный экологический контроль и локальный мониторинг окружающей природной среды» содержит 12 упущений. Перечислять их слишком долго. Наверно, проще было указать, что все-таки включено.

На этом фоне раздел 7 «Охрана объектов культурного наследия», в котором нашлось только две недоделки, уже не производит впечатления.

Далее начинается довольно хаотичное перечисление всего остального, что было не сделано на фазе подготовке материалов, предоставленных на Государственную экологическую экспертизу. Впрочем, какое все это имеет значение? Ведь положительное заключение все равно получено. Выданное, как уже указывалось в предыдущем сообщении, лучшими специалистами в соответствующих областях знаний.

Источник: «Известия» 22.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Сахалин-2». У банка ЕБРД - задержка кредита.

На прошедшей в Лондоне встрече Управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРД), важное место заняло обсуждение ситуации, сложившейся с кредитом для поддержки финансирования второго этапа проекта «Сахалин-2».

В 1998 году ЕБРД уже выделял кредит в 116 млн. долларов для финансирования первого этапа проекта «Сахалин - 2». В 2002 году компания «Сахалин Энерджи» обратилась с просьбой предоставить ей еще один кредит на 150 млн. долларов для финансирования второго этапа проекта. Однако ЕБРД уже второй год занимается изучением проектных материалов и запрашивает дополнительную информацию. Возникли серьезные вопросы, касающиеся воздействия проекта на рыбные ресурсы, безопасности работы нефтепровода, планов ликвидации аварийных разливов нефти, сохранения популяции серых китов. В связи с этим принятие решения о выделении второго кредита было перенесено, по крайней мере, на конец 2004 года.

Наверно, этому решению способствовала организованная 16 апреля 2004 года природоохранной организацией «Друзья Земли» процессия «Похорон серых китов». По улицам Лондона прошла группа одетых в черные смокинги и цилиндры джентльменов, сопровождавших огромный надувной скелет серого кита. На нем была надпись «Сделано ЕБРД и «Шелл».

Источник: www.ngv.ru 23.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Сахалин-2». Экологи и трубостроители: действительно, есть проблемы.

На конференции «Развитие нефтегазового комплекса Сахалина: инвестиции, экология, люди», прошедшей 22 апреля 2004 года в Южно-Сахалинске, критические замечания в адрес проекта «Сахалин-2» были высказаны не только природоохранными активистами, но профессионалами в области строительства трубопроводов.

Начальник управления ОАО «Стройтрансгаз» по экологии и охране труда Александр Амелин заявил, что строящиеся в рамках «Сахалин-2» трубопроводы и другие промышленные сооружения имеют высокие аварийные и технические риски. «Стройтрансгаз» ведет строительство трубопроводов во многих странах Евразии и Африки. В них действуют гораздо более строгие требования к обеспечению экологической безопасности и надежности работы трубопроводов. При малейших нарушениях их строительство и эксплуатация приостанавливаются.

Основные нерешенные проблемы нефтепровода «Сахалин-2» заключаются в недостаточном учете устойчивости склонов, а также проблемах переходов через нерестовые лососевые реки. На Сахалине часто наблюдается медленное сползание отложений вниз по склонам, что может привести к разрушению трубопровода. По мнению г-на Амелина, применение подземных переходов через нерестовые реки также будет оправдано далеко не во всех случаях.

В то же время он указал, что не следует рассматривать строительство объектов нефтегазовой промышленности на Сахалине как неизбежное зло для природы острова. Следует стремиться к тому, чтобы чрезвычайные ситуации не возникали, для чего необходим мониторинг исполнения проекта и контроль за последствиями его реализации, корректировка планов действий с учетов появляющейся новой информации. При отсутствии аварий через несколько лет на объекты нефтегазовой промышленности перестанут обращать внимание, и они станут таким же привычных элементов сахалинского ландшафта, как лесовозные автодороги.

Источник: www.regions.ru 23.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Сахалин-2». А нам все равно: реализация проекта идет полным ходом.

На фоне бурных общественных дебатов реализация проекта «Сахалин-2» идет полным ходом. Несмотря на большое количество вопросов, относящихся к безопасности эксплуатации нефтепровода, его строительство уже началось. Одновременно ведется укладка двух ниток трубопроводов для нефти и газа. На трассе работает 2500 человек, 950 единиц техники. Генеральным подрядчиком является компания «Старстрой» из Краснодара, имеющая большой опыт строительства трубопроводов. Завершение трубопровода длиной 800 км запланировано на осень 2006 года.

Полным ходом также ведутся работы по строительству завода по производству сжиженного газа. На стройплощадке возведен мощный бетонный завод. В мае начнутся работы по укладке фундамента. Активно строится временный причал в виде насыпной косы длиной 340 м. В следующем году будут начаты дноуглубительные работы для строительства постоянного причала.

Возводится бытовой поселок для строителей на 5,5 тысяч человек. В мае 2004 году войдет в строй система очистных сооружений.

Источники: www.ngv.ru 23.04.2004, www.oilru.com 20.04.2004.
к оглавлению

США.
PR-катастрофа компании «Бритиш Петролеум»

Учрежденная 15 лет назад премия Голдмана (Goldman Environmental Prize) является аналогом Нобелевской премии в сфере охраны природы. Каждый год в апреле, в канун Дня Земли, шесть номинантов из Африки, Азии, Европы, Северной Америки, Центральной и Южной Америки, а также островных государств получают премию по 125 тысяч долларов США. Ее присуждают природоохранным активистам, чья деятельность позволила не только улучшить состояние природной среды, но и дала серьезные положительные социальные результаты.

Процедура присуждения премии Голдмана широко отмечается в англоязычных, прежде всего американских, средствах массовой информации. За одну неделю появляются сотни публикаций на эту тему.

Лауреатом премии Голдмана 2004 году от Европы стала грузинская активистка Манана Кочаладзе - наиболее упорный противник, а сейчас критик проекта нефтепровода Баку-Джейхан, реализуемого консорциумом под руководством «Бритиш Петролеум». Основным источником конфликта являлось принятое в силу политических соображений решение проложить трассу трубопровода через Боржомское ущелье. Это создаст угрозу природе Боржомского заповедника и может привести к загрязнению источников знаменитых минеральных вод, которые обеспечивают 10% нынешнего грузинского экспорта. Природоохранные активисты и правозащитники также обращают внимание на отсутствие достаточных компенсаций местному населению потерь, связанных со строительством трубопровода.

Власти Грузии рассматривают проект нефтепровода Баку-Джейхан как стратегически важный для экономики страны. В связи с этим они предпринимают попытки представить критику этого проекта со стороны местного населения и природоохранных активистов как антигосударственную деятельность. Но это не заставило замолчать Манану Кочаладзе и ее коллег по природоохранному движению. Сама Манана признает, что ввиду высокой экономической и политической важности нефтепровода Баку-Джейхан остановить или серьезно изменить его оказалось невозможно. Однако открытое обсуждение строительства и эксплуатации нефтепровода, его конструктивная критика и общественный мониторинг будут способствовать не только защите окружающей среды, соблюдению прав человека, но, в итоге, и улучшению качества самого проекта.

Судя по объемам информационного освещения проблем нефтяного сектора, присуждение премии Голдмана противнику проекта «Баку-Джейхан» для компании «Бритиш Петролеум» в плане PR эквивалентно разливу нескольких сотен тонн нефти где-нибудь у берегов США или Евросоюза. Пресс-службе компании и ее специалистам по связям с общественностью придется крепко поработать, чтобы компенсировать воздействие этого события на репутацию компании.

Источники: San Francisco Chronicle 19.04.2004, CSRWire 19.04.2004. Grist 23.04.2004.
к оглавлению

США.
«Эксон-Мобил» против «Гринпис»: бой до победного конца.

8 часов утра 27 мая 2003 года оказались началом нового витка напряженности между одной из крупнейших природоохранных организаций мира «Гринпис» и одним из гигантов американской и мировой экономики - нефтяной компанией «Эксон-Мобил». В этот день природоохранные активисты осуществили массовое вторжение в ее штаб квартиру, расположенную на окраине Далласа.

Несмотря на тотальную войну с терроризмом и несомненную привлекательность этой цели для реальной атаки террористов, проникновение на территорию «Эксон-Мобил» оказалось неожиданно легким делом. Охрана не поинтересовалась, кем реально были восемь одетых в респектабельные деловые костюмы молодых людей, которые на роскошном лимузине медленно проехали мимо пропускного пункта к центральному зданию.

Они вошли в холл и стали раздавать изумленным руководящим работникам листовки, призывающие компанию «Эксон-Мобил» изменить ее позицию по проблеме глобальных изменений климата. К тому моменту два участника акции уже переоделись в костюмы тигров, которые являются одной из торговых марок компании. Эти тигры особенно разъярили охрану, попытавшуюся прекратить радостные прыжки костюмированных активистов. Произошло столкновение, характер которого предстоит определить суду. Охранники утверждают, что переодетые тигры на них напали. Переодетые тигры утверждают, что, наоборот, они были избиты охранниками.

Другие участники акции в то время блокировали входы на территорию штаб квартиры «Эксон-Мобил». Еще три переодетых тигра забрались на крышу здания, где начали перебрасывать друг другу надувной земной шар. Для того чтобы снять их оттуда, полиции пришлось пригнать две пожарные машины. Всего в тот день было арестовано 34 природоохранных активиста.

Естественно, все это было отснято на видеопленку и получило мощное освещение в средствах массовой информации.

Фемида штата Техас, в котором интересы нефтяных компаний пользуются повышенным уважением, не могла оставить просто так выпад против одного из столпов американской экономики. Компания «Эксон-Мобил», в которой работает 88 тысяч человек, ведет активные работы по добыче и переработке нефти в 25 странах мира. Ей принадлежат 45 нефтеперерабатывающих заводов. Компания продает топливо на 42 тысячах бензозаправочных станций, работающих в 100 странах мира. Из них 16 тысяч обслуживают клиентов на территории США. Объем продаж компании «Эксон-Мобил» составляет 213 млрд. долларов в год.

Обычно акции протеста «Гринпис» оканчивались краткосрочными арестами, обвинениями в незаконном вторжении на частную территорию и штрафами. Однако теперь представители «Эксон-Мобил», местные прокуроры и судьи хотят большего. Пока местный суд пришел в выводу, что «Гринпис» представляет угрозу «Эксон-Мобил» и ввел временный запрет на всей территории США на проведение акций гражданского протеста направленных против этой компании. В дальнейшем «Гринпис» ожидает как минимум обвинение в организации нападения на охранника, но оно может быть развернуто до обвинения в организации массовых беспорядков. Похоже, власти и охрану особенно раздражает то, с какой легкостью и простотой природоохранным активистам удалось проникнуть на территорию этого стратегически важного для США объекта.

Представители «Гринпис» заявляют, что все 33 года своей деятельности она осуществляла только ненасильственные акции протеста. Попытка запретить их проведение на территории США войдет в противоречие с традициями, которые были положены в основу американского государства. Обвинителям стоит не забывать, что история независимости Соединенных Штатов Америки началась также с костюмированной акции протеста против решений британских властей. Во время знаменитого Бостонского чаепития переодевшиеся индейцами колонисты выбросили за борт тюки чая. За этим последовала цепь столкновений, превратившаяся в войну, в результате которой американские колонии обрели независимость.

Техасской судебной бюрократии не удастся подавить стремление американцев в свободе выражения мнений. Компания «Эксон-Мобил» демонстрирует свое безответственное поведение не только по проблеме глобальных изменений климата, но и в отношении свободы слова.

Суд назначен на май 2004 года.

Источник: Texas Observer 23.04.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Роснефть»: ненцы наступают

Администрация Ненецкого автономного округа обратилась в Арбитражный суд с требованием взыскать с принадлежащей «Роснефти» компании «Северная нефть» 31,4 млн. долларов задолженностей по платежам и пеней.

Компании «Северная нефть» на территории Ненецкого АО и республики Коми принадлежат лицензии на разработку 15 месторождений с извлекаемыми запасами 120 млн. т нефти. В 2003 году она добыла 2,3 млн. нефти. В 2003 году «Роснефть» приобрела компанию «Северная нефть» за 600 млн. долларов у группы физических лиц во главе с бывшим замминистра финансов, а сейчас сенатором Андреем Вавиловым.

Одновременно с ненецкой администрацией претензии предъявило окружное управление Минприроды по Ненецкому АО. Результаты проведенной им проверки показали, что компания «Северная нефть» реализует проекты, не имеющие положительного заключения экологической экспертизы. Не на все используемые ей земельные участки имеются правоустанавливающие документы. На некоторые объекты не оформлены нормативы допустимого воздействия на окружающую природную среду. Ввод в эксплуатацию объектов обустройства месторождений проводится без участия представителей природоохранных органов.

Источники: «Ведомости» 23.04.2004, «Нефтегазовая вертикаль» 22.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть»: чеченцы наступают

Государственный Совет Чечни обратился к главе Правительства РФ Фрадкову с обращением, в котором содержится просьба передать контроль над нефтяным комплексом Чеченской республики ее правительству. В документе утверждается, что основной причиной кризисного состояния чеченской нефтяной промышленности является то, что функции добычи и сбыта нефти переданы ОАО «Грознефтегаз», контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «НК Роснефть».

Однако вопреки постановлению Правительства РФ от 4 ноября 2000 года, в соответствии с которым была образована эта компания, лишь незначительная часть доходов от реализации чеченской нефти направляется на развитие нефтяного сектора и экономики Чечни. В 2001-2003 гг. на эти цели были использовано менее 10% от полученных доходов. В результате чеченская нефть обеспечивает рост доходов компании «Роснефть», а Чеченская республика сидит на дотациях федерального бюджета.

Кроме того, в обращении подчеркивается, что «Роснефть» не выполняет условий лицензионных соглашений по добыче нефти в Чечне. За 2 года работы этой компании из 108 фонтанирующих скважин эксплуатируются лишь 78. Из более чем 600 скважин механизированного фонда работает только 5. Не пробурено ни одной разведочной скважины. Из 21 нефтяного месторождения эксплуатируется только 10, причем более 80% добываемой нефти извлекаются лишь из 4 месторождений.

В обращении предлагает передать контрольный пакет акций ОАО «Грознефтегаз» правительству Чеченской республики (сейчас ему принадлежит 49% акций этой компании). В связи с нарушениями лицензионных соглашения на право пользования участками недр на территории Чеченской республики передать их от «Роснефти» ОАО «Грознефтегаз».

Представитель компании «Роснефть» заявил, что компания работает в Чечне строго на основании действующего законодательства и распоряжения правительства РФ. В 2001 году Минприроды провело конкурс на право пользования недрами 21 месторождений в Чечне, победителем которого стала «Роснефть». Все требования лицензионных соглашения выполняются, и Минприроды никаких претензий не предъявляло. В связи с этим оснований для изъятия у «Роснефти» лицензий нет.

Источники: «Коммерсантъ» 23.04.2004, www.regnum.ru 23.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Чечня: ударная работа нелегалов-нефтяников и милиции.

Сотрудники чеченской вневедомственной охраны доложили о ликвидации с начала 2004 года примерно 400 мини-заводов по переработке нефти. В рамках операций были также задержаны 39 бензовозов и изъято 450 т нефти и нефтепродуктов.

Практически каждый день «ОАО Грознефтегаз» занимается выявлением и устранением незаконных врезок. Ликвидация каждой из них обходится в среднем в 6 тысяч рублей. В особенно выдающихся случаях обнаруживается много врезок. 20 апреля 2004 году у села Бердыкель нашли аж 7 штук. По мнению представителей чеченских официальных нефтяников, местные силовые структуры все-таки недостаточно активно ведут борьбу с хищениями нефти.

Источники: «Ореанда» 23.04.2004, www.regnum.ru 22.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Чечня: бандиты напали на эшелон с нефтью. На этот раз попали.

Около 8 часов вечера 19 апреля 2004 года традиционно «не установленными» лицами на перегоне Ищерская-Стодеревская из гранатометов был обстрелян грузовой поезд, перевозивший нефтепродукты. По официальным данным, загорелись, по крайней мере, две цистерны. Были также повреждены локомотив и полотно железной дороги.

Движение было восстановлено через 13 часов.

Источники: www.regions.ru 19.04.2004, РИА «Новости»- www.logistic.ru 19.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Северная Осетия: самодельных нефтезаводиков мало, но они со связями.

За 2003 году в Северной Осетии было ликвидировано 19 самодельных установок по переработке нефти, которая в основном поставлялась с территории Чечни. По сведениям заместителя министра внутренних дел Северной Осетии полковника Сикоева, в республике продолжают успешно работать еще 7 таких установок, которые пользуются явным покровительством высоких начальников.

На это самый высокий официальный начальник Северной Осетии, премьер-министр республики г-н Шаталов, потребовал в течение недели ликвидировать безобразие. Он отметил, что нелегальная переработка нефти наносит ущерб не только экономике региона, но и губит двигатели автомобилей, которые заправляются нелегальным бензином.

Данные санэпиднадзора показывают, что дело не ограничивается только автомобильными двигателями. Некачественный бензин является причиной многократного превышения на территории Осетии допустимых норм содержания в воздухе свинца.

Источник: www.oilru 20.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Ростовская область: маленькая самодельная «Воруйтранснефть».

Сотрудниками органов внутренних дел Ростовской области была задержана группа из семи жителей г. Сальска, воровавших нефть из нефтепровода Самара-Тихорецк. Для этого от незаконной врезки в магистральный трубопровод был проведен самодельный трубопровод малого диаметра длиной 1,5 км. Но нему каждый день отбиралось до 100 т нефти. В момент проведения операции на территории незаконного хранилища находилось 125 т сырой нефти.

Грузовиками, в кузовах которых были размещены замаскированные цистерны, ее вывозили на переработку на подпольные заводы в Калмыкию и Краснодарский край, где делали низкокачественный бензин и дизельное топливо. За один день на загрузку приходило до 15 грузовиков.

Милиция утверждает, что из-за небольшого диаметра самодельного ответвления от магистрального трубопровода, давление в нем падало незначительно, в связи с чем пропажа до 100 т в день оставалась незаметной для охраны.

Источники: www.dontr.ru 22.04.2004, www.oilru.com 20.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Пожар на нефтепроводе Самара-Лисичанск.

В Михайловском районе Волгоградской области на магистральном нефтепроводе Самара-Лисичанск в ночь с 23 на 24 апреля начался пожар. Высота пламени достигала 50 м. Работы по локализации и тушению пожара проводили восемь пожарных расчетов, а также специалисты ОАО «Приволжскнефтепром», которые обслуживают волгоградский участок нефтепровода. Объем разлива, как обычно, не указан. Похоже, он был достаточно большой, поскольку, несмотря на прибытие на место аварии целых двух генералов, огонь удалось потушить только через 20 часов, когда большая часть разлившейся нефти выгорела.

Одной из версия причины начала пожара являлась попытка незаконной врезки.

Источники: www.regnum.ru 24.04.2004, www.ngv.ru 24.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Разлив нефти в Самарской области

В Кинель-Черкасском районе Самарской области ведется устранение последствий прорыва нефтепровода компании АО «Самаранефтегаз» (это компания «Юкос» - прим. сост.) Объем разлива не сообщается, но указано, что загрязнено 7,5 тысяч кв. м., почвы, а нефть попала в близлежащий водоем.

Сообщение о разливе поступило в Главное управление природных ресурсов окружающей среды и охраны природы (ГУПР) по Самарской области только через несколько дней после разлива. За это время нефть успела впитаться в почву.

По данным ГУПР, в прошлом году в этом же районе также была зафиксирована авария. В обоих случаях причинами разливов стало аварийное состояние труб вследствие коррозии металла.

Источник: РИА «Новости» 20.04.2004.
к оглавлению

Россия.
У компании «Юкос» не только нефть протекает, но и газ без толку горит.

Оказывается, бывший лидер нефтяного сектора России компания «Юкос» не только регулярно проливает нефть из своих ржавых трубопроводов, но и сжигает попутный газ в особо крупных размерах.

В 2002 году на ее нефтепромыслах было получено 4,7 млрд. кубометров попутного газа. Из них хоть с какой-то пользой было использовано 2,3 млрд. кубометров, а 2,4 млрд. кубометров было сожжено в факелах. Компания «Юкос» использует лишь 51% этого ценного сырья, хотя «Сибнефть» использует 55%, ТНК - 70%, «Лукойл» - 76%, а «Сургутнефтегаз» - даже 96%.

Низкие показатели использования попутного газа компанией «Юкос» частично связаны с тем, что ей не удалось приобрести каких-либо уже существующих мощностей по его переработке. «Юкос» предлагал компании СИБУР продать Южно-Балыкский газоперерабатывающий завод (ГПЗ), для которого «Юкос» является единственным поставщиком сырья. Однако эта сделка не состоялась из-за расхождения в оценке стоимости предприятия. До того, как «Газпром» начал действия по возвращению активов СИБУР, компании «Сургутнефтегаз» удалось выкупить Сургутский ГПЗ. Компания «Лукойл» получила 50% долю в Локосовском ГПЗ. «Юкос» и ТНК ничего не досталось.

Компания СИБУР является монопольным покупателем попутного газа у нефтяников. В связи с этим ей удается держать очень низкие цены на это сырье, которые не окупают затрат нефтяников на его доставку. В результате, вместо того, чтобы дополнительно строить газовую трубу, нефтедобывающим компаниям выгоднее просто сжигать попутный газ в факелах. Однако очевидно, что долго такая бесхозяйственность продолжаться не будет.

В этой ситуации компания «Юкос» заявила, что намерена к 2007 году построить в Нефтеюганске собственный газоперерабатывающий завод мощностью 1,8 млрд. кубометров газ в год. Основной его продукцией будут пропан и бутан. Уже принимаются заявки на участие в тендере по проектированию этого предприятия. Общая стоимость проекта должна составить около 50 млн. долларов.

Источник: «Время новостей» 20.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Наполеоновские планы компании «Бритиш Петролеум» в России.

Российско-британская компания «ТНК-Бритиш-Петролеум» (ТНК-ВР) в течение следующих пяти лет планирует каждый год инвестиции в размере не менее 1 млрд. долларов США. В 2004 году в добычу нефти будет вложено 847 млн. долларов, а на геологоразведку - 133 млн. долларов.

В 2003 году воспроизводство подтвержденных запасов нефти этой компании составило 70%. Благодаря активной разведке уже в ближайший год этот показатель должен превысить 100%. В дальнейшем прирост подтвержденных запасов нефти ТНК-ВР будет заметно превышать добычу. Ожидается, что они будут доведены не менее чем до 2 млрд. т, что обеспечит сырьевую базу больше чем на 20 лет добычи. При этом с самого начала компания намерена проводить аудит своих запасов по процедурам, признанным во всем мире.

В целом компания «Бритиш Петролеум» весьма оптимистично оценивает перспективы российского экспорта углеводородов. По мнению ее руководства, в 2015 году Россия обеспечит до 18% поставок нефти на мировые рынки и более половины мирового экспорта природного газа.

Основные операции компании «Бритиш Петролеум» в России будут осуществляться совместной российско-британской компанией ТНК-ВР. С российской стороны ее владельцами являются «Альфа-Групп» и «Аксесс-Ренова» (AAR). Они внесли в ТНК-ВР контрольный пакет акций компании ТНК, доли в «Сиданко», «Русиа-Петролеум», а также 50% акций «Славнефти». Компания «Бритиш Петролеум» передала в ТНК-ВР свои доли в «Сиданко», «Русиа-Петролеум», а также пакет акций в московской сети автозаправочных станций ВР.

Сделка по созданию компании ТНК-ВР была начата в феврале 2003 году и официально закончена 29 августа 2003 года.

Источники: RusEnergy 20.04.2004, 22.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Новые экспортные фантазии «Транснефти» - терминал в Индиге.

Компания «Транснефть» оказалась под могучим напором нефтяных компаний, которые в условиях высоких мировых цен на нефть делают все, чтобы экспорт российской нефти вырос как можно больше. Эти стремления упираются в ограниченные транспортные возможности. Поставки через Черное море ограничены пропускной возможностью турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Увеличение экспортных возможностей терминалов в Финском заливе Балтийского моря скоро будет ограничено возможностью пропуска танкеров через датские проливы. Кроме того, после того, как Балтийское море фактически превратилось во внутренний водоем Евросоюза, здесь будут принимать все более строгие меры обеспечения экологической безопасности перевозок.

И Черное, и Балтийское моря не позволяют использовать крупные супертанкеры, что необходимо для повышения экономической эффективности поставок на рынки США или Юго-Восточной Азии.

Частные компании ведут активную работу по диверсификации вариантов транспортировки экспортируемой из России нефти. Они наращивают объемы железнодорожных перевозок, строят собственные морские экспортные терминалы. Озвучиваются даже идеи строительства частных магистральных трубопроводов. Однако они не находят поддержки со стороны государственных чиновников, не желающих терять мощного рычага воздействия на частные нефтяные компании в виде государственной трубопроводной монополии «Транснефть». Однако постепенно ее монопольное положение разрушается. Если в 2001 году «Транснефть» транспортировала 92% российской нефти, то к 2003 году ее доля снизилась до 78%. За это время перевозки нефти по железной дороге увеличились в три раза и составили 18%.

В условиях, когда нефтяные компании продолжают настаивать на строительстве частного магистрального трубопровода из Западной Сибири к глубоководному порту в районе Мурманска и готовы выделить для этого средства, компания «Транснефть» была вынуждена выступить хоть с какой-то инициативой, альтернативной этому предложению.

И вот она прозвучала. Руководитель «Траснефти» г-н Вайншток заявил, что, проанализировав предложение построить магистральный нефтепровод на Мурманск, его специалисты пришли к выводу, что есть гораздо более оптимальные варианты трассы трубопровода и места размещения экспортного нефтетерминала. Это могут быть мыс Святой Нос а также район Индиги в Ненецком автономном округе.

В этом варианте трасса нефтепровода окажется на 1500 км короче. Благодаря этому стоимость строительства нефтепровода может быть снижена с первоначально заявлявшихся 4,5 млрд. долларов до 3,0 млрд. долларов. Кроме того, отпадает необходимость прокладки трубы по дну Белого моря или делать огромный крюк в обход по берегу. Отпадают и проблемы, связанные с ограничениями на обслуживание крупных судов в районе Кольской губы.

О каких-либо проблемах создания нефтяного терминала в районе Индиги, который должен будет обеспечить надежное и безопасное обслуживать супертанкеров, г-н Вайншток ничего не сказал. Он сообщил, что сейчас «Транснефть» активно работает над этим вариантом и в случае положительного решения правительства по этому вопросу, компания готова реализовать этот проект в течение 20 месяцев.

Источники: www.oilru.com 20.04.2004, RusEnergy 20.04.2004, Moscow Times 21.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Транспортная монополия «Газпрома» как фактор риска.

Председатель правления ООО «НГК «ИТЕРА» г-н Отчерцов заявил, что отсутствие четкой законодательной базы, не допускающей дискриминации доступа других участников рынка к газотранспортной системе «Газпрома», является существенным инвестиционным риском газовых проектов в России. Сохранение этой ситуации приведет к созданию серьезных проблем в газовой отрасли.

Примером негативных последствий транспортной монополии «Газпрома» может служить ситуация, сложившаяся на Береговом нефтегазоконденсатном месторождении. Благодаря инвестициям в размере 300 млн. долларов, оно было подготовлено к промышленной эксплуатации еще в 2003 году. На месторождении были пробурены 23 скважины, построена установка комплексной подготовки газа и трубопровод протяженностью 32 км, необходимый для подключения к магистральному газопроводу. Однако согласие «Газпрома» на такое подключение отсутствует.

В результате, несмотря на то, что на Береговом месторождении уже в 2004 году могло быть добыто и отправлено потребителям 4,9 млрд. кубометров природного газа, промысел не работает.

Источник: www.oilru.com 23.04.2004.
к оглавлению

Россия - Хорватия.
Мобилизация общественности: «Не нужна нам такая «Дружба».

Природоохранные организации Хорватии «Зеленая акция» и «Зеленый форум», а также «Ассоциация за демократическое общество» создали «Совет по сохранению Адриатики» (Board for Protection of the Adriatic). Одним из основных направлений его работы будет мобилизация сил на борьбу с планами «Адриатической нефтяной компании» (Janaf) по развитию схемы транспортировки российской нефти из трубопровода «Дружба» на экспортный терминал Омишаль на острое Крк.

В настоящее время «Адриатическая нефтяная компания» завершает подготовку материалов оценки воздействия на окружающую среду. После официальной передачи их в Министерство охраны природы, эти документы будут опубликованы в Интернет, после чего осенью 2004 году начнется их общественное обсуждение.

По мнению участников «Совета по сохранению Адриатики», никакие дополнительные доходы от экспорта российское нефти не оправдывают возможный ущерб природе хорватского побережья Адриатического моря. «Совет по сохранению Адриатики» начал мобилизацию сил природоохранных активистов, артистов, писателей, ученых, студентов для борьбы против реализации этих планов.

Источник: OneWorld.net
к оглавлению

Россия - Финляндия.
В Финском заливе будет работать новая система управления движением.

С 1 июля 2004 года в Финском заливе начнет действовать совместная система управления движением судов, в работе которой будут участвовать Финляндия, Эстония и Россия. Все суда водоизмещением более 300 т при входе в Финский залив будут предоставлять подробную информацию о маршруте и грузе. Эти сведения поступят в совместную базу данных, которая будет доступна финскими, эстонским и российским структурам, отвечающим за безопасность морского движения в Финском заливе.

В последние годы поток грузов и пассажиров через Финский залив резко увеличился. Сейчас ежегодно по нему перевозится 6 млн. пассажиров. После завершения строительства в российской части Финского залива экспортных терминалов, перевозки нефти и нефтепродуктов вырастут с 78 млн. т в год в настоящее время до 156 млн. т в год.

Источник: РИА «Новости» - www.logistic.ru 23.04.2004.
к оглавлению

США.
Береговая охрана всерьез готовится к ликвидации нефтяных разливов.

В результате реформ, проведенных после террористической атаки 11 сентября, Береговая охрана США оказалась включенной в Министерство национальной безопасности. Огромные финансовые и организационные возможности этой структуры позволили провести беспрецедентные по своему размаху трехдневные учения по борьбе с разливами нефти на море. В этом мероприятии, прошедшем около порта Лос-Анджелес, приняли участие 2000 человек. Кроме Береговой охраны к организации и проведению учений стоимостью 2,5 млн. долларов были также привлечены власти штата Калифорния и соседней Мексики.

Отрабатывалась уникальная задача одновременной борьбы с двумя крупными авариями на море. Согласно первой вводной, в 4 часа утра произошел взрыв и пожар на танкере, перевозящем нефть. После обеда поступило дополнение - два судна столкнулись около порта Сан-Диего, что привело к разливу более 1200 т нефти.

Во время учения проверялось не только наличие достаточного количества аварийно-спасательных сил, способных одновременно проводить две крупные операции, но и система управления. Кроме того, проверялась эффективность системы привлечения помощи со стороны федеральных сил в ситуации, когда возможностей местных аварийно-спасательных будет явно недостаточно.

Источник: Los-Angeles Times 21.04.2004.
к оглавлению

США.
Береговая охрана информирует о результатах первого года работ по ликвидации разлива Баззардс Бэй.

27 апреля 2004 будет отмечаться ровно год с аварии в заливе Баззардс Бэй, когда разлилось 200 т мазута. Береговая охрана США в официальном релизе от 22 апреля информирует о том, какие меры были приняты по ликвидации последствий этой аварии.

На настоящий момент затраты на проведение очистных работ составили 40 млн. долларов США. 99,8% побережья, загрязненного в результате аварии очищены до состояния, которого требует законодательство наиболее пострадавшего штата Массачусетс. Это подтверждено актами комиссии, состоящей из представителей федеральных, региональных и местных властей и самой компании. Для завершения очистных работ в сентябре 2003 года была нанята лицензированная штатом компания «ДжеоИнсайт» (GeoInsight Inc).

В настоящее время для ловли рыбы, лобстеров и сбора морских моллюсков открыто 97% из 40 тысяч га прибрежных вод, на которых в результате разлива эти промыслы были запрещены. Снятие запрета с оставшихся 3% требует дополнительного анализа.

В сентябре 2003 года был проведен анализ обеспечения безопасности мореплавания в районе Баззардс Бэй. В результате был разработан план мероприятий по повышению безопасности мореплавания в этом районе и определены приоритеты. Одной из причин риска было признано смешанное активное коммерческое и рекреационное судоходство в этом районе. Для повышения безопасности были разработаны новые, наиболее безопасные маршруты коммерческого судоходства. В качестве рекомендаций они будут включены в новое издание навигационных карт района Баззардс Бэй, которые выйдут весной 2004 года.

Кроме того, было предложено усовершенствовать систему автоматического управления движением в этой акватории. Это позволит автоматически оповещать как суда, так и Береговую охраны об отклонениях судов от безопасных курсов. Испытания системы, возможно, состоятся уже в 2004 году.

На компанию «Боучард Мэритайм», судно которой разлило мазут, наложен штраф в размере 10 млн. долларов США. Рассмотрение гражданских исков продолжается.

Компания «ДжеоИнсайт» приглашает местных жителей принять участие в третьих общественных слушаниях по проблемам, связанным с разливом в Баззардс Бэй, которые пройдут 12 мая 2004 года. На них могут быть подняты и обсуждены любые вопросы, связанные с решением оставшихся проблем, вызванных аварией.

Источник: US Homeland Security Department. US Coast Guard 22.04.2004.
к оглавлению

США.
Годовщина разлива в Баззардс Бэй. Местная пресса высказывается.

Через год после разлива мазута в Баззардс Бэй остаются без ответа многие вопросы, связанные с этой экологической катастрофой.

Один из основных - почему все это произошло? Почему в то время, как современные технические средства позволяют родителям при помощи систем географического позиционирования следить за передвижениями их малолетних детей, система управления движением в районе Баззардс Бэй не имела возможности проконтролировать направление движения буксира и баржи компании «Боучард», очевидно отклонившейся от курса, и предупредить ее об этом.

Впрочем, если бы даже такие технические возможности контроля имелись, Береговая охрана все равно не смогла бы связаться с буксиром. Капитан шедшего следом судна видел, что буксир и баржа компании «Боучард» идут неправильным курсом, и безуспешно пытался предупредить их по радио. Однако, как оказалось ... в рулевой рубке буксира никого не было. Осуществлявший управление судном первый помощник Фрэнклин Хилл находился на палубе и пытался разобраться с буксировочным тросом, который в тот день был поврежден. Когда после столкновения баржи с подводной скалой Хилл, наконец, вернулся в рубку, оказалось, что он и не подозревал, что уже давно находился за пределами ясно обозначенного фарватера, и шел в район показанных на картах подводных скал. Профессиональные качества первого помощника Фрэнклина Хилла уже до этого вызывали много вопросов у властей, да и у капитана буксира. Однако, тем не менее, компания «Боучард» позволила ему в тот рейс находиться на мостике судна. Теперь ей придется расплачиваться штрафом в 10 млн. долларов.

Возникает вопрос как долго компания «Боучард» будет продолжать использовать суда с одинарной обшивкой корпуса, в том время как в других штатах США их активно заменяют на гораздо более надежные танкеры и баржи с двойным корпусом.

Далее начинаются вопросы к организации аварийно-спасательных работ, проводившихся под руководством Береговой охраны. Ее представители, получив сообщение о проблемах в полшестого вечера, вылетели на вертолете для осмотра места происшествия. Однако, несмотря на сообщения с проходящих в этом районе судов о появлении на воде нефтяного загрязнения, в наступающих сумерках они не заметили след аварийной баржи, который к тому времени уже протянулся от нее на 15 км. Реальные масштабы проблемы начали проясняться только поздней ночью, когда водолазы обследовали состояние бортов баржи и обнаружили большую пробоину, через который вытекал мазут.

Показательна и эпопея с выяснением объема разлива. Сначала компания «Боучард» заявила, что объем разлившегося мазута составил около 40 т., во что верилось слабо. Затем она призналась, что вылилось гораздо больше, около 300-350 т. Затем «Боучард» в очередной раз изменила свои оценки и на основе результатов замеров после разгрузки баржи сообщила, что во время транспортировки было утеряло, т.е. разлилось около 150-200 т мазута. Это привело в ярость представителей Береговой охраны, которые должны были официально назвать объемы разлива. В итоге сошлись на 150-200 т.

Впрочем, Береговая охрана заявляет, что вся чехарда с оценками объема разлива не имела значения при организации очистных работ. С самого начала они разворачивались исходя из максимально возможного объема разлива в 13 тысяч т мазута, находившихся на борту баржи. Тем не менее, даже столь мощная мобилизация средств помогла мало. В момент постановки боновых заграждений вокруг поврежденной баржи большая часть разлившегося мазута уже распространилась на большое расстояние от судна.

После этого оставалось, главным образом, следить за направлениями ветра и течений и пытаться вовремя выставлять боновые заграждения вдоль берегов, к которым приплывали пятна мазута. Иногда это удавалось, иногда нет. Оказалось, что компьютерные модели распространения загрязнений хорошо работают на больших морских акваториях. В условиях сложной береговой лини, малых размеров заливов и сложной системы местных течений предугадать, куда понесет пятна загрязнения, часто оказывалось невозможным. Местные жители и власти часто получали предупреждение о том, что в их сторону плывет мазут, уже после того, как его выбрасывало на берег. В результате, в различной степени было загрязнено 150 км береговой полосы. В работах по уборке разлитого мазута участвовало до 700 человек. На это было затрачено около 40 млн. долларов. Несмотря на то, что, по утверждению властей, 99,8% загрязненных берегов очищены, на окрестных пляжах после штормов до сих пор можно обнаружить новые комки мазута.

Из живых организмов наиболее очевидно пострадали птицы. Всего к началу мая 2003 году было обнаружено погибших 450 птиц, часть которых принадлежала к исчезающим видам, находящимся под охраной закона. Почти столько же загрязненных мазутом птиц было отловлено и направлено на отмывание. Несмотря на титанические усилия по их спасению, в итоге выжило лишь несколько процентов. Большинство отловленных птиц, загрязненных мазутом, не успевали довозить до центра спасения. Из тех, кого удалось довезти, выжили весьма немногие.

Несколько более успешными оказались меры по отпугиванию птиц от мест их гнездовий. Там были установлены воздушные пушки, которые оказались достаточно эффективными. В конце мая 2003 года, когда большая часть разлитого мазута была собрана, птицами позволили вернуться на места гнездования.

Источник: Standard-Times 25.04.2004.
к оглавлению

США.
«Бритиш Петролеум» придется отвечать за грехи поглощенных ей компаний.

Нефтеперегонный завод в небольшом городке Неодеша (штат Канзас) был построен принадлежавшей Рокфеллеру компанией «Стандарт Ойл» еще в 1897 году. После ее раздела на несколько компаний, завод достался фирме «Амоко». Фирма эксплуатировала его вплоть до 1970 года, когда устаревший завод, на котором, к тому же, в 1968 году случился сильный пожар, был закрыт. В 1998 году «Амоко» перешла в собственность компании «Бритиш Петролеум». Несмотря на то, что BP ни одного дня не использовала завод, закрытый за 28 лет до этого, в наследство ей остались его экологические проблемы.

В грунтах и грунтовых водах на территории закрытого завода были обнаружены высокие концентрации органических веществ (бензол, толуол, ксилол и другие), образующихся в процессе переработки нефти. Скорее всего, эта линза загрязнений образовалась в результате многочисленных мелких утечек, часто происходившими пока завод работал. Ее большой язык протянулся и под жилыми кварталами города. Предполагается, что он возник в результате пожара 1968 года, когда огонь разрушил резервуары, в которых хранились продукты переработки нефти. Ситуация с загрязнением территории Неодеша усугубляется тем, что в 1970 году, после закрытия завода, компания «Амоко» передала часть его бывшей территории для городских нужд. С поверхности территория была убрана и благоустроена. Сейчас на части этой земли находится футбольное поле, детский садик и дом инвалидов.

Компания «Бритиш Петролеум» изучает уровень загрязнений на приобретенной ей бывшей собственности «Амоко» и ведет мониторинг их движения. Согласно ее данным, до тех пор, пока загрязнения находятся глубоко в земле, они не представляются угрозу жизни и здоровью жителей городка. Одновременно с мониторингом осуществляются работы по очистке грунтовых вод. В настоящее время из них уже извлечено около 200 т загрязняющих веществ.

Среди значительной части жителей Неодеша существует мнение, что, несмотря на все химические анализы и заявления экспертов, оставленное давно закрытым нефтеперерабатывающим заводом загрязнение отрицательно воздействует на их здоровье. Местное население уверяет, что в Неодеше резко повышена частота раковых заболеваний, а также отмечается очень высокая ранняя смертность. Власти и специалисты возражают, что численность жителей города (2800 человек) слишком мала, чтобы с уверенностью говорить о статистически достоверной повышенной заболеваемости раком. Кроме того, если некоторые виды заболеваний местных жителей теоретически могут быть вызваны теми химическими веществами, которые в больших количествах находятся под городом, то для других такая связь не доказана.

Для того, чтобы официально внести ясность в этот вопрос, власти города решили подать в суд против «Бритиш Петролеум» и потребовать от нее компенсаций. Для города, который возник как поселок нефтяников, и большую часть времени существовал как местный центр добычи и переработки нефти, это означает весьма сложное в психологическом плане решение. Многие, особенно пожилые, жители города всю жизнь проработали в компании «Амоко». Некоторые из них являются членами городского совета. Однако отношения городского совета Неодеша и компании «Бритиш Петролеум» стали портиться после того, как городу не удалось добиться от нее платежей, которые были бы направлены не только на покрытие расходов на проведение очистных работ, но и на улучшение системы коммунального обеспечения города. Наиболее серьезным поводом для обострения стал отказ «Бритиш Петролеум» в 2002 году выделить 620 тысяч долларов на реконструкцию городских очистных сооружений, которые компания планировала использовать для очистки откачиваемых ей загрязненных грунтовых вод.

Источник: Wichita Eagle 18.04.2004.
к оглавлению

США.
Пенсионерка учительница победила «Шелл».

Американским лауреатом премии Голдмана (см также раздел «Темы недели» этого выпуска) стала Марджи Ричардс (Margie Richards). Эта 62-летняя пенсионерка, бывшая учительница из штата Луизиана, победила одного из мировых нефтяных гигантов - компанию «Шелл».

Марджи Ричардс на протяжении 13 лет добивалась, чтобы компания оплатила переселение 1500 человек, проживавших в зоне воздействия токсических выбросов предприятия «Шелл» в городке Норко (Norco). Это завод начал работать еще в 1929 году. Его производственные установки оказались размещенными в тесном соседстве с домами, в которых проживало местное, в основном афро-американское население. Несколько поколений испытывали последствия выбросов с завода. Эту местность даже назвали «раковой аллеей». Кроме высокого уровня заболеваемости раком здесь часто отмечались дефекты у новорожденных.

Марджи Ричардс начала борьбу, когда еще работала учительницей, а завершила ее уже пенсионеркой. Она писала письма протеста, организовывала акции протеста местного населения, работала с властями и представителями средств массовой информации. Марджи даже установила у своего дома веб-камеру, которая показывала всему миру дымящие трубы предприятия «Шелл». В 2002 году компания сдалась и согласилась оплатить переселение не только семьи Марджи Ричардс, но и всех местных жителей. Это был первый такой случай на афро-американском юге США.

Кроме того, компания «Шелл» согласилась снизить на 30% объемы токсических выбросов в атмосферу со своего предприятия в Норко.

Источник: CSRWire 19.04.2004, San Francisco Cronicle 19.04.2004.
к оглавлению

США.
Калифорния: нефтяная промышленность уходит, приходят застройщики.

Пик работы нефтепромыслов на юге Калифорнии пришелся на 1985 год, после чего началось снижение добычи. Развитие других отраслей экономики и благоприятные климатические условия этой части США привели к быстрому росту населения. Если раньше местные жители мирились с присутствием нефтяников рядом со своими домами, то сейчас последствия добычи нефти все больше воспринимаются как неприятная помеха, которую необходимо ликвидировать, чтобы иметь возможность строить новые дома.

Из 70 тысяч официально известных нефтяных скважин на территории штата Калифорния только на 43 тысячах ведется добыча нефти. Около 20 тысяч скважин на протяжении, в основном, последних 5 лет простаивали. При этом многие из них брошены, их хозяева после серии банкротств либо скрылись в неизвестном направлении, либо отказываются признать не только права, но и обязанности по отношению со своей собственности.

В итоге, решать проблемы брошенных нефтяных скважин приходится властям штата. Компании, ведущие добычу нефти на территории Калифорнии, платят около 30 центов с каждой добываемой тонны в специальный фонд, средства которого используются для оплаты работы по ликвидации брошенных бесхозных скважин. За 27 лет его работы удалось сделать многое, но, наверно, еще больше осталось.

Иногда за последствия работы нефтяников приходится расплачиваться уже девелоперам, которые организуют застройку территорий бывших нефтепромыслов. Один из таких случаев произошел 17 марта 2004 года в небольшом поселке Хантингтон Бич (Huntington Beach), застроенном жилыми домами. Находившаяся здесь, как казалось законсервированная, нефтяная скважина вдруг начала фонтанировать природным газом с примесью мелких капель нефти.

Аварийно-спасательным службам пришлось принимать срочные меры, чтобы не допустить пожара. Капли нефти из газового фонтана разнесло в округе на радиусе до 400 м вокруг скважины. В результате компании-девелоперу, организовавшей застройку района, пришлось потратить 600 тысяч долларов на очистку улиц, растительности, бассейнов, садовой мебели, автомашин и удовлетворение претензий жителей.

Источник: Los Angeles Times 25.04.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное