Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

США - Иран: война или мир?

  Все выпуски  

США - Иран: война или мир?


США – Иран: война или мир?

Рассылка для всех и каждого

Автор рассылки - Highlander
Адрес эл. почты:
the_last_highlander@hotmail.com

Адрес Интернет-сайта Автора: http://www.highlander.hut1.ru

29 апреля 2006 г. Выпуск №4

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

Доклад МАГАТЭ: Тегеран не выполнил требований мирового сообщества по ядерной программе
In quotes: World reaction
Long summer of confrontation with Iran
Иран "получает удовольствие"
Россия балансирует на тонкой грани в деле Ирана
Вашингтон в раздумьях по Ирану
Почему Америка не будет наносить удар по Тегерану
Шауль Мофаз: Космос раскроет тайны иранского атома

Доклад МАГАТЭ: Тегеран не выполнил требований мирового сообщества по ядерной программе

NEWSRu.com, 28 апреля 2006 г. время публикации: 19:25. Доклад генерального директора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи по иранской ядерной программе поступил в пятницу в Совет Безопасности ООН. Это сообщил журналистам председатель СБ, постоянный представитель Китая при ООН Ван Гуанъя.

В восьмистраничном докладе говорится, что Иран не возобновил мораторий на обогащение урана, как того требовал Совбез ООН. В пятницу истекает срок ультиматума, когда Тегеран еще может заявить об отказе от ядерных разработок и избежать возможных санкций. Однако за несколько часов до передачи доклада президент Ахмади Нежад заявил, что Ирану "наплевать" на любые резолюции ООН по поводу его ядерной программы, передает Associated Press.

Кроме того, говорится в докладе, Иран не пошел на полное сотрудничество с международными инспекторами. Именно поэтому до нельзя сделать однозначный вывод мирном характере иранской ядерной программы. В докладе также отмечается, что МАГАТЭ не исключает возможности получения Ираном плутония из-за границы, передает "Интерфакс".

Как стало известно ИТАР-ТАСС из дипломатических источников, в докладе содержатся подтверждения того, что Тегеран действительно приступил к работам по обогащению урана на каскаде из 164 газовых центрифуг. Кроме того, начаты работы по сооружению еще двух таких же каскадов на подземном объекте, куда инспекторам МАГАТЭ был обеспечен доступ для осуществления мер контроля.

В то же время в документе говорится, что Иран выступил с предложением выработать план сотрудничества с инспекторами МАГАТЭ, если это агентство быстрее, чем СБ ООН, осуществит контроль за исполнением необходимых правил.

США, Великобритания и Франция настаивают на введении санкций в случае, если глава МАГАТЭ аль-Барадеи придет к выводу, что Иран не выполняет требования ООН, в числе которых возобновление моратория на обогащение урана. Однако Россия и Китай дали ясно понять, что этого недостаточно. "О санкциях можно говорить только после того, как появятся конкретные факты, подтверждающие, что Иран не занимается исключительно мирной ядерной деятельностью", заявил неделю назад официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин.

Рассмотрение доклада в СБ ООН ожидается не ранее 3 мая. Напомним, 29 марта СБ ООН призвал Тегеран возобновить мораторий на любые работы, связанные с обогащением урана. Одновременно Совет поручил главе МАГАТЭ представить к 28 апреля доклад о том, сотрудничает ли Иран в полной мере с агентством относительно проверки его ядерной программы.

Между тем в пятницу Госдепартамент США назвал Иран в своем ежегодном докладе главным государством-спонсором терроризма в мире, сообщает телекомпания Fox. В докладе о глобальном терроризме, который обнародован в Вашингтоне в пятницу, список стран-спонсоров терроризма оставлен без изменения, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на телекомпанию, по данным которой, помимо Ирана, в этот список США сейчас включают также Сирию, КНДР, Судан, Кубу и Ливию. Иран находится в этом списке с января 1984 года.

К оглавлению

BBC, Friday, 28 April 2006, 17:04 GMT 18:04 UK. Iran has failed to co-operate with UN inspectors trying to establish if it has halted uranium enrichment, the head of the IAEA - the UN's nuclear watchdog - has said in a report.

Key members of the UN Security Council have reacted immediately. Here is a selection of their comments.

George W Bush, US President

I will consult and continue to consult with our allies on this issue.

It's very important for the Iranians to understand there is a common desire by a lot of nations in this world to convince them, peacefully convince them, that they ought to give up their weapons ambitions.

John Bolton, US Ambassador to the UN

If anything, the IAEA report shows that Iran has accelerated its efforts to acquire nuclear weapons, although of course the report doesn't make any conclusions in that regard.

I think we can say now the United States is ready to take action in the Security Council to move to a resolution, our feeling being that it should be a Chapter VII [of the UN Charter] resolution making mandatory for Iran the existing requirements of the IAEA resolutions.

Jack Straw, British Foreign Secretary

It is very serious that the Iranian regime has failed fully to co-operate with the [IAEA] and the United Nations Security Council.

We will now be asking the Security Council to increase the pressure on Iran so that the international community can be assured that its nuclear programme is not a threat to peace and security.

Wang Guangya, China's Ambassador to the UN

There are a lot of problems in the region and we should not do anything that would cause the situation to become even more complicated.

Sergei Kislyak, Russian Deputy Foreign Minister

We will very attentively examine the report to decide our position and further actions to solve problems linked to Iran's nuclear problem.

Philippe Douste-Blazy, French Foreign Minister

The report of Mr ElBaradei notes with regret that not only has Iran not responded to this reasonable demand but has, on the contrary, accelerated its enrichment programme.

That is a worrying situation for the international community. We continue, however, to say to Iran that the door to negotiations remains open.

It is up to the leaders of Iran to make the gestures that will re-establish confidence in the goals of their nuclear programme. We remain convinced that there must be a diplomatic solution to this crisis.

К оглавлению

Long summer of confrontation with Iran

BBC News website, Friday, 28 April 2006, 15:58 GMT 16:58 UK. By Paul Reynoldsб World Affairs Correspondent

It was no surprise that the International Atomic Energy Agency reported that Iran has not complied with the Security Council's demand for a suspension of enrichment activities because Iran itself had already announced that it had carried out enrichment successfully.

The IAEA report therefore opens the way for a long summer of diplomatic confrontation with Iran. Western officials argue that Iran has been given an opportunity and that further pressure should now be applied. However that might be easier said than done. Political Directors from the permanent five members of the Security Council (the US, Russia, China, France and Britain) plus Germany will meet in Paris on Tuesday.

US plans

The United States, supported by Britain, France and germany, wants to move on from the current demand on Iran, which is presented simply as an agreed statement from the Council president, to a formal council resolution having binding effect. The problem is that Russia and China, both veto holders, do not see it this way and do not want a tough resolution, let alone the sanctions which might in theory follow. While not happy with Iran, they do not want an escalation of tension.

Chapter VII

The US-led resolution would be written under what is known as Chapter VII of the UN Charter. Under this chapter, the Security Council can "determine the existence of any threat to the peace, breach of the peace, or act of aggression and shall make recommendations, or decide what measures shall be taken in accordance with Articles 41 and 42, to maintain or restore international peace and security".

In the first instance, it is unlikely that sanctions would be threatened. The maximum the US and its allies could get at first would be a resolution making the formal demand. If Iran ignored that, then Article 41, which deals with economic sanctions, might be raised. It is unlikely that Article 42, military action, will ever get mentioned. Russia, China and others would strongly oppose it.

British officials involved in the negotiations say it will be a long and hard effort to get Russia and China on board even for a formal demand on Iran. They say that as a sweetener, Iran will be offered help with establishing the civil nuclear power programme it says it wants to develop, as long as it does not do the enrichment of fuel itself. "We want to give Iran a clear choice," said one British diplomat.

Another route

If the UN route leads nowhere, then the US will try to organise a "coalition of the willing" to impose unilateral sanctions. These could start with bans on Iranian officials travelling to certain countries and might extend to the kind of measures the US already imposes on Iran, notably a ban on trade in certain goods and a ban on oil companies helping to develop Iran's oil.

 
However, Iran seems quite capable of simply ignoring all this and carrying on anyway. It appears determined to master the art of enrichment, while arguing that it does not intend to use this technology to make a nuclear bomb. It is allowed by its membership of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT) to enrich but not to make a bomb, so would have to leave the treaty if it did so.

However, because it hid an enrichment programme for 18 years, confidence in Iran has been lost on the IAEA and that is why there is this demand for a sustained suspension to allow further talks to take place. The question on everyone's mind is of course whether, in due course, the United States would attack Iran's nuclear installations. There is no answer to that at this stage. The Pentagon is reported to have made contingency plans but it makes many such contingency plans and the United States is a long way from making any decision.

К оглавлению

Иран "получает удовольствие"

Би-би-си, пятница, 28 апреля 2006 г., 05:05 GMT 09:05 MCK. "Иран проявляет непокорность, ООН готовится к ядерной конфронтации" - так озаглавлена статья дипломатического корреспондента "Таймс" Ричарда Бистона, опубликованная накануне рассмотрения иранского ядерного досье Советом Безопасности.

Автор указывает, что даже когда неблагоприятный для Тегерана отчет МАГАТЭ направлялся в ООН, Тегеран не прекращал своей задиристой риторики, продолжая бросать вызов мировому сообществу. Президент Ахмадинеджад заявил, что его народ не запугать ни угрозами, ни резолюциями, и что мир, который думает, что может навязать свою волю Ирану, еще не знает его подлинной мощи.

Такие высказывания, судя по всему, отражают растущую убежденность Тегерана в том, что он может безнаказанно бросать вызов международному сообществу, поскольку оно безнадежно расколото по вопросу о том, что нужно предпринять.

Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила на встрече министров стран НАТО, что Совет Безопасности потеряет всякое доверие к себе, если не будет действовать. Но члены совета никак не могут договориться, что именно нужно делать. Хотя президент Буш и твердит, что военная операция не исключается, Россия и Китай, похоже, не готовы принять даже самые скромные санкции.

Тем временем, Иран, как пишет обозреватель "Таймс", судя по всему, получает большое удовольствие, поддевая мировые державы. Только на этой неделе Тегеран грозил сократить производство нефти, экспортировать ядерные технологии, запретить инспекции представителей МАГАТЭ, упрятать свою ядерную программу глубоко под землю и выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Ахмадинеджад также осудил Израиль и снова заявил, что он будет сметен с лица земли. А верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи добавил, что если США атакуют Иран, Иран ответит вдвое сильнее по американским интересам в мире.

По мнению Бистона, задиристость Ирана основана не на желании противостоять всему миру, что было бы самоубийством, а на понимании того, что мир парализован глубокими разногласиями. Все пять постоянных членов СБ согласны с тем, что Иран должен прекратить программу обогащения урана, но Россия и Китай против любых шагов, которые могут привести к санкциям или применению силы.

Газета иллюстрирует статью Ричарда Бистона карикатурой. На ней изображен президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, под рукой которого находится атом. Он попирает ногами распластанного на земном шаре чиновника, символизирующего ООН, который восклицает: "Прекратите сейчас же! Не то мы снова заявим, что не одобряем ваших действий".

К оглавлению

Россия балансирует на тонкой грани в деле Ирана

АР, 28 апреля 2006 г. Автор -  Стив Гуттерман. Цитируется по ИноСМИ.ру.

Как Россия может обеспечить, чтобы Иран не вошел в клуб ядерных держав, при этом поддерживая теплые отношения с Тегераном? Это сложный акробатический трюк, объясняющий дипломатические треволнения Москвы.

Поскольку президент Путин позиционирует Россию как международного влиятельного посредника, ему приходится маневрировать между национальными интересами Ирана и необходимостью поддерживать определенную меру сотрудничества с Западом.

Ровно год назад Путин настойчиво призывал Иран отказаться от планов обогащения урана. Однако Тегеран сделал прямо противоположное: проигнорировав мораторий, приступил к работам по обогащению урана и начал играть в игры, то соглашаясь, то отказываясь от российского предложения, призванного сгладить кризис.

Растущее международное давление на Иран, которое усилится в пятницу после ключевого доклада МАГАТЭ в ООН, только углубляет дилемму, стоящую перед Москвой.

Россия в целом разделяет обеспокоенность США тем, что Иран может начать производить ядерное оружие, и предприняла ряд шагов для противостояния этой угрозе, в частности настаивая, чтобы отработанное топливо с предприятия, которое Россия строит для Ирана в Бушере в Персидском заливе, возвращалось в Россию.

Однако в ситуации, когда предрешенным результатом является отказ Ирана выполнять требования Совета Безопасности ООН о прекращении работ по обогащению урана к пятнице, отчет МАГАТЭ может вызвать раскол между Россией и остальными тремя членами совета, обладающими правом вето (США, Великобритания и Франция), по поводу введения санкций против Тегерана.

Московское противостояние санкциям объясняется несколькими факторами, корни которых уходят в сложное сплетение бизнеса, политики и безопасности.

Подобно Китаю, другому постоянному члену СБ, возражающему против введения санкций, Россия стремится к созданию прочных коммерческих связей с Ираном, включающих оружейные контракты стоимостью в сотни миллионов долларов – еще один постоянный источник трений с США и Израилем – и проект атомного реактора в Бушере стоимостью 800 млн долларов.

Хотя эти сделки важны для вовлеченных в них областей промышленности, торговля с Ираном составляет лишь малую долю российской внешней торговли. Принципиальным фактором в нежелании Москвы злить Иран является ее стремление установить политическое влияние на Тегеран как часть стратегии Путина по повышению престижа России.

Ссора с Ираном может, кроме того, спровоцировать для России новые неприятности на Северном Кавказе, заставив Тегеран изменить нынешнюю точку зрения, согласно которой конфликт в Чечне является внутренним делом России, и начать содействовать инфильтрации исламистских боевиков в этот регион, сказал российский аналитик и эксперт по контролю за вооружениями Владимир Дворкин.

Если в СБ ООН будет поставлен на голосование вопрос о вводе санкций, Москва может поддержать это предложение, воздержаться или наложить вето.

"Все три варианта плохи для России", – говорит Владимир Евсеев, аналитик из Центра международной безопасности Московского института мировой экономики и международных отношений.

Поддержка Ирана вызовет гнев Соединенных Штатов и стран Европы как раз в год председательства России в "большой восьмерке", что является отличным трамплином для поднятия престижа страны. Москва уже использовала для демонстрации силы на мировой арене обширный арсенал инструментов: от газовых ресурсов до встречи с лидерами "Хамаса". Частично по этой причине Россия стремится избежать голосования по поводу санкций, которое еще больше усложнит отношения с Западом.

В четверг Путин подчеркнул, что не Совбез, а МАГАТЭ должно быть основным органом для разрешения ситуации. Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что отчет МАГАТЭ не следует рассматривать как ультиматум. Это было последнее из заявление России, направленных на то, чтобы притормозить действия СБ ООН, утихомирить гнев Ирана и постараться замять тот факт, что финальный срок выполнения требований приближается.

В то время как США и другие страны могли бы согласованно ввести санкции в индивидуальном порядке, по мнению аналитиков, в Совете Безопасности Россия в лучшем случае согласится на формулировку, выражающую строгую критику в адрес Ирана и требование подчиниться условиям ООН.

После этого, считает Роуз Готмеллер, директор Московского центра Карнеги, Россия будет идти на дипломатический прорыв, вероятно, предполагающий новые попытки убедить Иран принять предложение о совместном предприятии по обогащению иранского урана на российской территории.

"Согласится ли на это Иран – другой вопрос", – говорит она.

Абсолютно непоследовательные ответы Ирана на предложение создать совместное предприятие породили обвинения, что он использует этот проект, чтобы выиграть время, что плохо способствует заключению соглашения. Недовольство России вызвали и воинственные заявления лидеров Ирана.

Несмотря на наличие у России рычагов воздействия на Иран (торговля оружием и проект строительства атомной электростанции, топливо для которой пока не доставлено), ее дипломатические усилия пока не привели ни к каким уступкам со стороны Ирана.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" считает, что у России не остается выбора. Если война неприемлема, а переговоры безрезультатны, то "не остается ничего".

Россия может сохранить шанс на дальнейшие переговоры с Ираном, если не допустит введения санкций, убедив тем самым Иран, что русские – "хорошие парни", считает Готмеллер.

Однако Дворкин полагает, что, если постоянные члены СБ и Германия не придут к единому мнению, "шансы на дипломатическое решение будут минимальными".

К оглавлению

ВАШИНГТОН В РАЗДУМЬЯХ ПО ИРАНУ

Обозреватель, # 15 (127) Пт. 28 апреля - 4 мая 2006. В эксклюзивном интервью "Обозревателю" свой взгляд на этот вопрос представил и АРИЭЛЬ КОУЭН:

- Как Вы можете прокомментировать выступление господина Панарина?

- Должен сказать, что в выступлениях господина Панарина здравый смысл не всегда превалирует. В данном случае, в самом Вашингтоне еще далеко не понятно, по какому пути будет развиваться решение иранского кризиса - это во-первых. Во-вторых, существует уже большое нежелание идти по военному пути решения иранского вопроса, и вашингтонским инсайдерам неизвестно, в каком направлении это будет происходить.

Говорить о том, что у господина Панарина есть инсайдерская информация, не приходится. Если же он озвучивает не инсайдерскую информацию, а собственные домыслы, то тогда надо называть вещи своими именами.

- Тем не менее, обсуждение военного варианта решения иранского вопроса актуализируется, фигурируют прогнозы самого напряженного характера, включая экологическую, гуманитарную катастрофу как следствие войны…

- Разговоры о возможности гуманитарной, экологической катастрофе были и ранее, но это не оправдалось ни в случае войны в Афганистане, ни в случае войны в Ираке.

Нынешние действия США, как и три года назад, обусловлены необходимостью противодействия атакам террористов. Но в любом случае со стороны США предпринимаются и еще будут делаться попытки создать коалицию в лице трех ведущих западно - европейских государств - Великобритании, Франции, Германии, и желательно России и Китая.

При любом раскладе, США делают все возможное, чтобы действовать в рамках Организации Объединенных Наций. Другое дело - каковы будут действия Ирана? Если эта страна пойдет на провокационные действия, что, по сути, уже происходит, учитывая, что

Иран идет на обогащение урана вопреки решениям МАГАТЭ, угрожает стереть с лица земли Израиль, ну и все в таком духе. Это далеко идущие провокационные действия со стороны Тегерана, но я, среди прочего, не исключаю вариантов, при которых внутри самого правящего иранского режима начнут предприниматься очень серьезные попытки как-то вырулить из этой ситуации, выйти на переговорный процесс с США.

Лидеры ИРИ понимают, что в случае военных действий, я не имею в виду какого-то наземного американского вторжения, о чем не идет речь, можно будет говорить о том, что США используют свой потенциал в той сфере, где имеют серьезное военное преимущество, а именно в воздухе.

В случае такого сценария Иран очень многое потеряет, и к этому страну ведет правящий режим ИРИ, который, кстати, не имеет достаточной внутренней легитимности. В этом случае пострадает как сам режим, так и, к сожалению, простые иранцы. Думаю, еще рано говорить о военном разрешении иранского вопроса - и потому, что Вашингтон не горит желанием идти по этому пути, и потому, что иранское правительство должно понимать, к чему это может привести.

- В числе основных причин настоящего визита президента Азербайджана И. Алиева в Вашингтон называется актуальность обсуждения позиции нашей страны в иранском вопросе…

- Визит президента АР Ильхама Алиева в США, на мой взгляд, должен пройти успешно. В повестке обсуждения стоят вопросы энергетической безопасности, урегулирования конфликта с Арменией, вопрос стабилизации ситуации на Кавказе, обеспечения безопасности в Каспийском регионе.

США, в частности, заинтересованы не только в успешном открытии трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан", но и в запуске газового трубопровода, далее в подключении к этой системе транзита казахской нефти, а в перспективе возможно и казахского газа. В отдаленном будущем возможно и туркменского.

Что касается переговоров по карабахской проблеме, то здесь не все зависит только от США и Азербайджана. В Армении далеко не всегда демонстрируют гибкую позицию, многое зависит и от России, представитель которой в Минской группе ОБСЕ на парижском раунде поддержал достаточно жесткую позицию Еревана.

Конечно, на переговорах в Вашингтоне будет обсуждаться и иранский вопрос. Президент США Дж. Буш достаточно ясно представил позицию США на этот счет. И я думаю, что многие эксперты и представители азербайджанского истеблишмента понимают, что благополучное решение вопроса Ирана для США очень важно, и что Азербайджан может сыграть в этом очень позитивную роль.

- Наверняка, в США понимают, насколько сложно Азербайджану балансировать в этой непростой внешнеполитической ситуации, учитывая соседство Ирана и важность своего стратегического партнерства с США?

- Ответ на этот вопрос могут представить азербайджанские политологи…

- Каковы актуальные моменты в плане цивилизационного противостояния?

- Здесь надо учитывать такие моменты: происходит очень сильное давление радикального пассионарного исламского фактора на светские исламские общества, что просматривается на примере исламизации Египта, усиления исламских кругов Турции, какие-то процессы начались уже и на Кавказе, в том числе исламский фактор в чеченском конфликте, появление ваххабитских течений даже в шиитском светском Азербайджане.

Это серьезнейшая угроза, во-первых, для либеральных течений в светских исламских обществах. Это угроза для всех неисламских цивилизаций. Это угроза, в случае приобретения Оружия массового поражения (ОМП), появления очень серьезных конфликтов, в процессе которых, не дай Бог, могут погибнуть миллионы людей.

Поэтому я вижу выход из этой ситуации в серьезном анализе и договоренности о вынесении общей оценки существующей угрозе со стороны таких стран, как США, Россия, Китай, Индия, европейских государств, а также умеренных элементов в исламском мире. В совокупности все они могли бы отвечать на эти вызовы.

Опасность заключается еще и в том, что шииты и сунниты постепенно втягиваются в противостояние - Иран, возможно в будущем ядерный Иран, с одной стороны - и коалиция суннитских государств - с другой. Это чревато очень серьезными проблемами в будущем…

К оглавлению

Почему Америка не будет наносить удар по Тегерану

Corriere Della Sera, 28 апреля 2006 г. Автор - Филипп Гордон. Цитируется по ИноСМИ.ру.

Как я выяснил в ходе моей последней поездки в Европу, американцу в эти дни совсем не просто убедить своих заокеанских друзей в том, что Соединенные Штаты не планируют ударов по Ирану. Учитывая прецедент с Ираком и тревогу, неоднократно поднимавшуюся высокопоставленными представителями американского правительства по поводу иранской угрозы, европейцы понятным образом склонны верить статьям, публикуемым американскими изданиями, в частности недавней статье Сеймура Херша в New Yorker. В ней говорится о том, что Вашингтон готовится разрешить кризис, осуществляя бомбардировки Ирана, может быть, даже с применением тактических ядерных бомб. Я не очень в этом уверен, потому что, просчитав все политические и стратегические "за" и "против" предполагаемого военного удара, Соединенные Штаты, вполне вероятно, будут настаивать на дипломатическом подходе, несмотря на то, что Иран упорно продолжает свой путь к обретению ядерного оружия. Но больше всего удивляет то, что Вашингтон хочет отдать предпочтение вовсе не военному варианту, а совсем наоборот. Вашингтон уже довольно давно решил встать на позиции Великобритании, Франции и Германии, он сотрудничал с партнерами в МАГАТЭ и в Совете Безопасности ООН, он также заявил о готовности к диалогу с Тегераном по иракскому вопросу.

С другой стороны, правда и то, что этот дипломатический энтузиазм может оказаться блефом, разработанным специально для того, чтобы оправдать применение военной силы. В случае с Ираком, например, Соединенные Штаты почти целый год пытались дипломатическим путем решить вопрос об отправке войск в Ирак, и нет доказательств того, что на этот раз Буш говорит о дипломатическом решении всерьез. Но разница состоит в том, что тогда многие авторитетные лица в США были уверены, что захват Ирака будет простым делом, шагом вперед к более безопасному миру, и именно поэтому они отдали предпочтение применению силы, а не дипломатическим усилиям. Но сегодня в Вашингтоне нет почти никого, кто бы ни признавал, что удар по Ирану будет иметь катастрофические последствия. Если вы действительно хотите знать, почему Соединенные Штаты не будут так просто атаковать Иран, достаточно проанализировать доклады, которые поступят Бушу в Овальный кабинет до принятия решения о начале атаки.

ЦРУ: "Господин президент, мы можем наверняка уничтожить уже выявленные ядерные объекты. Те, что находятся на поверхности, довольно просто разрушить, даже подземные центрифуги в Натанзе можно уничтожить нашими противобункерными бомбами Gbu-28 bunker-busters. Но для полной уверенности, возможно, потребуются неоднократные удары или применение тактических ядерных зарядов. Кроме того, нам придется бомбить десятки предприятий, разбросанных по стране, многие из них расположены в жилых зонах и защищены системами противовоздушной обороны, и эти зоны также будут уничтожены. Побочный ущерб будет огромным".

Госдепартамент США: "Господин президент, при нанесении удара по Ирану мы не можем рассчитывать на международную поддержку, и нашему имиджу в мире будет нанесен серьезный ущерб. Но главная проблема заключается в ответных шагах Ирана: почти наверняка будут предприняты попытки дестабилизировать обстановку в Ираке и Афганистане, будет оказываться поддержка терактам против американских граждан и интересов США, не говоря уже об опасности, которой подвергнутся нефтяные танкеры в Ормузском проливе. Кроме того, предполагаемый удар рискует укрепить позиции иранских экстремистов и ослабить позиции реформаторов, и не стоит рассчитывать на то, что внутренняя дискуссия по ядерному оружию вмиг закончится".

Советники по вопросам внутренней политики: "Господин президент, в отличие от ситуации трехлетней давности, мы не будем обладать широкой общественной поддержкой, и резолюция конгресса в пользу применения силы маловероятна. Поэтому вы и Республиканская партия должны будете принять на себя полную политическую ответственность за то, что произойдет. А цена на нефть рискует взлететь выше 100 долларов за баррель".

Может ли в такой ситуации президент Буш ответить: "Спасибо за советы, но я все равно нанесу удар"? Все возможно, и, вероятно, Буш разделяет мнение сенатора Джона Маккейна о том, что "единственное, что может быть хуже военной интервенции в Иран, так это Иран с атомной бомбой". Но я не буду делать ставки. Если вполне правомерно сомневаться в том, что Соединенные Штаты нападут на Иран, то это вовсе не означает того, что Вашингтон смирится с наличием у Ирана атомной бомбы. Решение Буша о следовании дипломатическим путем и о поддержке позиции европейских стран обеспечивает огромное преимущество, которое заключается в изоляции и обвинении в возникновении кризиса именно Ирана, а не США. Если на создание иранской атомной бомбы уйдут годы, у Вашингтона будет время продолжить действия, направленные на то, чтобы убедить не только европейцев, но и китайцев, русских, индийцев и японцев (при этом все они отрицательно относятся к появлению иранской атомной бомбы) в необходимости изолировать Иран на политическом и экономическом уровне, пока страна не откажется от своих ядерных амбиций.

Филипп Гордон – бывший директор Европейского отдела Совета Безопасности США.

К оглавлению

Шауль Мофаз: Космос раскроет тайны иранского атома

MidEast.RU, 26 Апреля 2006. Космический спутник "Eros-B", выведенный на орбиту с помощью российской ракеты-носителя, расширит возможности Израиля в сфере сбора разведывательной информации, заявил министр обороны Израиля Шауль Мофаз. "Это огромное достижение оборонного истеблишмента, военно-промышленного комплекса и Государства Израиль. Спутник расширит возможности сбора высококачественных разведданных далеко за пределами нашей страны", - цитирует газета "Едиот Ахронот" заявление Мофаза.

"Израиль в очередной раз доказал, что, защищая своих граждан, он прежде всего полагается на собственные силы и неустанно работает над технологическими средствами противодействия окружающим угрозам", - сказал министр обороны.

Агентство Ассошиэйтед Пресс ранее со ссылкой на анонимный источник в оборонном истеблишменте Израиля распространило сообщение, в котором утверждалось, что одной из задач спутника, стартовавшего с дальневосточного космодрома "Свободный", будет сбор сведений о ядерной программе Ирана.

Израильский спутник дистанционного зондирования Земли "Eros-B" был успешно выведен на расчетную орбиту российской ракетой-носителем "Старт-1".

"Eros-B" пополнит группировку израильских спутников: первый аппарат аналогичного типа "Eros-A" был запущен с помощью России в декабре 2000 года.

К оглавлению


В избранное