Дополненную реальность (augmented reality — AR) часто путают с реальностью виртуальной (virtual reality — VR). Каждая позволяет совершенно по-разному взаимодействовать с реальностью, обе быстро развиваются, но именно инновации в AR могут помочь людям стать хозяевами информационного века.
В виртуальной реальности мы полностью погружены в генерируемую компьютером окружающую среду, в результате чего физический мир отходит на второе место. Типичные примеры VR — обучение на лётных симуляторах, программы для осмотра недвижимости, экспозиционная терапия при фобиях и захватывающие трёхмерные игры.
С дополненной реальностью мы по-прежнему находимся в нашем физическом окружении, видя реальный мир и взаимодействуя с ним. Ты можешь использовать её для мгновенного перевода дорожных указателей или меню на любой язык, находить и идентифицировать звёзды и планеты в ночном небе, погружаться в выставку с интерактивным AR-гидом.
Недавний опрос, проведённый Pew Research Center, показывает, что большинство американских интернет-пользователей считают, что Сеть «помогает им узнавать новое, оставаться более информированными по волнующим их темам и увеличивает их потенциал по обмену идеями и творчеством с другими людьми».
Подключённые к интернету устройства, особенно смартфоны, планшеты или даже смарт-очки, предлагают дополнительную или справочную информацию и мультимедиа к тому, что мы видим в реальном мире. AR-компании, такие как Metaio и Blippar, стали пионерами дополненной реальности в мейнстриме с приложениями для всего – от образования до ритейла.
Переломный момент дополненной реальности
Дополненная реальность породила вторую волну, которая кардинально изменит способ восприятия нами действительности. Она выходит за рамки слоёв цифровой информации поверх реальности к сочетанию с нательными технологиями, датчиками, машинным обучением, искусственным интеллектом, большими данными и интернетом вещей.
В отличие от восприятия поп-культуры, новая эра технологических реалий не имеет отношения к киборгам, вытеснению человека с его естественными возможностями и замене человеческого воображения. Вместо этого речь идёт об усилении человеческого потенциала для разработки беспрецедентного чувственного опыта — так говорят многие исследователи, полагающие, что в наших руках оживает совершенно новая среда.
Доктор Стив Манн (Steve Mann), «отец нательных компьютеров», считается первым киборгом, изобретающим и носящим персональные компьютеры, которые дополняли его взгляд на мир с 1970-х. Когда на выступлении на Augmented World Expo 2013 в Кремниевой долине его спросили, каково killer app для дополненной реальности, он ответил: «Реальность».
Манн объяснил, что, как и с любой другой технологией, чтобы стать успешной, она должна сделать нашу жизнь лучше.
В выступлении на TED в 2009 году атлет Эйми Маллинс (Aimee Mullins) разбирала идею протезов, которые дают людям «супервозможности», а не лишают любых:
Речь идёт уже не о преодолении недостатка, а о дополнении. Это разговор о потенциале.
AR объединяет реальный и цифровой миры, но для того, чтобы она стала такой же популярной и естественной в нашей повседневной жизни, как персональные компьютеры, мы должны понять её и в конце концов довериться её возможностям, получив настоящие преимущества.
Следующая волна дополненной реальности представляет собой переход от приложений для статичного мира к более плавным, адаптивным к контексту ситуациям, когда наши устройства будут отлично осведомлены о наших предпочтениях и передвижениях, основываясь на изменениях окружающей среды.
Музеи, к примеру, начинают добывать у посетителей конкретные данные, которые помогают предоставить им более персонализированные впечатления.
Шри Шринивасан (Sree Sreenivasan), ведущий специалист по цифровым технологиям Метрополитен-музея в Нью-Йорке, говорит: «Я хочу иметь возможность точно знать, что люди видели, что они любят и что хотят видеть больше всего, и быть в силах мгновенно предоставить им это». И приводит пример: «Если человеку нравится картина, на которую он смотрит, он может мгновенно получить купон для каталога иди еду из кафе, имеющие отношения к тому, что он видит».
AR переходит на личности
Будущие приложения дополненной реальности могут изменить наши отношения с персональными устройствами.
Доктор Женевьева Белл (Genevieve Bell), антрополог и Intel Fellow (звание, которое корпорация Intel присваивает сотрудникам, внёсшим наибольший вклад в процветание компании — прим. ред.), работающая на пересечении культурных практик и внедрения технологий, описывает мир, в котором мы вовлечены в более близкие отношения со своими устройствами, чтобы те заботились о нас, предвосхищая наши потребности и даже делая некоторые вещи от нашего имени, почти как невидимый помощник.
Каролина Миланези (Carolina Milanesi), вице-президент исследовательской фирмы Gartner, утверждает, что к 2017 году наши смартфоны будут внимательнее нас — если не умнее —во множестве вещей:
Если наблюдаются пробки, смартфон разбудит вас для встречи с боссом раньше или просто отправит извинения, если это встреча с коллегой. Смартфон будет собирать контекстную информацию из календаря, от датчиков, данных о местонахождении пользователя и его личных записей.
Исследование компании Gartner доказывает, что это будет работать с отнимающими много времени второстепенными задачами, такими, как занесение в календарь или ответы на маловажные электронные письма. После того, как мы станем более уверенными в передаче работы нашим смартфонам, мы привыкнем к приложениям и сервисам, контролирующим другие аспекты нашей жизни.
Но готовы ли мы доверить большую часть своей жизни новым AR-возможностям интеллектуальных устройств?
Покойный Джон Рейнфранк (John Rheinfrank) описал условия, в которых пользователи взаимодействуют с адаптивной системой для «строительства миров, совместно участвующих во взаимном развитии наших индивидуальных и коллективных способностей». Он описывает это как миры, которые меняются, «чтобы узнать наши возможности, чтобы предвидеть то, какими они должны быть и какими хотим видеть их мы».
В фильме Спайка Джонза (Spike Jonze) «Она» (в англоязычной версии «Her» — прим. ред.) интеллектуальная операционная система Саманта подключается ко всему в мире её пользователя Теодора, даже отправляя его мысли в интернет в поисках совпадений. Некоторые могут заявить, что это помогло Теодору быть более человечным, в то время как другие увидели в этом потерю контроля над реальностью.
Обсуждая фильм, футурист Intel Брайэн Дэвид Джонсон (Brian David Johnson) написал, что в течение многих лет наши отношения с технологией были основаны на модели «ввод-вывод». По сути это были отношения на базе команд и контроля.
Если команды задаются неправильно, или устройство не понимает нас, отношения близки к кризису.
Сегодня наши вычислительные устройства знают нас лучше, чем когда-либо, благодаря сервисам, отслеживающим состояние нашего здоровья, оплату счетов и сообщающим о пробках. Но, несмотря на рост интеллекта у таких штук, как приложения дополненной реальности, Джонсон утверждает, что технология остаётся лишь инструментом, который должен служить человеку.
Мы имеем возможность разрабатывать машины для заботы о тех, кого любим, что позволяет нам стать более человечными, — сказал он, обращаясь к нашей способности создавать «лучших ангелов-хранителей».
Новая волна дополненной реальности может сделать нас более зависимыми от технологии, но если она разработана правильно, с акцентом на человеческом общении, то способна освободить нас от экранов и позволит нам сосредоточиться на отношениях в реальном мире, который мы любим.
По словам Джонсона, вопрос, который мы должны задать о развитии дополненной реальности, звучит так: «Ради чего мы её улучшаем?».
Неизвестный хакер взломал южнокорейскую государственную компанию Korea Hydro and Nuclear Power Co. (KHNP), в управлении которой находится 23 ядерно-энергетических блока. Факт взлома стал очевиден, когда автор под ником «Президент антиядерной группы» (якобы, с Гавайев) опубликовал в твиттере планы этажей АЭС и другую засекреченную информацию.
Среди прочего, опубликованы чертежи ядерных блоков Шин-Кори-2 (на верхнем фото, слева) и Вольсон-1, руководства по эксплуатации, схемы систем вентиляции и систем охлаждения. Хакер требует закрыть несколько ядерных реакторов на территории Южной Кореи.
Компания KHNP подчёркивает, что опубликованная информация «не относится к ключевым технологиям и не угрожает безопасности реакторов».
С 15 декабря 2014 года это уже четвёртый слив информации от «Президента антиядерной группы». Возможно, и не последний. Он сказал в твиттере, что имеет в распоряжении 100 000 страниц ранее не опубликованной документации. «Вы говорите, что это не секретная информация. Посмотрим, возьмёте ли вы на себя ответственность, если информация из этих документов и чертежей, систем и программ полностью будет открыта для стран, которые хотят её получить», — пишет он.
В прошлый понедельник через тот же аккаунт в твиттере слили персональную информацию о 10 000 сотрудниках KHNP. В пятницу злоумышленник потребовал закрыть реакторы Шин-Кори-1, Шин-Кори-3 и Вольсон-3 на три месяца, начиная с Рождества (25 декабря), и предупредил об опасности жителей окружающих регионов.
Государственная комиссия приступила к расследованию инцидента, а компания KHNP вчера начала двухдневные киберучения по отражению возможной кибератаки.
Хотя тачскрины сейчас устанавливают во многие автомобильные компьютеры, но для бюджетных машин это всё ещё дорогостоящая опция. Но есть один хитрый трюк, как соорудить вполне полноценный тачскрин на приборной панели и на любом экране.
Решение этой проблемы предложил немецкий производитель автомобильных комплектующих Continental. Он предлагает использовать так называемые «инфракрасные шторы».
Сингапурское подразделение Continental ещё в 2011 году разработало прототип такой «инфракрасной шторы», которая в некоторых отношениях даже лучше обычной ЖК-панели. Она поддерживает мультитач, зуммирование пальцами и свайпы, как обычный экран. Ghb ‘njv с ней можно свободно работать в любых перчатках, что затруднительно на обычном экране.
«Штору» создают два ряда инфракрасных светодиодов и два ряда фотодиодов (приёмников). Для распознавания места прикосновения одного пальца достаточно было бы одного ряда диодов и приёмников, но для мультитача требуется по два ряда. Когда пальцы прикасаются к поверхности внутри периметра, то их координаты точно определяются благодаря заблокированному ИК-свету.
Рамка из диодов устанавливается на обычный экран, который подключен к мобильному устройству. Кстати, такие эксперимента проводили и другие компании за много лет до Continental, обнаружилась только проблема с чувствительностью фотоприёмников на ярком солнечном свету.
По заявлению Continental, технология будет готова к коммерческой эксплуатации в 2017 году.
Движение за свободную аппаратуру OpenHardware делает только первые шаги, если даже таких относительно простых вещей нет в открытом доступе. Впрочем, всё можно исправить.
Ричард Хьюз известен как талантливый программист. Он внёс ценный вклад во многие open source проекты, а также как автор цветокалибровочного устройства ColorHug+ (тоже OpenHardware, на фото вверху).
В принципе, по принципу работу будущий датчик освещённости похож на цветокалибровочное устройство, которое замеряет количество фотонов с помощью 64-пиксельного сенсора (по 16 красных, зелёных, синих и белых), точно определяя реальный цвет объекта на экране и помещая его в правильные координаты цветового пространства.
Датчик освещённости — важный элемент, который используется во многих электронных приборах, а если мы хотим сделать какой-то сложный прибор на свободной платформе, то каждая деталь этого прибора должна соответствовать принципам OpenHardware.
Корректная оценка освещённости важна для установки автоматической яркости экрана ноутбука, смартфона, планшета и т.д. Это тоже важная задача, ведь на экран мобильного устройства обычно уходит более половины всего заряда аккумулятора. Мы расходуем энергию впустую, когда слишком ярко подсвечиваем экран, да ещё попутно портим зрение. А всё потому что нет хорошего датчика освещённости. Возможно, прибор Хьюза поможет ещё и правильно изменять цветовую температуру дисплея, в соответствии с условиями освещения.
Кстати, Ричард Хьюз генерирует идеи для новых проектов чуть ли не каждый день. Буквально три дня назад он предложил сделать генератор случайных чисел в формате SD-карты. По словам Хьюза, такой приборчик у него выйдет дешевле $50.
Испанская компания Erle Robotics создаёт беспилотники, радиоуправляемые автомобили и прочие гаджеты исключительно под управлением Linux. На днях фирма заявила о выпуске Erie-brain — «первого в мире полноценного модуля автопилота на свободной операционной системе APM Linux.
В течение целого года Erie-brain сотрудничала с 3DRobotics для разработки автопилота BeaglePilot, который способен запускать Linux на популярной платформе APM (ArduPilot Mega). Нужно сказать, что порт APM Linux создаётся усилиями довольно большого сообщества, в которое входят нескольких серьёзных университетов.
Работа завершилась успехом, и сейчас Erle Robotics выставила на продажу квадрокоптер Erle-copter по цене от 399 евро (с аккумулятором и WiFi — 494 евро). «Мозгом» летательного аппарата является 110-граммовая коробочка-автопилот Erie-brain, работающая под APM Linux.
Кроме квадрокоптера, Erle Robotics выпустила ещё несколько гаджетов с тем же автопилотом: это двукрылый беспилотник Erle-plane, похожий на самолёт, а также четырёхколёсный автомобильчик Erle-rover.
Как и концептуальное устройство BeaglePilot, на автопилоте Erie-brain запускается операционная система Debian Linux, а вся конструкция построена на одноплатном компьютере BeagleBone Black. В нём также используется программное обеспечение APM MultiPlatform Autopilot и APM-совместимая дочерняя плата Pixhawk.
Впервые для APM-дронов Linux управляет автопилотом напрямую, без посредничества ОС реального времени Nuttx — операционной системы по умолчанию в APM.
Плата BeagleBone Black Rev C вместе с Pixhawk представляют собой компьютер с процессором Sitara 1 ГГц, 512 МБ оперативной памяти DDR3L и 4 ГБ флэш-памяти eMMC. Есть разъём для дополнительной флэш-карты, хост USB 2.0, порты micro-HDMI и 10/100 Ethernet, интерфейсы UART, ADC и CAN, три разъёма по шине I2C, контакты PWM и PPM/S.Bus I/O. В коробку с автопилотом упакованы 29 разных сенсоров. Есть возможность установки WiFi-передатчика.
Samsung первым в мире начала массовое производство 8-гигабитных чипов оперативной памяти типа LPDDR4 (Low Power DDR4) для смартфонов и планшетов. Компания выведет на рынок модули 4 ГБ в начале 2015 года, а поставки модулей 2 ГБ и 3 ГБ уже начались.
Важнейшее изменение в LPDDR4, по сравнению с DDR3 — снижение напряжения питания до 1,1 В. Кроме того, сами чипы имеют меньший размер, то есть занимают меньше места на плате.
На основе новых чипов станет возможным выпуск сверхбыстрых модулей DRAM объёмом 4 гигабайта. Анонс этих микросхем состоялся ровно год назад: 30 декабря 2013 года, тогда же вышли первые опытные образцы, так что на пути от эксперимента до коммерческого производства пришлось преодолеть немало технических сложностей.
LPDDR4 обладает даже лучшими техническими характеристиками и более высокой скоростью, чем оперативная память в современных персональных компьютерах и серверах. К тому же, она потребляет меньше энергии. Всё это важно для нового поколения смартфонов и планшетов с экранами сверхвысокого разрешения и более быстрыми процессорами, ведь эта электронная начинка и так будет предъявлять повышенные требования к ёмкости аккумулятора. К счастью, технический прогресс позволяет удерживать среднее время работы от аккумулятора примерно на прежнем уровне.
Новые чипы LPDDR4 на 8 Гбит работают вдвое быстрее нынешних чипов LPDDR3 на 4 Гбита, хотя их делают по такому же 20-нанометровому техпроцессу. Скорость передачи данных при операциях I/O повышена до 3,2 Гбит/с, что примерно вдвое быстрее обычной DDR3 в персональных компьютерах. Готовые модули LPDDR4 смогут передавать до 35 ГБ/с (у DDR3 — 17 ГБ/с). Память позволит записывать видео UHD и снимать в непрерывном режиме кадры размером более 20 мегапикселей.
С напряжением питания 1,1 В микросхемы LPDDR4 — наиболее энергоэффективное решение для мобильных устройств топ-уровня. Так, 2-гигабайтный модуль LPDDR4 из чипов 8 Гб потребляет на 40% меньше энергии, чем 2-гигабайтный модуль LPDDR3 из чипов 4 Гб.
Apple впервые в своей истории осуществила скрытое обновление операционной системы в автоматическом режиме, незаметно для пользователей. В этом отношении «яблочная» компания уравняла себя с Microsoft, неоднократно замеченной в подобном поведении.
Такой чести удостоилась неприятная уязвимость (точнее, сразу четыре уязвимости) в безопасности сервиса NTP (Network Time Protocol), который используется для синхронизации системного времени на компьютере со временем на NTP-сервере. В числе трёх наиболее опасных уязвимостей — переполнение буфера, слабая энтропия (в случае, если ключ аутентификации не установлен в конфигурационном файле, то NTP генерирует слабый случайный ключ с недостаточной энтропией) и слабый ГПСЧ.
По мнению независимых специалистов, с помощью уязвимостей CVE-2014-9293, CVE-2014-9294, CVE-2014-9295 и CVE-2014-9296 злоумышленники могут получить удалённый доступ к компьютерам.
Apple выпустила патч в систему автоматического обновления в понедельник 22 декабря.
Информация о баге попала в открытый доступ в пятницу 19 декабря, когда соответствующий бюллетень опубликовали Министерство внутренней безопасности США и институт разработки программного обеспечения при университете Карнеги-Меллона. В оригинальной версии бюллетеня были перечислены десятки компаний, включая Apple, чьи программы могут быть уязвимы.
Баг присутствует во всех версиях NTP до NTP-dev4.2.7p11 (выпущена 28 января 2010 года). Его обнаружили сотрудники Google Security Team.
Во время всех предыдущих обновлений безопасности Apple выпускала патчи, которые распространялись через обычную систему апдейтов и обычно требовали явных действий от пользователя для установки.
В данном случае решено провести скрытое автоматическое обновление, вероятно, в силу высокой опасности и широкой распространённости бага.
Механизм скрытых обновлений компания Apple внедрила в операционную систему два года назад и никогда не использовала до этого понедельника.
«Апдейт совершенно незаметный, он даже не требует перезагрузки компьютера», — сказал Билл Эванс (Bill Evans) из компании Apple в интервью Reuters.
Прозрачная политика и открытие исходников всегда были одним из основных принципов Mozilla. В этом смысле очень символично, что японский смартфон Fx0 с прозрачным корпусом работает именно под управлением Firefox OS.
Технофильскую новинку производства LG выпустил в продажу оператор сотовой связи KDDI, а дизайн корпуса спроектировал один из самых известных японских дизайнеров Токудзин Ёсиока (吉岡徳仁).
Конечно, под полупрозрачным корпусом золотистого оттенка мы не увидим ничего нового: всё те же аккумулятор, разъём для SIM-карт и модули электроники. Но греет душу сам факт, что начинка устройства всегда на виду, а не прячется стыдливо.
В отличие от остальных смартфонов под Firefox OS, которые вышли в этом году, Fx0 достаточно солидно укомплектована. Это вообще первый аппарат на платформе Mozilla, который содержит модули LTE и NFC. Кроме того, у него вполне приличный четырёхъядерный процессор Snapdragon 400 на 1,2 ГГц (четыре ядра Cortex-A7), 1,5 ГБ оперативной памяти, 16 ГБ флэш-памяти, 4,7-дюймовый IPS-дисплей, аккумулятор на 2370 мАч.
Раньше Firefox OS ставили только на смартфоны начального уровня для развивающихся стран (всего вышло 16 моделей в 29 странах). Пришло время покорять более престижный сегмент. Красавец Fx0 с кнопкой Home в виде логотипа Firefox — только первая ласточка.
Уникальность смартфона частично оправдывает его завышенную цену: около 50 000 йен (примерно $420). Продажи начинаются 25 декабря.
Ноутбуки MacBook подвержены заражению исключительно устойчивыми буткитами, которые проникают в систему через устройства, подключенные по интерфейсу Thunderbolt. Относительно новый тип атаки, получившей название Thunderstrike, будет подробно обсуждаться 29 декабря 2014 года в 18:30 на хакерской конференции Chaos Communication Congress в Гамбурге. Это тема лекции «Буткиты EFI для Apple MacBook», которую подготовил хакер Трэммелл Хадсон (Trammell Hudson).
Хадсон объясняет в своём блоге, что буткит устанавливается с помощью модификации Thunderbolt Option ROM и обхода проверки криптографической подписи в расширяемом интерфейсе прошивки (EFI) во время процедуры обновления. Интерфейс EFI в современных компьютерах пришёл на смену старому BIOS.
Уязвимость в Thunderbolt Option ROM известна уже два с половиной года (её можно устранить, заменив всего несколько байт в прошивке). Теперь готов инструмент, эксплуатирующий баг, присутствующий в миллионах устройств.
Такой буткит способен пережить переустановку OS X и замену жёсткого диска. Он успешно противостоит попыткам удаления со стороны программного обеспечения и способен распространяться от ноутбука к ноутбуку, заражая Thunderbolt-устройства, которые подключаются к инфицированному компьютеру.
Трэммелл Хадсон говорит, что во время загрузки ROM не осуществляется никаких криптографических проверок. Таким образом, после успешной перепрошивки материнской платы буткит полностью контролирует компьютер сразу после его включения, и зловред нельзя удалить стандартными средствами. Он может использовать SMM, виртуализацию и другие техники для уклонения от попыток обнаружения.
Разработанный концептуальный буткит также заменяет RSA-ключ от Apple в ROM, чтобы предотвратить будущие попытки обновления прошивки посторонними.