Знаменательное событие для виртуальной реальности на Kickstarter. Проект DIYVR от компании DODOcase заработал $63 000, в два раза превысив запрошенную сумму, и теперь нас ожидают две новинки: 1) открытый веб-инструментарий для разработки программного обеспечения виртуальной реальности и 2) набор для самостоятельной сборки картонных очков на базе бейсболки (на самом деле очки уже продаются по $25, бейсболка там самая обычная).
Вместе с DODOcase работает пионер виртуальной реальности Тони Паризи (Tony Parisi), который недавно успел засветиться в важном проекте MozVR и в рамках организации Third Eye занимается добавлением поддержки виртуальной реальности в GLAM-софт с открытым исходным кодом. Средства, вырученные от краудфандинговой компании, помогут упорядочить развитие VR-Сети. Самым привлекательным для массовой аудитории является то, что драйвером этого развития, очевидно, станут игры.
Подчёркивается, что для использования картонной гарнитуры, по своей концепции повторяющей Google Cardboard, сейчас требуется скачать приложение DODOcase из Google Play или App Store. Но в будущем разработчики обещают поставлять виртуальную реальность прямо в мобильный интернет-браузер: сам интернет с их помощью приобретёт черты виртуальной реальности, и по нему можно будет сёрфить в 3D, будучи окружёнными информацией. Остаётся только догадываться, какие именно формы веб-сёрфинга ждут нас впереди, и ждать свои наборы с очками.
В книге «Магия чисел» рассказывается о десятках трюков, которые упрощают привычные математические операции. Оказалось, что умножение и деление в столбик — это прошлый век, а есть гораздо более эффективные способы деления в уме.
Вот 10 самых интересных и полезных трюков.
Умножение «3 на 1» в уме
Умножение трёхзначных чисел на однозначные — это очень простая операция. Всё, что нужно сделать, — это разбить большую задачу на несколько маленьких.
Пример: 320 × 7
Разбиваем число 320 на два более простых числа: 300 и 20.
Умножаем 300 на 7 и 20 на 7 по отдельности (2 100 и 140).
Складываем получившиеся числа (2 240).
Возведение в квадрат двузначных чисел
Возводить в квадрат двузначные числа не намного сложнее. Нужно разбить число на два и получить приближенный ответ.
Пример: 41^2
Вычтем 1 из 41, чтобы получить 40, и добавим 1 к 41, чтобы получить 42.
Прибавляем квадрат числа, на величину которого мы уменьшали и увеличивали 41 (1 680 + 1^2 = 1 681).
Ключевое правило здесь — превратить искомое число в пару других чисел, которые перемножить гораздо проще. К примеру, для числа 41 это числа 42 и 40, для числа 77 — 84 и 70. То есть мы вычитаем и прибавляем одно и то же число.
Мгновенное возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
С квадратами чисел, оканчивающихся на 5, вообще не нужно напрягаться. Всё, что нужно сделать, — это умножить первую цифру на число, которое на единицу больше, и добавить в конец числа 25.
Пример: 75^2
Умножаем 7 на 8 и получаем 56.
Добавляем к числу 25 и получаем 5 625.
Деление на однозначное число
Деление в уме — это достаточно полезный навык. Задумайтесь о том, как часто мы делим числа каждый день. К примеру, счёт в ресторане.
Пример: 675 : 8
Найдём приближенные ответы, умножив 8 на удобные числа, которые дают крайние результаты (8 × 80 = 640, 8 × 90 = 720). Наш ответ — 80 с хвостиком.
Вычтем 640 из 675. Получив число 35, нужно разделить его на 8 и получить 4 с остатком 3.
Наш финальный ответ — 84,3.
Мы получаем не максимально точный ответ (правильный ответ — 84,375), но согласитесь, что даже такого ответа будет более чем достаточно.
Простое получение 15%
Чтобы быстро узнать 15% от любого числа, нужно сначала посчитать 10% от него (перенеся запятую на один знак влево), затем поделить получившееся число на 2 и прибавить его к 10%.
Пример: 15% от 650
Находим 10% — 65.
Находим половину от 65 — это 32,5.
Прибавляем 32,5 к 65 и получаем 97,5.
Банальный трюк
Пожалуй, все мы натыкались на такой трюк:
Задумайте любое число. Умножьте его на 2. Прибавьте 12. Разделите сумму на 2. Вычтите из неё исходное число.
Вы получили 6, верно? Что бы вы ни загадали, вы всё равно получите 6. И вот почему:
2x (удвоить число).
2x + 12 (прибавить 12).
(2x + 12) : 2 = x + 6 (разделить на 2).
x + 6 − x (вычесть исходное число).
Этот трюк построен на элементарных правилах алгебры. Поэтому, если вы когда-нибудь услышите, что кто-то его загадывает, натяните свою самую надменную усмешку, сделайте презрительный взгляд и расскажите всем разгадку.
Магия числа 1 089
Этот трюк существует не одно столетие.
Запишите любое трёхзначное число, цифры которого идут в порядке уменьшения (к примеру, 765 или 974). Теперь запишите его в обратном порядке и вычтите его из исходного числа. К полученному ответу добавьте его же, только в обратном порядке.
Какое бы число вы ни выбрали, в результате получите 1 089.
Быстрые кубические корни
Для того чтобы быстро считать кубический корень из любого числа, понадобится запомнить кубы чисел от 1 до 10:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
8
27
64
125
216
343
512
729
1 000
Как только вы запомните эти значения, находить кубический корень из любого числа будет элементарно просто.
Пример: кубический корень из 19 683
Берём величину тысяч (19) и смотрим, между какими числами она находится (8 и 27). Соответственно, первой цифрой в ответе будет 2, а ответ лежит в диапазоне 20+.
Каждая цифра от 0 до 9 появляется в таблице по одному разу в виде последней цифры куба.
Так как последняя цифра в задаче — 3 (19 683), это соответствует 343 = 7^3. Следовательно, последняя цифра ответа — 7.
Ответ — 27.
Примечание: трюк работает только тогда, когда исходное число является кубом целого числа.
Правило 70
Чтобы найти число лет, необходимых для удвоения ваших денег, нужно разделить число 70 на годовую процентную ставку.
Пример: число лет, необходимое для удвоения денег с годовой процентной ставкой 20%.
70 : 20 = 3,5 года
Правило 110
Чтобы найти число лет, необходимых для утроения денег, нужно разделить число 110 на годовую процентную ставку.
Пример: число лет, необходимое для утроения денег с годовой процентной ставкой 12%.
110 : 12 = 9 лет
Математика — волшебная наука. Если даже такие простые трюки удивляют, то какие ещё фокусы можно придумать?
Дизайнер интерфейсов Пол Руже (Paul Rouget) выложил на всеобщее обозрение результаты концептуального проекта Firefox.html. Это экспериментальный пользовательский интерфейс браузера Firefox на HTML. Точнее, сейчас он пока сделан на XUL, но это временное решение. Пол Руже предполагает, что когда-нибудь Firefox UI будет написан на чистом HTML, используя Browser API.
Firefox много работает над тем, чтобы сделать веб-приложения более эффективными и производительными. Это нужно для развития операционной системы Firefox OS и встроенного в неё браузера.
Кто знает, может, в далёком будущем и десктопная версия Firefox будет рендериться с помощью движка Servo (вместо Gecko), а потом и сам интерфейс будет подгружаться из интернета как веб-сервис, мечтает дизайнер.
На данный момент Firefox.html — это чистый эксперимент, у которого нет никакого практического применения. Он сделан только для того, чтобы обсудить с коллегами будущее XUL. Что вы думаете? Стоит ли над этим работать? Или может быть пока рано, или HTML вовсе не подходит для таких целей, лучше использовать нативные тулкиты, или просто оставить XUL для пользовательского интерфейса.
Легендарный французский программист Фабрис Беллар продолжает удивлять поразительными проектами. Для справки, он автор более чем десятка выдающихся программ, среди которых LZEXE, FFmpeg, QEmacs, QEMU, эмулятор Linux-компьютера на JavaScript. Сейчас разработчик представил BPG (Better Portable Graphics) — новый формат сжатия изображений, гораздо лучший, чем JPEG.
Беллар предлагает использовать BPG в тех случаях, когда качество или размер файла являются критичными. Его ключевые преимущества:
Высокий уровень компрессии. Файлы гораздо меньше JPEG при том же качестве.
Поддержка большинством современных браузеров с помощью маленького Javascript-декодера (71 КБ).
Формат основан на подмножестве открытого стандарта сжатия HEVC. По тестам Mozilla, формат HEVC всегда побеждал по характеристикам другие форматы сжатия с потерями. В свою очередь, BPG немного выигрывает у HEVC за счёт меньших заголовков.
Поддержка тех же форматов цветности, что и JPEG (оттенки серого, YCbCr 4:2:0, 4:2:2, 4:4:4) для минимизации потерь при конверсии, поддержка альфа-канала, поддержка цветовых пространств RGB, YCgCo и CMYK.
Нативная поддержка не только 8, но и 14 бит на канал для широкого динамического диапазона.
Возможность сжатия без потерь.
Различные метаданные (такие как EXIF, профили ICC, XMP) могут быть включены в контейнер.
Айова стала первым американским штатом, который вместе с обычными водительскими удостоверениями легализовал их цифровые копии. Последние загружаются в специальное приложение в смартфоне и пригодны для удостоверения личности при остановке полицией, при проверки в аэропорту, для прохода в бар и т.д.
Цифровые копии будут бесплатными для владельцев обычных «прав».
Департамент транспорта Айовы обещает выпустить соответствующее мобильное приложение в 2015 году, решение уже принято. Пока проект находится на стадии создания «прототипа» и дизайна, но за год-полтора разработчики должны справиться. По крайней мере, экспериментальную версию хотят выпустить в течение 6 месяцев.
Когда-нибудь в будущем цифровые документы вполне могут заменить обычные водительские удостоверения, как электронные билеты на транспорт заменяют бумажные билеты.
О защите цифровых документов сотрудники департамента транспорта говорят, что предусмотрели несколько трудно подделываемых функций, в том числе штрихкоды и 3D-эффекты с движущейся картинкой. Директор департамента сравнивает эту функцию с движущимися фотографиями из фильма «Гарри Поттер» (на иллюстрации внизу).
Власти смогут аннулировать цифровых документов в дистанционном режиме.
В случае кражи/потери телефона предусмотрена защита документа пинкодом. В будущем планируется реализовать и биометрическую аутентификацию: распознавание лица, сканирование радужной оболочки глаза или отпечатка пальца.
«Когда электронные авиабилеты только появились, многие люди нервничали и боялись ими пользоваться, но со временем те доказали свою надёжность и защищённость, и технология пошла в ход», — говорит директор департамента транспорта Марк Лоу (Mark Lowe). По его мнению, такие же этапы развития ожидают и цифровые водительские удостоверения.
Всем известны программы для шифрования текста PGP и GPG. Проблема в том, что в случае их использования посторонний наблюдатель сразу понимает: ты передаёшь шифровку. То есть сразу компрометируешь себя. Что же делать?
В прошлые годы создано несколько замечательных утилит, которые решают проблему следующим образом. Они тоже шифруют текст, но только не в стандартную шифрограмму из случайных символов, а в шифрограмму, которая выглядит как другой более-менее осмысленный текст. Это можно назвать «текстовой стеганографией», когда один текст прячется внутрь другого.
Наверное, первой подобной программой была командная утилита Plaintext, написанная ещё в 2011 году. На её базе создано приложение TweetFS для скрытой передачи файлов через твиттер.
Программа может генерировать и осмысленный текст, и нечто похожее на спам.
Конечно, есть одна проблема. Ведь софт открыт, и воспользоваться им может любой желающий. Если кто-то прослушивает наш канал, то может автоматически (на всякий случай) запускать эту программу на всём текстовом трафике.
Так что желательно внести некие модификации, чтобы у нас с собеседником были уникальные копии, недоступные для остальных. Они будут шифровать и расшифровывать текст немножко иначе, чем стандартная версия.
Какое-то время назад вышла ещё одна программа SpamMimic, которая решает некоторые из имеющихся проблем. У неё принцип работы такой же. Если у отправителя и получателя установлен одинаковый софт, то они могут обмениваться спамом шифровками, публиковать их на форумах или ещё где-то, не боясь подозрений. Но вдобавок SpamMimic позволяет устанавливать на шифровку пароль, который и выполняет роль того самого уникального ключа, чтобы защититься от постороннего наблюдателя, вооружённого стандартным софтом.
Исследователи из шведской компании Detectify изучили довольно распространённую угрозу безопасности: забытые поддомены. Многие крупные компании открывают на основном домене десятки поддоменов, связывая DNS-записи с посторонними доменами для служебных целей, а потом забывают про них. Со временем срок регистрации сторонних доменов истекает — и их может подобрать любой посторонний. В результате перед ним открывается сразу несколько векторов атаки.
Во-первых, на зарегистрированном домене можно поднять вредоносный сайт, куда заманивать жертв, показывая им вызывающий доверие адрес.
Авторы исследования продемонстрировали такую атаку на практике. Они обнаружили, что компания Microsoft много лет назад запустила поддомен racing.msn.com и связала его DNS-запись с доменом msnbrickyardsweeps.com. С тех пор прошло много времени, и срок регистрации указанного домена истёк. Соответственно, шведы зарегистрировали адрес msnbrickyardsweeps.com и перенаправили его на поиск Bing. Так что если вы попробуете сейчас набрать в адресной строке racing.msn.com, то попадёте на поиск Bing. Это просто proof-of-concept, а на месте Bing могло быть что-нибудь гораздо более опасное.
Кроме того, почти всегда можно использовать забытый поддомен для рассылки почты с адреса @racing.msn.com. Опять же, ценная возможность для фишинга.
Проведённое сканирование выявило более 200 крупных организаций, подверженных этой уязвимости, говорит Шимон Грушецки (Szymon Gruszecki) из компании Detectify. Среди них есть довольно крупные корпорации и сайты, входящие в топ-100 самых посещаемых сайтов по версии Alexa.
Для проверки домена на подобную уязвимость, которой дали название Red October, исследователи запустили онлайновый сканер redoctober.detectify.com.
Создание GIF-анимаций на основе видеороликов давно стало одним из видов народного творчества. Существуют десятки сайтов, которые специализируются на этой форме искусства. Теперь её может ожидать новый расцвет популярности, потому что на YouTube появился встроенный редактор GIF-анимаций.
В данный момент функция, похоже, носит экспериментальный характер. Она внедрена почему-то на одном-единственном канале PBS Idea Channel. Да и сам редактор запрятан так глубоко, что найти его трудно без подсказки.
Сначала нужно нажать кнопку Share, а там выбрать формат GIF.
Только после этого появляется редактор. Там можно выбрать отрезок видеоролика продолжительностью от 0,5 до 6 секунд — и нажать кнопку Create GIF. Спустя недолгое время на экране появится зацикленный анимированный GIF, прямая ссылка на него и код для внедрения в виде фрейма.
Непонятно даже, собирается ли YouTube распространить эту функцию на остальной сайт. Но не зря ведь разрабатывали. В любом случае, на каждом видеоролике есть смысл проверять, не появилась ли там новая опция экспорта.