Мы не только подводим итоги Третьего конкурса для классных руководителей, но и публикуем размышления экспертов о присланных материалах. Обратите внимание, что здесь названы не все звезды конкурса. Публикация аналитических материалов завершится в апрельском выпуске «Методической кухни».
Инновации и открытость в об!
разовании расширяют его доступность, обеспечивают качество
!
- Олег Анатольевич, можно ли сформулировать основную цель развития в сфере образования Ленинградской области? — Прежде всего это расширение доступности и обеспечение гарантии качественных образовательных услуг для населения Ленинградской области на основе развития инновационного потенциала региональной системы образования и повышения открытости образования для общества.
Разбудить творческую личность можно в каждом ребенке
Среди форм воспитательной работы по развитию у детей способностей осмысливать свои поступки и самостоятельно!
искать истину всегда был театр, незаслуженно забытый в последнее время. Человечество уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру. Не случайно еще Александр Сергеевич Пушкин восклицал: «Театр — это волшебный край!»
Газета не живет без читателей. От них зависят содержательное наполнение, редакционная политика, стратегия и тактика. А еще газета не живет без идей. Новые идеи помогают развиваться, беспрерывно меняться и совершенствоваться. В марте мы приглас!
или постоянных авторов «Учительской газеты» и новы!
х наших
друзей — учителей, методистов, завучей, чтобы обсудить, какие методические материалы и в каких формах нужны сегодня на страницах «УГ» и ее «Методической кухни». Разговор получился полезный и чрезвычайно поучительный.
Больше десяти лет я веду в старших классах гимназии спецкурс «Стилистика», призванный расширять языковую и коммуникативную компетенцию детей. Школьники изучают выразительные возможности ресурсов языка, функциональные стили и закономерности использования в них языков!
ых средств, языковые нормы и т.д. Но особенно важно привлечь внимание учеников к разговору о сегодняшнем состоянии нашего языка. Наверное, любой словесник не раз замечал, что современные ребята совершенно по-разному говорят на уроке и вне школы. Как было остроумно замечено в одной из игр телевизионной программы «КВН», «почему-то все мы восхищаемся «великим и могучим», а общаемся на обычном разговорном». Размышление о том, как мы говорим сегодня, причем в повседневной, внешкольной
жизни, позволяет задуматься о главном: что с нами всеми происходит? Спецкурс «Стилистика» дает мне возможность пригласить учеников к диалогу. В качестве примера предлагаю разработанный мною урок стилистики в 10-м классе.
Урок-исследование в 9-м классе на тему «Наследственные заболевания»
Цели: формирование чувства ответственности за здоровье следующих поколений на основе развития навыков составления и анализа родословных и расширения представлений о наследственных патологиях и болезнях, их профилактике и лечении.
Уважать интересы друг друга, воспринимать свой первый в жизни коллектив — класс,
как свою семью, «болеть» душой за все, что происходит внутри нее, — этому учит ребят из 2-го «А» 574-й московской школы их вторая мама — учительница Ирина Фролкова. Она так и говорит им: я ваша вторая мама, поэтому также радуюсь за ваши успехи и огорчаюсь за неудачи. И если я вас ругаю, это потому что я вас люблю и мне не все равно, какими вы вырастите. 25-й год Ирина Вячеславовна!
работает в 574-й. Для нее это не просто место работы. Это ося!
заемый и
неосязаемый мир, который неразрывно связан с ее судьбой. Еще будучи школьницей в форменном, коричневом платьице и передничке, она бегала по этим коридорам. А после окончания школы девушка твердо решила вернуться сюда уже в качестве учительницы.
Казалось, рядовой случай. Бывшая выпускница не узнала свою учительницу. Вернее, не захотела узнать ее в очереди. Иначе пришлось бы задержаться на несколько минут на работе. Ведь не откажешь же Марии Ивановне, если поздороваешься с ней, признаешь в ней своего наставника. Так ведь еще называют педагогов. Но проще и легче не признавать...
- Работаю учителем информатики, директор в начале года попросил меня осуществлять работу по поддержанию компьютерной
сети и ведению сайта школы. Фактически я выполняю функции системного администратора. На основании чего я мог бы поставить вопрос об оплате этих функций, если в штатном расписании школы должности системного администратора нет и не предвидится?
Урок на тему «Знакомство с применением производных к решению различных задач»
В этом номере «Методической кухни» мы продолжаем публикацию уникальных сценариев уроков лауреатов и победителей конкурса «Учитель года России-2007». На этот раз в рубрике «Мастер-класс» своими подходами к проблеме подачи нового материала поделятся учитель года
России-2007 математик Дмитрий Гущин, учитель французского языка Татьяна Быкова, химик Алексей Волков.
В ходе занятия учащиеся смогут: повторить такие понятия, как «класс», «сословия», «страты», «социальный конфликт», «толерантность», «компромисс»; сформировать представление о законных и незаконных способах решения социальных конфликтов; позн!
акомиться со статьями Конституции РФ, регулирующими способы их!
решения
; совершенствовать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, анализировать исторические факты и делать выводы; тренировать навыки моделирования предлагаемых ситуаций и находить законные способы выхода из конфликтных ситуаций.
Урок по избирательному праву в саранской гимназии №23. Тема «Президент Российской Федерации» (2 часа). 8-й класс
Цель: познакомить учащихся с конституционными полномочиями Президента РФ и процедурой его избрания. Развивать умения работать с нормативно-правовыми актами (Федеральным законом «О выб!
орах Президента РФ», Конституцией РФ). Учить вести дискуссию, слушать и слышать высказывания своих одноклассников, работать в группах. Воспитывать уважительное, толерантное отношение детей к противоположному мнению.
Системный подход в вопросах подготовки кадров — вот что отличает лидеров шахматного образования от остальных регионов России. В Томской, Ульяновской, Свердловской областях, в Калмыкии, Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане шахматные курсы для учителей начальных клас!
сов — не разовая акция, а продуманный, отлажен!
ный меха
низм. Таким же системным должен быть и преподаваемый детям учебный курс. Сама по себе игра в шахматы с точки зрения развития вторична по сравнению с упорядоченным процессом ее обучению. Потому что в игре формирование способности действовать «в уме» происходит стихийно, а на уроках — целенаправленно.
Тренировочные, творческие и контрольные упражнения
Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно они выполняются всеми учениками одновременно при последующем сравнении результата с полученным на !
классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например с проецированием на экране решения, содержащего ошибку, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя.
В августе 2007 года колледж сферы услуг №44 был участником 13-й Московской промышленной выставки, где представлял экспозиции, подготовленные нашими студентами и преподавателями хлебопекарного и кондитерского производства. Именно тогда мы имели возможность услышать из пер!
вых уст эмоциональную речь Юрия Лужкова, в которой он уделил !
особое в
нимание развитию профессионального образования, назвал эту проблему стратегически важной, заверил всех присутствующих в том, что серьезное финансирование на развитие профессионального образования ожидается в ближайшее время. И это действительно так.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как в различных предметных областях, так и в образовательном процессе в целом практикуется в нашем Центре образования достаточно давно — с 1997 года. С тех пор организация проектной деятельности учащихся стала хорош!
ей традицией.
Вот уже практически десять
дней московские школьники посещают уникальную выставку «Зазеркалье» в «Манеже». На этой выставке, как мы уже рассказывали, каждый может познакомиться в действии с различными физическими законами и явлениями. Выставка — один из шагов по реализации проекта «Город знаний», который Департамент образования разрабатывает по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова.
Наперов В.А. Урок: каким ему быть. Педагогические раздумья о творческом поиске преподавателей и студентов. М., 2003. — 160 с. :: Наперов В.А. Увлекательный менеджмент. В
дополнение к учебнику и просто для жизни. М., 2007. — 192 с. :: Елена Искра. «В глубине стекла». М., 2006. — 318 с. :: Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие /Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко. М., 2007. — 128 с.