Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N11 (10196) / 2008-03-11


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №11 (10196) / 2008-03-11

Новости:
Сирот разбирают по семьямИгронавтов ждут в «Экспоцентре»В больницу — всем садикомПреемники бывают разныеКакая логика у России?Каждому победителю — по кремлюУчитель всех времен и народовПарадоксы спасут мирВопрос неделиМосква сделала для выборов всеРусский язык помогает сотрудничеству и обучениюВсе инновации — в! столицеСтуденты придут в префектурыГерои нашего времени стали известны всемСамое главное — понимать текстВ вуз — по целевому наборуРейтинг детских садов будут повышать общими усилиямиГимнастки к Олимпиаде готовыМэр — лучший инженерПамять

Итоги

Поднимитесь над суетой!

 На коллегии в Рособразовании ректоров строго предупредили и обещали в следующий раз наказать

Булаев шел к трибуне. И хотя за несколько месяцев профессиональное сообщество уже успело привыкнуть к новости, что главы Рособразования и профильного комитета Госдумы поменялись портфелями, зал моментально затих. Руководителям подведомственных агентству учреждений и органов управления образованием субъектов Российской Федерации было интересно, какие именно акценты в докладе на расширенном заседании ко! ллегии сделает сменивший Григория Балыхина Николай БУЛАЕВ.

!
Письма

Легко ли быть добрым

 

Так уж случилось, что названия городов, поселков, деревень у меня ассоциируются с определенными людьми. Городок Вельск Архангельской области стал близким благодаря дружной супружеской паре Голубевых. Уже и газету «Вельские вести» я иногда почитываю, присылают в конверте. А учительница начальных классов Татьяна Егоровна приобщила своего супруга, строителя по профессии, к чтению «Учительской газеты».

Портрет

Мужское воспитание

 Разрушить стереотип под силу только смелым

Нет, наверное, человека, который бы не помнил свою школу и первого учителя. Для многих он становится примером для подражания. К своему первому учителю старшеклассники прибегают за помощью и одобрением, а став взрослыми, приходят за житейским советом. В нашей стране, так уж повелось, профессия учителя начальных классов считается женской. Сильный пол редко выбирает эту специальность (то ли оттого, что боится маленьких детей, но чаще по другой причине: из-за невысокой заработной платы). Существующие стереотипы разбивают лишь самые смелые. Так, в Пензе есть только один мужчина, которого не смутило ни пер! вое, ни второе. Для Андрея Ткаченко, учителя 44-й пензенской г! имназии, работа с младшими школьниками всегда в радость. И сегодня, когда так много говорят о недостаточном мужском воспитании в российских школах, его пример исключительный.

Школа

Экзамен на завтра,

 или Сочинение о сочинениях

Мы подошли к ключевому вопросу. Каждый из вариантов части третьей предваряется таким вот «материалом»: «Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанным вами мнением». Я читал эту фразу десятки раз и ничего в ней не понял. Т! огда стал по телефону диктовать ее многим людям с высшим филологическим образованием. Тоже никто ничего не понял. В самом деле: если ученик выявил позицию автора, то есть написал, какой она является по его мнению, то как может это его мнение не совпадать с высказанным им мнением? (Поразительно, как наши составители ЕГЭ что по русскому языку, что по литературе не умеют ясно, просто говорить по-русски). В критериях оценки ученических работ говорится, что высший балл экзаменуемый получает, если «формулирует свою позицию с учетом позиции автора». Но ведь любой ученик, который формулирует свою позицию о произведении, даже если он объективно не прав, считает, что он пишет о позиции автора. И как это формулировать свою позицию с учетом позиции автора? Не понимаю. Когда речь идет именно о позиции автора. Другое дело, если ученик, изложив позицию автора, говорит о том, что она неприемлема для него. Скажем, он понимает отношение Маяковского к партии, Ленину, социализму, р! еволюции, но сам он относится к этим великим для поэта ценност! ям совер шенно иначе. Но даже в этом случае он должен знать, в чем состоит позиция автора.

Директорский клуб

Школьное расписание

 

Сегодняшняя дискуссия в нашем Клубе посвящена «головной боли», которая беспокоит директоров и их заместителей в конце практически каждой четверти. А именно — составлению школьного расписания. Казалось бы, информационные технологии могут полностью автоматизировать этот процесс... Но не тут-то было. Вмешивается человеческий фактор.

Управление: от теории к практике

Выговор или благодарность?

 Какие методы выбираем?

Качество и результативность работы любой системы в значительной степени определяется эффективностью процесса управления. Управленческие отношения в системе образования — это отношения руководителей сферы образования всех уровней, с одной стороны, и учителей, воспитателей, преподавателей и других работников отрасли, с другой стороны. Инструментом воздействия и взаимодействия руководителей и работников являются методы управления.

Детский сад будущего

Военная служба на базе ДОУ

 Дошкольники предложили министру новые идеи реформирования системы

В прошлом году «Учительская газета» провела первый Всероссийский конкурс «Детский сад будущего». На финал в город Липецк приехали руководители и воспитатели детских дошкольных образовательных учреждений из 18 регионов страны. Одно из конкурсных заданий второго очного тура называлось «Письмо министру образования и науки». Задача — не только рассказать о проблемах, которых накопилось в отрасли немало, но и предложить пути решения. Давно подмечено, что работники системы дошкольного воспитания любят и умеют фантазировать, ведь чтобы заинтересовать маленького ребенка, нужно быть интересным. Может, именно поэтому письма министру получились нестандартными?

Акция «УГ»

Пехота, не пыли

 

Хорошо, что газета проводит акцию «Ушли на фронт молодыми». Очень нужная акция! Я родился и вырос в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось 15 лет. Перенес с родителями вместе все ужасы осажденного города, потом оккупацию. После освобождения Одессы 10 апреля 1944 года призвали в Советскую армию. Было мне 18 лет. Будучи рядовым 49-й пехотной дивизии 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Жуков, принимал участие в двух больших сражениях: при освобождении Варшавы и при взятии Берлина. Тогда мы, солдаты, с гордостью называли себя жуковцами.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Я прошел аттестацию на II квалификационную категорию по должности учитель информатики. Также в этой школе работаю инженером-лаборантом в кабинете информатики. Должна ли переходить II квалификационная категория на должность инженера-лаборанта?

Внимание, Олимпиада!

Взрыв и магнитное поле

 Машиностроительные технологии — залог прес! тижа и экономического могущества страны

Еще в конце прошлого года мы объявили о старте нового совместного проекта — Российской открытой механико-математической олимпиаде школьников «Профессор Жуковский» (об условиях участия в олимпиаде читайте в «УГ» №50 за 11.12.07 или на нашем сайте www.ug.ru). Учредители олимпиады — Министерство образования и науки РФ, Бауманский университет и «Учительская газета». Уже весной 2008 года призеры и победители олимпиады смогут стать студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о факультетах и кафедрах Бауманского университета, которые помогут участникам олимпиады в написании конкурсного сочинения.

Командировка по письму

ИКС в вакууме

 Востребованы ли сегодня Интеллект, Красота и Совесть?

«Помогите отстоять лицей!» — такими словами заканчивалось письмо учителей и родителей лицеистов из Пятигорска. Лет пятнадцать назад «Учительская газета» рассказывала об этом уникальном учебном заведении, первой негосударственной школе на Северном Кавказе. Теперь лицею потребовалась наша помощь. Негосударственное учебное заведение выселяют из здания. На улицу. Как же так? Нет, в этом надо срочно разобраться.

Экономика

Два мегаполиса не поддаются диктату,

 или Кому нужен ученико-час

Мы продолжаем разговор о новых системах оплаты труда работников образования. В прошлом номере мы изложили позицию Министерства образования и науки РФ, которое стало инициатором проведения эксперимента по разработке НСОТ в регионах — победителях конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Для того чтобы понять, что же происходит в этих регионах, необходимо оценить общую картину реформирования моделей оплаты труда, в частности стартовые задачи при выстраивании новых систем. Хотя бы потому, что эта картина чрезвычайно пестрая.

Terra incognita

Волшебная пора импринтинга

 Жаль, что в наших дворах больше не играют...

Способность к обучению — бесспорно, одна из важнейших для всех живых существ на Земле. Ни одна птичка, ни один зверек не выживут, если не научатся добывать пищу, строить жилье, производить и выращивать потомство. Хочет или не хочет детеныш учиться? — такой вопрос в животном мире, видимо, вообще неуместен. Зато как остро стоит он среди людей! С чем может быть связано это явление? Не тому или не так учим? Кое-что может сказать в ответ каждый из нас, вспоминая годы раннего детства, первые шаги в школе, а потом и юность свою. Очень интересно взглянуть на ситуацию с точки зрения общебиологической. Какие механизмы, какие программы обучения заложены от природы в живых существах и как они работают? Не нарушаем ли мы какие-то законы, все ли возможности человека правильно используем, начиная обучение своего малыша? П! оговорить об этом мне давно хотелось со знаменитым зоологом, этологом, автором замечательной книжки «Непослушное дитя биосферы», академиком РАЕН Виктором ДОЛЬНИКОМ. Книжку его я перечитывала несколько раз, постоянно находя в ней новые поводы для размышлений. Так что разговор о способностях к обучению затрагивает лишь малую часть проблем, связанных с человеком, на которые у этологов (этологи изучают нравы и обычаи живых сообществ) свой взгляд. Понимая, что ознакомиться с этой книгой есть возможность далеко не у всех наших читателей, некоторые ответы с разрешения моего собеседника я расширяю цитатами из нее.

Студенческий клуб

Молодежный локомотив

 В Сибирь — за роман! тикой и деньгами

Петербург — город студенческий. Как известно, у студенчества очень активная жизнь. По словам Игоря Темного, председателя профсоюзной организации студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета, сегодня студенчество — это локомотив в молодежной среде. К примеру, вот уже десять лет в городе существует клуб «Молодые. Дерзкие. Перспективные», который, по сути, является сообществом студентов, аспирантов, молодых менеджеров, заинтересованных в развитии инвестиционных проектов. В одноименном конкурсе, как говорит руководитель клуба Надежда Зубкова, принимает участие молодежь не только из города, но и из других регионов РФ. И клуб, и конкурс дают возможность молодым инициативным людям, что хотят заявить о себе, завести контакты, найти партнеров. Есть примеры, когда молодые люди, выступившие с конкретной бизнес-идеей, создали свою фирму и открыли представительство на Северо-Западе совме! стно с ребятами, с которыми познакомились на конкурсе. «Молодые. Дерзкие. Перспективные» — это также решение проблемы социальной адаптации и помощь при вхождении в предпринимательскую среду, причем участие в конкурсе дает стопроцентную возможность трудоустроиться.

Психологическая мастерская

Cуррогатная жизнь,

 или Чем опасен интернет?

Казалось бы, только рыба знает, каково это — попасть в сеть. Однако это ощущение знакомо и человеку. Случайно или намеренно интернет назван Сетью, но в последнее время он все чаще подтверждает свое определение. Как говорит психиатр-психо! терапевт центра восстановительного лечения «Детская псих! иатрия&r aquo; Илья Бердышев, специалисты в области психиатрии выявляют у людей такое заболевание, как компьютерно-обусловленная шизофрения.

А вы читали?

Самый главный великан

 13 марта Сергею Михалкову — 95

Болгарская ясновидящая Ванга к вящему удовольствию Михалкова предрекла ему долгую жизнь. Да, детский писатель-классик был обласкан еще Сталиным (недоброжелатели зубоскалят: мол, орден Ленина получил за стишок «Светлана», потешив отцовские чувства «вождя народов»), ухитрялся не выпадать из «обоймы» при всех сменах кремлевских декораций, многие годы стоял у кормил! а литературного министерства — Союза писателей, что само по себе являло неограниченную, почти монаршью власть и немалые номенклатурные привилегии.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное