С
просветительского теплохода — на педагогический бал
Управленцы могут представить, как непросто провести мероприятие, в котором задействованы шесть школ, сотни учителей, десяток гостей и один теплоход. Однако никакие хлопоты не пугают «Учительскую газету» и Департамент образования Ханты-Мансийского автономного округа. Второй год добрые партнеры при участии Института повышения квалификации и развития регионального образован
ия ХМАО организуют встречу педколлективов округа с яркими, талантливы
ми личностями, высокопрофессиональными педагогами — победителями и лауреатами конкурса «Учитель года». Осенний вояж 2007 года прошел по старому маршруту, зато с новой командой. Мы плыли по Оби, каждый день открывая для себя новый поселок, школу, замечательных сибирских учителей. На каждом причале нас встречали словно старых друзей, а провожали почти со слезами на глазах. Не случайно на одной из стоянок у первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины
Димовой вырвалось: «Мы попали на педагогический бал!» Бал, где королями и принцессами были учителя года и их радушные хозяева. Школа учителей года при «Учительской газете» распахнула свои двери...
Поскольку, как поразительно точно сформулировал поэт Кушнер, «времена не выбирают», современному учителю, какого бы возраста он ни был (а я тридцать лет в школе), необходимо ориентироваться в мире, в котором живут современные школьники.
Российское образование захлестнула череда реформ: Закон «Об образовании&
raquo; за 15 лет претерпел 35(!) редакций; не отстает и Закон &l
aquo;О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который за 11 лет правили 21 раз. Подобная плотность преобразований свидетельствует о том, что система меняется коренным образом. Почему именно образование? Потому что стране, выбирающей инновационный путь развития, требуется мощный импульс для движения вперед.
Именно так должен быть реализован потенциал личности
Книга «Образование: философия, культурология, политика», выпущенная издате
льством «Наука» в 2002 году, уже тогда вызвала широкий резонанс в кругу специалистов. В 2007 году эта работа профессора Александра Запесоцкого была отмечена премией Правительства РФ в области образования, что вызвало вторую волну интереса к ней. Сегодня мы публикуем мнение об этой книге доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Олега ЛЕБЕДЕВА.
Все эти вопросы обращены не к стихотворению в его сокровенной сути, а к некоему информационному пространству, расположенном
у вокруг стихотворения. Что дает для понимания стихотворения знание х
ронологии творчества Ахматовой или поэтов, входящих вместе с ней в сообщество акмеистов? Как помогает понять и почувствовать стихотворение знание о размере и рифмах его? Все эти вопросы проверяют, что знает ученик, а не то, как и что он понял и уже тем более почувствовал в стихотворении. Можно ответить на все эти вопросы, ни душевно, ни умственно так и не откликнувшись на само стихотворение. И это не просто ошибки и просчеты. Они неизбежны, когда стихотворение приносится в жертву текстовой обработке и компьютерной
проверке. А ведь из всех приведенных вопросов только один (С2) проверяют люди, да и он не по существу самого стихотворения.
Материал петербургского педагога адресован учителям математики, преподавателям подготовительных курсов, школьникам и абитуриентам. Рассмотрены свойства абсолютных величин, приведены теоремы о равносильных преобразованиях уравнений и неравенств, содержащих знак модуля. Сформулированы малоизвестные утверждения, существенно упрощающие традиционные алгоритмические способы решения школьных, конкурсных и олимпиадных
задач. Теоретический материал проиллюстрирован значительным количеством заданий вступительных экзаменов и математических олимпиад Санкт-Петербургского государственного университета. Даны задачи для самостоятельных упражнений.
- С 2004 года после окончания педуниверситета я работал учителем математики и физики в средней школе. 25 января 2007 г. я уволился по собственному желанию и поступил на работу в другую школу. Администрация новой школы отказалась оплатить мне отпускные за период работы с 1 сентября 2006 г. по 25 января 2007 года, мотивируя тем, что я уволился без перевода. Правомерно ли это?
Лабораторный практикум по анатомии и физиологии человека с основами антропологии
Учителя
биологии из Междуреченска Кемеровской области Петр и Людмила Липатовы создали целый сборник лабораторных работ по курсу анатомии и физиологии человека, которые могут быть использованы не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов в рамках предпрофильной или профильной подготовки, при выполнении учащимися исследовательских работ. Две работы мы предлагаем вниманию наших читателей.
Курс обществознания начинается с 8-го
класса. Встречаясь с незнакомыми учениками, учитель чувствует себя как бы на терра инкогнита. Поэтому на первом уроке провожу рекогносцировку, используя излюбленный метод Сократа. Древнегреческий философ задавал вопросы и выстраивал диалоги по принципу «говорите, чтобы я вас видел». Речевая деятельность — один из видов коммуникации человека, использующая слово. «Дух скрыт в слове, — скажет спустя два тысячелетия поэт немецк
ого ренессанса Гельдерлин. — Через слово человек выплескивает его на мир».
«Дети
не поймут? Дети слишком понимают!» — писала М. Цветаева. Мы многому учимся у детей. Это они дарят нам гениальные подсказки! Такую подсказку я получила от второклассника Севы, когда на тринадцатом году своей педагогической практики я «рискнула» пойти с уроками граждановедения в начальную школу.
Повышение квалификации — совсем не личное дело педагога
Традиционно в советской школе основной упор делался на содержание образования, поэтому в педагогических вузах программа подготовки «физиков» и «лириков» строилась по-разному:
большую часть времени студенты посвящали изучению соответствующих их специализации предметов, да и в дипломе сначала указывалась специальность («историк» или «математик») и только вслед за этим квалификация — «учитель».
Все участники Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» — личности творческие
Передо мной более 130 даже не томов, а фолиантов, из которых можно узнать, как живет, воспитывает детей в соответствии с вызовами XXI века школа, которой руководит директор — главный
дирижер как малого оркестра — педагогического коллектива, так и большого — ученического. Эти руководители — участники Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения», организованного Общероссийской общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание».
Известно, что Республика Саха (Якутия) — в числе законодателей мод в вопросах шахматного образования. Напомню, что здесь с 2000 года введены уроки шахмат. В №47 за 2006
год «УГ» сообщала о I республиканском конгрессе «Шахматы в школе» в Якутии. Для реализации инициатив конгресса на сентябрь 2007 года намечен Республиканский семинар по шахматному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мероприятие организовано Минобразованием Якутии, Фондом содействия культуре, науке, образованию, Шахматной федерацией и физико-математическим форумом «Ленский край». Планируется, что с вступитель
ным словом выступит заместитель председателя Совета Федерации Михаил Николаев.
Железнодорожная
станция Сахареж — это полдюжины жилых домов да вокзальчик с торговой лавкой. В одну сторону час езды до Ярославля. В другую — столько же до Костромы. Мимо старых церквей и бесконечных речушек. Сквозь бескрайнюю лесную мглу. Говорят, это по ней плутал-морочил польскую шляхту местный сельский староста Иван Сусанин... Сколько таких российских Сахарежей тихо скончалось, быльем поросло! А ему не дают. Во-первых, Северная ж
елезная дорога. Та самая, что почти от столичного Ярославского вокзал
а поднимается к Ямалу и Белому морю.
Как говорят китайцы, дорога в тысячу ли начинается с первого шага
- Алексей Николаевич, давайте начнем наш разговор о системе профессионального образования Югры с общей ее характеристики... — Если говорить о системе профессионального образования, то существует она достаточно давно, но
до недавнего времени это были лишь учреждения начального и среднего профобразования. Еще 15 лет назад количество студентов высшего профессионального образования, приходящихся на 10 тысяч населения, обозначалось цифрой 0. Сегодня у нас таких учреждений около сорока. У нас есть Югорский государственный университет, 5 окружных вузов и более 50 филиалов различных высших учебных заведений. На 10 тысяч населения сейчас у нас более 400 студентов. Но только 30 из них оплачиваются
из федерального бюджета, остальные из местного. То есть система высшего профессионального образования создана в округе за последнее время с нуля в прямом смысле этого слова. Финансовая основа этой системы — окружное финансирование. Такова особенность окружной системы образования.
1 сентября — это не только начало нового, но и повод оценить пройденное. На традиционном педсовете в Северном округе тему для обсуждения выбрали как стратегическую для решения задач следующего этапа реализации национального проекта «Образование». Об этом говорил в своем докладе
на педагогическом совете начальник Северного окружного управления образования профессор Виктор КИЧАТОВ.