Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N35 (10168) / 2007-08-28


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №35 (10168) / 2007-08-28

Новости:
Поздравляем!Почему сегодня Петя просыпался десять раз?«Стрижи» летали над ЖуковскимМатематик мираСтяг единства«Русский мир»Вопрос неделиКто куда, а мы — на Ярма ркуВ Москве своя палата. ОбразовательнаяЦентровые, вперед, в новый учебный год!Правительство России воздало московским психологам по заслугамСмотрите, кто пришел: Новый префект &mda sh; сын учительницы и многодетный папа

Портрет

Зов судьбы,

 или Как деревенская школа словесника нашла

Реалист в нем решил — для развития нужны радикальные перемены, вплоть до отъезда из отчего дома. Практик в нем это совершил. Поэт и романтик в герое нашего очерка выразили свою жизненную позицию в следующих строках: «...Высоко мы взлетим, глубоко мы копнем. Мы проедем всю Землю во всех направлениях. Мы таким залпом выпьем, т ак громко споем, что поднимем цунами и землетрясенье. Мы взахлеб проживем не одну сотню лет, мы не будем спокойны ни дня и ни часу, мы построим дворцы не из воздуха, нет, а из самого твердого в мире алмаза!» А вообще Анатолий КУЗНЕЦОВ, учитель русского языка и литературы из средней школы деревни Торошковичи Лужского района Ленинградской области, считает, что, как любой человек, он — совокупность, сочетание многих начал. Единственное, что Анатолий Александрович напрочь отрицает, это уныние.

Письма

Читайте «УГ»!

 

Доверие обязывает... Раньше я как-то не задумывалась над этим изречением. Хотя за много лет работы с письмами открылось множество человеческих судеб, а вернее, сердец. Иные «брали в плен» с первого письма, доверяя бумаге сокровенные мысли, чувства. Появились в газете рубрики «Сокровенное», «Наболело!», «Воспитание чувств». С другими авторами «взращивание чувств» шло более извилистым путем. Не секрет, что добрая половина редакционной почты — это письма людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С какими только жалобами не приходилось сталкиваться, вплоть до курьезных. Однажды, к примеру, учительница- пенсионерка настойчиво просила совета, что ей делать с кротом. Мол, на участке этот «зловредный зверь все насаждения уничтожил, погубил урожай». На такие письма можно ответить только сочувствием.

Директорский клуб

Ситуация под контролем

 Давать обещания легче, чем их выполнять

В октябре 2005 года «Учительская газета» объявила о начале акции: мы обратились к директорам школ, детских домов и домов творчества с предложением написать сочинение на тему «Свою работу люблю, но мне мешает...» Цель акции состояла в том, чтобы высветить круг проблем, не позволяющих директору сделать его школу, садик, детдом или дом творчества лучшим. А также привлечь специалистов и чиновников разных уровней к решению этих проблем. Одним из первых откликнулся директор Павловской основной школы Геннадий Стальных из Томской области.

«УГ» помогае т людям

Победитель

 Он страстно верил в то, что сумеет все преодолеть

Что такое биография? Странный вопрос, не правда ли... Однако есть в жизни людей (увы, далеко не всех) не только внешняя сторона — с делами и событиями, но и сторона скрытая, внутренняя. Она называется духовной жизнью личности. И тогда биография — это «внешние результаты подземного роста души», как сказал Александр Блок.

Судьба

Пешеход

 Почему министр образования пошел в первый класс

Живет в Республике Карелия один удивительный человек. Просто учитель, а еще папа, директор школы, муж и министр в одном лице. Зовут его по-разному. Друзья — Сан Саныч. Подчиненные с уважительной паузой между именем и отчеством — Александр Александрович. А дома просто — папа. Кто сказал, что у чиновника не может быть счастливой семьи? Тот просто никогда не встречал Селянина.

Круглый стол

Если ты не пропустил каждого ребенка через свое сердце,

 ничего не добьешься, — считают вслед за Шалвой Амонашвили лучшие классные руководители Отрадненского образовательного окр уга, где недавно «Учительская газета» провела свой «круглый стол»

Татьяна ЧЕРЕЗОВА, учитель истории, классный руководитель 5-го класса Кротовского образовательного центра: — Первый вопрос, который ставлю себе как классному руководителю, — это каким человеком вырастет ребенок. С моими ребятами мы очень много ездим по району и по области. Часто посещаем музеи, выставки, театры и различные концерты. Хочу сказать, что не сразу у моих детей появился вкус к таким путешествиям, но если начинать это делать с пятого класса, постепенно, у детей появится потребность в таких поездках, они сами начнут тормошить своего классного руководителя: поехали туда и туда. Так, собственно, было и со мной.

Проблема

Школы к учебному году готовы!..

 Увы, не везде

В середине августа Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с МЧС провели селекторное совещание, на котором руководители территориальных органов управления образованием отчитались о готовности к началу учебного года. Вел совещание заместитель министра образования и науки Владимир Фридлянов. Он был доволен фактами, которые услышал. Многие из тех, кто отчитывался, докладывали, что уже сегодня готовы открыть двери своих учебных заведений, и почти все выразили уверенность, что учебный год начнется именно 1 сентября.

Спецрепортаж

Не романтика — жизнь

 Какой бы суровой ни была природа, человеку по силам быть в ладу с ней

Вертолет сюда из Тобольска летает нечасто. Два раза в неделю летом, по одному — весной и осенью. Его прибытие — событие для всей деревушки, каждый раз жители сбегаются встречать возвращающихся с Большой земли родных и своих редких гостей. На моторке от Ачир до города идти 10 часов. Зимой добираются на «Буранах». Эти края зовут в Тюменской области Заболотьем. Люди поселились здесь давно. Реки богаты рыбой, леса — ягодой. Природа щедро раздает свои богатства трудолюбивым поселенцам, а они иного счастья, как жить в этих девственных местах, и не желают.

Студенческий клуб

< a href='http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=827' class='theader'>Урокодателем быть стыдно!

 

Учеба в вузе дала мне очень многое, в первую очередь знакомство с самыми разными людьми. Мне очень понравились открытые уроки, которые проходили в лицее. На самом деле диву даешься, что молодой преподаватель, который только закончил педагогический вуз, с такой энергией обучает детишек по развивающей системе. Чтобы провести один урок, надо, как минимум, неделю посидеть и продумать, как его сделать. Это сложно, и такие учителя у меня вызывают уважение. Наверняка именно эта сложность и отталкивает многих людей от работы с детьми, потому что, на мой взгляд, если работать в школе, то надо быть хорошим учителем, а не просто урокодателем.

Terra incognita

Морфологическая перестройка

 Работа мозга начинается с внутреннего рассогласования

Составить школьное расписание так, чтобы оно всех устраивало, — великое искусство. А иной раз — задача, посложнее великих теорем. Особенно в гимназиях, где работают так называемые совместители. Другое дело — начальные классы. Тут, как правило, первым уроком идет математика, вторым — русский. Пение и рисование завершают учебный день, позволяя голове отдохнуть. А может быть, пение по слогам поставить перед русским? А рисование каким-то образом поможет математике? Что на самом деле происходит в головах, прилежно склоняющихся над тетрадками? Как работает таинственное устройство под названием головной мозг, когда мы пытаемся чему-то научить ребенка? У каждого опытного учителя есть свои наблюдения и свои догадки.

< /td>
Психологическая мастерская

В клетку... к тигрятам,

 или Какой класс доверить новенькому

Елена Алексеевна — филолог, на сегодняшний день она преподает русский с литературой в одном из техникумов. Но восемь лет назад, сразу после окончания педагогического университета, молоденькая учительница пришла устраиваться на работу в школу. Выбор свой сделала осознанно и никакой другой профессии для себя никогда не представляла. «Не знаю, — говорит Елена, — может, мне не стоило сразу после вуза идти в большую школу. Может, надо было выбрать незаметную школку где-нибудь на окраин е города...» Так или иначе, но Елену поначалу встретили неплохо. Даже обрадовались, потому что, по словам директора, как раз словесника им на тот момент и не хватало.

История и современность

Новолетье знаний

 Чем знаменит первый день сентября

То ли память предков нам не дает покоя, то ли история подчиняется каким-то сложным закономерностям, но и в ХХI веке 1 сентября школьники начинают новый учебный год, а родители — проявляют готовность платить дань, пошлины и оброки.

Навигатор

Не рыба, не птица, а вита-частица,

 или История для ежиков

И.А. Колесникова. Коммуникативная деятельность педагога. — М. «Академия», 2007. :: Законы Мира и образование. — М., 2006. :: И.В.Карацуба, И.В.Курукин, Н.П.Соколов Выбирая свою историю. — М., Колибри, 2006.

Творчество

Бурлаки на Волге

 

Мне было двенадцать лет, когда я написала первое в жизни настоящее сочинен ие. Нам задали в школе домашнее задание — описать картину Репина «Бурлаки на Волге». Я пришла домой, раскрыла учебник на той странице, где несчастные люди тянут огромный корабль, — и что-то со мной произошло. Нет, я не очутилась совершенно банально внутри нарисованной картины, среди обездоленных стариков и нищих молодых парней.

«УГ»-Москва: От первого лица

Помочь каждому ребенку реализовать свои способности — задача совсем не фантастическая

 

В канун нового учебного года руководитель Департамента образования Ольга ЛАРИОНОВА встретилась с журнал истами. Это уже вторая ее встреча с ними за довольно короткое врем я, что очень симптоматично: новый руководитель столичной системы образования называет журналистов коллегами, придавая большое значение сотрудничеству со СМИ. Надо отметить, что во время первой встречи с представителями СМИ Ольга Николаевна очень откровенно и искренне отвечала на многие довольно сложные вопросы, это явно расположило к ней журналистов, пишущих на темы образования, поэтому на второй встрече уже не было каверзных вопросов, разговор сразу сложился по делу. Во время двух встреч Ольге Николаевне задавала вопросы и «УГ-Москва».

«УГ»-Москва: Чья власть?

Зинаида Драгункина, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

 Учитель — это начало начал

Первое сентября — знаковый день для всей страны. Его встречают с особым волнением, радостью, тревогой потому, что это тоже Новый год. Только учебный. Нет ни одного человека, у которого родные, близкие, знакомые не учились бы в школах, вузах, других учебных заведениях или не работали бы учителем. Каждый человек всю жизнь помнит свою первую учительницу, вместе с которой он сделал первые шаги в огромный мир знаний. Так было, есть и будет всегда. За последние два года содержание образовательной системы серьезно изменилось. Это связано с особым вниманием к ней государства. Школа находится не только в центре его внимания, но и политических партий. Так, по инициативе партии «Единая Россия» был принят ряд законопроектов, направленных на укрепление нашей системы образования.

«УГ»-Москва: Школа будущего

Европу удивили, осталось удивить весь мир

 

И все же в Москве есть теперь школа, которую называют «Школой будущего». Она, ставшая центром образования №2030, специально выстроена в Центральном округе столицы. Сюда будут стекаться и здесь будут реализовываться на практике многие плодотворные идеи 40 школ, участвующих в эксперименте «Строим школу будущего».

«УГ»-Москва: Возвращаясь к напечатанному

Старая школа стала как новенькая

 

Не скрою, с известным трепетом и тревогой отправлялась в школу №875, которую принимало Западное окружное управление образования после полугодового капитального ремонта. Мы несколько раз писали о том, что руководитель школы посчитал ненужным сохранять мозаику, которую на стенах школьных коридоров, классов и холлов в течение многих лет выкладывали разные поколения ее учеников.

«УГ»-Москва: Школа

Расчет вероятностей

 Противостоять ухудшению здоровья можно только активными методами

Никто не в ерит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в научный опыт. Удача, как известно, любит храбрецов. И мудрецов. Не уставая пробовать что-то новое, отважные исследователи совершают удивительные открытия. В том числе в педагогике. Идея перерождается в практику, а опытом полагается делиться. И вот те, кому не терпелось рассказать о своих находках, собрались в Федеральном институте развития образования Министерства образования и науки РФ на Всероссийский семинар-совещание по организации опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное