Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N48 (10129) / 2006-11-28



Баннерная сеть "Учительской газеты"
Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №48 (10129) / 2006-11-28

Новости:
Площадь Лихачева открылась в интернетеМолодежное самоуправление набирает оборотыВоля сильнее любых невзгодГосударство библиотеки не оставитКогда талантам тесно, а мыслям просторноУ школьной прессы появится свой порталЛюбовь побеждает войну< a href='http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=4466' class='news' target='_blank'>Губернаторские стипендии вручили лучшимОпора страны Вопрос неделиВ новом базисном плане Минобрнауки в старших классах отменяются уроки технологииОфициальноКакой дворик лучше?Я русский бы выучилСтоличный аттестат — это престижноПсихология с математическим лицомЦари, «Царицыно»!Коротко о главном

Специальный репортаж

Теплый вечер в Кремле,

 или Спецвыпуск «Учительской газеты» в эфире телеканала «Россия»

Официальное название мероприятия, которое состоялось 22 ноября в самом сердце Москвы, Кремлевском дворце, — общественно-педагогический форум «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Открывая официальную часть, министр образования и науки Андрей Фурсенко определил формат встречи по-своему: «Я думаю, этот вечер — неформальный теплый вечер людей, которые много вложили в образование и еще больше вложат». Ну а когда участники форума расселись по своим местам и на сцену вышли ведущая телеканала «Россия» Анастасия Чернобровина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, стало ясно, что подведение итогов ПНП «Образование» — еще и мастер-класс профессиональных журналистов. Победителей конкурсов не только чествовали, у них брали интервью. Тут же на экране шли кадры из архива «Вестей». Главный редактор &la quo;Учительской газеты» продолжал на сцене Кремлевского дворца работу, которую наша газета проводит весь год, отслеживая результаты нацпроекта.

Письма

О добрых приметах

 Поговорим?

В выходные дни, перебирая домашние архивы, наткнулась на пожелтевшую фотографию. На ней, щурясь от солнца, на меня смотрела черноволосая девчушка в платье с рукавами-фонариками. На обороте подпись «Незнакомой подружке от Иванки из Тирасполя». И сразу ожили перед глазами картины детства. Вспомнилось, с каким азартом мы разбирали адреса для переписки. Из Молдавии письма в нашу сельскую школу приходили по простому адресу: Алтайский край, Каменский район, село Верх-Аллак, ученик ам седьмого класса. И каждый из нас увлеченно включался в переписку. Ведь интересно получать открытки с незнакомыми видами, а то и с экзотическими для нас, сибиряков, засушенными листочками виноградной лозы. Казалось, они пахли горячим солнцем, теплым ветром. Мы зачитывали на классных часах те самые письма, рассматривали фотографии, оформляли целые альбомы. Так я и мои сверстники изучали географию большой страны.

Общественная экспертиза

Надо ли менять критерии отбора?

 

«УГ» продолжает обсуждать вопрос о необходимости внесения изменений в критерии конкурсного отбора лучших учителей, инновационных школ и в узов, а также критерии отбора талантливой молодежи. Мы благодарны все м читателям, откликнувшимся на наш призыв. Внимание, в следующем номере будут подведены итоги общественной экспертизы. У вас еще осталось время, чтобы прислать свои предложения по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1 или по электронной почте: ug@ug.ru

Национальная школа

Возвращение к истокам

 Родной язык — душа народа

Гимназия №1 города Назрани (Республика Ингушетия) по итогам конкурса «Лучшие школы России-2006» стала «Народной школой», получив больше всего голосов в ходе заочного голосования. Почетное звание народной досталось ей справедлив о, ведь именно эта гимназия воспитывает своих учеников в любви и преданности народу.

Директорский клуб

Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска:

 Ищите истину вместе с учениками

Одно из самых распространенных учительских заблуждений таково: учебная деятельность — ведущая в школе. Но чаще всего мир интересов ребенка и мир учения не совпадают. Как их приблизить друг к другу? В нашей школе эта проблема решается прежде всего через создание ситуаций, в которых творческая деятельность помогает ученику определить свое будущее. И помогает в этом учителям, учен икам и родителям проект «Творчество». Помочь ребенку адап тироваться к быстро меняющейся социокультурной ситуации, способствовать созданию ситуации успеха каждого, организовывать деятельность учителя и ученика, результатом которой должно стать ценное отношение к жизни, избежать однообразия во внеурочной деятельности, искать эффективные формы работы — вот какие задачи решает этот проект.

Школа

Нехимическая элита

 Демократическому обществу нужны активные граждане

Будущие Менделеевы, любители решать химические уравнения и просто эрудированные люди знают, что группа OH говорит о принадлежности к определенному классу веществ. Но мало кто из них догадывается, что в современном образовательном сообществе аббревиатура ОАШ тоже определяет принадлежность к группе. И конечно, речь сегодня пойдет не о спиртах или основаниях, а об общественно активных школах и демократизации гражданского сообщества.

Национальный проект

Миллионеры в Голицыно,

 или Почему эффект от всех реформ не превышает десяти процентов

39 директоров школ-миллионеров (получивших президентский грант-2006) из 17 регионов собрались в подмосковном Голицыно по инициативе фонда «Новая Евразия» на специально организованную встречу клуба «Межрегиональный диалог». Цель —&nbs p;обменяться опытом, проблемами, задать самые больные вопросы, опреде лить ориентиры на завтра. Составить и осмыслить общую «картинку дня» лауреатам помогали видные эксперты в области организации и экономики образования Олег Лебедев, Татьяна Клячко, Григорий Корнетов, Елена Ленская, Александр Новиков, Вячеслав Редюхин.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Мой педстаж — 27,5 лет. Когда педстаж составлял 25 лет, я дважды обращалась в пенсионный фонд за назначением пенсии, но мне отказали, не засчитав период работы старшей пионервожатой. Лишь 5 декабря 2005 года у меня приняли заявление с документами, комиссия пенсионного фонда написала протокол от каза, и я обратилась в суд. Суд вынес решение, по которому период работы старшей пионервожатой должен быть засчитан в педстаж для досрочной пенсии. Теперь я получаю пенсию, но выплатили мне ее со дня подачи заявления (с 5 декабря 2005 г.). Но ведь еще 1,5 года я потеряла по вине пенсионного фонда, мне дважды отказывали. Правда, в тот период мне не оформляли должным образом факт моего обращения. Посмотрели трудовую книжку, сказали, что стажа не хватает, и до свидания. Могу ли я потребовать с пенсионного фонда компенсацию за просроченный период?

Ваш профсоюз

Жесткие меры

 Конфликтные ситуации не всегда удается решить с помощью к омпромисса

В канун съезда председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил ШМАКОВ ответил на вопросы «Учительской газеты».

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной системы образования

 Что и как нужно делать

Для «стимулирования использования руководителями образовательных учреждений современных методов и механизмов управления» территориальному органу управления образованием необходимо изменить программу и процедуру аттестации руководителей. Если действующий в регионе подход к аттестации руководителей образовательных учреждений «заставляет» их формально отчитываться о проделанной работе, а не овладевать н овыми знаниями и умениями, то, как правило, обновления их деятельности не происходит. Результатом изменения программы и процедуры аттестации должен быть перечень конкретных технологий управления, овладение которыми руководители обязаны продемонстрировать при прохождении процедуры аттестации.

Социальная защита

Черная пантера,

 или Как выкинули с должности начальника департамента

Что есть человек? Ученые во все века пытались определить специфику человеческого и чаще всего видели ее в разуме: «Рациональное существо, разумное животное», — отвечали они. Вроде бы все верно. Мы спим, едим и дыши м так же, как и весь живой мир, но мы разумны и в этом разуме стремим ся к совершенству. Однако вот, например, пчела. Она создает потрясающие по своей элегантной законченности соты. Или соловей, чьи трели исторгают слезы из самого нашего сердца. А стратегия охоты черной пантеры... Ох как разумно все организовано! И все же что-то здесь не так. Не это отличает человека от животного: не в совершенстве разума тут дело. Живя, животное лишь следует природному инстинкту. Иное дело — человек...

Расследование «УГ»

Не премия, а мучение!

 Заработать грант непросто. Потратить еще труднее

В летних номерах «УГ» (№23 от 6 июня и №28 о т 11 июля 2006 года) были напечатаны материалы о том, как проходил в Воронежской области конкурс среди инновационных школ, претендующих на получение миллионной премии. Материалы вышли под общим заголовком «Миллион терзаний». К сожалению, сегодня можно смело говорить о том, что терзания и страдания для воронежских школ не только не закончились, но набрали новые обороты, гораздо более мощные.

Высшая школа

Бакалавр открывает двери, а магистр следует цели

 Болонская декларация не учитывает мнение большинства вузов Европы

Бюрократический нажим чиновников Европейского союза обернулся проблемами для высших школ европейских стран, в том числе и России. К сожалению, многие по ложения Болонской декларации были составлены без учета мнения большинства вузов Европы. Об этом говорили в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, где прошел международный семинар по проблемам реализации Болонского процесса. На семинаре также рассматривались вопросы гармонизации систем высшего образования на уровне трех ведущих стран: Германии, Франции и России. Особо примечателен тот факт, что впервые эти проблемы были затронуты не на уровне министров образования, а на уровне лучших технических университетов. Инициатором международной встречи стал ректор МГТУ Игорь Федоров.

Площадь искусств

Не судьба

 &laq uo;Тихий Дон» Бондарчука превратили в зрелище для нерадивых школьников

«Новая старая» экранизация шолоховского «Тихого Дона» Сергея Бондарчука прошла по телеэкранам страны. Сделано почти невозможное: усилием большого числа людей (среди которых сам президент Владимир Путин) «Тихий Дон» Бондарчука после более чем 10-летнего мытарства возвращен на родину. И за ценой — неназываемой, но исчисляемой в миллионах долларов за права на телеверсию для России и стран СНГ, — Первый канал не постоял. Не только зрители, но и актеры, и съемочная группа фильма наконец-то смогли увидеть законченный фильм — продукт напряженного труда. И что же? Картина вызвала смешанные чувства.

А вы читали?

Куда ж нам плыть?

 Все новое — хорошо забытое старое

На прилавках книжных магазинов появилась новая книга Егора Гайдара «Долгое время». Отдельное и особое внимание заслуживает в ней изложение взглядов автора на проблемы развития образования в Западной Европе, Северной Америке и России в период с XVIII века до наших дней.

Факультатив

Священная гора

 На ее вершину нужно добраться до рассвета

По преданию, с первыми лучами восходящего солнца Бог отпускает все грехи тем, кто на маленьком пятачке священной горы встречает поднимающееся над планетой светило.

Навигатор

Леди Гамлет нашего уезда

 Арманд Е.Д. О Господи, о Боже мой! (Педагогическая трагедия). СПб., Издательство Ивана Лимбаха, 2005.

Елена Арманд написала очень грустную книгу. Человеку с позитивными жизненными установками вряд ли захочется ее прочесть. А зачем? Ведь отпугивает буквально все: от минорной обложки, изображающей, как дети хоронят птичку, и названия-вопля до содержания, в котором буквально через страницу натыкаешься на рассуждения типа: «Дети, зачем вы подражаете взрослым?».

«УГ»-Москва: Юбилей

Совсем не просто Мария

 Легендарные педагоги — порождение неординарных судеб

Марии КОМЛЕВОЙ, директору школы №199, народному учителю России, 1 декабря исполнится 75 лет. Мария Андреевна всегда шутит: «Мой друг Мильграм работал директором до 83, а я его перещеголяю...» Сколько бы ни переманивали талантливого педагога, сколько бы ни звали на министерскую службу — Комлева возвращалась в школу и создавала удивительный мир вместе со своей командой учителей. Подбирала она эту педагогическую команду по всей России, приглашая к себе в 199-ю самых лучших...

 

В избранное