Он совершенно не похож на учителя. Во всяком случае внешне. Встретив Андрея Успенского в поезде, вы, пожалуй, порадуетесь,
что нашли приятного собеседника. Он может рассказывать о том, что видел в жизни, а повидал немало. Или о чем читал. Или каких людей встречал. Вместе с тем умеет слушать, внимательно, искренне. И ничем не выдаст себя, если разговор ему будет скучен — воспитание такое. Но если повезет и вы найдете общие темы, то услышите от него строчки Елены Гуро и Алексея Крученых, поговорите о красоте Таллина и Кракова, вспомните Александра Куницына, коему «д
ар сердца» принес Пушкин... Людей, с кем Андрей Геннадьевич вед
ет задушевные беседы, немного — это большей частью друзья детства или товарищи, с которыми учитель русского языка и литературы средней школы №37 города Череповца Вологодской области играет в музыкальной группе.
Работа в рамках нацпроекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. Это будет способствовать и повышению престижа образования. Если образование престижно, к нему приковано внимание родителей. И дети начинают чувствовать ценность образования,
причем их не обманешь. Они понимают, что знания напрямую конвертируются в жизненный успех. В этом смысле поддерживать престиж образования — это государственная задача и задача для всего общества.
Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 11. Учебные дебаты. Еще одна версия
Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-жанровых умений дискуссионного характера — важный этап в развитии мыслительной, творческой и речевой деятельности любого человека. На мой взгляд, эти умения успешно формируются во время учебных дебатов на уроках литературы, истории, биологии.
Национальный проект выравнивает возможности, но не пытается сделать всех счастливыми
Конференция «Информационные технологии в образовании» в этом году стартовала с обсуждения одной из самых актуальных сегодняшних проблем — подключение российских школ к сети «Интернет» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Этой теме было посвящено большинство выступлений на пленарном заседании, а также «круглые столы». Организации, которые обеспечивают выход образовательных учреждений во Всемирную паутину,
постарались детально объяснить, как проходит проект, чего ожидать в 2006 и 2007 годах, наконец, кто и за что отвечает.
Недавно были подведены итоги IV всероссийского конкурса «Лучший урок письма», который учредили ФГУП «Почта России» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», в том числе определены победители в номинации «Лучшая методическая разработка проведения урока письма». Сценарии уроков, которые провели в своих школах обладатели первого, второго и третьего мест, сегодня публикуются на страницах «УГ». Может быть, они
вдохновят вас, уважаемые читатели, на свой блестящий урок, который станет участником конкурса 2007 года? Его условия вы можете узнать на сайте www.ug.ru
Впервые в Белгородской области власти и руководство юридического института пошли на необычный эксперимент. Пятьдесят четыре подростка так называемой группы риска и тридцать воспитанников военно-патриотических клубов оказались в одной команде. Им предстояло прожить вместе целых десять дней на загородной учебной базе Белгородского юридического института. А руководить ими стали курсанты и адъюнкты милицейского вуза.
- Недавно школа перешла с пятидневки на шестидневку. Решение о переходе было не стопроц
ентным, более того, нас собирали на педсовет три раза: лишь на третий
раз было решено перейти на шестидневку. Может ли администрация заставить работать в субботу тех учителей, которые голосовали за пятидневку? Сколько согласно СанПиНам можно проводить уроков в субботу? Можно ли ставить в расписание субботних занятий такие предметы, как математика, информатика, технология?
Цели урока: систематизирование знаний по основополагающим понятиям темы «Здоровый образ жизни», совершенствование лексических навыков на уровне фразы и сверхфразового единства, расширение словарного зап
аса по теме, формирование целостного представления о понятии «здоровый образ жизни» и личностного отношения к нему. Оборудование: видео- и аудиомагнитофоны, телевизор, макет «дерева жизни», рисунки на тему «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни», раздаточный дидактический материал для индивидуальной и групповой работы, маркеры, эмблема «Двуликий Янус», черно-белые кружки для рефлексии содержания урока, коричневые и зеленые листочки для рефлексии
настроения.
Задача учителя-садовника — вырастить творческого учен
ика
Время предъявляет к нашим выпускникам новые т
ребования. Они должны уметь проявлять инициативу, гибко применять свои знания, сотрудничать с разными людьми... И мы, учителя, должны предложить ребятам новые формы деятельности, не ограничиваясь лишь классно-урочными занятиями. Один из вариантов такой деятельности — коллективный проект детей разного возраста, объединенных одной темой.
...Ты проводишь здесь такую значительную часть своей жизни. И со временем понимаешь, что не зря. Сколько всего увидишь, узнаешь, поймешь за девять (и тем более двенадцать) лет! Не скажу, что до
лгих лет.
Что такое знание? Знание есть нечто полезное, приобретенное
в ходе моей (и не только) умственной и физической деятельности. Это «нечто» можно назвать опытом. Как ни странно прозвучит данный вопрос, но что мы действительно знаем об опыте? Опыт необходимо постоянно приобретать, совершенствовать или забывать (в тех или иных ситуациях). Начальный опыт человек получает в младенчестве, когда учится говорить, ходить и т.д. Но ведь основную работу по созданию личности выполняют школа, учителя, которые в ней работают. Что же
такое школа? Я считаю, что школа — это не просто здан
ие, в котором мы получаем опыт, знания и т.д. Школа — это особый мир, в котором живет или жил каждый в свое время.
В Кречевицкой школе знают правду о военных поселениях
Летом 1831 года в Кречевицком военном поселении близ Новгорода произошла ссора. Унтер-офицер поссорился с любимой девушкой. Военный, человек пылкого нрава, выгнал любимую вон, и та отправилась пешком в Новгород. Однако в округе свирепствовала холера, и через карантинные заслоны девушку не пропустили... Унтер-офицер, совсем не обрадованный возвращением любимой, вновь при
казал ей уйти уже по другой дороге. Но и той дорогой девушка пройти не смогла: ее снова вернули. Можно представить себе возмущение унтер-офицера, когда, неся по поручению врача в казармы хлорную известь и бутылку серной кислоты, он вновь встретил на дороге мило улыбающуюся девицу. Только состоянием аффекта можно объяснить его последующие действия: ударив девушку, офицер в гневе пригрозил убить ее, если она не скроется с его глаз навсегда. Для наглядности военный положил на камень немного хлорной извести и облил
ее кислотой. Известь закипела, да еще появился газ, и неискушенная в химических опытах мадемуазель истошно завопила: «Караул! Травят!» Несдержанность унтер-офицера стоила жизни примерно сотне людей. Это происшествие стало началом жестокого бунта в военных аракчеевских поселениях на Новгородчине.
Я уже писал о встрече 29 мая с заместителем председателя Совета Федерации Михаилом Николаевым, в ходе которой обсуждался весь спектр проблем шахматного образования в России. И вот в начале сентября по инициативе Михаила Ефимовича
в Республике Саха прошел первый республиканский шахматный конгресс «Педагогика и шахматы», главной темой которого стало включение шахмат в учебную программу школ Якутии в качестве обязательного предмета. Место проведения и тематика конгресса были выбраны не случайно. 17 ноября 2000 года республиканским Минобразования был подписан приказ №01-08/1589 «О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутии)». Пункт
1 приказа гласил: «С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет «Шахматы» за счет часов по выбору». В п.2 приказа рекомендовался мой учебно-методический комплект «Шахматы — школе».
Очень часто работа в школьной самодеятельности сводится к тому, что текст спектаклей просто разучивается по ролям. При этом, как правило, новичок «прячется» за текст: пока он его произно
сит, он видит, чем занять себя на сцене, а как только текста нет, то
начинает чувствовать себя неуютно. Отсюда и привычка начинающих актеров поворачиваться спиной к зрителю. Это инстинктивное желание закрыться, отгородиться от взглядов.
Свою серию работ Роман ЕВСЕЕВ (Нижний Новгород) назвал по-английски: «Industrial Illusions» — «Индустриальные иллюзии». Она получила высокую оценку жюри на выставке «Молодые фотограф
ы России-2006» и в итоге была признана одной из лучших (номинация «Арт-фотография»). Выставка курировалась экспертами Национального проекта поддержки талантливой молодежи. Став лауреатом, Роман Евсеев получил право претендовать на президентскую премию в рамках проекта ПНП «Образование» в номинации «Художественное творчество».
Нина ГРОМЫКО, начальник отдела философии образования и эпистемологии НИИ ИСРОО, член Московского городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятель
ности в образовании Департамента образования Москвы, кандидат философ
ских наук: