Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N45 (10126) / 2006-11-07


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №45 (10126) / 2006-11-07

Новости:
Сигнал надежды из Белого домаНа татами все равныИзвестна десятка лучших школ РоссииПобедители отчитываются открытыми урокамиЗдоровьем нации должны заниматься профессионалыЛихачев соединил две столицыПодростков наградили за летние подвигиКино для всей семьиВопрос неделиШкола будущего обретает зримые чертыРасписание на завтраО выпускных балах думаем загодяАктиву тоже нужно учитьсяПремии Эльконина и Давыдова получат лучшиеБудущие менеджеры становятся педагогамиНевероятно, но фактКоротк о о главном

Статья номера

Счастливое число 866 О пользе «терний» на пути к звездам

 

К сожалению, в национальный проект школьные библиотекари не вошли. Но ведь это не повод, чтобы обойти проблему и не писать о ней. Поэтому несколько месяцев назад, в №21 от 23 мая 2006 года, «УГ» объявила конкурс эссе «Школьная библиотека —&nbs p;нацпроект». Мы получили более сорока писем — рассказы о роли школьной библиотеки, ее значении, о работе с библиотекарями, с детьми, роли чтения в становлении личности маленького человека. Конечно, при определении победителя было важно, чтобы присланный текст соответствовал жанру эссе, чтобы это был не просто рассказ о своей работе, но содержал размышления, конкретные предложения, связанные с ролью школьной библиотеки в национальном проекте. Наше жюри также обращало внимание и на стилистические «плюсы и минусы». В результате итоги конкурса распределились так: первое место — Ирина ГОЛУБЕВА (Ярославль, школа №68), второе — Ольга КРЕСТИНИНА (школа поселка Александро-Невск, Рязанская область), третье — Елена ДЕНИСОВА (Самара, школа №6). Редакция «УГ» поздравляет победителей и благодарит всех, кто принял участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы. И начинаем мы с э ссе победительницы Ирины Голубевой из Ярославля.

Письма

Дорога длиною в год

 Поговорим?

«Год назад закрыли нашу школу. И у нас возникла проблема подвоза детей в ту школу, которую мы выбрали. На решение нашего вопроса ушел ровно год. И вот наконец-то наши дети поехали в школу №5 города Кирова на школьном автобусе. У нас такая радость! Ну а как не поделиться ею с вами! Благодарны всем, кто нас поддерживал, принимал участие в решении сложного вопроса: в первую очередь спасибо «Учительской газете», Министерству образования Калужской области, лично Л.В.Архиповой, Т.Л.Курской. Признательны заместителю министра образования Г.И.Ловецкому, директору ГУ «Школьный автобус» М.Б.Обновленскому. Огромное спасибо главе МО «г. Киров и Кировский район» В.А.Абраменкову, заведующему отделом народного образования А.М.Погонину. Спасибо, что вошли в наше положение. Простите, что доставили вам неприятности, но мы боролись за благополучие своих детей. Директору кировской школы №5 Т.М.Горшковой за понимание и терпение — особый поклон».

Портрет

Литературный гурман

 В Ульяновской области школьники знают, что такое модель Мира

Могут ли современные дети с удовольствием читать классическую литературу и втайне от своих родителей мечтать о поступлении в театральный институт? Если они учатся у фило лога Екатерины УБА из звездной «пятерки» победителей конкурса «Учитель года России-2006» — тогда да. А тем, кто задумался над значением фамилии Уба, рекомендуем поискать корни в чувашском языке. Медведева она, если вдаваться в тонкости перевода.

Урок

Письмо для Лидии Макаровны,

 или Почему не любят нестандартных

Письма новгородской учительнице математики Лидии Голубинской пишут пачками. Пишут и складывают в пластмассовый почтовый ящик на учительском столе. За 12 лет писем накопилось в домашнем архиве Лидии Макаровны — целые тома! Письма по решению уравнений . Письма о трудных случаях умножения и деления. Письма об алгоритмах решения задач... «А каким способом мне еще узнать, поняли ли ученики трудную тему? — спрашивает Голубинская. — Не могу же я сказать: «Выучите от сих до сих, завтра спрошу!». Почему не может сказать? Об этом — мое письмо для Лидии Макаровны...

Школа

Семинары — каждую неделю!

 Методической службе Петрозаводска — 80 лет

Цифры — упрямая вещь. За последние годы учителя Петрозаводска все чаще обращаются в городской Центр развития образ ования. Если в 2001 году лишь 20 процентов учителей города посещ али методические объединения, то в 2005-м — уже более 80 процентов! Анонимное анкетирование показывает, что методическими услугами ЦРО удовлетворены 90 процентов участников семинаров. Читаю эти анкеты и поражаюсь. А еще говорят, что учителям ничего не надо, только бы зарплату повысили. Это само собой, но еще педагоги хотят, чтобы в государстве изменилось отношение к образованию. И чтобы семинары по повышению квалификации устраивали... каждую неделю!

Директорский клуб

Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы № 155 города Омска:

 Праздник жизни

48 школ Омской области — победители регионального конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование» — стали обладателями государственной поддержки в миллион рублей. Дополнительно по поручению губернатора Леонида Полежаева из регионального бюджета каждой школе-победительнице выделено 312,5 тысячи рублей.

Общественная экспертиза

Надо ли менять критерии отбора?

 

На прошлой неделе в Минобрнауки России прошло заседание Межведомственной рабочей группы (МРГ) по реализации приоритетного национального проекта «Образование» при Совете при Президенте РФ . Главной его темой стало жаркое обсуждение: надо ли вносить изменени я в существующие критерии конкурсного отбора инновационных школ и лучших учителей. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко настоятельно рекомендовал внести по итогам первого года реализации нацпроекта все необходимые коррективы в критерии отбора, а потом вынести доработанные критерии на общественное обсуждение, дабы в следующем году конкурсы стали еще более массовыми и демократичными. «Общественная экспертиза» «УГ» начинает публикацию конкретных предложений по изменению критериев конкурсного отбора педагогов, школ и вузов.

Акция «УГ»

Ушли на фронт молодыми

 

Перед сам ым началом нового учебного года на страницах нашей газеты стартовала новая патриотическая акция под названием «Ушли на фронт молодыми» («УГ» №35, 29.08.06). Мы попросили обратить на нее внимание не только членов исторических, литературных, краеведческих кружков, школьных музеев и юных корреспондентов, членов ученических пресс-центров, но и вообще всех неравнодушных ребят. Смысл этой акции — создать коллективный портрет тех, кто чуть ли не с выпускного бала вашей школы ушел в июне 41-го воевать с фашистами. Именно вашей школы! Городские поисковые отряды могут выбрать любую. Понимаем, что это непросто, ведь для того чтобы написать такой портрет, нужно провести серьезную исследовательскую работу.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Взимается ли подоходный налог с президентской премии лучшим учителям?

Экономика

Стимул есть

 А деньги найдутся

Идея поддержки лидеров системы образования, заложенная в приоритетном национальном проекте «Образование», безусловно, актуальна и востребована. Наверняка поддержка талантливого учителя на уровне государства не только создаст систему поощрения лучших учителей, но и позволит простимулировать дальнейшую творческую работу педагогов. Однако труд учителя должен быть оценен не только раз в году, хотя и это необход имо, но и постоянно — в процессе каждодневной работы. Речь идет в первую очередь о надтарифном фонде образовательного учреждения. Зачастую стремление разделить пирог поровну приводит к полному отсутствию возможности отметить достижения педагогов и их учеников.

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной системы образования

 Что и как нужно делать

6.3. Структура органа управления в условиях децентрализации. В предыдущем разделе мы кратко затронули вопросы перехода от прямых воздействий органов управления образованием на образовательные учреждения к нормативным, от командно-административной модели управления к ситуации, когда органы управления «не кома ндуют», а «задают правила игры». Обобщенно этот процесс можно назвать децентрализацией.

Социальная защита

Парадокс унечской Аленовки

 Без дороги плохо, а с дорогой может быть еще хуже

Сегодня ломается много копий по поводу финансирования школ. Одна из основных единиц расчета — количество учеников. Разумно! Но что будет с сельскими малокомплектными школами? Их закроют? Предпосылки для этого есть: в действии программа «Школьный автобус». Закрыть школу гораздо дешевле, чем поддерживать этот, порой единственный, островок культуры в селе. На Брянщине 596 сельских школ. Из них средних общеобразовательных — 309, основных — 201 и 86 начальных. Причем в половине основных школ обучаются по 40 учеников и меньше. «Закроем школу — умрет село!» — не раз повторял губернатор Брянской области Николай Денин. В результате и в прошлом, и в нынешнем учебном году ни одна сельская школа не прекратила работу.

Здоровье

Татьяна ЮДИНА, член Международной ассоциации терапевтов, руководитель программы «Женское здоровье»:

 Погреться на солнышке, поесть морковку

Как правило, учителя приходят на прием ко врач у, когда болезнь уже сильно запущена. Установка на здоровье &mda sh; это замечательно, но, если «процесс пошел», надо принимать меры. Понять, когда пришла пора «сдаваться», поможет зеркало.

Профессиональное образование

Вот эта улица, вот этот дом

 Россошанский педколледж приглашает выпускников на день рождения

Улица Пролетарская, небольшое двухэтажное здание. Родное и до боли знакомое — в нем прошли самые лучшие годы! Годы молодости многих юношей и девушек, ставших впоследствии серьезными и строгими учителями. Хочется снова возвратиться сюда на миг, войти в аудиторию и слушать своего любимого преподавателя. И конечно, вспоминать &m dash; о первом уроке, о первой, поставленной в настоящий школьный журнал отметке, о первом «учительском» звонке...

Наука

Традиция — великое дело

 Первый шаг сделан. Что дальше?

Если бы вы попали 27 октября в Фундаментальную библиотеку МГУ, глаза бы разбежались: тут роботы в футбол играют, там — фотовыставка, где главные герои — насекомые: мухи, гусеницы, муравьи, пауки, бабочки, а рядом — книги разных научных издательств... Здесь прошло открытие первого в России фестиваля науки, который почтил своим присутствием мэр столицы Юрий Луж ков. Заметим, что родоначальником этой традиции была Англия, и там по добный фестиваль прошел... в 1831 году! Потом традицию подхватили другие страны.

А вы читали?

Слепой слух

 Грамматика любви против географии варварства

Почему детям скучно читать русскую классику? В первой части этой статьи («УГ» №38 от 19 сентября) я писал, что языковая культура современного школьника, видимо, определяется не столько знанием значений слов, сколько умением эти слова понимать, то есть разворачивать в сознании именно те образы, которые эти слова породили. Ребенок должен иметь с автором текста хоть какие-то общие представления, кроме языковых. Таких общих представлений (общих воспоминаний детства, если хотите) у российских школьников и студентов XXI века и у русских писателей XIX-XX веков остается все меньше. Значит ли это, что большая часть русской литературной (да и другой) классики уже сегодня остается непонятой, а следовательно, не востребованной большинством школьников России?

Из первых рук

О конкурсе работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования

 

Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования объявляет конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Фе дерации 2007 года в области образования. Представление работ должно п роизводиться в соответствии с публикуемым Порядком представления работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования.

Родина

Осенний вечер в Тарханах

 Путешествие в век романтиков и поэтов

В музее-заповеднике «Тарханы» я впервые. Если бы не подъезжающие автобусы и автомашины, пестрые группы экскурсантов у ворот старинной усадьбы, то можно подумать, что ты на сказочном ковре-самолете перенесся в далекий XIX век — век романтиков и поэтов. На лугу у дороги, не обращая внимания на шумных пришельцев, пощипывают осеннюю траву статные кони. На пруду у самого бер ега, завершив свой рабочий сезон, застыли прогулочные лодки. Вдалеке, чуть покачиваясь, катится фаэтон.

«УГ»-Москва: Отцы и дети

Нет чувства Родины — нет гражданина.

 Нет гражданина — нет страны

Владимир ДОЛГИХ, председатель Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов:

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное