Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N34 (10115) / 2006-08-22


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №34 (10115) / 2006-08-22

Новости:
В классах темно, холодно и страшноК учебному году готовыМинфин преподнесет первосентябрьский «подарок»Птица ФениксМинфин преподнесет первосентябрьский «подарок»Поздравляем!Я бы в сварщики пошел...Ар гентина ждет!Школьный инспектор научит уважать законВ электронном дневнике двойку не сотрешьБудущие олимпийцы совмещают отдых с тренировкамиНу, кариес, погоди! От Чукотки до КамчаткиНе только буква, но и духГоворим в СетиВопрос неделиЯрмарка пела, плясала, принима ла гостей и помогала готовиться к новому учебному годуС миру по каплеКаждому кадету  — свое менюИ врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова!ОфициальноПоговорим о качестве, коллеги!Горячая линия

Методическая кухня: Педагогические технологии

Мифы и рифы

 З аочные курсы повышения квалификации. Занятие 9. Проекты и исследования

Входное тестирование. 1. Какие из перечисленных работ являются проектами, а какие — исследованиями? «Благотворительный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны», «Выпуск школьного журнала», «Демографический портрет школы», «Дизайн альпийской горки», «Зависимость успеваемости учащихся от техники чтения», «Изучение субпопуляции бродячих собак», «История страны в экспонатах школьного музея», «Картотека психологических портретов учеников школы», «Оформление школьных рекреаций», «Экологический мониторинг уровня радиационного фона», «Экспериментальная проверка наличия у собак цветового зрения». 2. На чем основано ваше мнение?

Письма

Это надо же так в свою школу влюбиться...

 Энтузиаст своего дела

«Время выбрало нас зажигать души-свечи...» Эти строки из песни очень точно говорят о предназначении педагога. Учитель русского языка и литературы высшей категории нижнеомской средней общеобразовательной школы №1 Ольга Алексеевна Велитченко живет в ногу со временем и всегда в курсе всех инноваций образовательного процесса. В своей работе она использует современные образовательные технологии, участвует в педагогическом эксперименте по апробации нового базисного учебного плана школы, ведению элективных курсов, таких, например, как «Русское правописание. 11 класс», «Поэтика художественного слова. Основ ы лингвоанализа. 9, 10 классы».

Методическая кухня: Информационные технологии

Домик, деревце — это скучно

 На 17-й конференции ИТО-Троицк рассказывали, как сделать учебу красочной и эффективной

В преддверии осенней московской конференции «Информационные технологии в образовании» проходит летняя подмосковная «Применение новых технологий в образовании» в Троицке. Это одна из самых старинных конференций в этой сфере — первый троицкий сбор учителей, специалистов в области образования состоялся в 1990 году. А косвенной причиной его, в свою очередь, стало открытие в 1986-м Московского областного общественного фонда новых техно логий в образовании «Байтик», оснащенного по последнему слову тогдашней техники. Однако провинциальной, малочисленной, скучной конференцию ИТО-Троицк назвать никак нельзя. 17 лет подряд сюда продолжают съезжаться лучшие умы со всей России, еще несколько лет назад в гости захаживали деятели IT из США, Англии, Голландии. В этом году на ИТО-Троицк было заявлено 264 доклада. А выставочные стенды, пусть и не столь многочисленные, как на ИТО осенней, активно осаждал народ.

Методическая кухня: Литература

Мир сквозь притчу

 Материалы к уроку внеклассного чтения в 9-м классе

Данный урок внеклассного чтения можно провести после изучения программных произведений в 9-м классе. Занятие отличается автономностью и законченностью. Не требуется специальной подготовки учащихся. Все художественные тексты притч небольшого объема, и их можно прочитать на уроке. Целесообразность проведения такого урока в конце учебного года объясняется тем, что на уроке достаточно быстро закрепляются основные понятия литературоведческого анализа. Кроме того, рассмотрение проблемы соавторства в притче требует определенной филологической подготовки школьников. Практическая польза урока — подготовка учеников к восприятию более сложных историко-литературных и поэтических проблем в 10-м классе, например, проблемы восприятия художественного текста в полифоническом звучании при изучении романов Ф.М.Достоевского.

Методическая кухня: Математика

...И никакого мошенничества!

 Устный счет и фокусы вместо калькулятора

«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным», — сказал как-то Блeз Паскаль. С этим нельзя не согласиться. Мы пришли к выводу, что у современных детей все меньше желания учить таблицу умножения, производить устные вычисления. Иногда доходит до абсурда: два на два умножают на калькуляторе! Чтобы заинтересовать учеников 5-7-х классов устным счетом, мы придумываем всевозможные карточки: «Угадай слово», «Математические диктанты», занимательные таблицы. Вначале считают с удовольствием, затем, когда познакомятся со всеми карточками, интерес пропадает. Сразу становится понятно — нужно придумать что-то новое.

Методическая кухня: Начальные классы

Обновка для кубика

 Формирование воображения и пространственного мышления малышей на уроках геометрии

Геометрия как наука давно и прочно вошла в систему общего образования. Нашей школе давно следовало бы взять на вооружение принцип, который можно сформулировать, перефразировав платоновское изречение: «Не знающий геометрии не выпускается (из школы)». Причем здесь имеются в виду не столько специальные знания, предусмотренные программой, сколько тот, ничем пока не заменимый эффект, который имеет для общего развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.

Методическая кухня: История

К смертной казни...

 Урок-суд в 11-м классе на тему «Нюрнбергский процесс»

Цели: 1. Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса — первого в мире процесса, осудившего преступления против человечества. 2. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника. 3. Воспитывать у детей неприятие войны как средства решения международных конфликтов, понимание неизбежности расплаты за преступления против человечества.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Дает ли звание «старший учитель» право на присвоение звания «Ветеран труда»? В каком правительственном документе есть на это прямое указание?

Методическая кухня: Творчество

Взгляд сквозь каплю

 Интерес к творчеству растет вместе с юными авторами

Наталья Викторовна БОГДАНОВА — верный и давний автор нашей газеты, необыкновенно творческий педагог, увлеченный и очарованный ребятами, которые «попадают в ее руки». За годы работы в школе у Натальи Викторовны сложилась с воя система работы с детьми. Если изложить этот опыт сухим аналитическим языком, получается вот такая таблица (см. табл. «Условия для развития творческих способностей учащихся»). Раскрывать отдельные графы этой таблицы и комментировать их Наталья Викторовна будет постепенно на страницах «Методической кухни». А начать она решила с индивидуальных проектов. Слово — автору.

Методическая кухня: Новое поколение

Милый дядя Чикатило

 Знайте: избежать насилия можно!

Предлагаем вашему вниманию несколько глав из краткого курса «Стратегия безопасности». Эта работа получила медал ь Галуа на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» в 2006 году. Брошюра была опубликована московским клубом учителей «Доживем до понедельника» в рамках издательской программы «Образование нового поколения». Автор курса Анна Черевко понимает, что дать правила на все случаи жизни невозможно. Ребенок должен уметь, пользуясь стратегией безопасности, находить выход из сложившейся ситуации, в том числе криминогенной. «Стратегия безопасности» обращена ко всем — бабушкам, дедушкам, папам, мамам, учителям, специалистам, детям.

Методическая кухня: Конкурс

Сто к одному

 В этом году на конкурсе «Лучшие школы России» царит беспрецедентная конкуренция

Конкурс «Лучшие школы России» стартовал в этом году в третий раз. Учредители состязания: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета», автономная некоммерческая организация «Федерация Интернет Образования», некоммерческая организация «Фонд поддержки российского учительства», некоммерческое партнерство «Ассоциация лучших школ». Такая крепкая команда — залог того, что в этом году нас ждет новая россыпь ярких школ, творческих педколлективов.

Методичес кая кухня: Семинар

Телевидение: развлекает, убивает, врет

 На экспертной сессии по информационным технологиям завучи собирали... букеты

Прошедший в московской средней школе №1365 с углубленным изучением английского языка аналитический семинар «Информационные технологии как механизм повышения качества начального образования» для заместителей директоров 1-й ступени школ Южного округа столицы заметно отличался от стандартного мероприятия: не было пленарной части с докладами, участники не расходились для работы по секциям и не собирались вновь, чтобы проголосовать за проект резолюции. Семинар проходил в форме экспертной сессии. А итогом работы стал... букет.

Методическая к ухня: Дополнительное образование

Пока я здесь живу...

 Экологическая тропа: лес хранит, ребят учит, гостей привечает

Жила-была школа в деревне Шуя Валдайского района Новгородской области. Маленькая деревенская школа располагалась среди невиданной роскоши и богатства. Где еще в одной и той же местности в радиусе 10 километров найдется такое богатейшее сочетание леса, луга, рек и болот; разнообразие трав, деревьев, животных, рыб, птиц... А говоря чуть иначе, словами крупнейших российских ученых-биологов, готовящих сейчас материалы для включения в Список всемирного природного наследия части территории Валдайского района, здесь, например, «проходит граница южно-таежных и хвойно-широколиственных лесов, и наибольшую ценность представляют малонарушенные лесные естественные эк осистемы...».

Личность

Все продам — гармонь оставлю

 О том, как помочь любой неустроенной душе

Два десятилетия передача «Играй, гармонь» собирает у экранов телевизоров миллионы поклонников гармони, а впервые она появилась на ЦТ 15 февраля 1986 года под названием «Играй, гармонь сибирская!». Когда все затевалось, наверное, и сам автор — Геннадий Заволокин, безвременно ушедший от нас, — не ожидал, что она обретет такое звучание. Но он сумел уловить настроение людей, собрать единомышленников и вовремя подхватить их душевный порыв. Не последним обстоятельством оказалась и его собственная любовь к этому инстру менту.

«УГ»-Москва: От первого лица

В детский сад принимают по-новому

 

В Москве сегодня работают 1864 государственных дошкольных учреждения, 147 общеобразовательных учреждений, имеющих дошкольные группы в своей структуре, а также сеть ведомственных ДОУ, которая в последние годы уменьшилась в 10 раз.

«УГ»-Москва: Лучшие учителя москвы

Стань муз ыкой, жизнь!

 Говорят ученики Татьяны КИЧАК

Первое место в рейтинге победителей Премии Президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» заняла учитель музыки и мировой художественной культуры гимназии №1518 Северо-Восточного округа столицы Татьяна Кичак. В канун нового учебного года Татьяна Николаевна отвечает на вопросы «Учительской газеты»-Москва».

«УГ»-Москва: Лучшие школы Москвы

Финансисты против Путина

 Политика Минфина жестко противоречит политике президента и мэра Москвы

Первой в ре йтинге инновационных школ Москвы стала победительница конкурса в рамках национального проекта «Образование» школа №548, которая широко известна как Центр образования «Царицыно». Наша газета не раз весьма подробно рассказывала об этой школе и ее директоре Ефиме РАЧЕВСКОМ. На этот раз мы выбрали иную тему для разговора, поскольку именно Ефим Лазаревич был в числе тех известных московских педагогов и ученых, которые вошли в рабочую группу по созданию проекта концепции московской «Школы будущего».

«УГ»-Москва: Высшая школа

Жизнь требует психолога

 Московский опыт психологизации о бщества

В нынешнем году конкурс по специальности «психология» в Московском городском психолого-педагогическом университете был выше, чем в МГУ и других самых престижных федеральных вузах, дойдя до 10,5 человека на место. Почему? На этот и другие вопросы мы попросили ответить ректора МГППУ доктора психологических наук Виталия РУБЦОВА.

«УГ»-Москва: Профессиональное образование

Зачем платить, если не заказываешь музыку?

 К выполнению госзаказа готовы

Создание в Москве вместо двухсот учреждений начального и среднего профессионального образования 62 колледжей вызвало в стране состояние, близкое к шоку. Поражала та смелость, с ко торой столица пошла на этот весьма непростой шаг. Сделано это было, во-первых, чтобы поднять профессиональную подготовку молодежи на более высокий уровень и сделать ее более качественной, во-вторых, изменить отношение работодателей к работе профобразования. Игра, как говорится, стоила свеч, поскольку в столице заказчики кадров уже оказывают содействие колледжам, а те стараются удовлетворять их потребности в специалистах. Переход на госзаказ по подготовке кадров уже оформлен и законодательно в законе «О развитии начального и среднего профессионального образования в Москве». Накануне нового учебного года уже можно подвести некоторые итоги и наметить планы на будущее.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное